Содержание
Назад, в СССР: почему в России становится все больше советских символов
В начале сентября Владимир Путин предложил восстановить движение юных натуралистов — юннатов — которое было популярно в советские годы. «Это же очень хорошее движение было, доброе и достаточно профессионально хорошо организованное», — сказал он.
Тремя месяцами раньше Госдума приняла решение о создании всероссийского движения детей и молодежи, которое в СМИ сразу окрестили новой пионерией. На днях была представлена новая продуктовая сеть с исключительно российскими продуктами «ГОСТ», а в ГУМе открылся первый магазин фототехники «Зенит». Советские символы, ритуалы и традиции возвращаются в нашу жизнь с возрастающей скоростью. Начиная с мая во многих российских городах, например, устанавливали памятники или вешали агитационные постеры «бабушки с красным флагом» — украинской пенсионерки из-под Харькова, которая вышла к украинским солдатам (перепутав их с российскими) с красным знаменем в руках, а потом отказалась брать у них продукты.
Российские войска в рамках СВО часто используют красное знамя, а в занятых ими городах восстанавливают снесенные при украинской власти памятники Владимиру Ленину. Но возвращение советской символики началось задолго до 24 февраля и выходит далеко за пределы военно-исторической реконструкции. С 2005 года в России установили около ста памятников Иосифу Сталину. Четыре из них находятся в Москве. Правда, один, главный, расположенный у Кремлевской стены, был установлен еще в 1970-м. Но остальные поставили в последние годы. Так же, как и бесчисленные мемориальные таблички, бюсты, портреты других советских деятелей.
Советское прошлое стало излюбленным фоном российского кино. А в самом популярном жанре массовой литературы — романах о «попаданцах» в прошлое — герои отправляются из нашего времени в разные моменты прошлого, чаще всего в эпохи революции, кануна Великой Отечественной или в спокойные 1970-е. Например, герой Михаила Королюка Андрей Соколов из 2015 года возвращается в свое собственное тело в 1977-м, чтобы «Спасти СССР». Эта цель вынесена в заглавие романа.
Опрос Левада-центра (признан в РФ иноагентом) 2020 года показал, что 75% россиян считают советское время лучшим в истории России. 65% граждан сожалели о распаде СССР. Правда, вернуться на путь, которым двигался Советский Союз, хотели бы только 28%. Каждый десятый предпочел бы европейский путь, а 58% считают, что России нужно идти по собственному, «особому пути».
Социолог Лев Гудков напрямую связывает «советский ренессанс» с политикой Владимира Путина. «Более важно — началась критика реформ, западной демократии, в противовес которой стали поднимать советские символы, возрождать мифы сталинской модернизации, превращения страны в супердержаву и многое другое», — утверждает он.
Советское. Но не только и не совсем
— Очень часто забывают, что власть реконструирует не только советские формы, но и нередко досоветские, даже антисоветские, — говорит профессор Калифорнийского университета Беркли и автор книги «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение» Алексей Юрчак. — Император. Колчак. Маннергейм. Это тоже важно. Власть старается не восстановить СССР, а создать ощущение, что мы живем в некой уникальной цивилизации, изолированной и самобытной. Все ее формы узнаваемы, но относятся к разным эпохам, которые можно легко перемешать: Сталина и религиозную икону, царя и юннатов. При кажущемся противоречии этих форм у них есть и нечто общее — они создают эффект преемственности «русской цивилизации».
Реконструкция советского символического наследия и правда происходит весьма выборочно. Например, никаких торжеств к столетнему юбилею Октябрьской революции российские власти не проводили. Да и сама дата 7 ноября, главная для советского календаря, перестала быть праздничной еще в 2005 году. Годовщину революции, разделившей русское общество по классовому принципу, заменили новым праздником — Днем национального единства, который отмечают в четвертый день того же месяца. В 2013-м власти демонтировали стелу революционных мыслителей в Александровском саду, установленную еще по инициативе Владимира Ленина. Она символизировала духовную преемственность советской власти по отношению к великим освободительным мыслителям прошлых веков — Томасу Мору, Петру Лаврову, Николаю Чернышевскому, Карлу Марксу и т. д. Вместо нее был установлен памятник, копировавший Романовскую стелу, установленную в 1914-м, после 300-летия династии Романовых. Подобными символическими шагами российские власти указывали, что их культурным ориентиром является отнюдь не советское прошлое.
— Те, кто нами правит, реконструируют мир «победивших в Гражданской войне белых», — говорит визионер и основатель телеграм-канала «Толкователь» Павел Пряников. — Они косплеят даже не романовскую империю, не монархию, а не свершившийся мир Колчака, Деникина и прочих. Это «февралисты». У них получается правая Россия, похожая на режимы Восточной Европы межвоенного времени. Всякие Пилсудский, Хорти, Ульманис, Сметона. Они, с одной стороны, правые либералы, во всяком случае, в экономике. А с другой стороны, легко заимствуют и какие-то элементы левых символов. Ведь в Белом движении участвовали, скажем, правые эсеры. Вот нынешние заимствования советских символов — это как если бы «победивший Колчак» взял себе что-то у правых социалистов.
Получившийся идеологический и символический сплав имеет определенное внутреннее содержание. Например, из советского опыта выхолащивается все собственно «социалистическое», а остается только «великая держава, которую все боятся» и «традиция сильной государственности», то есть ничем не ограниченной исполнительной власти. В такой интерпретации непримиримое противоречие между царской Россией и свергавшими ее революционерами исчезает. Вместо нее остается миф о «тысячелетней России» царей, императоров и генсеков.
— Любопытно проанализировать темы кассовых российских фильмов про советское прошлое, — говорит литературовед и критик Елизавета Смирнова. — Огромное их число, включая самые успешные, посвящено советским победам в ВОВ или в спорте. При этом никакого социального содержания, важного для режиссеров советского времени, нет и в помине. Герои сражаются либо за абстрактную родину, лишенную всякого идеологического содержания, либо за сугубо личные мотивы, за пресловутую «ржаную булочку и трамвайчик», как в фильме «Зоя». В итоге получается бесконечно повторяемая история про вечную борьбу русских с Западом — в окопах, на ринге, на футбольном поле. А в последнее десятилетие главными киногероями становятся именно силовики, например энкавэдэшники. То есть носители той самой сильной и репрессивной государственности. Они же с легкостью могут выполнять свою патриотическую миссию и в антисоветских по своему содержанию фильмах «Адмирал», который романтизирует Колчака, или более экзотическом «Господа офицеры. Спасти императора». С одной стороны, полная антисоветчина (как сказали бы в СССР), а с другой — точно такой же абстрактный патриотизм и пиетет к погонам.
Это навсегда. Пока не кончится
— В либеральной среде популярно мнение, что нынешняя российская власть «восстанавливает» все советское просто потому, что сами правители «родом из детства», — рассуждает исследователь последнего советского поколения Алексей Юрчак. — Как личности они состоялись в 1970-х и сейчас якобы просто реконструируют мир своей юности. Но не стоит злоупотреблять таким поколенческим подходом. Иначе получится, что поколения — это не очень разнородные множества людей, а какие-то раз и навсегда запрограммированные сущности. Мы можем взглянуть на сверстников Путина на Украине, и окажется, что они там никакой СССР не восстанавливают, даже наоборот. То есть в разных обстоятельствах люди с похожим социальным опытом ведут себя по-разному.
Это, конечно, не исключает личной симпатии российских правителей к каким-то внешним элементам, знакомым по молодости. Шефство предприятий над школами или яслями, знакомое каждому советскому человеку, может легко превратиться в практику «шефства» нынешних губернаторов над городами Донбасса, восстановление которых разверстано по субъектам федерации. Но к таким (порой натянутым) метафорам чиновникам приходится обращаться не от хорошей жизни. «Сейчас сама возможность риторического высказывания так узка, что правителям “приходится” верить в то, что они произносят. Они стали заложниками своего языка», — говорит Юрчак.
Изучая историю последнего советского поколения и вообще поздний социализм, профессор Юрчак обнаружил важную, хотя и неожиданную функцию, которую на закате советской власти играла идеология. Сама по себе она становилась все более и более выхолощенной. Буквальный смысл лозунгов, агитационных плакатов или официальных речей терял свое значение. В отличие от СССР 1920–1930-х никто (или почти никто) не ожидал, к примеру, что рядовой комсомольский функционер 1980-х будет буквально верить в единство народа и партии. Сами идеологические формулировки становились обтекаемыми, гладкими, похожими друг на друга до неразличимости. Выступления вождей и функционеров состояли из бесконечных цитат, которые можно было без труда приспособить практически к любому случаю. Но именно полное доминирование формы над содержанием и каллиграфическая точность воспроизведения слов и образов выполняли важную функцию: создавали ощущение невероятной устойчивости, прочности, предсказуемости и даже вечности существующего порядка. «Благодаря повсеместному повторению одних и тех же форм (включая ритуальные и визуальные элементы идеологии) советская система выглядела монолитной, единой и неизменной», — пишет он.
Возможно, именно это ощущение неизменности, вечности существующего социального порядка и стремится создать нынешняя власть, сочиняя свой идеологический канон, в том числе и за счет его советских элементов. Но между позднесоветским оригиналом и его нынешними повторами есть важное отличие: образ будущего. В советское время будущее было растворено в повседневности. Общество жило его строительством и ожиданием. Поэтому уверенность в неизменности настоящего парадоксальным образом сочеталась с верой в «прекрасное далеко». В современной России идеологический аппарат развернут в прошлое. Он словно стоит на пороге конца времен.
В книге «Это было навсегда, пока не кончилось» Алексей Юрчак приводит примеры, как простые советские люди присваивали себе язык официальной идеологии и при этом меняли его содержание. Например, комсомольский секретарь в одном из ленинградских НИИ, занимавший этот пост в первой половине 1980-х, уже вполне отдавал себе отчет в бессмысленности многих своих официальных функций. Доклады на официальных мероприятиях он компилировал из цитат, заимствованных из чужих докладов, подделывал отчеты о якобы проведенных политинформациях и т. п. В то же время этот человек продолжал в целом верить в идеалы социализма и вовсе не считал себя диссидентом. Более того, он был уверен, что на своем месте он делает много полезного: организует туристические походы для сотрудников, помогает им в решении социальных вопросов и т. д. Иными словами, этот комсомолец пользовался идеологическими формами, но наполнял их собственным содержанием. Юрчак считает, что такой «технологией» пользовались многие, если не большинство граждан позднего СССР.
Занимаясь культурной и идеологической реконструкцией, российские власти создали идеальные условия для того, чтобы такая подмена содержания вновь стала возможной. На это обратила внимание социолог Карин Клеман. Ее книга «Патриотизм снизу», основанная на большом полевом материале, вышла в издательстве «Новое литературное обозрение» в прошлом году.
— Мои респонденты, конечно, усваивали советский язык официальной культуры, — рассказывает Карин. — Но пользовались им по-своему. Это легко. Как только речь заходила про СССР, они сразу начинали говорить про неравенство. Что в Союзе его не было, что рабочие зарабатывали не в сто раз меньше начальника и т. д. То есть для них важны не те мотивы, с которыми работает пропаганда — «сильная власть», «великая держава» и т. д., или, вернее, не только они.
Такой подмене смысла подвергается не только советское наследие, но и гораздо более абстрактная тема российского патриотизма.
— Для многих людей из низов важно, что чувство гордости за страну «официально признано». Но их патриотизм — это не лояльность к государству, «начальству», а привязанность к «таким же, как я», к «нищим работягам наподобие меня», — говорит Карин.
В итоге получается странная ситуация. Через СМИ, кино, пропаганду и официальные ритуалы государство говорит: «Мы все патриоты». «Да, мы все патриоты», — соглашаются миллионы граждан. Но каждая сторона имеет в виду нечто свое.
— Даже когда мы затрагивали сюжеты с противостоянием России и Запада, в интервью звучали неожиданные вещи, — рассказывает Карин Клеман. — С одной стороны, люди гордились тем, что Россия не склоняется перед Западом. Но с другой — очень часто добавляли что-то вроде «а на Западе люди так за копейку не работают» или «они молодцы, чуть что — и забастовка». То есть люди меняют акценты, не воспринимают тот же Запад как некое зло и наполняют официальную риторику своим собственным содержанием, в котором Запад может быть не только врагом, но и образцом.
В Советском Союзе это расхождение между языком официоза и мыслями граждан кончилось неожиданно, но закономерно. «Как только обвал произошел, те же самые люди, которые всегда были уверены, что СССР “навсегда”, сразу увидели: только этим и могло кончиться», — подытоживает Алексей Юрчак.
Играя в СССР, многие думают, что соблюдают преемственность. Но чем более навязчивой становится эта историческая реконструкция, тем больше она напоминает о том, чем закончился застой.
почему советские люди это делали?
Даже если ты застала Советский Союз, и успела немного в нем пожить, ты все равно вряд ли помнишь эти странные советские обычаи: к восьмидесятым годам они почти исчезли. И это к лучшему! Потому что эти обычаи были не просто странными, а порой даже дикими. Рассказываем!
Редакция сайта
Теги:
Это интересно!
Взгляд в прошлое
СССР
Советский Союз
Одежда
Фотографии похорон
Точно неизвестно, откуда возникла эта традиция. Возможно, это продолжение жанра посмертного фот, или пост мортем: в XIX веке услуги фотографа были весьма дороги, и люди часто просто не успевали их сделать до внезапной смерти. Именно тогда покойных стали усаживать в позы живых и фотографировать: зачастую это было единственной возможностью получить фото близкого на память.
Другие источники утверждают, что традиция зародилась после Гражданской войны, когда фото с похорон погибших героев печатали в газетах. Так или иначе, но в СССР традиция была.
И ты, возможно, сможешь найти в фотоальбомах своих старших родственников припрятанный за обложку черный конферт: фото с похорон близких было принято хранить так.
Фотографировали все детали. На самых важных фото, конечно, запечатлены скорбящие родственники у гроба, причем в двух ракурсах: все смотрят на покойного, или все смотрят в камеру. Так же делали крупный план лица покойного, а так же саму могилу в цветах.
Оркестр на похоронах
Это — одно из самых страшных воспоминаний советских детей: представь, что ты дома одна (почти все дети, которые уже ходили в школу, оставались дома одни — родители и старшие родственники работали, нянь не было почти ни у кого), и вдруг слышишь откуда-то пугающую, тревожную музыку. Ты выглядываешь в окно, и видишь, как по улице несут открытый гроб, люди идут за ним и плачут, а впереди вышагивает оркестр, которые играет похоронный марш. Ужас! А после этого было страшно выходить на прогулку: за земле после процессии оставались пихтовые или еловые ветки и цветы.
Посуда, из которой никто не ест
Эта странная традиция тебе наверняка знакома, ты точно видела такое дома у бабушки: сервант, в котором стоит красивая посуда, а на кухне, в сушильном шкафу, хранятся «повседневные» тарелки и чашки. Сейчас мы не понимаем, для чего покупать красивую посуду, а потом просто ее хранить: это не лучшее украшение комнаты, на кухне для серванта, как правило, нет места, да и вообще, зачем нужна посуда, которой никто никогда не пользуется?
Но в СССР сервант с сервизом и хрусталем был признаком достатка. Красивая посуда стоила дорого и достать ее было трудно. Поэтому дефицитные сервизы и наборы бокалов берегли, доставая только для гостей, по большим праздникам: ведь разбитую тарелку просто так было не заменить. Кстати, о гостях.
Новый год в большой компании
Эта традиция уж точно не дикая, но, если подумать, все же довольно странная. Во всем мире в большой компании празднуют, как правило, свадьбы и дни рождения. А вот Новый год в Азии или Рождество в Европе и Америке- семейные праздники. В эти дни принято собираться с самыми близкими — семьей и ближайшими родственниками. В СССР же было принято звать на Новый год не только родственников, но и друзей, причем целыми семьями. В небольших квартирах собиралось больше десятка человек. Почему?
Все просто: причина во-первых, в дефиците товаров, а во-вторых — в скромном финансовом состоянии советских людей. Зарплаты у большинства были совсем небольшими, хорошие продукты приходилось «доставать», и отпраздновать Новый год большой компанией получалось дешевле и удобнее. Все несли к столу то, что удалось «достать», к хозяйке приходили подруги и родственницы и все готовили праздничный стол вместе.
Одежда «на вырост» и «донашивание»
Тотальный советский дефицит всего породил и еще один странный обычай: покупать детям одежду на несколько размеров больше. Это называлось «на вырост». Делали так, конечно, не специально: как только в каком-нибудь универмаге «выбрасывали» партию хорошего товара, за ним тут же выстраивалась огромная очередь. И часто было неважно, что именно «выбросили», а иногда люди даже не знали, за чем стоят. В любом случае, лучше было покупать — пригодится! Поэтому мамы покупали любую хорошую детскую одежду: ее могло не быть к тому моменту, как ребенок подрастет, так что лучше купить и положить в шкаф — пусть ждет своего часа.
Из-за того же дефицита младшие дети донашивали одежду за старшими. Советы, которые сейчас дают молодым матерям — мол, не храните вещи старшего ребенка, не отказывайте себе в удовольствии купить второму малы шу все новое, — привели бы в шок советских женщин. Тогда вещи передавались из поколения в поколение — ведь «донашивать» можно было и за родителями.
Товарищеский суд
А вот этот обычай действительно кажется диким: товарищеский суд — это способ подвергнуть остракизму и осуждению человека, который ведет себя как-то не так — с точки зрения советского общества. Подавалось это как забота общества о своем товарище, совершившем ошибку, и задача якобы была одна — наставить заблудшего строителя коммунизма на путь истинный. По сути, товарищеский суд был собранием (чаще всего — коллег «подсудимого2, но иногда и «общественников»), на котором тщательно и в деталях разбирался проступок «подсудимого», а ему приходилось оправдываться.
Кого вызывали на товарищеский суд? В принципе — кого угодно, но чаще всего «песочили» неверных супругов, пьяниц, хулиганов и нарушителей трудовой дисциплины. Последним было особенно трудно: товарищеский суд не имел ни малейшей юридической силы, но, по его итогам, «судьи» могли подать руководству провинившегося ходатайство — о выговоре, понижении в должности или даже увольнении.
Возложение цветов в день свадьбы
Этот обычай вовсе не странный, но точно удивительный: такого не было нигде в мире, кроме СССР, и теперь — России. Эта традиция зародилась в послевоенные годы: в то время в брак вступали люди, пережившие войну взрослыми, и цветы, которые они возлагали к памятникам и мемориалам, были данью уважения воинам, благодаря которым страна победила и счастливые свадьбы стали возможны. А затем традиция и вовсе превратилась в настоящее шествие: молодожены и их гости объезжали все памятные места города и везде возлагали букеты. Очень многие пары делают это и сейчас.
Макароны с хлебом
«Хлеб — всему голова!» — слова, которые каждый советский гражданин знал с раннего детства. Конечно же, это отголоски голодных военных и послевоенных времен: в то время хлеб зачастую был единственной едой (если она вообще была). А после бесплатный хлеб в столовых стал символом того, что страна выбирается из экономического кризиса, и может себе позволить вдоволь кормить граждан 9ну, хотя бы хлебом). Вероятно, так и появилась привычка есть с хлебом вообще все: салаты, супы, вторые блюда. Даже в том случае, если эти самые вторые блюда тоже были из муки — например, макароны или пельмени. И до сих пор многим людям старшего возраста обед без хлеба — не обед: им просто невкусно!
Фото: Садчиков Виктор/Фотохроника ТАСС, Николай Акимов/ТАСС, Рабинович Исаак/Фотохроника ТАСС Малышев Николай, Чумичев Алексан/ТАСС, Сергей Белявый/ТАСС
Кастро и холодная война | Американский опыт | Официальный сайт
Американский команданте |
Статья
История жизни Фиделя Кастро — это не история лидера бедной слаборазвитой нации, борющейся за выживание в условиях жесткой оппозиции Соединенных Штатов. В течение четырех десятилетий Кастро намеренно стоял в центре опасной игры, которую Соединенные Штаты, Советский Союз, а иногда и Китай играли за политическое превосходство в странах третьего мира. Ловко манипулируя возможностями, предоставленными Кубе холодной войной, ему удалось превратить свой остров в стартовую площадку для демонстрации своего лидерства во всем мире.
Кастро и Никита Хрущев обнимаются. Предоставлено: Библиотека имени Джона Кеннеди.
Советская защита
Знакомство Кастро с Советским Союзом началось вскоре после революции с визита в Гавану вице-премьера СССР Анастаса Микояна. Когда он взял Соединенные Штаты, он знал, что ему нужна советская защита, чтобы выжить. Советы вели осторожную игру, но не могли упустить возможности закрепиться в Западном полушарии, в девяноста милях от Соединенных Штатов. В конце визита Микояна Советы согласились покупать кубинский сахар в обмен на советскую нефть. Соединенные Штаты, уже обеспокоенные антиамериканской риторикой Кастро, расценили соглашение как предательство и попросили американские компании на Кубе не перерабатывать советскую сырую нефть. Отношения начали ухудшаться, вплоть до окончательного разрыва 19 января. 61.
Кастро в 1961 году. Фото: архивы WGBH.
Ядерный кризис
В декабре 1961 года, всего через несколько месяцев после спонсируемого США вторжения в залив Свиней, Фидель Кастро объявил себя марксистом-ленинцем, обязав Советский Союз защищать его новую, уязвимую социалистическую нацию. . Вскоре после этого он попросил у Советского Союза оружие, советников и даже советских солдат. Советы предложили другую защиту — баллистические ракеты средней дальности. Кастро согласился. Когда 19 октября62 американских самолета-разведчика U-2 сфотографировали ракетные объекты на Кубе, мир встал на грань ядерного противостояния. По мере обострения ракетного кризиса Кастро писал советскому лидеру Никите Хрущеву, призывая его использовать ракеты и при необходимости пожертвовать Кубой. Без ведома кубинского лидера Хрущев уже достиг соглашения с президентом Джоном Ф. Кеннеди об отзыве ракет, не посоветовавшись с Кастро. Кубинский лидер узнал от друга, редактора газеты Революция , Карлос Франки. Кастро пришел в ярость, обнаружив, что Советский Союз будет относиться к Кубе так же, как к Соединенным Штатам, — как к незначительному острову посреди Карибского моря.
Тайная война
В конце концов Кастро вышел победителем. Президент Кеннеди тайно пообещал Хрущеву, что Соединенные Штаты не будут вторгаться на Кубу. Тем не менее кубинская революция продолжала сталкиваться с угрозами, поскольку США продолжали тайную войну под кодовым названием «Операция Мангуст». А экономическое эмбарго, введенное США в 1961 не ослабевает.
Приверженность мировой революции
Кастро был яростно привержен созданию своего собственного революционного мира и борьбе с империализмом всякий раз, когда и где бы ни появлялась возможность — в Африке, Азии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. «Любое революционное движение в любом уголке мира может рассчитывать на помощь кубинских борцов», — сказал он аудитории революционных лидеров третьего мира в начале 1966 года. Когда его революционные цели противоречили целям его советского благодетеля, он, тем не менее, преследовал их. . Среди кремлевских чиновников он стал известен как «гадюка в нашей груди».
Поражение и предательство
Мировая революция Кастро ускользнула от него. Его партизанские армии потерпели поражение от американских сил по борьбе с повстанцами и были преданы советскими коммунистическими партиями по всему миру. Самое печальное, что в Боливии в 1967 году погиб главный инструмент мировой революции Че Гевары Кастро. чтобы смягчить свою враждебную риторику против Соединенных Штатов. «Мы соседи», — сказал он репортеру Барбаре Уолтерс в 1974, «и мы должны ладить». Кубинские и американские официальные лица тайно встретились в аэропорту Ла-Гуардиа и в отеле «Пьер», чтобы договориться о сближении. Когда госсекретарь Генри Киссинджер объявил в 1975 году, что США готовы «начать новые отношения», две страны стояли на пороге соглашения.
Выбор Кастро
Затем, через 15 лет после победы кубинской революции, Фидель Кастро сделал, пожалуй, самый важный выбор в своей жизни, который определил будущее Кубы и США. отношения в XXI веке. В 1974-75, когда нормализация отношений между США и Кубой казалась неизбежной, Фидель Кастро увидел возможность возродить свою международную революцию.
Ангола
После пяти веков пребывания в качестве колонии Португалии Ангола в Западной Африке должна была получить свою независимость в ноябре 1975 года. Страна была на грани гражданской войны, когда три отдельные группы претендовали на власть в стране. Куба поддерживала Движение за независимость Анголы (МПЛА) с XIX века.60-е годы. Лидер марксистов Агостиньо Нето имел тесные связи с Гаваной и пользовался благосклонностью кубинцев. Кастро оказался перед выбором: интервенция в Анголе или отношения с США. 7 ноября 1975 года он лично видел отплытие авиалайнера, доставившего кубинский спецназ в столицу Анголы Луанду, а затем два пассажирских корабля с регулярными войсками на поле боя. Когда Куба взяла на себя инициативу, Москва поддержала ее. «Они сделали выбор, который, по сути, и я имею в виду очень буквально, предотвратил какое-либо улучшение наших отношений с Кубой», — сказал президент Джеральд Форд.
Афганистан
Ангола вывела Кастро на мировую арену. По словам кубинского аналитика Уильяма Леогранде, «кубинская интервенция в Анголе определяет Кубу как страну, готовую пойти на риск, готовую поставить на кон свои интересы, готовую спровоцировать конфронтацию с Соединенными Штатами в поддержку национальное освобождение в Африке». В силу своей бешеной популярности в Африке Кастро в сентябре 1979 года был избран лидером Движения неприсоединения. В октябре того же года он отправился в Нью-Йорк, чтобы выступить перед Генеральной Ассамблеей ООН с требованием международного перераспределения богатства и доходов в пользу бедных стран мира. «Те месяцы осени 1979 лет были апогеем его могущества, — заметил позже аналитик ЦРУ Брайан Лэтелл. нации? Что ж, Кастро смог осуществить этот изысканный, казалось бы, невозможный баланс». Затем, в первый день 1980 года, Советский Союз вторгся в Афганистан, неприсоединившуюся страну. Внешняя политика Кастро получила сокрушительный удар.
Рональд Рейган руководил агрессивной кампанией против Кастро и коммунизма. Фото: Библиотека Рейгана.
Латинская Америка
Президент Рональд Рейган вступил в должность, полон решимости бороться с распространением коммунизма, начиная с близкого расположения дома. Победа сандинистов в 1979 году стала огромным триумфом Фиделя Кастро. Левый режим, лояльный Кубе, был тем плацдармом, который он искал с 1960-х годов. Теперь он мог поддержать растущее восстание в соседнем Сальвадоре и Гватемале. В 1980 году он приобрел еще одного союзника, Мориса Бишопа, на карибском острове Гренада. Администрация Рейгана перешла в наступление. Рейган ужесточил экономическое эмбарго США, финансировал контрас для ведения войны против никарагуанских сандинистов, вторгся в Гренаду в 1919 г.83, и начал кампанию по разоблачению ситуации с правами человека на Кубе. Кастро, в свою очередь, насторожил Кубу, назвав администрацию Рейгана «реакционной экстремистской кликой», ведущей «откровенно воинственную и фашистскую внешнюю политику». Рейган остановил продвижение Кастро в северном полушарии. Но и в этом случае именно сверхдержавы определят судьбу Фиделя Кастро.
Конец холодной войны
В 1985 году советский лидер Михаил Горбачев провозгласил гласность и перестройка , экономические и политические реформы, призванные спасти коммунизм и возродить экономику Советского Союза. Кастро отверг реформы Горбачева, которые, по его мнению, «представляли угрозу фундаментальным социалистическим принципам». Но даже реформы Горбачева не смогли спасти коммунизм, и в 1991 году Советский Союз распался. Для Кастро это был огромный удар. «Говорить о распаде Советского Союза — все равно, что говорить о том, что солнце не светит», — сказал он. И солнце ушло. Кастро потерял более 6 миллиардов долларов ежегодной экономической помощи. Социалистическому миру, к которому он решил присоединиться, пришел конец.
«Как человек на скачках, он поставил все свои деньги на лошадь.» Кубинский критик Рикардо Бофилл сказал: «И он поставил не на ту лошадь».
*Эта статья изначально была опубликована на сайте документального фильма American Experience 2005 года Fidel Castro .
«Назад в СССР»: история песни The Beatles
Песня включала в себя гармонии Beach Boys и риффы Чака Берри, чтобы стать обжигающей частью рок-н-ролла.
Фото: Keystone Features/Getty Images
Существуют записи, на которых The Beatles в Ришикеше поют песню о духовном возрождении в стиле The Beach Boys : выступление, стилистически не более чем в миллионе миль от демо-версии Эшера « Назад в СССР». Песня превращается в песню «Happy Birthday Mike Love» в честь вокалиста The Beach Boys, который изучал с ними трансцендентальную медитацию в индийском ашраме Махариши Махеш Йоги.
Ришикеш всегда вдохновлял на творчество. Расположенный на фоне, где могучий Ганг сменяется зелеными предгорьями Гималаев, это был анклав безмятежности, место, где артисты, такие как The Beatles, могли позволить своей работе просто вылиться из них, освободившись от оковы современного мира.
‘Вы должны говорить о девушках по всей России’
Любовь вспомнила Пола Маккартни однажды утром прогуливающегося из своей хижины в ашраме: «Я сидел за столом для завтрака, и Маккартни спустился со своей акустической гитарой и он играл «Назад в СССР», и я сказал ему, что тебе следует говорить о девушках со всей России, Украины и Грузии. Он был достаточно изобретателен, чтобы не нуждаться в моей лирической помощи, но я дал ему идею для этой небольшой секции… Я думаю, что с их стороны было легко и с юмором взяться за The Beach Boys».
Посмотрите это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Финальная лирика Маккартни действительно говорит о девушках из разных уголков СССР («Ну, украинские девушки действительно выбивают меня из колеи/Они оставляют запад позади/А московские девушки делают я пою и кричу/Я всегда думаю о Джорджии»), так же, как «California Girls» The Beach Boys делает это для США («Ну, девушки с Восточного побережья модные/Мне очень нравятся их стили, которые они носят/И южные девушки с то, как они разговаривают/Они нокаутируют меня, когда я там внизу»).
«Назад в СССР» также отражало желание «Битлз» снова стать рок-н-ролльной группой после сложных студийных экспериментов предыдущих нескольких лет. « Чак Берри однажды исполнил песню под названием «Back In The USA», очень американскую, очень Чаковскую, — сказал Маккартни Радио Люксембург в ноябре 1968 года. , давно, понимаешь? И он очень американский. Но он возвращается в СССР, знаете ли, и он как бы говорит: «Оставь это до завтра, дорогая, отключить телефон» и все такое».
Хотя концепция песни могла быть относительно простой, ее исполнение было не таким легким. Как и многие из «Белого альбома», песен, написанных в Индии, группа записала демо «Назад в СССР» в бунгало Джорджа Харрисона Эшер, Кинфаунс, еще в мае 1968 года, вскоре после возвращения в Англию. . Но к тому времени, когда они приступили к записи песни на Abbey Road, была середина августа, и напряжение нарастало. Ринго был недоволен тем, как идут дела. «Я чувствовал, что играю не очень хорошо, и я также чувствовал, что остальные трое были действительно счастливы, а я был аутсайдером», — сказал он позже. Во время записи «Back In The USSR» барабанщик решил, что с него хватит, и ушел, проведя пару недель на яхте Питера Селлерса в Средиземном море, прежде чем вернуться в стадо после того, как другие заверили его в его ценности. к группе.
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Обжигающая рок-н-ролльная подача
Тем временем Маккартни взял на себя обязанности перкуссиониста, и вместе с Джоном и Джорджем группа завершила ‘Back В СССР» всего за два дня (22 и 23 августа 1968 г.), добавив звуковые эффекты авиалайнера «Виконт» к тому, что представляло собой поразительно тяжелую стену из пульсирующих барабанов, рваных гитар, драйвового баса, грохота пианино и обжигающего рок-н-ролла. доставка рулона. Затем, намекая на раннее вдохновение, как выразился Пол, «мы добавили гармонии в стиле Beach Boys».