Содержание
Скромное обаяние слобожан. Почему в СССР не любили мещанство / Идеи и люди / Независимая газета
Тэги: мещанское сословие, мировоззрение, мещанство, ссср, коммунальный социум, литература
В СССР мещанство преследовали как мировоззрение. Репродукция РИА Новости
В рассказе Андрея Платонова «Фро» есть замечательный диалог. Дочь старого машиниста говорит: «Наверно, я тоже мещанка». Отец возражает: «Ну, какая ты мещанка! Теперь их нет, они умерли давно. Тебе до мещанки еще долго жить и учиться нужно: те хорошие женщины были». Мещан в СССР стали клеймить и бичевать, когда они уже расточились как сословие, подались в рабочие или совслужащие. Примерно так же в Испанской империи преследовали арабов и евреев. Пока они жили под боком, их кое-как терпели. Когда они выкрестились в марранов и морисков, их стали сжигать на площадях и изгонять из страны.
Тупиковая ветвь
В мещанское сословие в Российской империи входили мелкие торговцы, ремесленники, приказчики и прислуга. В СССР их квалифицировали как «мелкую буржуазию».
После сворачивания нэпа уцелели только кустари-одиночки (холодные сапожники, частные портнихи, чистильщики обуви). Но и они постепенно становились кустарями-коллективистами (объединялись в артели). Уцелели также редкие, почти реликтовые предприниматели. Например, охотники-промысловики. Или частные застройщики, обычно из архитекторов («немногочисленная группа жуликов, которая каким-то образом уцелела в Москве», как характеризует их булгаковский Мастер).
Мещанство преследовали скорее как мировоззрение.
Первым обратил неблагосклонное внимание на мещан Александр Герцен («Концы и начала»). Это новая городская цивилизация, победившая в Европе, а Америка никакой другой и не знает. Мещанин лишен индивидуальности и вульгарен, умерен и аккуратен, благополучен и доволен собой. Мещанство – законченный вид, свершивший свой цикл развития, тупиковая ветвь человечества. Очень похоже через полвека описывал своего «массового человека» Ортега-и-Гассет.
Для Горького, который и сам был из мещан, это магистральная тема. Ее прямо трактуют «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», пьесы «Мещане» и «Варвары», мемуары «Детство» и «В людях», ряд повестей типа «Городка Окурова». В 1932 году Горький подвел итог «Заметками о мещанстве». Основные ноты мещанства – «уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед всем, что может вспугнуть этот покой». Мещанин жаден и недальновиден, туп и самодоволен. Это эгоист, помнящий только о своем удобстве. Он носит в себе непримиримые и подлые противоречия. Совесть мещанина – это страх возмездия.
Превозмогая обожанье
Но заметки Горького описывают не конкретное сословие, а мещанство как строй души. Поэтому интересней отрывок из записной книжки Юрия Тынянова:
«Смысл слова «мещанин» в законе: «Низший разряд городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики), более известный под названием посадских». .. Откуда бы распуститься в этом слове нашим оценочным смыслам?
Дело разъяснится, если мы взглянем на старый синоним слова «посадские». Лет 20–25 назад слова «хулиган» не существовало, было слово «посадский». В посадах, в слободах оседали люди, не дошедшие до городской черты или перешедшие ее. Городские девушки, во всем подходившие под понятие мещанок, говорили: «Я за него не пойду, он посадский»…
Мещанин сидел на неверном, расплывчатом хозяйстве и косился на прохожих. Он накоплял – старался перебраться в город – или пьянствовал, тратился, «гулял» (обыкновенно злобно гулял). Чувство собственности сказывалось не в любви к собственному хозяйству, а в нелюбви к чужим… Таинственность быта, внутренностей мещанинова жилья была полная, и только иногда выбегала оттуда растерзанная девка или жена: это он гулял у себя. Стало быть: оглядка на чужих, «свои дела», иногда зависть. Почти всегда равнодушие. Особенно эти черты сказывались в крике мещанок. У них визгливые голоса. Когда муж бил жену или когда она била детей или ругалась с кем-либо, она всегда визжала.
Пес, этот барометр социального человека, старался у мещанина быть злым. Крепкий забор был эстетической конструкцией. Внутри тоже развивалась эстетика, очень сложная. Любовь к завитушкам уравновешивалась симметрией завитушек. Жажда симметрии была у мещанина необходимостью справедливости. Мещанин, даже вороватый или пьяный, требовал от литературы, чтобы порок был наказан – для симметрии… Помню, как одна мещанка снялась с мужем, а на круглый столик между собой и мужем посадила чужую девочку, потому что она видела такие карточки у семейных».
Вот примерно такую публику наблюдает лирический герой Бориса Пастернака в подмосковной электричке: «Превозмогая обожанье,/ Я наблюдал, боготоворя:/ Здесь были бабы, слобожане,/ Учащиеся, слесаря…»
Черные и красные
Гнать мещан было, в общем-то, не за что. Ханна Арендт утверждала, что всякий тоталитаризм опирается на «промежуточные городские слои». Но советские теоретики полагали, что вязкая мелкобуржуазная стихия разъедает революционную идеологию. Интересно: мещан уже нет, а стихия свирепствует.
Впрочем, Анатолий Вишневский считал, что социальная структура Российской империи была упрощенной. Что третье сословие, ядро среднего класса, у нас толком не сформировалось. А русские мещане – это выходцы из пореформенной деревни.
Русские слобожане и впрямь мало напоминали западных бюргеров. Но вообще-то понятие черных сотен или посадских людей известно с XIV века. А во время Смуты посадские составили основу ополчения Минина и Пожарского; дворяне и казаки присоединились позднее.
Это было многочисленное сословие. По переписи 1897 года мещане составляли 10,7% населения империи. Они уступали только крестьянам (77,5%) и превосходили дворян и чиновников, почетных граждан и купцов, казаков и инородцев.
Кроме того, в городах проживало шесть с лишним миллионов крестьян. Сословные перегородки были еще прочными, и крестьяне не могли быстро записаться в мещанство или купечество. Посадские Тынянова принадлежали именно к этой прослойке.
Это прослойка промежуточная и межеумочная («одной ногой стоит в настоящем, другой приветствует будущее»). Но в целом русского мещанина считали вполне законченным типом. В обыденной жизни незаметным, но охотно всплывающим на поверхность в смутные времена.
Брошюра Дмитрия Мережковского «Грядущий хам» появилась в 1905-м. А в 1929-м, в году «великого перелома», Георгий Федотов представляет мещанина чуть ли не главной силой русской революции.
«С началом XX века Россия демократизируется с чрезвычайной быстротой. Меняется самый характер улицы. Чиновничье-учащаяся Россия начинает давать место иной, плохо одетой, дурно воспитанной толпе. На городских бульварах по вечерам гуляют толпы молодежи в косоворотках и пиджаках с барышнями, одетыми по-модному, но явно не бывавшими в гимназиях. Лущат семечки, обмениваются любезностями. Стараются соблюдать тон и ужасно фальшивят… Иногда это чеховский телеграфист или писарь, иногда парикмахер, приказчик… Банщик, портной, цирковой артист, парикмахер сыграли большую роль в коммунистической революции, чем фабричный рабочий… С этим разночинством сливается и выделяемый пролетариатом верхний слой… Сюда шлет уже и деревня свою честолюбивую молодежь… Это они – люди Октября, строители нового быта, идеологи пролеткультуры».
Такого революционного телеграфиста выводит Бабель в рассказе «Дорога». Действие происходит в 1918 году, поезд идет из Киева.
«Ночью поезд вздрогнул и остановился. Дверь теплушки разошлась, зеленое сияние снегов открылось нам. В вагон вошел станционный телеграфист в дохе, стянутой ремешком, и мягких кавказских сапогах. Телеграфист протянул руку и пристукнул пальцем по раскрытой ладони.
– Документы об это место…
…Рядом со мной дремали, сидя, учитель Иегуда Вейнберг с женой. Учитель женился несколько дней назад и увозил молодую в Петербург… Руки их и во сне были сцеплены, вдеты одна в другую.
Телеграфист прочитал их мандат, подписанный Луначарским, вытащил из-под дохи маузер с узким и грязным дулом и выстрелил учителю в лицо. За спиной телеграфиста топтался сутулый, большой мужик в развязавшемся треухе. Начальник мигнул мужику, тот поставил на пол фонарь, расстегнул убитого, отрезал ему ножиком половые части и стал совать их в рот его жене.
– Брезговала трефным, – сказал телеграфист, – кушай кошерное».
Сцена из спектакля по пьесе Максима Горького «Мещане» (Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького, 1968). Фото РИА Новости |
В 1932-м, когда написан рассказ, этот телеграфист – несомненная контра. Но в 1918-м все было не так просто. Силы революции были разными, и таких телеграфистов хватало и в отделах ЧК – в Киеве, в Харькове, в Одессе. Примеры у меня есть под рукой, но тошно выписывать – хотите, найдите сами.
Кстати, Федотов считает телеграфистов лютыми врагами интеллигенции: «Новые люди – самоучки. Они сдают на аттестат зрелости экстернами, проваливаясь из года в год. Они с ошибками говорят по-русски… Для них издают всевозможные «библиотеки самообразования». Это невероятная окрошка из философии, социологии, естествознания, физики, литературы… Там увлекаются эсперанто, вегетарианством, гимнастикой Мюллера».
Понятно, что эти выходцы испытывают к интеллигентам, которым все досталось даром, огромную зависть.
Семена идиотизма
Выходцем из мещанского сословия был и Сталин – сын сапожника Бесо Джугашвили. Точнее, он был классическим разночинцем, выпавшим из своего сословия и не примкнувшим к другому.
Михаил Вайскопф рассматривает речи Сталина, вязкие и местами бессмысленные. И пишет о «семенах идиотизма», которые вождь сеял в своих выступлениях. Невольно или намеренно – для оболванивания масс.
Идиот в классическом, античном значении – это человек неполитический. Он не участвует в жизни полиса и погружен в жизнь частную. У греков такие повадки вызывали общественное порицание: бирюк, чужак, не наш человек. Позднее у римлян слово «идиот» означало уже просто человека неграмотного, невежду.
Это, очевидно, не случай Сталина. Ум его был в первую очередь политическим. А недостатки образования он всю жизнь наверстывал запойным чтением.
Идиотия в медицинском смысле – последняя стадия умственной отсталости. Клинический идиот не понимает человеческой речи и порой не способен даже отличить съестное от несъедобного.
У Сталина в расцвете лет обнаружили параноидальное расстройство, а к концу жизни он выказывал очевидные признаки помешательства. Но ложку в ухо все-таки не совал и под себя не ходил. По крайней мере пока удар его не хватил.
Есть еще «Идиот» Достоевского. Князь Мышкин – человек редкой душевной тонкости и большого обаяния, вокруг него так и вьются лица разных сословий и поколений. Но в то же время князь не владеет простыми житейскими навыками вроде умения обращаться с деньгами и женщинами. Не говоря уж о печальном его конце: вот-де куда приводят чистая человечность и христианское смирение в последней крайности. Вот это сочетание – мощная притягательность при очевидной ущербности – давайте запомним. Какой-то боковой свет на фигуру и физиономию Сталина оно проливает.
Наконец, в житейском смысле идиот – просто дурачок. «Карманный словарь иностранных слов» (1845) сообщает: «Идиот – кроткий, не подверженный припадкам бешенства человек, которого у нас называют дурачком, или дурнем». Идиотом в этом смысле можно назвать и бравого солдата Швейка – точнее, его социальную маску.
Следующий шаг делает Владимир Набоков. По его мнению, князь Мышкин не просто дурачок. Он сродни Иванушке-дурачку, герою русских сказок. При этом у Мышкина есть литературный потомок: бодрый дебил из книжек Зощенко, «живущий на задворках полицейского тоталитарного государства, где слабоумие стало последним прибежищем человека». Этот переход кажется головокружительным и неправомерным. Дело в том, что в этой цепи сравнений пропущены звенья. А приводящий ее в движение ворот и вовсе скрыт.
Фольклорную основу образа Мышкина понимал и Михаил Бахтин. По его мнению, это герой карнавализирующий и мениппейно-сатирический. Иными словами, это трагический шут, который хочет совместить несовместимое: любовь к двум женщинам сразу или прощение Рогожина, только что ставшего убийцей. Это и роднит его с Иванушкой-дурачком или Емелей, которые тоже поступают шиворот-навыворот, нарушают всяческие условности и желают странного и несбыточного.
Плуты поневоле
Можно ли считать такими трикстерами Сталина или коммунальных соседей Зощенко? Нет, Сталин тяготеет к другому архетипу, мы его уже называли: это Кощей Бессмертный. Но кое-что его с трикстерами сближает. Сталин вероломен, как Карлсон, изворотлив, как Швейк, и циничен, как поручик Ржевский. А сталинские проделки при побегах из ссылки, которые с восторгом описывают некоторые его биографы, это выходки типичного трикстера.
А красные мещане Зощенко – трикстеры поневоле, не по природе, а по положению. Это не плуты или шуты, это медведи в посудной лавке. То, что было уместно в деревенском или слободском прошлом (подраться на праздник, поучить жену, напиться с магарычей), в городском обиходе расценивается как грубое бесчинство. Принято говорить, что зощенковский герой – мещанин и обыватель, пишет Юрий Шеглов. Но ряд общеизвестных признаков мещанина у этого героя отсутствует.
Он не стремится к «изящной жизни» и вполне удовлетворен своим «полупещерным бытом». Он не копит деньги, не гоняется за вещами и не пытается пускать пыль в глаза «атрибутами буржуазной респектабельности». Он воинственно демократичен, ощущает себя частью нового порядка и бестолково, но искренне привержен революции и ее символам. «Если это мещанин, то мещанин нового типа, так сказать, революционной формации».
Но этот герой обитает в придонных городских слоях. Если герои Платонова, по Мерабу Мамардашвили, это «идиоты возвышенного», то герои Зощенко – «идиоты приниженного». В большом городе они приплюснуты всем грузом городской культуры.
Отсюда еще один мотив, подмеченный Щегловым: зощенковский герой «автоматически начинает действовать некультурно, стоит только слегка ослабить ограничения, налагаемые цивилизацией». Такова «аристократка», пожирающая пирожные в театральном буфете. Или пассажир бесплатной карусели, катающийся до одури. Это распрямление пружины – пример «механизации живого» по Бергсону («Смешной является машинальная косность там, где хотелось бы видеть живую гибкость человека»).
Итак, кое-что общее у Сталина и героев Зощенко все же есть. Это революционное правосознание (со всеми его причудами и вывихами). Это уравнительная тенденция и ненависть к элитарности (вплоть до показного аскетизма). Это мещанский генезис и связанные с ним ментальные комплексы, те самые «семена идиотизма». Например, темный страх и отвращение к самоанализу, о которых писал Горький. Или пренебрежение к чужому хозяйству, зуд разорения и разрушения, о которых писал Тынянов.
Слободка по-одесски
Другой вариант коммунального социума представлен в «Вороньей слободке» Ильфа и Петрова. Это микрокосм вполне аллегорический, и герои «из бывших» составляют в нем квалифицированное большинство. Коммунальной квартирой народов была уже царская империя. Советский проект попытался расширить ее до дома-коммуны, но быстро вернулся к прежнему формату, только с переменой отдельных правил общежительства. Некоторые эпизоды описания «Вороньей слободки» отсылают к практикам старого режима (телесное наказание Лоханкина). Другие – к советским нравам (самозахват чужой комнаты с немедленным вселением в нее коечников).
Коммуналки Зощенко возникли в ходе кампании по пролетаризации Ленинграда (начатой Зиновьевым, продолженной Кировым). Заводских рабочих Зощенко изображает редко, его герои – театральный монтер, кустарь-стекольщик, трамвайный кондуктор, багажный весовщик. Но горожанами они стали по пролетарской разнарядке. Дело в том, что в годы военного коммунизма Петроград почти обезлюдел. Рабочие (а их было-то всего тысяч двести) ушли на войну, уехали в деревню, были выдвинуты в руководство. Когда жизнь нормализовалась, рабочий класс пришлось формировать заново. Из крестьян или слобожан. Москва росла быстрее. Процесс пролетаризации здесь был более размытым. А население коммуналок – более пестрым: служащие, выдвиженцы по разным линиям, переселенцы, нацмены, иностранцы.
Одесса же была сильнее люмпенизирована. Портовый город, южный климат, пестрый национальный состав. «Бывшие», осевшие в ходе Гражданской и не сумевшие эмигрировать. Прибавим сюда причуды принудительной украинизации и перекосы провинциальной жизни.
Населяют «Воронью слободку» представители почти всех социальных слоев.
Деклассированный дворянин, причем из придворных: бывший камергер Александр Дмитриевич Суховейко, которого здесь зовут просто Митрич.
Мягкотелый интеллигент Васисуалий Лоханкин: либерал и народолюбец, искатель сермяжной правды, готовый за нее пострадать.
Базарная торговка и горькая пьяница тетя Паша. К тому же кругу принадлежит Дуня, арендующая у нее койку.
Летчик Севрюгов, работающий на Севере, но живущий в Черноморске. Когорта полярных летчиков еще не сформировалась, но потенциально Севрюгов принадлежит к советской элите. Впрочем, на сцене он ни разу не появляется.
Инородцев-нацменов представляют гражданин Гигиенишвили («бывший князь, а ныне трудящийся Востока») и ответственная квартиросъемщица Люция Францевна Пферд (скорее всего совслужащая). Наконец, простонародье олицетворяют отставной дворник Никита Пряхин и «ничья бабушка», не доверяющая электричеству. Только к ним и можно применить, да и то предположительно, звание слобожан.
А кто же остальные? А это и есть «промежуточные городские слои», на которых якобы опирается всякая тоталитарная власть. Хотя реальным участником сталинского ансамбля здесь может быть только Севрюгов. Да и то не в качестве оркестранта или танцора, а как лицо на афише. Когда в «Вороньей слободке» поселяются еще и антилоповцы, квартира окончательно превращается в бедлам. Между прочим, прообраз этого понятия – не только евангельский Вифлеем, но и Вавилон с его знаменитой башнею, еще одна аллегорическая коммуналка.
Мораль
Гибель «Вороньей слободки» в огне прочитывается и как метафора революции, погубившей прежнюю империю. И как пророчество о крахе СССР. С другой стороны, какой это был бы ужас, кабы вавилонские строители не затеяли свою башню, и ветхозаветный Бог не смешал бы их языки. Все человечество по-прежнему обитало бы в Месопотамии и разговаривало по-шумерски. Или по-аккадски. Или по-халдейски.
Нет уж, нет уж, слуга покорный, увольте, дудки, померла так померла, уж лучше вы к нам.
Чехословакия — СССР: не только 1968-й
Международный Мемориал и команда известного школьного конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век» вместо обычных образовательных поездок провели в этом году при поддержке Европейского союза серию онлайн-семинаров для российских учителей истории.
Мы на Кольте уже рассказывали о двух таких семинарах, посвященных наследию Нюрнбергского трибунала и судьбам остарбайтеров.
Третий и последний семинар «Россия — Чехия в ХХ веке. Память об общем прошлом» прошел 14 ноября и был сделан совместно с Чешским Мемориалом и педагогическим центром SCIO (Прага, Чехия).
На этом семинаре выступила глава кафедры российских и восточноевропейских исследований факультета социальных наук Карлова университета (Прага) доктор Даниела Коленовска, которая рассказала о чешско-российских отношениях в XX веке с одной важной оговоркой: она оставила за рамками события 1968 года. В разговоре с Коленовской Сергей Бондаренко решил придерживаться той же логики.
— Какие события/явления в русско-чешских отношениях в XX веке вам кажутся самыми значимыми (если оставить за скобками 1968-й)? Причем не только в политике, но и в культуре, в более широком контексте.
— Для нынешнего молодого поколения Чехии самое важное — это соглашение о выводе советских войск из страны, подписанное в феврале 1990 года. Именно здесь начинаются для них подлинная свобода и суверенитет.
Из более давних событий — это, конечно, признание Сталиным права Чехословакии на существование в 1943 году и его же согласие на создание армии генерала Свободы (которая в российской традиции называется Первой Чехословацкой отдельной батальонной бригадой). Эта армия прибыла в Богемию вместе с Красной армией и участвовала в ее освобождении.
Но помимо взаимной радости 1945-й — это еще и начало новой, тяжелой, истории. С освобождением от нацистов две эти армии принесли в Чехословакию и быстрое, жесткое введение советских правил жизни: коллективизацию, разрушение церквей, уничтожение тех, кто воевал за страну в некоммунистическом сопротивлении.
Тут необходимо помнить, что, в отличие от Советского Союза, во время войны всегда державшегося хотя бы за часть своей территории, которая так и не была оккупирована, чехи с 1939 года были плотно привязаны к нацистам, страна была занята ими полностью.
Таким образом, любое сопротивление нередко означало в том числе и соучастие в управлении нацистским чешским протекторатом. Например, генерал Алоис Элиаш (Alois Eliáš), главный организатор внутреннего антинацистского сопротивления, был в то же время председателем правительства протектората — до того как немцы арестовали его и приговорили к расстрелу в конце сентября 1941 года. Генерал Карел Кутлвашр (Karel Kutlvašr), командовавший освобождением Праги и пражскими повстанцами 5 мая 1945 года, жил в городе при нацистах. В глазах Сталина они были коллаборационистами. Москва и приведенные Москвой чехословацкие коммунисты репрессировали множество таких людей. Мы сегодня считаем, что это огромная потеря.
Но я скажу и о другой стороне. Два политика Первой республики — президент (1918–1935. — Ред.) Томаш Масарик (Tomáš Garrigue Masaryk) и премьер-министр (1918–1919. — Ред.) Карел Крамарж (Karel Kramář) — очень хорошо знали Россию. Крамарж был панславистом, Масарик много занимался российской культурой. При их поддержке чехословацкие границы были открыты для русской эмиграции, бежавшей от большевиков. В 2021 году мы будем отмечать столетний юбилей этих событий.
Эти связи не исчезли бесследно, они оставались живы и много лет спустя: давайте вспомним хотя бы сотрудничество искусствоведа Индржиха Халупецкого (Jindřich Chalupecký) с неформальным советским искусством 1970-х — так мы узнали об Илье Кабакове и Викторе Пивоварове.
— В российской истории Гражданской войны всегда отдельное внимание уделяют «белочехам», причем их образ не слишком сильно изменился даже с советских времен: их чаще всего описывают как «интервентов», которые более или менее добровольно, но все-таки оказались в России. Как говорят/пишут о них в Чехии?
— В Чехии мы говорим о добровольческой армии, у нас она известна под названием, которое было известно тогда и в России, Франции или Италии, — «чехословацкие легионы».
С точки зрения чехословацких политиков, стремившихся к независимости, это была ключевая сила, которая на Парижской мирной конференции продемонстрировала великим державам не только то, что у чехов, словаков и закарпатских украинцев есть собственные политические амбиции, но и то, что они способны управлять собственным государством.
Для этого Масарику и Бенешу (Эдвард Бенеш — министр иностранных дел Первой республики с 1918 по 1935 год, впоследствии президент Чехословакии. — Ред.) легионы нужны были дома, но Брестский мир между немцами и большевиками и последовавшая за ним Гражданская война в России резко осложнили дело. Вся армия не могла быстро пройти через фронт, и теперь ее нужно было эвакуировать через Владивосток. Конечно, мы знаем, что чехословацкие легионы вмешались в Гражданскую войну. Но более детальное исследование этих процессов началось лишь относительно недавно, поскольку чехословацкие коммунисты в течение 40 лет представляли этих людей исключительно как антибольшевистскую империалистическую армию, защищавшую контрреволюцию. Советские архивы были нам недоступны. Исторические исследования с обеих сторон ограничены до сих пор государственными границами: чехи обработали свои архивы, вы — свои, но совместной работы пока так и нет.
Нам давно известно, что среди легионеров были и коммунисты (например, знаменитый писатель Ярослав Гашек). Прибыв на родину, некоторые легионеры встали на защиту большевистской России и оппонировали белой эмиграции в Праге, критиковали собственное правительство за нежелание признавать Советскую Россию (официально она была признана только в 1935-м). В общем, очевидно, что картина этих событий гораздо более сложная, чем нам представлялось это в коммунистические времена.
— В своем докладе вы подробно говорили о Масарике, о его интересе к русской культуре. Насколько этот интерес повлиял на развитие Чехословакии в межвоенный период? И повлиял ли вообще?
— Да, Масарик хорошо знал Россию. Он хотел представить ее чехам не просто как бывшую великую державу, распавшуюся в Первую мировую, а как часть большой европейской культуры. Он много пропагандировал Достоевского, писал о нем. В большевиков Масарик не верил, он считал, что в России они надолго не задержатся. Именно он был вдохновителем идеи предоставить убежище русской эмиграции в начале 1920-х, когда к нам приехало около 30 тысяч человек.
Эмигранты создали свои учебные заведения, университеты, школы. Как предполагал Масарик, именно эмиграция должна была после падения большевиков взять в свои руки власть в России. Мы все знаем, что в политическом смысле это ничем не кончилось, — но мы по-прежнему ценим вклад этой культуры в нашу жизнь. Например, здания русских архитекторов того времени все еще стоят в наших городах. По-прежнему известны и значимы такие люди, как Роман Якобсон или Марина Цветаева.
— Насколько в современной Чехии распространено мнение, что в послевоенное время идеи коммунизма пришли в страну в результате внешнего «вторжения»? Есть ли представления о собственно чешской линии в этом развитии — или все описывается в категориях внешнего влияния СССР?
— Дело в том, что у чехов есть своя собственная сильная социалистическая традиция. Рабочее движение началось в 1860-е годы, а с 1870 года существовала и чешская социал-демократическая организация. Ее представители входили в состав австрийского рейхсовета (Чехия до 1918 года входила в состав Австро-Венгрии. — Ред.). В 1920 году на выборах в чехословацкий парламент социал-демократы получили четверть голосов и вместе с национал-социалистами и немецкими социал-демократами обладали сильным влиянием на протяжении всей межвоенной эпохи. Чешские феминистки добивались признания прав женщин еще с XIX века, так что женщины в независимой Чехословакии имели право голосовать, а президент Масарик даже добавил к своему имени фамилию жены — Гарриг.
Коммунисты ворвались в политику в начале 1920-х. Единство в среде социал-демократов было поколеблено в 1920-м, после встречи одного из самых влиятельных чешских марксистов Богумира Шмераля с Лениным в Москве. Но даже взгляды Шмераля больше соответствовали программе русских меньшевиков и не устраивали радикалов внутри Коммунистической партии. К концу 1920-х годов последние овладели партией и провели ее большевизацию в полном соответствии с рецептами Коминтерна. Такие люди, как коммунисты Готвальд и Сланский, прожили всю Вторую мировую войну в СССР, они не сотрудничали с Национальным центром сопротивления нацистам в Лондоне, а после войны приступили к советизации Чехословакии. Поэтому, на мой взгляд, правильнее говорить не об аутентичном чешском коммунизме, а об отдельных радикалах, которые благодаря Второй мировой войне и успеху в ней СССР сумели узурпировать сильную чешскую социалистическую традицию.
— Для образованных людей в современной России Вацлав Гавел часто выступает как одна из ролевых моделей идеального политика: общественный деятель, литератор, ставший президентом. Насколько велико влияние его наследия в современной Чехии?
— В свое время действия Вацлава Гавела вызывали в Чехии недовольство и острые дискуссии. Сегодня его человечность, его взгляды многим кажутся утраченным идеалом. Мы все чаще возвращаемся к чтению его «Силы бессильных» (программное эссе Гавела 1978 года. — Ред.). К сожалению, и в наше время многие вещи, сказанные там, все еще актуальны.
Из победившего наследия Гавела я бы выделила несколько вещей: вместе с ним в нашу политику пришли сильная субкультура чехословацкого инакомыслия и эмигрантская традиция. И то и другое укрепило институциональную структуру чешского государства и его правовую систему. Именно таким образом удалось остановить эскалацию насилия и влияние силовых структур, которого многие опасались в 1988–1989 годах. В современной Чехии полиция в целом служит интересам населения, а не доминирует над ним. И это тоже наследие Гавела.
— Если можно в нескольких словах обобщить образ СССР / России XX века в чешских школьных учебниках истории, то каков он? На какие аспекты российской/советской истории обращается внимание прежде всего?
— Во-первых, чешские школы не следуют общему учебному плану. Во-вторых, они обучают детей определенным навыкам — главный упор на уроках истории делается на критическое мышление. Так что если говорить о ХХ веке в целом, то ученики иногда жалуются, что на него отводится мало времени. Как правило, речь идет только о чехословацкой истории, а российская/советская появляется только постольку, поскольку в нее вписана.
Хронологически это означает Первую и Вторую мировые войны, 1948 год, возможно, Карибский кризис 1961 года, а затем события 1968 и 1989 годов. Ситуация становится более интересной, когда речь заходит о вопросах, связанных с долгосрочными тенденциями, — о том, как модернизировать страну, в которой долгое время существовало крепостное право, а большинство людей не имело доступа к образованию или собственности; о дискуссиях по поводу авторитарных политических систем и культуры оппозиции; о роли государства в экономике или о европейской ответственности России (о том, почему и когда в России появляется убеждение, что она несет ответственность за развитие Европы настолько, что должна пренебрегать своим собственным развитием). Вот об этом мы говорим в связи с Россией, когда обсуждаем более широкий контекст XX века.
Понравился материал? Помоги сайту!
Глоссарий организаций: Un
Союз Советских Социалистических Республик (государство)
(СССР или CCCP на русском языке)
Союз был образован по инициативе РСФСР. 30 декабря 1922 г. (по иронии судьбы в тот же день Ленин, находившийся в изоляции от государственных дел, написал одно из своих последних писем по вопросу о национальностях или автономизации). Пять наций присоединились к союзу с РСФСР. в конце 1922 года после того, как X съезд Советов утвердил: Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению, через пять лет после того, как они впервые в своей истории были провозглашены независимыми от Российской империи российским советским правительством.
Руководящим органом Советского Союза было Советское правительство, избираемое съездом Советов, которое, в свою очередь, избиралось местными Советами. Исполнительным органом СССР был Центральный Исполнительный Комитет, в составе 101 члена. Законодательным органом СССР был Совет Народных Комиссаров. В первое десятилетие после Октябрьской революции эти члены были избраны съездом Советов в эти отделения от различных политических партий, от меньшевиков до анархистов и большевиков. Спустя десятилетие, после полного уничтожения социал-демократии в Советском Союзе, в ЦИК или Совнарком СССР избирались только члены Коммунистической партии, и избирались сверху вниз, а не снизу вверх. .
К 1930-м годам Политбюро (Политбюро) Российской коммунистической партии превратилось из исполнительного органа Коммунистической партии в высший исполнительный орган всего СССР во главе со Сталиным. Местные Советы потеряли свою власть, поскольку централизованное планирование означало сокрушительное самодержавие и полное господство центра.
[…]
К 1946 году в состав Советского Союза входили 15 советских федеративных социалистических республик (СФСР), в том числе 6 краев, 123 области, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. […]
В 1990 году население Советского Союза составляло 290 122 000 человек, представляющих более 100 различных национальных культур. Прогнозировалось, что к 2010 году население вырастет до 333 000 000 человек. Средняя продолжительность жизни в Советском Союзе составляла 75 лет. Дополнительная литература: Статистика Советского Союза
После распада Союза каждая из республик погрузилась в экономическую катастрофу и социальный упадок. Россия, когда-то одна из самых процветающих стран мира, имеет общенациональное население, которое стремительно сокращается. С социалистического периода 19С 50 по 1990 год средний прирост населения РСФСР составлял 1,15 млн человек ежегодно. После свержения социализма, с 1990 по 1995 год, общая численность населения России ежегодно уменьшалась на человек на 40 000 человек. В 2000 г. население России составляло 146 млн человек (всего на меньше на 1,6 млн с 1990 г.), и оно катастрофически сокращается: к 2050 г. население России может сократиться до 102 млн человек; снижение на треть. Такое событие не имеет аналогов в истории человечества. [Данные из: Доклад Организации Объединенных Наций от 21 марта 2000 г.: Замещающая миграция (ESA/P/WP.160)]
См. также: Глоссарий мест: СССР для информации о территории СССР, включая Карты Советского Союза с картами с подробным описанием особенностей Советского Союза, таких как системы дорог в районы вечной мерзлоты и плотность населения.
Союз молодых коммунистов (марксистско-ленинистский)
Союз молодых коммунистов (марксистско-ленинистский) (UJC (m-l)), небольшой, но влиятельный голос во французских крайне левых в период около мая 1968 г. родился в конце 1966 с исключением группы студентов и последователей Луи Альтюссера из студенческого отделения коммунистической партии, Союза студентов-коммунистов. Бескомпромиссно маоистское, через несколько месяцев после своего основания руководство СЕК (м-л) было приглашено в Китай в 1967 году в разгар Великой пролетарской культурной революции. Роберт Линхарт, глава делегации группы, написал в письме после посещения коммуны, что «это сияющая тропа, по которой пойдут все голодающие мира, все крестьяне зоны теней и бури».
Основным методом действий UJC (m-l) был метод tablissment (учреждение): отправка их членов на фабрики, чтобы как разделить жизнь рабочих, так и организовать. Эта ориентация ouvrieriste привела к тому, что они не смогли предвидеть события мая 1968 года и остались в стороне во время неудавшейся революции, недооценив силу студенческого движения. Их деятельность в мае и июне была почти строго ориентирована на рабочий класс, рассматривая студентов как вспомогательную силу. Их первый мученик, Жиль Тотен, был убит, поддерживая бастующих рабочих во Флинсе 19 июня.68.
В июне 1968 г. группа была запрещена правительством, но в любом случае она находилась в процессе распада, поскольку неспособность должным образом оценить майские события вызвала кризис в ее руководстве. На самом деле нападки на Лингарта на съезде после событий были настолько яростными, что у него случился нервный срыв.
Ядром UJC (m-l) после роспуска группы стало руководство Gauche Proltarienne.
Социалистическая рабочая партия США
Социалистическая рабочая партия Америки была основана в 1876 году на объединительном съезде в Филадельфии в результате объединения американских секций Первого Интернационала и других социалистических организаций. Руководящую роль на съезде сыграл Ф. А. Зорге, соратник Маркса и Энгельса. Подавляющее большинство партии составляли иммигранты, имевшие плохие контакты с американским рабочим классом. В первые годы партия находилась под контролем лассальянцев. Часть лидеров партии считала парламентскую деятельность главной задачей партии, некоторые члены перешли к тред-юнионизму и анархизму. Идеологические и тактические колебания лидеров ослабили партию и привели к отпадению от нее ряда групп. Маркс и Энгельс неоднократно критиковали сектантство американских социалистов.
В 1890-х годах руководство партией перешло к левому крылу во главе с Даниэлем Де Леоном. С.Л.П. отошла от борьбы за удовлетворение частичных требований рабочего класса, отошла от работы в реформистских профсоюзах и постепенно утратила уже ослабевшие связи с массовым рабочим движением. В годы Первой мировой войны (1914-18) С.Л.П. склонялся к интернационализму. Под влиянием Октябрьской революции в России наиболее революционная часть С.Л.П. принимал активное участие в организации Коммунистической партии Америки.
Социалистическая партия США
Образована в июле 1901 г. на съезде в Индианаполисе в результате соединения групп, отколовшихся от Социалистической рабочей партии и Социал-демократической партии США, одним из организаторов которой был Юджин Дебс, популярный лидер американской рабочего движения — один из основателей новой партии. Партия имела смешанный социальный состав и состояла из американских рабочих, рабочих-иммигрантов, а также мелких фермеров и мелкой буржуазии. Центристское и правооппортунистическое руководство партии (Виктор Л. Бергер, Моррис Хилкульт и др. ) отрицало необходимость диктатуры пролетариата, отказываясь от революционных методов борьбы, сокращало деятельность партии в попытках участия в избирательных кампаниях. . В годы первой мировой войны в СП обозначились три направления — социал-шовинисты, поддерживавшие империалистическую политику правительства; Центристы, которые лишь на словах поддерживали дело антиимпериализма, и революционное меньшинство, стоявшее на интернационалистских позициях и активно боровшееся против войны.
Левое крыло Социалистической партии во главе с Чарльзом Рутенбергом, Уильямом Фостером, Уильямом Хейвудом и др. вело борьбу против оппортунистического руководства партии, за самостоятельное политическое выступление пролетариата, за создание производственных профсоюзов. В 1919 году в Социалистической партии произошел раскол. Отколовшееся левое крыло возглавило формирование Коммунистической партии Америки, ядром которой оно было.
Михаил Горбачев, последний лидер Советского Союза, умер в 9 лет1
Мир
Софи Рирдон
/ Новости Си-Би-Эс
Михаил Горбачев скончался в возрасте 91 года
Бывший советский лидер Михаил Горбачев скончался в возрасте 91 года.
02:24
Михаил Горбачев, последний лидер Советского Союза, скончался в возрасте 91 года, сообщили российские государственные СМИ и подтвердил CBS News его личный пресс-секретарь Владимир Поляков.
Причина его смерти сразу не была обнародована, но в офисе Горбачева ранее сообщали, что он проходит лечение в Центральной клинической больнице в Москве, сообщает Associated Press.
Горбачев был Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза с 1985 по 1991 год. Во время своего пребывания на этой должности он наблюдал за деэскалацией холодной войны, кульминацией которой стал распад СССР и падение Берлинская стена.
Он не был похож на революционера и не собирался им быть, но Горбачев изменил ход истории.
Михаил Горбачев, последний руководитель СССР, на фото 1999 года.
Melde Bildagentur\ullstein билд через Getty Images
Горбачев родился в семье фермера в 1931 году на территории тогдашнего Советского Союза. Он уехал в Москву изучать право, вступил в Коммунистическую партию, познакомился и женился на Раисе Горбачевой. Вместе они изменили лицо коммунизма.
До Горбачева советские лидеры никогда не выходили на улицу, не говоря уже о том, чтобы давить плоть. Но в 1985 году самый молодой генеральный секретарь Коммунистической партии отбросил старые пути. Его двойная политика гласности и перестройки открыла страну.
Беспрецедентное обаяние и стиль Горбачева на мировой арене ознаменовали оттепель в холодной войне.
Когда Горбачев встретился с президентом США Рональдом Рейганом в Вашингтоне в 1987 году для подписания Договора о ракетах средней и меньшей дальности, стало ясно, что бывшие враги нашли точки соприкосновения.
Президент Рональд Рейган и Генеральный секретарь Советского Союза Михаил Горбачев в Вашингтоне, округ Колумбия, 8 декабря 1987 года, во время встречи для подписания Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
Рон Сэндлер / Фотобанк NBCU / Getty Images
«Г-н Генеральный секретарь, хотя мое произношение может вызвать у вас затруднения, максима дов-ви-глаз не преви-глаз . Доверяй, но проверяй», — сказал Рейган.
Советский лидер ответил через переводчика: «Вы повторяете это на каждой встрече».
В 1990 году Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира. Мир любил его, но советский народ отвернулся от своего вождя.
«Чего он не осознавал, так это того, что чем более современной она становилась, чем более открытой и реформированной она была, тем меньше у Коммунистической партии контроля над властью», — сказал бывший заместитель госсекретаря США. Государственный Строуб Тэлботт.
Его экономические реформы не сработали. Советские граждане голодали и злились.
В августе 1991 года сторонники жесткой линии организовали государственный переворот. Горбачев выжил, но для него это было слишком. Он ушел с поста генерального секретаря и со стороны наблюдал за распадом Советского Союза, а сам продолжал оставаться первым и последним президентом СССР. Он ушел с этого поста 25 декабря 1991 года, и на следующий день СССР официально распался.
После того, как его жена умерла от лейкемии в 19В 1999 году опустошенный Горбачев нашел утешение в своем мозговом центре по международным вопросам.
Он заново изобрел себя как капиталист, снявшись в рекламе Pizza Hut, чтобы собрать деньги на лечение детского рака. Но его истинное наследие было намного больше.
«История рассудит, что Горбачев может быть одним из самых драматических примеров того, что было названо теорией истории о великом человеке, то есть иметь нужного человека на нужной работе в нужное время», — Тэлботт. сказал.
В своем заявлении во вторник Фред Райан, председатель правления Фонда и института Рейгана, написал о том, как два лидера превратились из противников в друзей.
«Именно генеральный секретарь Горбачев, с которым у президента Рейгана наконец появилась долгожданная возможность наладить отношения, которые привели к ослаблению напряженности между Вашингтоном и Москвой и, в конечном счете, к существенному сокращению вооружений», — написал Райан.
Председатель добавил, что бывшая первая леди Нэнси Рейган была тронута, когда Горбачев присутствовал на государственных похоронах ее покойного мужа в округе Колумбия в 2004 году.0005
Президент Комиссии Европейского Союза Урсула фон дер Ляйен во вторник написала в Твиттере: «Михаил Горбачев был доверенным и уважаемым лидером. Он сыграл решающую роль в прекращении холодной войны и разрушении железного занавеса. Он открыл путь для свободной Европы. , Это наследие мы не забудем».
Еще раз отдавая дань памяти Горбачеву, премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон написал в Твиттере, что он «всегда восхищался мужеством и честностью, которые он продемонстрировал, доведя холодную войну до мирного завершения».