Тургенев о литературе: Тургенев Иван Сергеевич | НЭБ

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

 

Посмотрите на портрет Тургенева. Вот лицо коренного русского человека. Глаза с тонким умом и нежною, русскою печалью, добрые, мудрые и грустные морщины, — это лицо старого русского крестьянина, только облагороженное и утончённое высокою культурой.

Д.С. Мережковский

 

Тургенев и литературный процесс

Крупнейший прозаик второй половины 19 века, начинавший как поэт. Переводчик и публицист, автор шести романов, шести драматических произведений и нескольких десятков повестей и рассказов. Один из первых русских писателей, чьи произведения уже в 1850-е годы переводились на иностранные языки, благодаря чему Тургенев оказал влияние на творчество не только русских, но и европейских писателей. Именно Тургенев ввёл в обиход понятия «лишний человек» (благодаря повести «Дневник лишнего человека») и «нигилист» (благодаря роману «Отцы и дети»). 

Произведения Тургенева отличаются подчёркнутой современностью. Ссылаясь на Шекспира, писатель утверждал, что задача художника — изобразить «образ и давление времени». По словам нашего современника, профессора Санкт-Петербургского университета Игоря Сухих, «Тургенев всегда пытался поймать и понять человека исторического, увидеть в своих персонажах движение времени, отпечаток истории» (Сухих И.Н. «Русская литература для всех», СПб, 2017). Именно поэтому в романах Тургенева — точная хронология и редкая для 19 века датировка событий.  
Имение Тургеневых в селе Спасское-Лутовиново

Семья. Образование. Первые литературные опыты

Родился 9 ноября 1818 года в Орле. Был вторым ребёнком в семье гусарского офицера, героя Отечественной войны 1812 года Сергея Николаевича Тургенева и богатой помещицы, владелицы  5000 душ и нескольких деревень в Орловской, Калужской, Тульской, Тамбовской губерниях Варвары Петровны Лутовиновой (их встреча произошла в 1816 году, при этом отец писателя был на 6 лет моложе своей супруги).  

Сергей Николаевич Тургенев

Воспитание будущего писателя проходило в условиях деспотизма матери — женщины жестокой и в то же время образованной. Благодаря стараниям матери И.С. Тургенев блестяще овладел иностранными языками, особенно французским (мать презирала всё русское и говорила исключительно по-французски), а благодаря отцу — прекрасной русской речью. В 1822 году семья Тургеневых на собственных лошадях путешествовала по Европе: Германия, Швейцария, Франция. Из Швейцарии благодаря хлопотам отца были выписаны гувернёры для детей, что и обеспечило блестящее образование будущему писателю. 

Варвара Петровна Лутовинова (Тургенева)

Часть детства Тургенева прошла в родовом имении Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Из детства он вынес, с одной стороны, глубокую образованность, с другой, ненависть к деспотизму и в то же время — слабый, безвольный характер, сформированный властной матерью. 

В 1827 году семья перебралась в Москву, чтобы дать детям хорошее образование. В неполные 15 лет Тургенев, показав блестящие знания на вступительных испытаниях, поступает на словесное отделение Московского университета, становится однокурсником В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Через год переводится в Петербургский университет.

Первые литературные опыты Тургенева — поэтические. Именно в Петербурге пишет неудачную романтическую поэму «Стено». В конце 1836 года в доме профессора Петра Александровича Плетнёва он случайно встретится с Пушкиным — до известной дуэли останется несколько недель. На третьем курсе слушает лекции Гоголя по истории. В 1837 году заканчивает учёбу в звании кандидата (это звание давалось тем, кто завершал обучение с отличием, что позволяло продолжить научную деятельность).

Тургенев пишет более сотни стихотворений (самое известное из них, ставшее романсом, — «Утро туманное, утро седое…«) и несколько поэм, однако мечтает о карьере учёного, профессора философии, в связи с чем поступает в Берлинский университет. Именно там окончательно сформируются западнические взгляды писателя. Во время учёбы в Берлине Тургеенев много путешествует по Европе. Знакомится с теоретиком анархизма М.А. Бакуниным, историком Т.Н. Грановским, философом Н.В. Станкевичем. 

Вернухвшись в Россию, около двух лет служит в Министерстве внутренних дел под началом В.И. Даля, будущего автора «Толкового словаря».

 

Премухинский роман. Пелагея Тургенева. Полина Виардо навсегда 

В 1841-1842 годах переживает бурный роман с Татьяной Александровной Бакуниной, жившей в усадьбе Премухино. Будучи очень эмоциональной и впечатлительной, Бакунина писала Тургеневу такие письма, на фоне которых письмо пушкинской Татьяны «может показаться трезвым и уравновешенным» (И.Н. Сухих). Тургенев признавался, что и он Бакунину любит так, как не любил ни одну женщину, но относится к ней как к своей музе. В решающий момент Тургенев отказал Бакуниной в браке. До конца жизни писатель так официально и не женится.  

1 апреля 1843 года («священный день», по словам Тургенева) происходит одно из важнейших событий в жизни писателя: он знакомится с 22-летней оперной певицей из Франции Полиной Виардо, чувства к которой будут сопровождать его всю жизнь. Она к этому времени уже замужем за Луи Виардо, однако принимает все знаки внимания со стороны Тургенева. Варвара Петровна не одобряла отношений сына с «проклятой цыганкой» и едва не лишила его материальной поддержки. 

Полина Виардо 

 

Именно Полина и её муж воспитают внебрачную дочь Тургенева Пелагею (во Франции её назовут Полиной). Дочь родилась у писателя в 1842 году в результате его увлечения крепостной швеёй матери — Авдотьей Ивановой. Тургенев, узнав о беременности Авдотьи, выразил готовность жениться на ней, однако Варвара Петровна устроила сыну скандал, Авдотью выдала насильно замуж за другого и выслала в Москву. Прямая линия потомков Тургенева прервётся в 1952 году, когда в возрасте 80 лет скончается Жанна Тургенева-Брюэр, внучка писателя.  

 Пелагея (Полина) Ивановна Тургенева (в замужестве Брюэр)

 

«Современник» и внезапный успех «Записок охотника»

В это время Тургенев совершенно неизвестен как писатель, и Полине Виардо его представляют как «помещика, славного охотника и плохого поэта». Лишь в 1847 году, сотрудничая с журналом «Современник», права на издание которого годом ранее приобрели И.И. Панаев и Н.А. Некрасов, Тургенев неожиданно обретает литературную славу. По просьбе редактора Панаева писатель отдаёт в печать свой охотничий очерк «Хорь и Калиныч». Не будучи уверенным в художественных достоинствах очерка, Панаев придумывает подзаголовок «Из записок охотника», чтобы читатели снисходительно отнеслись к качеству произведения. Однако опасения оказались напрасными: очерк имел огромный успех, и читатели «Современника» в письмах просили продолжить публикацию «записок охотника». Тургеневу пришлось взяться за перо, в результате чего было написано 25 рассказов, которые впоследствии составили знаменитый сборник «Записки охотника».

 Первое издание «Записок охотника», 1852

 

В сборник вошли рассказы «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсянников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с красивой мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и её племянник», «Смерть», «Певцы», «Пётр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!», «Лес и степь». 

Смысловым стержнем книги стало неприятие крепостного строя, но выражено это неприятие было не непосредственно, а через глубоко переданные характеры крепостных крестьян. Именно это и обеспечило сборнику рассказов популярность. Несмотря на опасения писателя, «Записки охотника» безболезненно прошли цензуру и даже вышли отдельным изданием в начале 1850-х годов. Впрочем, сразу после выхода книги по распоряжению Николая Первого было запрещено её переиздание, так как Тургенев в негативном ключе изобразил помещиков, якобы угнетающих крестьян; к тому же из рассказов цикла «Записки охотника» прямо следовало, что на воле крестянину жилось бы лучше.

Стоит отметить, что Александр Второй впоследствии признался, что на его решение отменить крепостное право решающее влияние оказали именно «Записки охотника» — настолько велика была сила русской литературы в 19 веке. 

 

Драматургия. Рождение «лишнего человека». Лутовиновская ссылка и «Муму»

В этом же, 1847 году Тургенев вместе с Белинским уезжает за границу, живёт в Париже и становится свидетелем Третьей французской революции 1848 года. Картины жестокости и насилия навсегда делают писателя противником революций. С этого момента и до конца жизни Тургенев — убеждённый либерал-западник.

На рубеже 40-50-х годов  Тургенев интересуется вопросами теории драматургии. К этому времени драматургия в России слабо развита, и писатель стремится заполнить пустующую литературную нишу. Он пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник», «Месяц в деревне», «Холостяк», «Провинциалка» и другие, однако успех их недолог, да и сами тургеневские комедии «несценичны». Очень скоро ведущим драматургом станет А.Н. Островский, каждая пьеса которого — литературное событие, и Тургенев переключится на повести и романы.

В 1850 году выходит в свет повесть Тургенева «Дневник лишнего человека», и в русской литературе навсегда закрепляется это название типажа литературного героя. «Лишний человек» звучит ещё и как социальный диагноз. Приходит осознание того, что «лишние люди» в русской литературе — это едва ли не все центральные герои самых известных произведений: Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Онегин (из одноимённого романа Пушкина), Печорин («Герой нашего времени» Лермонтова), Бельтов («Кто виноват?» Герцена). Именно в русле этой сквозной литературной темы развивается и творчество самого Тургенева в 1850-е годы. Он тесно сотрудничает с революционно-демократическим журналом «Современник» под редакцией Некрасова, где благодаря «Запискам охотника» начал свой путь в большую литературу. 

В это время Тургенев считает себя продолжателем особо почитаемого им Н. В. Гоголя. Поэтому в 1852 году он не может не откликнуться на смерть любимого писателя и пишет некролог, посвящённый памяти Гоголя. Однако на имя и произведения Гоголя в это время наложен негласный запрет: Гоголь считается очернителем российской действительности, к тому же почти эмигрантом — со времени выхода в свет «Ревизора» он практически постоянно живёт то в Париже, то в Риме. Глава Петербургского цензурного комитета М.Н. Мусин-Пушкин категорически отказывает Тургеневу в публикации некролога, но тот решает через близкого литературного критика и издателя Василия Боткина всё же напечатать некролог в газете «Московские ведомости». Дерзкий поступок Тургенева расценивается как бунт против решения властей, поэтому принимается решение выслать Тургенева в Спасское-Лутовиново (подобно тому, как в 20-е годы в родовое село Михайловское выслали Пушкина) с запретом проживать в столицах. 

Находясь в ссылке с 1852 по 1854 годы, Тургенев много читает и ездит на охоту. Пишет свой знаменитый рассказ «Муму», в основу которого положена реальная история, случившаяся в московском доме матери писателя на Остоженке. Именно Варвара Петровна Лутовинова стала прототипом жестокой барыни, а немой дворник Андрей — прототипом Герасима. Сестра Тургенева Варвара вспоминала, что вся история, описанная в рассказе, произошла на её глазах. Рассказ «Муму» продолжил тенденции, отмеченные в «Записках охотника»: вновь показаны самодурство помещицы и угнетаемая ею прислуга.  

 

«Лишние люди» — герои первых романов Тургенева

В 1855 году  написан первый роман Тургенева «Рудин». Заглавный герой производит сильное впечатление на окружающих своим красноречием, умением убеждать, образованностью. Став любимым собеседником Дарьи Михайловны Ласунской, Дмитрий Рудин влюбляется в её дочь Наталью (это одна из первых героинь в ряду так называемых «тургеневских девушек»), которая отвечает ему взаимностью. Однако Дарья Михайловна против их брака. Именно в этой ситуации обнаруживаются неприглядные качества Рудина: нерешительность, слабость, неумение брать на себя ответственность. Как и положено «лишнему человеку», Рудин не выдерживает испытания любовью. Наталья Ласунская выходит замуж за не любимого ею Волынцева, а Рудин спустя некоторое время гибнет на парижских баррикадах во время революции 1848 года. Первоначально в «Рудине», как и в «Евгении Онегине», был открытый финал, но во второй редакции Тургенев решил дополнить роман эпилогом со сценой гибели героя. 

Галерею «лишних людей» и «тургеневских девушек» продолжает опубликованная в 1858 году повесть «Ася». Её герой 25-летний господин N., бесцельно скитающийся по городам Германии, встречает двух соотечественников — Гагина и его сестру Асю. Между господином N. и Асей вспыхивает взаимное чувство, но против их отношений возражает Гагин. Как и в случае с Рудиным, главный герой проявляет нерешительность, слабость, ежедневно откладывает своё объяснение с Асей и теряет её навсегда. Господин N. в повести — не только герой, но и рассказчик. Теперь ему 50 лет, но за всю жизнь он так и не женился, оставшись тосковать по Асе. 

В 1859 году выходит второй тургеневский роман «Дворянское гнездо». Герой романа Фёдор Лаврецкий, пережив измену и предательство своей жены, удаляется в своё имение, где влюбляется в дочь своей кузины Лизу Калитину. Лиза — явный антипод его жены Варвары, и чувства к девушке усиливаются ещё и в связи с сообщением о смерти жены. Лаврецкий теперь официально свободен, его счастье зависит только от него самого, ибо Лиза отвечает ему взаимностью. Однако внезапно выясняется, что жена Лаврецкого жива, а сам он растерян и не может принять какого-либо решения. Лиза, чтобы не стать причиной чужого несчастья, удаляется в монастырь. Лаврецкому остаётся только жить воспоминаниями о том коротком времени, когда он был счастлив. Роман сразу после публикации вызвал скандал, инициированный И.А. Гончаровым: он утверждал, что идея романа принадлежала ему, и идею эту он однажды озвучил в присутствии Тургенева. Обвинение в плагиате доказано не было, но Гончаров с того момента перестал общаться и даже здороваться с Тургеневым. 

Через год Тургенев пишет свой третий роман — «Накануне», сюжет которого был подсказан ему помещиком Василием Каратеевым, умершим от тифа во время Крымской войны 1854-1855 гг. В этом романе снова присутствует «тургеневская девушка» — Елена Стахова, но уже нет «лишних людей». Елена, поначалу увлечённая учёным Берсеневым, знакомится с болгарином Дмитрием Инсаровым. Мужественный поступок Инсарова, защитившего Елену от грубых приставаний пьяного, производит на неё впечатление. Инсаров влюблён в Елену, но считает своим долгом уехать, чтобы не мешать счастью приятеля Берсенева. Однако Елена выражает готовность повсюду следовать за Инсаровым, и в итоге она становится его женой. Инсаров получает тревожные вести из Болгарии, он принимает твёрдое решение ехать на родину и бороться за свободу своего народа. Внезапно Инсаров заболевает и умирает, не успев доехать до Болгарии. Елена везёт тело мужа на его родину и решает посвятить свою жизнь тому делу, которое не успел завершить Дмитрий.

На роман «Накануне» откликнулся статьёй «Когда же придёт настоящий день?» критик Н.А. Добролюбов. Тургеневу не понравилась статья, в особенности — нападки Добролюбова на либералов-западников. Он попытался отговорить Некрасова от публикации статьи, но Некрасов, оказавшись в ситуации выбора между Тургеневым и Добролюбовым, предпочёл последнего. Это оскорбило Тургенева, и он порвал с Некрасовым и редакцией журнала «Современник», отдав роман в либеральный журнал «Русский вестник». 

Фото И.С. Тургенева

Роман «Отцы и дети»

Точно и сильно воспроизвести истину есть высочайшее счастье 
для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.
И.С. Тургенев

Извините, г. Тургенев, вы не умели определить своей задачи;
вместо изображения отношений между "отцами" и детьми" вы написали
панегирик "отцам" и обличение "детям".
М.А. Антонович

Четвёртый, самый известный роман Тургенева «Отцы и дети» публикуется через год после отмены крепостного права. Однако действие романа отнесено к 1859 году, и это подчёркнуто писателем уже в первом предложении. Иными словами, перед читателем — предреформенная Россия.

Замысел романа возник у Тургенева в августе 1860 года в Англии. Работа продолжалась около года: по словам самого писателя, 20 июля 1861 года он написал в романе «последнее блаженное слово». За время работы над произведением было отменено крепостное право, и некоторые акценты писателю пришлось расставить иначе. Осенью 1861 года в Париже он читает «Отцов и детей» Боткину и Случевскому, и их критические замечания послужат причиной редактирования текста романа. В марте 1862 года «Отцы и дети» были опубликованы в журнале «Русский вестник». 

Прототипом главного героя романа стал некий доктор Д., личность и убеждения которого поразили Тургенева. «В этом замечательном человеке воплотилось. .. то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно», — писал Тургенев. 

Сюжет романа составляет конфликт взглядов материалиста Базарова и аристократа Павла Кирсанова. Молодой учёный Евгений Базаров и его приятель Аркадий Кирсанов приезжают в родительский дом последнего. Самоуверенный и немного развязный Базаров — нигилист, то есть отрицатель всего и вся. Он не склоняется ни перед какими авторитетами, не верит ни в любовь, ни в искусство, ни в патриархальность русского народа и даже заявляет, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта».  Базаров не скрывает своих радикальных граничащих с цинизмом взглядов, что вызывает резкое неприятие дяди Аркадия — 45-летнего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Между Базаровым и Павлом Петровичем вспыхивают словесные поединки, в результате которых каждый остаётся при своём мнении. Сам Тургенев в романе стремится к объективности и не отдаёт явного предпочтения ни одной из конфликтующих сторон.

Жизнь сама подвергает испытанию мировоззренческие позиции героев, ведь это роман не только социальный, но и семейный. Из рассказа Аркадия читатель узнаёт, что Павел Петрович когда-то страстно и почти безответно полюбил некую княгиню Р., что и привело его к добровольному затворничеству в имении брата Николая, где он живёт безвыездно уже 17 лет. В свою очередь, брат Николай, похоронив жену и отправив на учёбу Аркадия, увлёкся экономкой Фенечкой, которая родила ему сына Дмитрия. Базаров же, уезжая от Кирсановых в губернский город, встречает там необыкновенную женщину Анну Сергеевну Одинцову, в которую неожиданно для самого себя влюбляется. Одинцова, больше всего на свете ценящая спокойствие, не готова ответить Базарову взаимностью. Тот находит в себе силы уехать от Одинцовой, но его спокойствие и убеждённость поколеблены. Во время вскрытия трупа  Базаров ранит палец и заражается тифом, от которого умирает. Перед смертью он хочет видеть только Одинцову. 

Критики о романе. Объективность Тургенева не позволила выявить симпатии писателя. Примечательно, что практически одновременно выходят статьи с полярными суждениями по поводу романа. В частности, критик Максим Алексеевич Антонович в статье «Асмодей нашего времени», не скрывая своего невысокого мнения о творчестве Тургенева, отмечает, что в романе «Отцы и дети» нет ни психологического анализа, ни художественно описанных картин природы. Критик отмечает, что, «за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души, а всё только отвлечённые идеи и разные направления, олицетворённые и названные собственными именами». Базарова и его приятелей, по мнению Антоновича, писатель «презирает и ненавидит от всей души». Несмотря на очевидную объективность Тургенева, критик обвиняет писателя в откровенной предвзятости к Базарову: «Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя… и от этого в целом выходит не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная». В целом идея романа, с точки зрения Антоновича, сводится к беспощадной, рзрушительной критике молодого поколения.  

Дмитрий Иванович Писарев в статье «Базаров», отметив высокие художественные достоинства романа, охарактеризовал главного героя как несомненный идеал. Базаров, по мнению Писарева, искренен, самолюбив, поступает только так, как считает нужным, и ему всё равно, что думают о нём другие. И хотя герой отрицает принципы, в нём есть большая нравственная сила. Замкнутость Базарова критик объясняет тем, что рядом с героем нет ни одной родственной души, и даже любовь к женщине не становится для него интересной. Противоположностью Базарова является, по мнению критика, Аркадий: он «лишь напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись». Напротив, Павел Петрович, будучи таким же скептиком и эмпириком, как Базаров, оказывается внутренне самым близким человеком для главного героя. 

Дискуссии, посвящённые роману, продлятся в литературных журналах ещё по меньшей мере четыре десятилетия.  

Литературовед А.Б. Есин отмечает, что в решении сложных и спорных вопросов интерпретации преподаватели лиитературы склонны прибегать к суждению самого автора о своём произведении, придавая этому суждению решающее значение. Например, в интерпретации тургеневского Базарова таким аргументом становится фраза из письма Тургенева: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» (Письмо К.К. Случевскому от 14 апреля 1862 года). Однако в тексте это определение не звучит, и не из-за боязни цензуры, а по существу: ни одна черта характера не говорит о Базарове как о революционере. Одной лишь ненависти к аристократам, неверия в бога и отрицания дворянской культуры для революционера явно недостаточно.

 

После «Отцов и детей»: два романа и «Senilia»

C 1863 года Тургенев живёт в германском Баден-Бадене, содействует переводу произведений  русских авторов на французский и немецкий языки, общается с ведущими писателями Западной Европы, среди которых Ч. Диккенс, Ж. Санд, В Гюго, П. Мериме, Э. Золя, Ги де Мопассан и другие. Для европейцев в это время Тургенев — русский писатель номер один. 

В 1867 году пишет роман «Дым», который вызывает только жёсткую критику. Роман признан откровенно слабым. Возникает шутка о «дыме» догорающего таланта, только ленивый не сочиняет эпиграммы в духе «И дым Тургенева нам сладок и приятен». Против Тургенева сработает и разрыв с «Русским вестником»: с 1868 года он сотрудничает с «Вестником Европы».

Не менее жёсткой критике подвергнется и последний роман писателя «Новь» (1877), самое неудачное произведение писателя. Тургенева ругают все, а Достоевский в своём романе «Бесы» сатирически изобразит его в образе отсиживающегося за границей бездарного, давно исписавшегося писателя Кармазинова.

В 1880 году принимает участие в торжествах по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. В это же время обостряется болезнь Тургенева — его мучают сильные боли. Врачи ставят ему разные диагнозы, однако лишь после смерти установят её истинную  причину — рак позвоночника.

Незадолго до смерти Тургенев пишет цикл «Senilia» («Старческое»), который современным читателям известен под названием «Стихотворения в прозе» — сборник лирических миниатюр, посвящённых размышлениям автора о любви, мужестве, честности, щедрости и т.п. Цикл завершался стихотворением «Русский язык» — гимном своей стране, отмеченным верой в её великое предназначение. 

3 сентября 1883 года Тургенев умер в Буживале — пригороде Парижа. Согласно воле писателя он был похоронен в Петербурге.  

Задания по роману «Отцы и дети»

 

 

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич | Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл

28 октября (9 ноября н.с.) родился ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 – 1883), великий русский писатель.

Тургенев – это сама душа России, с её неизбывной тоской по идеалу и вечной верой в свет и добро. Это удивительное по чистоте и силе русское слово. Это «тургеневские девушки» – манящие образы подлинной женственности и целомудрия.

На протяжении всего творческого пути самобытный талант Тургенева откликался на наиболее острые вопросы современной ему русской жизни. Первое крупное произведение писателя «Записки охотника» (1852), в котором предстал народ, не сломлённый веками рабства. Далее следуют романы «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1861), «Отцы и дети» (1862), в которых Тургенев показал новые времена и новых героев. Именно в канун революционной ситуации 1861 года талант писателя достиг своего наивысшего расцвета. Наряду с произведениями большой общественной значимости в 1860–80-е годы Тургенев создал много повестей и рассказов, которые критика тех лет не связывала с так называемой злобой дня. В число таких произведений входят повести о любви и связанной с ней духовной драмой «лишнего человека», о старинном русском быте, его пережитках, о некоторых загадках человеческой психики: «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Песнь торжествующей любви», «Призраки», «Странная история», «Рассказ отца Алексея» и другие.

Великий писатель-реалист Иван Сергеевич Тургенев среди крупнейших художников слова по праву занимает одно из первых мест. Неоценима его роль в развитии не только русской, но и мировой литературы и культуры. Известность Тургенева пережила его время. Она продолжала расти в ХХ веке, и уже в ХХI веке значимость классика русской литературы продолжает расти. Произведения писателя с интересом читают и перечитывают сегодня. Думы, искания, переживания героев Тургенева не оставляют равнодушными современного читателя – заставляют мыслить, задумываться о смысле и ценностях жизни.

Центр чтения располагает обширным фондом произведений И. С. Тургенева и большим фондом литературоведческого материала по его творчеству, поэтому выставка, посвящённая жизни и творчеству великого писателя, получилась содержательной. Вниманию читателей предлагаем: Полное собрание сочинений и писем в 30 томах (Москва, издательство «Наука», 1982), Полное собрание сочинений и писем в 28 томах (Москва-Ленинград, Издательство Академии наук СССР, 1963), Собрание сочинений в 12 томах (Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1956), десятки избранных произведений, Летопись жизни и творчества И. С.Тургенева (1876 –1883), воспоминания современников, книги по жизни и творчеству известных литературоведов, критический материал по произведениям писателям и множество других изданий.

Предлагаем любителям творчества И. С. Тургенева, учащимся школ, лицеев, гимназий обратить внимание на следующие книги:

 

Тургенев, Иван Сергеевич.

Дворянское гнездо : романы. – Москва : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999.

В книгу вошли четыре самых знаменитых романа писателя – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Тексты сопровождаются перепиской И. С. Тургенева, воспоминаниями о нём современников, статьями Добролюбова, Писарева, Салтыкова-Щедрина.

 

Тургенев, Иван Сергеевич.

Отцы и дети. Рассказы. Повести. Стихотворения в прозе. – Москва : ООО «Издательство «Олимп» : ООО «Издательство АСТ», 2001.

В предлагаемый сборник входят произведения И.С.Тургенева, включённые в школьную программу: роман «Отцы и дети», повести «Муму», «Ася», «Первая любовь», стихотворения в прозе. Книга сопровождается комментариями и фрагментами критических статей о творчестве писателя. В разделе «Материалы к уроку и сочинению» для школьников и учителей разработана оригинальная система вопросов и заданий по текстам И.С.Тургенева, а также даны темы сочинений для уроков.

 

Тургенев, Иван Сергеевич.

Бежин луг. – Москва : Издательство «Э», 2017. – (Классика в школе).

В книгу включены известные рассказы из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева, рекомендованные к прочтению в 6 –8-х классах.

 

Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. (1876 –1883) / Российская академия наук, институт русской литературы (Пушкинский Дом). – Санкт-Петербург : Наука,2003.

Настоящий том «Летописи жизни и творчества И. С. Тургенева» охватывает 1876 –1883 годы – семь с половиной лет, насыщенных творчеством, обширными общественными и литературными связями, напряжённой духовной жизнью, надвигающейся смертельной болезнью писателя. Эти годы ознаменованы полным признанием Тургенева-художника и гражданина, как в России, так и за рубежом.

Необходимо отметить, что в «Летописи» не весь эпистолярий Тургенева, а отбор наиболее существенных событий его жизни и творчества. Все даты в настоящем издании даются в хронологической последовательности по старому и новому стилю.

 

Афанасьев В. В., Боголепов П. К.

Тропа к Тургеневу : документально-художественная книга о жизни и творчестве И. С. Тургенева. – Москва : Детская литература, 1983.

Книга представляет документально-художественную биографию жизни и творчества И. С. Тургенева, включает подробную летопись основных событий, характеристику ближайшего окружения писателя и словарь к его художественным произведениям. Снабжена большим количеством иллюстраций.

 

Чалмаев В. А.

Иван Тургенев. – Москва : Современник, 1986.

Обращаясь к биографии писателя, автор прослеживает его взаимоотношения с крупнейшими деятелями отечественной и зарубежной культуры. В исследовании, основанном на непосредственных впечатлениях от поездок автора по «тургеневским местам» на Орловщине, а также во Франции и Италии, возникает многоплановая картина художнических исканий Тургенева.

 

Недзвецкий В. А.

И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя : курс лекций для магистрантов. – Москва : Издательство Московского университета, 2011.

Курс лекций создан на основе спецкурса доктора филологических наук, профессора МГУ имени М. В. Ломоносова В. А. Недзвецкого и состоит из двух разделов: «Логика творчества» и «Менталитет героя». В первом раскрываются общелитературные и личные стимулы, предопределившие закономерное формирование Тургенева в качестве одного из классиков русского и мирового романа. Во втором разделе проделан обстоятельный анализ ментальных ценностей, отличающих центральных тургеневских героев и героинь и определивших как их своеобразие среди персонажей других русских писателей ХIХ века, так и глубокий драматизм их судеб.

Ивану Тургеневу не доверяли ни левые, ни правые

Русские левые и правые не доверяли ему после публикации « отцов и детей» (1862). Первый считал, что роман слишком критичен по отношению к молодым революционерам, а второй — недостаточно. Но роман сделал его ненадолго деканом русской литературы в глазах Запада — то есть до публикации романов Достоевского « Преступление и наказание» (1866) и Толстого « Война и мир».0004 (1867 г.).

Критики и романисты двадцатого века, вслед за Генри Джеймсом, в основном рассматривали его как мастера портретной живописи и изысканного стилиста, но лишенного интеллектуального веса. Джеймс предпочитал Тургенева и Достоевскому, и Толстому, но, восхваляя романиста за его деликатность и тонкость в ущерб его идеям, он выставлял его просто эстетом. Джеймс считал, что портреты русских крепостных Тургенева в его первой книге, например, Зарисовки из охотничьего альбома , превосходят портреты Гарриет Бичер-Стоу9.0003 Хижина дяди Тома именно потому, что Тургенев излагает свою позицию посредством «совокупности показаний множества тонких штрихов».

Отголосок «изящных штрихов» Джеймса звучит в замечании Владимира Набокова о том, что Тургенев был «писателем не великим, но приятным». Несколько лет назад А. Н. Уилсон вслед за Набоковым писал, что Тургенев, может быть, и был автором нескольких «совершенно приятных книг», но ему не хватает силы ни Достоевского, ни Толстого. Даже « Отцов и Сыновей », утверждал Уилсон, потерпели неудачу. Он состоит из «красиво нарисованного набора сцен. . . персонажи реалистичны. Мебель, одежда и еда описаны точно. . . . Мы видим свежесобранные букеты сирени, расставленные возле самовара. . . . Вы можете видеть все это. Но в этой «Русской Литературе-Lite» есть полная пустота, которая оставляет читателя голодным».

Уилсон прав в том, что « Отцы и дети» не равняются лучшим книгам Достоевского (хотя, на мой взгляд, лучше, чем «» «Братья Карамазовы» ) или эпопеям Толстого, но его заявление о том, что это просто «хорошо», так же глупо, как это датировано.

В своей лекции 1970 года «Отцы и дети: Тургенев и затруднительное положение либералов» Исайя Берлин заметил, что Тургенева «часто описывали как чистого эстета и сторонника искусства ради искусства, и обвиняли в эскапизме и отсутствии гражданской позиции». смысл. . . . Однако эти описания ему не подходят». Берлин продолжает исследовать тонкую критику Тургеневым материализма и нигилизма через персонажа Базарова в романе. Портрет был настолько броским, что один из либеральных друзей Тургенева, пишет Берлин, велел ему сжечь рукопись, «поскольку она навсегда скомпрометирует его перед прогрессистами», что он и сделал. Тургенев, конечно, отказался, без сомнения, красиво.

Одна из больших идей Тургенева — и в Доме дворян у, и в Отцы и дети — состоит в том, что жизнь — это в основном потеря, хотя и не безвозвратная. Вопрос в том, что можно спасти и как. Решения, которые мы принимаем в юности — часто по прихоти, мало понимая себя и мир, — могут изменить ход нашей жизни. Трагический исход этих решений в полной мере ощущается только тогда, когда уже слишком поздно. В других случаях мир меняется без нас, оставляя нас чужими в собственных домах, и мы мало что можем с этим поделать. Жизнь несправедлива, и удел взрослых, рассуждает Тургенев, — реагировать на такое положение вещей смиренно и хладнокровно.

В Дворянин , например, мы следим за жизнью Федора Лаврецкого, богатого помещика, который влюбляется в красивую женщину по имени Варвара Павловна после того, как он видит ее в опере в Москве. Через полгода они поженились. Они переезжают в Париж, где Павловна становится популярной хозяйкой салонов художников и журналистов. Через некоторое время Лаврецкий узнает, что у нее роман с молодым французом. Вместо того, чтобы развестись с ней или добиваться аннулирования брака, он дает ей годовой доход и отсылает ее. После путешествия в Италию Лаврецкий возвращается в Россию, где влюбляется в молодую, но добродетельную женщину по имени Лиза. Она тоже испытывает к нему чувства, и похоже, что брак возможен после того, как Лаврецкий узнает, что его жена умерла.

Однако их надежды рушатся, когда Варвара Павловна неожиданно появляется в доме Лаврецкого с дочерью на буксире и сообщает ему о своем решении поселиться в родовом имении. Лиза уходит в монастырь, а Федор Лаврецкий доживает свои дни в одиночестве, поддерживая его только своими воспоминаниями о времени, проведенном с Лизой. Хотя Лаврестский мог бы поддаться «какому-то дешевому всеобщему скептицизму», подобно одному из других персонажей романа, он принимает свою судьбу, признавая свою роль в ее определении, какой бы несправедливой она ни казалась, не набрасываясь по-детски.

Отцы и дети одинаково мудры. Роман начинается с того, что Николай Петрович Кирсанов ждет на вокзале своего сына Аркадия, возвращающегося из университета на лето. Приезжает Аркадий с другом, нигилистом по имени Базаров, который все знает и издевается над всеми, кто с ним не согласен (особенно над братом Николая, Павлом Петровичем, за его старомодность). Аркадий, как щенок, любит все, что говорит и делает Базаров.

Базаров и Павел беспрестанно спорят. Базаров принял все новое мышление; Павел – человек прошлого. Он никогда не был женат и держится за свои аристократические идеалы, потому что это единственное, что у него осталось. Но тот мир быстро проходит, и, как пишет Тургенев, «теряя свое прошлое, он потерял все».

В середине романа, после особенно жаркого спора, Павел горько сетует: «Так-то! . . . так вот какие у нас юноши этого поколения! Они такие — наши преемники!» Это приводит Николая к твердому выводу, который он все же принимает:

«Наши преемники!» — повторил Николай Петрович с унылой улыбкой. Он сидел на терниях во время всего спора и только и делал, что украдкой, с болью в сердце, поглядывал на Аркадия. — Знаешь, что мне это напомнило, брат? Однажды у меня был спор с нашей бедной матерью; — бушевала она и не слушала меня. Наконец я сказал ей: «Конечно, вы меня не понимаете; мы принадлежим, — сказал я, — к двум разным поколениям». Она ужасно обиделась, а я подумал: «Ничего не поделаешь. Это горькая пилюля, но она должна ее проглотить». Видите ли, теперь пришел наш черед, и наши преемники могут сказать нам: «Вы не нашего поколения; проглоти таблетку».

Может показаться, что Николай слишком легко сдается, но в его смирении есть мудрость, и она заключается в следующем: хотите вы этого или нет, молодое поколение заменит вас и будет поддерживать идеи, которые вы находите глупыми или ужасными, и однажды ничего не поделаешь. Да, молодые люди могут быть дерзкими и глупо самоуверенными (настолько самоуверенными, на самом деле, настолько боящимися показаться незнающими чего-то, что не понимают, насколько очевиден фарс). Однажды их тоже заменят.

Это не значит, что старшее поколение должно просто сдаться. Нисколько. Николая нет, но речь его приправлена ​​солью смирения. Он знает, что он ограничен, и находит утешение в том, что другие люди тоже ограничены.

Если вы читали роман, то знаете, что он оборачивается благополучно и для Николая, и для Аркадия. Жизнь может быть наполнена потерями, но иногда и восхитительными сюрпризами. Тем не менее, эти сюрпризы редко вызываются великим поступком великого человека. Они просто случаются.

Тургенев, наверное, никогда еще не был так несовременен, как сейчас. Он стоик во времена активизма, реалист во времена фанатизма и умеренный во времена экстремизма.

Его романы, однако, напоминают нам, что жизнь нам ничем не обязана, сколько бы требований мы к ней ни предъявляли (или «прав» мы отстаивали), и что есть благородство в том, чтобы быть готовым страдать из-за поступков. других, зная, что вы тоже причинили вред другим способами, о которых вы не подозревали. Он был против всякого радикализма, считая, что он настраивает людей друг против друга, что ведет ко всякого рода злу.

Дворянский дом и «Отцы и дети » — глубоко гуманные романы именно потому, что они напоминают нам, что люди — это люди, а не боги и редко звери — ограниченные и несовершенные, да, но, тем не менее, способные на тихие акты любви и жертвы .
 

Иван Сергеевич Тургенев: Рассказы и Цитаты

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) считается одним из крупнейших русских писателей XIX века. Его не любили другие русские авторы, такие как Толстой и Достоевский, но его книги и рассказы произвели впечатление на многих читателей. Одному из его сборников рассказов даже приписывают помощь в отмене крепостного права в 1861 году!

Биография: Тургенев Иван Сергеевич

Тургенев Иван Сергеевич родился в Орле (область), Россия 9 ноября 1818 года. наследство, которое поддерживало семью. У Тургенева было два брата Николай и Сергей. Тургенев получил образование у гувернанток и в детстве выучил французский, немецкий и английский языки, а в 1827 году семья переехала в Москву, где Тургенев мог получить лучшее образование.

Тургенев переехал с семьей в Москву в 1827 г. для лучшего образования, пиксабай.

Тургенев продолжил изучать классику, русскую литературу и филологию в Санкт-Петербургском университете. После окончания учебы он отправился в Берлинский университет изучать историю и философию Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) был немецким философом, который считал, что вся наша воспринимаемая реальность может быть уложена в концептуальную структуру. По Гегелю, все существующее имеет чистое понятие, которое должно быть осуществлено. Это известно как идея Гегеля об абсолютном идеализме, которая содержит три принципа: все, что мы видим и воспринимаем как действительно существующее, на самом деле является лишь видимостью реальности в категориях, разум, который осознает себя, отражает мир, и что мысли просто отношения между бесконечными целыми.

Тургенев находился под сильным влиянием Германии и хотел распространить идеи Просвещения в России. Он считал, что крепостное право в России должно быть отменено, и в произведениях Тургенева воплощены социальные, а не религиозные идеи реформаторского движения. С 1843 по 1845 год Тургенев работал в Министерстве внутренних дел.

Писательская карьера Тургенева началась в 1850-х годах сборником рассказов « Записки охотника » (1852). Его сборник рассказов стал ассоциироваться с отменой крепостного права в 1861 году, воздействуя на общественное мнение. Его следующий рассказ Муму (1854 г.) стал сенсацией за выступление против тиранического правления. За это время Тургенев также написал много новелл, таких как « Фауст», (1856 г.). Тургенев жил в смутное время, и тревога у многих русских была высока.

В 1850-х годах царь Николай I правил Россией. Он был известен цензурой и подавлением многих писателей, особенно тех, кто выступал против монархического правления. Интеллигенция, группа русских интеллектуалов, чувствовала себя особенно подавленной царем, и многие, включая Тургенева, уехали в Западную Европу.

В 1854 году Тургенев переехал в Западную Европу, чтобы жить поближе к своей возлюбленной Полине Виардо, оперной певице. Тургенев в это время стал писать меньше романтических книг в пользу реализма. За это время были написаны четыре его самых знаменитых книги, в том числе Рудин (1856 г.), Дворянское гнездо (1859 г.), Накануне (1860 г.) и Отцы и дети (1862 г.).

Тургенев много лет жил в Париже, Pixabay.

Книги Тургенева всегда были полны социальных комментариев о русском обществе и политике. В его самом известном романе «, отцы и дети, » рассматривается расширяющийся разрыв между старшим и нигилистическим младшим поколением.

Тургенев предпочел жить за пределами России в Париже и Баден-Бадене, Германия. Говорят, что его взгляды заставили его поссориться с двумя другими известными русскими авторами, Львом Толстым и Федором Достоевским, чьи работы больше касались морали и религии. Тургенев всю жизнь дружил с Гюставом Флобером, ведущим французским писателем-реалистом.

3 сентября 1883 года в своем доме в Буживале, Франция, Тургенев умер от абсцесса позвоночника, вызванного метастатической липосаркомой. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Научное исследование, изучавшее размер мозга известных россиян, пришло к выводу, что у Тургенева был один из самых тяжелых мозгов в 2021 г. Средний человеческий мозг мужчины весит 1336 г.

Сочинения Ивана Сергеевича Тургенева

Большую часть жизни Тургенев писал в Западной Европе, проникаясь западными идеями и философией. Его творчество не пользовалось популярностью у многих русских авторов, таких как Толстой и Достоевский, или у русских радикалов, таких как нигилисты. Тургенев за свою жизнь написал много книг и рассказов.

Тургенев наиболее известен своей книгой Отцы и дети (1862), Pixabay.

Лучшие книги Ивана Тургенева

Первой книгой Тургенева была « Рудин » (1856 г. ), но наиболее известна его книга « Отцы и дети » (1862 г.). Ниже приведены некоторые из лучших и самых известных книг Тургенева.

Рудин (1856)

Рудин рассказывает историю Дмитрия Рудина, известного оратора. Он страстно говорит о своих убеждениях о прогрессе, заставляя многих верить ему. Наталья, юная участница салона, в котором выступает Рудин, влюбляется в него. Она призывает его принять меры в соответствии с его словами, но Рудин подводит ее. Книга была впервые опубликована в «Современник » , русский журнал, выходящий сериями в 1856 году. Рудин посвящен таким темам, как сила слова, неэффективность и правда.

Считается, что прототипом Рудина является революционер Михаил Бакунин (1814-1876). Бакунин был русским анархистом и политическим писателем.

Отцы и дети (1862)

Отцы и дети исследует различия между поколениями. Эти различия вызывают конфликты между старшим, более традиционным поколением и более молодым, более интеллектуальным и прогрессивным поколением. Аркадий Кирсанов только что вернулся в отцовское имение в губернии России со своим другом Базаровым. Аркадий конфликтует со своим дядей Павлом, который не согласен с новой философией нигилизма Аркадия. Дальнейшие конфликты возникают, когда к Аркадию переезжает Фенечка, служанка и их сын. Книга содержит темы сыновней любви, конфликта поколений и семейных обязательств.

Весенние потоки (1872)

Весенние потоки посвящен Дмитрию Санину, молодому русскому помещику. Он безумно влюбляется в молодую итальянку по имени Джемма во время посещения Франкфурта. Весенние потоки исследует тему потери невинности в любви и опасностей навязчивых страстей. Он считается в высшей степени биографическим и основан на собственном опыте Тургенева с женщиной во Франкфурте.

Рассказы Ивана Тургенева

Помимо написания многих замечательных книг, Тургенев был также известен своими рассказами.

Записки охотника (1852)

Записки охотника содержит 25 рассказов, основанных на наблюдениях Тургенева в охотничьем домике Спасской. Короткие рассказы исследуют злоупотребления и несправедливость, с которыми многие крестьяне столкнулись в крепостной системе России. Рассказы впервые появились отдельно в «Современник», , но затем были проданы в виде книг после того, как получили высокую оценку, особенно рассказ «Хор и Калинич». Книга рассказов не пользовалась популярностью у царя, и Тургенева за их публикацию посадили под домашний арест.

Муму (1854)

«Муму» — это рассказ о Герасиме, трудолюбивом глухонемом крестьянине, и любви к его собаке Муму, которую он находит после Татьяны, прачки, которую он влюбился. влюблён, сбегает с пьяным сапожником Капитоном. Татьяна возвращается и хочет себе Муму, а когда Муму невзлюбила Татьяну, она приказывает утопить собаку. Рассказ посвящен таким темам, как тяжелая жизнь русских крестьян, любовь и верность, храбрость.

Цитаты Ивана Сергеевича Тургенева

Ниже приведены цитаты из книг и рассказов Ивана Тургенева.

Слова действительно погубили меня; они поглотили меня, и до конца я не могу освободиться от них. Но то, что я сказал, не было пустыми словами» (Рудин, Эпилог).

В этой цитате из тургеневского «Рудина» видна тема слов и их силы. Рудин страстный оратор, но никогда по-настоящему не приводит эти слова в действие. этой цитатой он пытается доказать, что, несмотря на то, что его слова были безрезультатными, они были не напрасны.0009

Но это был не голос Джеммы — Санин любовался ею самой. Он сидел немного сзади и сбоку от нее и все думал про себя, что никакая пальма, даже в стихах Бенедиктова, модного в то время поэта, не может соперничать с стройной грацией ее фигуры». Весны, глава 6). женщину, а не ее мысли или разум.

Курчавый, румяный мальчик лет пятнадцати сидел в телеге возницей и с трудом удерживал упитанную пегую лошадь. Вокруг телеги стояли шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга, и Федя» («Записки егеря», Хорь и Калиныч). цитата, мы можем видеть, как Тургенев писал эти портреты, описывая именно то, что он видел, а также описывая действия людей.0009

Мертвый человек не товарищ для живого. Отец скажет вам, какая я потеря для России… Это вздор, но не разочаровывайте старика. Какая бы игрушка ни утешила ребенка… знаете ли…» (глава 27).

Основные различия между старшим и младшим поколением лежат в «Отцах и детях» Тургенева, и здесь главный герой Аркадий пытается отстоять свои рассуждения о стать нигилистом, несмотря на то, что это задело его отца.Аркадий считает, что какие бы философские убеждения ни приносили понимание человеку, они должны следовать им, а не придерживаться того, что является традицией или обычаями.

Стиль и жанр письма Ивана Сергеевича Тургенева

Иван Тургенев писал в литературном жанре Реализм, pixabay

Тургенев писал в литературном жанре Реализм .

Реализм — это литературное течение 19 века, которое фокусируется на повседневных и приземленных переживаниях людей. Он отверг романтизм, в частности его акцент на субъективности, воображении и личности.

Книги и рассказы Тургенева сосредоточены на реальных аспектах жизни человека, включая труд, философские убеждения и переживания. В «Очерках спортсмена» реальная, тяжелая жизнь крестьянского класса России полностью анализируется и рассматривается, объективно сосредотачиваясь на их действиях, чувствах и несправедливостях, с которыми они столкнулись при русском крепостном праве.

Стиль письма Тургенева считается изящным и простым, а также полным надежд. Он очень тщательно и подробно описывает всех своих персонажей и их действия. Он также сосредотачивается на уникальных описаниях мест и времен года, которые рисуют яркий и красивый образ в сознании читателя.

«Представьте себе высокого худощавого мужчину лет сорока пяти, с длинным тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взлохмаченной шевелюрой и густыми насмешливыми губами. желтый нанковый кафтан немецкого покроя, но с кушаком на талии; на нем были голубые панталоны и шапка из каракуля, подаренная ему в веселый час расточительным помещиком» ( Зарисовки охотника , «Ермолай и мельничиха «).

В этом отрывке из рассказа «Ермолай и мельничиха» читатель может увидеть мастерство Тургенева как писателя-реалиста. Он описывает этого человека с мельчайшими подробностями, уделяя особое внимание каждому его аспекту — от черт лица до одежды. Он не добавляет никаких собственных мнений об этом человеке, он просто описывает его.

Тургенев также был известен своим стилем повествования « кадра ».

Фреймовый рассказ — это литературный прием, представляющий собой рассказ внутри рассказа, часто в форме сопутствующего, вторичного рассказа.

Тургенев часто использовал рамочные истории, например, когда рассказчик смотрит в прошлое, чтобы сообщить о текущем событии. Это создает ощущение ностальгии и сентиментальности в его работах.

В книге Тургенева « Первая любовь » (1860) есть отличный пример построения рамочного рассказа. Книга начинается с того, что трое мужчин рассказывают истории своей первой любви. Двое мужчин не могут предложить ничего забавного, но у Владимира Петровича есть полный рассказ о своей первой любви в шестнадцать лет к девушке на несколько лет старше его.