Ссср время существования: 1922–1940 • Большая российская энциклопедия

Распад СССР: хронология последнего дня Советского Союза, заявление Михаила Горбачева, смена флага. | Lifestyle | 25.12.2021

Декабрь 1991 года стал последним месяцем в истории СССР. 8 декабря лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич встретились в правительственной резиденции Вискули, расположенной в Беловежской пуще – именно так были названы соглашени о роспуске СССР и созданию Содружества Независимых Государств (СНГ).

В этом документе говорилось, что с момента заключения на территории стран-подписантов больше не действовали нормы Советского Союза. Сами государства обязались сотрудничать на взаимовыгодной основе во многих сферах. Руководители признавались, что переговоры о подготовке Союзного Договора зашли в тупик, и они решились на образование СНГ, осознавая «назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ».

На тот момент история СССР еще не подошла к концу. Могучий колосс и супердержава существовала на бумаге вплоть до 26 декабря 1991 года.  

Выход СССР из ООН

Фото: © REUTERS / Mike Segar

Советский Союз еще не прекратил существование, но Россия уже 24 декабря заняла его место в Совете Безопасности ООН. В этот день посол Юлий Воронцов привез в ООН письмо Бориса Ельцина – в послании говорилось, что Россия является «продолжателем СССР в ООН», что означало сохранение места в Совбезе. Сам дипломат говорил, что процесс перехода от Союза к РФ оказался довольно сложным. Воронцов говорил, что страны возражали против подобного «замещения».

«Было много предложений, чтобы Российская Федерация вступала в ООН как новый член, и чтобы она не занимала место постоянного члена Совета Безопасности, ибо в Уставе ООН она не значится — в Уставе прописан Советский Союз», — отмечал Воронцов.

Обсуждение велось на протяжении долгих дней – председателю Генассамблеи даже пришлось запросить мнение Международного суда. Ответ не заставил себя долго ждать – «как вы решите в ООН, так и будет». Однако даже после этого продолжались разговоры о том, что «вакантное» место в Совбезе могло отойти Японии или Германии. Но его тоже удалось отстоять благодаря плотной работе с западными державами. Воронцов говорил, что американская сторона подсказала «отличный юридический вариант», который делал дальнейшие споры беспредметными. Тогда именно слово «продолжатель» сыграло важную роль.

Переименование РСФСР в Российскую Федерацию

Фото: © РИА Новости /Александр Макаров

В первой половине дня 25 декабря Российская Федерация окончательно заменила Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Впрочем, еще в течение года про РСФСР не забывали – в первую очередь старое название дозволялось использовать в официальных документах.

«Допустить в течение 1992 года использование прежних наименований «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», «РСФСР» в официальном делопроизводстве (бланки, печати и штампы)», — такой пункт содержался в постановлении Верховного Совета РСФСР.

В Конституции новое название появилось только спустя несколько месяцев. В основной закон ввели пакет поправок, которые отражали появление России после распада СССР в качестве самостоятельного государства. «Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами», — было указано в тексте. В главах и разделах Конституции исчезло старое название – на смену РСФСР окончательно пришла Российская Федерация.

Заявление президента Горбачева об отставке

Фото: © РИА Новости/ Борис Кауфман

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям», — с этих слов начал свое телевыступление первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев.

За два часа до этого, около 17:00 по московскому времени, Горбачев побеседовал с иностранными лидерами – он переговорил с президентом США Джорджем Бушем и министром иностранных дел Германии Гансом‑Дитрихом Геншером.

Он предупредил Буша об отставке и выразил надежду, что накопленный в советско-американских отношениях капитал будет приумножен. Американский лидер заверил коллегу, что Штаты намерены помогать России, а Вашингтон постарается строить отношения с руководителями России и других бывших советских республик «на прогрессивной основе».

Речь президента СССР

Фото: © Скриншот видео youtube

Граждане прильнули к телевизорам в 19:00 – Михаил Горбачев подводил итоги пути, который был пройден с 1985 года. Он заявил, что попытки частичных реформ «терпели неудачу одну за другой». Так дальше жить нельзя – сказал глава государства.

При этом он отметил, что общество сумело раскрепоститься духовно и политически, а на пути демократических преобразований был совершен прорыв. Страна начала продвигаться к многоукладной экономике, которая начала поворачиваться к рынку. Горбачев отмечал, что в мире также произошли значимые изменения. Было покончено с холодной войной и остановлена гонка вооружений, государство открылось миру.

«Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных, демократических началах», — добавил президент Советского Союза.

Горбачев отблагодарил граждан и своих сторонников, государственных, политических и общественных деятелей. Напоследок он выразил надежду, что общие усилия дадут плоды, а народы смогут сосуществовать в процветающем и демократическом обществе.

Передача президентского «ядерного чемоданчика»

Фото: © «Ядерный чемоданчик». wikipedia.org

После обращения к гражданам президент Советского Союза подписал указ о сложении полномочий Верховного главнокомандующего СССР. Следующий шаг – передача ядерного чемоданчика президенту России Борису Ельцину. Это командное устройство должно было всегда оставаться при высших руководителях ядерных держав.

Чемоданчик, он же абонентский комплекс «Чегет», стоял на боевом дежурстве с 1979 года. Разрабатывали его под генсека Леонида Брежнева, однако опытная эксплуатация началась только в 1983 году при Юрие Андропове. Первыми обладателями стали министр обороны Дмитрий Устинов и начальник Генштаба Николай Огарков. Год спустя «Чегет» получил Константин Черненко, став первым генсеком, которому вручили систему управления ядерным оружием, а следом чемоданчик передали Горбачеву.

Процедуру условились проводить в кабинете Горбачева, расположенном в Кремле. Там уже находились министр обороны Евгений Шапошников, генералы и офицеры, приставленные к ядерному чемоданчику. Президент СССР направил Ельцину пакет с указом о передаче полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными силами. Сам чемоданчик на время достался Шапошникову – через несколько минут система контроля над ядерным оружием обрела нового владельца.

Спуск флага СССР и поднятие российского триколора над Кремлем

Фото: © Снятие советского флага и поднятие российского над Кремлём. wikipedia.org

Еще один важный момент – ровно в 19 часов 38 минут начали спускать флаг Советского Союза. Красное полотно уступило место российскому триколору, а сама процедура проходила перед Сенатским дворцом Кремля и заняла около 10 минут.

При этом смена флага перед зданием ООН в Нью-Йорке прошла днем ранее – как раз, когда Российская Федерация заняла место СССР. Некоторое время просуществовал и самый высокорасположенный советский флаг – его разместил на станции «Мир» космонавт Анатолий Арцебарский.

Арцебарский успел вернуться в СССР. А его товарищ Сергей Крикалев застал появление России на геополитической арене прямо на орбите. 26 декабря, когда эра Советского Союза подошла к концу, Крикалев вместе с Александром Волковым наблюдали за происходящим из космоса. Прибыл Крикалев уже в другую страну.

Космонавт вспоминал: «Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы – и прилетел в Москву. Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали».

Распад СССР и образование России подпитывали граждан новыми надеждами. Некоторые считали, что конец холодной войны поможет стране сблизиться с Западом, откуда поначалу поступали только позитивные сигналы. США и соратники делали ставку на «торжество демократии», а исчезновение Организации Варшавского договора и самого СССР будто бы означало, что напряженность между двумя могучими военно-политическими блоками удалось окончательно снять.

Со временем обещания НАТО о нерасширении растворились в воздухе. Альянс начал поглощать страны к востоку от объединенной Германии, бывшие страны социалистического лагеря попали на новую орбиту влияния, по Европе начали расползаться базы и комплексы вооружений, которые способны угрожать России. Западный мир сделал все возможное, чтобы доминировать в восточноевропейском регионе, забывая про гарантии безопасности, о которых по итогам «короткого двадцатого века» говорили лидеры держав. Спустя 30 лет после исчезновения с политической карты мира СССР на Западе все чаще говорят о возникновении «новой угрозы», продолжая воскрешать призраков прошлого.

Мифология и идеология СССР | Drupal

Мифология и идеология СССР

  1. Мечты о будущем
  2. Будущее – единственная наша религия
  3. Мы покоряем пространство и время
  4. Труд в СССР – дело чести, доблести и геройства
  5. Наш лозунг – Всемирный Советский Союз
  6. Новая историческая общность – советский народ
  7. Все лучше, зажиточнее, веселее будут жить труженики в СССР
  8. СССР на страже мира во всем мире
  9. КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи

Этот раздел представляет собой своеобразный парадный автопортрет советского государства, создававшийся по правилам идеологии, присущей тоталитарному режиму.

Коммунистическая идеология заимствовала многие образы, каноны и ритуалы религии, которую она отрицала. Главным ее догматом была возможность создания совершенного общества, где не будет ни эксплуатации, ни войн, ни несправедливости, где расцветут добродетели и исчезнут пороки. Руководителем утопического проекта построения коммунизма была партия большевиков. Она обладала всей полнотой политической, экономической и идеологической власти в стране. Военные парады и гражданские демонстрации, спортивные праздники и коммунистические субботники, политические митинги и партийные собрания были частью тоталитарной машины, подчинявшей себе общество, заставлявшей его мыслить, действовать и чувствовать как единый организм. Этой же цели добивались образование, литература, искусство.

Тоталитарная пропаганда работала эффективно. Энтузиазм значительной части общества был неподдельным. Иллюзия счастливого будущего успешно скрывала царящие в стране насилие, страх и бесправие.

 

Стремление к светлому будущему, свойственное человеку, находило воплощение в трудах писателей, философов, общественных деятелей, художников, архитекторов на протяжении всей истории человечества. Проекты построения идеального общества предлагали древнегреческий философ Платон (427 – 347 до н.э.) в трактате « Государство», английский писатель, мыслитель Томас Мор (1478 – 1535 гг.) в книге « Утопия», итальянский поэт Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) в « Городе Солнца». Художники и архитекторы прошлого создавали в своем воображении и на бумаге идеальные города. Проект идеального города предложил в середине XVI века известный итальянский архитектор П. Катанео. Идеальное поселение на 2000 жителей, основанное на принципах английского социалиста-утописта Р. Оуэна, спроектировал по заданию автора в начале XIX века архитектор С. Уайтвелл. В конце XIX в. английским экономистом Э. Говардом была выдвинута идея города-сада.

Революция 1917 г. в России обещала неограниченные возможности для преобразования мира. Многие условности, многие традиции, сковывавшие живое творчество, были в один момент отброшены и забыты. Борцы за светлое будущее истово верили, что Россия дает толчок к мировой революции, а со временем размах преобразовательной деятельности коснется и космоса. Потому и характерна для многих архитектурных проектов в первые десятилетия после революции устремленность вверх, к небу: и проект летающего города, и город на воздушных путях сообщения. Все лишения, сопутствовавшие осуществлению «многовековой мечты человечества», можно было оправдать тем, что советским людям дарована миссия созидания того, чего никогда не было у других. « Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», – слова из популярной песни стали олицетворением веры народа в свою избранность, в свою исключительную миссию в деле преображения мира.

Как все тоталитарные государства, Советский Союз представлял себя обществом, находящимся в начале «нового мира» или «новой эры». Из этого активно проповедуемого государственной идеологий взгляда на мир проистекало чувство новизны, перспективы «светлого будущего». Доверие к будущему возбуждало массовый энтузиазм и позволяло переносить лишения.

 

Перспективами, которые открывала революция, вдохновлялись не в последнюю очередь люди искусства. Александр Блок искренне призывал « сердцем слушать революцию». Велимиру Хлебникову революция представлялась не борьбой классов, а космическим переворотом, открытием новых « законов времени». Валерий Брюсов увидел в культурном процессе своего времени « новые формы жизни» и думал о « новом языке, новом стиле, новых метафорах, новых ритмах».

1910-20-е гг. были расцветом русского авангарда, для которого характерны активная позиция, энтузиазм, творческий поиск без оглядки на авторитеты, презрение к общепринятым ценностям, стремление разрушить сложившиеся традиции.

Основными чертами нового искусства стали его особая утопичность, социальная направленность, революционность, стремление к созиданию нового мира. К. Малевич считал, что « кубизм и футуризм были движения революционные в искусстве, предупредившие и революцию в экономической и политической жизни 1917 года», конструктивист Эль Лисицкий выводил коммунизм непосредственно из супрематизма Малевича, а « Газета футуристов», издаваемая Маяковским, Каменским и Бурлюком, в 1917 г. стала выходить под лозунгом « революция духа», которая понималась как радикальная ломка устоев старой культуры. Основы нового языка в живописи – квадрат, крест, круг – успешно развивали идею преодоления пространства. Созданный К. Малевичем в 1915 г. « Черный квадрат» стал своего рода иконой для искусства ХХ и XXI веков. Картина оказалась символом некоей новой религии, один из постулатов которой сформулировал итальянский футурист Филиппо Маринетти – «будущее – наша религия».

Отрицание искусства как самоцели, его связь с реалиями жизни, производительным, полезным трудом отразилось в модном течении 20-х гг. – производственном искусстве. « Ни к новому, ни к старому, а к нужному», – провозгласил пионер советского дизайна В. Татлин. « Производственники» создавали современную мебель, образцы новой полиграфии, текстиля, одежды. Идеи о переделке мира и человека отразились и в быту. Ведущие архитекторы разрабатывали новый тип жилья, рассчитанного исключительно на коллективный образ жизни. Проекты носили различные названия – «дом-коммуна», «жилкомбинат», « дом нового быта».

Со временем основной функцией советского искусства стало воспитание « нового советского человека».

 

В первые годы советской власти особенной революционной романтикой и пафосом были наполнены призывы к преобразованию природы. Природу требовалось низвергать, как и все старое, и строить новую окружающую среду, более соответствующую коллективным потребностям советского общества. Обновление и переделка природы были тесно связаны с формированием « нового советского человека». « Человек, изменяя природу, изменяет себя», – говорил в 1930-е гг. Максим Горький.

Освоение воздушного и космического пространства, строительство электростанций, прокладывание тысячекилометровых железных дорог и каналов, возведение промышленных гигантов, освоение целинных земель, строительство метрополитена и высотных зданий в столице, добыча полезных ископаемых в шахтах говорили о том, что человеку подвластны все стихии. « Нам нет преград, ни в море, ни на суше», – слова из популярной песни « Марш энтузиастов» утверждали пафос покорения пространства. Постоянная и преувеличенная демонстрация успехов социалистического строительства призвана была рождать у народа чувство гордости за свою страну и уверенность в преимуществах социализма, в неизбежности построения в СССР коммунизма. Эта неизбежность превращения из утопии в действительность ежедневно декларировалась всеми средствами пропаганды и агитации, печатью, радио и кино. Новости с великих строек коммунизма – Днепрогэса, Магнитки, Каракумского канала, Байкало-Амурской магистрали, Турксиба, Волго-Донского судоходного канала, Каховской и Сталинградской ГЭС и многих других – не сходили со страниц советских газет. « Пройдут годы, пройдут десятилетия, и человечество, пришедшее к коммунизму во всех странах мира, с благодарностью вспомнит советских людей, которые впервые, не боясь трудностей, смотря далеко вперед, вступили в великую мирную битву с природой, чтобы стать ее господами, чтобы показать человечеству путь к овладению ее силами, к ее преобразованию», – утверждала официальная пропаганда. Литература и кино создавали произведения, воспевающие романтику труда и созидания, насыщенные духом « героизма и творчества народа», пафосом коллективных усилий.

 

У советской тоталитарной культуры свои мифологические герои – простые люди, отличающиеся дисциплинированностью, энтузиазмом в труде, непримиримостью к недостаткам в быту и на производстве, ненавистью к врагам социализма, верой в мудрость власти и безграничной преданностью вождю. Новые герои, которых планомерно создавала власть, были призваны стать для народной массы примером для подражания. Готовность пожертвовать собой ради « светлого будущего» стала одной из важнейших добродетелей советского человека. Легендарные летчики В. Чкалов, П. Осипенко, М. Раскова, В. Гризодубова, М. Водопьянов, исследователи Арктики О. Шмидт, И. Папанин, космонавты Ю. Гагарин, Г. Титов были кумирами своего поколения.

Будничная жизнь тоже могла стать подвигом. Возможность совершить мирный подвиг предоставлял ударный труд на благо своей страны и всего народа. Возникновение ударничества, главным признаком которого было перевыполнение производственной нормы, относится к середине 20-х гг., когда на промышленных предприятиях передовые рабочие создавали ударные группы, а затем бригады. С особенной силой ударничество развернулось на стройках – первенцах социалистической индустриализации: Днепрострое, Сталинградском и Харьковском тракторных заводах, Магнитогорском и Кузнецком металлургических комбинатах, Московском и Горьковском автозаводах и многих других. С середины 1930-х гг. возникло движение стахановцев, после того, как в 1935 г. забойщик шахты « Центральная-Ирмино» в Донбассе Алексей Стаханов выполнил за смену не одну, а сразу четырнадцать норм (в действительности на Стаханова работала вся бригада). Его трудовой рекорд улучшил шахтер Никита Изотов. Это движение стало массовым. Кроме материального, передовики социалистического соревнования получали и моральное поощрение: государство присваивало им звания Героя Социалистического Труда, награждало орденами и медалями, переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, едиными общесоюзными знаками « Победитель социалистического соревнования» и « Ударник пятилетки».

В каждой сфере производственной, научной, культурной жизни были свои примеры для подражания.

 

Официальной идеологией Советский Союз представлялся центром мира, источником обновления всей человеческой истории. « Начинается земля, как известно, от Кремля», – учили все советские дети, убежденные в том, что живут в лучшей стране мира. В воспитании « нового человека» огромную роль играла полнейшая изоляция от реальной жизни остального мира, все сведения о ней советские люди получали только из советских средств массовой информации. В Страну Советов могли приехать только друзья, настроенные лояльно к существующему в СССР режиму. Среди них были писатели Г. Уэллс, Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, художник П. Пикассо, певцы П. Робсон, Д. Рид. Искусство большевистской манипуляции народом было в том, что « простого советского человека» возмущала несправедливость к людям везде, только в своей стране он ее не замечал. Он готов был кинуться на защиту негров Америки, шахтеров Англии, республиканцев Испании. Это называлось интернационализмом. Воспитание нового поколения в духе интернационализма было важной задачей, которая ставилась перед социалистической пропагандой. С 1919 по 1943 г. существовал Коммунистический интернационал (3-й Интернационал) – международная организация, объединявшая компартии различных стран и служившая при Сталине проводником интересов СССР. Частью этой организации был Коммунистический интернационал молодежи (КИМ). А в 1922 г. при Коминтерне была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР), которая оказывала материальную и моральную помощь политическим заключенным на Западе, готовила кадры для будущей революции и построения мирового социализма.

Во все время своего существования советская власть выделяла громадные финансовые ресурсы для поддержки « братских коммунистических партий» за рубежом, а лидеры государства публично демонстрировали дружеские отношения с главами социалистических стран (Ф. Кастро, М. Цзэдуном и др.) и руководителями компартий (Л. Корваланом, Б. Кармалем и др.).

Идеи интернационализма, дружбы и взаимопомощи между « братскими народами», то есть теми, кто хотя бы формально принимал социалистическую идеологию, находили воплощение в плакатах и лозунгах, с которыми проходили колонны демонстрантов, в песнях и кинофильмах. Идеями интернационализма были проникнуты молодежные фестивали (1957 г.) и олимпийские игры (1980 г.).

 

Сама Страна Советов должна была демонстрировать миру « интернационализм в действии» – свободную, счастливую жизнь всех наций и народностей, объединенных одной границей Союза Советских Социалистических Республик, общая протяженность которой превышала 60 тыс. км.

Создание СССР было провозглашено 30 декабря 1922 г. в результате заключения договора между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией, в которую тогда входили Азербайджан, Армения и Грузия. В Декларации об образовании СССР определялись основные причины, побуждавшие республики к объединению: невозможность преодоления послевоенной разрухи, восстановления народного хозяйства при их раздельном существовании; необходимость противостоять опасности новых нападений извне; интернациональная природа новой власти, порождающая потребность межнационального объединения трудящихся. Утверждалось, что образование СССР базируется на свободном и суверенном волеизъявлении народов, на принципах добровольности и равноправия. За каждой республикой закреплялось право свободного выхода из Союза и в то же время отмечалось, что доступ в него открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем. 31 января 1924 г. была принята 1-я Конституция СССР. В 1936 г. СССР объединял 11 союзных республик. 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР, законодательно закрепившая победу социализма. А в 1977 г. в СССР, объединявшем 15 союзных республик, была принята Конституция « развитого социалистического общества», провозгласившая создание в стране «новой исторической общности – советского народа». Символом счастливой « семьи братских народов» стал грандиозный фонтан «Дружба народов», установленный в Москве (на ВДНХ) в 1954 г.

На протяжении всей истории СССР литературой и средствами массовой информации, монументальным искусством и живописью, всенародными праздниками, демонстрациями и фестивалями утверждались « непререкаемые истины»: трудящиеся всех национальностей в СССР любят свое отечество именно за его социалистическую сущность – за справедливую демократическую Конституцию, социалистический гуманизм, колхозный строй, счастливую и зажиточную жизнь и все прочие достижения социализма.

 

Именно « счастливая, зажиточная жизнь» простого советского человека со временем стала идеологическим подтверждением успехов социалистического строительства. В первые годы после революции искусством и средствами массовой информации создавался образ идеального советского государства будущего. С 1930-х гг. народу преподносятся как данность достижения в повседневной жизни, которые, впрочем, также не имеют ничего общего с действительностью. Крылатые слова Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее» – подтверждались художественными произведениями, бодрыми газетными рапортами, восторженным энтузиазмом, демонстрируемым на плакатах, во время спортивных парадов и других массовых мероприятий, ставших отличительной чертой сталинского правления. Популярная песня из кинофильма «Цирк» рисовала образ уже построенного идеального социалистического общества: «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», «человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд», «за столом никто у нас не лишний, по заслугам каждый награжден». Главным принципом пропаганды было изображение благополучной атмосферы, в которой живут и действуют смеющиеся или радующиеся персонажи, будь то рабочий коллектив в парке культуры и отдыха, семья, въезжающая в новую квартиру, бодрые физкультурники, посетители Выставки достижений народного хозяйства, ребятишки на новогодней елке.

Доклады руководителей государства информировали о ликвидации неграмотности в Советском Союзе и общедоступности среднего образования, « широком развитии различных форм приобщения трудящихся к достижениям культуры» и росте материального благосостояния. Бодрые, оптимистичные официальные рапорты о небывалых урожаях, увеличении выплавки чугуна и стали на душу населения, связки баранок и горы алюминиевых кастрюль на фотографиях в газетах, плакаты, рекламирующие черную икру и пылесосы, яркие витрины столичных магазинов и фантастические рецепты блюд из осетрины в книгах « О вкусной и здоровой пище» создавали виртуальный образ общества изобилия. А реальная жизнь « простого советского человека» накрепко была связана с понятием « тотальный дефицит» – с распределением продуктов по карточкам и талонам, а позже с огромными очередями за гречкой, колбасой, романами Дюма, финскими сапогами и туалетной бумагой.

 

Одна из важных составляющих любой тоталитарной мифологии – создание образа внешнего врага, к борьбе с которым необходимо быть всегда готовым. Постоянные напоминания о враждебном капиталистическом окружении, в котором живет « самое передовое в мире государство», было для советских людей ни чем иным, как своеобразной формой приказа о подготовке к войне. Военные сборы, учения по гражданской обороне были непременными составляющими жизни советских людей в мирное время. Важным элементом идеологического воспитания детей во всех советских школах стало военное обучение, включавшее в себя уроки военной подготовки как для мальчиков, так и для девочек, памятные многим « смотры строя и песни», военные игры « Орленок» и « Зарница», в которых участвовали миллионы школьников, военные кафедры и курсы медицинских сестер в высших учебных заведениях.

Все, связанное с военными реалиями, в Советском Союзе было романтизировано. Красные кавалеристы, Чапаев, Щорс, Буденный и Павка Корчагин – реальные участники Гражданской войны и героические литературные персонажи – были кумирами нескольких поколений. Образы героев Великой Отечественной войны – Зои Космодемьянской, Александра Матросова, « молодогвардейцев», пожертвовавших жизнью ради победы, вдохновляли на подвиги не только в военное, но и в мирное время. Жертвенность во имя Родины, народа, вождей коммунистической партии была в ряду главных добродетелей советского человека. Любовь к социалистическому отечеству тесно связывалась с ненавистью к его « врагам». Народ и армия представлялись единым целым. « Мы армию нашу растили в сраженьях, Захватчиков подлых с дороги сметем», – слова из государственного гимна СССР говорили о неразрывной связи народа и армии, которая делала их непобедимыми.

Знаменитый образ воина-освободителя символизировал мессианское значение советского государства в избавлении народов не только от немецко-фашистских захватчиков, но и от несправедливости капиталистического строя. Официальные речи и лозунги, превозносившие достижения СССР в борьбе за мир, сопровождались наращиванием вооружения, чрезмерным развитием военно-промышленного комплекса, что отражалось в двусмысленных словах песен: «Для мира народов, для счастья народов ракета у нас рождена».

 

Особое священное значение в Советском Союзе приобрела коммунистическая партия, единственная партия страны, выполняющая, согласно пропагандистским утверждениям, «руководящую и направляющую роль» в деле построения «светлого будущего». «Зовет на подвиги советские народы Коммунистическая партия страны», – пелось в песне « Партия – наш рулевой». Канонической характеристикой этой организации стали слова Ленина: «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи».

Портреты вождей мирового пролетариата – Маркса, Энгельса, Ленина и их верных последователей украшали кабинеты официальных учреждений, не сходили со страниц газет и журналов, висели в школьных классах, красных уголках на заводах и фабриках, в домах простых советских граждан. Памятник Ленину или площадь его имени становились центрами ритуальной жизни города или поселка, здесь проводились праздничные демонстрации и торжественные мероприятия. Различные изображения Ленина переполняли жизнь советского человека: октябрятская звездочка, пионерский значок, комсомольский значок, ордена и медали, партийный билет, бюсты, барельефы, вымпелы, грамоты…

В тоталитарном обществе фигура вождя служит единственным человеческим воплощением божественного всевластия государства. В литературе и искусстве вождь выступал в нескольких ипостасях. Как ключевая фигура мировой истории он возвышался над народом. Огромные монументальные фигуры Ленина, Сталина должны были символизировать надчеловеческий характер образа вождя. Вождь выступал как вдохновитель и организатор побед: в революционной борьбе, Гражданской и Великой Отечественной войне, в покорении целины, Арктики, космоса. Вождь – мудрый учитель демонстрировал исключительный ум, проницательность, скромность, простоту и человечность. Вождь-человек представлялся как друг детей, спортсменов, колхозников, ученых. Атмосфера прославления коммунистической партии и ее вождей окутывала человека с самого рождения. Стихи и песни о Ленине и Сталине дети разучивали в детских садах, первым написанным в школе словом становилось имя вождя, да и за « счастливое детство» говорилось спасибо не родителям, а « родному Сталину». Так воспитывались поколения, «беззаветно преданные делу коммунизма».

Жизнь в Советском Союзе

Жизнь в Советском Союзе

Повседневная жизнь в Советском Союзе явно менялась с течением времени и от места к месту. СССР был огромен, охватывал множество языков, национальностей, культур и физико-географических ландшафтов. На этой странице рассматривается повседневная жизнь в таких городах, как Москва или Ленинград. Мы выбрали их, поскольку они больше подходят для курсов GCSE по истории в Великобритании, а доказательства более доступны.

При становлении Советский Союз видел трудности на улицах многих городских районов. Годы недостаточного инвестирования в инфраструктуру усугубились тяготами Первой мировой войны, а затем Гражданской войны в России. Магазины часто были пусты. Еды часто не хватало. Развлечения для большинства были недоступны за пределами их собственных домов и местностей. Музыка могла бы стать отдушиной, если бы музыка была приемлема для новых чиновников. Книги, то же самое. В качестве отправной точки вы не можете получить гораздо более простой.

Работа

Условия труда — хороший показатель того, какой была жизнь в Советском Союзе. Фабрики и фермы были реорганизованы. Были введены в действие структуры, которые сделали работу вполне целенаправленной. Для работников, которые постоянно улучшали свои показатели, были доступны награды. Некоторые из самых продуктивных рабочих стали нарицательными. Для поражения этих целей, существовавших в советском промышленном и сельскохозяйственном секторах, требовались долгие часы работы в грязных и опасных условиях.

Товары народного потребления

Товары народного потребления и предметы роскоши часто используются для оценки процветания экономики. Чем шире доступ к этим товарам в сочетании с доступностью, тем лучше общество. В Советском Союзе эти товары не были в приоритете. Экономика в соответствии с пятилетними планами была направлена ​​​​на улучшение тяжелой промышленности. Это означало, что домохозяйства будут иметь ограниченный доступ к предметам первой необходимости. По мере развития экономики количество товаров народного потребления на рынке действительно увеличивалось. На последних этапах советского государства таких магазинов было больше. Это означало, что у людей было больше возможностей покупать такие вещи, как телевизоры, стиральные машины и т. д.

Искусство

При Ленине и в период, когда Сталин установил свое господство в Президиуме, искусство пережило период относительной свободы. Процветали художники и режиссеры нескольких жанров. Эксперименты были замечены наряду с более традиционными работами. Сергей Эйзенштейн, прославившийся своим фильмом «Броненосец Потемкин», был очень активен в этот период. Его фильм 1929 года «Октябрь» был встречен критиками за границей. Однако в СССР это подверглось критике, что свидетельствует о грядущих переменах.

При Сталине искусство подвергалось жесткой цензуре. Во время чисток было убито более 250 украинских писателей. Режим подавлял свободу слова и резко критиковал произведения, опубликованные за пределами СССР. Большинство доступных работ были основаны на Культе Личности. Те, что были экспрессионистскими, как правило, публиковались в ссылке или после смерти Сталина.

Хрущевская оттепель ознаменовалась либерализацией взглядов на художников и писателей. В результате произошло что-то вроде ренессанса. Известные работы этого периода включают письменные работы Александра Солженицына. Такие произведения не одобрялись властями: Солженицын был сослан после получения Нобелевской премии по литературе. Однако угроза смерти или ГУЛАГа была снята.

Также можно было получить доступ к некоторой западной музыке и исполнителям. С 1960-х годов государство разрешало ограниченные представления.

Сравнение с современной Россией

Этот отчет «Правды» иллюстрирует два противоположных взгляда на жизнь в Советском Союзе. Для некоторых СССР был суровым, тяжелым местом для жизни. Однако для других в советском обществе было много хорошего. Читая мемуары, репортажи или рассказы о Советском Союзе, важно помнить, что зачастую они либо предвзяты, либо представляют собой лишь маленькую часть очень большой картины.

Ссылки

The Telegraph — в рецензии на фильм «Шпионский мост» предлагается сравнение жизни в советском блоке и на Западе в 1960 году.

Левый голос — одна из трех статей Анны Малюковой, в которой она рассказывает истории о своей жизни в Советском Союзе.

Daily Mail – коллекция фотографий, сделанных в Советском Союзе в 1950-х годах.

 

Жизнь в СССР при Сталине

Главная  »  Современная всемирная история  »  Россия 1900 по 1939  »  Жизнь в СССР при Сталине

Образец цитирования: С. Н. Труман «Жизнь в СССР при Сталине»
historylearningsite.co.uk. The History Learning Site, 25 мая 2015 г. 13 ноября 2022 г.

Контроль Сталина над Россией означал, что свобода была единственной вещью, которую люди потеряли. Народ России должен был читать то, что разрешено государством, видеть, что разрешено государством, и слушать, что разрешено государством. Государственный контроль над СМИ был тотальным. Тех, кто пытался слушать, читать и т. д., жестоко наказывали. Все знали о трудовых лагерях, и этого было достаточно для устрашения.

Сталин разработал то, что стало известно как «культ личности». Художники писали картины, прославляющие Сталина, и он доминировал во многих картинах. Для Сталина было обычным делом быть в белом костюме, чтобы выделяться из толпы. Он получил прозвище «Дядя Джо», что было попыткой развить образ доброго, домашнего человека, который был «отцом» всех русских. Все это называлось «Социальный реализм». Те, кто писал стихи и романы, должны были сделать то же самое — написать о Сталине так, чтобы он прославился. Некоторые художники и писатели были настолько подавлены всем этим, что предпочли покончить жизнь самоубийством, чем сделать то, что им приказало государство. Многие другие пытались покинуть страну.

Образование строго контролировалось государством. В 1932 году была введена жесткая программа дисциплины и воспитания. Вновь были введены экзамены, запрещенные при Ленине. То, как преподавались предметы, было установлено правительством, особенно история, где роль Сталина в революции 1917 года и его отношения с Лениным преувеличены. Книги подвергались строгой государственной цензуре, и Сталин приказал написать новую книгу под названием «Краткая история СССР», которую нужно было использовать в школах.

Вне школы дети должны были присоединиться к молодежным организациям, таким как октябристы для 8-10-летних и пионеры для 10-16-летних. С 19 до 23 лет тебя ждали в комсомоле. Детей учили, как быть хорошим социалистом/коммунистом, и особое внимание уделялось активному отдыху и чистому образу жизни.

На протяжении 1930-х годов заметно участились нападения на храмы СССР. Коммунизм научил людей тому, что религия — это «опиум для масс» (Карл Маркс), церковных лидеров арестовывали, а церкви физически закрывали. Сталин не мог допустить, чтобы его позиции бросали вызов, и любой, кто поклонялся Богу, был вызовом, поскольку «культ личности» предназначался для того, чтобы люди поклонялись Сталину.

В течение короткого времени при Ленине женщины пользовались гораздо более свободным статусом в том, что жизнь для них была намного более либеральной по сравнению со «старыми днями». Среди прочего, при Ленине развод был намного проще. Сталин изменил все это. Он сделал упор на семью. На это была причина. Многие дети были рождены вне брака, и Москва к 1930 году была наводнена очень большим количеством бездомных детей, у которых не было семьи, и поэтому они были пятном на идеальном коммунистическом обществе, которое пытался создать Сталин.

Государство выплачивало семьям пособие на ребенка, если они состояли в браке. Стало намного сложнее развестись, и были введены ограничения на аборты. Торжественные свадьбы вернулись. На рабочем месте женщины сохраняли свой статус, и существовало фактическое равенство с мужчинами. Теоретически все рабочие места были открыты для женщин. Единственное реальное изменение произошло в образе, созданном государством для женщин. К концу 1930-х годов образ женщины за работой смягчился, так что жесткая грань работы стала менее очевидной.

Уровень жизни : в целом он повысился в 1930-х годах, несмотря на очевидные проблемы с производством продуктов питания и нехватку продуктов питания в других местах. Некоторые люди очень хорошо жили вне системы, особенно партийные чиновники и квалифицированные фабричные рабочие. Здравоохранение было значительно расширено. В прошлом малоимущие россияне не могли рассчитывать на квалифицированную медицинскую помощь во время болезни. Теперь это средство было доступно, хотя спрос на него был чрезвычайно высок. Число врачей значительно возросло, но есть свидетельства того, что они так боялись сделать что-то неправильно, что им приходилось следовать правилам и назначать операции, в которых люди не нуждались!!

Жилье оставалось большой проблемой для сталинской России. В Москве только 6% домохозяйств имели более одной комнаты. Те квартиры, которые были сданы быстро, по западным меркам были дрянью. Нередки случаи, когда жилые комплексы строились без электрических розеток, несмотря на наличие электричества — строительные фирмы просто не привыкли к таким вещам.

Досуг среднестатистического россиянина основывался на фитнесе и спорте. Каждый русский имел право на праздник каждый год — это было неслыханно в царские времена. Клубы, спортивные сооружения и т. д. были предоставлены государством. Государство также контролировало кино, радио и т. д., но упор делался на самообразование через средства массовой информации, как это было тогда.

Был ли Сталин катастрофой для России?

• К 1939 году страна действительно стала крупной промышленной державой, и ее прогресс был непревзойденным в эпоху Великой депрессии в Америке и Западной Европе, где миллионы были безработными.

• те рабочие, которые не обижали государство, жили лучше, чем при царе.

• Вооруженные силы России извлекали выгоду из ее промышленного роста.

•  при Сталине было стабильное правительство.

• люди имели доступ к более качественному медицинскому обслуживанию примерно за 10 лет до того, как в Великобритании была введена Национальная служба здравоохранения.

НО:

• миллионы умерли от голода после неудачного эксперимента коллективизации.

• Сельское хозяйство России в 1939 г. находилось на том же уровне, что и в 1928 г.