Титул ивана 4: Родился первый русский царь Иван IV Васильевич

Царский титул Ивана Грозного — 1547 г.

Царский титул Ивана Грозного

 
Заняв митрополичий престол в Москве
Макарий
  повел благоразумную политику
невмешательства в государственные дела и не примыкал ни к одной из боярских
группировок. Однако при всей своей уклончивости, митрополит последовательно
держался одной политики: служил интересам развития самодержавной власти великого
князя.


 
Вероятнее всего и инициатива акта царской коронации принадлежит также Макарию. 16-летний великий князь
Иван Васильевич, проведший всю осень и начало зимы 1546 г. в беззаботной увеселительной поездке по своим селам и монастырям,
возвратился в Москву 12 декабря, а на другой день, 13 -го, после беседы с митрополитом, вдруг объявил бояре о своем намерении жениться, но
перед этим он пожелал «поискати прежних своих прародительских чинов». Конечно же речь шла о принятии царского титула.

  Никто из предков Ивана не был царем. Заявление о «прародительских
чинах» объясняется просто: люди средневековья с особым почтением относились к старине, поэтому любое новшество принято было маскировать
под восстановление прежнего порядка.

 
Но
почему Иван IV пожелал стать царем, не удовлетворившись
великокняжеским титулом ? Слово «царь» происходит от латинского Сaesar, превратившегося
из личного имени талантливого римского полководца в императорский титул. Царями на Руси
именовали византийских и германских императоров, а также ордынских ханов. Поэтому,
провозгласив себя царем Иван достигал одновременно нескольких целей.

  Во-первых, тем самым он демонстрировал полную независимость Руси от Орды и, более
того, равенство с нею. Во-вторых, подчеркивал претензии Русского государства на византийское
наследие. В-третьих, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических
отношениях с Западной Европой, т. к. русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в
Европе императором — германским. Наконец, обретение царского титула имело значение не только для
внешней, но и для внутренней политики. Став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту
над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских, ярославских
и др.) князей. В Византии император фактически возглавлял даже церковь.
Все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь переносились на государя всея Руси.

  16 января 1547 г. великий князь
Московский и Всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя, а 3 февраля
того же года вступил в брак с дочерью окольничьего Романа Юрьевича Захарьина


Анастасией
.

  В речи при царском венчании митрополит
охарактеризовал высоту полномочий царского сана словами Иосифа Волоцкого: «Слышате царие
и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам и сила от Вышняго, вас бо Господь в Себе место избра на земле. ..».

Первый царь | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

И НА ЦАРСТВО СЕСТЬ

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя — как видно из «писем Курбского — некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь  пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, — титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

К. Рыжов. Справочник. Все монархи мира. Россия

 

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

Совершеннолетие Ивана IV было ознаменовано важным событием. Глава государства принял титул царя.

Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине центром вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. Русь познакомилась с византийской доктриной еще при киевских князьях. Помнили ее и в московские времена. В XIV в. московских великих князей титуловали иногда стольниками византийского «царя». Конечно, чин этот лишен был в то время какого бы то ни было политического смысла.

Страшный татарский погром и установление власти Золотой Орды включили Русь в новую для нее политическую систему — империю великих монгольских ханов, владевших половиной мира. Русские князья, получавшие теперь родительский стол из рук золотоордынских ханов, перенесли титул «царя» на татарских владык.

Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только Ивану III удалось окончательно сбросить татарское иго и из князя-подручника стать абсолютно самостоятельным сувереном. Когда государь короновал шапкой Мономаха внука Дмитрия и даровал сыну Василию титул великого князя Новгородского, в Москве появилось сразу три великих князя. Чтобы подчеркнуть свое старшинство, Иван III стал именовать себя «самодержцем». Название было простым переводом титула «автохтон», который носил старший из византийских императоров.

Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. положили конец как вполне реальной зависимости Руси от татар, так и старым представлениям русских относительно высшей власти греческих «царей». Ситуация в Восточной Европе претерпела радикальные перемены после того, как вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси появилось единое Российское государство. Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва — третий Рим». Согласно этой теории, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» -Византийской империи.

Уже дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что соседние государства признают его за ним (Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями).

О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора. Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения.

Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха — символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» — короной своей московской вотчины. Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха. Любознательный австриец Герберштейн видел шапку на Василии III. Она была расшита жемчугом и нарядно убрана золотыми бляшками, дрожавшими при любом движении великого князя. Как видно, шапка была скроена по татарскому образцу. Но после падения Орды восточный покрой вышел из моды. По поводу происхождения шапки Мономаха сложена была такая легенда. Когда Мономах совершил победоносный поход на Царьград, его дед император Константин (на самом деле давно умерший) отдал внуку порфиру со своей головы, чтобы купить у него мир. От Мономаха императорские регалии перешли к московским государям.

Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем.

Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином.

Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских.

В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим». Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле.

Скрынников Р. Иван Грозный

 

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

Принц фон Бухау Д. Начало возвышения Московии. Пер. И. Тихомирова. Русская старина, 1876. Т. 22. № 5

 

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

Каравашкин А. Мифы Московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке

 

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <…>

Разве же это «супротив разума» — сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <…> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же — милосердие и кротость, злым же — жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло — бойся, ибо царь не напрасно меч носит — для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <…>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось — того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <…>

Неужели же это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма — когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <…>

Иван IV Грозный | European Royal History

Иван IV Васильевич (25 августа 1530 – 28 марта 1584), широко известный на английском языке как Иван Грозный, «Иван Грозный» или «Иван Грозный», был великим князем Московским с 1533 по 1547 г. и первым московским правителем, коронованнымЦарем всея Руси с 1547 по 1584 год.

Иван был первым московским правителем, родившимся после обретения ею независимости.

Молодость

Иван был первым сыном великого князя Василия III Московского и его второй жены, Елены Глинской, Елена родилась в 1510 году как дочь князя Василия Львовича Глинского (ум. 1515), члена липкинского татарского рода, претендующего на происхождение от монгольского правителя Мамая и сербской принцессы Аны Якшич из дворянского рода Якшичей.

Мать Елены была сербской принцессой, а семья ее отца, род Глинских (дворяне, проживающие в Великом княжестве Литовском), заявляли о своем происхождении как от православных венгерских дворян, так и от монгольского правителя Мамая (1335–1380 гг.)

Мать Василия III, Зоя (София) Палеологина, византийская греческая принцесса, член императорского рода Палеологов, была дочерью Фомы Палеолога, деспота Морейского и младшим братом последнего византийского императора Константина XI Палеолога. (годы правления 1449–1453).

Ее матерью была Екатерина, единственная законная дочь и наследница центуриона II Заккарии, последнего независимого князя Ахайи и барона Аркадии.

Родившийся 25 августа, он получил имя Иван в честь св. Иоанна Крестителя, день Усекновения главы которого приходится на 29 августа. В некоторых текстах той эпохи также изредка упоминается с именами Тит и Смарагд , в соответствии с традицией полинимов у Рюриковичей.

Иван был назначен великим князем после смерти отца, когда ему было три года.

16 января 1547 года в 16 лет Иван был коронован в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: Крест Животворящего Дерева, барму и шапку Мономаха; Ивана Васильевича помазали миром, и тогда митрополит благословил царя. Он первым был коронован как «Царь Всея Руси», отчасти подражая своему деду, Ивану III Великому, претендовавшему на титул Великого князя всея Руси.

До этого правители Московии короновались как великие князья, но Иван III Великий в своей переписке называл себя «царем».

Некоторые иностранные послы, а именно Герберштейн (в 1516 и 1525 гг.), Даниил Принц-а-Бухау (в 1576 и 1578 гг.) и Юст Юэль (в 1709 г.) указывали, что слово «царь» не следует переводить как «император », потому что оно применяется русскими к Давиду, Соломону и другим библейским царям, которые являются простыми регами.

С другой стороны, Жак Маржере, телохранитель Лжедмитрия I, утверждает, что титул «царь» для москвичей более почетен, чем «кайзер» или «царь», именно потому, что это Бог, а не какой-то земной владыка рукоположил применить его к Давиду, Соломону и другим царям Израиля.

В молодости произошло завоевание Казанского и Астраханского ханств. Укрепив свою власть, Иван избавился от советников «Избранного Совета» и спровоцировал Ливонскую войну, которая опустошила Россию и привела к потере Ливонии и Ингерманландии, но позволила ему установить более самодержавный контроль над русской знатью, что он жестоко чистился с опричниной. Последние годы царствования Ивана ознаменовались Новгородской резней и сожжением Москвы татарами.

У Ивана Грозного было как минимум шесть (возможно, восемь) жен, хотя только четыре из них были признаны Церковью. Трое из них якобы были отравлены его врагами или соперничающими аристократическими семьями, которые хотели выдвинуть своих дочерей в его невесты.

Через две недели после коронации Иван женился на своей первой жене Анастасии Романовне, представительнице рода Романовых, ставшей первой русской царицей.

2. Мария Темрюковна (в 1561–1569 гг., смерть):
3. Марфа Собакина (28 октября – 13 ноября 1571, смерть)
4. Анна Колтовская (в 1572 году отправлена ​​в монастырь). Это была последняя из его санкционированных церковью свадеб. Позже она была канонизирована как святая Дарья (местночтимая святая).
5. Анна Васильчикова (в 1575/76 г. отправлена ​​в монастырь)
6. Василиса Мелентьева (?–1579) (наличие оспаривается)
7. Мария Долгорукая (1580) (наличие оспаривается 1 7 9004) 0003 8. Мария Нагая (с 1580 г.), вдова:

В 1581 г. Иван избил свою беременную невестку Елену Шереметеву за нескромную одежду, из-за которой у нее мог случиться выкидыш. Узнав о ссоре, его второй сын, также по имени Иван Иванович, сильно поссорился с отцом.

Спор закончился тем, что старший Иван IV смертельно ударил своего сына по голове своим заостренным посохом. Событие изображено на знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в пятницу, 16 ноября 1581 года, более известном как Иван Грозный, убивающий своего сына.

Смерть

Иван умер от инсульта во время игры в шахматы с Богданом Бельским 28 марта 1584 года. После смерти Ивана русский престол остался его негодному среднему сыну Федору, слабоумному деятелю. . Федор умер бездетным в 1598 году, что положило начало Смутному времени.

Современные источники представляют разрозненные сведения о сложной личности Ивана. Его описывали как умного и набожного, но также склонного к паранойе, гневу и эпизодическим вспышкам психической нестабильности, которые усиливались с возрастом. После убийства его сына и его наследников на престол остался его младший сын, политически неэффективный Федор Иванович, человек, правление которого и последующая бездетная смерть непосредственно привели к концу династии Рюриковичей и началу Времени Проблемы.

Прозвище

Английское слово «ужасный» обычно используется для перевода русского слова «Грозный» в прозвище Ивана, но это несколько архаичный перевод. Русское слово «Грозный» отражает старое английское использование слова «ужасный» в значении «внушать страх или ужас; опасный; мощный; грозный».

Название не передает более современные коннотации английского слова «ужасный», такие как «дефектный» или «злой». Владимир Даль определяет грозный именно в архаическом употреблении и как эпитет царей: «мужественный, величественный, властный и держащий врагов в страхе, а людей в повиновении». Современные ученые также предлагали другие переводы, в том числе «грозный».

История Курбского о великом князе Московском Иване IV Грозном
ГЛАВНАЯ >

Опубликованные и веб-ресурсы

>

Книги

>

2010

>

История великого князя Московского Ивана IV Грозного Курбского — История о великом князе Московском

распечатайте эту страницу

по : A. M. Kurbskij
Перевод : Эдгардо Тито Саронна, Изабелла Intelisano
Оригинальный титул : Storia del Gran Dibaibe Di Mosca, IVAN IV il Travile
414141414141414141414141414141414141414141414141414141944. СТОРИЯ DEL GRAN DI -MOSCA. editore 

Иван Васильевич IV, первый русский царь (1530–1584 гг. ), также известен на Западе как «Грозный», хотя его русское имя Грозный традиционно относилось ко всем великим князьям, т.е. , в течение более длительного или более короткого периода времени занимал престол в Киеве, а затем в Суздальско-Владимирской или Московской. Грозный означает «авторитетный». Случалось, что временами в течение жизни Иван Грозный был и в самом деле страшен. Однако с чисто политической точки зрения он был великим государем. Он оставил Россию гораздо большей, чем нашел ее. Он совершал огромные ошибки и был подвержен припадкам безумия, но он был и великим реформатором, сумевшим объединить Россию и расширить ее границы до неслыханных размеров. Он также был предшественником Петра Великого в его неосуществленном проекте окончательного завоевания Балтийского побережья. Князь Андрей Михайлович Курбский (1528-83) был современником Ивана IV, его бывшим соратником в качестве полководца, советником и другом и, наконец, в качестве политического эмигранта его упорным врагом. Ему пришлось бежать в Польшу (Королевство Польское и Литовское), чтобы избежать смерти, а его семья, которую он оставил, была уничтожена по приказу царя. Курбский известен своей полемической и язвительной перепиской с Иваном IV. В 1573 году, подстрекаемый, как он сам говорит, рядом врагов Ивана, он написал свою «Историю великого князя Московского». Курбский, как и Иван IV, был культурным человеком. Он выучил латынь и перевел с латыни на русский «Новую жемчужину» Иоанна Златоуста. Однако его язык в «Истории» не всегда правильный, поскольку в определенной степени на него повлияли польская грамматика и лексика.

 

Содержание

Введение: Князь и царь
1. A.M. Курбского «История»
2. Кем был Андрей Михайлович Курбский?
3. Задачи, литературная характеристика и источники «Истории» Курбского
4. Структура и содержание «Истории»
5. Стиль «Истории»
6. Цитаты из Библии и из сочинений Иоанна Златоуста
7. Польское языковое влияние и заимствования в «Истории» 
8. Отношения между Иваном IV и А.М. Курбский; Личные события Курбского
9. Переписка Ивана IV с Курбским
10. Возраст Ивана Грозного и Курбского
11. Кем был Иван Васильевич?
12. Детство, отрочество и личность Ивана
13. Первые признаки истинной натуры Ивана Грозного
14. Молодой Иван под опекой
15. Иван IV как законодатель
16. Первая часть царствования Ивана: его коронация и свадьба, вверх до смерти жены Анастасии
17. Болезнь Ивана и присяга о его престолонаследии
18. Величие и мания преследования: эпоха казней, изгнаний и первых погромов
19. Учреждение опричнины как «отдельного княжения»
20. Кровавая деспотия Ивана: резни и массовые казни
21. Физический и нравственный упадок Ивана: Симеон Бекбулатович на престоле
22. Убийство царевича Иваном в приступе гнева
23. Иван IV и его сеть связей
24. Иван IV и его семья
25. Все жены Ивана
26. Последняя мечта Ивана: жениться на знатной англичанке и в конце концов бежать в Англию
27. Сыновья и дочери Ивана IV
28. Иван IV и аристократия
29. Иван и религиозные убеждения
30. Отношения Ивана IV с духовенством
31. Внешняя политика в царствование Ивана
32. Походы русских против татар: успехи и поведение Ивана
33. Новые опасности со стороны крымских татар: отношение царя, победы и триумф
34. Род Строгановых, разбойник Ермак и завоевание Сибири до Тихого океана
35. Случайное начало торговых сношений с Англией: первая идея Ливонского похода
36. Политика Ивана IV в отношении Запада (Польша и Литва, Ливония и Швеция)
37. Военная стратегия во время Ливонского похода: первые разногласия с Курбским
38. Тайные договоры между Иваном и Магнусом; Стефан Баторий на престоле Польши и Литвы
39. Серьезные потери в Ливонии: конец мечте о русском открытии на Балтийском море           

Филологические записки
1. Рукописи и издания
2. «История» Курбского в переводе; долги и кредиты 
3. Наша работа и ее предыстория
4. Произношение своеобразных знаков, используемых при передаче русских (и славянских) имен
 
Библиография    
1. Библейские сокращения (в алфавитном порядке)
2. Biblical sources
3. Manuscript sources
4. Other quoted works       

Old Russian original 

Italian translation 

Notes on text        

Notes on translation

Приложение: исторический контекст «Истории» Курбского
1. Восточные враги России: татарские государства к западу от Уральских гор
2. Западные враги России: герцогство Ливония, Польша и Литва, Швеция и Дания             

По главам

История состоит из девяти глав.
Первая глава начинается с предисловия автора, где он объясняет свою цель и причины написания своей книги. Далее в ней описываются ужасы царствования Василия III Ивановича, отца Ивана Грозного: развод с законной женой Соломонии, его ярость против разных святых мужей, в частности Максима Грека, философа, привезенного в Россию Иваном III. вторая жена, Софи Палеолог. В нем рассказывается о рождении Ивана Грозного, его раннем сиротстве и вредном воспитании боярской семьей, господствовавшей при дворе. Очень рано Иван начал проявлять свой мятежный и свирепый характер, отправив на смерть нескольких знатных людей. В конце концов, Москва была сожжена пожаром, а некоторые члены семьи Глинских, занимавшиеся воспитанием Ивана, были либо убиты толпой, обвинявшей их в поджогах, либо вынуждены были бежать из столицы. К счастью, два положительных персонажа — папа Сильвестр и Адашев — появились при дворе и стали оказывать на молодого государя свое благотворное влияние.

Вторая глава по существу представляет собой весьма эффектное и подробное описание похода на Казанское татарское ханство под предводительством молодого царя (Иван был коронован в 1547 г.), который в 1552 г. привел к завоеванию Казани. крепость и город, как умением русских полководцев, так и чудесным вмешательством специально доставленной из Москвы святой реликвии (частицы Креста). Курбский не упускает возможности похвалить Ивана за его успешную кампанию, а его и его собственного брата за храбрость в бою. Хвала и врагу, хану Едигеру.

Третья глава по-прежнему касается войны против татар (или татар). Курбский обвиняет царя в том, что он оставил фронт и вернулся в Москву, чтобы прославиться своими успехами. В Москве родился царевич Дмитрий, но заболел Иван Грозный. Когда царь выздоровел, он настоял на паломничестве в Кириллов монастырь, вопреки пророчеству Максима Грека и по совету Вассиана Топорка. Во время путешествия трагически погиб недавно родившийся царевич Дмитрий. Между тем русская армия испытывала трудности в контроле над вновь завоеванными территориями и даже терпела поражение от татар.
 
Глава IV повествует о войне против Ливонии, начатой ​​Иваном IV и вевшейся в 1554-60 годах. Курбский исследует причины этой войны, затем рассказывает о первых успехах русских. Вскоре, однако, враги — благодаря мужеству их вождя Кеттлера — воспользовались русскими. Между тем война с татарами продолжалась: крымский хан напал на русских, которым, несмотря на это, удалось подчинить себе Астраханское ханство. Впоследствии русская армия двинулась на Крым. Хотя бояре обращались за помощью в этой новой войне и к Ивану IV, и к польскому государю, ответа не получили. Курбский делает отступление о коррупции при польском дворе, затем возвращается с докладом о Ливонской войне.
 
Глава V имеет подзаголовок «Начало зла», т.е. темного века, в 1560 году. Добрые советники Ивана Сильвестр и Адашев обвиняются клеветниками в смерти Анастасии (любимой жены Ивана) и поэтому сосланы. Иван Грозный окружает себя новыми фаворитами (в основном негодяями) и создает своего рода новую земельную аристократию, называемую опричниной, которая становится орудием его абсолютной власти. Царь ведет новый образ жизни, характеризующийся коррупцией, безнравственностью и злоупотреблениями. Курбский, кажется, отождествляет нищету России и пожар, устроенный татарами в Москве, как своего рода божественное наказание. Он также пытается доказать, что новое Ивана следует извращенной традиции, начатой ​​Иваном III и его сыном Василием III. Глава завершается замечаниями Курбкого о его собственном творчестве и божественном наказании за аморальное поведение.
 
Глава VI представляет собой драматический и временами трогательный отчет о том, как Иван Грозный приступает к истреблению князей и их семей в 1560–1573 годах, начиная с эпохи ужасов.
 
Глава VII драматически повествует об уничтожении знатных и придворных семей в 1565-73 годах.
 
Глава VIII касается страданий, перенесенных различными членами Церкви (среди которых архиепископ Московский Филипп) во время господства опричнины. В нем также содержится житие о Феодорите, который помог добиться от Константинопольского патриарха признания титула царя (цезаря или императора) и за что отплатил неблагодарностью. Курбский утверждает, что поведение Ивана по отношению к Феодориту было связано с тем, что он говорил с царем в пользу самого Курбского.