10 интересных фактов о скульптуре «Родина-мать». Статуя мать родина
10 интересных фактов о скульптуре «Родина-мать»
«Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент создания скульптура-статуя в мире. Ее общая высота — 85 метров, вес — 8000 тонн. Сегодня легендарная статуя находится в аварийном состоянии.
История памятника
Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом. Сам образ «Родины-Матери» стал одним из главных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет». Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.
Размеры
Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота — 85 метров, вес — 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни. Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз. Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.
Меч победы
Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл — фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине. Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации — на состоящее целиком из фторированной стали.
Могила На Мамевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла. На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» также был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.
Прототипы
До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий. Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград». Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным. Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».
Без фундамента
Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров.
Материалы
«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона , состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания. Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн.
Зеленый свет
Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции. Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.
Копия статуи
На даче Евгения Вучетича в Тимирязевском районе Москвы, где раньше была его мастерская, а сегодня работает дом-музей скульптора, можно увидеть уменьшенную копию статуи — макет, рабочие эскизы, а также макет голову скульптуры в натуральную величину.
Смещение
Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок. То, что «Родина мать» находится в аварийном состоянии считает и реставратор Вадим Церковников. В своем интервью «МК» в 2013 году на вопрос о том, может ли скульптура упасть, он прямо ответил: «Запросто! Она непредсказуема!».
my-cccp.ru
Родина-мать (Волгоград) — Википедия РУ
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры[5]. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова[6], Валентина Изотова[7] или Екатерина Гребнева[8]. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи[9].
В ночное время скульптура освещается прожекторами.
СтроительствоСкульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура)[10] — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра[11]. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.
Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учетом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность[12][13]. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.
В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения[14].
http-wikipediya.ru
Родина-мать зовет !
Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.
Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.
Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.
Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.
В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».
В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.
Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.
В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.
В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.
Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.
Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).
68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.
— Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.
Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.
Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?
Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.
Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.
Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.
Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.
После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.
Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.
Интересные факты
Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись». Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области
По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.
Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.
— «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.
Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.
С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:
— Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.
Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.
Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.
…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.
На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.
Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.
Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».
ВОТ ТУТ вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника
А вот тут прогулка с Артемием Лебедевым
В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.
Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет!
down-house.ru
Мамаев Курган и статуя Родина Мать зовет – описание и фотографии
Мемориальный комплекс Мамаев курган, являющийся памятником мужества и отваги народа, победившего фашизм, находится в центральном районе города Волгограда на возвышенности, расположенной на правом берегу реки Волга. Он входит в список «Семи Чудес России».
История названия Мамаева кургана.
История названия Мамаева кургана уходит корнями в XIII столетие, во времена существования Золотой Орды. На вершине холма стоял сторожевой пост, учрежденный одним из темников Чингисхана – Мамаем. Существовало предание, согласно которому темника, облаченного в золотые доспехи, после смерти захоронили в этом кургане. Однако, несмотря на проводившиеся позже раскопки, его гробница так и не была найдена.
Бои за Мамаев курган.
Монументальный ансамбль установлен на самой высокой стратегической точке, носившей кодовое название «высота 102» – в месте ожесточенных боев, шедших здесь в конце 1942 и начале 1943 годов во время Великой Отечественной войны. Общие потери в боях под Сталинградом, которые длились непрерывно более двухсот суток, превысили 2 миллиона человек. Еще до окончания войны, осенью 1944 года, правительством СССР был объявлен конкурс на проектирование монумента, который достойно отразит подвиг советских солдат и офицеров, выстоявших в неравной битве за Сталинград. Победа досталась скульптору Евгению Вучетичу. В 1959 году на территории общей площадью 26 га началось строительство комплекса, завершившееся спустя восемь лет.
Мамаев курган – описание и фотографии.
Восхождение к вершине Мамаева кургана начинается от композиции, носящей название «Память поколений». Высеченная в камне скульптура отображает людей, принадлежащих разным поколениям, идущих почтить память погибших защитников. За ней стоят гранитные тумбы, на которых выбиты названия всех городов-героев.
Площадь «Стоявших насмерть».
Поднявшись выше по склону, посетители попадают на аллею с пирамидальными тополями. Она выводит к лестнице, ведущей к площади «Стоявших насмерть». Из бассейна, находящегося посреди площади, словно былинный богатырь из реки, встает воин русской земли. 17-ти метровая гранитная фигура защитника, который зажал в одной руке гранату, а в другой автомат — он словно закрывает собой Родину от нависшей над ней опасности. Скульптор придал монументу портретное сходство с маршалом Чуйковым, руководившим обороной города Сталинграда.
Стены-руины на Мамаевом кургане.
Направляясь к Площади Героев, посетители проходят между двумя стенами, которые называются «Стены-руины». Находясь между ними, можно ощутить неподдельный ужас того времени. Левая часть композиции представляет собой стену разрушенного здания, на которой начертаны клятвы советских воинов. На правой части стилизованный горельеф отображает фрагменты ожесточенных сражений за Сталинград. Гнетущее впечатление усиливает звуковое сопровождение в виде пулеметных очередей, обрывков сводок Совинформбюро, куплетов военных песен и рева истребителей, доносящихся из спрятанных динамиков.
Площадь Героев на Мамаевом кургане.
Пройдя между стенами, туристы выходят на Площадь Героев с огромным бассейном, символизирующим неизбежную победу добра и невозможность искоренить жизнь на земле. С левой стороны длинного бассейна высятся вечнозеленые ели. Шесть скульптурных композиций, расположенных с правой стороны бассейна, отображают героические моменты битвы за освобождение Сталинграда. А фигуры воинов, уничтожающих символы фашизма – свастику и гидру, олицетворяют окончательную победу над злом.
Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом Кургане.
Площадь Героев упирается в подпорную стену кургана, украшенную барельефами, тематикой которых является победа советского народа над фашизмом. Через вход, проделанный в стене, посетители попадают в Зал Воинской Славы, служащий храмом скорби по погибшим в жестокой битве защитникам города Сталинграда. В центре сооружения, выполненного в виде цилиндра, из пола поднимается мраморная рука, держащая вечно пылающий факел. Это символизирует помощь павших бойцов в борьбе за безоблачное будущее Родины. На стенах этого пантеона прикреплены обрамленные траурными лентами плиты, на которых начертаны фамилии солдат и офицеров, павших в боях за освобождение и оборону города. Скорбное чувство усиливает звук равномерно стучащего сердца и негромкое исполнение «Грез» Шумана. На выходе из зала и возле пылающего вечного огня, как дань потомков погибшим, стоит почетный караул, сменяющийся каждый час.
Статуя скорбящей матери.
По выходу из Пантеона Славы взору открывается Площадь Скорби с расположенным в ее центре монументом Скорбящей матери, которая держит на руках погибшего в бою сына и оплакивает его. К композиции, стоящей посреди бассейна, символизирующего Озеро слез, ведет выложенная камнем дорожка.
Статуя Родина Мать на Мамаевом кургане.
Подъем к вершине холма, на котором возвышается главный монумент комплекса Мамаева кургана – статуя «Родина мать зовет», начинается от площади Скорби. К ней ведут две выложенные камнем дорожки, вдоль которых лежат надгробные плиты с выбитыми на них именами погибших под Сталинградом воинов. Всего в мемориальном комплексе Мамаев Курган нашли свое последнее пристанище почти 35 тысяч человек – солдат и мирных жителей, защищавших город.
Образ матери, стоящей в простых развевающихся одеждах и призывающей всех на борьбу с захватчиками, узнаваем во всем мире. Монументальная фигура Родины Матери стоит на невысоком пьедестале, который находится на фундаменте, углубленном в землю на 16 метров. Высота железобетонной статуи Родина Мать зовет, отлитой за один раз, чтобы не было швов, составляет 52 метра. А вместе с поднятым в небо мечом ее рост увеличивается еще на 33 метра, что делает ее одним из самых высоких монументов в мире. Пустотелую статую, отлитую на специальном каркасе и весящую более 8 тысяч тонн, в вертикальном положении поддерживают 99 натянутых канатов, весящих около 60 тонн каждый. Внутри монумента находится техническая лестница и помещение, из которого работники наблюдают за состоянием каркаса и тросов. Меч Родины Матери, весящий четырнадцать тонн, изготовлен из специальной фторированной стали. Для того, чтобы уменьшить ветровую нагрузку, в нем просверлены отверстия.
Воинское мемориальное кладбище.
В связи с тем, что на местах боев за Сталинград до сих пор находят останки воинов, на северном склоне Мамаева кургана к 60-летней годовщине великой Победы, было реконструировано и расширено Воинское мемориальное кладбище. Сегодня известно почти о миллионе останков безымянных защитников Родины, которые требуют погребения с воинскими почестями.
Храм Всех Святых на Мамаевом Кургане.
С левой стороны от подпорной стены возле братской могилы в 2005 году возвели храм Всех Святых с пятью куполами, возвышающийся над курганом на 38 метров. Построенный в честь погибших воинов, он завершил целостность всего мемориального ансамбля на Мамаевом Кургане.
Каждый год более 3 миллионов человек приезжают на берега реки Волги, чтобы поклониться мужеству защитников, отстоявших Сталинград.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
krasotyrossii.ru
Статуя Родина-мать в Киеве | ARCHITECTUREGURU
Памятник Родина-мать находится в Киеве на берегу Днепра и привлекает внимание своей величественностью. Родина-мать считается одной из самых высоких статуй в мире. Открытие памятника состоялось в 1981 году в день Победы.
История
Первоначально были планы воздвигнуть бронзовую фигуру женщины высотой 80 метров и покрыть ее сусальным золотом. У подножия скульптор хотел сделать 30-метровый водопад, а по его сторонам изобразить солдат, форсирующих Днепр в Киеве. Но затем от этой идеи отказались.
Главный скульптор Василий Бородай предложил сделать памятник Родина-мать в Киеве более умиротворенным. По его проекту женщина не защищалась щитом, а поднимала руки вверх, демонстрируя триумф. Прообразом при создании лица стала коллега Бородая – скульптор Галина Кальченко. Меч у Киевской скульптуры объемный ромбовидной формы. Для устойчивости внутрь установлен разработанный маятник, гасящий колебательные процессы.
Музей при статуе
Музей Родина-мать Киев занимает площадь более десяти гектаров. На этой территории находятся:
- Монумент с музеем Родина-мать.
- Чаша с вечным огнем.
- Галерея, увековечивающая героев фронта и тыла.
- Скульптурные композиции Форсирование Днепра, Передача оружия.
- Площадь с аллеей городов-героев.
- Выставка боевой техники.
- Экспозиции Чужая война и Трагедия, Доблесть Афгана.
Каждый год 9 мая здесь собираются ветераны Великой Отечественной войны. Музей полностью посвящен истории войны и содержит более трехсот тысяч экспонатов из разных уголков СССР. Экспозиция рассказывает о войне на всей территории страны.
Технические особенности
Высота Родины-мать в Киеве – 102 метра, а высота статуи от пьедестала до острия меча – 62 метра. Металлический каркас статуи выполнен из нержавеющей стали. Листы размером 50 на 50 сантиметров и толщиной в полтора миллиметра были изготовлены в городе Запорожье, а затем сварены на базе Института Электросварки имени Патона в Киеве. Если сложить длину всех швов монумента, получится около тридцати километров.
Каждый год Родина-мать подвергается строгой проверке. По утверждениям специалистов монумент способен простоять более ста пятидесяти лет и может выдержать даже девятибалльное землетрясение. Благодаря углублению основания скульптуры в землю на несколько десятков метров она защищена от сползания к воде и подтопления.
Экскурсии
Памятник Родина-мать в Киеве привлекает многочисленных туристов приезжающих в город. Обязательная часть экскурсионной программы – посещение монумента. Внутри памятника есть два лифта – наклонный и вертикальный. Первый поднимается в пьедестале, а на втором можно попасть в грудь статуи, затем по лестнице пройти в руки и голову, где расположены смотровые площадки.
Смотровая площадка
В 2002 году экскурсии сюда были доступны для всех, но через год, когда с высоты упал молодой человек, доступ был запрещен. Открыли его только в 2010 году на смотровую площадку в щите. Для безопасности ее оборудовали защитной решеткой. При этом в ограждениях предусмотрены отверстия для удобной фото- и видеосъемки панорам города. Все экскурсанты проходят контроль – не допускаются пожилые люди, беременные женщины и дети младше двенадцати лет, так как часть пути надо лезть вверх по лестнице. Осмотр памятника снаружи бесплатный, но чтобы подняться на смотровые площадки Родины-матери в Киеве, нужно купить входной билет, стоимость которого зависит от высоты подъема.
Интересные факты
- Монумент собирали с помощью стометрового крана, который к открытию не успели демонтировать. В результате его разрезали автогеном и сбросили на дно Днепра.
- В руках статуя держит 16-метровый меч и щит, который весит 13 тонн. Вес всего сооружения достигает 450 тонн.
- Легенда гласит, что во время строительства памятника киевскому митрополиту было видение – нельзя возводить меч (оружие) выше креста Лаврской колокольни. Поэтому меч статуи стал короче на двенадцать метров.
ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
architectureguru.ru
Статуя Родина-Мать | Куда пойти, что посмотреть, где отдохнуть в Киеве
Родина-МатьОдна из самых высоких в мире скульптур, возвышается на правобережных днепровских склонах и видна с отдалённых точек украинской столицы. Если вы хотите окинуть взором весь Киев за 5 минут, то лучшего места для этого вам не сыскать.
Планировалось, что статуя будет покрыта сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учетом рекомендаций института электросварки имени Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25—30 тонн. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном. Позднее этот кран демонтировали.
Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов. Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — наклонный и вертикальный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой «головы» Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом. Там тоже есть монтажные площадки.
Видео о том, как проходила стройка и монтаж «Родина-Мать»
Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти главного проектировщика памятника, работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы оружие не может быть выше креста. И после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры. В основании статуи расположен экспозиционный корпус музея — трехэтажное сооружение с площадью перед ним, которая вмещает до 30 тысяч человек. Именно тут в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева проводятся общегородские мероприятия с участием ветеранов и их потомков.
Интересные факты:— высота скульптуры «Родина-мать» (от пьедестала до кончика меча) — 62 метра,— общая высота с постаментом — 102 метра,— в одной руке статуя держит 16-метровый меч весом в 9 тонн, в другой — щит размером 13×8 метром с гербом СССР (весом в 13 тонн),— всё сооружение — цельносварное и весит 450 тонн,— сам каркас начинается на глубине 17,8 метров и на эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра,— еще при царе Александре II на этом месте было задумано построить колокольню высотой 160 метров. Земля эта принадлежала тогда Выдубицкому монастырю. Но монахи Киево-Печерской лавры высказались против строительства рядом со своей территорией,— во времена царствования Николая II туда все же были завезены стройматериалы, но начать строительство помешала Октябрьская революция,— в 30-е годы прошлого века здесь планировали разбить парк культуры и отдыха. Разработан был оригинальный проект, но началась Великая Отечественная война.
В «Родина-Мать» проводятся экскурсии в сопровождении работников музея на 2 обзорные площадки. Первая находится на высоте 36 метров «в ногах» статуи, а вторая площадка находится на высоте 91 метр — именно с неё вы сможете посмотреть на город и увидеть всю его красоту. Также вам в этом помогут мощные бинокли, которые установлены на первой обзорной площадке.
Где находится статуя Родина-Мать?Адрес: улица Лаврская, 33Сайт: http://www.warmuseum.kiev.ua
Просмотреть увеличенную карту
zametkin.kiev.ua
Родина-мать (Волгоград) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2017; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.памятник архитектуры (федеральный)
[1]
Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки в течение 22 лет).
Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине[2][3][4][5].
Общая информация[ | ]
Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в ПарижеРабота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры[6]. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова[7], Валентина Изотова[8] или Екатерина Гребнева[9]. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи[10].
В ночное время скульптура освещается прожекторами.
Технические данные[ | ]
СтроительствоСкульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура)[11] — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра[12]. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.
Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность[13][14]. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.
В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения[15].
Факты[ | ]
- Копия монумента в Китае Копия монумента в Китае Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в книгу рекордов Гиннесса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 9 место в списке самых высоких статуй мира[16] и является самой высокой нерелигиозной статуей в мире:
- Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»[17]
- Силуэт скульптуры присутствует на гербе и флаге Волгоградской области.
- До постройки мемориала вершиной Мамаева кургана было место современного Храм Всех Святых, нынешняя вершина насыпная.[источник не указан 1045 дней]
- Во время строительства памятника была необходима стабильная заливка бетона по графику для получения требуемой прочности. Грузовики с бетоном были помечены лентами определённого цвета, дающими приоритет проезда, им разрешалось проезжать «на красный».[источник не указан 1045 дней]
- Скульптура изображена на почтовой марке ГДР 1983 года.[источник не указан 1045 дней]
- Копия скульптуры установлена в городе Маньчжурия (Китай)
См. также[ | ]
Сравнение высочайших памятников РоссииПримечания[ | ]
- ↑ .
- ↑ Ильин С. Б., Лонгинов А. С., Сульдин А. В. Всенародная академия. — М.: Политиздат, 1986. — С. 62. — 222 с.
- ↑ , Скульптурная летопись края. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — С. 101. — ISBN 5-7688-0158-8.
- ↑ Слука И. Великая Отечественная война // 100 самых знаменитых монет СССР. — 2015. — С. 17.
- ↑ Монумент скульптура «Родина-мать» в Волгограде
- ↑ «Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе (рус.), culture.ru. Проверено 27 февраля 2017.
- ↑ Иванушкина, Полина. «Слушайте! Я — Родина-мать!» // Аргументы и факты. — 2013. — № 17 (1694) за 24 апреля. — С. 69.
- ↑ Родину-мать зовут Валей. // Волгоград-Инфо (15.06.2003). Проверено 17 октября 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
- ↑ Галкина, Анна. Родина-мать обосновалась на Семи Ветрах. // Ваша газета (08.06.2011). Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ Стацкий, Григорий. «Родина-Мать» ушла на «больничный». // Сайт v1.ru (15.10.2010). Проверено 17 октября 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
- ↑ Родина-мать зовет!
- ↑ Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане // Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М.: Политиздат, 1980. — С. 127.
- ↑ Как устроен мемориал «Родина-мать». BIGPICTURE.RU. Проверено 3 июня 2016.
- ↑ Скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде на фото и карте. russights.ru. Проверено 3 июня 2016.
- ↑ Новиков С. «Родина-мать» падёт? // Версия. — 2013. — 9 дек.
- ↑ Infozoom — Самые высокие статуи мира
- ↑ Андрей Сахаров. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. 1968 год: Пражская весна.. Проверено 6 ноября 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid