Легкий танк Т 60 фото. Т 60 танк
Т-60 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны
Т-60 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Его разработали в августе 1941 года под руководством Астрова, главного разработчика всех легких танков того времени.
Т-60 в музее КубинкиИстория создания Т-60
В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.
Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.
Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.
ТТХ Т-60
Общая информация
- Боевая масса – 5,8 – 6,4 т;
- Экипаж – 2 человека;
- Количество выпущенных – 5920 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 4100 мм;
- Ширина корпуса – 2392 мм;
- Высота – 1750 мм;
- Клиренс – 300 мм.
Бронирование
- Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 15/70° и 35/16° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) — 35/−28° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 30/−76° мм/град;
- Борт корпуса — 15/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 10/76° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 25/−14° мм/град;
- Днище – 10 мм;
- Крыша корпуса – 13 мм;
- Маска орудия – 20 мм;
- Борт башни – 25-35/25° мм/град;
- Крыша башни – 10 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 20-мм ТНШ;
- Длина ствола — 82,4 калибра;
- Боекомплект пушки — 750;
- Углы ВН: -7…+25°;
- Углы ГН — 360°;
- Прицел — ТМФП-1, механический;
- Пулемет — 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя — ГАЗ-202 бензиновый с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 70 л.с.;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 410-450 км;
- Удельная мощность — 10,7-12,0 л.с.;
- Тип подвески — торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт — 0,53-0,63 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 34°;
- Преодолеваемая стенка — 0,6 м;
- Преодолеваемый ров — 1,7 м;
- Преодолеваемый брод — 0,9 м.
Модификации Т-60
Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:
- Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
- Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
- Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.
Опытные танки
- Т-60-1 – танк с более мощным и тяжелым автобусным двигателем ЗИС-16, усиленным бронированием и большими габаритами;
- Т-60 с пушкой ЗИС-19 калибра 37-мм. Она требовала более тяжелой башни, из-за чего запас хода танка сильно сократился, а сильный разгар ствола быстро делал пушку бесполезной;
- Т-60-2 – танк с новой башней и пушкой ЗИС-19БМ калибра 45-мм. Также имел меньший запас хода, но в целом был лучше предыдущей модели. Не выпускался из-за появления Т-70;
- Т-60-3 –танк с модифицированной штатной башней без крыши и с двумя пулеметами ДШК. Имел низкую эргономичность боевого места и неправильно установленный зенитный прицел, что не позволило использовать танк для борьбы с воздушным противником.
На основе Т-60 также создавалось множество других машин, самая интересная из которых – А-40, воздушный танк. А-40 – это танк Т-60, закрепленный на специальном буксируемом планере для включения танка в состав воздушного десанта. Существовал даже опытный образец А-40, который показал, что конструкторы не учли многих факторов, из-за чего проект закрыли и «крылатые танки» выпускать так и не стали.
Применение
Впервые Т-60 массово применялся в битве за Москву – он был почти во всех танковых батальонах и танковых бригадах. Весной 1942 Т-60 прибыли на Ленинградский фронт, причем они доставлялись в осажденный город на угольных баржах, что было очень хорошей маскировкой – немецкие войска не охотились за примелькавшимся топливом. Перемещение танков так и не было обнаружено немецкими войсками.
Т-60 воевали и на южном фронте, в основном в 1942 году в Крыму, участвовали в обороне Сталинграда и Харьковской операции.
КоличествоТ-60 значительно сократилось к ноябрю 1942 года, так как он был очень легкой добычей для танков и считался танком-смертником. Танкисты вообще не любили эти танки, окрестив их БМ-2 – братской могилой на двоих. А вот вражеские солдаты называли Т-60 «неистребимой саранчой».
Последняя крупная операция, в которой участвовал Т-60 – это снятие блокады Ленинграда в 1944 году.
Память о танке
Сегодня известно минимум о шести сохранившихся Т-60:
- Неотреставрирвоанный Т-60 в танковом музее в Пароле, Финляндия;
- Восстановленный до ходового состояния Т-60 в музее техники Вадима Задорожного. Был найден разрушенным под Санкт-Петербургом, в месте последнего массового использования Т-60;
- Т-60 в виде памятника в Ростовской области, в поселке Глубокий;
- Т-60 на ходу в музее «Боевая слава Урала» неподалеку от Екатеринбурга. Ежегодно принимает участие в параде в честь дня Победы;
- Т-60 в музейном комплексе «Сталинградская битва», поднятый в 2011 году со дна пересохшей реки и отреставрированный на заводе спецмашиностроения.
Фотографии танка
Танк в культуре
Т-60 можно увидеть во многих компьютерных играх:
- «Вторая мировая»;
- «В тылу врага 2»;
- «Sudden Strike»;
- «Блицкриг»;
- «Сompany of Heroes 2»;
- ММО-играх World of Tanks и War Thunder.
Зачастую игровые ТТХ танка не соответствуют реальным.
comments powered by HyperCommentstanki-tut.ru
Легкий танк Т 60 фото
Легкий танк Т 60 фото, сменил только, что принятый 16 апреля 1941 г. на вооружение Т-50, который с большим трудом осваивался нашим производством. Почему же так произошло. 25 июня 1941 г выходит постановление., заводу №37 следует прекратить сборку танков Т-40 и незамедлительно приступить к изготовлению Т-50. Однако возможности завода были абсолютно непригодными для выпуска боевой машины такой степени сложности, напомню для производства первого Т-34, были использованы только импортные подшипники. Номенклатура и типоразмер большинства деталей Т-50 не соответствовали аналогичным элементам легких танков («легких» по названию, но «малых» по существу), изготавливаемых на заводе №37. Увеличивать производственные площади, усиливать несущие конструкции цехов, переоснащать станочный парк, проводить реконструкцию предприятия в Москве в военных условиях было абсолютно бесперспективно.
Малый плавающий танк Т-38 и легкий Т-40 фото со стороны кормы
Н.А. Астров (главный конструктор Т-40, кстати и знаменитая "Шилка" так же сделана при его участии, как впрочем и "Бук" то же), начал срочно проектировать легкий танк Т 60 фото с применением основных узлов и агрегатов серийного Т-40. Отказавшись от плавучести Т-40-го, предполагалось значительно усилить вооружение и бронирование.
- За две недели (!) проект нового легкого танка был завершен. Одновременно в опытном цеху под началом, мастера Г.Ф. Антонова собирали первый образец.
- На нем установили 20-мм автоматическую пушку ТНШ, спаренную с пулеметом ДТ. Пушку для него, переделали из авиационной ШВАК, в сентябре уже была принята на вооружение.
- При весе 68 килограммов, почти такая же как у пулемета максим со станком. Боекомплект 13 коробок (754 снаряда), ленточное питание, скорострельность до 750 выстрелов. Бронебойный подкалиберный снаряд пушки имел высокую начальную скорость-815 м/с. Это позволило легкому танку Т 60 фото на малых дистанциях успешно бороться с танками вермахта Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV ранних выпусков при стрельбе в борт, пробивал до 35 мм. Бронетранспортеры и легкие САУ были доступны к поражению на дистанции до 1 км.
- Компоновка в основном была аналогична компоновке Т-40. В верхнем лобовом листе в районе места механика-водителя была выполнена рубка. В среднем лобовом листе справа для доступа к главной передаче трансмиссии имелся прямоугольный люк с крышкой, крепящейся болтами. В нижнем лобовом листе находилось отверстие для заводной рукоятки двигателя, закрываемое бронекрышкой. Башню восьмигранной формы сместили к левому борту. Толщина брони - 25 мм, угол наклона - 255 к вертикали. Для установки пушки в передней стенке башни была сделана прямоугольная ниша, которая закрывалась броневым щитом, закрепленным на маске пушки.
- В экипаже легкого Т-60 находились командир и механик-водитель.
Фото Т 60 советский лёгкий танк Красной армии
Легкий танк Т 60 фото, корпус изготавливался из катаной брони с применением электросварки. Лобовым листам был придан рациональный угол наклона. Толщины гомогенной брони составляли 15-20 мм, при этом боевая масса машин первых серий равнялась 5,8 т. С октября 1941 г. броневую защиту усилили до 25-35 мм, а его боевая масса возросла до 6,48 т.На нем использовался двигатель ГАЗ-11 модели 202. Основной пуск двигателя осуществлялся заводной рукояткой. Использовать электростартер разрешалось либо в бою, либо если двигатель был хорошо прогрет. Для этого служил предпусковой подогреватель, работавший при помощи бензиновой паяльной лампы. Необходимо подчеркнуть, что подогреватель на отечественном танке был применен впервые. В дальнейшем все легкие танки и САУ конструкции Н.А. Астрова снабжались такими подогревателями.
Фото Т 60, справа - вариант танка с усиленной броневой защитой
Главный фрикцион и 4-ступенчатая коробка передач были новой конструкции - типа ГАЗ-51. В состав трансмиссии входили: карданный вал, коническая главная передача, два бортовых многодисковых фрикциона с ленточными тормозами и два однорядных бортовых редуктора. Ходовая часть - типа Т-40. Частично применялись литые обрезиненные опорные катки со спицами.
Экипаж танка Т-40, обратите внимание вариант с пулеметом (ДШК), на сегодняшний день не осталось ни одного экземпляра ни в музеях ни в частных коллекциях
В отличие от Т-40, место механика-водителя было снабжено броневой рубкой с откидным щитком в переднем листе. Для посадки механика-водителя и командира-стрелка в крыше рубки и в крыше башни имелись люки с бронекрышками.
Т40С сухопутная пулеметная (с ДШК) модификация легкого плавающего танка Т-40, выпущено около 190 штук, уже в процессе выпуска машин отказались от плавучести танка
По мнению Н.А. Астрова, "Легкий танк Т 60 фото" должен был с успехом заменить Т-40. Но, поскольку постановление от 25 июня 1941 г. оставалось в силе, Н.А. Астров вместе со старшим военпредом на заводе В.П. Окуневым решил обратиться (письмо за двумя подписями) непосредственно в ЦК ВКП(б) к И.В. Сталину, минуя ведомственные и правительственные инстанции. В письме они изложили все обстоятельства, обосновывавшие целесообразность выпуска на заводе №37 вместо Т-50. Письмо доставили в приемную Кремля и незамедлительно передали Сталину.
Колонна советских легких танков Т-60 с десантом форсируют речку вброд фото зима 1941 год
Узнав об этом, зампред Совнаркома СССР и одновременно нарком среднего машиностроения В.А. Малышев (в его ведении находился весь танкопром) уже на следующий день приехал на завод №37 (об этом автору этих строк рассказывал лично Николай Александрович). Ознакомившись с опытным образцом Т-60, Малышев пришел к выводу о полной обоснованности позиции Астрова в этом вопросе. При этом он предупредил: «Только смотрите, - или грудь в крестах, или голова в кустах». И в постановлении правительства от 16 августа 1941 г. о военно-хозяйственном плане на IV квартал и об увеличении выпуска танков вместо Т-50 фигурировала новая марка - «Т-60». На втором экземпляре постановления стояла виза Н.А. Астрова.
Фото легкий танк Т-60 с десантом на борту, сапер с миноискателем ВИМ-210 обезвредил немецкие противотанковые мины T Mi 35 с взрывателем T Mi Z 35
Производство 10 тысяч танков Т-60 планировалось осуществлять в Москве (завод №37), в Харькове (ХТЗ) и в Горьком (ГАЗ). Однако начавшаяся эвакуация заставила пересмотреть этот план. Московский завод №37 летом-осенью 1941 г. был единственным поставщиком фронту легких танков Т-40, а затем Т-30. Там же в опытном цеху изготовили установочную партию Т-60. Но на освоение серийного выпуска в Москве времени не было. Возникла необходимость создавать и осваивать новые производственные мощности в восточных регионах страны.Наиболее готовым в кратчайшие сроки приступить к серийному выпуску являлся Горьковский автозавод, поэтому вышло предписание отправить на ГАЗ в качестве эталонного образца одну из изготовленных новых машин. Поскольку в условиях массовой эвакуации заказать железнодорожную платформу было практически невозможно, Астров решил сам, сев за рычаги, вместе с механиком-водителем из опытного цеха, перегнать танк из Москвы в Горький своим ходом, без машины сопровождения, без оформления пропусков и без охраны, поочередно меняясь с водителем. Менее чем через сутки они стояли у ворот автозавода. В пути не случилось ни одной поломки. Время в пути составило примерно 14-16 ч.
Немецкий солдат проводит осмотр брошенного советского легкого танка Т-60 и выгрузку боекомплекта, на башне виден короб с боеприпасами от пушки
В октябре 1941 г. было решено эвакуировать завод №37 в г. Свердловск. Там путем слияния нескольких производств (КИМ, Подольский им. Орджоникидзе и др.) образовали новое предприятие - завод №37 на Урале, куда главным конструктором назначили Н.А. Астрова. Накануне отъезда в Свердловск Н.А. Астров неожиданно получил распоряжение директора ГАЗа Н.К. Лоскутова вернуться на Горьковский завод, где в ноябре 1941 г. был назначен заместителем главного конструктора завода А.А. Липгарта по танковому производству. Где вскоре приступил к созданию легкого Т-70, впоследствии ставшего лучшим легким танком Второй мировой войны.
Т-60 легкий танк буксирует 45-мм пушку, в первые месяцы войны в период дефицита танковых сил, шестидесятки часто использовали для несвойственной им функции поддержки пехоты
Завод №37 на Урале, выпустив более одной тысячи легких танков Т 60 фото, в июле 1942 г. прекратил их производство. В связи с немецким летним наступлением и приближением фронта к Сталинграду СТЗ (Сталинградский тракторный завод) выбывал из числа поставщиков Т-34 фронту. Чтобы компенсировать сокращение выпуска, на производство средних танков был ориентирован завод «Уралмаш» в Свердловске. Для изготовления комплектующих деталей и узлов Т-34 и поставки их «Уралмашу» было решено задействовать завод №37, прекратив постройку там Т-60, упразднив номер завода и возвратив ему прежнее наименование. Таким образом «Металлист» вместе с заводом им. Воеводина (также находившемся в Свердловске) переподчинили «Уралмашу» на правах филиалов.
фото Т-60, встреча красной армии с жителями оккупированной деревни, Сталинградский фронт
Производство танков Т-60 в период 1941-1942 гг. осуществляли заводы ГАЗ, №37 (Свердловск), №264 и №38 в г. Кирове, совместно они выпустили более 6000 единиц.
toparmy.ru
Рассказы об оружии. Танк Т-60 снаружи и внутри
Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.
В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года, когда он был заменён на более совершенный лёгкий танк Т-70.
Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах.
Весьма оригинальная история Т-60 началась в мае 1941 года, когда московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка Т-50. Предложение/приказ (попробовал бы кто отказаться) вызвало если не шок у руководителей предприятия, то понимание того, что выпуск вряд ли будет освоен. Со всеми дальнейшими спецэффектами.
Танк Т-50 имел достаточно сложную конструкцию (особенно КПП и ходовая часть), а завод №37 скажем так, в передовиках не числился. Но жить хотелось всем, и от завода в Кремль пошло встречное предложение: на базе танка Т-40 (плавающего) освоить производство нового легкого танка сопровождения пехоты.
При создании этого фактически нового танка предполагалось использование нормально освоенной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.
Письмо подписали главный конструктор Н. А. Астров и военпред предприятия подполковник В. П. Окунев. Рисковое дело по тем временам, но… от «кровавого тирана» Сталина пришел не приказ о расстреле, а пришел заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной.
Малышев, будучи человеком, прекрасно разбиравшимся в технике, оценил проект танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и дал «добро». Единственным изменением в проект был совет заменить пулемет ДШК на 20-мм автоматическую пушку ТНШ-1 (ШВАК), хорошо себя показавшую на тот момент.
И танк пошел в серию.
О Т-60 в нашей литературе и размышлениях «экспертов» было сказано много. И умных вещей, и откровенных глупостей. «Слепой» танк со слабым вооружением» – наиболее часто встречающиеся перлы.
Триплексы, конечно, не очень. Но они у всех наших танков такие были. Однако сказать, что в танке ничего не видно впереди и по бокам, – это соврать. В ИС-2 намного хуже с обзором. Тонкая броня и слабое вооружение? Простите, кто сказал, что легкий танк сопровождения пехоты должен «Тигра» в борт пробивать? Это совершенно не его задача.
Пулемет в дзоте, минометная батарея, стрелки, бронетранспортер с пулеметом же – вот цели для такого танка. И ШВАК со своей скорострельностью вполне мог устроить тяжелую жизнь. Танки – это не цель для Т-60.
Много читал по поводу Т-60, и в итоге могу сказать одно: где командиры понимали, как применять легкий танк с наибольшей эффективностью, там они пачками не горели, а прослужили весьма долго для легкого танка. Например, под Ленинградом.
А где была дурь и «любой ценой», там и были сгоревшие танки и ненависть танкистов.
Вообще, практика использования Т-60 в лесах и болотистой местности под Ленинградом была весьма эффективной.
Когда говоришь о Т-60, сразу на язык просятся эпитеты «мелкий, шустрый и тихий». Это действительно так. Бензиновый моторчик от ГАЗа действительно работает негромко. И он один.
Трансмиссия элементарная.
Танк получился очень маневренный и довольно шустрый.
Известен случай, когда два «тигра» под Ленинградом безуспешно гоняли Т-60, который мало того что уворачивался от стрельбы немцев, так еще и колотил ШВАКом немцам по головам. Увлекшись, немцы выскочили именно туда, куда их заманивал советский экипаж, а именно под пушки. Так два «Тигра» были потеряны благодаря грамотному использованию сильных сторон легкого танка.
Слабое вооружение… Конечно, 20-мм для борьбы с «Тиграми» не вариант. Но ТНШ-1, «приземленный ШВАК», имела весьма неплохие характеристики. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстрелов в минуту.
Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и даже среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага.
Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.
Авиационная лента в 58 снарядиков соединялась с другими. Гильзы выбрасывались за борт, звенья ссыпались в поддон.
Боекомплект 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).
Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в Параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады.
На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.
Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку пять Т-60 и даже один Т-40.
На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944).
Многие говорят о том, что Т-60 был якобы никчемной и неудачной машиной. Спорно, очень спорно. Брони Т-60 вполне хватало для защиты даже от крупнокалиберных пулемётов, а лобовая броня благодаря рациональному углу наклона с определённой вероятностью способна выдержать и попадания 20-мм снарядов (и даже низкоскоростных 37-мм от японских танковых пушек).
Немцы (румыны, итальянцы) танк ценили и охотно использовали у себя.
20-мм пушка ТНШ была способна справиться с любой лёгкой бронетехникой противника. Я бы сказал, что в своём классе Т-60 был не то что не худшим, а явно среди лучших представителей класса легких танков.
В следующем материале мы попробуем сравнить легкие танки именно этого класса у союзников и стран Оси.
ТТХ Т-60Боевая масса, т: 5,8—6,4Экипаж, чел: 2
Размеры:Длина корпуса, мм: 4100Ширина, мм: 2392Высота, мм: 1750Клиренс, мм: 300
Бронирование:Тип брони: гомогенная катаная высокой твёрдостиЛоб корпуса (верх), мм/град: 15/70 и 35/16Борт корпуса, мм/град: 15/0Корма корпуса (верх), мм/град: 10/76Днище, мм: 10Крыша корпуса, мм: 13Маска орудия, мм: 20
Вооружение:Калибр и марка пушки: 20-мм ТНШ-1 или ШВАКБоекомплект пушки, шт: 750Углы ВН, град: −7/+25°Углы ГН, град: 360
Пулемёт: 1 × 7,62-мм ДТ, боекомплект 1008 патронов
ПодвижностьТип двигателя: ГАЗ-202Мощность двигателя, л. с: 70Скорость по шоссе, км/ч: 42Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25Запас хода по шоссе, км: 410-450
Тип подвески торсионная индивидуальнаяУдельное давление на грунт, кг/см²: 0,53—0,63Преодолеваемый подъём, град: 34Преодолеваемая стенка, м: 0,6Преодолеваемый ров, м: 1,7Преодолеваемый брод, м: 0,9.
labuda.blog
Легкий танк Т-60
Фотографии лёгкого танка Т-60 |
Чертежи лёгкого танка Т-60: - опытный танк 0-60 - габаритные чертежи - установка пушки ТНШ в башне - планер КТ
Источники: "Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г. А.Бескурников. "Лёгкие, но грозные" (Моделист-Конструктор №2, 1978 г.) Е.Прочко. "Лёгкие танки Т-40 и Т-60" (Бронеколлекция №4, 1997 г.) "Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г С.Глезеров. "Т-60: разведчик и боец" (Региональная общественно-политическая газета "Вести") CD "Военная Россия: Бронетехника". ООО "Медиахауз". 2005 г. www.jagdtiger.de |
bronetehnika.narod.ru
Легкий танк Т-60 | World Of Man Dreams
Разработчик: КБ завода №37Год начала работ: июль 1941Год выпуска первого прототипа: август 1941Серийно выпускался в 1941-1943 гг. Оставался на вооружении до 1945 г.
Танк был создан в 1941 году в результате глубокой модернизации Т-40, проведенной КБ под руководством Н.А. Астрова в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Рассказывает wofmd.com Он имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение – 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета. Впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых характеристик при упрощении конструкции, но при этом сужались боевые возможности – ликвидировалась плавучесть.
Однако в условиях нехватки боевых машин главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно четырьмя заводами. Кроме того, на базе Т-60 была создана, выпускалась серийно реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82-мм. Всего за короткий срок было выпущено 6045 Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.
Т-60 разработан с конца лета 1941 года в инициативном порядке конструкторским коллективом завода №37 под руководством Н.А. Астрова, как легкий танк сопровождения пехоты. За основу был взят выпускавшийся заводом Т-40. Практически без изменений были установлены моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть.Ходовая часть состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Заново спроектированный корпус меньшего объема имел низкий силуэт и расположенные под большим углом наклона лобовой и кормовой лист. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с 20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с 15-мм до 25-мм.
Такое бронирование, учитывая рациональные углы наклона броневых листов, уже обеспечивало защиту танка на дистанциях до 500 м от огня 37-мм противотанковых пушек, 75-мм легких орудий, 14,5-мм противотанковых ружей. Новая башня конусообразной восьмигранной формы сваривалась из плоских листов толщиной 25-мм (позже толщина маски вооружения и передних скул была доведена до 35-мм). Впоследствии часть машин подвергли еще и экранировке.
Некоторые заводы, поставлявшие для нового танка корпусные детали, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40 ( конструкция и размеры погона башни на обоих машинах не претерпели серьезных изменений).
А Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) с сентября 1941 г. поставлявший корпуса, башни, по производственным соображениям большую часть башен изготавливали литыми, с утолщенными в три раза стенками, соответственно вдвое более снарядостойкими. Для машин своего класса бронирование Т-60 было отменным.
Вооружение нового танка первоначально планировалось сохранить таким же, как на Т-40: 12,7-ми пулемет ДШК и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Но уже в процессе доработки проекта было принято решение о замене пулемета ДШК на более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК-танковая (с января 1942 г. получила обозначение ТНШ-1: танковая Нудельмана-Шпитального). Скорострельность пушка сохраняла авиационную – до 750 выстрелов в минуту, при определенных навыках можно было вести одиночную стрельбу. Боекомплект включал как осколочные, так и бронебойные снаряды, что позволяло решать на поле боя широкий спектр задач. Возможности танка по борьбе с бронированными объектами противника еще больше возросли после введения в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда с высокой начальной скоростью. Тогда, учитывая обстановку, вооружение сочли достаточным.
В качестве силового агрегата использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 76 л.с., довольно надежный, долговечный, допускавший кратковременную работу на низкосортном бензине. Несколько снизилась по сравнению с Т-40 максимальная скорость, впрочем, средняя скорость движения по пересеченной местности осталась прежней (проходимость Т-60 была лучшей среди всех отечественных машин того времени). В связи с нехваткой ГАЗ-202 ставили любые подходящие по размерам и мощности двигатели, чаще всего импортированные еще до войны для нужд автомобильной промышленности, Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с
Выпуск начался на московском заводе №37 с середине сентября 1941 г., продолжалось до конца октября, когда было прервано в связи с эвакуацией завода на Урал. Всего в Москве успели выпустить 245 машин. Выпуск Т-60 завод №37 возобновил на новом месте в Свердловске с декабря того же года.
Головным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ приступивший к массовому выпуску танка с конца октября. Конструкторский коллектив завода по танкостроению возглавил Н.А Астров. Уже в 1941 г. ГАЗ смог выпустить 1323 машины, за что был в последние дни года награжден орденом Ленина. В 1942 г. выпуск танка Т-60 продолжался во все возрастающих количествах. Хотя в этом году уже был принят и поставлен в производство более мощный Т-70, параллельно продолжался выпуск хорошо освоенного Т-60.
За время нахождения в производстве конструкторы не оставляли попыток усилить огневую мощь. Предусматривалась установка на Т-60 более мощной 23-мм пушки ВЯ, приспособленной для установки в башню легкого танка, даже была выпущена партия из 16 штук, но были ли они установлены на танк неизвестно. Испытывался весной 1942 года и танк Т-60-2 с башней от разрабатывавшегося легкого танка Т-45 с 45-мм пушкой ЗИС-19БМ. Но так как к этому времени на вооружении уже состоял Т-70, имевший 45-мм пушку 20Км, то иметь два, по сути, одинаковых по своим возможностям, но разных по конструкции танка сочли нецелесообразным, поэтому все работы по дальнейшему совершенствованию Т-60 были прекращены. Всего было изготовлено 5839 машин.
Впервые в бою танкам Т-60 пришлось побывать под Полтавой в сентябре 1941 г. Но наиболее массовое их участие пришлось на битву за Москву, где их роль оказалась исключительно велика, так как осенью 1941 г. из-за переброски на восток танковых заводов, выпуск тяжелых и легких танков был самым низким за все время войны. Т-60 применялись во всех танковых бригадах и отдельных батальонах, защищавших столицу
С весны 1942 г. Т-60 применялись практически на всех фронтах: в Крыму, в Харьковской операции, в обороне Сталинграда (причем роль легких танков, как в битве за Москву почти год назад резко возросла в связи с остановкой СТЗ – одного из крупнейших производителей Т-34). Принимали они активное участие в контрнаступлении советских войск под Сталинградом и прорыве блокады Ленинграда зимой 1942/43 г. Причем под Ленинградом Т-60 действовали в первом эшелоне атакующих войск, форсировав по льду Неву и захватив плацдарм на противоположном берегу, на который на второй день наступления переправлялись средние и тяжелые танки.
С конца 1942 г. роль Т-60 на переднем крае стала снижаться. Резко возросли возможности вражеских противотанковых средств, да и наши войска стали в достаточной мере насыщаться более мощными и современными машинами.
Последней крупной операцией, в которой Т-60 широко применялись в качестве боевых танков, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г В дальнейшем они применялись лишь для решения вспомогательных задач: для разведки, боевого охранения, в качестве связных, командирских машин, как средство борьбы с десантами и в качестве артиллерийских тягачей. Кстати, как тягачи трофейные Т-60 широко применялись немцами.
Советские легкие танки Т-60, захваченные на железнодорожной платформе, на станции.Танк Т-60 – Летающие танки
У Т-60 есть еще один очень интересный факт, связанный с попыткой сделать его летающим. В начале Великой Отечественной войны ряд конструкторских коллективов получил срочное задание Наркомата авиационной промышленности на создание десантно-транспортных планеров. К работам был привлечен О. К. Антонов, имевший к тому времени опыт создания спортивных планеров.
В конце 1941 г. он предложил вариант крылатого танка, который на буксире за самолетом мог быстро перебрасываться в район боевых действии. Предполагалось, что планер, представлявший собой танк, снабженный крыльями, будет отцепляться от самолета за 20-26 километров до цели, бесшумно перемещаться и производить посадку, после чего крылья будут сбрасываться, а машина вступать в бои. Для реализации проекта, который назвали “Крылья танка” и обозначили индексом “КТ”, выбрали состоящие на вооружении Красной Армии легкий танк Т-60 и бомбардировщик ТБ-3.
Об этом речь пойдет ниже, а сначала небольшой исторический экскурс.
После первой мировой войны появилось много новых видов боевой техники. Танки и самолеты заставили военных теоретиков пересмотреть многие положения тактики, стратегии. Не обошлось без крайностей. Например, в 20-е годы большой популярностью пользовалась теория итальянского генерала Дуэ, согласно которой судьбы скоротечных войн отныне будут решать удары бомбардировщиков. Напротив, англичанин Фуллер, будущий президент Франции де Голль считали, что главную роль в грядущей войне сыграют крупные соединения танков и бронеавтомобилей. Ту, же идею декларировал в своей книге “Танки, вперед” немецкий генерал Гудериан. Появились первые воздушно-десантные части – маневренные, способные быстро преодолевать солидные расстояния, высаживаться в тылу противника. Их предстояло оснастить не только легким, но и тяжелым вооружением, в том числе танками, артиллерийскими орудиями. Решили эту проблему сразу во многих странах по-разному, но анализ проведенных тогда работ показал – специалисты шли по трем основным направлениям
Первое предусматривало переброску танков на тяжелых планерах. Сначала эта идея была высказана в нашей стране, в организации, которой руководил известный летчик и изобретатель П. Гроховский, где в 1932 году построили первый в мире 16-местный десантный планер. Однако реализовали ее много позже, в годы второй мировой войны. Многие десантные планеры оборудовали авиадвигателями. А Гроховский и его коллеги в том же 1932 году разработали подвеску для перевозки танкеток “под брюхом” аэроплана. Кроме того, ее можно было сбросить на парашюте с диаметром купола 30 м, который укладывали в отдельный короб. Через три года на вооружение Красной Армии приняли универсальную ПГ-12 (подвеска грузовая, 12-я), к бомбардировщикам ТБ-3. К ней можно было цеплять легкий танк Т-37А весом 3,5 т. В полете танкисты находились в машине, а после посадки мгновенно высвобождали танк движением рычага, приводившего в действие быстроразъемные замки.
Впервые этот способ открыто продемонстрировали в 1935 году на маневрах в Киевском особом военном округе. Но прикрепленный “под брюхом” груз увеличивал аэродинамическое сопротивление самолета-носителя, ухудшал его летные характеристики. Пушки, танки и автомобили стали помещать в обтекаемые контейнеры. Например, после войны для десантного варианта стратегического бомбардировщика Ту-4 сделали парашютную кабину П-90, имевшую каплевидную форму.
Конструкторы думали и о создании просто летающего танка. Впервые такую идею предложил осуществить в 1932 году американский инженер Кристи. Сначала он попробовал научить летать легкий 5-тонный колесно-гусеничный танк своей конструкции. На него Кристи задумал установить бипланную коробку, к которой на двух трубчатых балках крепилось крестовидное хвостовое оперение. На верхней плоскости, спереди, был пропеллер с редуктором. Кристи вовсе не исключал и моноплановой схемы, но бипланная обеспечивала меньшую удельную нагрузку на крыло, а значит, и уменьшенную тяговооруженность столь необычного летательного аппарата. Колеса помогали ему разгоняться до 120-135 км/ч. На этой скорости конструкция могла взлететь.
Экипаж состоял из двух человек, причем один совмещал обязанности водителя и пилота. То, что самолет-танк приземлялся на гусеничное шасси, приспособленное для движения по пересеченной местности, позволяло ему садиться прямо на поле боя. Для этого Кристи оборудовал все колеса независимой подвеской с большим ходом в вертикальном направлении.
При взлете машина первые 70-80 м должна была разгоняться как обычно, на гусеницах, затем водитель переключил бы мотор на воздушный винт, и, пробежав еще 90-100 м, она оторвалась бы от земли. После посадки пилот с помощью специального рычага сбросил бы крыло и оперение и превратился бы снова в водителя. По мнению изобретателя, сотня его танков, внезапно налетев (в буквальном смысле) на противника, разгромила бы батальон.
Естественно, возникает вопрос – а мог “летающий танк” вообще подняться? Если учесть, что его планерная часть весила 1,5-2 т, то нагрузка на единицу мощности выходила около 9,0 кг/л. с. Не так уж и много – ведь у транспортных самолетов начала 30-х годов она составляла примерно 4-10 кг/л. с. Значит, задумка Кристи была вполне реальна.
Кстати, Кристи прорабатывал варианты “летающего танка” с более мощным двигателем – в 1 тыс. л. с. Предлагал и просто возить танки на транспортных самолетах специальной конструкции. Причем приземляться они должны были так же непосредственно на поле боя. Подобный способ получил развитие в 50-е годы.
Отрабатывались и испытывались другие способы, в частности, точечный сброс боевых машин на парашютах и без них. Например, у нас в 1936-1937 годах проводились экспериментальные сбросы плавающего танка Т-37 с бреющего полета на воду. В частности, на одно из подмосковных озер с бомбардировщика ТБ-3, летевшего со скоростью 160 км/ч на высоте 5-6 м, приводнили Т-37. Он благополучно проглиссировал 25-30 м и остановился. Его переделка перед прыжком состояла в установке дополнительного деревянного днища, крепившегося тросами. В заключении экспертов по испытаниям рекомендовалось продолжить столь перспективную работу и добиться приводнения техники с экипажами. Ее прервали, а многих командиров и инженеров, участвовавших в ней, репрессировали.
Вслед за Кристи идею “летающего танка” выдвинул и советский авиаконструктор А. Рафаэлянц. Судя по немногочисленным сохранившимся материалам, проект был схож с американским, но и имел ряд отличий и преимуществ.
Во-первых, толкающий, а не тянущий винт с приводом монтировался на кормовой части танка, что делало ненужной специальную трансмиссию. Во-вторых, грузовой планер был монопланной схемы на собственном шасси, что позволяло использовать его и для транспортировки других грузов. В этом варианте вместо танка к нему крепили кабину, в которой размещали грузы и находилось место для пилота.
С конструктивной точки зрения планер представлял собой крыло большой площади. По концам прямоугольного центроплана крепились стойки шасси ферменного типа с большей колеей (значит, устойчивые при движении по земле), между которыми и размещали танк типа БТ с экипажем. К крылу и фермам шасси четырьмя трубчатыми балками присоединяли однокилевое хвостовое оперение. Собственное шасси позволяло использовать планер многократно. Для авиатанка Рафаэлянца были сделаны необходимые расчеты и чертежи, но найти их пока не удалось
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКАТ-60 образца 1942 г.
БОЕВАЯ МАССА | 6500 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 2 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 4100 |
Ширина, мм | 2290 |
Высота, мм | 1750 |
Клиренс, мм | 300 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 20-мм пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ | 780 снарядов945 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел ТМФД-1 |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса – 15-35 ммборт корпуса – 15 ммкорма корпуса – 15 ммбашня – 35 ммкрыша – 15 ммднище – 6 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | ГАЗ-202, бензиновый, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 70 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа: главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатая коробка передач автомобильного типа (4+1), два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два однорядных бортовых редуктора |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с независимой торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница с одногребневыми траками шириной 260 мм и шагом 100 мм |
СКОРОСТЬ | 43 км\ч по шоссеч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 300 км по шоссе190 км по проселку |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | 30° |
Крен, град. | 35° |
Высота стенки, м | 0,60 |
Глубина брода, м | 0,90 |
Ширина рва, м | 1,60 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 71ТК-3 |
Советский легкий танк Т-60 с десантом проезжает мимо сапера с миноискателем
Итальянские солдаты осматривают брошенный или подбитый легкий советский танк Т-60. Лето 1942 г., юго-восточная Украина (Донбасс) или Ростовская область, сталинградское направление.
wofmd.com
Танк Т-60
Танк был создан в 1941 году в результате глубокой модернизации Т-40, проведенной КБ под руководством Н.А. Астрова в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Он имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение - 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета. Впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых характеристик при упрощении конструкции, но при этом сужались боевые возможности - ликвидировалась плавучесть.
Однако в условиях нехватки боевых машин главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно четырьмя заводами. Кроме того, на базе Т-60 была создана, выпускалась серийно реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82-мм. Всего за короткий срок было выпущено 6045 Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.
Т-60 разработан с конца лета 1941 года в инициативном порядке конструкторским коллективом завода №37 под руководством Н.А. Астрова, как легкий танк сопровождения пехоты. За основу был взят выпускавшийся заводом Т-40. Практически без изменений были установлены моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть.Ходовая часть состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Заново спроектированный корпус меньшего объема имел низкий силуэт и расположенные под большим углом наклона лобовой и кормовой лист. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с 20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с 15-мм до 25-мм.
Такое бронирование, учитывая рациональные углы наклона броневых листов, уже обеспечивало защиту танка на дистанциях до 500 м от огня 37-мм противотанковых пушек, 75-мм легких орудий, 14,5-мм противотанковых ружей. Новая башня конусообразной восьмигранной формы сваривалась из плоских листов толщиной 25-мм (позже толщина маски вооружения и передних скул была доведена до 35-мм). Впоследствии часть машин подвергли еще и экранировке.
Некоторые заводы, поставлявшие для нового танка корпусные детали, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40 ( конструкция и размеры погона башни на обоих машинах не претерпели серьезных изменений).
А Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) с сентября 1941 г. поставлявший корпуса, башни, по производственным соображениям большую часть башен изготавливали литыми, с утолщенными в три раза стенками, соответственно вдвое более снарядостойкими. Для машин своего класса бронирование Т-60 было отменным.
Вооружение нового танка первоначально планировалось сохранить таким же, как на Т-40: 12,7-ми пулемет ДШК и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Но уже в процессе доработки проекта было принято решение о замене пулемета ДШК на более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК-танковая (с января 1942 г. получила обозначение ТНШ-1: танковая Нудельмана-Шпитального). Скорострельность пушка сохраняла авиационную - до 750 выстрелов в минуту, при определенных навыках можно было вести одиночную стрельбу. Боекомплект включал как осколочные, так и бронебойные снаряды, что позволяло решать на поле боя широкий спектр задач. Возможности танка по борьбе с бронированными объектами противника еще больше возросли после введения в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда с высокой начальной скоростью. Тогда, учитывая обстановку, вооружение сочли достаточным.
Тактико-технические характеристики советских танков
Т-60 |
Т-70 |
Т-70М |
Т-80 |
||
Боевая масса, т |
13,8 |
6,4 |
9,2 |
9,8 |
11.8 |
Экипаж,чел. |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Длина корпуса, мм |
5300 |
4100 |
4285 |
4285 |
4285 |
Ширина, мм |
2470 |
2302 |
2348 |
2430 |
2500 |
Высота, мм |
2165 |
1735 |
2035 |
2035 |
2175 |
Клиренс, мм |
350 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Вооружение |
|||||
Пушка |
45-мм 20к обр. 38 г. |
20-мм ТНШ |
45-к-м 20Км обр42г. |
45-мм 20Км обр.42 г. |
45-мм 20Км обр.42 г. |
Пулемет |
2 х 7,62-мм ДТ |
7,62-мм ДТ |
7.62-мм ДТ |
7,62-мм ДТ |
7.62-мм ДТ |
Боекомплект (с рацией/без рации): |
|||||
снарядов |
150 |
754 |
90 |
90 |
94 |
патронов |
4095 |
1008 |
945 |
945 |
1008 |
Бронирование, мм: |
|||||
лоб корпуса |
37 |
35 |
35 |
22 |
20 |
борт корпуса |
37 |
15 |
15 |
13 |
13 |
крыша |
20 |
10 |
10 |
13 |
13 |
башня |
37 |
25 |
25 |
15 |
15 |
маска пушки |
65 |
65 |
5 |
||
Двигатель |
В-4 |
ГАЗ-202 |
ГАЗ-203 |
ГАЗ-203 |
ГАЗ-80 |
Мощность, л.с. |
300 |
76 |
2x70 |
2x70 |
2x85 |
Макс.скорость по шоссе, км/ч: |
52 |
45 |
45 |
45 |
47 |
Запас хода по шоссе, км |
350 |
455 |
350 |
350 |
320 |
В качестве силового агрегата использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 76 л.с., довольно надежный, долговечный, допускавший кратковременную работу на низкосортном бензине. Несколько снизилась по сравнению с Т-40 максимальная скорость, впрочем, средняя скорость движения по пересеченной местности осталась прежней (проходимость Т-60 была лучшей среди всех отечественных машин того времени). В связи с нехваткой ГАЗ-202 ставили любые подходящие по размерам и мощности двигатели, чаще всего импортированные еще до войны для нужд автомобильной промышленности, Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с.
Выпуск начался на московском заводе №37 с середине сентября 1941 г., продолжалось до конца октября, когда было прервано в связи с эвакуацией завода на Урал. Всего в Москве успели выпустить 245 машин. Выпуск Т-60 завод №37 возобновил на новом месте в Свердловске с декабря того же года.
Головным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ приступивший к массовому выпуску танка с конца октября. Конструкторский коллектив завода по танкостроению возглавил Н.А Астров. Уже в 1941 г. ГАЗ смог выпустить 1323 машины, за что был в последние дни года награжден орденом Ленина. В 1942 г. выпуск танка Т-60 продолжался во все возрастающих количествах. Хотя в этом году уже был принят и поставлен в производство более мощный Т-70, параллельно продолжался выпуск хорошо освоенного Т-60.
За время нахождения в производстве конструкторы не оставляли попыток усилить огневую мощь. Предусматривалась установка на Т-60 более мощной 23-мм пушки ВЯ, приспособленной для установки в башню легкого танка, даже была выпущена партия из 16 штук, но были ли они установлены на танк неизвестно. Испытывался весной 1942 года и танк Т-60-2 с башней от разрабатывавшегося легкого танка Т-45 с 45-мм пушкой ЗИС-19БМ. Но так как к этому времени на вооружении уже состоял Т-70, имевший 45-мм пушку 20Км, то иметь два, по сути, одинаковых по своим возможностям, но разных по конструкции танка сочли нецелесообразным, поэтому все работы по дальнейшему совершенствованию Т-60 были прекращены. Всего было изготовлено 5839 машин.
Впервые в бою танкам Т-60 пришлось побывать под Полтавой в сентябре 1941 г. Но наиболее массовое их участие пришлось на битву за Москву, где их роль оказалась исключительно велика, так как осенью 1941 г. из-за переброски на восток танковых заводов, выпуск тяжелых и легких танков был самым низким за все время войны. Т-60 применялись во всех танковых бригадах и отдельных батальонах, защищавших столицу.
С весны 1942 г. Т-60 применялись практически на всех фронтах: в Крыму, в Харьковской операции, в обороне Сталинграда (причем роль легких танков, как в битве за Москву почти год назад резко возросла в связи с остановкой СТЗ - одного из крупнейших производителей Т-34). Принимали они активное участие в контрнаступлении советских войск под Сталинградом и прорыве блокады Ленинграда зимой 1942/43 г. Причем под Ленинградом Т-60 действовали в первом эшелоне атакующих войск, форсировав по льду Неву и захватив плацдарм на противоположном берегу, на который на второй день наступления переправлялись средние и тяжелые танки.
С конца 1942 г. роль Т-60 на переднем крае стала снижаться. Резко возросли возможности вражеских противотанковых средств, да и наши войска стали в достаточной мере насыщаться более мощными и современными машинами.
Последней крупной операцией, в которой Т-60 широко применялись в качестве боевых танков, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г В дальнейшем они применялись лишь для решения вспомогательных задач: для разведки, боевого охранения, в качестве связных, командирских машин, как средство борьбы с десантами и в качестве артиллерийских тягачей. Кстати, как тягачи трофейные Т-60 широко применялись немцами.
Вперед > |
pro-tank.ru
Танк Т-60
Танк был создан в 1941 году в результате глубокой модернизации Т-40, проведенной КБ под руководством Н.А. Астрова в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Он имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение - 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета. Впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых характеристик при упрощении конструкции, но при этом сужались боевые возможности - ликвидировалась плавучесть.
Однако в условиях нехватки боевых машин главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно четырьмя заводами. Кроме того, на базе Т-60 была создана, выпускалась серийно реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82-мм. Всего за короткий срок было выпущено 6045 Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.
Т-60 разработан с конца лета 1941 года в инициативном порядке конструкторским коллективом завода №37 под руководством Н.А. Астрова, как легкий танк сопровождения пехоты. За основу был взят выпускавшийся заводом Т-40. Практически без изменений были установлены моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть.Ходовая часть состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Заново спроектированный корпус меньшего объема имел низкий силуэт и расположенные под большим углом наклона лобовой и кормовой лист. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с 20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с 15-мм до 25-мм.
Такое бронирование, учитывая рациональные углы наклона броневых листов, уже обеспечивало защиту танка на дистанциях до 500 м от огня 37-мм противотанковых пушек, 75-мм легких орудий, 14,5-мм противотанковых ружей. Новая башня конусообразной восьмигранной формы сваривалась из плоских листов толщиной 25-мм (позже толщина маски вооружения и передних скул была доведена до 35-мм). Впоследствии часть машин подвергли еще и экранировке.
Некоторые заводы, поставлявшие для нового танка корпусные детали, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40 ( конструкция и размеры погона башни на обоих машинах не претерпели серьезных изменений).
А Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) с сентября 1941 г. поставлявший корпуса, башни, по производственным соображениям большую часть башен изготавливали литыми, с утолщенными в три раза стенками, соответственно вдвое более снарядостойкими. Для машин своего класса бронирование Т-60 было отменным.
Вооружение нового танка первоначально планировалось сохранить таким же, как на Т-40: 12,7-ми пулемет ДШК и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Но уже в процессе доработки проекта было принято решение о замене пулемета ДШК на более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК-танковая (с января 1942 г. получила обозначение ТНШ-1: танковая Нудельмана-Шпитального). Скорострельность пушка сохраняла авиационную - до 750 выстрелов в минуту, при определенных навыках можно было вести одиночную стрельбу. Боекомплект включал как осколочные, так и бронебойные снаряды, что позволяло решать на поле боя широкий спектр задач. Возможности танка по борьбе с бронированными объектами противника еще больше возросли после введения в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда с высокой начальной скоростью. Тогда, учитывая обстановку, вооружение сочли достаточным.
Тактико-технические характеристики советских танков
Т-60 |
Т-70 |
Т-70М |
Т-80 |
||
Боевая масса, т |
13,8 |
6,4 |
9,2 |
9,8 |
11.8 |
Экипаж,чел. |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Длина корпуса, мм |
5300 |
4100 |
4285 |
4285 |
4285 |
Ширина, мм |
2470 |
2302 |
2348 |
2430 |
2500 |
Высота, мм |
2165 |
1735 |
2035 |
2035 |
2175 |
Клиренс, мм |
350 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Вооружение |
|||||
Пушка |
45-мм 20к обр. 38 г. |
20-мм ТНШ |
45-к-м 20Км обр42г. |
45-мм 20Км обр.42 г. |
45-мм 20Км обр.42 г. |
Пулемет |
2 х 7,62-мм ДТ |
7,62-мм ДТ |
7.62-мм ДТ |
7,62-мм ДТ |
7.62-мм ДТ |
Боекомплект (с рацией/без рации): |
|||||
снарядов |
150 |
754 |
90 |
90 |
94 |
патронов |
4095 |
1008 |
945 |
945 |
1008 |
Бронирование, мм: |
|||||
лоб корпуса |
37 |
35 |
35 |
22 |
20 |
борт корпуса |
37 |
15 |
15 |
13 |
13 |
крыша |
20 |
10 |
10 |
13 |
13 |
башня |
37 |
25 |
25 |
15 |
15 |
маска пушки |
65 |
65 |
5 |
||
Двигатель |
В-4 |
ГАЗ-202 |
ГАЗ-203 |
ГАЗ-203 |
ГАЗ-80 |
Мощность, л.с. |
300 |
76 |
2x70 |
2x70 |
2x85 |
Макс.скорость по шоссе, км/ч: |
52 |
45 |
45 |
45 |
47 |
Запас хода по шоссе, км |
350 |
455 |
350 |
350 |
320 |
В качестве силового агрегата использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 76 л.с., довольно надежный, долговечный, допускавший кратковременную работу на низкосортном бензине. Несколько снизилась по сравнению с Т-40 максимальная скорость, впрочем, средняя скорость движения по пересеченной местности осталась прежней (проходимость Т-60 была лучшей среди всех отечественных машин того времени). В связи с нехваткой ГАЗ-202 ставили любые подходящие по размерам и мощности двигатели, чаще всего импортированные еще до войны для нужд автомобильной промышленности, Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с.
Выпуск начался на московском заводе №37 с середине сентября 1941 г., продолжалось до конца октября, когда было прервано в связи с эвакуацией завода на Урал. Всего в Москве успели выпустить 245 машин. Выпуск Т-60 завод №37 возобновил на новом месте в Свердловске с декабря того же года.
Головным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ приступивший к массовому выпуску танка с конца октября. Конструкторский коллектив завода по танкостроению возглавил Н.А Астров. Уже в 1941 г. ГАЗ смог выпустить 1323 машины, за что был в последние дни года награжден орденом Ленина. В 1942 г. выпуск танка Т-60 продолжался во все возрастающих количествах. Хотя в этом году уже был принят и поставлен в производство более мощный Т-70, параллельно продолжался выпуск хорошо освоенного Т-60.
За время нахождения в производстве конструкторы не оставляли попыток усилить огневую мощь. Предусматривалась установка на Т-60 более мощной 23-мм пушки ВЯ, приспособленной для установки в башню легкого танка, даже была выпущена партия из 16 штук, но были ли они установлены на танк неизвестно. Испытывался весной 1942 года и танк Т-60-2 с башней от разрабатывавшегося легкого танка Т-45 с 45-мм пушкой ЗИС-19БМ. Но так как к этому времени на вооружении уже состоял Т-70, имевший 45-мм пушку 20Км, то иметь два, по сути, одинаковых по своим возможностям, но разных по конструкции танка сочли нецелесообразным, поэтому все работы по дальнейшему совершенствованию Т-60 были прекращены. Всего было изготовлено 5839 машин.
Впервые в бою танкам Т-60 пришлось побывать под Полтавой в сентябре 1941 г. Но наиболее массовое их участие пришлось на битву за Москву, где их роль оказалась исключительно велика, так как осенью 1941 г. из-за переброски на восток танковых заводов, выпуск тяжелых и легких танков был самым низким за все время войны. Т-60 применялись во всех танковых бригадах и отдельных батальонах, защищавших столицу.
С весны 1942 г. Т-60 применялись практически на всех фронтах: в Крыму, в Харьковской операции, в обороне Сталинграда (причем роль легких танков, как в битве за Москву почти год назад резко возросла в связи с остановкой СТЗ - одного из крупнейших производителей Т-34). Принимали они активное участие в контрнаступлении советских войск под Сталинградом и прорыве блокады Ленинграда зимой 1942/43 г. Причем под Ленинградом Т-60 действовали в первом эшелоне атакующих войск, форсировав по льду Неву и захватив плацдарм на противоположном берегу, на который на второй день наступления переправлялись средние и тяжелые танки.
С конца 1942 г. роль Т-60 на переднем крае стала снижаться. Резко возросли возможности вражеских противотанковых средств, да и наши войска стали в достаточной мере насыщаться более мощными и современными машинами.
Последней крупной операцией, в которой Т-60 широко применялись в качестве боевых танков, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г В дальнейшем они применялись лишь для решения вспомогательных задач: для разведки, боевого охранения, в качестве связных, командирских машин, как средство борьбы с десантами и в качестве артиллерийских тягачей. Кстати, как тягачи трофейные Т-60 широко применялись немцами.
Вперед > |
pro-tank.ru