Т 34 михаил кошкин: Краткий курс истории. Отец танка Т-34

Граффити-портрет создателя танка Т-34 Михаила Кошкина появился на территории Политеха

Четырехметровое изображение Михаила Кошкина (1898-1940) — уже третий граффити-портрет на территории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Два года назад серия началась с изображений нобелевских лауреатов Николая Семенова и Петра Капицы. Все они выполнены в одном стиле — в монохромной гамме, дополнены яркими цитатами. Как выяснил «Петербургский дневник», следующим будет портрет Жореса Алфёрова. Все они либо учились в Политехе, как Капица и Кошкин, либо преподавали здесь, как Семенов и Алфёров.

75-летие Победы и пандемия

Потрет создателя лучшего танка Второй мировой войны Т-34 планировалось нарисовать к 9 Мая, рассказал «Петербургскому дневнику» автор изображения, выпускник вуза Василий Цветков. «Пандемия помешала, не было возможности купить нужные краски», — уточнил он, подтвердив, что портреты Капицы и Семенова тоже нарисовал он.

Граффити-историю он начал еще в студенческие годы, изобразив вблизи общежития космонавта, 10-летнего партизана и девушку с медведем на голове. Космонавта и партизана можно увидеть и сегодня, девушку закрасили муниципальные власти, так как сюжет был нанесен на стену здания, принадлежащего городу. А дальше увлечение будущего инженера заметили в вузе. Так и родился проект Великим быть# Портреты выдающихся политехников стали появляться на территории вуза.
 

Правильная стена 

Граффити-портреты, пояснил Максим Пашоликов, проректор вуза по делам молодежи, действительный член Совета министерства науки и высшего образования по делам молодежи, в первую очередь адресованы студентам самого крупного вуза Петербурга, так как «не всегда современная молодежь должным образом интересуется историей университета, места, где она обучается».

«Мы прибегли к такому механизму, потому что хотим, чтобы студент, окончив обучение, вышел из стен вуза с любовью к своей альма матер. А чтобы любить, нужно знать историю вуза. Мы хотим привлечь, заинтересовать, завлечь студентов в науку», — так проректор прокомментировал «Петербургскому дневнику» смыслы, стоящие за граффити-портретами.

«Мне хочется, чтобы люди оторвались от своих телефонов, подняли глаза», — подхватил Василий Цветков. Участие в проекте стало для него и необычным опытом общения. Недавно он согласовал эскиз портрета Жореса Алфёрова с его вдовой Тамарой Павловной, и эта встреча произвела сильное впечатление на художника. Портрет Алфёрова по плану должен быть выполнен к концу лета. В дальнейших планах — портреты выдающихся инженеров и механиков, связанных с Политехом.

«Важно, чтобы было соответствующее пространство, которое разрешено использовать, которое наше, чтобы граффити-портреты не диссонировали с видами исторических зданий, — говорит Максим Пашоликов. — Когда все это сойдется в один пазл, у нас будет продолжаться история с портретами».

Стены муниципальных строений для проекта не используются из-за очень длительных и сложных согласований, конфликты с муниципальными службами, как тот, что разразился вокруг изображения Иосифа Бродского, авторы проекта стараются исключить. Портрет Кошкина нарисован на стене трансформаторной будки у 4-го корпуса Политеха, она принадлежит вузу, как и стены зданий, несущие другие портреты.

Кошкин и Политех

Михаилу Кошкину было уже 30, когда он стал студентом Ленинградского политехнического института. К этому моменту он успел послужить в царской армии, а затем дрался на стороне большевиков на полях Гражданской войны под Царицыным и под Архангельском, окончил военно-политические курсы в Харькове, Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова в Москве, руководил кондитерской фабрикой в городе Вятке (сейчас город Киров, — прим. «ПД»). В 1929 году Кошкин добился возможности получить техническое образование, и в числе «парттысячников» был направлен в Ленинград, в Ленинградский технологический институт. Но ему показалась неинтересной тема обучения, и Кошкин добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. В 1934 году он завершил обучение и защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов».

Т-34

И закипела работа. В Ленинграде и Харькове в КБ Ленинградского завода имени С. М. Кирова, Танковом отделе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, в создаваемых вновь, объединяемых и преобразуемых конструкторских бюро Михаил Кошкин занимался проектированием танков. Уязвимость имеющихся на вооружении РККА машин для артиллерии и даже крупнокалиберных пулеметов показала как Гражданская война в Испании, так и Советско-финская война. К 1938 году Михаил Кошкин предложил колесно-гусеничный и чисто гусеничный варианты танков — А-20 и А-32.

Одновременно в лаборатории на Ижорских заводах конструктор Андрей Завьялов разработал новый тип танковой брони и предложил делать башню танка цельной. Из лаборатории вырос вначале броневой институт, а затем ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», где уже после войны созданы материалы для подводного и надводного флота, корпусов атомных станций.

Соединение идей Кошкина и Завьялова и позволило создать лучший танк Второй мировой войны с толщиной брони в 45 миллиметров. Машина стала маркироваться уже не А-32, а Т-34. 17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 на Ивановской площади Кремля высшему руководству СССР — И. В. Сталину, М. И. Калинину, В. М. Молотову, К. Е. Ворошилову. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

На тот момент в стране было два танка Т-34. Кошкин, руководивший их доставкой своим ходом в Москву в условиях бездорожья и снежных заносов, заболел воспалением легких и умер 26 сентября 1940 года. Сталинская премия «за разработку конструкции нового типа среднего танка» (Т-34) была ему присвоена посмертно, 10 апреля 1942 года. Могила Кошкина в Харькове не сохранилась, так как через город дважды проходила линия фронта.

К 120-летию генконструктора Т-34 Михаила Кошкина: Танк Победы – вновь в строю! : Аналитика Накануне.RU

К 120-летию генконструктора Т-34 Михаила Кошкина: Танк Победы – вновь в строю!

Будущий конструктор даже представить не мог, что ему уготовано судьбой

Если о Танке Победы, легендарном Т-34 знают практически во всем мире, то имя его конструктора известно, к сожалению, далеко не многим. Но именно сегодня отмечается 120-летие со дня рождения конструктора «тридцатьчетвёрки» Михаила Кошкина. «Небольшого роста, но с огромной внутренней силой, этот выдающийся человек горел в работе и вёл за собой к цели других», – вспоминали о Кошкине современники. Таким же был и его танк: небольшим, но яростным, несгибаемым бойцом, признанным лучшим оружием Великой Победы в своём классе.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в крестьянской семье в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. У этого человека была настолько удивительная судьба, что даже историографы трактуют его биографию с определёнными расхождениями.

В 14 лет (по другой версии – в 10 лет) Михаил уехал на заработки в Москву, став подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, ныне известной как «Красный Октябрь». С началом Первой мировой войны, которая продолжилась гражданской, бывший рядовой 58-го пехотного полка примкнул к красным, воевал под Царицыным, под Архангельском, сражался с армией Врангеля. Смелого и решительного бойца заметили, назначили политработником, а после нескольких ранений Кошкина отправили в Москву, в Коммунистический университет имени Свердлова. В 1924 году выпускнику поручили руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Там он проработал до 1929 года на различных постах, женился. Будущий конструктор танка Победы даже представить не мог, что ему уготовано судьбой…

Надо заметить, что до 1929 года в Советском Союзе танкостроения практически не было. И руководство страны Советов решило менять ситуацию кардинальным образом: Центральный комитет партии для развития промышленности направил тысячу коммунистов в индустриальные вузы. И Михаил, которому было уже за 30 лет, сел за парту технологического института.

Уже на первом курсе инициативный студент добился перевода в Ленинградский индустриальный (позже – политехнический) институт на машиностроительный факультет. В 1934 году Кошкина приняли на Кировский завод в Ленинграде, где всего за несколько лет он прошел путь от молодого специалиста до заместителя главного конструктора. За участие в создании средних танков (Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111) в 1936 году был награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1936 года в жизни Михаила Кошкина случился новый крутой поворот — его отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.

Биографы Кошкина отмечают, что назначение на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах. Прежний глава КБ Афанасий Фирсов и ряд других конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя. Фирсов успел передать дела Кошкину, который столкнулся со слабостью кадрового состава КБ. Кроме того, приходилось заниматься не только перспективными разработками, но и текущим серийным производством. Тем не менее, под его руководством была проведена модернизация БТ-7.

Осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало задание Харьковскому заводу на разработку нового колёсно-гусеничного танка. И вот здесь снова возникает конспирология: на заводе, помимо Кошкина, в этот момент работает Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме (но Адольф Яковлевич пережил и Фирсова, и Кошкина, дожив до 1978 года).

Понятно, что Михаил Ильич опирался на работы Фирсова и Дика (как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения). Однако у него было своё видение танка будущего. Кошкин и его помощники (Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев) загорелись «гусеничным» вариантом, который упрощал конструкцию и позволял значительно усилить броню и вооружение. 28 апреля 1938 года Кошкин на совещании Народного комиссариата обороны добивается разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20 чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал Иосиф Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

Такая работа потребовала объединения усилий. В декабре 1938 года три танковых КБ по инициативе Кошкина были объединены в единый отдел под шифром «520».

Отметим, что уже после смерти конструктора, в 1941 году этот отдел эвакуировали в Нижний Тагил, где он и остался на уральском предприятии: сегодня «отдел 520» Уралвагонзавода преобразован в АО «УКБТМ».

Что касается «тридцатьчетвёрки», то это был первый гусеничный танк, способный преодолевать большие расстояния. И в декабре 1939 года уже под индексом Т-34 машину приняли на вооружение.

Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов. Здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд. С учётом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку. Но для того, чтобы выйти в серию, опытные образцы должны были пройти определённое количество километров. Михаил Кошкин принимает решение: Т-34 наберут эти километры, отправившись из Харькова в Москву своим ходом.

Кстати, по мотивам этой истории был снят и в 1980 году вышел на экраны фильм «Главный конструктор» режиссера Владимира Семакова.

Не путать с фильмом «Танки» Кима Дружинина (рабочее название «Увидеть Сталина») – картину выпуска 2018 года военные историки восприняли, мягко говоря, как развлекательное «киночтиво», смахивающее на завуалированное издевательство над памятью и заслугами русского народа.

А Кошкин действительно лично взял на себя ответственность за этот пробег, ставший легендой отечественного танкостроения. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников. Часть пути Кошкин сам вёл новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки. Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта 1940 года.

Лучшей наградой для Кошкина стала Победа в Великой Отечественной войне…

В назначенный день 17 марта обе машины перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка, ведомые испытателями Николаем Носиком и Василием Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля – один к Троицким, другой к Боровицким воротам. Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте.

Иосифу Сталину понравилась быстрая изящная машина. Его слова источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках«, по словам других, фраза звучала: «Это первая ласточка танковых войск«.

После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. Кошкин предложил снова ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. По пути один танк провалился в болото. Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, врачи удалили ему одно легкое. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Провожать 41-летнего конструктора в последний путь вышел весь завод.

Кошкин не увидел, как его танк был поставлен на массовое производство на Уралвагонзаводе и других предприятиях, не узнал, какую роль он сыграл в Великой Победе. Но пройдёт меньше года, и немецкие фашисты в ужасе будут сообщать о невиданном русском танке, сеющем панику в их рядах. Согласно легенде, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил своим личным врагом посмертно. Могила конструктора не сохранилась – она была (скорее всего, намеренно) уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова. Но Михаил Кошкин выиграл свой бой.

Кстати, награждены за создание танка Т-34 были сразу три его создателя. В 1942 году Александр Морозов, Николай Кучеренко и Михаил Кошкин (посмертно) – были удостоены Сталинской премии. Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой являлся его Т-34.

Сегодня скептики любят сравнивать технические характеристики Т-34 с другими танками Второй мировой войны, доказывая, что якобы детище Михаила Кошкина уступало многим из них. Но вот что сказал профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»:

«Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Манёвренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».

В связи с днем рождения Михаила Кошкина руководство Уралвагонзавода (входит в Ростех) организовало для журналистов демонстрационный показ боевой техники, чтобы напомнить о великом вкладе этого яркого человека в Победу советского народа в Великой Отечественной войне с фашизмом.

Уралвагонзавод сегодня крупнейший в России производитель танков

Генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов, находящийся сейчас в Египте на первой в этой стране военной выставке EDEX 2018, в которой корпорация принимает участие в составе Рособоронэкспорта, так прокомментировал Накануне.RU 120-летие конструктора Т-34:   

«Михаила Ильича Кошкина безусловно можно считать одним из основоположников отечественной школы танкостроения, а его «Танк Победы» – прародителем современных танков. Все модели, которые были выпущены в послевоенное время на наших заводах, так или иначе, вобрали в себя конструкторский  и боевой опыт легендарной «тридцатьчетвёрки». Кроме того, напомню, что Т-34 был и одним из первых танков, которые широко поставлялись на экспорт, а одной из первых арабских стран, принявшей «тридцатьчетвёрку» на вооружение, был как раз Египет, где буквально в эти дни проходит выставка обороны и безопасности EDEX 2018″.

Отметим, что танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале, результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. С 1941 по 1945 годы производство здесь сумели развернуть так, что «тридцатьчетвёрок» выпустили более 30 тысяч. В дальнейшем УВЗ под руководством других замечательных конструкторов пройдет самостоятельный путь развития: от Т-34 до «Арматы».

В бронетанковом музее УВЗ: с этого уникального рабочего чертежа, выполненного в 1940 году, началось серийное производство Т-34

На полигоне УВЗ специально для журналистов устроили демонстрационный пробег танков Т-34-85, Т-72 и Т-90. Своими впечатлениями от вождения «тридцатьчетвёрки», выпущенной в марте 1945 года, с Накануне.RU поделился водитель-испытатель специальных боевых машин Павел Семёнов:

«У Т-34 коробка механическая, а не гидромеханическая, как у современных танков, поэтому передачи включаются потяжелее. Здесь движок 500 «лошадей», а у них [Т-72 и Т-90] – 1130 лошадиных сил, но свои 55-60 километров в час эта боевая машина идёт. Она – 35-тысячная по счёту сошла с конвейера завода. Долгое время стояла как памятник на постаменте, но однажды решили её продемонстрировать на Параде 9 мая – завелась с первого раза!»

А вот что сказал Накануне.RU ведущий конструктор УВЗ, 28 лет проработавший заместителем главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, Николай Молодняков:

«Михаил Ильич Кошкин – родоначальник направления в танкостроении, которого мы, инженеры и конструкторы, придерживаемся сегодня. Он создал принципиально новую машину, и она заслуженно стала танком-легендой Великой Отечественной войны».

P.S. Как сообщили Накануне.RU на УВЗ, в конце декабря этого года дочери Михаила Кошкина исполняется 90 лет. Пожилая женщина нуждается в особом уходе, в том числе медицинском, поэтому внучка конструктора Вера Серик занимается сбором средств на помощь и лечение. В канун дня рождения есть возможность поздравить Елизавету Михайловну Кошкину, оказав ей внимание посильным пожертвованием.

Реквизиты банковской карты «Сбербанка» Веры Леонидовны Серик: 2202 2003 7231 9598

Tank Archives: World of Tanks History Section: Михаил Кошкин

В истории танкостроения Михаил Ильич Кошкин сыграл важную роль как человек, не боявшийся брать на себя ответственность и упорно впитывать и анализировать все новое. Известно, что Т-34 содержит конструкции других авторов: А.О. Фирсов, А.Я. Дик и другие коллеги, но неизвестно, какая судьба ожидала проект, если бы не усилия и организаторский талант Кошкина.

Детство было едва ли не самым тяжелым периодом в жизни будущего главного инженера. Михаил Кошкин родился 3 декабря 189 г.8 в деревне Брынчаги Ярославской области. Жил он бедно: в семье было мало земли, трое детей, а отцу приходилось часто отсутствовать дома в поисках работы. В 1905 году он погиб в результате несчастного случая на лесозаготовке. Его матери пришлось стать разнорабочей, чтобы сводить концы с концами.

В 10 лет юный Миша закончил школу при местной церкви и уехал на заработки в Москву. Кошкину удалось устроиться на кондитерскую фабрику, где он проработал до 17 лет. Деньги он отправил матери и сестрам, которые остались дома.

Суровая военная жизнь в новообразующейся стране закалила характер Кошкина. В феврале 1917 года его призвали в армию рядовым. В августе он был ранен и демобилизован, но уже 15 апреля следующего года добровольцем вступил в ряды только что сформированного железнодорожного отряда Красной Армии.

Летом 1918 года Кошкин воевал под Царицыном, а в 1919 году был переброшен в Петроград вместе со своим батальоном, на Северный фронт. Там он боролся за взятие Архангельска, возможно, именно здесь он впервые увидел танк. Тем не менее, это будет задолго до того, как он начнет инженерную карьеру. По дороге на Польский фронт Кошкин заболел брюшным тифом. После выздоровления его отправили на Южный фронт сражаться с войсками Врангеля.

В Красной Армии Кошкин проявил себя на политической работе. После окончания Гражданской войны Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Свердлова. Он закончил учебу в 1924 году и получил работу управляющим кондитерской фабрики в Вятке. Он продвинулся по партийной линии как талантливый руководитель и активист.

Умение Кошкина вдохновлять людей и работать в команде помогло ему в дальнейшей жизни. Заслуженное им доверие, возможно, способствовало превращению Харьковского завода в гиганта советского танкостроения.

В 1929 году тысячи коммунистов на производстве были зачислены в техникумы. Кошкин был направлен в Ленинградский машиностроительный институт. Стране нужны были современные танки и талантливые инженеры для их создания. Кошкин работал на Кировском заводе в Ленинграде с 1934 года, принимая участие в проектировании Т-29 и Т-111 (Т-46-5). Работа над последней машиной принесла ему орден Красной Звезды.

Работа на заводе шла хорошо, и Кошкин был назначен заместителем начальника КБ. В 1936-го его направили в Харьков для организации сборки танков на Харьковском паровозостроительном заводе (№183), переоборудованном для военных нужд.

Ко времени приезда Кошкина фабрика переживала кризис. Предыдущий менеджер, А.О. Фирсов, не выполнил план добычи. Теперь, наряду с созданием танков БТ-7, нужно было проектировать новые машины.

В этой непростой обстановке, путем постоянных проверок и допросов своих инженеров, Кошкин пытался создать свое конструкторское бюро. Новые проекты были встречены без особого энтузиазма; ресурсов не хватало. В результате появился его первый харьковский проект БТ-9., было отклонено, так как не соответствовало техническим требованиям.

В феврале 1939 года состоялось заседание Комитета Обороны, на котором были одобрены два проекта Кошкина: А-20 и А-32 (А-20Г). Первый был усовершенствованием конструкции БТ-20, второй представлял собой гусеничную версию первого. Сначала заводу поручили только А-20, но Кошкин отстаивал необходимость обеих машин.

Он понимал, что автомобили с трансформируемым двигателем не могут постоянно наращивать свою броню и вооружение. На окончательное решение, конечно, повлияла личность и характер Кошкина. Он был надежным человеком с выдающимся прошлым. Его слов о том, что оба прототипа будут готовы вовремя, было достаточно. В результате Сталин сказал, что, по его мнению, завод на это способен, и выделил средства на второй проект.

Со своими колесами А-20 был быстрее своего конкурента. Однако А-32 превосходил его по вооружению, бронированию и проходимости. Было решено, что на его основе будет построен новый танк: Т-34. Завод построил два предсерийных прототипа, чтобы похвастаться перед Москвой, получив индекс А-34. Проблема заключалась в требованиях к испытаниям: танки не успели пройти испытания на надежность.

Можно было отложить демонстрацию или отправить машины до их достаточной проверки, но было решено совместить испытания с отправкой в ​​Москву. Маршрут выбирался по пересеченной местности, вокруг городов и дорог. Танки покинули завод в 16:00 12 марта и к утру 17 марта были у стен Кремля.

Во время поездки из Харькова в Москву Кошкин заболел. Несмотря на болезнь, он отказался возвращаться в Харьков поездом. В апреле он сопровождал свои танки на обратном пути на завод. Стресс в сочетании с болезнью в итоге стоил Кошкину жизни. Он заболел воспалением легких, но даже в таком состоянии продолжал руководить работами над Т-34. Из-за слабого здоровья он не смог присутствовать на заключительном заседании судебной комиссии. Вскоре его состояние ухудшилось, и ему удалили легкое. Во время выздоровления, 26 сентября 19 г.40 лет Кошкин умер. В 1942 году посмертно получил Сталинскую премию «за разработку среднего танка нового типа».

Интерес к жизни инженера проснулся только в 1980-е годы. О нем написаны книги, вышел фильм «Главный инженер». В 1989 году Совет ветеранов Переславля-Залесского направил советскому руководству письмо с просьбой о посмертном присвоении звания Героя Социалистического Труда. Приказ об этом был подписан 4 октября 1990 года. Мемориалы и памятники Кошкину установлены в Харькове, Кирове, Санкт-Петербурге и в селе, где он родился.

Автор статьи: Николай Невский — историк, специализирующийся на советском танкостроении в годы Великой Отечественной войны.

Источники:

  • Я.Л. Резник, Сотворение Брони. Документальная Повесть , Москва, Воениздат, 1987
  • М.Н. Свирин, Бронетехника Сталина, Танки и Самоходки СССР , Москва, Эксмо, 2014
  • В.Л. Карнацевича, 100 Знаменитых Харьковчан , Харьков, Фолио, 2005
  • И.Г.Желтов, А.Ю. Макарова, А-34. Рождение Тридцатьчетверки , Москва, Тактическая пресса, 2014

Оригинал статьи доступен здесь.

Экспозиция — Музей истории Т-34

Дорогие друзья!

Уникальный и единственный в мире музей, полностью посвященный одному конкретному образцу вооружения и военной техники, посвящен легендарной боевой машине ХХ века – среднему танку Т-34.

Оптимальное сочетание огневой мощи, прочности и подвижности Т-34 стало классическим образцом для разработки танков во многих странах мира.

Т-34 сыграли решающую роль во всех крупных боях Красной Армии в Великой Отечественной войне (1941–1945). Эта по сути универсальная машина успешно применялась как в традиционных боевых действиях, так и в скоростных мобильных операциях.

В годы войны Т-34 стали ядром танкового парка Красной Армии. Семь крупнейших заводов СССР выпустили 54 тысячи танков Т-34, т. е. более 70 % танков всех типов.

Т-34 оказался вполне пригодным для серийного производства. Его было относительно легко изготовить, эксплуатировать и ремонтировать. Кроме того, он был довольно дешев в производстве. Важной особенностью этого танка было его удобство в использовании.

В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах по всему миру и украшают экспозиции самых известных музеев военной истории и военной техники. По неподражаемому внешнему виду Т-34 узнают подавляющее большинство людей, но что мы все знаем об этой машине?

Как был задуман танк?

Кто его создал?

Известно, что Михаил Кошкин, Александр Морозов и Николай Кучеренко были удостоены Сталинской премии I степени в 1942 «за создание среднего танка нового типа», но были ли другие имена в списке авторов этого всемирно известного шедевра танкостроения ХХ века?

Как выглядит генеалогическое древо этого автомобиля?

Кто сделал сердце танка – дизель, который еще можно привести в действие?

Как удалось наладить серийное производство танков Т-34 на Урале всего за два месяца в 1941?

Почему строгий дизайн Т-34 не удалось воспроизвести на высокоточных немецких заводах во время Великой Отечественной войны?

На эти и многие другие вопросы отвечает экспозиция Музея.

Музей истории Т-34 расположен на 37-м км Дмитровского шоссе, на том самом месте, откуда 6 декабря 1941 года советские войска начали контрнаступление против немецко-фашистских войск, в самом начале битвы за Москву.

Музей впервые представляет ранее неизвестные и недокументированные факты создания Т-34, его участия в боях Великой Отечественной войны, тактической и стратегической роли Т-34 в обороне Москвы. Эта информация является «ноу-хау» Музея.

Экспозиция музея представлена ​​как в помещении, так и на открытом воздухе. Тот, что на первом этаже, посвящен истории создания и развития Т-34. На первом этаже показано участие Т-34 в боях Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах ХХ века. Восемь танков и самоходная артиллерийская установка стоят в открытом танковом парке возле музея.

В Музее найдутся интересные вещи люди самых разных слоев общества и возрастных категорий. Дети узнают, что такое танк, знакомятся с его устройством и садятся за рычаги управления.