В чем проявляется власть и сила бабы яги: Баба-Яга. Русская мифология. Энциклопедия

Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Библиографическое описание:


Тибенько, Т. И. Кто ты, Баба Яга? / Т. И. Тибенько, И. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/137/ (дата обращения: 20.12.2022).

Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»: «БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами» [1]

В. Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» [2].

Яга живет «в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека; ее вид и положение в избушке противоестественны: «ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»… руками она «в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет». «Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами» [3].

О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки. Aнализу этого образа посвящено много исследований, в том числе фундаментальные труды A. A. Потебни и В. Я. Проппа. Я. Пропп считает образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного) [4].

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом земля — «ползающая по земле», — пишет О. A. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга [3].

 

Образ бабы-яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, «яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары или вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. Вообще Яга творит множество добрых дел. Второй тип — яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Яга — похитительница — наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.). Третий тип — яга-воительница. В некоторых сказках Яга превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам. Яга-воительница в сказках — это обычно противоположность героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т. д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Яга — воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная» [4].

В. Я. Пропп считает образы яги-похитительницы и яги-дарительницы состоящими в теснейшем историческом родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о прибытии человека в царство мертвых. Он полагает, что некогда существовавший обряд посвящения превращение отразился в сюжетах сказок. [4]

Для бытующих поверий XIX-XX вв. «сказочный» образ яги-бабы не характерен; лишь иногда о бабе-яге повествуют как о существе относительно реальном.

Так, крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».

В таком облике бабы-яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа. Она напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку; напоминает и ведьму. По-видимому, трансформировавшиеся в сказочном образе бабы-яги представления о древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились в обликах и целого ряда более «специализированных» мифологических персонажей, вера в реальность которых сохранилась в XIX в. Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью.

«C проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг — в злого колдуна, мать и хозяйка зверей — в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» [4].

И у бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться, летать на помеле, ухвате; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.

Постоянное место обитания Яги — дремучий лес. В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке. Cтоит она посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Так, например, она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет». Забор вокруг ее избы — из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засовов- ноги, вместо запоров- руки, вместо замка- рот с острыми зубами. В доме ведьма обычно колдует у печи, очага; в печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.

«И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька, об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается» (русская народная сказка «Василиса Премудрая») [5].

 Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга — баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем»… Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Cлугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила. Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

 

Литература:

 

1.             Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. 1995.

2.             Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, 784 с.

3.             Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского севера.- Из-во Ленинградского университета.1983

4.             Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб. 1996

5.             Сборник русских народных сказок.- М.: Эксмо, Наталис.2008.

6.             http://www.zаnkоvсоm/lit-mеt3.htm — статьи по изучению народных сказок

7.             http://ww.pаgаnism.ru/bаbаyаgаhtm — о происхождении образа

8.             http://myfhоlоgy.nаrоd.ru/hеrоеs/b/bаbа-yаgа.htm — о славянских мифах

Основные термины (генерируются автоматически): яга, сказка, ведьма, дремучий лес, XIX-XX, скот ревет, ребенок.

Откуда взялась Баба Яга? | Культура

Итак, сказки — лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.

Теперь представим себе далекое прошлое славянских племен. Это жизнь народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои первые поля методом сожжения и выкорчевывания леса. Представьте себе территорию Украины и европейской части России до Поволжья — всю в лесах. Вокруг не очень дружелюбные соседи, но они достаточно далеко и так же слаборазвиты. Самое главное, что эти общества живут в матриархате, или только-только вышли из него. В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?

При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества — это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха — настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются — получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось — героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».

Вернемся к обществу матриархата. Оно, как и все остальные варианты организации совместного проживания больших групп людей, предполагает процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.

Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные — мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом — не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата — женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц — она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее — ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись — убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Многочисленные версии более поздних сказок о домах подготовки юношей (семь богатырей или гномов), о тяжелом испытании девушек (Морозко, Белоснежка, Марья- Искусница, Царевна-Лягушка и прочие принцессы) являются просто перефразированием в головах людей стандартной схемы прохождения испытаний при вступлении во взрослую жизнь в своем обществе. Любой должен где-то пожить и что-то сделать, чтобы доказать свою компетентность в текущей жизни. Баба Яга же являлась просто барометром, определяющим качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок.

Теги:

фольклор,
Баба Яга,
древний мир,
сказки,
славяне,
общество

Mundo Tentacular: Бессмертная ведьма — Баба Яга в Call of Cthulhu

Во вселенной Cthulhu Mythos есть много ведьм и колдунов огромной силы, которые оказываются коварными противниками, которых исследователям чрезвычайно трудно одолеть.

Баба Яга может быть одной из самых опасных волшебниц в сеттинге. Вполне вероятно, что ведьма бессмертна по возрасту и что ее долголетие связано с демоническими договорами, неясными силами, действием мистических артефактов или комбинацией нескольких из этих методов.

Какой бы ни была правда, а возможно, что мы никогда не узнаем наверняка, Баба-Яга — немалый источник силы, информации и опасности. Подпитываемая атавистической энергией, зародившейся в далекие времена, когда сила древних была менее осмотрительна и переполняла смертных, почитавших их, она — живой остаток первобытного времени.

Способная сравниться с другими легендарными старейшинами, такими как Берхта, Медуза, Хульда, Медея, Цирсе и Белая Леди, Баба-Яга когда-то считалась почти божественной сущностью. Однако их огромное влияние постепенно уменьшалось по мере того, как в их владения входили патриархальные общества и священники христианского Бога. Не случайно глаза его горят убийственной яростью, когда он вспоминает обо всем, что потерял.

Вполне вероятно, что в сельских анклавах, далеко от огней цивилизации, ее до сих пор почитают, а ее гнев умиротворяют с помощью ритуалов, даров и даже жертвоприношений животных и детей. Так и те, кто служит ей, молятся о помощи в важных делах — чтобы Баба-Яга дала им совет или принесла какую-то пользу. Нередко смерть животных, пропажу детей или спорадические случаи каннибализма называют событиями, мотивированными Ведьмой, особенно если люди, которые чтили ее в прошлом, этого не делают.

В Call of Cthulhu Баба Яга может появиться в любом лесу или роще Восточной Европы. Положение вашей хижины может постоянно меняться и исчезать, появляясь в другом месте по ее желанию. Его жилище выглядит как небольшая деревянная хижина, обнесенная невысокой стеной и с манящим открытым очагом. Она может выбрать любое из своих классических проявлений (молодую девушку или добрую мать), чтобы привлечь и завоевать доверие посетителей. Самая темная форма старой волшебницы, которую она обычно сохраняет, когда иллюзия ее дома исчезает, открывая ужас ее жуткого логова.

В игровом плане Баба-Яга — грозный противник. Помимо обладания почти неисчерпаемой силой и выносливостью, обычное оружие не наносит никакого урона, применяемого против нее, кроме сделанного из холодного железа. Снаряд, покрытый свинцом, имел бы тот же эффект, что и стальная сабля, то есть никакого. Ведьма знакома с множеством заклинаний и чар в традициях Мифа. Ведьма часто вызывает проклятия, чтобы наказать врагов, которые ей не нравятся, и, если необходимо, она вызывает в воображении существ Мифа (бьяхи или ночных призраков), чтобы унести нежелательных посетителей.

Еще одной потенциальной опасностью является ее странное жилище, наделенное огромными (и, казалось бы, хрупкими) куриными лапками, способными двигаться, участвовать в погонях и давить того, на кого укажет ведьма. Нельзя пренебрегать силой этой уникальной и причудливой конструкции, в одиночку она могла бы одновременно столкнуться с несколькими Темными Молодыми из Шуб-Ниггурата и растоптать их без прощения, прежде чем они смогли бы отреагировать. Помимо передвижной избушки, Бабе-Яге помогают и другие волшебные слуги: устрашающие члены семьи, живые деревья с длинными ветвями и не менее страшные существа, которых она может призвать в случае необходимости.

В тех случаях, когда она решает покинуть свою хижину и отправиться во внешний мир, она предпочитает принимать одну из своих человеческих форм, но для нее вполне возможно забраться на свой летающий пилон с целью захватить или уничтожить врага. кто действительно пробудил его гнев. Летая в своем пилоне, ведьма движется с поразительной скоростью и может легко добраться до вагона, автомобиля или даже движущегося поезда. Если это конкретное обстоятельство, то ведьма не преследует свою добычу, если та пересекает границы Восточной Европы, где обитает ее сила. Возможно, что она не может покинуть этот регион, или что за пределами этих границ ее силы быстро уменьшаются.

Баба Яга, похоже, в последнее время (возможно, за последние несколько столетий) проявляет особый интерес к мистическим артефактам и древним предметам, особенно к скульптуре. В ее хижине есть странные произведения и декадентские предметы искусства, разбросанные без определенного порядка.

BABA YAGA , Immortal Witch, Age Unknown,

STR 200
CON 220
SIZ 35
INT 90
POW 270
DEX 50
APP 35

Sanity: 0, HP: 39

Damage Bonus: + 2D6

Броня: Иммунитет ко всем атакам, кроме тех, что используют холодное (некованое) железное оружие. Заклинание наносит обычный урон.

Атаки: 85% Нож, урон 1d4 + 2d6, Лопата 85%, урон от броска жертвы в духовку, 85% Пилон, урон 1d6 + 2d6 , История 100%, Убеждение 80%, Скрытность 90%, Пилотирование (летающий пилон) 100%, Гобелен 100%

Заклинания: Облачная память, Контакт с Шаб-Ниггуратом, Кошмар, Истощение энергии, Кража жизни, Разрушение и все заклинания, которые Хранитель считает целесообразным.

Потеря рассудка: 1/1d4 при виде ее логова без иллюзий.

ДОМИК БАБА ЯГИ

Уникальная мистическая конструкция

STR 250
CON 500
SIZ 500
INT —
POW 70
DEX 65

HP: 250

Бонус к урону: +5d6

Броня: Ноги имеют защиту дома 5, остальные части имеют защиту дома 4 очков, помимо регенерации 2 HP за раунд.

Атаки: Растаптывание 55% (может поразить до 3 ближайших сыщиков), урон 1d6 + 5d6, Сокрушение 40%, урон 1d10 + 5d6

Потеря рассудка: 0/1d6 за то, что коттедж стоит на гигантских ногах и ходит.

7-power-of-a-witch — Googlesuche

AlleBilderShoppingVideosMapsNewsBücher

suchoptionen

Tipp: Begrenze diesuche auf deutschsprachige Ergebnisse. Du kannst deinesuchsprache in den Einstellungen ändern.

Семь ведьм | Yamada-kun to Nananin no Majo Вики — Fandom

nananinnomajo.fandom.com › wiki › The_Seven_…

Семь ведьм являются основным элементом сюжета в «Yamada-kun to 7-nin no Majo». Семь ведьм — ученицы старшей школы Сузаку, каждая из которых наследует по …

Описание · История · Наборы · Способности

Категория:Ведьмы/Магия | Американская история ужасов Wiki

americanhorrorstory.fandom.com › wiki › Магия

Часто ведьмы наследуют свои магические силы от родственников, которые сами обладали этими способностями; в результате ведьма произошла от уникального . ..

Семь чудес · Необычные силы · Инструментальные ремесла · Заклинания и ритуалы

7 Силы ведьм — Etsy

www.etsy.com › market › 7_witches_powers

Результаты 1 — 40 из 50 · Ознакомьтесь с нашим выбором из 7 ведьмовских сил, чтобы найти самые лучшие уникальные или сделанные на заказ изделия ручной работы из наших магазинов.

Seasons of the Witch: Samhain Oracle: Используйте интуитивную силу …

www.thalia.de › Bücher › Fremdsprachige Bücher › Englische Bücher

24,99 € Auf Lager

Thalia Auto: Infos zu Inhalt und Bewertungen ❤ Jetzt »Seasons of the Witch: Samhain Oracle: Используйте интуитивную силу самой волшебной ночи года« …

Сила ведьмы: Земля, Луна и волшебный путь к…

www.amazon.com › Power-Witch-Earth-Magical-E…

Сила ведьмы: Земля, Луна и волшебный путь к просветлению [Лори Кэбот, Том Коуэн] на Amazon.com. *БЕСПЛАТНАЯ* доставка соответствующих предложений . ..

Колдовство, женская агрессия и сила в эпоху раннего Нового времени…

www.jstor.org › stable

Почти поколение назад изучение европейского колдовства произвело революцию «сдвигом парадигмы», как назвал это Вольфганг Берингер, который затронул

[PDF] Колдовство, Демонология и Магия — MDPI

www.mdpi.com › books › pdfdownload › book

c 2020 авторами. Статьи в этой книге находятся в открытом доступе и распространяются под лицензией Creative. Лицензия Commons Attribution (CC BY), которая позволяет пользователям …

Колдовство — Википедия

en.wikipedia.org › wiki › Колдовство

Колдовство традиционно означает использование магии или сверхъестественных сил для причинения вреда другим. Практик — ведьма. В средневековой и ранней современной Европе …

7 ежедневных практик от настоящих ведьм для привлечения только хороших флюидов

tweakindia.com › культура › открыть › современная ведьма.