Киевская русь история возникновения: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Теории возникновения государственности на Руси. Дунайская теория



В данной статье установлены основные проблемы теорий возникновения государственности на Руси. Обосновывается идея об антинорманнской теории возникновения государственного строя на территории проживания восточных славян. Прослеживается причинно-следственная связь «призвания варяг» для управления на русской земле. Значительное внимание уделяется опровержению норманнской теории.

Ключевые слова: Русь, Киев, норманнская теория, Киевская Русь, Днепр, Константинополь.

Искоренять, убеждения, формировавшиеся у человека на протяжении всей его жизни, сложно, а иногда и вовсе невозможно. Важно не просто высказать свое отношение к проблеме, но и научно обосновать и конструктивно изложить свои мысли. А тенденции и теории, в которые человечество верило веками, опровергнуть в стократ сложнее. История показывает и доказывает, что большинство человеческих верований были заблуждениями.

К такому заблуждению относится так называемая «норманнская» теория, согласно которой, существовало скандинавское племя, называемое в разных письменных источниках по-разному (руотси, Русь, Русы), которое, якобы принесло «государство», культуру и даже название территории, которое известно нам как Русь, а в настоящее время именуемое Россией.

Несмотря на историческую обоснованность несостоятельности норманнской теории, находятся авторы и развязные лекторы, которые неисправимо доказывают историю о призвании германцев, что слово «Русь» происходит от названия племени «руотси», которым они себя якобы именовали, о владычестве германцев на Волге и Каме и т. д.

Начиная разбирать этот вопрос, вспомним, откуда же появилась Русь и была ли вообще Киевская Русь.

Центром Русской земли был город Киев, находившийся на берегу одной из крупнейших рек Европы — Днепра. Город был основам тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью. Из-за географического положения, климатических условий, переложной системы земледелия, Киев впоследствии стал важнейшим культурным и торговыми центром Руси. По названию столицы русского государства ученые в дальнейшем будут именовать его Киевской Русью. Сами восточные славяне, проживавшие на той территории, не называли своё государство Киевской Русью, а именовали его как «Русь» или «русская земля».

Первое упоминание «Руси» приходится на V-VII века. В летописях греческих летописях племя между Днепром и Днестром названо скифами, сарманами, в работах готских летописцев — россоманами, т. е. светлыми людьми, а арабы именовали их русью. Но абсолютно точно речь шла об одном и том же народе.

Но данным Византийских летописей датировано, что в 860 году Русь напала на Константинополь. «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Из Византийских источников вытекает, что этот грабительский набег славян закончился капитуляцией русов и фактической победой христиан. Обстановка в Константинополе накануне нашествия русов была напряженной: велись ожесточенные бои с арабами в Малой Азии, часть армии была уведена византийским императором Михаилом III на войну. Поэтому, несмотря на хорошие для того времени оборонительные сооружения, нападение с Черного моря было крайней неожиданностью для жителей. В многих письменных источниках сообщалось о больших размерах кораблей, вместимостью 30–40 человек — типичные для викингов, прибывших с северной стороны. Но на деле огромные корабли не смогли бы проплыть через днепровские и донские пороги, которые контролировали хазары. Высадившись, воины стали ожесточенно грабить пригороды, захватывать людей. Не дойдя до столицы, русы отступили. Причины их ухода неизвестны. Одни ученые предполагают, что «народу с севера» было достаточно богатой наживы, другие считают, что они побоялись подхода византийских войск, но вопрос до сих пор остается открытым.

После похода Руси на Константинополь, дабы прекратить междоусобицу среди местных племен на славянской земле, было принято решение пригласить царя со стороны. Со слов летописца Нестора: «В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Точная этническая принадлежность варягов неизвестна до сих пор. Предположительно они были скандинавами: шведами, англичанами, норвежцами либо готланцами, но однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, из-за скудного описания этого народа в различных мировых летописях. Версия о том, что варяги были скандинавами, полностью противоречит письменным источникам, указывающим, что варяги жили на южных берегах Балтийского моря и четко отделялись от скандинавов.

Но в исторической науке долгое время ведутся дискуссии об этом событии. Споры возникают из-за отсутствия общепринятой точки зрения на датировку этого события и конкретных обстоятельств. Так же появляется вопрос: «А было ли само призвание?».

По свидетельствам наиболее раннее дошедшей до нас летописи Нестора Летописца «Повесть временных лет», датированная XII веком, ученые отстаивали норманнскую теорию возникновения государственности на Руси. Согласно этой теории, восточные славяне не могли создать государство и поэтому были вынуждены прибегнуть к помощи западных приглашенных. Данная тенденция указывает на якобы безграмотность, отсталость и историческую обреченность славян.

Ныне историки аргументированно доказали полную несостоятельность и нелогичность норманнской теории, и возникновение государственности на Руси еще задолго до «призвания варяг». Скандинавия в IX веке отставала от Руси во всех планах. Они не знали в то время ни о княжеской либо королевской власти, не имели представления о государственных образованиях. Данные о викингах, появляются в летописных сводах крайне редко, и характеризуют их, как народ воинственный, грабящий и крушащий. Политическое объедение скандинавских народов произойдет только с концом эпохи викингов, то есть в условно в 1066 году. А само «призвание», якобы произойдет почти на два столетия раньше (862 год)

Так сложилось две теории появления «государства» и поднятия «культуры» на славянских землях:

Таблица 1

Теория

Норманнская

Дунайская (антинорманнская)

Описание теории

Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян

Отрицает роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение

Сторонники теории

Г. З. Байер

А. Л. Шлецер

Г. Ф. Миллер

Н. М. Карамзин

С. М. Соловьев

М. В. Ломоносов

Б. А. Рыбаков

На каких же основаниях «держится» норманнская теория?

  1. Известия из летописного свода «Повесть временных лет».

Нелишним будет указать, что источник был написан в 1117 — почти через три века после событий о «призвании». Историческое общество антинорманнистов указывает на неверный перевод и толкования некоторых частей летописи. Классический пример: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдете княжить и володеть нами». Так говорили посланцы северных племен братьям-варягам во главе с Рюриком. Поняли так: «а порядка в ней нет». Не только неверно перевели, но и возвели эти слова в принцип всей нации, создали своего рода «кредо», что руссам органически свойствен беспорядок. Отсюда родился бессмертный припев в «Истории России от Гостомысла и до наших дней» А. К. Толстого:

Ведь немцы тароваты,

Им ведом мрак и свет.

Земля у нас богата,

Порядка только нет.

«И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: «Се буди мати градом Руським!» Еще в 1953 г. Пушкарев толковал это место так: «По рассказу летописи, он предсказал Киеву великое будущее, сказавши: “Се буде мати градом Русским!”» Ни о каком предсказании здесь не может быть и речи: Олег пророчествами не занимался, а, севши в Киеве, приказал считать этот город столицей Руси (мати городом). Ничего легендарного в этом сообщении летописи нет, есть подтвержденный историей факт, что после захвата Киева последний стал столицей объединенных государств — Киевского и Новгородского. Наконец, нечего было предсказывать Киеву великое будущее: Киев уже в то время был самым крупным и древним городом Южной Руси.

«И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по себе всю Русь, и придоша». Некоторые понимали дословно, что «Рюриковичи» переехали в Восточную Европу со всем племенем. Но нелепость переезда за море целого племени, переезда, технически в те времена неосуществимого, к тому же бесследного, никем не отмеченного, была настолько очевидной, что в конце концов от этого толкования отказались и сами норманнисты.

  1. Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным.

Путь из Варяг в Грецию, описанный в нашей летописи, нисколько не может подкрепить норманнскую теорию, ибо это описание относится не к IX, а к XI веку. Константин Багрянородный, описывая тот же путь в X веке, начинает его от Новгорода и о Варангах ничего не упоминает. Приведенные им русские имена порогов не могут быть объясняемы из скандинавских языков исключительно. Норманны могли плавать по Днепру только после основания Русского государства, находясь в службе русских князей или под покровительством, следовательно, тогда, когда русские имена порогов уже существовали. Так же схожи некоторые имена первых князей и дружинников. Это совершенно естественно при общности многих имен у славянских и германских народов, при долгом сожительстве Готов и Руссов (Роксалан) в Восточной Европе, а также при исконном сожительстве Готов и Славян на Южном берегу Балтийского моря. Но доказать, что они не только исключительно, но и преимущественно скандинавские, не могут никакие натяжки.

  1. Известия арабских писателей.

Из массы арабских свидетельств о Руссах норманнисты отыскали только одно выражение в свою пользу: «в 844 году язычники, именуемые Русью разграбили Севилью». Но это явная ошибка, как уже давно доказано, и умеренные норманисты не стоят за такое странное свидетельство (см. Замеч. г. Куника на Исслед. Гедеонова). Арабские писатели IX и X веков имели до того темные понятия о географии и этнографии северной Европы, что причисляли ее жителей к известному им ближайшему народу Русь; а Балтийское море считали рукавом, соединяющим Черное море с Западным океаном, и потому слух о нападении каких-то северных варваров на Испанию, АльКатиб или его позднейший списатель отнес к Руси, так как имя ее около того времени сделалось громким, вследствие набегов на берега Черного и Каспийского морей. (Туземцы Америки до сих пор для нас Индийцы, вследствие географической ошибки Колумба.) Эта Севильская Русь теряет всякий смысл в ряду многих других арабских известий, указывающих на Русь туземную и славянскую.

На самом деле это лишь малая часть аргументов, которые можно привести в опровержение норманнской теории и укрепление дунайской теории возникновения государственности на Руси. Многочисленные споры и дискуссии будут еще долгое время подниматься на исторических конференциях, но рано или поздно мировое историческое общество придет к общему консенсусу. Остается только ждать.

Литература:

  1. Сахаров А. Н. «История России с древнейших времен до наших дней». — ISBN 978–5–392–26702–6. — М.: Проспект, 2018. — 864 с.
  2. Лесной С. Русь, откуда ты?. — ISBN 5–87942–007–8. — Ростов-на-Дону: Квадрат, 1995. — 150 с.
  3. Иловайский Д. И. Начало Руси. — ISBN: 978–5–4444–7950–6. — Ростов-на-Дону: ВЕЧЕ, 2015. — 320 с.
  4. Ломоносов М. В. Древняя российская история. — ISBN: 978–5–699–51164–8. — М.: Эксмо, 2011. — 272 с.
  5. Бибиков М. Б. Часть II. Византийские источники.. — ISBN 5–91040–260–3. — М.: Логос, 1999. — 608 с.
  6. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Повесть временных лет. — ISBN 5–02–028305–3. — Санкт-Петербург: Наука, 1996. — 667 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, Киев, норманнская теория, Днепр, Киевская Русь, Константинополь, Варяг, век, Русская земля, Восточная Европа.

Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь в IX–XII веках. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси в IX – XII веках. | Конспекты лекций История России (Отечественная история)

Скачай Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь в IX–XII веках. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси в IX – XII веках. и еще Конспекты лекций в формате PDF История России (Отечественная история) только на Docsity! Лекция_тема_№2_конспект Лекция 2. Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь в IX–XII веках. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси в IX – XII веках. В 9 веке у восточных славян появляется государство, которое охватило территорию от Ладожского озера до Черного моря и от Карпат до Средней Волги и объединило в себе 15 восточнославянских племен. В исторической науке существуют дискуссии по проблеме образования Древнерусского государства. Норманнская теория: Русское государство создали норманны – скандинавские викинги (варяги). Авторы теории: Построение о возникновении Русского государства в результате «призвания варягов» было сконструировано еще на рубеже XI-XII вв. составителем Начальной летописи. Байер в XVIII в. изложил его в наукообразной форме. Теорию поддержали: Миллер, Шлецер, Карамзин, Ключевский, Погодин и др. . Аргументы: 1. летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. 1. восточные славяне не могли создать государство вследствие своей отсталости. 3. варяги (норманны) были более развитым народом, имели своё княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде. 4. вещественные источники, свидетельствующие о присутствии варягов на территории Древней Руси (захоронение, оружие, предметы быта). 5. имена первых киевских князей имеют скандинавское происхождение. 6. «варяги» и тождественные им «русы» — скандинавы (Норвегия, Швеция, Дания). Это слова скандинавского происхождения. «русь» (с древнешвед. – гребцы) названия дружины первых русских князей (русов), основу которых составляли норманны. Название государства произошло от древнешведского слова «рус» (гребцы) — названия правящей верхушки (князя и дружины) скандинавского происхождения. Варяги (от«вэринг») – наемники, служившие киевскому князю. Антинорманнская теория Государство создали сами славяне (варяги и тождественные им русы – славяне), киевские князья имеют славянское происхождение. Происхождение термина «Русь». Так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в середине 1 тыс. н.э. в районе р. Рось (притока Днепра) южнее Киева. (М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин). Родоначальник теории – М. Ломоносов. (С. Гедеонов, Д. Иловайский) Время возникновения теории – XVIII в. В любом случае в летописи не идет речь о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Советские историки доказали: государство у восточных славян возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов. Аргументация: 1. В IX веке у восточных славян сложились предпосылки к образованию государства и элементы государственности (признаки государства) ž У восточных славян уже существовало неравенство ž Развитие производительных сил восточнославянских племен; ž Переход от родовой общины к соседской (территориальной) ž Развитие промыслов, ремесел, торговли, в т.ч. международной ž Складывание межплеменных союзов ž Складывание племенных княжений и их центров ž Огромные территории с границами ž Происходило выделение племенной знати ž Начала складываться система управления ž Увеличилась роль дружины и уменьшилось значение народного ополчения 2. До образования государства «Киевская Русь» уже существовали крупные объединения славянских племен: Куяба (или Куява) в районе Киева, Славия (около озера Ильмень), Артания (Рязань, Чернигов) 3. Варяги находились на той же стадии развития, что и славяне Центристская теория – государство у восточных славян возникло в ходе их длительного развития, которое возглавили скандинавские князья. Все предпосылки к образованию государства в славянском обществе уже сложились. Оставалось сделать завершающий шаг – наладить новый механизм властвования, что и было осуществлено. Призвание варягов стимулировало процесс образования государства на Руси. Нет ничего удивительного в самом факте призвания иноземных князей: раннеклассовое государство рождается всегда в острой и кровопролитной междоусобной борьбе, и одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может стать приглашение некоей третьей силы. Вероятно и оформление насильственного захвата власти варягами в качестве акта «добровольного» призвания. В любом случае в летописи не идет речь о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Экономическая основа объединения – торговый путь «из варяг в греки». Толчком для славянского объединения стала внешняя опасность на юге и севере (необходимость объединения для отражения набегов хазар, норманнов). . Призвание варягов стимулировало процесс образования государства на Руси (военная демократия викингов становилась организующим элементом в Европе, то есть Древняя Русь развивалась так же, как и Европа, она была ее частью. Какую роль сыграли варяги в истории древнерусского государства ?

Россия | Историческое введение от Киевской Руси до наших дней

Книга

Уорд, Си Джей, и Томпсон, Дж. М. (2021). Россия: историческое введение от Киевской Руси до наших дней (9-е изд.). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781003015512

АННОТАЦИЯ

В этом ясном изложении российской и советской истории представлены основные тенденции и события от Киевской Руси до президентства Владимира Путина в двадцать первом веке.

Непосредственно затрагивая спорные темы, эта книга рассматривает такие вопросы, как влияние монгольского завоевания, парадоксы Петра Великого, «неизбежность» революции 1917 года, сталинский террор и реформы Горбачева. Это новое девятое издание было дополнено обсуждением участия России в войне на Донбассе, восточной Украины, роли России в сирийской гражданской войне, подъема оппозиционера Алексея Навального, утверждения Владимира Путина в качестве «пожизненного президента», недавних событий. Отношения России с США, Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Европейским Союзом, а также современные социальные и культурные тенденции. Этот важнейший текст, отличающийся своей краткостью и дополненный существенно обновленными рекомендациями по чтению, включающими новые исследования о России и тщательно обновленный указатель, обеспечивает сбалансированное освещение всех периодов российской истории и включает в себя экономические, социальные и культурные события, а также политику и внешнюю политику. политика.

Подходящий как для студентов, так и для обычного читателя, интересующегося Россией, этот краткий единый том посвящен одной из самых значительных стран мира.

СОДЕРЖАНИЕ

глава 1|18 страниц

Введение

Древняя Русь и Киевская Русь

глава 2|16 страниц

Киевская Русь в кризисе и контакты с монголами, 6 1 1 глава 9 3 1029–104 16 страниц
Восстание Москвы, 1328–1533

глава 4|18 страниц

Российская империя и Смутное время, 1533–1618

глава 5|17 страниц

Образование Императорского Российского общества, 1613–1689

глава 6|15 страниц

19 9 Великая и загадка вестернизации, 1689–1725

глава 7|21 стр.

Изменение и преемственность, 1725–1801

глава 8|19 страниц

Самодержавие, инакомыслие и брожение, 1801–18215 глава 900| 23 страницы
Реформа, реакция и модернизация, 1855–1904 гг. Советское государство, 1917–1928 гг.