Содержание
25 лет спустя: демография после развала СССР
Население: разнонаправленные тенденции
В большинстве республик бывшего СССР сокращение населения приобретает невиданные масштабы. По сравнению с 1991 годом население Украины сократилось на 6 миллионов человек, страны Балтии в сумме потеряли 20% своего населения.
Источник: Всемирный Банк
Население России в 2009 году на короткое время упало ниже 142 млн человек – самый низкий показатель с 1991 года, – однако затем начало расти из-за миграции, увеличения рождаемости и сокращения смертности. На Кавказе падение численности населения наблюдалось в Армении и Грузии, при этом в Азербайджане оно росло.
Источник: Всемирный Банк
В Средней Азии мы наблюдаем совсем другую картину. Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан переживают небывалый взрыв рождаемости. Население Казахстана сокращалось более 10 лет – в основном из-за оттока русского и немецкого населения, однако затем начало расти из-за увеличения рождаемости.
Источник: Всемирный Банк
Миграция в России: нулевой баланс
Основные потоки мигрантов из бывших советских республик идут в Россию. Многие из мигрантов – русские, которые оказались за границей после распада СССР и пытаются воссоединиться с родственниками. Остальные едут в Россию в поисках образования и работы. Общий язык и социокультурные особенности делают Россию предпочтительным выбором для мигрантов из бывших советских республик, особенно для украинцев: 3 млн украинцев считают Россию своей родиной. Эмигранты из стран Балтии также предпочитают переезжать в Россию, хотя многие обосновались в Англии и Германии:
Источник: Исследовательский центр Пью (Pew)
Число образованных людей среди мигрантов непропорционально высоко. Это приводит к утечке мозгов, что в свою очередь ослабляет конкуренцию на рынке труда и создает глубокий структурный перекос в демографической ситуации.
Рождаемость: на спаде
В 80-х годах Советский Союз проводил масштабные кампании по поощрению рождаемости, однако они оказались эффективными лишь в краткосрочной перспективе. После распада СССР рождаемость во всех постсоветских республиках быстро упала.
Источник: Всемирный Банк
25 лет спустя Россию отличает один из самых высоких уровней рождаемости в Европе, хотя он все еще ниже 2,1 – столько, как утверждают специалисты по демографии, требуется для поддержания естественного баланса населения. Во всех среднеазиатских республиках уровень рождаемости снизился, однако он все равно выше уровня простого воспроизводства населения. Рождаемость является одним из ключевых факторов динамики изменения населения.
Продолжительность жизни: весь спектр
Продолжительность жизни на территории бывших советских республик сильно разнится. Эстония, Латвия и Литва – члены Евросоюза и Шенгенской зоны – вышли в лидеры по продолжительности жизни при рождении и ВВП на душу населения, при этом там наблюдается резкий демографический спад. Россия и страны Восточной Европы находятся посередине. В Средней Азии относительно низкая продолжительность жизни на фоне высокого уровня прироста населения.
Источник: Всемирный Банк
Будущее: смена парадигмы
Демографический спад беспокоит руководство стран, потому что он тесно связан с их геополитическим весом, экономической и военной мощью.
Источник: ООН
В 1989 году в СССР было 289 млн жителей. Это было третье по численности населения государство в мире после Индии и Китая. Через 25 лет после распада СССР общее население бывших советских республик составляет около 294 млн человек. Однако к 2050 году это цифра уменьшится до 284 млн, то есть будет ниже, чем предполагаемое население Нигерии.
Украина, где когда-то жили 50 млн человек, вероятнее всего столкнется с острой депопуляцией и по количеству населения в течение 10 лет уступит Узбекистану. Иммиграция маскирует демографический спад в России, однако она не способна радикально изменить общий тренд в постсоветских европейских государствах. Только Азербайджан и среднеазиатские страны – главным образом мусульманские – смогли без потерь преодолеть демографическую яму, в которую угодили остальные республики бывшего Советского Союза.
Страны бывшего СССР — Клеймс Конференс
Пожилые люди, пережившие Холокост и проживающие сегодня на территории бывшего СССР, являются одними из самых материально нуждающихся в мире людей этой категории.
Они живут в странах, где нет упорядоченных программ социального обеспечения и медицинского обслуживания.
На пенсии, которые они получают, невозможно прожить, и они, как правило, не выплачиваются вовремя. Стоимость жизни постоянно растет, и многие евреи в странах бывшего СССР не могут приобрести продукты питания, лекарства, зимние обогреватели и другое оборудование.
Клеймс Конференс выделяет значительные субсидии региональным еврейским центрам социального обеспечения, на проекты помощи нуждающимся пожилым людям, пережившим Холокост. Эти центры, известные под названием «Хесед», основаны при поддержке американской организации Джойнт, и управляются при ее содействии.
Они помогают этим пожилым людям получить основные продукты, услуги и т.д., необходимые для жизни. На протяжении более 10 лет «Хесед» спасали этих пожилых людей бывшего СССР, не получающих никакой другой помощи и не имеющих никаких ресурсов и надежды на улучшение ситуации в своем преклонном возрасте.
Клеймс Конференс финансирует 22 местные общины и благотворительные центры «Хесед», которые помогают евреям, пережившим Холокост, на всей территории бывшего СССР, в том числе и в отдаленных районах, где, как правило, много нуждающихся в такой помощи.
Общины предоставляют:
Питание
Горячие обеды в 342 общинных центрах – это питание и возможность общения. Кроме того, 1 173 000 обедов доставляются на дом тем пережившим Холокост людям, которые не в состоянии выйти из дому. 476 500 продуктовых пайков доставляются тем людям, которые в состоянии сами готовить себе пищу. 600 200 пайков с базисными продуктами питания распределяются между материально нуждающимися пожилыми людьми, пережившими Холокост, включая специальные наименования продуктов к праздникам.
Медицинская помощь
Врачи-добровольцы дают 22 500 медицинских заключений, а аптеки «Хесед» распределяют лекарства для 66 100 переживших Холокост. 15 336 человек получают медоборудование напрокат.
Уход на дому
Уход по дому, включая помощь в умывании, одевании, приготовлении пищи и уборке дома. Люди, пережившие Холокост, которые проживают в настоящее время на территории бывшего СССР, получают свыше 4 миллионов часов помощи на дому ежегодно.
Специальная помощь в зимнее время
“Зимняя помощь”, такая как дрова, уголь или газ, теплоизоляционные материалы для закупорки окон, теплые одеяла, пальто и одежду, помощь в оплате за электричество. Эта помощь позволяет 50 800 подопечным прожить в тепле в суровые зимние месяцы.
• Услуги для людей, переживших нацистские преследования, которые в настоящее время живут в отдаленных районах. Общины на периферии получают услуги от передвижных центров обслуживания «Хесед», курсирующих между ними. Кроме снабжения продуктами питания и других услуг, в которых нуждаются пережившие Холокост, помощь заключается также в общественной поддержке, необходимой этим одиноким людям.
Например, благотворительная организация в Киеве, предоставляет обслуживание жителям 416 городов и мелких населенных пунктов на периферии, таких как Житомир, Винница, Белая Церковь, Чернигов и Умань.
Страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) продолжают бороться со слабой экономикой и сокращать расходы на социальное обеспечение, чтобы соответствовать бюджетным требованиям Европейского союза. Пенсии для пожилых людей в этих государствах были сокращены, поскольку инфляция продолжает повышаться.
Беларусь – одна из немногих стран бывшего Советского блока, где пенсии не уменьшаются, и люди, пережившие Холокост фактически получают, положенные им пенсии на ежемесячной основе. Вместе с тем, цены на газ, электричество и другие жилищные налоги, в последние годы очень подорожали. Пожилые люди, несмотря на пенсию, не могут себе позволить согревать квартиры во время долгих холодных зимних месяцев. Лекарственные средства в Беларусии, пережившим Холокост людям, предоставляются бесплатно. Однако, это касается только лекарств, производимых на территории Беларусии, а они, по мнению многих, являются не такими эффективными, как те препараты, которые производятся в Западных странах.
Молдова – одна из самых нуждающихся среди стран бывшего Советского Союза. Там люди, пережившие Холокост буквально бедствуют. Более 30% населения страны живет в условиях ниже черты бедности. Пожилые люди, проживающие в Молдове находятся в кризисной ситуации, не имея возможности обеспечить себе элементарные условия отопления своего жилья в суровые зимние месяцы.
Высокий уровень инфляции в России привел к существенному росту цен на продовольствие и медицину, а стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличилась в некоторых районах России на 30 %. Таким образом пожилые люди, пережившие Холокост, оказались перед выбором покупать лекарства или продовольствие или же пользоваться отоплением своего жилья. Резкое сокращение социальных услуг, предоставляемых пожилым людям, таких как бесплатный проезд в общественном транспорте, привело переживших Холокост людей, к большей зависимости от помощи центра “Хесед”, чем когда либо.
40% пенсионеров граждан бывшего блока Советского Союза, переживших нацисткие пресследования, проживают на территории Украины. Вместе с тем, страна постоянно находится на уровне экономического краха, что естественно, влияет на социальные условия проживания пожилых людей. Инфляция привела к подорожанию даже жизненно необходимых продуктов (молоко и хлеб), что сократило и без того низкие покупательские способности пенсионеров. Вместе с тем, пожилые евреи, получающие помощь и поддержку от центра помощи “Хесед” в среднем проживают на 10 лет дольше украинцев.
Клеймс Конференс также поддерживает центры помощи “Хесед” в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане . Филиал “Хесед” в Узбекистане помогает также жителям Таджикистана и Туркмении.
Китай установил дипломатические отношения с независимыми бывшими советскими республиками
Кардинальные изменения произошли в Советском Союзе в 1991 году. Первыми объявили о своей независимости три прибалтийских государства, а затем и другие советские республики. К концу 1991 года Союз Советских Социалистических Республик окончательно распался, а его 15 республик стали независимыми государствами. Соблюдая принцип невмешательства во внутренние дела других стран и уважения к выбору народов других стран, Китай быстро установил дипломатические отношения с этими новыми независимыми странами.
В сентябре 1991 года, на второй день после признания Советским Союзом независимости трех прибалтийских государств Эстонии, Латвии и Литвы, министр иностранных дел Цянь Цичень направил министрам иностранных дел этих стран телеграммы о признании их независимости. Затем китайское правительство направило делегацию на уровне заместителя министра иностранных дел с визитом в эти страны для консультаций по установлению дипломатических отношений. Китай выразил желание развивать с ними дружественные отношения сотрудничества на основе пяти принципов мирного сосуществования и свою поддержку правительствам трех стран в их усилиях по защите национальной независимости и развитию экономики. Правительства трех стран заявили о своей поддержке принципиальной позиции китайского правительства по Тайваню и обязались не вступать ни в какие официальные отношения с Тайванем. 11, 12 и 14 сентября Китай соответственно подписал коммюнике об установлении дипломатических отношений с Эстонией, Латвией и Литвой, официально закрепив с ними дипломатические отношения на уровне послов.
25 декабря 1991 года, в день, когда Горбачев объявил о своей отставке с поста президента Советского Союза, официальный представитель министерства иностранных дел Китая заявил в своем заявлении, что, поскольку бывшие советские республики провозгласили независимость, китайское правительство в соответствии с принцип невмешательства во внутренние дела других стран, уважал выбор народов этих стран. 27 декабря министр иностранных дел Цянь Цичэнь направил телеграмму министру иностранных дел Российской Федерации, информируя его о том, что Китай повторно назначил посла Ван Цзиньцина в бывшем Советском Союзе послом в Российской Федерации. В тот же день министр иностранных дел Цянь направил телеграммы министрам иностранных дел 11 стран, а именно Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана, Грузии, Армении, Азербайджана и Молдовы, заявив, что Китайская Народная Республика признала их независимости и была готова вступить с ними в переговоры об установлении дипломатических отношений. С конца декабря 19С 91 по начало января 1992 года китайская правительственная делегация посетила 8 стран: Украину, Россию, Белоруссию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизию и Туркмению и провела переговоры с правительствами этих стран об установлении дипломатических отношений. 2, 3, 4, 5 и 6 января Китай подписал соответственно коммюнике об установлении дипломатических отношений с Узбекистаном, Газахастаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. 30 января 1992 года премьер-министр Белоруссии посетил Китай, в ходе которого между двумя странами было подписано коммюнике об установлении дипломатических отношений. В то же время посол Китая в России, как представитель Китая, соответственно провел переговоры с Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией и Грузией об установлении дипломатических отношений на уровне послов и соответственно подписал коммюнике об установлении с ними дипломатических отношений в январе 4, 30, 2, 6 апреля и 9 июня.
Таким образом, Китай установил дипломатические отношения со всеми 15 независимыми бывшими советскими республиками. В том же году Китай начал открывать посольства и направлять в эти страны послов-резидентов. К апрелю 1993 года у Китая были послы (в том числе по совместительству) во всех этих странах. В настоящее время у Китая стабильные двусторонние отношения и нормальные торговые отношения с этими странами. После распада Советского Союза Китай установил на новой основе добрососедские отношения с независимыми и суверенными государствами бывшего Советского Союза и, в частности, с Россией и соседями Китая в Центральной Азии. Это создало добрососедские условия для реализации Китаем его программы реформ, открытости и социалистической модернизации и способствовало миру и стабильности как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в остальном мире.
Бывшие советские республики отворачиваются от путинской России
Аргумент
Точка зрения эксперта на текущее событие.
Война на Украине побуждает страны от Казахстана до Молдовы пересмотреть свое колониальное прошлое и искать дипломатических союзников за пределами Кремля.
By Эрика Марат , доцент Колледжа международных отношений Университета национальной обороны, и Йохан Энгвалл , заместитель директора по исследованиям Шведского агентства оборонных исследований.
Демонстранты держат плакаты во время митинга в поддержку Украины в Алматы, Казахстан, 6 марта.
Демонстранты держат плакаты во время митинга в поддержку Украины в Алматы, Казахстан, 6 марта. МАЛИКА АУТАЛИПОВА/AFP via Getty Images
Для многих соседей России война на Украине ускорила процесс выхода из-под влияния Москвы и отказа от лояльности режиму президента России Владимира Путина. В то время как правительства от Молдовы и Грузии до Казахстана дистанцируются от путинского наступления на Украину, война также побуждает к более глубокому пересмотру значения прошлого на бывших советских территориях. Идея «братских наций», продвигаемая Советами, теперь затмевается представлением о том, что Советская Россия, возможно, никогда не добивалась подлинного равенства со своими соседями — ни сейчас, ни столетие назад, когда советская империя была создана путем массового насилия.
Через тридцать лет после распада Советского Союза Россия становится просто еще одним соседом в глазах казахов, грузин, молдаван и других.
Несколько правительств продемонстрировали большую независимость от Москвы, чем ожидалось. В прошлом месяце Казахстан заявил, что не будет проводить военный парад в честь советской интерпретации своей победы во Второй мировой войне. Ранее сообщалось, что Казахстан также отказал России в поставке войск на Украину. И Казахстан, и Азербайджан расширили сотрудничество по перенаправлению энергопоставок в Европу в обход России. Как пояснил заместитель министра иностранных дел Казахстана, «если появится новый железный занавес, мы не хотим быть за ним».
Для многих соседей России война на Украине ускорила процесс выхода из орбиты Москвы и отказа от лояльности режиму президента России Владимира Путина. В то время как правительства от Молдовы и Грузии до Казахстана дистанцируются от путинского наступления на Украину, война также побуждает к более глубокому пересмотру значения прошлого на бывших советских территориях. Идея «братских наций», продвигаемая Советами, теперь затмевается представлением о том, что Советская Россия, возможно, никогда не добивалась подлинного равенства со своими соседями — ни сейчас, ни столетие назад, когда советская империя была создана путем массового насилия.
Через тридцать лет после распада Советского Союза Россия становится просто еще одним соседом в глазах казахов, грузин, молдаван и других.
Несколько правительств продемонстрировали большую независимость от Москвы, чем ожидалось. В прошлом месяце Казахстан заявил, что не будет проводить военный парад в честь советской интерпретации своей победы во Второй мировой войне. Ранее сообщалось, что Казахстан также отказал России в поставке войск на Украину. И Казахстан, и Азербайджан расширили сотрудничество по перенаправлению энергопоставок в Европу в обход России. Как пояснил заместитель министра иностранных дел Казахстана, «если появится новый железный занавес, мы не хотим быть за ним».
Чем более страна политически свободна и оставляет место для критической переоценки своего прошлого, тем меньше вероятность того, что ее общественность поддержит региональное господство России.
Многолетний министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов высказался в поддержку территориальной целостности Украины, в том числе в Донецке, Луганске и Крыму. Возможно, из-за политического давления со стороны России его позже сняли с должности и назначили на другую должность. Министр иностранных дел Кыргызстана также был уволен — вероятно, из-за недостаточной общественной поддержки войны России.
В Молдове, которая зависит от поставок энергоносителей из России и принимает сотни тысяч украинских беженцев, президент Майя Санду заявила, что ее правительство следит за действиями России в Приднестровье с «осторожностью и бдительностью». Через несколько дней после российского вторжения в Украину Молдова подала заявку на членство в Европейском союзе вместе с Грузией и Украиной. И Молдове, и Грузии грозит оккупация Россией части их территорий (Приднестровья, а также Южной Осетии и Абхазии соответственно), которую они не признают законной.
Акты повседневного сопротивления войне России в Украине в Центральной Азии и на Южном Кавказе варьируются от малого бизнеса, размещающего « Слава України » (Слава Украине!) рядом со своей продукцией, и групп гражданского общества, собирающих гуманитарную помощь для Украины, до членов публики в желтом и синем цветах украинского флага. Русские военные символы Z и V редки или запрещены государством.
Восприятие советского режима как колониального правительства объединяет народы вокруг общей истории травм и создает сопротивление попыткам России подчинить их себе. Российские современные имперские амбиции в Украине или Грузии выглядят в этих странах оскорбительными. Чем более страна политически свободна и оставляет место для критической переоценки своего прошлого, тем меньше вероятность того, что ее общественность поддержит региональное доминирование России.
В Казахстане критический взгляд на историю массового голода, унесшего жизни миллионов людей, теперь выплеснулся из академических дискуссий в общественность. В Грузии и Кыргызстане историки и активисты теперь открыто обвиняют советский режим в чистке национальных элит. На Украине резкий поворот против сближения с Россией произошел в 2014 году, когда Москва аннексировала Крым и оккупированный Донбасс.
Переосмысление советского прошлого происходит несмотря на то, что большинство зарубежных ученых по-прежнему рассматривает советскую империю как модернизирующую силу отсталых народов, особенно в Средней Азии. Кажущееся равенство между народами империи и ее антикапиталистическая позиция завоевали большое количество сторонников среди антиколониальных левых как на Западе, так и особенно в ранее колонизированных странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Война на Украине показывает, сколько людей стоило расширение империи сегодня, даже несмотря на массовое сопротивление. Подобно растущему контролю Путина над сегодняшней Россией, советская система была тоталитарной, контролируя повседневную жизнь своего народа и навязывая русскую культуру всем этническим группам.
Дистанцируясь от романтизированного взгляда на свое советское прошлое, эти общества в настоящее время создают давление с целью политических перемен у себя дома, бросая вызов типу постсоветской авторитарной модели лидерства, распространенной в регионе и уходящей своими корнями в тоталитарное правление. В последние несколько лет протестующие в Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове и Украине требовали реформ постсоветских государственных институтов, таких как полиция и спецслужбы, которые призваны служить политической элите, а не гражданам.
Коллективная мобилизация против режима является признаком более политически активного общества, которое ожидает участия в принятии решений и свободных выборах. Сопротивление Украины российской оккупации — яркий пример того, как внутренняя продемократическая мобилизация отвергает авторитарное правление.
Перед лицом этой волны новых ожиданий действующие авторитарные лидеры все в большей опасности. Например, в Беларуси, ближайшем союзнике России, президенту Александру Лукашенко удалось пережить длительное народное восстание осенью 2020 года только после того, как он получил поддержку Путина. Лукашенко удалось подавить протесты, но коллективные обиды белорусского общества так и не были решены. В первые дни вторжения белорусские железнодорожники саботировали поставки российской техники на Украину. Этот смелый поступок нанес ущерб российской логистике, не позволив Кремлю перебросить вперед войска и технику.
Политическое устройство Казахстана похоже на российское — президент сидит на вершине пирамиды власти, раздавая посты и активы союзникам в обмен на лояльность и долю добычи. Но после общенационального восстания в Казахстане в январе страна столкнулась с испытанием трансформации в более репрезентативную политическую систему. Несмотря на десятилетия авторитаризма, граждане мобилизовались на исторические протесты, требуя лучших экономических возможностей и прекращения неограниченной политической власти президента. Многие участники казахстанского восстания были ровесниками самого независимого государства. Теперь они видят себя агентами перемен, готовыми рискнуть больше, чем их родители могли себе позволить.
Способность Москвы влиять на процессы принятия национальных решений на бывших советских территориях, похоже, ослабевает. Несмотря на возражения Москвы, русский язык остается государственным только в Беларуси, хотя он сохраняет статус официального языка в Казахстане и Киргизии. Азербайджан перешел с кириллицы на латиницу в начале 1990-х годов, а Узбекистан и Казахстан находятся на разных этапах одного и того же перехода.
Только четыре страны присоединились к Евразийскому экономическому союзу, возглавляемому Россией, а межправительственный военный союз Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) насчитывает шесть членов, включая Россию. Обе эти руководимые Россией организации, вероятно, станут еще более непопулярными среди действующих политических деятелей и общественности. Даже после январской интервенции ОДКБ в Казахстане, которая помогла президенту Касым-Жомарту Токаеву сохранить власть, казахстанское правительство продемонстрировало большее сопротивление войне Москвы, чем ожидалось.
Политическое влияние России снижается еще и потому, что русская культура теряет свое доминирующее положение и вынуждена конкурировать с другими мировоззрениями за сердца и умы молодых поколений. Эти более разнообразные поколения формируются под внутренним, а также внешним влиянием, будь то из Турции, Персидского залива или Европы. Традиционные и националистически ориентированные ценности, как правило, находят отклик в сельской местности, в то время как либеральные идеи и ценности обычно концентрируются в городских центрах. Крупные проукраинские протесты прошли в Грузии, Казахстане и Молдавии. Даже в таких странах, как Кыргызстан, где правительство запретило антивоенные протесты, несколько смелых активистов вышли на улицы.
Вместо того, чтобы быть пешками на кремлевской шахматной доске, соседи России все больше превращаются в активных игроков на международной арене.
Отделение от России не обязательно означает, что эти страны будут стремиться к более тесному сближению с Западом. Политические лидеры в Центральной Азии и на Южном Кавказе могут быть более склонны к установлению более тесных связей с Китаем и Турцией. Страны, которые зависят от политической и военной поддержки России, в частности Армения, Кыргызстан и Таджикистан, могут по-прежнему демонстрировать осторожную поддержку тесных связей с Москвой. Но даже там политические лидеры уклонялись от публичной поддержки путинской риторики о «деназификации» в Украине. Непредсказуемые последствия войны России могут не оставить этим государствам иного выбора, кроме как диверсифицировать свои дипломатические отношения.
Вместо того, чтобы быть пешками на кремлевской шахматной доске, соседи России все чаще превращаются в активных игроков на международной арене и без колебаний натравливают внешние силы друг на друга, чтобы извлечь максимальную выгоду. Они предпочитают поддерживать связи со многими региональными державами; Россия становится просто еще одним соседом, наряду с ЕС, Китаем, Турцией и Ираном.
Таким образом, страны Центральной Азии становятся все более похожими на другие страны Азии и Африки, стремясь к многосторонности, а не только к одному действующему лицу: России. Способность этих государств противостоять давлению Москвы с целью поддержать вторжение в Украину была бы невозможна без их давних усилий по сохранению своего суверенитета и самобытности путем диверсификации своих дипломатических союзов.
Чтобы понять эффективность российской власти на постсоветском пространстве, уже недостаточно просто знать намерения Кремля. Бывшие советские колонии находятся на грани разрыва с последним наследием советской власти. Война на Украине указывает на необходимость рассматривать страны, ранее оккупированные советским режимом, как образования со своими собственными сложными внутренними процессами, несмотря на попытки России направлять их и доминировать над ними.
Многие граждане бывших советских республик Центральной Азии и Южного Кавказа теперь видят в России воинственного соседа, участвующего в актах геноцида, а не исторического союзника. Таким образом, время не на стороне путинского империалистического и националистического крестового похода по восстановлению исключительного контроля России над соседними странами, потому что окрестности Москвы больше не являются собранием ее бывших колониальных подданных.
Эрика Марат — доцент Колледжа международной безопасности Университета национальной обороны. Мнения, выраженные здесь, являются ее собственными. Твиттер: @EricaMarat
Йохан Энгвалл — заместитель директора по исследованиям в Шведском агентстве оборонных исследований. Мнения, выраженные здесь, являются его собственными.
Метки:
Грузия,
История,
Казахстан,
Молдова,
Россия,
Украина,
Узбекистан,
Владимир Путин,
Война
Еще из Foreign Policy
Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин обмениваются рукопожатием.
Встреча Си и Байдена может помочь положить конец деструктивной изоляции Китая
Пекин опасно отрезан от мира.
Внешний вид посольства России в Стокгольме, Швеция, 27 марта 2018 года.
Скандал со шпионажем в Швеции поднимает сложные вопросы о вербовке шпионов
Спецслужбы спорят о том, являются ли граждане иностранного происхождения более уязвимыми.
Президент Джо Байден жестикулирует перед премьер-министром Индии Нарендрой Моди, когда два лидера встретились в коридоре, когда Байден направлялся в Европейскую комиссию по партнерству для глобальной инфраструктуры и инвестиций в кулуарах саммита G20 в Нуса-Дуа, на индонезийском острове. Бали, 15 ноября 2022 года.
G-20 доказала, что это наше мировое правительство
Во время глобального конфликта мировые державы показали, что сотрудничество действительно может работать.
Иллюстрация для журнала Puck 1905 года показывает борьбу с бюрократией.