Рассказ куликовское поле: Иван Шмелев — Куликово поле: читать рассказ, текст полностью онлайн

«Искра святого света во тьме кромешной» (Тема обретения веры в рассказе И.Шмелева «Куликово поле»).

«Искра святого света во тьме кромешной»

(Тема обретения веры в рассказе И.Шмелева «Куликово поле»).

Живем ли, или умираем, всегда Господни…

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.

Цель урока: знакомство с рассказом И.Шмелева «Куликово поле», освоение учащимися художественного пространства произведения.

Задачи: 1. Проанализировать основные образы-символы рассказа, систему персонажей.

2. Развивать связную речь учащихся, умение выстраивать ответ.

3. Воспитывать интерес к творчеству писателей русского зарубежья.

Ход урока:

— Видеофрагмент-отрывок из рассказа «Куликово поле» (читает Ю.Палагин)

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы работаем с рассказом И. Шмелева «Куликово поле». Как связано видео и произведение?

(Учащиеся: Это отрывок из рассказа. В рассказе говорится о Троице-Сергиевой Лавре. Рассказчик бывал в Лавре).

Учитель: Ребята, о чем это произведение?

(Уч-ся: Рассказ о поиске правды, веры, о тяжелом времени для церкви).

Учитель: Какие ключевые образы-символы можно назвать?

(Уч-ся: Куликово поле, Сергий Радонежский, Троице-Сергиева Лавра).

Дети называют, учитель прикрепляет ответы на доску.

Учитель: Обратите внимание на название урока. В нем пропущено несколько слов. К концу урока мы должны из восстановить.

Итак, определим цель и задачи урока.

(Уч-ся: Цель: узнать, что есть «искра святого света…»

Задачи: проанализировать рассказ, основные образы; сравнить происходящие события, сделать необходимые выводы и т. д.).

Учитель: Итак, первый образ-символ – Куликово поле. Что вам известно о Куликовом поле?

(Уч-ся: На Куликовом поле в 1380 г. Произошла Куликовская битва между русскими под предводительством Дмитрия Донского и татаро-монголами под началом Мамая).

Учитель зачитывает начало 2 главы рассказа.

— О чем жалеет повествователь?

(Уч-ся: Человек не ценит красоту и святость многих мест России).

— Кто он – рассказчик?

(Уч-ся: Сергей Николаевич – бывший следователь по особо важным делам, психолог, исследует человеческую душу. Называет себя Фомой неверующим, не принимает явления на веру, не ощупав его).

— Что же мы узнаем об истории, случившейся на Куликовом поле?

(Уч-ся: Василий Сухов – бывший лесной объездчик нашел на Куликовом поле медный крест. Подумал, что хорошо бы переслать его бывшему хозяину Средневу. Только он подумал, появился старец).

Читаем начало 4 главы до слов «Мир ти, чадо…»

И Сухов отдает крест старцу.

— Посмотрите на экран (на нем фото лика Сергия Радонежского). Кто перед нами? (Уч-ся: Преподобный Сергий Радонежский).

— Как связан преподобный Сергий и Куликово поле?

(Уч-ся: Сергий благословил Дмитрия Донского перед битвой в 1380 году, сказав: «Ты одолеешь!»).

— Так кто был этот старец, явившийся Василию Сухову?

(Уч-ся: Сергий Радонежский)

-Но на этом чудесная история не заканчивается. Действие переносится в Загорск (бывший Сергиев Посад). Что представлял собой Сергиев Посад в 1926 году?

(Уч-ся: ворота Лавры затворены, перед ними сидит красноармеец, там теперь казармы и антирелигиозный музей, мощи преподобного Сергия выставлены на всеобщее обозрение. Возле Лавры на навозной куче сидит юродивый и кричит: «Абсурд! Абсурд!»).

— Почему юродивого называю «Иов на гноище»? Что вам известно из Библии об этом человеке?

(Уч-ся: У Иова было все: богатство, положение в обществе, семья. Он очень верил в Бога, любил его. Тогда Бог решил испытать его и отнял все, что было. И все равно Иов продолжал верить. Бог вернул Иову все, что отбрал).

— В чем символичность Иова, сидящего около входа в Лавру и кричащего «Абсурд»?

(Уч-ся: Абсурд всего происходящего в России, когда забыта вера, закрыты ворота храмов и монастырей).

— Есть ли надежда на исцеление общества? С кем или с чем она связана?

(Уч-ся: Есть, и она связана с образом преподобного Сергия и Троице-Сергиевой Лавры).

-Рассказчик находит в Загорске Георгия Андреевича и Ольгу Средневых. Что он узнает от них?

(Уч-ся: Он узнает о чудесном явлении старца и о том, как он передал им медный крест).

— Почему крест Сухов передал именно Средневу?

(Уч-ся: Когда-то имение Средневых находилось недалеко от Куликова поля, а сам Среднев был потомком дружинника Дмитрия Донского, который погиб на Куликовом поле).

— Можно ли Средневых назвать верующими людьми?

(Уч-ся: Ольгу можно, Георгия — нет).

— А теперь самый интересный момент. Назовите даты передачи Суховым креста и обретения его Средневыми.

(Уч-ся: 25 октября 1925 года и 7 ноября 1925 года).

— Что нам известно об этих датах?

(Уч-ся: 25 октября – родительская Димитриевская суббота, канун памяти Дмитрия Солунского, день поминовения убиенных на уликовом поле(изначально), сейчас это день поминовения всех усопших.

7 ноября – восьмая годовщина Великого Октября).

— Ничего странного в этих датах не заметили?

(Уч-ся: Это один и тот же день).

— Да, события происходят в один и тот же вечер, причем расстояние между Загорском и Куликовым полем более 400 верст.

Предлагаю поработать с таблицей (на экране). Работа по группам (2 группы).

По каким параметрам можно сравнить эти даты?

(Уч-ся: образ старца, речь старца, чудеса, судьба героев).

Дети работают в группах, заполняют графы таблицы.

25 октября Куликово поле

7 ноября Загорск

  1. Образ старца

  1. Речь старца

  1. Чудеса

  1. Судьба героев

Вывод: Повествователь, Среднев поверили в чудо явления Сергия Радонежского. Убежденность в истинности чуда принесла освобождение от заблуждений, от ложных ценностей. Герои обрели веру, истинную веру! Чувство радости и покоя переполняло героев.

— Зачитывают конец 11 главы (мысли Оли Средневой).

— В чем символичность креста с Куликова поля?

(Уч-ся: Преподобный Сергий предсказал победу на Куликовом поле, значит, чудо повторится, падет иго наистрашнейшее, крест победит его).

— Что это за иго наистрашнейшее?

(Уч-ся: Советская власть, закрывшая церкви, убившая веру).

— То, давнее, благовестие – преподобного Сергия Великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу – и через него всей Руси Православной – «Ты одолеешь!» — вернулось и подтверждается. И теперь ничего не страшно!

— Вернемся к теме урока. Попробуем добавить недостающие слова. Какова главная тема рассказа?

(Уч-ся: Тема обретения веры).

— Почему основное действие произведения происходит в Сергиевом Посаде?

(Уч-ся: Там находится Троице-Сергиева Лавра, где покоятся мощи преподобного Сергия. В ней сосредоточена духовная сила России, ее душа).

— Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».

— Закончить урок хочу цитатой из рассказа «Куликово поле»: «И стало так понятно, почему в темную годину, когда разверзлась бездна, пытливые испуганные души притекли в эту тихую вотчину, под эти розовые стены Лавры…чего искали…»

Презентация о Лавре с песней о Сергии Радонежском.

— В качестве домашнего задания предлагаю творческую работу на ваш выбор: рисунок, эссе, презентация. Тему работы тоже определяете сами.

Источники:

  1. И.С.Шмелев «Куликово поле»

  2. Т. Махновец. «Тема освобождения в рассказе И.С. Шмелева  «Куликово поле»

http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=231&Itemid=80

  1. Г.В. Мосалева. «Проблема невыразимого и категория иконичности в рассказе И.С.Шмелева «Куликово поле»

http://vestnik.udsu.ru/2012/2012-054/vuu_12_054_06.pdf

Правчтение — «Куликово Поле»


По уверению нескольких современных словесников, живо интересовавшихся историко-фантастической парадигмой русской литературы на исходе 1980-х гг., рассказ Ивана Шмелёва «Куликово поле» произвёл на них огромное впечатление. Неспроста! Думается, не только тем, как изысканно, в духе Честертона, выстраивается повествование, но тем, какие неописуемые дали таятся за тем, что мы называем Вечностью или Святостью, и как с видимой лёгкостью можно приступить к ним.


Вынужден обозначить некоторые черты, без которых немыслимо сегодня представить дальнейшее развитие русской прозы уже XXI столетия, в котором Шмелёв, и не надеявшийся на скорое возвращение на Родину, принял, тем не менее, самое горячее участие, ибо Промысел оказался именно таков…


Утрата непосредственной веры оказала на русскую прозу гнетущее и до сих пор чувствующееся влияние: она слишком часто сегодня исходит из посылки, что видимый мир собою же и ограничен. Отсюда бесконечные лабиринты дневников, бытописаний, занудных новелл, общий смысл которых сводится к правде «здесь и сейчас». Ими упускается из виду Высшая Правда, за которой и следование которой русская классическая литература гналась не один десяток лет. Несколько первых десятилетий своего зрелого существования она потратила на эстетическое совершенствование самой себя, на «красоту ногтей», но, даже прихорашиваясь к выходу в мировое гуманитарное пространство, уже задавала вопросы, весьма сходные с религиозными… Хотя уже младых ногтей норовила погрузиться в бытописательство.


Шмелёв – наследник словесности, уже черпнувшей и Лескова, и Островского, и Успенского, и даже Ремизова с Андреем Белым, перелицевавшими язык глубинки в имущее состояние «готической


городской легенды от первого лица». Органическое лоно шмелёвского развития – особо инверсированная для национального самосознания и развёртывания мысли форма, русский сказ, в «Куликовой поле» имеющий совершенно уникальную самостоятельность, так как повествование производится от лица судебного следователя. Это провинциальный интеллигент, слышащий оба сословия – и низшее, и высшее. Словами культуролога – трикстер (подвижный и трагически избирающий сторону посредник между богами и людьми), но трикстер – сомневающийся.


СЮЖЕТ


Скрывающийся от новых советских властей в Туле слышит во время потаённых скитаний два рассказа – крестьянина Сухова близ Куликова поля о явлении ему небесного старца, и уже другой – от бывших господ его из Сергиева Посада о том же самом. Старец будто бы передаёт им на сохранение найденный им в дорожной колее древний крест, но так как расстояние между двумя точками составляет четыреста вёрст, а происходит всё в один вечер, все убеждаются в том, что произошло чудо.


О ЯЗЫКЕ РАССКАЗЧИКА


Речь рассказчика – сбивчивая, горячечная, будто в лихорадке.


Исток её – исповедь, и исповедь скорее предсмертная, для которой и выделено-то времени с час, не больше, но почему-то рассказчик знает, что она не прервётся, пока не будет на то соизволения свыше, и потому выпаливает, слегка отвлекаясь, пока не прервали. Он страстно тасует факты, мысли, соображения, чередуемые с рассказом, к которому и хочется, и боязно приступать. Душа и жмётся к пламени, и норовит отпрянуть от него.


Сказ, делающий прыжки то в одну, то в другую сторону, возвращающийся на первое со второго и третьего, желает объять необъятное, перебивая сам себя. Объяснение на поверхности: кружится голова перед пропастью – во-первых, а во-вторых – мучит и толчками выходит из души на поверхность раскаяние. Вот отчего в повествовании возникают и Ильин, и Николай Первый с Пушкиным, и иные – интеллигент не может не мыслить аналогиями, не приводить множество аргументов в защиту того, что начинает трескаться под гнетом доказательств и исчезать. Причина сбивчивости – запоздалое прозрение, стремление донести рассказ как проповедь, адресованная интеллигенции, посмеивавшейся над «преданьями старины глубокой».


Каково на закате жизни обнаружить, что весь пласт народной культуры, с её «плясками пьяных мужичков», побасенками, потешками, бухтинами, а заодно и апокрифами о явлениях святых – правда, и такая высшая, что никакая статья Мережковского её не достигнет? И радостно, и горько. Основная цель «маловера»-следователя — охота за истиной. Его буквально трясёт от того, что он вот-вот с ней соприкоснётся. О многослойности эмоции постижения и покаяния говорит цитата:


«Сухов помнил, что было это в родительскую субботу, в Димитриевскую, в канун Димитрия Солунского. Потому помнил, что в тех местах эту Димитриевскую субботу особо почитают, как поминки, и дочь звала Сухова пирожка отведать, с кашей, — давно забыли».


Это самое «давно забыли» относится к более раннему фрагменту о том, что мало ездили по Руси, знали лишь дорогу на «воды», в «Минерашку», и спокойно проезжали себе мимо святых для каждого русского человека мест. Степенство повествования пресекается постоянно вырывающейся досадой на сословие.


ОБРАЗ СЕРГИЯ


«Гляжу — человек подходит, посошком меряет. Обрадовался душе живой, стою у коня и жду, будто тот человек мне надобен»


Через несколько строк – портрет:


«По виду, из духовных: в сермяжной ряске, лыковый кузовок у локтя, прикрыт дерюжкой, шлычок суконный, седая бородка, окладиком, ликом суховат, росту хорошего, не согбен, походка легкая, посошком меряет привычно, смотрит с приятностью. Возликовало сердце, «будто самого родного встретил» — передается героем рассказ крестьянина Сухова.


Казалось бы, перед нами обычная сказочная встреча со старичком-лесовичком, но – нет. При встрече с фольклорным персонажем делается упор на согбенность и некоторые юмористические качества. Но даже кузовок воспринимается не как смешная или принижающая деталь – в нём, по былине о Вольге и Микуле Селяниновиче, может и должна быть «вся тягость земная», как минимум – вотчина, которую обходит святой.


Какие небесные пути были у рассказчика?


1. Закрыть лицо старца капюшоном, чтобы было таинственно и пугающе,


2. Сгустить его из воздуха, сделать парящим над землёй, обратить в иконный лик, лишённый плоти,


3. Показать невидимым, вне поля зрения, заставив влиять как бы исподволь, звучать одним голосом в душе.


Все эти пути Шмелёв отвергает: рисуется реальный человек, вписанный в пейзаж Поля уже потому, что единожды он уже ходил по земле, в том числе этой, и продолжает ходить, пока насовсем не закатится солнце.


«Старец ласково «возгласил, голосом приятным»:



— Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Мир ти, чадо.



От слов церковных, давно неслышимых, от приятного голоса, от светлого взора старца… — повеяло на Сухова покоем. Сухов плакал, когда рассказывал про встречу. В рассуждения не вдавался. Сказал только, что стало ему приятно-радостно, и — «так 
хорошо поговорили». Только смутился словно, когда сказал: «Такой лик, священный… как на иконе пишется, в себе сокрытый».


В дальнейшем будет противопоставлена речь крестьянская и господская. Первая улавливает самые важные видовые признаки, не тратя слов попусту, вторая – расколота, рассыпана в самой себе на ряды сложных ассоциаций, и нарезает круги вокруг предмета исследования. Рассказчик сам не в силах противостоять сословному инстинкту, и для описания предмета привлекает аналогии, сравнения, в которых предмет постоянно взвешивается на предмет соответствия им, и выпускается главное – его суть. Это и есть родовой интеллигентский порок – разбиться на кружева ассоциаций, описывать слона при помощи мышей, уток и тигров.


Старорусские местоимения «ти» («тебе»), и (до палатализации задненёбных) «чесо» («чего») подчёркивает древность старца:


— Крест Христов обрел, радуйся. Чесо же смущаешися, чадо?


Сухов определял, что старец говорил «священными словами, церковными, как Писание писано», но ему было все понятно.


Далее:


— Не смущайся, чадо, и не скорби. Милость дает Господь, Светлое Благовестие. Крест Господень — знамение Спасения.


Здесь Сергий говорит «правильно», слегка поучая, но есть в этом периоде и содержится лёгкий след литературщины. Как раз в этом предложении священная простота будто бы начинает изменять старцу, и он принимается объявлять истину, лучась всеми цветами спектра, меж тем как бытовая встреча и бытовой же разговор изрядно бы способствовали, кажется, пусть более скупому, но большему впечатлению.


Крестьянин и не смог бы в точности передать прямую речь старца, особенно на фоне приятного возбуждения от соприкосновения с вечностью. Следовательно, здесь мы встречаемся с фантазией рассказчика. Однако дальше простота возвышается над поучением: герои раздумывают, как поступить с крестом, и Сухов решает, что лучше бы его отнести бывшим господам, теперь живущим куда как далеко от места встречи. И с готовностью, но и с нерушимым достоинством Сергий ответствует:


— Мой путь. Отнесу благовестие господину твоему.


На зябкое предложение ночлега, которое на самом деле – извинение, что ночлег может быть беспокойным, да и вообще ночевать, почитай, негде, святой говорит:


— Спаси тя Христос, чадо. Есть у меня пристанище.


Уже надо понимать, что речь идёт об обретённом навек вечном пристанище, а в контексте будет ясно и другое – Сергий заночует у бывших господ Сухова, мгновенно перенесшись к ним с благой вестью.


Вторая встреча связана с визитом в уже переименованный в Загорск Сергиев Посад. Вокзальные сцены связаны с адскими отсветами: юродствуют и агитаторы, и обнищавшие монахи, перекинувшиеся из веры в безверие, и сумасшедший приват-доцент («наш Иов»).


«Сергей Иваныч путается в своих потемках, шепчет или выкрикивает: «На-ша традиция… на-ши традиции…» — а мужики свое слышат: «Наше отродится», из «ад-адверзус» они вывели «ад отверзу», а из «абсолютно» — «обсолю», и т.п. – всегдашняя проблема сословного барьера, двуязычия. Так вырисовываются два пути постижения Господа – народный и интеллигентский.


«Православный народ сердцем знает: Преподобный — здесь, с ним… со всем народом, ходит по народу, сокрытый, — говорят здесь и крепко верят. Раз такая вера, «запас» не изжит» — говорит один из бывших «господ», направляющий рассказчика к дому бывших господ Сухова. Судя по их рассказу, Сергий исполняет роль ни много ни мало, а благого вестника.


— Милость Господня вам, чада.


— важен порядок слов: сперва делается упор на «милости Господней», чтобы сразу же вызвать размягчение сердец, и только затем – объяснение:


— Радуйтеся Благовестию. Раб Божий Василий, лесной дозорщик, знакомец и доброхот, обрел сей Крест Господень на Куликовом Поле и волею Господа посылает во знамение Спасения.


Кажется, и здесь святой слегка многословен и немного более торжествен, чем приличествует случаю. С ним в дом входит необъяснимое чувство. Если у крестьянина оно вызывает простодушную радость, то у интеллигентов – бессильный применить к экстазу ассоциативные ряды тихий восторг. Они умоляют старца остаться на ночь, и в ответе его прячется ещё одно ласкающее слух, измочаленный новоязом, старинное местоимение:


— Волею Господа, пребуду до утра зде.


О СВОЙСТВАХ ВЕЧНОСТИ


Было это, как миг… будто пропало время – с явной интонацией блаженства, впадения в радостное забытье описывается встреча с Сергием Радонежским, и с этой фразы развёртывается картина самого поразительного свойства – пространство и время, как сегодня любят говорить физики, скручивается в трубку, свёртывается в шар. Святому можно пересечь громадные пространства, расслышать мысли любого смертного (а значит, и молитву, обращённую как к нему, так и ко Господу), быть и в прошлом, и в будущем вечно.


«— …и потому, живем ли, или умираем, всегда Господни. — Понимаете, все живет! У Господа ничто не умирает, а все — есть! Нет утрат… всегда, все живет» — говорит несколько запальчиво прозревающий рассказчик.


«А что пережил тогда в миг неизмеримый… — выразить я бессилен. Как передать душевное состояние, когда коснулось сознания моего, что времени не стало… века сомкнулись… будущего не будет, а все — ныне, — и это меня не удивляет, это в меня вместилось?! Я принял это как самую живую сущность. Жалок земной язык. Можно приблизительно находить слова для выражения этого, но опалившего душу озарения… — передать это невозможно»


Можно трактовать жажду избавления от времени как потаённую страсть русского человека. Время, как и пространство, воспринимается стенами тюрьмы, в которую заключены и личные судьбы, и судьбы страны, и к избавлению от пут, узилищ, заслонов и прочих препон видится направленной и русская святость. Подчёркиваю: русская святость не есть всемогущество искажать время и пространство для его наиболее удобного для человека обустройства, быстрого наращивания им личного богатства (Сергий ничего не нарушает, он вписан во время и пространство так, что более, чем любой человек, законен в нём). Русская святость есть способность проницать времена и пространства с тем, чтобы гармонизировать их, и тем самым быть образующим и гармонизирующим элементом времён и пространств, их составной и, может быть, опорной частью.


Не знаю, насколько понятно данное определение, оно импровизированное и несовершенное, в отличие от описанной Шмелёвым реальности. Для меня – несомненной, в тысячу раз более реальной, чем скорбная наша. Или, вернее, не скорбная, а та, которой до сих пор не можем нарадоваться так, как она того заслуживает.


«Всякое племя и всякий язык назовут меня»: русская литература и «первобытная культура» | Русская литература: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Kelly, Catriona,

»Всякое племя и всякий язык назовут меня»: русская литература и «первобытная культура»

,

Русская литература: очень краткое введение

, очень краткое введение

(

Oxford,

2001;

Online Edn,

Oxford Academic

, 24 сентября 2013

), https://doi. org/10.1093/actrade/97801928014499.003.0007,

993/actrade/9780192801449.003,0007,

9

993/actrade/9780192801449.003,0007,

993/actrade/9780192801449.003.0007,

.9393/actrade/9780192801449.003.0007,

.

993.0002 по состоянию на 1 января 2023 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В книге «Всякое племя и всякий язык назовут меня»: русская литература и «первобытная культура» рассказывается о славе и влиянии Пушкина в Советском Союзе и за его пределами. Рассмотрены современные романтические взгляды на ориентализм, расу, благородных дикарей, границы между сельской и городской культурами, а также между завоевателем и побежденным. Исследуется путаница между автором и героем в массовой культуре. Как повлияло «Освобождение крепостных» (1861 г.) на изображение крепостных, особенно крепостных женщин, в русской литературе? Обсуждается модернистское творчество и его корни в народной культуре, впервые рассматриваются причины вхождения русских низов в литературный мейнстрим.

Ключевые слова:
Сэмюэл Беккет, Джон Бьюкен, Бенджамин Констант, Редьярд Киплинг, рассказ, соцреализм, Уилфред Тесигер

Предмет

Теория литературы и культурологияЛитературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)0003

Очень краткое введение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Природно-архитектурный комплекс «Исток Дона»: взгляд в прошлое и настоящее

Обзор

Природно-архитектурный комплекс «Исток Дона»: взгляд в прошлое и настоящее. Меня зовут Данила Балашов. Мне 17 лет. Я живу в маленьком русском городке, расположенном на Среднерусской возвышенности, в 200 километрах от Москвы – Новомосковске. Мой город был основан в 30-х годах 20 века как флагман химической промышленности формирующегося СССР. И теперь компания «Новомосковский Азот – ЕвроХим» является одним из крупнейших химических предприятий по производству минеральных удобрений в Европе. Также в Новомосковске расположены представительства европейских и транснациональных компаний – Knauf, Procter & Gamble и других. Хотя Новомосковский промышленный узел хорошо известен как в России, так и за рубежом, мы с друзьями никогда не обсуждали достаточно подробно историю и культуру моего города. Но однажды, готовясь к школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науке», я решил провести исследование и был удивлен, насколько богато культурно-историческое наследие Новомосковска. Особенно меня поразил природно-архитектурный комплекс «Исток реки Дон». Многие знают, что Дон – одна из крупнейших рек Европы. Знаменита она не только своей шириной и великолепием, но и тем, что служит связующей цепью всей русской истории и культуры: это Куликовская битва, первые попытки Петра I построить флот, казачья община и центр антибольшевистского сопротивления. А исток Дона находится именно в моем городе!!! Интересно, что исток Дона находится в «Детском парке» — крупнейшем центре развлечений и отдыха для детей и взрослых. Там же есть Детская железная дорога. Это кольцевая дорога протяженностью более двух километров. Это уникальное сооружение, таких дорог в Европе построено всего несколько десятков. Долгое время исток реки Дон не был должным образом устроен. Я горжусь тем, что благодаря инициативе и усилиям местных жителей и городской власти он был приведен в надлежащее состояние, хотя на это ушло более 10 лет. Ныне природно-архитектурный комплекс источника – это не только большой камень, из-под которого вытекает водный поток, переходящий в великий Дон, но и оригинальная скульптурная композиция: две лошади и сидящие на них дети. Это Шат и Дон, герои знаменитой сказки Льва Толстого. Сказка рассказывает о двух братьях. Один из них, Дон, прошел через всю Россию и, будучи послушным сыном, стал великой рекой. Вихревой Шат канул в Лету и не угодил отцу Ивану. Памятник также символизирует начало большого пути. По замыслу авторов, лошади готовы сорваться и мчаться далеко, как река Дон, вольная и быстрая, несущая свои воды на юг России – в Азовское море. Описываемый объект природного и культурного наследия уникален по нескольким причинам. Исток Дона — удивительный географический объект, это историческая колыбель восточных славян, это европейский оборонительный форпост от Золотой Орды (как писал Александр Блок в «Скифах», Святая Русь была щитом между двумя враждебными расы, монголы и европейцы на Куликовом поле), она является предметом многочисленных фольклорных и художественных шедевров. Река Дон и ее образы в произведениях искусства (от Л. Толстого до М. Шолохова), на мой взгляд, символ европейской цивилизации, неотъемлемой частью которой является Россия. С одной стороны, это безудержное стремление к свободе, широте и власти, с другой – ответственности, ведь послушание отцу, представляющему закон и порядок, символизирует разумное отношение к жизни и уважение к правам человека. Только ответственность делает человека и общество по-настоящему сильными и по-настоящему свободными. Еще одним моментом в этой истории, демонстрирующим сближение ценностей России и Европы, является неравнодушное отношение людей к месту, где они живут, стремление обустроить его и сохранить природное и культурное наследие. Я особенно горжусь тем, что благоустройство истока Дона и установка памятника Дону и Шату произошли благодаря усилиям жителей города и местных властей. В реконструкции участвовали все. Некоторые люди давали деньги; одни люди давали советы, другие – свой труд. Он демонстрирует еще одну основу европейской цивилизации – свобода и демократия не даруются государством, а вырастают из гражданского общества и местной автономии. Как заявил французский дипломат, политолог и историк Алексис де Токвиль, без общественных институтов нация могла бы сформировать свободное правительство, но не обрела бы истинного духа свободы. Именно поэтому основополагающим документом европейских стран является Европейская хартия местного самоуправления, которую Россия ратифицировала в 1998. В культурно-историческом аспекте Россию и Европу объединяет общая цивилизационная основа, которой является христианство. Этические, поведенческие нормы отношения к жизни, представления о труде, материальных и нравственных ценностях — все это кажется таким далеким от христианских чувств, но тем не менее вытекает из них. Творческую основу христианства подчеркивал выдающийся британский исследователь цивилизаций А. Тойнби: «…Именно об этом индивидуальном духовном прогрессе в этом мире мы молимся, когда говорим: «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе». Именно о спасении, которое открыто всем людям доброй воли — язычникам и христианам, примитивным и цивилизованным, — которые максимально используют свои духовные возможности на Земле, какими бы узкими ни были эти возможности, мы молимся, когда говорим: «Да приидет Царствие Твое». Поэтому достоянием Европы являются прежде всего мировоззренческие принципы общественного устройства и отношения к любому человеку, без которых трудно представить современную жизнь: стремление к новаторству, приоритет и уважение к человеку, индивидуализм , гуманизм, рациональность, идеалы свободы, равенства, толерантности, частная собственность, демократия.