Т 34 кошкин изобретатель танка: Краткий курс истории. Отец танка Т-34

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Биографии ]— Резник Я.Л. Сотворение брони

Вместо предисловия

Мне, инженеру-конструктору, работавшему и в довоенное время, и всю войну на крупнейших в стране танковых заводах, волнительно было читать повесть писателя Якова Резника «Сотворение брони», воскрешающую в памяти славные страницы истории.

Автор поставил перед собой трудную задачу: рассказать о становлении советского танкостроения, о рождении танка Т-34 — лучшего среди всех танков второй мировой войны. На малоизвестном или вовсе не известном широкому читателю материале в книге показана роль нашей партии в создании и развитии советской оборонной промышленности, в оснащении Красной Армии новым первоклассным оружием. Автор прослеживает, как капля по капле собираются, спрессовываются в могучую силу воля и энергия, талант и опыт народа, совершившего революцию, как трудом и энтузиазмом миллионов выковывается военно-техническая мощь, способная победно противостоять мощи фашистской Германии и покоренных ею стран Европы.

Зримо изображена в «Сотворении брони» кипучая организаторская деятельность Серго Орджоникидзе. Мы видим наркома и за рычагами танка, и в цехах Магнитки, и в беседах с молодым конструктором Кошкиным, в котором Орджоникидзе сумел разглядеть незаурядный талант не в дни удач и громкой славы, а в тяжелейший момент провала работы по созданию новой боевой машины…

Пишущий эти строки близко знал Михаила Ильича Кошкина, работал под его руководством в группе перспективного проектирования, где рождался Т-34. Человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, [3] бесстрашным в достижении высокой цели — создать принципиально новый, небывалый в мире танк.

Нелегко было Михаилу Ильичу отказаться от идеи колесно-гусеничного хода, убедить коллектив, что новый танк может и должен быть только гусеничным, с противоснарядной броней, с мощной пушкой. Но еще труднее было главному конструктору преодолеть сопротивление противников тридцатьчетверки, недоброжелательность, неверие, скептицизм некоторых специалистов. Но благодаря активнейшей поддержке заводской партийной организации, которую в то время возглавлял Алексей Алексеевич Епишев, новый танк был создан и принят на вооружение Советской Армии.

В книге правдиво и достоверно изображены острые конфликты, из которых Кошкин вышел победителем, доведя Т-34 до серийного производства. Справедливы слова, завершающие главу о последних неделях жизни главного конструктора: «Еще девять месяцев оставалось до нападения фашистов на нашу страну, а Михаил Ильич Кошкин уже пал за ее свободу, за ее победу — пал первым солдатом Великой Отечественной войны».

В «Сотворении брони» под своими подлинными именами действует и ряд других персонажей. Таковы, в частности, преемник Михаила Ильича Кошкина по КБ талантливый конструктор Александр Александрович Морозов, ветеран завода Василий Фомич Захаров и зампотех танковой роты изобретатель Николай Федорович Цыганов. Не придумано автором его солдатское КБ — я сам работал там в годы своей воинской службы; форма корпуса БТ-ИС (машина Цыганова) была принята в основу корпуса Т-34.

Разумеется, в литературном произведении нельзя было обойтись и без вымышленных, обобщенных персонажей. Прообразами некоторых из них являются конструкторы — соратники М. И. Кошкина.

Родина высоко оценила их заслуги. В апреле 1942 года М. И. Кошкину (посмертно), А. А. Морозову и Н. А. Кучеренко за разработку конструкции нового танка была присуждена Государственная премия. Через год за образцовое выполнение задания по массовому выпуску тридцатьчетверок директор завода Юрий Евгеньевич Максарев и главный конструктор Александр Александрович Морозов были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Коллектив конструкторского бюро за создание Т-34 и дальнейшее улучшение его боевых качеств награжден [4] орденом Ленина. Правительственными наградами неоднократно отмечался труд многих передовых рабочих, инженеров, техников, а также ведущих конструкторов М. И. Таршинова, Я. И. Барана, В. Г. Матюхина, Б. А. Черняка, А. А. Малоштанова, А. Я. Митника, В. Я. Курасова, А. И. Шпайхлера, Г. П. Фоменко и других.

Повесть «Сотворение брони» является, на мой взгляд, ощутимым вкладом в освещение нашей художественной литературой роли тыла, и особенно Урала, в победе над фашистской Германией.

П. Васильев.
конструктор, лауреат Государственной премии [5]

Изобретения России // Танк Т-34


Первоначально М.И. Кошкин работал над колесно-гусеничным танком А-20, развивавшем на автостраде скорость до 65 км/ч. Однако танки такого типа со скидывающимися гусеницами были очень сложны в эксплуатации. В связи с этим началась разработка гусеничного танка А-32.


Опыт войны в Испании заставил отказаться от легких машин в пользу средних и тяжелых танков, а в ходе сражений на Халхин-Голе летом 1939 г. выяснилось, что танкам нужна броня, которая защищала бы их не только от пуль, но и от снарядов. Поэтому на базе танка А-32 начал создаваться новый средний танк Т-34.


Над созданием танка под руководством М.И. Кошкина работал целый коллектив. П.П. Васильев и А.А. Морозов проектировали трансмиссию нового танка, корпус Т-34 создавали Н.А. Кучеренко и М.И. Таршинов. Вопросы компоновки танка вызывали ожесточенные споры среди конструкторов. Например, П.П. Васильев приводил доводы в пользу традиционного размещения трансмиссии в передней части корпуса (в этом случае облегчалось обслуживание машины и увеличивалось пространство внутри танка). А.А. Морозов доказывал, что заднее расположение трансмиссии является более выигрышным, поскольку в этом случае машина становится менее уязвимой в бою (при нахождении трансмиссии в кормовой части танка можно добиться больших углов наклона броневых листов корпуса). Правильность выбора задней трансмиссии подтвердила практика Второй мировой войны, поскольку большинство танковых конструкторов мира предпочли заднее расположение трансмиссии, как на Т-34.


В марте 1940 г. две опытные машины своим ходом прошли от Харькова до Москвы. Более 1000 км пробега показали как сильные, так и слабые стороны новых танков. Конструкция главного фрикциона оказалась ненадежной, топливный насос давал сбои в работе, на рычаги управления, как это бывает при задней трансмиссии, водители налегали изо всех сил. Эти недочеты были устранены в кратчайший срок, и танк был запущен в серийное производство.


Новый танк весил 26,3 т. Экипаж состоял из четырех человек. В башне танка находился командир (по совместительству стрелок-наводчик и заряжающий), а в переднем отделении танка сидели механик-водитель и стрелок. Наклонная броня корпуса и башни имела толщину 40—45 мм. На Т-34 был установлен дизельный двигатель В-2—34 мощностью 500 л. с. Хотя скорость танка не достигала 48 км/ч, ее хватало, чтобы обеспечить огневое превосходство над более быстроходными немецкими танками. По вооружению и броне Т-34 давал фору любому легкому и среднему танку противника. Пушка с калибром 76 мм пробивала броню немецкого танка T-III на всех дистанциях прицельного огня. На расстоянии в 1 км бронебойный снаряд, выпущенный из Т- 34, пробивал вертикальные листы толщиной 50—60 мм.


В конструкции танка Т-34 М.И. Кошкин достиг оптимального соотношения трех важнейших боевых компонентов — защитной брони, огневой мощи и дизельного двигателя. Защитная броня башни имела необычную для танков того времени форму с наклонными поверхностями, благодаря чему танк стал менее уязвимым для обстрелов. Двигатель был расположен поперек машины, что придало «тридцатьчетверке» узнаваемый профиль. Конструктор отказался от применения бензина в пользу дизельного топлива, поскольку танки, работавшие на бензине, легко воспламенялись в сражении. Широкие гусеницы позволяли танку преодолевать крутые подъемы и российское бездорожье.


Уже после смерти М.И. Кошкина в конструкцию танка Т-34 ; было внесено несколько усовершенствований. Например, в 1941 г. толщина брони была увеличена до 52 мм, а масса машины достигла до 28,5 т. Модернизацию танка в 1942 г. провели инженеры Я.И. Баран и А.И. Шпайхлер. Разработкой улучшенной модели Т-34/85 руководил В.И. Крылов.


В 1944 г. на танк установили 85-миллиметровую пушку и новую башню с толщиной брони 90 мм, масса танка увеличилась до 32 т. Экипаж танка состоял к тому времени из пяти человек, s Немецкие специалисты отметили неожиданность появления «тридцатьчетверки» на полях сражений. Американские конструкторы отмечали, что эта грозная машина была создана людьми, которые хорошо представляли себе поле боя середины XX в. Простота конструкции, надежность в эксплуатации, высокая технологичность производства способствовали тому, что Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны.


На базе танка Т-34 были созданы самоходные установки СУ-85, СУ-100, СУ-122, тягачи, краны, огнеметные танки, мостоукладчики. Он стал классическим образцом среднего танка, поскольку превосходил боевые машины того времени по силе огня, бронезащите и подвижности.


Имя конструктора легендарного танка Т-34, действовавшего на полях сражений с первого до последнего дня Великой Отечественной войны и остававшегося в строю на протяжении долгих лет, навсегда останется в памяти потомков.


 


100 великих русских изобретений, Вече 2008

Танк Архивы: Т-34-85М

Многие улучшения проекта Т-43 перенесены на Т-34-85. В 1944 году завод №183 решил передать еще несколько.

Танки Т-34-85М, первый вариант (малая модернизация) и второй вариант (большая модернизация).

«1. Введение

В соответствии с приказом наркома танковой промышленности и командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии № 344С/091 от 28 мая 1944 г. сформированная этим приказом комиссия испытала два модернизированных танков Т-34-85М и один серийный танк Т-34-85 производства завода №183 в мае.

  • 1-й вариант: утолщенный верхний лобовой лист, без модификации топливных баков.
  • 2-й вариант: верхняя лобовая плита утолщена, топливные баки перенесены в корму танка.

Перед началом ходовых испытаний танки прошли заводские испытания в диапазоне:

  • Т-34-84М №4427 (1-й вариант): 1204 км (по спидометру)
  • Т-34-85М №43601 (2 вариант): 1188 км (по спидометру)
  • Т-34-85 №44512 (серийное производство): 90 км (по спидометру)

Примечание: расстояния, измеренные спидометрами Т-34-85М, не точны, так как они имеют ведущие колеса с 5-ю планками (вместо 6-ти на серийных танках), без доработки спидометра. Таким образом, фактическое пройденное расстояние на 12% меньше.

Все испытания проводились в соответствии с программой, утвержденной заместителем наркома танковой промышленности и начальником ГБТУ КА, за исключением внедорожных испытаний, которые были заменены испытаниями на разрушенных грунтовых дорогах. Испытания проводились на станции Кубинка Западной железной дороги с 24 мая по 10 июня 19 г.44.

Заключение по сравнительным испытаниям двух модернизированных танков Т-34-85М и серийного танка Т-34-85 производства завода №183

Модернизация танков Т-34-85 включает:

  1. Первый вариант:
    1. Увеличение верхней лобовой панели до 75 мм с 45 мм.
    2. Изменение передаточного числа конической пары до 1,562 с 1,857.
    3. Утолщение люка механика-водителя до 100 мм с 75 мм и шаровой части пулемета ДТ до 90 мм с 60 мм.
    4. Уменьшение диаметра ведущего колеса до 530 мм с пятью стержнями вместо 634 мм с шестью стержнями.
    5. Уменьшение толщины пола, крыши и надгусеничного пола корпуса с 20 мм до 15 мм и нижнего заднего листа (соединяющего пол и кормовую броню) с 45 мм до 15 мм.
  2. Второй вариант:
    1. Помимо указанных изменений, вместо шести топливных баков, размещенных в боевом и моторном отсеках, за коробкой передач размещены два топливных бака по 190 л каждый. Общий объем основных топливных баков остается на уровне 540 л.
    2. В связи с изменением компоновки топливного бака изменена задняя часть бака. Нижний задний лист увеличен в высоту на 400 мм, а толщина уменьшена с 45 до 30 мм. Уклон сохраняется на уровне 45 градусов. Боковые топливные баки защищены 45-мм броней под углом 0 градусов и бортами из листового металла вместо 45-мм бортовой брони под углом 45 градусов на серийных танках.

По результатам испытаний модернизированных и серийных танков комиссия пришла к следующим выводам:

1. Броня:
Увеличена броня [повтор увеличения брони] при сохранении веса танка за счет уменьшения толщины наименее уязвимых частей танка, днища, крыши моторного отсека и пола надгусеничной части корпуса. Это повышает защиту танка, не оказывая отрицательного влияния на его управляемость и характеристики.

К недостаткам брони модернизированного танка Т-34-85М относятся:

  1. Увеличенная толщина шаровой опоры ДТ ослабляет броню за счет большего периметра сварного шва, что вызывает повышенное давление на броню и уменьшает запас между УФП и ДТ на 30-40 мм.
  2. Второй танк Т-34-84М имеет меньшую защиту сзади из-за применения плоской 45-мм брони вместо 45-мм брони под углом 45 градусов. Размещение наклонной брони в этом месте увеличит вес танка на 150 кг.
  3. Более тонкая броня пола делает танк более уязвимым для мин.

Признать необходимым:

  1. Изменить схему бронирования второго танка Т-34-85М, расположив задние бронелисты под углом 45 градусов вместо 0 градусов.
  2. Сохраняйте толщину переднего пола на уровне 20 градусов.
  3. Использовать стационарный пулемет вместо ДТ в шаровой установке для повышения защиты спереди.

2. Замена конической пары и ведущего колеса

Изменение передаточного числа на 1,562 с 1,857 и замена ведущего колеса на 5-ти барное незначительно влияет на ходовые качества танков Т-34-85М.

Ведущие колеса с 5 звеньями работают значительно хуже, чем ведущие колеса с 6 звеньями. Плавность движения гусеницы снижается из-за уменьшения размера колес и уменьшения расстояния между планками. Было замечено, что зубья гусеницы ударяются о стержни. В результате наблюдалась повышенная степень износа ведущих колес и гусениц. В ходе испытаний пришлось снять по четыре трака с обеих гусениц. Изменение передаточного числа с целью снижения нагрузки на трансмиссию не требуется, так как:

  1. Масса модернизированного танка не превышает массу серийного танка.
  2. Коробки передач на танках производства завода №183 прошли все испытания и надежно работали с августа 1943 года, что говорит о том, что трансмиссия не перегружена.
  3. Ведущее колесо с пятью установленными звеньями из-за изменения передаточного числа увеличивает нагрузку на трансмиссию из-за нештатного зацепления звеньев и ухудшает работу гусениц.
  4. Коробка передач с измененным передаточным числом составляет третий тип коробки передач, устанавливаемой на танки Т-34, что усложнит доставку запчастей.

Для повышения технических характеристик и надежности Т-34-85М завод №183 должен использовать 5-ступенчатые коробки передач и серийные 6-ступенчатые ведущие колеса.

3. Перенос топливных баков из боевого и моторного отсеков в заднюю часть (вариант №2)

Перенос топливных баков снижает вероятность возгорания танка, увеличивает боекомплект до 60 снарядов и 33 дисков пулемёта ( из 56 снарядов и 31 диска), а также улучшает условия работы экипажа за счет увеличенных размеров боевого отделения.

В то же время перемещение топливных баков назад усложняет установку и снятие трансмиссии. Замена тормозов невозможна без снятия топливных баков и их броневого кожуха. Калибровка тормозов и фрикционов, а также доступ к стартеру усложнены. Заправка коробки передач маслом невозможна без специальной воронки или шланга.

Так как при испытаниях приходилось часто регулировать тормоза и фрикционы, а конструкция топливных баков затрудняет это действие (сами топливные баки трижды были повреждены во время испытаний), этот вариант не может быть рекомендован к производству.

Вариант с изменёнными топливными баками может быть принят в производство только при условии пробега трансмиссии 500 км между калибровками, повышения сложности обслуживания, повышения надёжности самих баков и переделки их конструкции в соответствии с предлагаемыми изменениями задней части броня.

4. Балансировочный механизм люка механика-водителя.

Новый балансировочный механизм пришел в негодность, заклинил. Надежное и удобное использование этого механизма невозможно.

5. Однорычажные органы управления фрикционом и тормозами.

Однорычажное управление, установленное на серийном танке, работало безупречно и без нареканий. Поворотность танка при использовании этих органов управления снижается из-за конструктивного недостатка. Основным недостатком этого метода является отсутствие разделения фрикционов и тормозов. При торможении сцепление выключается. В результате водитель не может приложить все усилия к тормозам и должен приложить некоторое усилие, чтобы удерживать сцепление в выключенном состоянии. Создаваемый таким образом тормозной момент недостаточен, особенно когда требуется полная остановка. Этот недостаток может быть устранен с помощью однорычажного механизма управления от танка КВ.

Выводы.

  1. Учитывая необходимость увеличения лобовой брони танков Т-34-85, для более быстрого снабжения армии этими танками, утвердить модернизированный танк с увеличением лобовой брони с 45 мм до 75 мм немедленно.
  2. Оставьте переднюю часть пола на расстоянии 20 мм.
  3. Для повышения прочности лобового листа рассмотреть возможность установки пулемёта типа ИС и Т-44 в лобовой части вместо пулемёта в шаровой установке.
  4. Остальные изменения бронекорпуса должны соответствовать первому варианту (#4427).
  5. В связи с низкой надежностью ведущих колес на 5 бар, которые сокращают срок службы гусениц, и отсутствием причин иметь три несовместимых редуктора, используйте серийные редукторы и ведущие колеса на 6 бар.
  6. Второй вариант не может быть допущен к производству без серьезных доработок, так как топливные баки ненадежны и затрудняют обслуживание трансмиссии и стартера, а также ослабляют кормовую броню корпуса.
  7. В связи с необходимостью удаления топливных баков из боевого отделения завод должен продолжить работу над этим вариантом с учетом предложений комиссии.
  8. Продолжить работы по балансировочному механизму люка механика-водителя для обеспечения надежного и удобного открывания люка механика-водителя.»

ЦАМД РФ 38-11355-2393

Однако последующие баллистические испытания показали, что «необходимость увеличения лобовой брони» была не так уж и необходима. Танк теперь может противостоять снарядам «Пантеры» на расстоянии 720 метров и «Королевского тигра» на 1800 метров, но башня по-прежнему уязвима. Предложение сделано для 90 мм лобовой брони, что «позволило бы хотя бы по узкой дуге подойти в упор к противнику», но дополнительный вес лобового листа и брони башни определенно негативно сказался бы на маневренности Т-34. -85. Судьбоносная фраза «Модернизированный танк Т-34М не имеет существенных преимуществ перед серийным образцом» ставит большой жирный крестик на проекте.

Интересно, что к таким же выводам приходит и американский отчет о потерях 75-мм «Шерманов» (отчет №12-№2, Отдел оперативных исследований). «Например, усиление лобовой части танка таким образом, чтобы в рассматриваемых случаях это давало 50-процентную защиту на этой стороне, уменьшило бы пробитие только на 15%. Следовательно, если потребуются изменения, это будет казаться более разумным. использовать дополнительную грузоподъемность 75-мм «Шермана» для установки лучшей пушки, т. е. сделать немецкие танки более уязвимыми, а не пытаться уменьшить нашу собственную уязвимость».

Российский Т-34: лучший танк всех времен?

Российский танк Т-34, История:  В ответ на мои недавние статьи 1945 о вездесущих реактивных истребителях МиГ-21 «Фишбед» и МиГ-23 «Флоггер» советской разработки, пара моих друзей в Facebook процитировал поговорку: «Количество имеет свое качество» — высказывание, предположительно сделанное Иосифом Сталиным.

Независимо от того, говорил ли это дядя Джо или нет, цитату можно легко применить к орудию советской разработки — легендарному среднему танку Т-34. Этот боевой танк зарекомендовал себя в жестоких боях, в которых сталинская Красная Армия противостояла Вермахту и Ваффен-СС нацистской Германии во время Второй мировой войны, или, как ее до сих пор называют русские, Великой Отечественной войны (9).0062 Великая Отечественная война ).

Кровь в Барбароссе

Как хорошо известно изучающим Вторую мировую войну, операция «Барбаросса», грандиозное вторжение Адольфа Гитлера в СССР, поначалу пошла плохо для Советов. Сталин, его генералы, а также рядовой состав Красной Армии и советских ВВС были пойманы со спущенными штанами.

(Помимо забавных мелочей для тех, кто интересуется рабочим прозвищем, его тезкой был Фридрих I, император Священной Римской империи с 1155 года до своей смерти в 119 году.0, который также был известен как Фредерик Барбаросса из-за его рыжей бороды. )

В конце концов, Советы, конечно же, переломили ход битвы и серьезно ослабили стремление Гитлера к господству в Европе. Одной из ключевых систем вооружения в ответной победе красных — наряду с винтовкой Мосина-Нагана в руках бессмертного снайпера Василия Зайцева под Сталинградом — был Т-34. Этот явно утилитарный средний танк заслужил похвалу не меньше, чем знаменитый немецкий танковый генерал Хайнц Гудериан, который подтвердил «огромное превосходство» Т-34 над немецкими танками, использовавшимися в операции. Тем временем коллега Гудериана, Generalfeldmarschall Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст прямо назвал его «лучшим танком в мире».

Империалистические корни пролетарского танка

Хорошо известно, что Советский Союз получил большое количество вооружения из США во время войны по ленд-лизу, в том числе танки M4 Sherman. Что не так хорошо известно, так это то, что Т-34, гордость и радость пролетарского танкостроения, на самом деле был создан бывшим капиталистическим союзником Советов. В частности, российский танк унаследовал систему подвески Кристи, разработанную американским инженером Дж. Уолтером Кристи для американского М19.28 танк. Патент Кристи допускал значительно более длинное движение, чем обычные системы с листовыми рессорами, широко использовавшиеся в то время. Это дало его танкам значительно большую скорость по пересеченной местности.

M1928 был отвергнут армией США, но несколько единиц без башен были проданы Красной Армии. Официально они были зарегистрированы как «сельскохозяйственные тракторы».

Еще одной особенностью, перенесенной с Christie’s M1928 на Т-34, была наклонная броня, которая придавала танку превосходную живучесть и почти неуязвимость для артиллерийских орудий и танковых орудий, использовавшихся немцами на начальных этапах войны. Броня советского танка на самом деле имела толщину всего от 45 до 60 мм, но большой наклон до 60 градусов резко повышал ее эффективность. Эта конструктивная особенность — одна из ключевых причин, по которой историк-любитель Саймон Уистлер относит Т-34 к пятерке лучших танков Второй мировой войны: «Наклонная броня — одно из тех нововведений, которые задним числом кажутся очень очевидными, но на самом деле это не так. выгляди революционно», — говорит Уистлер. «Но не заблуждайтесь, это небольшое отличие в конструкции было настолько важным для успеха Т-34, что другие страны, включая Германию, начали включать его в свои собственные конструкции танков».

Насколько эффективна эта наклонная броня? Приведу лишь один анекдотический пример: один советский Т-34 был поражен более 30 раз контингентом немецких 37-мм и 50-мм противотанковых орудий размером с батальон. Он уцелел и через несколько часов вернулся на свои позиции. Между тем, 76-мм пушка сталинского танка калибра 41 без проблем пробивала броню средних танков Panzer III и IV противника и укрепления войск. Т-34 также мог похвастаться хорошей скоростью, максимальная скорость которой составляла 33 мили в час.

Великая жертва величайшего танкового сражения

Как и следовало ожидать от любой машины, выпускаемой серийно в коммунистической стране, у Т-34 были свои недостатки. Как заметил мой коллега 1945 Себастьен Роблен, «у Т-34… общеизвестно неудобная эргономика и тесная башня». Затем возникла проблема насыщения задачами командира танка, «который одновременно выполнял функции заряжающего, наводчика, механика-водителя и пулеметчика-радиста. Это означало, что командир танка должен был выполнять двойную или тройную обязанность, если он был еще и командиром части».

Были проблемы со связью из-за нехватки раций, которые обычно выдавались только офицерам. Были также проблемы с механической надежностью, хотя, конечно, не такие серьезные, как те, которые досаждали немецкому танку «Тигр», которого так боялись.

Более того, немецкие противотанковые орудия и техника вскоре догнали и превзошли возможности Т-34. «Пантера» и вышеупомянутые танки «Тигр» имели лобовую броню, которая легко противостояла орудию советского танка, в то время как основные орудия этих котов-убийц, в свою очередь, могли разрезать русскую броню, как пресловутый нож масло.

Это наглядно продемонстрировал уровень потерь Т-34: только в 1941 году Советы потеряли в среднем более семи танков на каждый потерянный немецкий танк. Перенесемся в Курскую битву 1943 года, крупнейшее танковое сражение в истории. Соотношение потерь и потерь советских войск в этом сражении было не таким заметным, но все равно было ошеломляющим: 860 000 убитых и 1500 танков у СССР против 200 000 убитых и 500 танков у Германии.

Тем не менее, несмотря на эту ошеломляющую разницу, битва вошла в историю как решающее поражение Гитлера. Это положило конец немецкому наступательному потенциалу на Восточном фронте и расчистило путь для великих советских наступлений 1944–1945.

Почему? Огромный вес цифр, который возвращает нас к цитате «количество/качество». Это также напоминает о другой главной причине, по которой Саймон Уистлер включил Т-34 в свою пятерку лучших: массовое производство. Было произведено более 84 000 Т-34, и, несмотря на все усилия имперского министерства вооружений и военного производства Альберта Шпеера, промышленные мощности Германии не выдерживали. Сталин мог позволить себе свои потери; Гитлер и Шпеер не смогли.