Содержание
А.П. Бородин Ария князя Игоря: история, содержание, интересные факты
А.П. Бородин Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы «Князь Игорь»
Опера «Князь Игорь». Это замечательное произведение, которое сегодня причисляется к лучшим творениям оперного искусства, сочинил Александр Порфирьевич Бородин. Во всём мире он хорошо известен, как видный учёный-химик, труды которого оценены по достоинству. Однако в нашем отечестве Александр Порфирьевич более знаменит, как выдающийся композитор, музыкальные сочинения которого стали прославленными хитами. Например, из упомянутой выше оперы большую популярность приобрели красочные «Половецкие пляски», проникновенный «Плач Ярославны» и конечно же знаменитая эмоциональная «Ария князя Игоря», признанная величайшим достижением отечественного оперного искусства.
Историю создания «Арии князя Игоря», содержание композиции и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Поскольку князь Игорь является главным героем знаменитой оперы Александра Порфирьевича Бородина, названной именем этого персонажа, то вне всяких сомнений, что истории создания его знаменитой арии, начинающейся речитативом «Ни сна, ни отдыха измученной душе» и данного музыкального спектакля, над которым композитор работал без малого восемнадцать лет, неразрывно связаны.
К концу шестидесятых годов, тридцатишестилетний Бородин слыл в Петербурге весьма уважаемым человеком. Его научная деятельность, благодаря систематической публикации исследовательских работ, получила высокое признание как в России, так и за её пределами. В дополнение тому Александр Порфирьевич завоевал немалый авторитет своей активной общественной работой и это привело его к участию в редакционных коллегиях некоторых довольно популярных печатных изданий. Однако для поклонников музыкального искусства было важно, чтобы Александр Порфирьевич, в то время уже состоящий в кружке Милия Балакирева под названием «Могучая кучка», несмотря на большую загруженность педагогической и научной работой, продолжал сочинять свои прекрасные композиции.
Важным событием, натолкнувшим Бородина на мысль, что композиторская карьера может также равноправно существовать в жизни, как и научная, было успешное премьерное исполнение его первой симфонии. В связи с этим, находясь на творческом подъёме, Александр Порфирьевич задумал сочинение следующей Второй симфонии, хотя ему всё более хотелось попробовать себя в оперном искусстве. Его товарищи по музыкальному сообществу уже начали работу над музыкальными спектаклями: Римский-Корсаков над «Псковитянкой», а Мусоргский над «Борисом Годуновым». Бородину тоже не терпелось подыскать подходящий сюжет и в этом ему помог Владимир Васильевич Стасов. В апреле 1969 года на музыкальном вечере у Людмилы Ивановны Шестаковой — сестры Михаила Ивановича Глинки, идейный вдохновитель «Могучей кучки» предложил Бородину обратить свой взор к «Слову о полку Игореве». После увлечённого обсуждения Александр Порфирьевич буквально вцепился в эту идею, а Владимир Васильевич, вернувшись домой сразу сел и наметил сценарий будущей оперы. Бородин тоже не отставал и взялся основательно изучать литературно — исторические источники, которые помогли бы ему раскрыть жизнь людей в те древние времена. На штудирование старинных летописей и трактатов у него ушло целое лето. Из эпизодов оперы Бородин за тот период сочинил только «Сон Ярославны» и наметил в эскизах ещё несколько номеров.
Осенью же вновь началась педагогическая работа, которая стала отнимать у Александра Порфирьевича всё его время. В результате через несколько месяцев он объявил своим творческим товарищам, что отказывается от сочинения «Князя Игоря». Тем не менее сильное побуждение, положившее начало к созданию оперы и тщательное изучение исторических источников, постоянно преследовали Бородина, а потому вновь был нужен сильный всплеск, который бы подтолкнул композитора к работе над «Князем Игорем». Таким импульсом послужил разговор с доктором В.А. Шоноровым – большим поклонником творчества Бородина. В итоге в сентябре 1874 года Александр Порфирьевич объявил Стасову, что вновь принимается за сочинение оперы «Князь Игорь». Дело действительно сдвинулось с мёртвой точки. Композитор сам сел писать либретто и в декабре своим творческим друзьям представил весьма много готовых номеров, среди которых «Половецкий марш», «Плач Ярославны», «Ария Кончаковны». Затем вновь был довольно большой перерыв и только летом 1875 года из-под пера Александра Порфирьевича вышли знаменитые «Половецкие пляски» и «Ария Кончака». Осенью того же года, окрылённый одобрением кружковцев он наметил первоначальную версию «Арии князя Игоря», а за ней написал хор «Слава» для эпилога. К большому сожалению из-за занятости педагогической и научной работой Бородин сочинял оперу лишь летом во время каникул, а иногда урывками, когда вынужден был оставаться дома из-за простудных заболеваний. В результате такого эпизодичного подхода к сочинению произведения, окончательный вариант «Арии князя Игоря» появился лишь осенью 1881 года.
Оркестрованные номера оперы, вызывая восторг слушателей, уже довольно часто стали звучать на концертных площадках. Впрочем, до полного окончания работы над произведением было ещё далеко, а ошеломившая всех внезапная кончина композитора 15 февраля 1887 года, оставила «Князя Игоря» незавершённым. Опера была закончена весной следующего 1888 года верными сподвижниками Бородина Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Премьера музыкального спектакля с большим успехом состоялась в Мариинском театре 23 октября 1890 года.
Интересные факты
- Александр Порфирьевич Бородин работал над оперой «Князь Игорь» восемнадцать лет, тем не менее несмотря на его большую занятость педагогической и научной работой, всё же в этот период из-под его пера выходили музыкальные произведения, которые заняли достойное место в сокровищнице отечественной музыкальной культуре. Среди творений композитора, созданных после 1869 года, особенно важно отметить знаменитую Симфонию № 2 си минор «Богатырскую», два струнных квартета, симфоническую картину «В Средней Азии», «Маленькую сюиту» для фортепиано, а также ряд замечательных романсов.
- Друзья по «Могучей кучке» так стремились побудить Бородина поактивнее занимался сочинением оперы, что однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков принёс в подарок Александру Порфирьевичу стопку нотной бумаги и на её первом листе подписал «Князь Игорь».
- Отцом Бородина был грузинский князь Лука Степанович Гедеванишвили. Своего внебрачного сына родитель не признал, однако в нынешнее время соотечественники титулованной особы относятся к Александру Порфирьевичу с большим почтением и считают своим композитором.
- Александр Порфирьевич Бородин был всесторонне одарённым человеком. Помимо создания прекрасных музыкальных творений, он написал более сорока, признанных во всём мире, научных трудов, а также обладал замечательным литературным даром. Поэтические тексты к опере «Князь Игорь», в том числе и к вышеупомянутой арии главного героя, композитор сочинил сам.
- Завершать оперу «Князь Игорь» пришлось Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и Александру Глазунову. При этом важно отметить, что работа была выполнена благодаря феноменальной музыкальной памяти Глазунова. Эта способность Александра Константиновича помогла восстановить не только увертюру, но и картины из третьего действия, которые Бородин на фортепиано проигрывал друзьям на заседаниях творческого объединения.
Содержание и текст Арии князя Игоря
Великий князь Игорь Святославович, собрав войско двинулся в поход на половцев, разорявших русские земли и угонявших людей в рабство. В ходе кровопролитной битвы княжеская рать потерпела поражение, а сам полководец и его сын попали в плен.
Во втором акте оперы действие происходит в половецком стане, где Игорь томится в неволе. Князю, которого одолевают гнетущие думы, очень тяжело. Он мучается от чувства вины: войско разгромлено, сам он обесчещен из-за постыдного поражения, а стонущая от грабежей Русь остаётся в большой опасности. Игорь мучительно вспоминает всё, что произошло с ним за последнее время: солнечное затмение, первую лёгкую победу над половцами, а затем вторую битву и её горестное окончание. Князь осуждает себя за гибель храбрых полков, сложивших отважные головы за любимую Родину. Игорь жаждет искупить вину и освободить Русь от лютых врагов, и потому он мечтает о свободе. При этом только один человек может простить князю всё – это его любимая жена Ярославна. Игорь ласково называет её голубкой ладой и уверен, что верная супруга преданно ждёт его и, страдая, проливает слёзы. Перебирая всё в памяти, князь уверен, что может заслужить прощение от русского народа, а для этого он должен вырваться на волю и вновь сразиться с коварным противником. Однако как это сделать, Игорь не знает и потому в его душе кроме горестных мыслей и отчаяния пока ничего нет.
В своей опере Александр Порфирьевич Бородин представил князя Игоря бесстрашным воином, яркой благородной личностью, мужественным, вдумчивым, совестливым человеком, верным и любящим мужем. Все эти положительные качества, а также мрачные размышления главного героя о том, что он причинил страдания родной земле, композитор всесторонне отобразил в многогранном портрете, которым является «Ария князя Игоря» из второго действия оперы.
Данную вокальную композицию автор заключил в сложную трёхчастную форму с вступлением и заключением в виде речитатива, а в качестве основной тональности выбрал си-бемоль минор.
Музыкальный эпизод открывает небольшое восьмитактовое вступление, настраивающее слушателей на серьёзное повествование о душевных страданиях главного героя. Поступенно нисходящая линия струнных басовых инструментов, а также расходящиеся в противоположные стороны голоса духовой группы наполняют музыку безмерной тоской и подводят к речитативу, начинающемуся словами «Ни сна, ни отдыха измученной душе…». В нём князь с мрачным унынием начинает вспоминать всё то, что с ним произошло, и первым предвестником его неудач было Божье знамение. За речитативом, в конце которого зарождается основной мотив композиции, без перерыва следует ария. В её первом разделе («И бранной славы пир веселый…»), тоже имеющем трёхчастную форму, темперамент музыки значительно меняется. Чеканный маршевый ритм и патетическая приподнятость придают ей мужественность и решительность. Во второй части первого раздела арии («Погибло всё…») характер композиции приобретает драматический окрас. Пульсирующий ритм мелодической линии, которая как — будто топчется на одном месте и диссонансы в гармоническом сопровождении передают страдания и душевную боль главного героя, обвиняющем себя за позорное поражение и плен.
После репризного третьего раздела («О дайте, дайте мне свободу…») начинается средний раздел арии («Ты одна, голубка, лада), в котором Игорь обращается к своей любимой и верной жене Ярославне. Музыка становится нежной и наполняется лиричными народно-песенными интонациями. Смена минорного лада на мажорный окрашивает композицию в светлые тона, а триольный ритм в аккомпанементе подчёркивает её мягкую певучесть. Далее следует третий раздел арии («Ужели день за днем»), вновь возвращающий музыке композиции эмоциональный драматический настрой. Его музыкальный материал, представленный в зеркальном отображении и поначалу основанный на мелодических интонациях второй части первого раздела арии, динамично развиваясь подводит к кульминации композиции, в которой слова «О дайте, дайте мне свободу. ..» звучат теперь более призывно и торжественно. Ария завершается репризным повторением, наполненного мрачными чувствами, речитатива «Ни сна, ни отдыха…», после которого следует небольшая кода «Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко», полностью возвращающая скорбный настрой главного героя.
«Ария князя Игоря». Эта яркая, потрясающая своей эмоциональной силой, композиция, в которой Александр Порфирьевич Бородин создал образ мужественного человека и настоящего патриота, в нынешнее время пользуется большой популярностью. Вокальные исполнители с удовольствием включают её в свой репертуар, а публика с восторгом принимает не только в оперном спектакле, но и в концертном исполнении.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
А.П. Бородин Ария князя Игоря
Опера «Князь Игорь»: история и современность
- Опера «Князь Игорь»: история и современность
- varing wrote in obsessed_wsound
- 20 октября, 2010
Настоящее творчество часто черпает вдохновение из прошлого. Так случилось, например, с оперой Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», написанной по мотивам «Слова о полку Игореве». Естественно, это произведение хорошо известно каждому образованному человеку. Но само по себе оно имеет глубокие исторические основания, чем особенно интересно. Конечно, и её автор проявил совершенно неординарный подход к созданию музыки. Как ни странно, ему вторят и сегодняшние постановщики оперы. Но об этом позже…
Начнём с того, что «Князь Игорь» — единственная опера Бородина, над которой он работал в течение восемнадцати лет. И не завершил полностью. Романсы, камерно-инструментальные произведения и фортепьянные пьесы не так привлекали композитора, как серьёзная историческая опера, прославившая его имя. Это не просто наиболее значительное творение А.П.Бородина, перед нами настоящий музыкальный шедевр, который не теряет актуальности по сей день.
После смерти Бородина к завершению оперы приложил руку великий Римский-Корсаков, дополнивший оркестровку и некоторые музыкальные детали. Но, конечно, первоначальная концепция осталась прежней. А заключалась она в своеобразной оперной реконструкции многих исторических моментов. Например, в либретто оперы выступают половцы, совершавшие набеги на Русь. Собственно, два действия происходят в их стане. Чтобы наиболее точно представить музыкальный колорит кочевников, Бородин специально ездил в Венгрию, где сохранились их потомки, и изучал там народные песни. Все эти кропотливые изыскания по фольклору нашли отражение в опере.
Как будто «Слово о полку Игореве» обрело новую жизнь в музыкальном звучании и мелодике. Его возвышенные, тревожные и трагические строки прозвучали на фоне потрясающей музыки. Не случайно опера «Князь Игорь» попала в сокровищницу русского оперного искусства.
Её пытаются осмыслить и современные режиссёры-постановщики. Одна из последних премьер состоялась в Новосибирском театре оперы и балета 29 мая 2009 года. За последние шестьдесят лет она стала четвёртой авторской постановкой «Князя Игоря». В ней с одинаковой силой проявили себя признанные оперные мэтры, вроде дирижёра-постановщика Евгения Волынского, и начинающие дарования, такие как режиссёр Тимофей Кулябин.
Для Тимофея Кулябина это был оперный дебют. Позднее он сам признался, что предложение заняться постановкой стало для него неожиданным, но очень интересным. И ему удалось не только оригинально представить известное солнечное затмение на театральной сцене, но и превосходно использовать звук, музыкально выразить всю энергетику этого произведения. Получилось восхитительно!
Фото с премьеры оперы «Князь Игорь» в Новосибирске, 2009 г.
Метки: Колонка редактора, Это интересно
Увертюра к опере «Князь Игорь» (Александр Бородин)
Краткий обзор
Прослушать аудио:
Состав: 1869–1887
Оркестровка: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры и струнные
Первое выступление в Лос-Анджелесской филармонии: 6 августа , 1942, Томас Бичем, дирижирует
Об этом произведении
Он и представить себе не мог, что приготовила ему жизнь, когда в возрасте 25 лет Александр Бородин со степенью доктора медицины отправился в Гейдельберг заниматься исследованиями в области химии. Там ему открылся мир музыки, и он погрузился в него так же, как и в науку. Оперы Вагнера и произведения Мендельсона, Шопена и Шумана, многие из которых были представлены ему молодой пианисткой, которая должна была стать его женой, были неустойчивыми элементами, породившими страсть, ставшую источником вновь обретенной радости. К сожалению, учитывая его постоянную работу в качестве очень успешного химика, музыка — точнее, нахождение для нее времени — также стала источником разочарования. Покинув Гейдельберг и путешествуя по Европе, Бородин вернулся в матушку-Россию, где вместе с другими членами «Могучей пятерки» (Балакиревым, Кюи, Мусоргским и Римским-Корсаковым) начал исследовать народную музыку своей страны, а затем и использовать его как основу для своих композиций. Очевидно, Бородин был человеком целеустремленным и энергичным, поскольку во второй своей работе он был чрезвычайно продуктивным, сочиняя самые разные произведения, включая симфонии, камерную музыку, песни, пьесы для фортепиано и оперу. 0015 Князь Игорь .
Действительно, эта опера имела решающее значение для истории Бородина и практически для всей написанной им музыки. Он запланировал ее еще в 1869 году, но по иронии судьбы, хотя он работал над ней в разное время на протяжении всей своей жизни, она осталась незавершенной после его смерти в 1887 году. Действие оперы происходит в России XII века, а история рассказывает о битвы князя с половцами. Оперу завершили Римский-Корсаков (который также завершил и/или переработал многие произведения Мусоргского) и Александр Глазунов. Часть завершающей работы была связана с Увертюрой, которая, как ни странно, была одной из последних частей, которую Бородин взялся написать. Согласно описанию ситуации, композитор сыграл Увертюру, основанную на различных темах из оперы, на фортепиано для друзей, но еще не записал ее. Реконструкция Глазунова была осуществлена путем обращения к отдельным разделам оперы, которые соответствовали бородинскому замыслу, и обращения к эскизам, найденным в композиторских эффектах. —Оррин Ховард
Предыдущие события
Бронфман играет третью пьесу Рахманинова
Предыдущие события
Бронфман играет третью пьесу Рахманинова
Князь Игорь | Играет, чтобы увидеть
С этой постановкой в постановке Барри Коски, Князь Игорь Бородина, наконец, входит в репертуар Парижской Оперы. Бородин, который помимо того, что был композитором, был еще и опытным химиком, 18 лет работал над своей единственной оперой, и после его смерти были закончены только партитура и некоторые оркестровые партии. Римский-Корсаков и его ученик Глазунов оркестровали и редактировали незаконченные партии; однако опера остается резко фрагментированной, и существуют разные практики исполнения. В текущей постановке опера представлена в следующей структуре: пролог, действие I, действие II, увертюра, действие IV. Весь III акт опущен, за исключением монолога Игоря, оркестрованного Павлом Смелькновым и вставленного в начале IV акта.
Навеянная средневековой поэмой «Слово о полку Игореве », опера повествует о неудачной битве князя Игоря с кочевниками-половцами во главе с ханом Кончаком, а также о последующем пленении и освобождении Игоря. Однако в этой постановке Коски не признает обычный подход к этому как к восточному, богатому развлечению, а вместо этого дает нам оригинальное, хотя и несколько грубое изображение политической власти и ее потери.
Переводя сеттинг в неопределенную современную военную диктатуру, Коски лишает это легендарного эпоса: сцена солнечного затмения в прологе интерпретируется скорее как захват Игоря в позолоченной православной церковной ограде, чем чем дурное предзнаменование оригинала. Князь Галицкий, который принимает на себя командование городом в отсутствие Игоря, видит в своей новой власти возможность участвовать в вечеринках и изнасилованиях молодых девушек в обстановке своего рода виллы олигарха. Но кульминация достигается в центральной части оперы: в залитом неоновым светом зале над принцем насмехается и мучает Хан, который является не просвещенным тираном оригинала, а садистом, чьи слова и действия вопреки его общественному имиджу. Эффект леденящий и мощный: даже знаменитые половецкие танцы становятся своего рода магическим ритуалом с костюмами, вдохновленными Sacre du Printemps , а не изысканное развлечение. Наконец, вместо возвращения короля мы видим, как беженцы коронуют бедного дурака на автостраде. Эстетика постановки следует нисходящей спирали Игоря от сакральности золота к унижению асфальта.
Бородин входил в группу из пяти русских композиторов, которые хотели создать аутентичный русский стиль, а не подражать западноевропейской традиции. Музыка Князь Игорь — яркий пример этого стиля, где солидность хоров, уходящая корнями в православную традицию, и народные напевы контрастируют с восточными хроматическими линиями иноземного половца. Оркестр Парижской оперы может передать мощь, необходимую для этого музыкального стиля; однако дирижирование Филиппа Жордана, кажется, проходит без какого-либо внимания к нюансам и богатству партитуры.
К счастью, все певцы великолепны, особенно женские голоса. Анита Рахвелишвили в роли страстной княжны Кончаковны завораживает зрителей безупречным владением голоса и мощными низкими нотами. Русское сопрано Елена Стихина сияет драматической силой своего пения и игры, полностью отдаваясь роли Ярославны и держа публику в напряжении. Павел Черноч правильно интерпретирует роль Владимира, хотя вокально выглядит слишком сдержанно, на мой вкус, а Дмитрий Ульянов убедительно интерпретирует злодея Галицкого. Дмитрий Иващенко мощно поет садистского Кончака, как и замыслил Коски, и мы могли бы увидеть его больше, если бы третий акт не был полностью упразднен. Наконец, Ильдар Абдразаков интерпретирует падение Игоря с силой и убедительностью. В этом драматически и музыкально убедительном представлении Князь Игорь имеет большой успех.
- Опера
- Александр Бородин
- Режиссер Барри Коски
- Музыка в исполнении оркестра и хора Парижской национальной оперы
- В ролях: Ильдар Абдразаков, Елена Стихина, Павел Чернох, Дмитрий Ульянов, Дмитрий Иващенко, Анита Рахвелишвили
- Опера Бастилии, Париж, Франция
- До 26 декабря 2019 г.