Битва на куликовском поле кратко для 4 класса: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Тесты с ответами по окружающему миру Куликовская битва 4 класс

Окружающий мир. Тест для 4 класса на тему «Куликовская битва».

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Отметьте год Куликовского сражения:

1) 1240 г.

2) 1238 г.

3) 1242 г.

4) 1380 г. +

2. Продолжите фразу:

Куликовское сражение разразилась на берегу реки ….

1) Дон +

2) Лена

3) Дунай

4) Волга

3. Как звали князя, возглавлявшего войско:

1) Михаил

2) Алексей

3) Игорь

4) Дмитрий +

4. Назовите имя хана, бившегося с князем Дмитрием:

1) Чингис

2) Ахмет

3) Мамай +

4) Батый

5. Укажите неверный факт:

1) Московское государство возрастало

2) Орду разгромили до конца +

3) Князь Дмитрий является внуком Ивана Калиты

4) Князь Дмитрий принимал участие в битве

6. Вспомните, какие из перечисленных оружий могли быть в те времена:

1) ружья

2) копья +

3) мечи +

4) луки +

7. Какие исторические герои бились перед Куликовским сражением:

1) Батый

2) Челубей +

3) Ослябя

4) Пересвет +

8. Где располагается Куликово поле?

1) Между Волгой и Окой

2) Между Доном и Непрядвой +

3) Между Обью и Иртышом

4) Между Леной и Витимом

9. Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после успешной победы на Куликовом поле?

1) Московский

2) Донской +

3) Куликовский

4) Невский

тест 10. Год окончательного высвобождения Руси от монголов:

1) 1242 г.

2) 1380 г.

3) 1480 г. +

4) 1512 г.

11. Главным храмом на Руси являлся. ..

1) Успенский собор +

2) Церковь Покрова на Нерли

3) Грановитая палата

4) Троицкий монастырь

12. Объединить разрозненные княжества было необходимо в период правления:

1) Ивана Третьего +

2) Дмитрия Донского

3) Ивана Калиты

4) Екатерины Великой

13. Из чего были выполнены Стены Московского Кремля при Дмитрии Ивановиче?

1) из красного кирпича

2) из бревен

3) из белого камня +

4) из гранита

14. Каким образом Дмитрий Донской бросил вызов Орде?

1) объявил им войну

2) перестал платить дань +

3) ограбил их столицу

Доклад на тему «Куликовская битва» по предмету окружающим мир в 4 классе: характеристика событий

Автор na5club На чтение 6 мин. Опубликовано

8 сентября 1380 года — важный день в истории Руси, переломный момент в окончании монголо-татарского ига, которое отбросило русичей в политическом, социально-экономическом, культурном развитии на несколько веков назад. Сражение на Куликовском поле показало силу русского народа, который сумел сплотиться и дать отпор завоевателям. Эту тему проходят на уроках по окружающему миру в 4 классе. Куликовская битва и материалы об этом историческом событии являются одним из способов лучше понять то время.

Содержание

  1. Долгие годы монголо-татарского ига
  2. Победные планы Мамая
  3. Ход сражения Куликовой битвы
  4. Результаты побоища

Долгие годы монголо-татарского ига

Путь к победе был долог и тернист. XIV век, русские княжества раздроблены, но главенство татар ставится под сомнение, чувство собственной силы, уверенность в возможности дать отпор разоряющей земли монголо-татарской военной силе непомерными данями приводит к разрыву отношений с Мамаем.

Московское княжество и его князь Дмитрий Иванович в 1374 году отказались выплачивать дань хану. Собрав войско, объединив союзников, московский князь выступает против Твери, которая на тот момент являлась решением хана главным княжеством. Дмитрий хотел главенства, первенства, независимости Московского княжества.

Одержав победу над Тверью, он подчинил его и сделал вассальным княжеством.

Такое положение вещей сильно не нравилось Мамаю, он регулярно делал набеги на русские земли. Такие походы-грабежи не всегда были удачны. Первый отпор дал князь Дмитрий Боброк-Волынцев, собрав войско, освободил несколько городов на волжских землях, принадлежавших орде.

Предпосылкой сражения на Куликовском поле стал слух о том, что крупное войско монголо-татар направляется, чтобы наказать русских за неподчинение. Недалеко от реки Вожи дружина великого князя Дмитрия встретила татарское войско и одержала победу. Для татар такие маневры оказались полной неожиданностью, а русским показало, что воины Орды не такие уж непобедимые, с ними можно успешно воевать и побеждать.

Победные планы Мамая

Как говориться в энциклопедии, видя ослабление влияния на русские княжества, Мамай мечтал пройтись огнем и мечом по русским землям, повторить поход Батыя. Союзниками ордынского хана Мамая стали:

  • Ягайло, литовский король;
  • Олег, рязанский князь.

Русь оказалась зажатой между двух противников: с западной стороны — литовцы, с восточной стороны — татары. Собирая несметные полчища, Мамай планировал очень быструю победу для укрепления авторитета в борьбе с другим ордынским ханом Тохтамышем. Однако усилий на подготовку к войне он не приложил. Орда не была уже такой сильной: ее терзали раздоры и междоусобицы, правители менялись один за другим. Победный набег на Русь мог принести темнику Мамаю престол, восстановление и единение Золотой Орды.

Ход сражения Куликовой битвы

Приблизился момент, когда следовало оказать отпор могучей Орде и показать силу, непреклонность, непокорность русских земель. Прежде чем описать Куликовскую битву кратко и самые важные события. Необходимо разобраться в том, кто воевал на стороне Руси.

Дмитрий Донской собирает объединенные военные силы, в соединение которых вошли 30 дружин из разных городов. По данным из исторической информации присоединились:

  • князь Дмитрий Боброк-Волынский;
  • князь Владимир Серпуховский;
  • двоюродный брат Дмитрия;
  • поддержали литовские князья, братья Ягайло, Андрей и Дмитрий Ольгердовичи.

Решающий бой было решено дать на Дону. Сергий Радонежский, монах, основатель Троицкого монастыря, дал свое благословение на битву с монголами.

Дать краткое содержание и описание тех событий можно следующим образом. Подойдя к Дону, князь Дмитрий с войском за одну ночь переправился через реку и сжег за собой мосты, расположившись в устье реки Непрядвы. Таким образом, он защитил от нападения с тыла, помешал воссоединению союзников Мамая — короля литовского и князя рязанского

Рядом — Куликово поле, будущее место великой исторической баталии. Характеристика и расположение армии было классическим:

  • центр занимал «большой полк»;
  • по краям — полка правой и левой руки.

Командир центральных сил русского воинства — московский окольничий Вельяминов, на левом фланге стояли князья Василий Ярославский и Феодор Моложский, на правом — князь литовский Андрей. Спереди русского воинства находился сторожевой полк князей Иоанна Тарусского и Симеона Оболенского. В гуще лесной спрятан Засадный полк, военная хитрость великого князя, возглавляемый князьями Боброком Волынским и Серпуховским.

Ранним сентябрьским утром началась битва со сражения двух богатырей — русского монаха Пересвета и ордынца Челубея, которые падали почти замертво после тяжелейших ударов копий.

В рядах Большого полка в доспехах простого воина, наравне с ними, держал оборону князь Дмитрий. Перед сражением он поменялся одеждами со своим любимцем Бреноком, после сражения его нашли мертвым в окружении убитых защитников «князя».

Предводитель ордынского войска Мамай участия в сражении не принимал, предпочел наблюдать со стороны. Основной удар страшной силы ордынские войска бросили на левый край русичей. Под натиском численно превосходящих монголов русские воины начали сдавать свои позиции.

Полк левого фланга не выдержал, начал отступать к Непрядве. В этот самый момент, когда прорвана оборона, и ордынцы начали заходить в тыл главных сил русичей, на подмогу выступил Засадный полк. Кавалерия со страшной силой ударила в тыл противника. Среди монголов началась паника, они были уверены, что мертвые и поверженные русские восстают и сражаются, что Бог отвернулся от них.

С таким упадническим настроением битва была быстро проиграна, Мамай и его небольшие остатки орды спешно отступили, оставив на поле сражения великое множество убитых и раненых. За ними в погоню отправился Засадный полк, который еще перебил множество татарских воинов. Куликовское сражение закончилось победой русских воителей, большим поражением ордынских полков. Самого князя московского нашли израненным после окончания боя, победа принесла ему имя — Дмитрий Донской. В современной России можно найти памятники ему во многих городах.

Результаты побоища

Значимость Куликовской битвы неоценимо высока. Миф о непобедимости монголо-татарской орды развеян, ведь в этой битве поражение потерпели большие вражеские силы. Битва имеет решающее значение для Московского княжества, многие князья поняли, что сила — в единение, и разрозненные, разобщенные земли стали сплачиваться в единое Русское государство.

И только сообща, спустя еще 100 лет, русские княжества избавились полностью от власти Золотой Орды.

Таким образом, небольшие рассказы, сообщения и доклады о Куликовской битве в 4 классе позволят школьникам лучше понять свою историю. А литературное чтение, посвященное этим событиям, позволит ребенку прочувствовать то нелегкое время.

Александр Невский и музей Сталина | Сочинение для Красного экрана: Прокофьев и советское кино

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Ссылка 9

2013;

online edn,

Oxford Academic

, 26 Sept. 2013

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199967599.003.0005,

accessed 22 Nov. 2022.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В фильме, к которому Прокофьев написал свой третий саундтрек, Александр Невский , победа проторусского князя XIII века Александра над вторгшимися тевтонскими рыцарями представляет собой аллегорию советской мощи в перед лицом нацистской агрессии. В главе исследуется, как понимание Прокофьевым идеологических целей фильма трансформировало его подход к киномузыке. Он в значительной степени отказался от лаконичности и экономии новой простоты, вместо этого добавив симфонический подход с намеками на уже существующую музыку. Его отсылки снабжали партитуру интертекстуальными отсылками, которые были утешительно знакомы и отмечены на национальном уровне. Все еще стремясь писать доступную, серьезную музыку для масс, Прокофьев объединил свою музыку с музыкой других русских композиторов, чтобы сделать ее более понятной, и в процессе выработал националистически ориентированный подход, который, как позже утверждали ученые, был навязан Прокофьеву.

Ключевые слова:
Александр Невский, Сергей Эйзенштейн, мосфильм, «Предполагаемый народный язык», русскость, сталинская премия

Предмет

Музыковедение и история музыкиМузыка кино, телевидения и видеоигрЕвропейская музыкаМузыка и культураПопулярная музыка

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Святой, славный Деметрий Мироточивый Солунский

Тропарь и кондак

Великомученик Димитрий Мироточивый Солунский, сын римского проконсула в Салониках. Прошло три столетия, и римское язычество, духовно сокрушенное и побежденное множеством мучеников и исповедников Спасителя, усилило свои гонения. Родители святого Димитрия были тайными христианами, и он был крещен и воспитан в христианской вере в тайной церкви в отцовском доме.

К тому времени, когда Деметриос достиг зрелости и его отец умер, на престол взошел император Галерий Максимиан (305). Максимиан, уверенный в образовании Деметрия, а также в его административных и военных способностях, назначил его на место своего отца проконсулом Фессалоникского округа. Основными обязанностями молодого полководца были защита города от варваров и искоренение христианства. Политика императора в отношении христиан выражалась просто: «Предать смерти всякого, кто призывает имя Христово». Император не подозревал, что, назначив Деметрия, он дал ему возможность привести ко Христу многих людей.

Приняв назначение, Деметрий вернулся в Салоники, исповедался и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того чтобы преследовать и казнить христиан, он стал открыто проповедовать христианскую веру жителям города и ниспровергать языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель его жития святой Симеон Метафраст (память 9 ноября) говорит, что благодаря своему учительскому усердию он стал «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, тем более что «апостол язычников» основал первую общину верующих в городе. (1 Фес. и 2 Фес.).

Господь предназначил и святому Деметрию идти вслед за Павлом на путь мученичества. Когда Максимиан узнал, что новоназначенный проконсул был христианином и обратил в христианство многих римских подданных, гневу императора не было предела. Вернувшись из похода в район Черного моря, император решил провести свою армию через Салоники, решив истреблять христиан.

Узнав об этом, святой Деметрий приказал своему верному слуге Лупу раздать свое богатство бедным, сказав: «Раздай мое земное богатство между ними, ибо мы будем искать себе богатства небесного». Он стал молиться и поститься, готовясь к мученической кончине.

Придя в город, император призвал Деметрия, который смело исповедал себя христианином и обличил лживость и тщетность римского многобожия. Максимиан приказал бросить Деметрия в темницу. Ему явился Ангел, утешая и ободряя его.

Тем временем Император развлекался, устраивая игры в цирке. Его чемпионом был немец по имени Ляэос. Он призвал христиан сразиться с ним на платформе, построенной над перевернутыми копьями воинов-победителей. Храбрый христианин по имени Нестор пришел в темницу к святому Димитрию, своему наставнику в вере, прося у него благословения на борьбу с варваром. По благословению и молитвам святого Деметрия Нестор победил свирепого немца и швырнул его с помоста на копья воинов, как язычник-убийца поступил бы с христианином. Разгневанный полководец приказал казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал в темницу стражу, чтобы убить святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 воинов явились в подземную тюрьму святого и пронзили его копьями. Его верный слуга, святой Луп, подобрав пропитанную кровью одежду святого Димитрия, снял с пальца императорский перстень, символ его высокого положения, и окунул его в кровь. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Луп начал исцелять немощных. Император приказал своим солдатам арестовать и убить его.

Тело святого великомученика Димитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христиане взяли его и тайно похоронили в земле.

Во время правления святого Константина (306-337) над могилой святого Димитрия была построена церковь. Спустя сто лет, при строительстве величественного нового храма на старом месте, были обретены нетленные мощи святой мученицы. С седьмого века под гробом великомученика Димитрия находится чудотворный поток благоухающего миро, поэтому его называют Мироточивым.

Несколько раз почитатели святого чудотворца пытались перевезти его святые мощи или часть их в Константинополь. Святитель Димитрий неизменно давал понять, что никому не позволит унести даже часть своих мощей.

Интересно, что среди варваров, угрожавших римлянам, важное место занимали славяне, в частности поселившиеся на Фессалоникийском полуострове. Некоторые даже считают, что родители святого Димитрия были славянского происхождения. При наступлении на город славян-язычников неоднократно отталкивало явление грозного лучезарного юноши, ходившего по стенам и внушавшего ужас неприятельским воинам. Может быть, поэтому имя святителя Димитрия особенно почиталось у славянских народов после того, как они были просвещены Евангелием. С другой стороны, греки отвергают идею о том, что святой Деметрий был славянским святым.

Самые первые страницы Русской Первой Летописи, как предопределено Богом, связаны с именем святого великомученика Димитрия Солунского. Летопись повествует, что, когда Олег Мудрый пригрозил грекам в Константинополе (907 г. ), греки устрашились и сказали: «Это не Олег, а святой Деметрий, посланный на нас от Бога». Русские воины всегда считали, что находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старых русских казармах великомученик Димитрий всегда изображался русским. Так этот образ вошел в душу русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в России началось вскоре после Крещения Руси. К началу 1070-х годов был основан Димитриев монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Монастырь был построен сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, Деметрием в Крещении (+ 1078). Мозаичная икона преподобного Димитрия Солунского из собора Дмитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь владимирский Всеволод III Великогнездный (в крещении Деметрий) «построил при своем дворе прекрасную церковь святого мученика Димитрия и дивно украсил ее иконами и фресками». Димитриевский собор также раскрывает убранство древнего Владимира. Чудотворная икона святителя Димитрия Солунского из иконостаса собора находится и сейчас в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на деревяшке из могилы святого великомученика Димитрия, привезенной из Салоников во Владимир в 119 г.7.

Одно из самых ценных изображений святого, фреска на столпе Владимирского Успенского собора, написана святым иконописцем Андреем Рублевым (память 4 июля).

Семья святого Александра Невского (23 ноября также почитала святого Димитрия. Старшего сына святой Александр назвал в честь святого великомученика. Младший сын, князь Даниил Московский (память 4 марта), построил храм во имя святого Великомученика Димитрия в 1280-х годах Это был первый каменный храм в Московском Кремле, позже в 1326 году, при Иване Калите, он был снесен и на его месте был построен Успенский собор 9.0003

Память святителя Димитрия Солунского исторически связана на Руси с воинством, патриотизмом и защитой Родины. Об этом свидетельствует изображение святого на иконах воином в плюмажных доспехах, с копьем и мечом в руке. Есть свиток (в более поздних изображениях), на котором написана молитва святого Димитрия о спасении жителей Салоник: «Господи, не допусти погибнуть ни городу, ни людям. Если Ты спасешь город и народ, то и я спасусь вместе с ними. Если они погибнут, то и я погибну с ними».

В особом духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая) . «Сказание о жизни и преставлении великого князя Дмитрия Донского, царя русского», написанное в 1393 году, уже почитает великого князя святым, как и другие древнерусские истории. Великий князь Деметрий был духовным сыном и учеником святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), а также учеником и сподвижником других великих деятелей молитвы в Русской земле: преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября), Деметрия Прилуцкого (память 12 февраля). 11 февраля), святитель Феодор Ростовский (память 28 ноября). В счете указано:

Он [великий князь Деметрий] много заботился о церквах Божиих, и территорию Русской земли держал храбростью своей: многих врагов, восставших на нас, победил, и славный град свой Москву защитил дивными стены. …Земля Русская процветала в годы его царствования.

Со времени постройки белокаменного кремля (1366 г.) великим князем Деметрием Москва называлась Белокаменной.

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского, великий князь Димитрий, помимо блестящих военных побед, снискал себе и дальнейшую известность России. Он отразил натиск литовских войск Ольгерда, разгромил татарское войско Бегича на реке Воже (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы), установленный между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ называет его Деметрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовную силу русского народа.