Ссср год основания: Извините, запрашиваемая страница не найдена!

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

История

Постоянное представительство СССР при ООН в г. Нью-Йорк было учреждено после создания Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом ООН, подписанным 26 июня 1945 года на конференции в г. Сан-Франциско и вступившим в силу 24 октября 1945 года. Размещение и обустройство Постпредства было связано с проработкой и согласованием общего вопроса местонахождения штаб-квартиры ООН. Решение о выборе именно США в качестве страны постоянного местопребывания ООН было принято Подготовительной Комиссией еще 15 декабря 1945 года, однако в течение 1946 года шло обсуждение этого вопроса; только 26 июня 1947 года было подписано, а 21 ноября 1947 года вступило в силу “Соглашение между ООН и США относительно месторасположения центральных учреждений Объединенных Наций”.

Основные положения об иммунитетах представителей государств — членов Организации в главных и вспомогательных органах ООН были сформулированы в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года.

В апреле 1946 года Распоряжением Совета Министров СССР был утвержден штат Представительства. В задачи Постпредства входило активное участие в деятельности основных и специализированных учреждений системы ООН.

Статус Постпредства СССР при ООН был определен также на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1948 года о постоянных миссиях при ООН, которая регламентировала порядок назначения постоянных представителей и процедуру оформления их полномочий.

Начиная с 1991 года, с распадом СССР, Российская Федерация наряду с другими бывшими республиками Союза представлена в ООН в качестве независимого государства и функционирует на основании «Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации», утвержденного 29 сентября 1999 года Указом Президента Российской Федерации.

В декабре 1991 года Российская Федерация, в качестве государства-продолжателя СССР на международной арене, официально заняла место Советского Союза в Совете Безопасности ООН.



Постоянные представители СССР и Российской Федерации при ООН

Громыко Андрей Андреевич

(1909-1989)

На дипломатической работе находился с 1938 г.


=»background-color:>












1939 — Заведующий Отделом американских стран НКИД СССР;
конец 1939 — Cоветник полпредства (с 1941 — посольства) СССР в США;
1943-1946 — Посол СССР в США и одновременно посланник СССР в Республике Куба;
1946-1948 — Постоянный представитель СССР при ООН и одновременно заместитель министра иностранных дел СССР;
1948-1949 — Заместитель министра иностранных дел СССР;
1949-1952 — Первый заместитель министра иностранных дел СССР;
с июня 1952 — Посол СССР в Великобритании;
1953-1957 — первый заместитель министра иностранных дел СССР;
1957-1985 — Министр иностранных дел СССР;
с марта 1983 — Одновременно являлся первым заместителем Председателя Совета Министров СССР;
1985-1988 — Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР.

Малик Яков Александрович

(1906-1980)

Имел ранг Чрезвычайного и Полномочного посла.
На дипломатической работе с 1937.


=»background-color:>










1937-1939 — Сотрудник центрального аппарата НКИД СССР;
1939-1942 — Советник полпредства (с 1941 – посольства) СССР в Японии;
1942-1945 — Посол СССР в Японии;
1945-1946 — Политсоветник в Союзном совете для Японии;
1946-1953 — Зам. министра иностранных дел СССР;
1948-1952 — Постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН;
1953-1960 — Посол СССР в Великобритании;
1960-1980 — Зам. министра иностранных дел СССР,
1967-1976 гг. — Постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН.

Зорин Валериан Александрович

(1902-1986)

На дипломатической работе с 1941 г.













1941-1943 — На ответственной работе в центральном аппарате НКИД СССР;
1943-1945 — Заведующий Четвертым Европейским отделом НКИД СССР;
1945-1947 — Посол СССР в Чехословакии;
1947-1955 — Заместитель министра иностранных дел СССР;
1952-1953 — Постоянный представитель СССР в Совете Безопасности ООН;
1948-1952 — Постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН;
1955-1956 — Посол СССР в ФРГ;
1956-1960 — заместитель министра иностранных дел СССР;
1960-1963 — Постоянный представитель СССР при ООН и в Совете Безопасности ООН;
1963-1965 — Заместитель министра иностранных дел СССР;
1965-1971 — Посол СССР во Франции;
1971-1986 — Посол по особым поручениям МИД СССР.

Вышинский Андрей Януарьевич

(1883-1954)

На дипломатической работе с 1940 г.





1940-1946 — первый заместитель народного комиссара иностранных дел СССР;
1946-1949 — Заместитель министра иностранных дел СССР;
1949-1953 — Министр иностранных дел СССР;
1953-1954 — Первый заместитель министра иностранных дел СССР и Постоянный представитель СССР при ООН.

Соболев Аркадий Александрович

(1903-1964)

На дипломатической работе с 1939 г.











1939-1942 — Генеральный секретарь НКИД СССР;
1942-1945 — Советник посольства СССР в Великобритании;
1946-1949 — Помощник Генерального секретаря ООН и руководитель Департамента по политическим вопросам и делам Совета Безопасности ООН;
1949-1950 — Заведующий Отделом по делам ООН МИД СССР, член Коллегии МИД СССР;
1950-1951 — Заведующий Отделом США МИД СССР;
1951-1953 — Посол СССР в Польше;
1953-1954 — Заведующий Отделом стран Америки МИД СССР;
1954-1955 — Заместитель Постоянного представителя СССР при ООН;
1955-1960 — Постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН;
1960-1964 – заместитель министра иностранных дел СССР.

Федоренко Николай Трофимович

(1912-2000)

Имел дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посла.

На дипломатической работе с 1939 г.













1939-1941 — Драгоман Посольства СССР в Китае;
1941-1948 — третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь, советник Посольства СССР в Китае;
1948-1949 — ВРИО заведующего 1 Дальневосточным отделом МИД СССР;
1950-1952 — Советник Посольства СССР в Китайской Народной Республике;
1952 — и.о. заведующего 1 Дальневосточным отделом МИД СССР;
1951-1953 — Посол СССР в Польше;
1952-1953 — Заведующий 1 Дальневосточным отделом МИД СССР;
1953-1955 — Заведующий Дальневосточным отделом МИД СССР;
1955-1958 — Заместитель министра иностранных дел СССР;
1958-1962 — Посол СССР в Японии;
1962-1967 — Постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН;
1968 – освобожден от работы в МИД СССР в связи с переходом в систему Академии Наук.

Трояновский Олег Александрович

(1919-2003)

Имел дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посла.

На дипломатической работе с 1944 г.










1944-1947 — Атташе, третий секретарь Посольства СССР в Великобритании;
1947-1951 — Сотрудник Центрального аппарата МИД СССР;
1951-1953 — Заведующий отделом, редакция журнала «Новости»;
1953-1958 — Помощник министра иностранных дел СССР;
1958-1967 — помощник Председателя Совета Министров СССР;
1967-1976 — Посол СССР в Японии;
1976-1986 — Постоянный представитель СССР при ООН;
1986-1990 — Посол СССР в Китайской Народной Республике;
1990-2003 — Сотрудник Центрального аппарата МИД России.

Дубинин Юрий Владимирович

(1930-2013)

Имел дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посла.

На дипломатической работе с 1955 г.

















1955-1956 — Стажер, посольство СССР во Франции;
1956 — Сотрудник Отдела международных организаций МИД СССР;
1956-1959 — Сотрудник (Р-1) секретариата ЮНЕСКО в Париже;
1959-1962 — Третий секретарь, второй секретарь Первого Европейского отдела МИД СССР;
1962-1963 — Помощник заведующего Первым Европейским отделом МИД СССР;
1963-1968 — Первый секретарь, советник посольства СССР во Франции;
1968-1971 — Заместитель заведующего Первым Европейским отделом МИД СССР;
1971-1978 — Заведующий Первым Европейским отделом МИД СССР;
1978-1986 — Посол СССР в Испании;
1986 — постоянный представитель СССР при ООН;
1986-1990 — Посол СССР в США;
1990-1991 — Посол СССР во Франции;
1991-1994 — Посол по особым поручениям МИД СССР;
1994-1996 — Заместитель министра иностранных дел России;
1996-1999 — Посол России (в ранге замминистра иностранных дел Российской Федерации) на Украине;
1999 — освобожден от работы в МИД РФ.

Белоногов Александр Михайлович

(р. 1931)

На дипломатической работе с 1954 г.













1954-1962 – Референт, ст. референт, атташе Договорно-правового отдела МИД СССР;
1959-1962 — третий секретарь, второй секретарь Отдела международных экономических организаций МИД СССР;
1962-1967 — третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь Посольства СССР в Великобритании;
1967-1978 — Советник, ст. советник, гл. советник Управления по планированию внешнеполитических мероприятий МИД СССР;
1978-1979 — Зав. Отделом стран Африки и Ближнего Востока;
1963-1968 — Первый секретарь, советник посольства СССР во Франции;
1979-1984 — Зам. зав., зав. Отделом США МИД СССР;
1984-1986 — Посол СССР в АРЕ;
1986-1990 — Постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН;
1990-1992 — Заместитель министра иностранных дел СССР;
1992-1998 — Посол России в Канаде;
1998 — освобожден от работы в МИД России.

Воронцов Юлий Михайлович

(1929-2007)

На дипломатической работе с 1952 г.

















1952-1954 — Референт, ст. референт, атташе Второго Европейского отдела МИД СССР;
1954-1958 — Атташе, третий секретарь Постоянного представительства СССР при ООН;
1958-1963 — Второй секретарь, первый секретарь, советник Отдела международных организаций МИД СССР;
1963-1965 — Советник Постоянного представительства СССР при ООН;
1965-1966 — Зам. зав. Отделом международных организаций МИД СССР;
1966-1977 — Советник, советник-посланник посольства СССР в США;
1979-1984 — Зам. зав., зав. Отделом США МИД СССР;
1977 — Зам. начальника Управления внешнеполитического планирования, член Коллегии МИД СССР;
1977-1983 — Посол СССР в Индии;
1983-1986 — Посол СССР во Франции;
1986-1989–первый заместитель министра иностранных дел СССР;
1988-1990 — Посол СССР в Афганистане;
1990-1994 — Постоянный представитель СССР при ООН;
1994-1998 — Посол России в США;
c 1999 — Специальный посланник Генерального секретаря ООН по СНГ;
с 2000 — Координатор высокого уровня по вопросу о соблюдении Ираком своих обязанностей в отношении репатриации или возврата всех граждан Кувейта и третьих государств и их останков, а также о возврате всей кувейтской собственности, включая захваченные Ираком архивы.

Лавров Сергей Викторович

(p. 1950)

В 1972 г. окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Владеет английским, французским и сингальским языками.










Начал свою деятельность в 1972 г. в Посольстве СССР в Шри-Ланке.
В период с 1976 по 1981 гг. работал в Управлении международных организаций МИД СССР.
1981-1988 — Первый секретарь, советник и старший советник в Постоянном представительстве СССР при ООН.
1988 по 1990 — Заместитель начальника Управления международных экономических отношений МИД России.
1990-1992 — Директор Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД России.
1992-1994 — Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации.
1994-2004 — Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций и представитель Российской Федерации в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.
С 2004 года Министр иностранных дел Российской Федерации.
Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации.

Отмечен государственными наградами.

Женат, имеет дочь.

Денисов Андрей Иванович

(p. 1952)

Окончил в 1974 году МГИМО МИД СССР. Кандидат экономических наук.

Владеет китайским и английским языками.








В системе МИД с 1992 года. Занимал различные дипломатические должности в центральном аппарате Министерства и за рубежом.
1997-2000 — Директор Департамента экономического сотрудничества.
2000-2001 — Посол России в Арабской Республике Египет.
2001-2004 — Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации.
2004-2006 — Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций и представитель Российской Федерации в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.
С 08.04.2006 — Первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации.
Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Отмечен государственными наградами.

Женат, имеет дочь.

Чуркин Виталий Иванович

(1952-2017)

Имел дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.









В 1974 г. окончил Московский государственный институт международных отношений. Кандидат исторических наук. Владеет английским и французским языками. На дипломатической работе с 1974 г.
В 1990-1992 гг. — Начальник Управления информации МИД СССР/РФ.
В 1992-1994 гг. — Заместитель министра иностранных дел РФ.
В 1994-1998 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Королевстве Бельгия.
В 1998-2003 гг. — Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Канаде.
В 2003-2006 гг. — Посол по особым поручениям.
В 2006-2017 гг. — Постоянный представитель Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке, США, и Представитель Российской Федерации в Совете Безопасности ООН

История — Генеральная прокуратура Российской Федерации

История органов прокуратуры

Указ Петра I об учреждении Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».


В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции

суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.


В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.


После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Фонд конституционных прав

Пятьдесят стран, собравшись в Сан-Франциско в июне 1945 года, единогласно одобрили Устав ООН. В преамбуле устава изложена важнейшая цель всемирной организации: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнены решимости спасти грядущие поколения людей от ужасов войны». После утверждения устава делегаты спонтанно поднялись со своих мест и зааплодировали.

Насколько хорошо Организация Объединенных Наций поддерживает мир? Заслуживает ли это наших аплодисментов сегодня? Или нам нужно полагаться на разные организации, чтобы сохранить мир в современном мире?

Совет Безопасности

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности наделен полномочиями «предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными войсками, которые могут быть необходимы для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Сегодня Совет Безопасности состоит из 15 стран, включая пять союзных держав военного времени. «Большая пятерка» является постоянными членами Совета, каждый из которых имеет право вето. Это означает, что, проголосовав «против», любая из этих стран может помешать Совету Безопасности действовать. Другие члены ООН по очереди занимают оставшиеся 10 мест в Совете Безопасности, но не имеют права вето.

С практической точки зрения, «Большая пятерка» должна согласиться (или, по крайней мере, не использовать право вето), прежде чем Организация Объединенных Наций сможет действовать против угроз миру и безопасности во всем мире. В 1945 году предполагалось, что пять основных союзников в войне продолжат совместную работу в Совете Безопасности для обеспечения мира. Однако это предположение оказалось ошибочным. По мере развития холодной войны большинство стран мира оказались разделенными на два лагеря: западные державы во главе с США; и коммунистические державы во главе с Советским Союзом. Большинство стран, не связанных ни с одним из лагерей, принадлежали к третьему миру, развивающимся странам Африки и Азии.

Пределы холодной войны

Организация Объединенных Наций быстро стала полем битвы холодной войны между коммунистическими и некоммунистическими странами. Поскольку и Соединенные Штаты, и Советский Союз обладали правом вето, Совет Безопасности не мог действовать без их совместного разрешения. Это ограничивало миротворческие усилия ООН ситуациями, когда национальные интересы сверхдержав не противоречили друг другу. Так было в 1948 году, когда между арабами и евреями вспыхнули боевые действия после того, как Организация Объединенных Наций создала государство Израиль. Ральф Банч, американец, работавший дипломатом ООН, договорился о прекращении огня, что предусматривало отправку первых миротворцев ООН для разделения воюющих сторон.

Однако однажды Совет Безопасности действовал против советских интересов. После того, как коммунистическая Северная Корея напала на Южную Корею в июне 1950 года, Совет Безопасности предоставил президенту Трумэну полномочия направить американские войска для защиты Южной Кореи. Произошло это из-за случайности в истории. Советский Союз бойкотировал Совет Безопасности, потому что постоянное место, которое занимал Китай, тогда было занято антикоммунистическим правительством Тайваня, а не коммунистическим правительством материка. В результате Советский Союз не смог воспользоваться своим правом вето. Хотя около 15 стран-членов ООН участвовали вместе с США в Корейской войне (1950—B1953), большую часть боевых действий вели американские войска.

В другом случае Соединенные Штаты и Советский Союз объединились, чтобы помешать двум западным державам — Франции и Великобритании. В июле 1956 года египетский лидер Гамаль Абдель Насер захватил Суэцкий канал. Хотя канал проходил по территории Египта, он принадлежал в основном британцам и французам. Чтобы вернуть канал, Великобритания, Франция и Израиль вторглись в Египет. Большая часть мира выступила против возвращения канала. Соединенные Штаты и Советский Союз в редком случае единства времен холодной войны проголосовали за резолюцию Совета Безопасности, призывающую к немедленному выводу британских, французских и израильских войск. Но Великобритания и Франция наложили вето на эту резолюцию.

Затем Соединенные Штаты предприняли необычный шаг, представив резолюцию о выходе в Генеральную Ассамблею, где каждый член ООН имел один голос, и ни одна страна не имела права вето. Резолюция была принята подавляющим большинством голосов. Вооруженные миротворческие силы ООН, «Голубые каски» (каски миротворцев имеют тот же цвет, что и флаг ООН), были сформированы вместе с войсками, предоставленными рядом стран-членов ООН. Столкнувшись с таким массовым международным сопротивлением, британцы, французы и израильтяне вывели свои войска из канала.

Из-за ограничений холодной войны на действия ООН, всемирная организация играла незначительную роль в некоторых из самых опасных угроз миру во всем мире. Совет Безопасности не предпринял никаких действий в 1962 году, когда произошел кубинский ракетный кризис. Совет Безопасности также оставался в тупике во время войны во Вьетнаме.

Новое большинство в третьем мире

В 1945 году Соединенные Штаты предполагали, что Организация Объединенных Наций разделит их интересы и что члены ООН последуют примеру Америки. Это предположение было поколеблено холодной войной. Но Соединенным Штатам все же удалось завоевать важные голоса в Генеральной Ассамблее. Например, в течение многих лет Генеральная Ассамблея голосовала за то, чтобы коммунистический материковый Китай не входил в Организацию Объединенных Наций. Однако это изменилось в 1971. Несмотря на усилия США, большинство членов ООН проголосовали за замену антикоммунистического Тайваня коммунистическим Китаем как в Генеральной Ассамблее, так и в Совете Безопасности.

К этому времени число членов ООН увеличилось более чем вдвое. Большинство новых стран-членов были бывшими колониями. Они все чаще выступали против Соединенных Штатов и их союзников. В то время как Соединенные Штаты все еще имели право вето в Совете Безопасности, Генеральная Ассамблея последовательно голосовала против американской позиции. Многие послы из новых стран третьего мира буквально танцевали в проходах Генеральной Ассамблеи, когда позиция США против рассадки коммунистического Китая была отклонена.

Поскольку Генеральная Ассамблея контролировала бюджет ООН, новые программы и агентства, направленные на помощь экономике бедных стран третьего мира, значительно увеличили расходы. В области прав человека Организация Объединенных Наций постоянно нападала на апартеид в контролируемой белыми Южной Африке, но игнорировала эпизоды геноцида в нескольких чернокожих африканских странах.

В то время большинство Генеральной Ассамблеи обычно поддерживало интересы арабов в отношении Израиля, давнего союзника США. В 1975 декабря Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, осуждающую сионизм (движение за еврейскую нацию) как «форму расизма». Стэнли Мейслер, автор недавней истории Организации Объединенных Наций, пришел к выводу, что «ничто в истории ООН так не уменьшило организацию в глазах американцев, как голосование за сионистскую резолюцию». [В 1991 году, после войны в Персидском заливе, Генеральная Ассамблея проголосовала за отмену этой резолюции.]

К тому времени, когда Рональд Рейган стал президентом в начале 1980-х годов, некоторые американские критики Организации Объединенных Наций обвиняли эту всемирную организацию в антиамериканских настроениях. , против Запада и против свободного предпринимательства. Критики также утверждали, что Организация Объединенных Наций страдает от коррупции, неконтролируемых расходов и раздутой бюрократии. Во время президентства Рейгана Соединенные Штаты начали сокращать и откладывать свои ежегодные платежи Организации Объединенных Наций, чтобы заставить организацию изменить свой образ жизни. [Сегодня Соединенные Штаты должны задолженность Организации Объединенных Наций в размере 1,5 миллиарда долларов по ее регулярному бюджету и бюджету операций по поддержанию мира.]

Миротворчество после холодной войны

В 1989 году коммунистический мир начал рушиться. Берлинская стена пала. Вскоре начали свергаться коммунистические правительства: в Восточной Германии, Чехословакии, Румынии, Польше и Венгрии. Наконец в 1991 году Советский Союз распался. Россия заняла место Советского Союза в Совете Безопасности. Спустя 45 лет холодная война закончилась.

После нескольких лет паралича холодной войны казалось, что Совет Безопасности теперь может действовать решительно. Когда Ирак вторгся в Кувейт 19 августа90, Совет Безопасности принял дюжину решительных резолюций против нарушения мира Саддамом Хусейном. Они включали ультиматум Ираку: либо вывести свои войска, либо столкнуться с превосходящими многонациональными вооруженными силами, санкционированными Организацией Объединенных Наций и возглавляемыми Соединенными Штатами. Соединенные Штаты и Советский Союз проголосовали за эту ключевую резолюцию вместе с Великобританией и Францией. Пятый постоянный член Совета Безопасности с правом вето, Китай, воздержался при голосовании.

Вскоре после быстрой победы в войне в Персидском заливе президент Буш заявил, что наступает «новый мировой порядок», «где Организация Объединенных Наций, освободившаяся от тупика времен холодной войны, готова осуществить историческое видение ее основателей». Но этот оптимизм вскоре померк из-за миротворческих операций ООН в Сомали и Боснии.

При поддержке Совета Безопасности в конце 1992 года президент Буш приказал американским войскам отправиться в Сомали. Президент Буш видел цель этой миссии в обеспечении безопасной доставки продовольствия и предметов первой необходимости голодающим сомалийцам, которых терроризировали конфликтующие военные группировки. . Но генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали настаивал на том, что американские и другие войска, направленные в Сомали под эгидой ООН, должны разоружить воюющие группировки.

После того, как 24 пакистанских миротворца были убиты из засады в 1993, Совет Безопасности санкционировал розыск виновного сомалийского военного лидера. Произошли и другие инциденты с применением насилия, в том числе один, в котором были убиты 18 американских солдат. Это побудило президента Клинтона отдать приказ о выводе американских войск из Сомали, что нанесло ущерб миротворческой миссии ООН.

В 1992 году миротворцы ООН (не включая войска США) были отправлены для защиты гражданских конвоев с продовольствием в разгар жестокой гражданской войны в Боснии. Эти «голубые каски», уполномоченные только защищать себя, были бессильны остановить насилие, направленное против гражданского населения. Миротворческая деятельность ООН в этой гражданской войне вскоре оказалась совершенно неэффективной. Наконец, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО помогли заключить мирный договор, по которому американские войска и солдаты из 30 других стран должны были контролировать его выполнение.

ООН также приняла решение о вмешательстве в Косово, район, в котором после многолетнего конфликта в настоящее время царит непростой мир. После распада Югославской Федерации в 1992 году Балканы стали очагом пограничных войн, гражданских беспорядков и так называемых «этнических чисток» мусульман. В Косово Освободительная армия Косово, поддерживаемая в основном албанцами, восстала против сербского правления, в результате чего в 1998 г. страна погрузилась в ожесточенную гражданскую войну. 10 июня 1999 г. Косово (МООНК) в качестве временной администрации региона. Чтобы проложить путь к самоуправлению, по всему Косово проводится регистрация актов гражданского состояния, а муниципальные выборы запланированы на вторую половину 2000 года. Все три косовско-албанские политические партии поддержали миссию ООН в Косово и заявили о своей поддержке партийная демократия на территории.

Еще в 1945 году основатели ООН рассматривали Совет Безопасности как механизм предотвращения и прекращения агрессивных войн, в которых страны нападают на другие страны. Ведь именно так проходила Вторая мировая война. Но сегодня большинство угроз миру связано с гражданскими войнами, этническими конфликтами и грубыми нарушениями прав человека внутри государств. У Организации Объединенных Наций нет постоянной армии для подавления этих нарушений международного мира и безопасности. Миротворческие миссии «голубых касок» ООН эффективны настолько, насколько эффективны обязательства тех стран, которые предоставляют войска. Сегодня около 70 000 миротворцев ООН находятся примерно в 15 регионах мира.

Некоторые утверждают, что миротворческая деятельность ООН должна ограничиваться разделением армий и мониторингом мирных соглашений после прекращения боевых действий. За последние полвека большинство из почти 40 миротворческих миссий ООН приняли эту форму. Такие миссии были эффективны в таких местах, как Камбоджа и Сальвадор, где когда-то бушевали гражданские конфликты. Но должен ли мир стоять в стороне, когда воюющие группировки убивают друг друга, а дети умирают от артиллерийских снарядов и голода?

С самого начала целью Организации Объединенных Наций было поддержание мира. Его эффективности поначалу мешала холодная война. Его будущее зависит от поддержки стран-членов, особенно Соединенных Штатов. Пока неизвестно, насколько США будут поддерживать миротворческие операции ООН в будущем. Но, по словам Аббы Эбана, бывшего министра иностранных дел Израиля и дипломата ООН, «без американцев ничего не может случиться. С ними может случиться все».

Для обсуждения и написания

  1. Как холодная война повлияла на роль ООН как миротворца во всем мире?
  2. Как большинство третьего мира в Генеральной Ассамблее изменило Организацию Объединенных Наций?
  3. Считаете ли вы, что миротворческие миссии ООН должны следить за миром только после прекращения боевых действий, или они также должны вмешиваться, чтобы насильственно положить конец гражданским конфликтам?
  4. Считаете ли вы, что для обеспечения мира во всем мире следует создать постоянную армию «Голубых касок» под контролем Совета Безопасности? Почему или почему нет?
  5. Считаете ли вы ООН эффективной организацией? Почему или почему нет?

Для получения дополнительной информации

Домашняя страница Организации Объединенных Наций: официальная домашняя страница штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Система организаций Организации Объединенных Наций: на этом веб-сайте перечислены все организации системы Организации Объединенных Наций (ООН) с их аббревиатурами и городами, где расположены штаб-квартиры, а также другая полезная информация.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кто входит в Совет Безопасности?

В 1945 году в конце Второй мировой войны пять союзников по войне — США, Советский Союз, Китай, Франция и Великобритания — были избраны постоянными членами Совета Безопасности. Каждая из этих «великих держав» имеет право вето. Сегодня, более 50 лет спустя, как вы думаете, какие страны мира входят в состав Совета Безопасности? Представьте, что ваш класс — Генеральная Ассамблея ООН, и вы собираетесь голосовать за то, какие страны заслуживают членства в Совете Безопасности, состоящем из пяти человек.

  1. Каждый студент должен провести исследование по одной из следующих стран: Бразилия, Китай, Египет, Франция, Германия, Великобритания, Индия, Россия, Южная Африка. Учащиеся должны написать убедительное эссе из трех абзацев о том, почему их страна заслуживает членства в Совете Безопасности.
  2. После того, как сочинения будут написаны, сформируйте группы по странам и обсудите лучшие аргументы. Выберите представителя, который представит аргументы.
  3. Представители должны представить аргументы. Все студенты могут задавать вопросы.
  4. Проголосуйте за то, какая из девяти стран должна присоединиться к США в Совете Безопасности.

Фонд конституционных прав

Во время Второй мировой войны Восточная Европа оказалась между нацистской Германией и Советским Союзом. Несколько стран Восточной Европы — Венгрия, Румыния и Болгария — присоединились к нацистам. Нацистские войска захватили большую часть остальной части Восточной Европы в первые годы войны. (Войска фашистской Италии захватили Албанию.) Некоторые жители Восточной Европы присоединились к группам сопротивления для борьбы с нацистами. Наиболее сильные силы возникли в Югославии и Албании во главе с коммунистами. К концу войны в 1945 года Красная Армия Советского Союза оккупировала всю Восточную Европу (кроме Югославии и Албании).

Незадолго до капитуляции Германии президент США Франклин Д. Рузвельт, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и советский коммунистический диктатор Иосиф Сталин встретились в Ялте, курорте в Советском Союзе. Лидеры союзников обсудили условия капитуляции Германии и будущее Восточной Европы.

В Ялте Сталин заверил других союзников, что он позволит людям в странах, оккупированных Советским Союзом, провести свободные выборы и выбрать демократические правительства. Поскольку Красная Армия находилась в Восточной Европе, у Черчилля и Рузвельта не было иного выбора, кроме как поверить Сталину на слово. Однако в течение трех лет хорошо организованные и дисциплинированные национальные коммунистические партии при поддержке Сталина взяли под свой контроль Восточную Европу.

Сталинизация Восточной Европы

В конце войны страны Восточной Европы были опустошены. Миллионы были убиты. Оставшимся в живых угрожал голод. Безработица и инфляция деморализовали людей. Нацисты и Советский Союз уничтожили довоенное демократическое руководство. Национал-коммунистические партии быстро заполнили политический вакуум.

Коммунисты обещали народам Восточной Европы новую эру равенства и экономического изобилия при социалистическом строе. С помощью Сталина большинство коммунистических партий Восточной Европы заключили временные союзы с некоммунистами, пока не получили контроль над центрами государственной власти, такими как национальная полиция.

Коммунисты, сражавшиеся с нацистами в Югославии и Албании, были единственными, кто использовал военную силу для захвата власти. К 1948 году, когда оккупационная Советская Красная Армия всегда была на заднем плане, коммунисты захватили правительства восьми восточноевропейских стран.

Коммунисты быстро создали «народные демократии» в Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании и Чехословакии. Восточная Германия сначала была советской военной оккупационной зоной, но вскоре стала Германской Демократической Республикой под властью коммунистической партии Германии.

Сталин хотел, чтобы Восточная Европа находилась в его руках как в качестве оборонительного буфера для защиты советской родины, так и для расширения социализма, коммунистической экономической системы. Он считал, что «научные законы» истории определяют, что мир в конечном итоге станет социалистическим. В Советском Союзе уже сложилась социалистическая система. Поэтому Сталин потребовал, чтобы все коммунистические страны Восточной Европы переняли советскую модель.

Началась сталинизация Восточной Европы. Коммунистическая партия в каждой стране обладала полной монополией политической власти. Это не допускало независимых политических партий, значимых выборов и критики правящей коммунистической партии. В конечном итоге отсутствие политической ответственности перед народом привело к краху коммунизма в Восточной Европе и самом Советском Союзе.

Сталин навязал социалистическую модель экономики. Правительство от имени народа владело фабриками, фермами, рудниками и другими средствами производства. Люди больше не могли владеть собственным прибыльным бизнесом и фермой, как в капиталистической системе. Государственные экономисты решали, что и в каком количестве следует производить каждый год, каковы должны быть цены и какая заработная плата должна выплачиваться рабочим.

Следуя модели Сталина, планировщики делали упор на тяжелую промышленность, такую ​​как производство стали и добыча угля. Потребительские товары, такие как автомобили, одежда и телевизоры, стали дефицитными и дорогими. Правительство гарантировало каждому «право на труд», но это часто означало низкую заработную плату за грязную работу.

В связи с упором на промышленное производство, заводы валили дымом, а промышленные отходы стекали в реки. Загрязнение стало серьезной проблемой, но мало что было сделано для этого. Руководители фабрик были вынуждены выполнять производственные квоты. Потребители требовали больше товаров. Планировщики в основном игнорировали экологические проблемы.

В большинстве стран правительство взяло на себя управление частными фермами. Он объединил их в крупные государственные сельскохозяйственные предприятия или кооперативы, в которых фермеры делили землю и оборудование. Восточноевропейские фермеры часто сопротивлялись этой коллективизации сельского хозяйства, но коммунистические правительства применяли специальные налоги и отказывали в льготах по здоровью, чтобы заставить их подчиниться.

Через несколько лет после смерти Сталина в 1953 году Советский Союз сформировал Варшавский договор, военно-оборонительный союз с большинством коммунистических стран Восточной Европы. В 1956 году венгры восстали против своего коммунистического режима. Советский Союз и несколько других членов Варшавского договора вторглись в Венгрию и жестоко подавили восстание.

Венгерское восстание потрясло восточноевропейских коммунистических лидеров, вынудив большинство из них провести экономические реформы. Реформы сделали больший упор на производство товаров народного потребления, облегчили коллективизацию фермерских хозяйств и даже разрешили свободное предпринимательство.

Экономические и социальные условия

К 1980 году экономические реформы несколько повысили уровень жизни в большинстве стран Восточной Европы. В целом в Восточной Европе (кроме Румынии и Албании) уровень жизни был выше, чем в Советском Союзе. Польша, Чехословакия, Венгрия и Восточная Германия имели самый высокий уровень. Но даже эти страны все еще сильно отставали от Запада.

Небольшое меньшинство людей были членами Коммунистической партии. Они занимали почти все важные государственные посты. Они также пользовались многими привилегиями, такими как лучшее жилье и особый доступ к западным потребительским товарам. Другие «проголосовали ногами» и покинули родину. Некоторые рисковали открыто выразить несогласие. Однако большинство жителей Восточной Европы приспособились к жизни при коммунизме.

Постоянно возникала нехватка товаров. Даже при наличии на складе ассортимента было мало. Часто был только один вид хозяйственного мыла, один вкус мороженого и один вид кофе. Но у большинства семей был телевизор и стиральная машина. Многие собственные автомобили. Но машины и техника требовали длительного ожидания.

На самом деле линии были частью повседневной жизни. Шопинг был тяжелым испытанием, особенно в Советском Союзе. Каждый день женщины ходили из магазина в магазин, чтобы купить что-то. Подсчитано, что советская женщина проводила в очереди два часа каждый день, семь дней в неделю. Покупатели расплачивались наличными. У людей не было кредитных карт, платежных счетов или расчетных счетов.

На рабочем месте почти у всех была работа. Однако заработная плата значительно отставала от заработной платы в западных демократиях. Распространенной шуткой было: «Они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем». Но арендная плата, товары и услуги были намного дешевле, чем на Западе.

Большинство промышленных рабочих состояло в профсоюзах. Но профсоюзы управлялись государством в основном для того, чтобы помочь руководителям фабрик достичь своих производственных целей. Фермеры возмущались тем, что им приходилось отказываться от своей земли и работать на государство в колхозах. Многие ушли работать на городские фабрики за более высокую оплату или лучшие условия труда.

Жилье, построенное в основном государством или групповыми кооперативами, всегда было в дефиците. Зачастую в трехкомнатной квартире проживало два-три поколения семьи. Молодоженам обычно приходилось годами ждать своей маленькой квартирки. Но у всех был дом. Бездомность не была проблемой.

Общественный транспорт был доступным и доступным. В большинстве городов была сеть метро, ​​трамваев и автобусных маршрутов, которые возили людей по всему городу. Железнодорожные перевозки между городами также были недорогими. Однако официальные лица запрещают выезд за пределы Восточного блока.

Правительство субсидирует развлечения. Правительство выплачивало зарплату театральным труппам и спортсменам. Кассовые сборы были низкими. Каждый мог позволить себе пойти в театр, в кино, в оперу, на балет или на спортивные мероприятия.

Универсальные системы общественного здравоохранения («социальная медицина») охватывали всех. Правительство и государственные предприятия оплачивали расходы на врачей, поликлиники и больницы. В результате здоровье населения в целом улучшилось. Однако качество медицинского обслуживания по-прежнему не соответствовало уровню, обеспечиваемому системами общественного здравоохранения в большинстве западноевропейских стран.

Коммунистические правительства предлагали множество льгот по уходу за детьми. Они предоставили оплачиваемый отпуск по беременности и родам, денежные пособия на рождение ребенка, ежемесячные пособия по уходу за ребенком и недорогое дошкольное учреждение.

Все образование — от начальной школы до колледжа — было бесплатным. Правительство в большинстве стран Восточной Европы требовало, чтобы все дети посещали школу до 16 лет. В конце восьмого класса они поступали в средние школы. Студенты, которые хотели поступить в специальные языковые или научные школы, сдавали вступительные экзамены. Как и в большинстве западноевропейских стран, государственное министерство образования создало единую учебную программу для всех школ. Вступительные экзамены и успеваемость учащихся в средней школе определяли поступление в государственные университеты. К 19В 80-е годы неграмотность была ликвидирована в большинстве стран Восточной Европы.

Во всех странах Восточной Европы создана система социального обеспечения. Он включал государственное медицинское страхование, социальные услуги и пенсии. В большинстве стран мужчины могут выйти на пенсию уже в 60 лет; пенсионный возраст для женщин обычно наступал на несколько лет раньше.

Уровень насильственных преступлений был низким. На улицах было безопасно. Но коррупционные преступления, такие как взяточничество, процветали. Люди платили чиновникам и даже продавцам за то, чтобы опередить очередь или получить дефицитный товар. Воровство было проблемой для предметов, которые были в дефиците. Например, владельцы автомобилей обычно убирали дворники, когда парковали свои машины. В противном случае дворники могут быть украдены, а запасные части будет трудно найти.

Права человека

При коммунистических системах Восточной Европы «коллективный интерес» людей, определяемый коммунистической партией, превосходил любые притязания на индивидуальные права. Таким образом, правительство жестко подавляло свободу слова, печати и собраний. Правительство лицензировало газеты, другие средства массовой информации и даже церкви, чтобы контролировать их. Практика религии не поощрялась.

Коммунистические режимы создали гражданские и уголовные суды. В большинстве случаев суды первой инстанции состояли из одного профессионального судьи и двух гражданских «асессоров», не имеющих специального юридического образования. Государственные обвинители выступали в качестве защитников государства, общественных защитников и обвинителей преступлений. Они, как и судьи и заседатели, были подотчетны только назначившим их государственным чиновникам. Чиновники, конечно, принадлежали к коммунистической партии.

Справедливый суд мог бы состояться, если бы коммунистическая партия не была в этом заинтересована. Но в остальном система была сложена против обвиняемых в преступлениях. Подсудимым могут быть предъявлены обвинения в политических или экономических преступлениях. Преступление «экономического саботажа» включало в себя такие правонарушения, как невыполнение плана фабричного производства. Суды решительно преследовали любого, кто выступал против правления коммунистической партии. Как и в Советском Союзе, страны Восточной Европы отсеивали подозреваемых в нелояльности. Это происходило на «показательных процессах», когда правительство вынуждало подсудимых признаться в предполагаемых преступлениях.

Во всех странах Восточной Европы созданы обширные организации тайной полиции. В каждой из них ключевые командные посты занимали советские «советники». Более того, агенты тайной полиции из Советского Союза работали по всей Восточной Европе и могли арестовать кого угодно.

Служба государственной безопасности Германской Демократической Республики (называемая Штази), вероятно, была самой страшной тайной полицейской организацией в Восточной Европе. В официальных документах говорилось, что на Штази «была возложена задача предотвратить или пресечь на самых ранних этапах — используя любые необходимые средства и методы — все попытки отсрочить или помешать победе социализма». К 1989, в Штази работало около 100 000 человек.

Штази хранит файлы приблизительно на 6 миллионов человек. Агенты Штази регулярно использовали прослушивание телефонов, подслушивающие устройства и видеокамеры, чтобы шпионить за своими согражданами и даже за самой Штази. Огромное количество информаторов передавали сведения и слухи о своих соседях, коллегах по работе и родственниках. Даже служители церкви иногда сообщали о членах своей общины. Атмосфера страха охлаждала повседневную жизнь людей.

Крах коммунизма

Коммунистическое правление в Восточной Европе зависело от советской военной поддержки. Советский Союз осуществил военное вмешательство в Венгрии в 1956 г. и снова в Чехословакии в 1968 г. Даже в условиях этой угрозы народы Восточной Европы все чаще жаловались на отсутствие у них политической свободы и неспособность социализма поднять их уровень жизни до уровня Западные капиталистические демократии.

Начиная с начала 1970-х, польские рабочие присоединились к голодным бунтам и объявили забастовки, которые привели к созданию общенационального продемократического движения «Солидарность». После прихода к власти в Советском Союзе реформатора Михаила Горбачева в 1919 г.85 года даже русский народ стал требовать радикальных перемен.

К концу 1980-х годов стало ясно, что Советский Союз больше не будет использовать свои вооруженные силы для сохранения власти восточноевропейских коммунистических партий. Люди потеряли всякую веру в то, что коммунистическая система может обеспечить лучший образ жизни. В 1989 году люди по всему региону вышли на улицы и свергли коммунистические режимы один за другим. В считанные месяцы система, навязанная странам Восточной Европы Сталиным на протяжении 40 лет, исчезла, как страшный сон. Через два года рухнула даже коммунистическая система в Советском Союзе.

Народы Восточной Европы наконец-то получили шанс определить свое будущее. Чего они хотели, так это правительства западного типа — демократии с капиталистической экономической системой. Но изменение далось нелегко. Сегодня зарождающиеся демократии Восточной Европы и бывшего Советского Союза сталкиваются с новыми проблемами, такими как обучение проведению честных, конкурентных выборов, борьба с безработицей и попытки удовлетворить требования этнических и языковых меньшинств.

Для обсуждения и письма

  1. Сравните права людей при коммунизме в Восточной Европе с правами людей в западных демократиях.
  2. Как вы думаете, что было лучшим и худшим аспектом жизни при коммунизме?
  3. Считаете ли вы, что социалистическая экономическая система может быть совместима с демократической политической системой? Почему или почему нет?

Для получения дополнительной информации

Ялта. Холодная война начинается с политики холодной войны Стив Шонхерр, профессор истории Университета Сан-Диего.

InfoPoland: Годы социализма Сборник очерков. Из Польского академического информационного центра.

Энкарта

СССР
Германия, Восток
Коммунизм в Восточной Европе

Почему социализм рухнул в Восточной Европе Том Палмер, Cato Institute.

Шаги к антропологии посткоммунизма Много ресурсов по Восточной Европе и России. От Финна Сиверта Нильсена.

Интервью Интервью членов семьи, друзей и других жителей Праги о Второй мировой войне и периоде коммунистического правления.

Интервью с Борисом Ефимовым Политический карикатурист, Правда.

Жизнь в России при Сталине С сайта изучения истории.

История России: Советская эпоха Из Geographia.com.

Откровения из российских архивов. Из Библиотеки Конгресса.

Болгария — Коммунизм Из Библиотеки Конгресса.

Берлин и две Германии, 1945–1989 гг. Текст и изображения. Адольф Н. Хофманн, преподаватель немецкого языка, колледж Санта-Роза, Калифорния,

Браун, Дж. Ф. Восточный Пути перемен: Европа на рубеже тысячелетий . Дарем, Северная Каролина, 2001.

Фулбрук, Мэри. Анатомия диктатуры внутри ГДР [Восточная Германия]. Oxford: Oxford University Press, 1995.

Жизнь при демократии и капитализме

1. Сформируйте небольшие группы и составьте таблицу, подобную приведенной ниже. Заполните его как можно полнее.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА

НЕДОСТАТКИ

Демократическая Политическая Системная

   
Капиталистическая экономика Система    

2. Затем каждая группа должна обсудить следующие вопросы и сообщить о своих выводах всему классу.

а. В чем самое большое преимущество демократии? Почему?

б. В чем самый большой недостаток демократии? Почему?

в. В чем величайшее преимущество капитализма? Почему?

д. В чем самый большой недостаток капитализма? Почему?

Источники

Браун, Дж. Ф. Пути перемен, Восточная Европа на рубеже тысячелетий . Дарем, Северная Каролина, 2001. • Бжезинский, Збигнев К. Советский блок, единство и конфликт . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1960. • Фулбрук, Мэри. Анатомия диктатуры внутри ГДР . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1995. • Ловендаски, Джони и Вудалл, Джин. Политика и общество в Восточной Европе . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы, 1987. • Окей, Робин. Восточная Европа 1740-1980 .