В г белинский: Родился литературный и театральный критик, историк и теоретик литературы и искусства Виссарион Григорьевич Белинский

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Русский публицист

Дата рождения: 11 июня 1811 года

Возраст: 211 год

Место рождения: крепость Свеаборг, Великое княжество Финляндское, Российская империя

Знак зодиака: Близнецы

Деятельность: Русский литературный критик.

Профессия: Критик

Подписаться

Содержание

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Литературная критика
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Смерть
  • 6. Библиография

Биография

Биография

Виссарион Белинский – яркий представитель русской критической мысли 19 века. Он стал основоположником этого художественного направления в России. Писатель поддерживал западнические идеи и опережал современную ему буржуазную мысль. Высочайшей оценки его труды удостоились спустя годы после кончины автора.

Детство и юность

Виссарион Григорьевич Белинский появился на свет в Финляндии 11 июня 1811 года в семье лекаря. Когда мальчику исполнилось 5 лет, Белинские покинули родные места и переехали в Пензенскую губернию. Здесь юный Виссарион изучал грамоту с местной учительницей, а затем начал посещать училище. В 1825-м он стал учеником местной гимназии. Русский язык и литература были главной любовью мальчика. Он впадал в забвение, когда зачитывался книгой или журналом.

Образование в уезде оставляло желать лучшего. Виссарион перестал посещать уроки, так как они не приносили желаемых познаний и удовлетворения. В 1825 году Белинский предпринял поездку в Москву, где поступил на словесный факультет главного университета города. У семьи не хватало финансов, чтобы поддерживать сына, но это не останавливало его. Самонадеянный юноша жил впроголодь до тех пор, пока ему не назначили стипендию. Образование Белинский получал за казенный счет.

Постепенно вокруг интеллигентного молодого человека собрался небольшой кружок. В его крохотной комнате университетского общежития встречались Александр Герцен, Николай Станкевич, Николай Огарев и другие любители литературы и философии. Приятели обсуждали различные произведения, делились взглядами на политическую ситуацию в стране, разговаривали о социальном устройстве и искусстве в России. Между собой студенты называли импровизированное объединение «Литературное общество 11 нумера».

Спустя год после начала обучения Белинский написал свое первое произведение. Им стала драма под названием «Дмитрий Калинин». Сочинение повествовало о проблемах крепостного права. Автор осуждал традиционные устои и помещичьи права.

После рассмотрения произведения цензурный комитет Московского университета запретил издавать его. Более того, студента стращали каторгой и ссылкой. За первым неудачным опытом последовали болезнь и отчисление. В 1832 году педагоги решили, что юноша имеет слишком слабое здоровье и скромные способности к обучению. Ему отказали в возможности получения образования. Денег у Белинского не было. Чтобы заработать на жизнь, он занялся литературными переводами и частными уроками.

Литературная критика

Начав самостоятельную жизнь, Белинский познакомился с Борисом Надеждиным, основателем журнала «Телескоп». Новый приятель предложил писателю скромную работу в виде переводов статей для издания. Постепенно нащупывая собственный путь, Белинский определился с делом жизни. В 1834 году вышла первая критическая статья писателя, ставшая фундаментом его карьеры.

Вместе с давно знакомым Станкевичем с 1833 года Виссарион Григорьевич посещал литературные кружки Константина Аксакова и Семена Селиванского. Писатель часто переезжал с одной квартиры на другую, так как его доходы оказались крайне скудны, а для литературной деятельности не было приспособленного пространства. Он временно останавливался у друзей: в квартире Бориса Надеждина, в доме Александра Сухово-Кобылина и даже жил в корпусе Московского Университета. К 1835 году Белинский получил работу секретарем у литератора Сергея Полторацкого.

В 1836-м журнал «Телескоп» закрылся, что практически уничтожило Белинского, бывшего на тот момент руководителем отдела критики. Только поддержка близких друзей позволяла литературному деятелю сводить концы с концами. Аксаков пригласил Белинского преподавать в Константиновский межевой институт, и в учебное время у мужчины была постоянная работа.

В том же году он получил место внештатного редактора журнала «Московский наблюдатель». Издание закрыли спустя 3 года, а Белинский вновь оказался не у дел и без средств к существованию. Его выручил Арсений Краевский, руководивший критическим отделом журнала «Отечественные записки». В редакции писатель сдружился с Василием Боткиным. Затем Белинский покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург.

Виссарион Григорьевич с юных лет интересовался философией, романтизмом в литературе, был протагонистом идей Гегеля и Шеллинга. С 1840 года он позволял себе резкие высказывания в адрес детерминистического прогресса, ставя судьбу конкретного человека превыше мировых судеб и интересов. Демонстрируя приверженность идеализму, Белинский был атеистом и в письмах Гоголю осуждал церковные традиции.

Биография автора безраздельно связана с литературной критикой. Патриот и западник, он был противником славянофильской идеи, воспевавшей патриархат и устаревшие устои. При этом писатель оказался яростным противником народничества. В своих работах он утверждал важность реалистических принципов в литературе.

Белинский был основоположником научного подхода в этом направлении и пропагандировал «натуральную школу». Ее основателем критик называл Николая Васильевича Гоголя.

Виссарион Григорьевич разделял духовную и физическую природу человека, видя источник прогресса в развитии сознания и прогрессивных идеях. Белинский говорил, что искусство представляет собой способность мыслить образно, и это едва ли не так же сложно, как мыслить логически.

Благодаря Виссариону Белинскому возникло литературоцентричное восприятие русской духовной культуры, а автор в ней обрел статус оратора, описывающего судьбу государства. Творческое наследие писателя заключается во множестве критических статей и описании состояния русской литературы в середине 19 века.

Личная жизнь

Несмотря на большое количество понимающих и участливых друзей, Белинский часто испытывал чувство одиночества и мечтал о настоящей семье. Нестабильное материальное положение и шаткое здоровье делали личную жизнь писателя еще более безрадостной.

Портреты Виссариона Белинского в молодости и зрелом возрасте
Возлюбленной Белинского стала Мария Васильевна Орлова. Они познакомились в период жизни Белинского в Москве и в 1842-м встретились вновь после разлуки. Орлова восхищалась творческими изысканиями критика и видела в нем новатора. Влюбленные вели переписку. В 1843 году Виссарион Григорьевич приехал к Марии Васильевне погостить на лето. Их трепетная нежная связь упрочилась, и писатель сделал предложение руки и сердца. Свадьба состоялась 12 ноября 1843-го в церкви Строительного училища. Шикарного торжества не было. Важный день отпраздновали домашним чаепитием.

Семейная жизнь принесла Белинскому новые обязательства, и он брался за любую работу, чтобы прокормить себя и жену. Платой за труды становились домашний уют и душевная гармония, которые писатель обрел в браке. Стараний супруга не хватало. Белинский часто болел, денег не хватало абсолютно ни на что.

Писатель очень любил детей. В 1845 году на свет появилась дочь Белинских, Ольга. Став отцом, Виссарион Григорьевич старался все свободное время проводить с малышкой. 24 ноября 1846-го у него родился сын Владимир, но спустя 4 месяца мальчик скончался.

Смерть

Здоровье Белинского постоянно вызывало тревогу. Он часто ощущал недомогание и был подвержен приступам чахотки. Собственный диагноз критик знал наверняка, хотя перед супругой и приятелями отшучивался. Кашель усиливался, плохое самочувствие оставалось неизменным. В 1845 году писатель был вынужден отказаться от работы в журнале. Он отправился на лечение на юг России и, вернувшись, приступил к работе в журнале «Современник».

Предпринятое в 1847 году лечение за рубежом не помогло. Смерть новорожденного сына стала ударом. Чахотка не уступала и в 1848-м стала причиной смерти критика. Белинского похоронили за счет его верных друзей на Волковском кладбище. Сегодня цитаты и портреты литературного деятеля 19 века украшают учебники по философии и истории литературы, а в городах России стоят памятники, посвященные Виссариону Белинскому.

Библиография

1832 – «Дмитрий Калинин»

1834 – «Литературные мечтания. Элегия в прозе

1835 – «О русской повести и повестях г. Гоголя»

1835 – «Ничто о ничём»

1837 – «Основания русской грамматики»

1838 – «Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета»

1841 – «Статьи о народной поэзии»

1842 – Похождения Чичикова, или Мёртвые души»

Рейтинг ГлобалМСК.ру

Занимает место

№81

в рейтинге
Личности

Сфера

Занимает место

№1

в рейтинге
Критик

Профессия

Родились в один день

Дата рождения: 11.06.1811. Возраст: 211.
Знак зодиака: Близнецы
.
Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 144 дней.

СИНДЕЕВА Наталья Владимировна

Основательница и владелец радиостанции «Серебряный дождь» и телекомпании «Дождь. Optimistic Chanell»

2 место

АХМАТОВА Анна Андреевна

Поэтесса, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик

6 место

МАЦУЕВ Денис Леонидович

Российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Народный артист РФ. Лауреат Государственной премии РФ

7 место

Смотреть все

Статистика профиля

Рейтинг компаний

МТС

46 персон

ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.

Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.

Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.

Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.

«Деловые люди Москвы» — проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.

Потапова Алёна


Директор по развитию

Подписаться на персону

Виссарион Белинский | Литературный портал

Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848), русский литературный критик, публицист. Родился 30 мая (11 июня) 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829–1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В. Станкевича. В 1834–1836 Белинский – ведущий литературный критик журналов «Телескоп» и «Молва». В 1839–1846 сотрудничал в «Отечественных записках», затем – в «Современнике». Умер Белинский в Петербурге 26 мая (7 июня) 1848.

Т

В молодости Белинский пережил глубокое увлечение немецкой философией, эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, Гегеля. Существенное влияние на него оказали Станкевич и Бакунин, бывшие в ту пору убежденными гегельянцами. О том, насколько эмоциональным было восприятие Белинским гегелевского учения, свидетельствует его признание в письме Бакунину: «Ты показал мне, что мышление есть нечто целое.., что в нем все выходит из одного общего лона, которое есть Бог, сам себя открывающий в творении». Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что «судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира». В абсолютном идеализме Гегеля для него теперь «так много кастратского, т.е. созерцательного или философского, противоположного и враждебного живой действительности». На смену восторженному восприятию «разумности» исторического развития приходит не менее страстная апология личности, ее прав и ее свободы: «Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести».

 

«Фанатический» персонализм был непосредственным образом связан с его увлечением социалистическими идеалами. Социальная критика Белинским буржуазной цивилизации имела преимущественно этическую направленность: «Не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов – далее этого они ничего не видят». Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к философскому идеализму. «Законы ума, – писал критик, – должны наблюдаться в действиях ума. Это дело логики, науки, непосредственно следующей за физиологией, как физиология следует за анатомией. Метафизику к черту: это слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость, а логика, по самому своему этимологическому значению, значит и мысль, и слово. Она должна идти своей дорогою, но только не забывать ни на минуту, что предмет ее исследований – цветок, корень которого в земле, т. е. духовное, которое есть не что иное, как деятельность физического». Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Двумя годами позже в своем знаменитом письме к Гоголю он подвергает суровой критике религию и церковь. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве начинает доминировать идеология политического радикализма.

 

Источник: krugosvet.ru

Виссарион Григорьевич Белинский | Русский литературовед

Белинский Виссарион Григорьевич

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
11 июня 1811 г.
Умер:
7 июня 1848 г. (36 лет)
Санкт-Петербург
Россия
Известные работы:
«Литературные грезы»

Просмотреть весь связанный контент →

Виссарион Григорьевич Белинский , (род. 30 мая [11 июня по новому стилю] 1811, Свеаборг, фин., Российская империя — ум. 26 мая [7 июня] 1848, Санкт-Петербург, Россия), выдающийся русский литератор критик, которого часто называют «отцом» русской радикальной интеллигенции.

Белинский, сын провинциального врача, был исключен из Московского университета (1832 г.) и впоследствии зарабатывал на жизнь журналистикой. Его первые существенные критические статьи были частью серии, которую он написал для журнала 9.0031 Телескоп («Телескоп»), начиная с 1834 года. Они назывались «Литературные мечтания» («Литературные мечтания») и укрепляли его репутацию. В них он изложил F.W.J. Романтический взгляд Шеллинга на национальный характер в применении к русской культуре.

Белинский некоторое время был управляющим редактором Московского наблюдателя («Московский наблюдатель»), прежде чем в 1839 году получил должность главного критика журнала Отечественные записки («Национальные летописи»). Влиятельные эссе, которые он опубликовал там о таких писателях, как Александр Пушкин и Николай Гоголь, помогли сформировать литературные и социальные взгляды других русских интеллектуалов на десятилетия вперед. К 1840 году Белинский перешел от идеализма своих ранних эссе к гегельянскому взгляду на то, что искусство и история нации тесно связаны. Он считал, что русская литература должна развиваться, чтобы помочь русской нации, еще находящейся в зачаточном состоянии, превратиться в зрелое, цивилизованное общество. Его теория литературы на службе общества стала символом веры среди русских либералов и была дальним прародителем советской доктрины социалистического реализма.

В 1846 году Белинский присоединился к журналу «Современник » («Современник»), для которого написал большую часть своих последних очерков. В 1847 году он написал известное письмо Гоголю, в котором осудил написанные последним « Бибранные места из переписки с друзьями » («Избранные места из переписки с друзьями») как предательство русского народа, поскольку проповедовал подчинение церкви и государству.

Проницательная похвала Белинским таких писателей, как Пушкин, Гоголь, Михаил Лермонтов, Федор Достоевский, Иван Тургенев и Иван Гончаров, помогла установить их раннюю репутацию. Он заложил основы современной русской литературной критики, считая, что русская литература должна честно отражать русскую действительность и что искусство должно оцениваться как по его социальным, так и по эстетическим качествам.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Белинский Виссарион Григорьевич | Encyclopedia.com

(1811–1848), русский литературный критик, чьи рамки эстетического суждения почти два столетия влияли на российские и советские критические стандарты; он установил симбиотические отношения между писателем и критиком, чье творческое взаимодействие он считал инструментом социального самопознания.

Отец Белинского был морским врачом, мать — дочерью моряка, что сделало будущего критика девяткой.0055 разночинец (человек смешанного происхождения). Он родился в крепости Свеаборг (сегодня Суоменлинна, Финляндия) и провел детство в городке Чембар (Пензенская область), где его отец работал уездным врачом. Белинский поступил в Московский университет в 1829 г., но был исключен в 1832 г. из-за слабого здоровья и репутации возмутителя спокойствия. Часто находясь на грани нищеты и завися от поддержки преданных друзей, Белинский стал критиком журналов Николая Ивановича Надеждина, Телескоп и Молва, в 1834 году. Его обширный дебют, Литературные мечты: Элегия в прозе (Литературные грезы: Элегия в прозе), состоял из десяти глав. На этом этапе понимание литературы Белинским отличалось возвышенным идеализмом, вдохновленным Фридрихом Шиллером, а также понятием народности ( народность ), что означало необходимость «идеи народа» во всяком художественном произведении. Эта концепция была заимствована из немецкой Volkstuemlichkeit , разработанный Иоганном Готфридом Гердером и Фридрихом Вильгельмом Шеллингом.

Участие Белинского с 1833 г. в московском гегелевском кружке Николая Владимировича Станкевича, а также его близкая дружба с Михаилом Александровичем Бакуниным заставили его к 1837 г. сделать радикальный шаг к безусловному признанию всякой действительности разумной. Однако привычная склонность Белинского к крайностям превратила его интерпретацию диалектического рационализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля в пассивное принятие всего существующего, даже крепостного права и царского строя. Такой фатализм проявился в обзорах и рецензиях Белинского для журнала Андрея Александровича Краевского Отечественные записки (Отечественные записки), отдел критики которого он заведовал с 1839 г. В дальнейшем, в начале 1840-х гг., во взглядах Белинского наметился более сбалансированный синтез утопических устремлений и реалистических норм, о чем свидетельствуют его работы для Николая «Современник » («Современник») Алексеевича Некрасова и Ивана Ивановича Панаева, журнал, нанявший его в 1846 году. , подружившись и глубоко влияя на многих из них. В 1846 году он ввел критический термин Natural School, , тем самым предоставляя группе писателей направление и платформу для самоидентификации. Даже те, кто не разделял его сильных либеральных убеждений, трепетали перед его порядочностью, честностью и самоотверженностью. Страстный, бескомпромиссный характер Белинского вызывал столкновения, порождавшие крупные интеллектуальные споры. Например, в своем знаменитом письме Николаю Васильевичу Гоголю, написанном 15 июля 1847 года, критик упрекал этого некогда столь обожаемого писателя за его мистицизм и консерватизм; затем письмо широко распространилось в сотнях нелегальных экземпляров.

В последние годы своей жизни Белинский пытался создать теорию литературных жанров и общефилософские определения сущности и функции искусства. После его ранней смерти от туберкулеза его имя стало синонимом догматизма и антиэстетического утилитаризма. И все же эта репутация в значительной степени незаслуженна; ибо оно явилось результатом канонизации критика либеральными и марксистскими идеологами. И все же уже в первых своих работах Белинский проявлял некоторую склонность к упрощению и систематизации любой ценой, часто сводя сложные сущности к бинарным понятиям (например, классическое противопоставление формы и содержания). Действительно, Белинский мало времени уделял вопросам литературного языка, редко занимаясь подробным текстологическим анализом. Однако и его теории, и их эволюция были упрощены как его советскими эпигонами, так и их западными антагонистами.

Белинский, несомненно, сформировал многие взгляды на русскую литературу, которые остаются преобладающими, в том числе канон авторов и шедевров. Например, именно он защитил роман Лермонтова 1840 года « Героев нашего времени » как смелое новаторское произведение и признал высший талант Федора Достоевского. (При этом Вальтера Скотта и Жорж Санд он ставил выше Пушкина). Белинский, первый крупный профессиональный русский литературовед, стоял у истоков русской литературоцентричной культуры с ее высшими социальными и этическими требованиями. Его аскетическая личность и стремление к мученичеству стали архетипическими для миссионерского духа русской интеллигенции. Наконец, Белинский определил идеальный образ русского писателя как светского пророка, долг которого откликаться на чаяния людей и указывать им путь к лучшему будущему.