ГЛАВА 5 РУССКАЯ ВЕРА. У русских какая вера


Какая вера у цыган? | Христианство на 4-women.ru

Цыгане – загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Какая вера у цыган?

Цыгане – кто они?

Цыгане – один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш – люди, кале – чёрные, рома (романи) – общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Какая вера у цыган?

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома – одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти – немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы – испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли – среднеазиатские цыгане.
  • Боша – цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом – арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Какая вера у цыган?

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с религией. Вероисповедание цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Какая вера у цыган?

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них – женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Какая вера у цыган?

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Какая вера у цыган?

Святой Георгий – один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует библейская легенда о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству – это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы – это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Какая вера у цыган?

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время переписи населения в СССР, многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект – смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган – коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган – христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее – законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное — никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является цыганский барон.

Какая вера у цыган?

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире цыганский театр.

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича – всем этим наследием человечество обязано цыганам.

Какая вера у цыган?

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане – самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

Источник

Теперь вы значете что такое Какая вера у цыган?, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!

4-women.ru

Какая вера должна быть у настоящего русского человека в наше время? мировоззрение (провославие, католицизм и т. п)

Ну на данный момент самая популярная религия это бабло :)

Прежде всего, вера в себя. Как говорят, на бога надейся, сам не плошай.

В настоящее время люди растут как Личность. Вам бы в Вуз..

Ты свободен. Большего желать и не нужно.

Вера наркотик и успокоительное и обезбаливающее.. . но пока у тебя всё хорошо, лучше всё подвергать сомнению и не принимать за чистую монету этот информационный шум.

"...должна... " Кто, кому и зачем?

На данный момент самая популярная религия - ислам=))

А, что делают задемонизированные люди, когда им зачитываешь места Писания - не хотят слушать и убегают. Так и демоны которые не дают спать - убегают им не интересно и неприятно.

Коренных русских ещё в десятом веке на берегах Волги и Камы практически всех уничтожили, поэтому настоящую русскую веру мы скорее всего не узнаем.

В двух словах не расскажешь, но мировоззрение у русского человека должно быть языческим, не путать с разными новоделами. Языческое это значит видеть Бога в языке жизненных обстоятельствах. Также это язычество в Единобожие, и внеконфессиональное. Сразу все и не расскажешь. Но смысл таков Что Бог Един и множественен ОДНОВРЕМЕННО, Из этих постулатов надо строить свое мировоззрение. И конечно же понимать что за РПЦ стоят тоже люди-жрецы которые и перестроили христианство для наших целей. То есть внешне можно быть и православным.

<a rel="nofollow" href="http://www.youtube.com/watch?v=PLG1-FaVyWE" target="_blank">www.youtube.com/watch?v=PLG1-FaVyWE</a>

просвещенный человек верит в знания а не в мракобесие

Естественно, ПРАВОСЛАВИЕ!!!! 1

Настоящая вера это то, что создал Иисус со своими апостолами, уже при жизни апостолов начали уклоняться от истинного учение Иисуса Христа, думается в настоящее время та церковь, истина что зажигает Благодатный Огонь в Иерусалиме, получается Православная Иерусалимская церковь и возможно еще Греческая церковь .

touch.otvet.mail.ru

РАСА, Русские. Вера, Религия. Православие, Правоверие.

Перед нами слова (образы). Что в них общего, в чём различие? Много споров — люди произносят эти слова, вкладывая в них каждый своё понятие. Нет согласия, нет единства. Нет единства — нет народа. Есть толпа. Все ищут Истину, но видимо её нет нигде рядом, хотя теорий — огромное множество. Может задумаемся, почему её нет? Ответ простой — её здесь и не должно быть. Истины нет в Явном Мире. Истина есть в Мире Истины. А это уже Мир Прави, то есть Мир Богов. Почему-то многим из людей это ни о чём не говорит — не знакомы со словом «Правь». Хотя на слуху у всех: «Православие». Где же потерялся ключ к этому образу, в каких веках, среди каких событий?

Попробуем вспомнить.

Количество пространственно-временных измерений Мира Истины — 65 536 в степени 2048. Наш Мир Яви четырёхмерный. Поэтому Истина нашими органами чувств и человеческим разумом непознаваема. Для сравнения разницы в восприятии этих Миров можно представить одну каплю воды и весь мировой океан. Такое же соотношение — между мерностями Времени и Пространства. Но есть Законы, которые принесли в наш Мир Яви из Мира Прави Перун, Лада, Велес, другие Боги. Только через них Истина попадает к нам. Жрецы хранят эти Священные тексты, называемые общим словом «Веды».

Сейчас все спорят — какая Вера истинная, какая нет. Но зря тратят силы: у каждого народа может быть своя Истина. Когда спрашивают: а твоя Вера истинная? — Правильнее, наверное, сказать: Истина — у Богов на Небесах. А Православие у славян — это Вера изначальная. Но Православие — не одно название той Веры. Есть ещё — Инглиизм. Если раскрыть смысл этого слова, увидим, что сама наша Вера, оказывается отражает Истину. Слово ИнглиИЗМ -четырёхрунник, если начертать его рунами, получим: «Инглия» — «Истина» -«Земля» — «Мир». То есть «Инглия Истина Земного Мира». Поток Инглии -это ноток частиц, из которых образовалась наша Вселенная и всё живое, это единая неделимая частица Всевышнего. Наши Предки называли Всевышнего «Непознаваемая Сущность» или «РаОмХа» (то есть три руны: «Ра», «Ом», «Ха», имеющие образы соответственно: «Сияние, Свет», «Материализованная Вселенная», «Положительная Энергия»). По этим образам можно представить, как осознавали наши Мудрые Предки Творца Вселенной. Когда пошёл поток Инглии, или как говорится в Ведических писаниях (Харатьях Света) «РаОмХа озарился Великим Светом Радости», начали появляться Миры (сначала многомерные). Боги, другие обитатели Миров. Сварог «сварганил» Сваргу, Мир Яви — Мир людей, появилась Реальность (Ре-Альность, то есть «повторная Альность»). Альность — это множество многомерных Миров, нами не видимых и неосязаемых. Таким образом, наш Мир — всего лишь Иллюзия, Майя, повтор Альности (то есть отражение). Со смертью человек покидает его, уходя в Славь.

Поэтому чтобы быть верным своему Роду, традициям. Культуре и Вере, надо выбирать изначалие. И не спешить применять понятие «истинности». А теперь посмотрим на изначалие религии, Веры.

Безошибочно понять суть любых понятий и учений можно, зная образы слов, которыми они отображаются. Во Вселенной всё закономерно, подчинено единым законам. Звук — цвет — мысль — образ (форма) — энергия — единое целое. Поэтому руна, буква, тьрага — это не просто символ на плоскости. То же относится к слову. Даже Библия пишет — «Вначале было Слово». Поэтому посмотрим на образы слов, (здесь надо отбросить ложь, преподаваемую в школе, сотворенную академиком Луначарским и другими большевиками — «учёными», про окончания, суффиксы, приставки — их не было и нет). Русская речь, слова состоят из образов, соединённых воедино (отсюда понятие «образование»). Образы отображаются рунами, тьргами, буквицами, узелковым письмом, образно-зеркальным письмом, глаголицей, самскрытом (более 6 только основных видов письменности славян).

 

Многие говорят : «Христианская Вера», «Католическая Вера» и т.д. Откуда это слово (Вера)? Это слово — две руны, два образа: руна «Веда» и руна «Ра». Руна «Веда» означает «Мудрость, Знание», а «Ра» — «Сияние, Свет Всевышнего». (Руны — это письменность одного из белых народов -х’Арийцев. Вера же у четырёх белых народов — была единой). Значит Веда-Ра (сокращённо ВеРа) — это понятие, относящееся к Мировосприятию белых народов, то есть наших Предков. Таким образом, Вера это система Знаний белых народов, не имеющая отношения к религиям и культам других народов. Но слово Вера изначально применялось и должно применяться только с прилагательными «Древняя», «Старая» — то есть Древняя. Старая Система Знаний о Мироздании. Вера была у славян многие сотни тысяч и миллионы лет назад, когда не было религий и в том числе многих народов, их создавших, задолго до заселения нашей Земли. Поэтому прилагательные «Христианская», «Католическая», «Мусульманская» и тому подобное не имеют отношения к этому слову, отражающему совершенно другие образы. Для понимания тут можно привести аналогию: «русский негр». Если чернокожий человек стал жить в России и говорить по-русски — его можно условно так назвать. Но белым он от этого не станет.

Кроме того, «Вера» (Ведара) пишется через «Ять» (после буквы «В») -букву, которую изъяли из русского алфавита после революции. Именно в этом написании слово «Вера» (Ведара) означает «Сияющая Мудрость», то есть Знание. В современном написании, через «е», это слово означает веру без знания, то есть именно то, что имеется в виду в современном понимании. Эта форма родилась недавно и несёт искажённый смысл, которым сейчас и пользуется всё общество.

Теперь посмотрим на слово «религия». «Ре» — это «повтор» (проверим: реабилитация, ре-структуризация, ре-инкарнация, ре-волюция, ре-акция), а «лига» — «общественное объединение» (например Лига Наций, Футбольная Лига). Таким образом, Религия (Ре-Лига) — это «повторное общественное объединение». Создавалась она обычно для восстановления связи с Богами, или с другой целью.

Христианство, Ислам, Буддизм, Индуизм, Иудаизм и их течения — это религии и секты. Поэтому применение к этим системам слова «Вера» условно. Тут подходит ещё одно сравнение: есть в Австралии животное, называется Кенгуру. Все знают это животное. Но почему оно так называется? Когда первые белые, попав в Австралию, спросили у аборигенов, как звать того, который прыгает, те ответили «Кен Гуру» — что значит на их языке «я тебя не понимаю». Так и вошло в языки мира это название, и бегает по Австралии животное «Я тебя не понимаю».

Подобная аналогия образно характеризует разницу понятий «Вера», «Религия». И если назвать религию или секту Верой — всё равно она не превратится в систему знаний, а останется другой системой.

Разграничение понятий «Вера» и «религия» позволяет приблизиться к пониманию изначалия.Но в названии религии «Буддизм» присутствует тот же трёхрунник «ИЗМ» — Истина, Земля, Мир. Значит у другого народа, у желтокожих лютей (китайцев) — своя система, отображающая Мир, своя Истина Земного Мира. У нас это Инглия, у них — Будда. У даосов — Дао. У

gifakt.ru

Русская вера

Русская вера.

 

o      Жизнь в Боге.

o      Оберегать Землю-Матушку от поругания и скверны.

o      Поступать по велению Души.

o      Безупречно служить Русскому Духу.

 

·         Русская вера это не путь к Богу, не способ заслужить любовь и расположение Бога. Русская вера это не завет и не клятва Богу, это не кодекс моральных законов для человека. Она не предполагает какие-либо ограничения или запреты.

·         Русская вера - это жизнь в Боге. Бог создал человека по образу и подобию своему. Бог есть творец. Значит и человек прежде всего является творцом. Есть только одна свобода - свобода творчества. Бог подарил нам Землю, чтобы мы могли реализовать свою свободу - творить. Чтобы быть с Богом необходимо делать то же, что и Бог - творить. Бог сотворил мир в потенции, в плане. Задача человека - реализовать его планы на Земле. Для этого Бог дает нам творческую силу - Святой Дух. Для русских это Русский Дух. Это присутствие самого Бога. Таким образом Бог через нас творит реальность. Каждый из нас есть Душа - частичка самого Бога. 

·         Душа для русского человека всегда чиста. Бог никогда не предаст и  не покинет Душу человека, что бы он ни совершил в этом мире. На все воля божья. Все, что творится в этом мире, есть промысел божий. В лице Русского Духа Бог всегда с нами. Дух это присутствие самого Бога в нас. Русские люди не сомневаются в любви своего Создателя, и им нет нужды доказывать ему свою любовь и доверие.

·         Нам не грозит наказание после смерти и поэтому нам не требуется спасение. Душа чиста, ибо она есть божественное дитя. Для чистой и светлой веры русских ненужно никакого чистилища и ада. Образ дьявола и ада есть творение самого человека. Русская культура духовна и светла. Она формирует мир, в котором все порочное и трагичное не является свойством Души человека, а есть лишь следствие того образа мира, который мы  творим сами.

·         Даже гениальный художник не может в одно мгновение создать шедевр. Приходится долгим и упорным трудом доводить свое творение до совершенства. Так и люди ведомые Духом затрачивают много времени и сил, чтобы приблизить земной мир к идеалу.

·         Праведность есть образ жизни русского человека, основанный на доверии Русскому Духу, как божественному проведению. Русская вера это не вера в существование Бога и Святого Духа, а вера самому Богу, вера в необходимость и осмысленность его творения. Русским незачем верить в Бога, они живут с Богом. Для человека промысел божий есть тайна великая, однако человек может довериться ему и обрести тем самым смысл своего существования.

·         Бог в лице Русского Духа не ограничивает творческую свободу и самостоятельность русскому человеку. Он не дает ему свода законов определяющих, как следует поступать. Бог дает в руки русскому человеку инструмент, с помощью которого он может стать осознанным сотворцом земного мира. Этот инструмент есть праведность, включающая три совета.

·         Оберегать Землю-Матушку от поругания и скверны. Земля это творение Бога, а значит, она свята и неприкосновенна. Это не наказание Бога за грех первых людей. Земля это дар божий нам, что бы мы могли сами сотворить на ней прекрасный мир. Это конструктор, в которой Бог вложил всевозможные миры, но только в потенции. Бог создал человека по своему образу и подобию. А значит, прежде всего, человек является творцом, творцом мира на этой земле. Задача человека – воплощение потенциальных миров в реальность.

·         Поступать по велению Души. Душа это частичка самого Бога. В ней заложен проект того мира, той работы, той идеи, которую каждый из нас должен воплотить в этой жизни. У каждого он свой. Но именно с этим проектом, с этим идеалом мы должны сверять наши дела и поступки на этой Земле. Необходимо постоянно прислушиваться к велению своей Души, что бы знать, как поступить в той или иной ситуации. И только так, прислушиваясь к своей Душе, постоянно внутренне настраиваясь на ее голос, русский человек сможет жить по настоящему, полнокровно ощущая жизнь. Действительно жить Душой, значит быть самим собой.

·         Безупречно служить Русскому Духу. Дух это присутствие самого Бога, его замысел о нас, о Русской цивилизации. Служить Духу – значит служить самому Богу, претворять его замысел в жизнь. Это значит полностью довериться его проведению, его воле и величию его замысла. Это значит, обрести смысл своего существования, своего предназначения на этой Земле. Только человек, сознательно принимающий служение Духу обретает силу Духа и становится истинным сотворцом этого мира. Безупречно – значит, не теряя веры в дело Русского Духа, ни при каких обстоятельствах.

·         Посвятив себя служению Русскому Духу, человек освобождается от всех страхов и сомнений. В него вселяется могучая сила самого Духа, он обретает легкость и полет в жизни. С Русским Духом в сердце человек знает, в каком направлении идти. Русский путь, стезя русских людей –  творчество. Ибо творчество и есть смысл нашего существования на Земле. Мы семя Духа, призванное преобразить Землю.

·         Русская вера не требует каких-либо специальных храмов для общения с Богом, хотя и не отрицает их. Единственным и главным храмом для русских является Русская цивилизация т.к. она воплощение Святой Руси на Земле. Поэтому чтобы обрести Царство Небесное - Святую Русь в сердце своем, нам необходимо строить Русскую цивилизацию на Земле.

·         Русские люди могут добиться всего на этой Земле только творчеством. Творчество – это наше призвание, наша судьба, наш способ существования. Ни труд, ни насилие, ни коммерция, ни предпринимательство сами по себе не принесут русским главного – удовлетворения жизнью. Только творческий подход ко всем видам деятельности позволит обрести русскому человеку удовлетворение, почувствовать полноту жизни.

 

·         Для русских людей Второе Пришествие свершилось. Бог вновь пришел к нам. Уже вершится Страшный Суд. Настало время Великого Воскресения - возрождения Росси. Все это грандиозный спектакль жизни, реализация нашего же творения. В действительности Бог никогда не покидал нас, он всегда был с нами. Второе Пришествие заключается в том, что мы сами пришли к нему, а он встречает нас с широко открытыми вратами в Небесное Царство - Святую Русь. Да только вот ни каждый видит это Царство, ибо по вере его открывается ему Святая Русь. В этом и состоит Суд, коим мы сами себя судим верою своей. И все же мы все прибываем в Царстве Небесном, ибо все мы есть Души. Однако не все празднуют с Богом Великое Воскресенье, ибо праздник этот есть Великое Творение Жизни на Земле. 

·         Быть с Богом значит делать то же, что и Бог - творить Жизнь. 

О вере и мировоззрении

На главную

Hosted by uCoz

www.newborn-russia.narod.ru

Так всё-таки какая вера считается родной для русских людей? Язычество или православие? — prg-rb

До распространения христианства вообще не существовало слов язычество и религия . И то, что мы сейчас называем религией, не воспринималось как вера, это была народная магия, отражающая образ жизни или, вернее, это была сама жизнь, законы которой дали стабильное существование человечеству более 7,5 тысяч лет до рождения Христа.

Хотя каждый человек вправе верить во что угодно, но не навязывать свою веру другим. Наша народная религия в основном была одинакова во всех славянских племенах, но в зависимости от занятий, местности, обычаев племени, каждый славянский народ, помимо почитания всех Богов, выделял себе Бога-покровителя.

Например, жители Аркадии больше всех поклонялись Богу хлеборобства Пану, из чего и пошло на хлеборобной Украине почтное обращение пан , т. е. принадлежность человека к святому делу хлеборобства. (Хочу отметить, что южная граница Руси была тогда на 150 километров южнее нынешнего Израиля) . У скотоводов же — покровителем был Велес, у боевых племн — Перун и т. д. Но у каждого арийского народа был свой языковый акцент, и по этому языковому акценту и отличились племена и религия.

В те времена племена называли языками . Христиане поэтому и назвали религию этих племн языческой, от слова язык . Из этого следует: языческая — это значит национальная, своя, родная. Читая Библию, видно, что самый страшный враг Христа — это язычник, т. е. здесь происходит закрепление одной идеологии через очернение другой. Празднование народных святок сопровождалось народным гулянием и концертами, а люди, празднично одетые, выходили на позор. Слово позор сейчас заменено словами зрелище, шоу , просмотр . …Так вот, Православие — это значит славить Право. Я не знаю, что такое право в христианстве, но в нашей народной религии Правь — это больше чем вс. Вот основное наше мировоззрение, которое существует более 7 тысяч лет.

Вс живое и неживое приходит в Явь (мир явлений) из Нави (мир потусторонний, навеянный) и уходит после разрушения в Навь. Правь же руководит миром видимым, Явью и миром невидимым (потусторонним) — Навью . Правь — это весь пантеон наших Богов, Полубогов и Духов. Над Правью стоит Вседержатель, Творец всего.В наших молитвах мы только славим Правь, то есть Богов, которые управляют миром явленным и потусторонним. Так что больше 7 тысяч лет Православие есть только Язычество .

Если нам плохо, значит, мы мало славим Богов, если нам хорошо, мы ещ больше славим Богов за то, что нам хорошо. Мы никогда не просим (или почти никогда не просим) , а только славим. По нашей вере мы являемся в прямом родстве с Богом и являемся внуками Бога. За то, что мы всегда славим наших Прародителей Богов, нас и называют славянами (Велесова книга) .

В Христианстве же все — рабы божьи и овцы, в молитвах их просьба спасти и помиловать раба. Правда, у нас сейчас кроме христианства просят помилования осужднные, преступники в Верховном суде о смягчении наказания. Так почему же Христиане называют себя православными? Я на этот вопрос ответить не могу. Мы же, язычники, являемся истинными православными и внуками Бога. Конечно, прямое родство дат нам право возвышаться над другими. Быть внуком Бога может далеко не каждый, основная масса — есть рабы в душе, которым христианство необходимо, и мы за то, чтобы христианство существовало. Признаками прямого родства с Богом есть честность и искренность, простота и благородство.

Языческий священник Святослав

prg-rb.ru

ГЛАВА 5 РУССКАЯ ВЕРА. Боже, спаси русских!

Дорожка к храму

Когда Советский Союз был еще жив, с верой и религией у нас обстояло все почти славненько. Бабушки из церкви воду святую приносили, с внуками на Пасху яички красили, куличи святили. В 1970 – 1980 годы репрессий за это дело никаких не было. Главное, чтобы все тихонько было. Было тихонько. Никто своей верой не кичился, не выставлял золотых крестиков промеж высоких грудей, иконки не приклеивал на торпеду дорогих авто.

Потом взяла и грянула перестройка.

Перестройка потребовала, чтобы каждый русский человек лично ответил за все грехи Советского Союза на протяжении семидесяти лет – сталинизм, рабство, гетеросексуализм, коллективная нищета. Сейчас. Сию минуту покаялся.

Ключевым словом повестки дня стало слово «покаяние».

Время с издевкой приказало человеку: «Не говори, что ты жил!»

Человек было хотел возразить: «Я только тем занимался, что жил», – но понял, что лучше промолчать. Сталинизм, рабство, гетеросексуализм, коллективная нищета. С этим делом не поспоришь.

Перестройка посоветовала каждому из нас найти дорогу к храму. И тут понеслось. Все бросились искать. Стало чем-то привычным вместо утреннего приветствия буркнуть в ответ: «А ты нашел дорогу к храму?» Все стали неожиданно верующими и воцерковленными. Статистика поражает: количество православных бьет все олимпийские рекорды.

В советское время религией был атеизм. Перестройка принесла благую весть: в Бога верить можно, и за это даже не снимут с работы. Обрадованный народ хлынул в храмы. Ведь и в советское время ходили – с просьбой какой. А еще чаще беда в церковь загоняла. Общеизвестно, что во время войны Сталин обратился к духовенству и чудотворным иконам за помощью. Подумал, наверное: а вдруг?

В девяностые и нулевые годы заговорили о возрождении православия. Церкви стали восстанавливать, монастыри открывать, детишек крестить, причащать. По телевидению начали транслировать праздничные церковные богослужения, на которых присутствовали первые лица государства. Их участие в обряде заключалось в том, что они с серьезным видом держали зажженные свечи, за что вскоре были прозваны «подсвечниками».

Статистика свидетельствует: в конце 1991 года к православным относили себя всего 31 % населения, сегодня – 61 %. Неверующими себя сегодня считают только 30 % (в 1991 году – 61 %). Казалось бы, есть чему радоваться – треть населения пришла к Богу. Однако все не так просто! По тем же самым опросам общественного мнения, только около 20 % россиян верят в вечную жизнь. Итак, мы имеем около 40 % россиян, которые называют себя православными, но не верят в вечную жизнь.

Среди женщин немножко больше тех, кто верит в рай и ад. А мужчины... В рай верит 15 %, в ад – 16%. Искреннюю жалость вызывает тот один процент, который верит в ад без рая.

Социологи замечают: «Богословская традиция связывала с верой в Христа избавление человечества от языческой власти рока и влияния звезд. Нынешние россияне верят в приметы, вещие сны и гороскопы куда больше, чем в ад, рай и вечную жизнь».

Мало того, всего немногим более 30 % опрошенных могут сказать о себе, что они верят в Бога и не сомневаются в этом. В чем же тогда состоит православие всех остальных?

Может быть, в посещении храма и исполнении обрядов? Да нет, 46 % россиян вообще не посещают храм, а 77 % заявляют о себе, что никогда не молятся. Итак, часть православного населения вообще не ходит в церковь, а еще одна немалая часть ходит туда, но не молится. Зачем же тогда ходит – из любопытства, что ли? Поистине русская душа – это загадка!

Может быть, русские связывают православие с благотворительностью? И снова нет. Подавляющее большинство опрошенных честно заверяет, что не участвует ни в какой благотворительной деятельности.

Зато большинство россиян верят в приметы. И еще в то, что амулеты приносят удачу, а звезды определяют судьбу человека. Вот такая русская душа, такое православие: в вечную жизнь не верят, в рай и ад не верят, зато в черную кошку и разбитое зеркало – да!

Впрочем, кажется, легко определить, по какому признаку 60 % населения горделиво именуют себя православными: они едят на Пасху куличи. А на Масленицу – блины. Хотя Масленица, между прочим, чистой воды язычество.

Из одного научного исследования в другое кочуют горделивые цифры: вот, мол, сейчас 30 % молодежи называют себя верующими – в сравнении с 2 % в 1981 году. Не спешите радоваться. Спросите сначала этих юношей и девушек, в чем, по их мнению, заключается вера. Узнаете много интересного. Социологи предостерегают нас от эйфории, объясняя, что «самоопределение россиян связано с символической демонстрацией принадлежности к вере, а не с делами».

Власти не желают быть в стороне от религиозных вопросов. К примеру, по распоряжению главы государства уже с 1 апреля 2010 года в 19 российских регионах в школы (пока только в четвертые классы) пришел новый предмет: «Основы православной (мусульманской, иудейской, буддийской) культуры». Или же всех религий сразу – «Основы мировых религиозных культур». Для нежелающих, чтобы их малолетние дети в любой форме приобщались к религии, предусмотрена «Светская этика».

Как же школьники и их родители отреагировали? Вот как: в Пензенской области на курс «Основы светской этики» записались 62 % детей, остальные предпочли «Основы мировых религиозных культур». В Вологодской области за курс светской этики высказались 58,2 % родителей, а за общемировую религиозную культуру – 17 %. В Удмуртии цифры похожие: 53 % – «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» – 27,7 %. И так далее! По мнению журналистов, эти цифры говорят о многом. Похоже, родители уважают свободу совести своих детишек.

Немалое количество людей, посещая церковь, отдают дань моде, или хотят прикоснуться к истории, традиции, истокам, или просто думают, что «так надо», идут «на всякий случай».

Историк культуры Виктор Живов видит сегодняшние отношения церкви и светской власти так: государство «отчасти озабочено проблемой низкого нравственного уровня населения». Оно хочет возложить ответственность за эту проблему на церковь: «Мол, она попроповедует, поговорит – и люди станут меньше убивать, меньше воровать. Что не очевидно, потому что так всегда было: люди ходят в церковь, а потом возьмут да и кого-нибудь убьют. Так что это немножко наивные надежды». А церковь не отказывается, «говорит: да, да, да, мы сейчас население поучим. И учит». Только нам почему-то гораздо легче усвоить ритуалы и обычаи, чем моральные правила...

Отношение к религии – один из русских парадоксов, по мнению Живова: «Считается, что при советской власти народу не давали приобщиться к православию. Но я припоминаю статистику – сколько церковные типографии печатали в год венчиков. Знаете, что такое венчик? Это то, что покойнику кладут на лоб. Их печаталось какое-то неимоверное количество. Казалось, что все, кто умирает в этом самом Советском Союзе, получают церковное отпевание и венчик на лоб. А насколько они были при этом верующие, пойди разберись». А ведь для этого не нужно быть верующим. Просто русский человек любит соблюдать все возможные ритуалы – на всякий случай.

«Есть новые исследования, которые показывают: когда у человека спрашивают, что такое Троица, он отвечает нечто чудовищное – например, Христос, Богородица и святитель Николай. То есть он просто ну совсем-совсем ничего не знает», – грустно заключает ученый. Добавим от себя: лучше уж не спрашивать.

Много недугов у современной духовной жизни. Невежество народное, языческое мироощущение, суеверие, интерес к гороскопам и колдунам – лишь часть их. Другие формулирует историк религии Александр Панченко: «Наше общество подвержено различным формам социальной паранойи, выражающейся в ксенофобии, радикальной эсхатологии, гипертрофированном консерватизме и мании национального величия». И проявляются все эти беды как в религиозной идеологии многих наших прихожан, так и в массовой православной литературе. Православные священники очень нервно, пугливо относятся к возможности любой дискуссии о вере. Какие тут дискуссии, если нужно только послушание. Если любые сомнения воспринимаются как грех...

Иностранцы (особенно те, кто внимательно присматривается к русским) сегодня тоже не очень-то верят в их религиозность. Приведем одно из наиболее типичных мнений: «Большинство русских – настоящие безбожники, потому что сомнение в вере у них сильнее самой веры. Они вечно сомневаются во всем, даже в Боге». Главное, подчеркивают европейцы, русские не очень-то полагаются на Бога: «Они, с одной стороны, просят у Бога то же самое, что просит и западный человек, но они тут же выражают крайний пессимизм, сравнимый с самой грязной атеистической поговоркой "На Бога надейся, а сам не плошай"».

Тут трудно согласиться с иноземцами. Ничего грязного и даже атеистического в этой поговорке нет. Ее можно толковать в том смысле, что Бог будет милостив, если ты сам не будешь «плошать», если сам предпримешь какие-нибудь усилия. Это бы еще ничего. Однако русский человек часто исповедует крайний фатализм, избавляющий его от необходимости прилагать какие-либо усилия.

Распространена критика русского фатализма и язычества. «У русских Бог – лишь один из добрых покровителей. У Него просят, но не очень надеются, что Он им что-то даст. У русских понятие "судьба" главнее самого Бога. Вот именно судьбой прописано все, что человеку встретится в жизни, а Бог, извините за вольность, для них, русских, вроде бесплатного регулировщика: чтобы вовремя подсказал, где надо свернуть».

Иностранцы желают русским прийти к настоящей вере и считают, что покуда они находятся «в самом начале пути и пока больше верят языческим причинам бытия (куда и попадает русская душа)».

И нечего здесь возразить, и все же хочется сказать: откуда нам знать, где начало и где конец пути? Если для Бога возможно все, то для народа, как и для каждого человека, всегда остается открытой возможность прийти к Богу – возможность прозрения и обращения. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Русский начитает молиться в беде... Может, не стоит ждать грома и беды?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

О РУССКОЙ ВЕРЕ.

Язычество – это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства. А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями.

 Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим.Так утверждают многие исторические факты. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная – неистинной, как полезная – вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки "заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.

И не следует считать, что язычество – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку – это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие – это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика – страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же – «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан – это императорский титул! «Ар-Рус – это название государства, а не народа и не города», – пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя – своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов – «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому – миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле – гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство – это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.

 (1169 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Световита в Арконе.)

И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах – еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

 (Славянский волхв.)

Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному – топили коня, или улей, или черного петуха; лешему – оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому – ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от языческих заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

 (Русь языческая. Реконструкция храма Световита (Свентовида) в Арконе.)

Огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с нашей современной жизнью. И это уже само по себе подсказывает, что язычество не может быть «новым или реконструированным». Порой мы, сами того не замечая, доказываем, что мы находимся под влиянием языческих многовековых верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печём блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем себя атеистами или верующими христианами и ходим в церковь, читаем молитвы. 

Об этом же говорит и архиепископ Макарий (Булгаков), автор многотомной «Истории Русской Церкви», он признаёт, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что: «Византийский вклад лег на мощный пласт языческой культуры».

Согласились ли наши предки с крещением Руси? Скорее нет, чем да. Ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве в нашей современной жизни: бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, завязываем красную нить на запястье, плюём налево и направо и при всяком удобном случае сыплем пословицами.

Обрядовая сторона многих двунадесятых христианских праздников, трепетное отношение к природе, вера в талисманы, обереги, приметы - все это и многое другое свидетельствует о поразительной живучести у нас языческих культурных традиций даже сегодня, в третьем тысячелетии. По сути дела мы и сегодня - двоеверцы: и христиане, и язычники в одно и то же время, причём язычники в большей степени, т.к. язычество вжилось в нашу повседневность и в наш быт.

История подавляющего большинства этих праздников имеет глубочайшие исторические традиции, уходящие еще в дописьменные времена. Особо показательным  является сочетание как праздников, пришедших к нам из древних языческих эпох, так и пришедших уже после принятия христианства, но обретших подлинно народные корни. При этом зачастую многие языческие праздники приняли христианское толкование, да и многие христианские торжества, со своей стороны, в глубине своей уходят в во времена, весьма отдаленные от христианской эры

(календарь древних славян)

В самом деле, все двунадесятые христианские праздники, отмечаемые на святой Руси, - христианские по сути, по обрядовой же стороне многие из них накрепко связаны с языческими традициями: Рождество (Рождество кого? - Бога Коляды, конечно; по-этому и название – колядки, а не «христовки» или «исусовки»), Сретение, Масленица, Благовещение, Красная Горка, Троица, Покров и др. Показательно, что все эти праздники давно уже ассоциируются в народе с тем или иным временем года, явлением природы.

(Предлагаемая ниже таблица наглядно иллюстрирует тождественность многих христианских и языческих дат (в таблице представлены даты григорианского календаря), составляющую неповторимую природу русского праздника.)

Откуда это трепетное отношение к природе, как не от язычества, от его поклонения природным явлениям? А разве не от язычества - многоглавые храмы в Киевской Руси (Киевская София - о 13-ти главах, Десятинная церковь - аж о 25-ти), звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформлении культовых сооружений, шатровый стиль русской архитектуры более позднего времени? И если все это действительно так, если влияние язычества оказалось столь длительным и заметным, то надо определенно признать следующее: мощные языческие корни отечественной культуры - это не слабость её, а показатель силы, самобытности, оригинальности. Не будь этих корней, наверное, не было бы и столь замечательной русской культуры, значение которой давно признано всем мировым сообществом.

Нужно сказать, что проповедуемую РПЦ религию за рубежом называют русским христианством, подчёркивая тем самым её необычность и самобытность, принадлежность к русской духовной силе. Была бы эта сила и духовность без язычества? Нет, конечно. Потому что, как мы сказали выше, язычество - основа русской культуры.

Чтобы понять насколько глубоко проникло язычество в нашу жизнь, нужно непременно обратиться к истории средневекового Новгорода. Во-первых, потому, что Новгород, хотя и не был типичным русским городом и стоял немного особняком, представлял собой, тем не менее пример высокоразвитого центра. А, во-вторых, потому что в связи с удачными раскопками на его территории, мы получили из самой древности вполне достоверную информацию о жизни славян, это один из самых больших исторических источников древней Руси.

Например, было установлено, что в самом начале строительства города, где Волхов вытекает из озера Ильмень, существовало языческое святилище древнеславянских Богов - Перуна и Велеса, которым поклонялись русские воины-язычники. В урочище Перыни располагалось под открытым небом особое святилище, круглое в плане, с жертвенным местом и идолом в центре. В обособленных углублениях пылал вокруг него восемь костров. Адам Олеарий, который побывал в Новгороде в 1635, описывает предания о вечном огне из дубовых дров вокруг идола Перуна. Таким образом, ещё в 1635 году (в то время, когда отцы церкви сообщают нам о тысячелетнем крещении Руси как завершённом свершившимся факте) ещё были языческие святилища, в которых горел священный огонь. С домашним же культом были связаны маленькие деревянные фигурки бородатых людей. В них можно рассмотреть изображения домовых, предков или праотцов. Фигуры домовых чаще встречались в слоях X-XI вв., однако, они есть и в слоях XII-XIII вв.

Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, языческой эпохи завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей. На рубеже XII-XIII вв. происходит окончательное изменение формы: жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой. А в XVI в. вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же наблюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Это XVI в.

После принятия Русью христианства образ громовержца , благодаря сходству функций, органично заменил-пророка Илия. Большинство православных церквей издревле отмечает память пророка Илии 20 июля по юлианскому календарю. В Русской православной церкви, также сохраняющей юлианский календарь, эта дата соответствует 2 августа григорианского календаря. Считалось, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа — она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. В настоящее время Ильин день(2 августа) совпадает с празднованием основания Воздушно-десантных войск России)))

При этом русская деревня еще долго-долго после этого была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с христианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связаны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и животных. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком.

Обрядовый же фольклор славян был тесно связан с календарными и некалендарными праздниками. Праздновали встречу зимы - Коляду и проводы - Масленицу. Праздник Красной горки и Радуницы означали встречу весны, которую провожали на семик. Были летние праздники - русалии и Купала. Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе три - Семик, Троица и Иван Купала. Троица и по сей день отмечается на 50-й день после Пасхи, а Семик накануне отмечали - в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назвали «семик». Его связывали с культом природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали цветами и ветвями деревьев, в основном березы. Троицыну неделю на Руси называли - «зеленой». Девушки в эти дни, надев лучшие наряды, отправлялись в березовую рощу, находили молодую красивую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами и цветами, водили хороводы, пели песни, восхваляющие березу.

Праздник Ивана Купалы приходится на время летнего солнцестояния. Купала - языческий праздник поклонения человека водным стихиям. Две из них огонь и вода участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому обязательно разжигали костры и устраивали купания. Среди игр любимой были прыжки через костёр. Считалось, что если парень с девушкой не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. Церковная реформа патриарха Никона согласно источников не имела своей целью освобождение от языческих обрядов в христианстве. Цели были другие, но изменения, привнесённые этой реформой, не могли не сказаться и на этой стороне жизни славян. Указы Петра I о переходе на новое (юлианское) летоисчисление и “О бритии бород и усов всякого чина людям” тоже не способствовали сохранению традиции людей.

Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый - природный, земледельческий. Второй - языческий тоже соотносился с явлениями природы. И третий, самый поздний календарь - христианский, православный, в котором только одних великих праздников, не считая Пасхи, - двенадцать, остальных и не счесть. Некоторые славянские праздники за многие годы не раз меняли свои сроки. Причин много. Петр I, например, в 1700 издал свой указ о переходе на новое (юлианское) летоисчисление и при этом он перенёс начало календаря (Новолетие) с дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 генваря (января). Однако в древности главным праздником считалось Рождество, а не Новолетие. Поэтому, наверное, Петровский Новый Год, приближенный к Рождеству, не отторгался славянами. С построением городов, индустриализацией и отлучением от земли-матушки славяне стали меньше внимания уделять праздникам земледелия, а больше праздникам позднего календаря, которые менее привязаны к посеву и сбору урожая. И Новолетие стало праздноваться с бỏльшим предпочтением, чем, например, осенний праздник Рода и Рожениц. Но кто знает, не является ли язычество тем неопалимым огнём, который всегда согревал любящие сердца славян.

Спору нет – за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия – оплот мирового мусульманства!..». Споры не прекращаются до сих пор. Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.

  И всё же старая вера древних руссов все равно останется русской верой.  Трудно быть русским сегодня?

Использованы источники сайтов:http://slavyanskaya-kultura.ru/http://rodonews.ru

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

idoorway.mirtesen.ru