Ссср до какого года было: Когда был создан СССР — Парламентская газета

ВЗГЛЯД / Как советская власть унижала желающих уехать из СССР :: Общество



Ровно тридцать лет назад в нашей стране произошло событие, последствия которого миллионы россиян ощущают до сих пор – были отменены любые препятствия на выезд за границу. Какими запретами и унижениями были обставлены путешествия за рубеж при СССР и как ограничивали зарубежные поездки в царские времена?

20 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР». Под самый конец существования Советского Союза в нем была проведена, пожалуй, одна из самых важных реформ, без которой разговоры о свободе можно считать бессмысленными. Так естественное право человека на свободу передвижения наконец-то получило в нашей стране законодательную основу.

Советские граждане были лишены возможности свободного выезда за пределы страны практически сразу после прихода к власти большевиков. Хотя границы закрылись, за время революции и Гражданской войны Россию покинуло около 3,5 млн человек. Ведь беженцам достаточно было выбраться за пределы территорий контролируемых советской властью. Но что же было в прошлом? До 1917 года жителям Российской империи не требовалось выездных виз, да и въездные еще не изобрели. Сев на поезд в Санкт-Петербурге, можно было сойти в Париже, предъявив лишь паспорт. В мире царила немыслимая для наших дней свобода путешествий.

Впрочем, так было не всегда. В XVI столетии тираническое правление Ивана Грозного привело к закрытию границ, чтобы подданные царя не могли сбежать к его врагам. Князь Курбский писал: «Затворил ты царство Русское, свободное естество человеческое, словно в адовой твердыне, и если кто из твоей земли поехал …, ты такого называешь изменником, а если схватят его на границе, то … предаешь его смерти». Сравнения порядков «у нас» и «за границей» были совсем не в нашу пользу, отчего стоило возможность выезда если не уничтожить полностью, то сократить до минимума. Кроме того, власти Московского царства боялись, что оказавшись в контакте с иностранцами русский человек тут же будет соблазнен чуждой верой и обычаями, отчего не только ограничивали выезд, но и заставляли приезжавших в Россию иностранцев селиться в особых слободах, куда не было хода местным.

При Алексее Михайловиче, реформаторе и просвещенном правителе, был установлен весьма либеральный порядок выезда. Соборное уложение 1649 года требовало от уезжающих за границу иметь особую выездную грамоту, за получением которой надо было обращаться лично к царю, указывая цель поездки. Когда Алексею Михайловичу донесли, что сын одного из его приближенных сбежал за границу, не оформив документы, он резко прервал обвинителей: «Человек молодой, хочет создания и творения Господа нашего сам увидеть. Так и птица, летает семо и овамо, но, полетав довольно, ко гнезду своему прилетает».

Ну а начиная с Петра I, требовалось лишь оформить паспорт, который выдавался всем желающим (даже крепостным крестьянам – ведь среди них имелось немало богатых торговцев или умелых мастеров) за весьма умеренную плату. Объяснять цель поездки уже не требовалось. Точно такие же порядки существовали по всему цивилизованному миру.

Впрочем, на выезд могли накладываться ограничения: Павел I запретил молодым дворянам выезжать за границу на учебу, считая, что так они могут нахвататься революционных идей. Как впоследствии оказалось, император был прав – заграничные походы русской армии воспитали целое поколение русских офицеров-декабристов. Александр I отменил этот запрет, а Николай I вернул его, впрочем, ограничив выезд лишь до 18 лет – обучение в иностранных университетах уже считалось допустимым. Хотя существовала еще одна возможность – власти просто могли не выдать паспорт тому, кого считали неблагонадежным. По этой причине за границу так и не попал Пушкин, всю жизнь мечтавший увидеть памятники истории в Италии и Франции.

Играла роль и плата за оформление документа. Первоначально он стоил совсем недорого, но когда власти хотели уменьшить число отъезжающих, тариф поднимался, порой достигая такого уровня, что поездка за рубеж становилась доступной лишь хорошо обеспеченному человеку.

Также русским подданным запрещалось подолгу проживать вне своей страны, сначала не более пяти лет, затем два года для дворян и год для остальных сословий. Долгое время действовало правило, что отъезжающий за рубеж обязан был заранее опубликовать об этом сообщение в местной газете, чтобы кредиторы успели стребовать с него долги.

12 апреля 1881 года император Александр III разрешил свободный выезд из России, все ограничения, кроме необходимости оформить паспорт, были сняты. Как ни странно, мера эта считалась совсем не либеральной, а консервативной – власти рассчитывали, что из страны уедут революционеры, недовольные порядками в России.

Но оказалось, что массово уезжать стали евреи – недовольные ограничениями, налагаемыми чертой оседлости. А выезд за границу сторонников радикальных партий привел к тому, что в Лондоне, Париже, Женеве образовались беспокойные колонии политэмигрантов, которые издавали революционные газеты и книги, переправляли в Россию подрывную литературу и подготовленных агитаторов, при этом являясь совершенно неуязвимыми для полиции – ведя подрывную работу в России, по месту жительства они были совершенно законопослушны.

Придя к власти, большевики уже в декабре 1917 года приняли инструкцию: для выезда требовался не только паспорт, но и разрешение, выдаваемое НКВД или комиссариатом иностранных дел. В 1925 году утвердился порядок, в целом действовавший до 1991 года и требовавший получения особой визы на выезд.

Но чтобы получить заветный штамп, требовалось собрать кучу документов. От выезжающих требовалась подробнейшая анкета, которая служила первым фильтром – выезд могли запретить из-за наличия родственников за границей, неправильного происхождения или национальности, а также если советский человек оказывался хоть самую малость причастен к государственной тайне, которой в советские годы объявлялось очень многое.

Затем надо было получить рекомендации от трудового коллектива, партийной или комсомольской организации. Неплохо работали рекомендации от научных институтов, спортивных обществ и ветеранских организаций – в общем, чем больше, тем лучше.

Требовалось доказать чиновникам, что ты благонадежный советский гражданин, целиком преданный делу партии. На отъезжающего отправлялся запрос «в органы», вдруг он замечен в чем-то неправильном.

И наконец все хлопоты завершала комиссия в райкоме партии. Там могли попасться въедливые люди, убежденные, что даже поездка на черноморское побережье Болгарии требует знания решений последнего съезда КПСС, имени и фамилии главы компартии Франции, подробного рассказа о том, как народ Кубы борется за свою свободу, и идеологически верных суждений о конфликте в Палестине. Любая ошибка или сомнение влекли решительный отказ. Возможность апелляции для простого человека, если он не был партийным функционером, ученым с мировым именем или прославленным спортсменом – полностью отсутствовала: отказали так отказали.

Относительной свободой выезда из СССР обладали только евреи, но только один раз. Поскольку считалось, что они эмигрируют в Израиль – свое национальное государство, запрет на выезд наносил слишком большой ущерб международному престижу СССР. Поэтому выезд евреев разрешили, однако обставили множеством ограничений. С 1965 года разрешалось выпускать не более 1500 человек в год (в 1970 году квоту увеличили до трех тысяч), при этом не выпускали допущенных к государственным тайнам, деятелей науки и искусства.

Самое интересное, что чуть ли не половина эмигрантов, добравшись до Вены – первой точки пересадки, отправлялась совсем не на землю обетованную, где к тому же шла постоянная война, а в гораздо более удобные для жизни США и Германию. Диссиденты требовали дать квоты на эмиграцию армянам, немцам, крымским татарам и другим народам, имевшим значительные диаспоры, но советское правительство до конца отказывало в этом.

Нам, привыкшим к свободе выезда, уже сложно представить насколько тяжелыми были эти ограничения в СССР.

Студент не мог выехать, чтобы прослушать курс той отрасли науки, которой он занимается и в которой за рубежом достигли больших успехов. Ученые, даже самые маститые, вынуждены были выпрашивать разрешение выступить на международных научных конференциях. В советской науке знакомство с зарубежными коллегами чаще всего ограничивалось перепиской, а возможность выезжать за границу была лишь у самого малого круга избранных. Да и простые советские граждане могли увидеть мир лишь с экрана телевизора.

Зарубежные поездки ограничивались странами социалистического лагеря, даже Югославия с ее легким налетом капитализма считалась страной, куда пускали не всех. Попасть в Италию или Францию, наполненных памятниками искусства, было почти невозможно. К тому же путевка даже в социалистическую страну была очень дорога, а уж в капиталистическую тем более. Дополнительное унижение создавали правила обмена валюты, из-за которых советские туристы сидели на голодном пайке и были вынуждены везти за рубеж товары для перепродажи, чтобы хоть немного пополнить содержимое своего кошелька.

И вот в 1991 году все ограничения были отменены. Граждане СССР, а затем России, получили возможность выезжать за границу, не объясняя цель визита партийным комиссиям и не собирая кучу бессмысленных справок. В 1993 году власти окончательно упразднили выездные визы и сняли ограничения на выдачу загранпаспортов. Такой порядок продолжает действовать и сегодня, хотя ограничения на свободу выезда и въезда, связанные с пандемией, все чаще заставляют задуматься – а не была ли свобода перемещения по всему миру лишь кратким мигом, за которым последует эпоха закрытых границ, старательно возводимых всеми странами? Даже теми, что еще недавно гордились своими традициями свободы.

сравниваем две модели школьного образование

Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Скорее всего, многие слышали от взрослых, что раньше было лучше, в том числе, это фраза касается и обучения в школе. Многим будет интересно узнать, как учились наши родители, бабушки и дедушки и сильно ли школьное образование в СССР отличается от сегодняшнего регламента русской общеобразовательной школы.

Для начала сравним общую систему образования:

  • Урок в СССР длился 45 минут, сейчас — 40 минут. А ведь эти пять минут могли бы усовершенствовать наш школьный интеллект в тысячи раз. Только представьте, сколько часов потеряно.
  • Раньше во всех школах была шестидневка, а сейчас школьник проводит всего пять дней в школе, и это важный фактор при обучении. В советский период государство боролось с безграмотностью людей, обучаться письму приходилось всем. Благодаря декрету 1919 года стали появляется школы по всей стране.
  • Советская начальная школа длилась с 1 по 3  классы, сейчас — с 1 по 4 классы, к тому же в первом классе учатся без оценок. Но раньше всего было 10 классов, поэтому средняя школа начиналась с 4 класса, а уйти для поступления в колледж можно было после 8 классов обучения. Получается, раньше школьная программа была сокращен по сравнению с той, по которой учатся в XXI веке.
  • В СССР существовал единый стандарт школьной программы, во всем учебных заведениях учились строго по одному курсу, в одной школьной форме. На сегодняшний день существует более 7 школьных программ, одобренных ФГОС. Из-за различия в программе сейчас школьникам тяжелее переводиться и осваиваться в новых учебных заведениях. И не во всех учебных заведениях есть стандарты школьной формы, поэтому школьники одеваются по-разному.
  • Стоит сравнить и предметы, например, иностранные языки. В СССР английский начинали учить с 4 класса, сегодня — со 2-го. Причём раньше действовало разделение на немецкий и английский язык, сейчас во многих учебных заведениях английский входит в основную программу, а второй язык — французский или немецкий — выбирают школьники.
  • Если вспоминать советский период, то у многих сразу же появляется ассоциация с одинаковой школьной формой, особенно ее оттенках — коричневых и синих, а еще белых воротничков, фартука и бантах. Также атрибутом школьной формы являлся значок пионеров и комсомольцев. У пионеров были красные галстуки, а у комсомольцев — значок октябренка на груди. За последние десятилетия школьную форму несколько раз меняли, разрешили школьникам использовать белый верх и черный низ. Сегодня традиционная форма с фартуками, платьями и воротничками вновь вернулась в школьную жизнь. Для мальчиков, впрочем, ничего не поменялось.
  • Самое важное сравнение – это выпускные экзамены. Стоит отметить, что они заметно отличаются от сегодняшней системы ЕГЭ. В советский период сдавались обязательные предметы, то есть русский и математика в письменном виде и в своей же школе, под присмотром учителей, а другие предметы по выбору сдавали устно не компьютеру, а преподавателю.

Можно сделать вывод, что от старой советской системы образования нам досталась большая учебная база, которая не столь кардинально за этот промежуток времени успела измениться. Все новое — хорошо забытое старое.

Текст подготовила Гоарик Карапетян

Добавьте «Краснодарские Известия» в список ваших источников

Еще от автора

СССР и США подошли к ядерной войне ближе, чем мы думали

Глобальный

Серия военных учений, проведенных в 1983 году, запустила «момент максимальной опасности поздней холодной войны».

Дуглас Берч

28 мая 2013 г.

Военная техника движется по Красной площади в Москве во время парада Победы 9 мая 2009 г. (Сергей Карпухин/Reuters)

Больной 69-летний Юрий Андропов управлял Советским Союзом со своей московской больничной койки в 1919 году.83, когда Соединенные Штаты и их союзники по НАТО провели
массивная серия военных игр, которые, казалось, подтвердили некоторые из его самых мрачных опасений.

Двумя годами ранее Андропов приказал офицерам КГБ по всему миру собрать доказательства того, что, как он был почти уверен, грядет: внезапного ядерного удара.
удар США, обезглавивший советское руководство. Хотя многие не верили, что у США есть такие планы, они по долгу службы снабжали Кремль
с любыми подозрительными уликами, которые они могли найти, подпитывая официальную паранойю.

Западные маневры той осенью, получившие название «Осенняя кузница», были описаны Пентагоном как
просто большие военные учения. Но вряд ли его размах был рутинным, как американцы впервые подробно узнали на этой неделе из рассекреченных
документы, опубликованные Архивом национальной безопасности, базирующейся в Вашингтоне некоммерческой исследовательской организацией.

Документы показали, что для русских это могло легко выглядеть как настоящая подготовка к ядерному удару: в общей сложности 40 000 человек США и НАТО
войска были переброшены через Западную Европу, в том числе 16 044 военнослужащих США были переброшены по воздуху за границу в ходе 170 миссий, выполненных в режиме радиомолчания.

Что еще более зловеще, офицеры США и НАТО отрабатывали процедуры, которым они должны были следовать, чтобы санкционировать и наносить ядерные удары в негласной обстановке.
учения под названием Able Archer 83, переместив свой штаб по мере того, как игра переросла в химическую и ядерную войну. В общении они несколько
времена называли вылеты неядерных B-52 ядерными «ударами» — оговорки, которые могли быть перехвачены советскими подслушивающими устройствами.

Хотя ранее историки отмечали высокий риск случайной ядерной войны в этот период, новые документы еще яснее показывают, как
соперничающие сверхдержавы оказались вслепую приближающимися к краю ядерной войны из-за подозрительности, воинственного поведения и слепых просчетов.

По стечению обстоятельств, которое могло оказаться катастрофическим, сценарий манёвров тесно и опасно совпадал с опасениями Советов, что они
под угрозой, в сочетании с мучительными сомнениями в их способности защитить себя от военной мощи США.

Проблема с этим балансированием на грани войны заключалась в том, что оно увеличивало риск обмена ядерными ударами из-за просчета, по словам Нейта Джонса, времен холодной войны.
историк из Архива национальной безопасности, отредактировавший и опубликовавший коллекцию из более чем 50
документы, общим объемом более 1000 страниц, в трех частях, начиная с 16 мая и заканчивая четвергом.

Документы, описывающие Able Archer 83, начиная от визитных карточек президента и заканчивая ранее секретными отчетами ЦРУ, предлагают свежий взгляд на хорошо изученную, но
не до конца изученный эпизод в американо-советском соперничестве. «Этот эпизод следует изучить подробнее, потому что он показывает, что лидеры США, возможно, не усвоили
столько же от кубинского ракетного кризиса [о предотвращении случайного конфликта], сколько они должны были», — сказал Джонс.

В текущем выпуске Журнала стратегических исследований
Израильский историк Дмитрий Адамский называет военные игры 1983 года «моментом максимальной опасности поздней холодной войны». Способный лучник, писал он, «почти стал
прелюдия к превентивному ядерному удару».

Издание за март 1984 г.

Журнал Air Man

, редкий подробный публичный отчет, названный «Осенняя кузница» «крупнейшей демонстрацией силы Североатлантического союза в году — проверкой военной готовности».
в контексте миссии НАТО по сдерживанию». Но в статье упор делался на воздушные перевозки, но ни разу не упоминалась репетиция ядерной войны.

Даже войска на маневрах старались не привлекать к себе лишнего внимания. В аэропорту Дюссельдорфа у командира 45-го тактического авиакрыла были свои самолеты.
припаркуйтесь подальше от пассажирского терминала, чтобы оставаться в тени. Он был уверен, что большинство путешественников даже не подозревают о действиях войск в аэропорту.

Но Пентагон знал, что Советы следят за каждым шагом его войск. «Восточный блок очень внимательно следит за серией учений.
стран, точно так же, как мы пытаемся наблюдать за их учениями как можно ближе, чтобы изучить тактику и процедуры», — сказал генерал-майор ВВС Уильям Э. Оверакер.
Мужчина.

Толчок к учениям пришел из Белого дома, «где хотели посмотреть на советского медведя», сказал Джонс.

Напряженность обострилась в сентябре того же года после того, как Советский Союз сбил рейс 007 Korean Air Lines, который вторгся в советское воздушное пространство.
Администрация ответила усиленным наблюдением и провокационными военно-морскими маневрами, а также настаивала на размещении в Европе новых ракет «Першинг-2», способных достичь Москвы менее чем за десять лет.
минут.

Рассматриваемый в вакууме Able Archer 83, в котором офицеры штаб-квартиры НАТО в Бельгии отрабатывали ответные действия на гипотетические химические и ядерные
конфликт с плохо замаскированным Советским Союзом, возможно, не казался особенно угрожающим.

Но за два года до Able Archer 83 агенты КГБ рыскали по миру в поисках свидетельств того, что советское руководство в целом — и Андропов в частности
В частности, считалось, что США готовятся к тотальной ядерной войне против СССР.

Масштабные усилия по сбору разведданных, получившие название «Операция RYAN», заставили КГБ найти доказательства того, что США планировали «обезглавливающий» удар.
против Москвы с ее ядерными силами. (Русская аббревиатура происходит от Ракетно-Ядерного Нападения, или ракетно-ядерного удара.)

Согласно несекретной сводке
Сценарий ядерных учений, подготовленный для Архива национальной безопасности историком НАТО, военная игра началась с брифингов на воображаемой
конфликт на Ближнем Востоке, в том числе поставки «оранжевого» — то есть советского — оружия в Сирию вкупе с беспорядками в Восточной Европе.

Рост напряженности и смена советского руководства спровоцировали вторжение Красной Армии в Югославию, Финляндию, Норвегию и Грецию.
сценарий упражнения. После того, как «оранжевые» Советы, наконец, атаковали «голубых» — силы США и НАТО — с применением химического оружия, НАТО решило ответить двумя ударами.
серия ядерных ударов.

В то время Советы, конечно же, не скрывали своих опасений. Один ключевой документ, выпущенный Библиотекой Конгресса, описывает, как
Андропов неоднократно предупреждал, что США приближаются к «красной черте», ведущей к ядерной войне, когда он встречался с американским дипломатом-ветераном Авереллом Гарриманом в
19 июня83.

Но президент Рейган не был уверен, действительно ли Советы были убеждены в том, что США готовят внезапную атаку на них, или они просто «пыхтят и пыхтят», как Рейган спросил своего посла в СССР в
1984.

В Вашингтоне скептически отнеслись к искренности Андропова. Через три дня после окончания Able Archer 83 ЦРУ опубликовало

Совершенно секретная совместная сетевая оценка

американских и советских стратегических сил, которые заверили высокопоставленных чиновников администрации в том, что баланс сил «вероятно достаточен для сдерживания прямого ядерного удара».
нападение на Соединенные Штаты». Он не признал возможность ядерной войны из-за просчета.

Еще один анализ «Совершенно секретно» ЦРУ, написанный за полгода
после Able Archer 83, показывает, насколько глубоко разведывательное агентство могло неверно истолковать мысли Кремля. «Мы твердо убеждены, что советские действия не
вдохновлено, а советское руководство не осознает реальной опасности неминуемого конфликта или конфронтации с США», — писали ее авторы.

Однако он признал, что после учений «Способный лучник» советские военные активизировали свою деятельность и развернули новое оружие и силы.

Даже если его советники по разведке были настроены оптимистично, сам Рейган после учений был обеспокоен тем, что Советы искренне опасались, что США готовятся к ним.
совершить ядерную агрессию, написав однажды в своих дневниках, что «я чувствую
Советы так настроены защищаться, так параноидально боятся нападения, что, ни в коем случае не щадя их, мы должны сказать им, что ни у кого здесь нет
намерение сделать что-нибудь подобное. Что, черт возьми, у них есть такого, что кому-то может понадобиться».

Реакция Москвы на военные учения в ноябре 1983 года плохо документирована, отчасти потому, что получение материалов из российских государственных архивов стало
становится все труднее с 1990-х гг. «Я бы не сказал, что он остановился, но он движется бешеными темпами», — говорит Джонс.

Но Россия — не единственная страна, хранящая некоторые секреты, окружающие панику вокруг войны 1983 года.

Документы бывшего репортера Washington Post Дона Обердорфера включают краткое изложение того, что, по словам Джонса, может быть наиболее полным отчетом о
«Способный лучник 83», когда-либо написанный, секретный 110-страничный отчет, завершенный в 1990 Консультативного совета президента по разведке.

Отчет так и не был опубликован, но в заметках Обердорфера, основанных на интервью с конфиденциальным источником, говорится, что в нем сделан вывод о том, что «военная паника 1983 года была
выражение искренней веры со стороны советского руководства в то, что США планировали нанести первый ядерный удар, заставив советские (ие) военные подготовиться к этому
возможности, например, путем подготовки сил для советского (советского) превентивного удара».

Записка завершается в телеграфном стиле: «Если это так, то война — повод для беспокойства».

Джонс говорит, что отчет 1990 года президенту Джорджу Бушу-старшему, возможно, является наиболее полным из когда-либо написанных отчетов о том, что произошло в течение этих пяти дней в США.
Ноябрь 1983 года, но он безуспешно боролся за ее рассекречивание с 2004 года.
рассекречены, мы не узнаем, насколько близко США подошли к ядерной войне», — сказал Джонс.
publicintegrity.org.

Мы хотим услышать, что вы думаете об этой статье. Отправьте письмо в редакцию или напишите на письма@theatlantic.com.

Вторжение в Советский Союз

Узнайте о роли Советского Союза в планах нацистов относительно «космоса и расы».

Последнее обновление:

Чтение

Английский — США

  • История
  • Холокост

В своих показаниях для USC Shoah Foundation переживший Холокост Джек Арнел описывает то, что он увидел в 12-летнем возрасте, когда нацисты оккупировали Вильно, Литва, в 1941 году.

Подробнее

В своих показаниях для USC Shoah Foundation переживший Холокост Джек Арнел описывает то, что он увидел в 12-летнем возрасте, когда нацисты оккупировали Вильно, Литва, в 1941 году.

Подробнее

Территории в составе Советского Союза имели решающее значение для планов нацистов по приобретению Lebensraum, или главного «жизненного пространства» для «арийских» немцев. Когда континентальная Западная Европа находилась под жестким контролем Германии, Гитлер был готов к войне с Советами летом 1941 года. Для Гитлера, по словам историка Венди Лоуэр, «конечная цель этого0071 Vernichtungskrieg  (разрушительная война) против Советского Союза заключалась в том, чтобы превратить вновь завоеванные территории на Востоке в «райский сад». 1

Германия планировала колонизировать западные части Советского Союза, особенно богатые ресурсами земли Украины, поскольку она колонизировала Вартегау в Польше. Это предполагало изгнание якобы низших «рас» славян и евреев, которые там жили, и поселение на их место этнических немцев. 2

Гитлер отдал приказ о вторжении в Советский Союз под кодовым названием «Операция Барбаросса» 22 июня 19 года.41, преднамеренно нарушив пакт о ненападении, который две страны подписали двумя годами ранее. Вторжение было крупнейшей немецкой военной операцией Второй мировой войны. Победы в битвах приходили быстро до конца 1941 года, когда Германия завоевала контролируемую Советским Союзом Польшу, страны Балтии и Украину. Через месяц после начала вторжения Гитлер описал свое видение земель, которые Германия отвоюет у Советского Союза:

.

Немецкий колонист должен жить на красивых просторных фермах. Немецкие службы будут размещены в великолепных зданиях, губернаторы — во дворцах. . . . Чем для Англии была Индия, тем для нас будут территории России. Если бы я только мог заставить немецкий народ понять, что это пространство означает для нашего будущего! Колонии — ненадежное владение, но эта земля в полной безопасности наша. Европа — это не географическая единица, это расовая единица. 3

С точки зрения нацистов, чтобы сделать Европу «расовым образованием», операцию «Барбаросса» нужно вести как «расовую войну» против еврейской и славянской «рас». Поэтому, по словам историка Ричарда Эванса, немецкие офицеры считали себя «не просто офицерами, но и лидерами расовой борьбы против «еврейского большевизма [коммунизма]»» 4 .

В мае 1941 года немецкий генерал Эрих Хёпнер отдал своим солдатам следующие приказы:

Война против России является основной частью борьбы немецкого народа за существование. Это старая борьба немцев со славянами, защита европейской культуры от московского, азиатского потопа, защита от еврейского большевизма. Эта борьба должна быть направлена ​​на то, чтобы разбить сегодняшнюю Россию в руины, и, следовательно, она должна вестись с невиданной жестокостью. 5

В результате этих и подобных приказов других немецких генералов многие советские военнопленные (военнопленные) были расстреляны сразу после захвата в нарушение давних международных соглашений. 19 июля41 декабря генерал Герман Райнеке, офицер, отвечающий за дела заключенных в Верховном командовании вооруженных сил, разрешил силам безопасности проверять советских военнопленных на наличие «политически и расово неприемлемых элементов». Кто были эти «элементы»? Это были «интеллигенты», «фанатичные коммунисты» и евреи. Их казни не происходили в лагерях для военнопленных. Вместо этого заключенных перевели в отдаленный район и расстреляли.

Не все советские военнопленные были расстреляны. Но многие другие умерли в лагерях для военнопленных в результате недоедания и голода, а также от сыпного тифа и других болезней, которые не лечили. На приведенной ниже диаграмме показан процент смертей в лагерях для военнопленных разных стран.

Гибель военнопленных в лагерях для военнопленных во время Второй мировой войны

6

Советские военнопленные, удерживаемые немцами

57,5%

Британские воды по-французски

2,58%

Немцы вели свою «расовую войну» не только против советских солдат, но и против советского гражданского населения. Нападения на гражданское население осуществлялись четырьмя подразделениями СС, известными как айнзатцгруппы, которые следовали за немецкой армией, продвигавшейся на восток вглубь Советского Союза. Каждая из четырех частей имела свою закрепленную территорию: часть А служила на севере, часть Б — на центрально-русском фронте, часть С — на севере Украины, часть D — на юге Украины, на Кавказе и в Крыму. У каждого был приказ убить любого, кого нацисты считали «врагом государства», в том числе сотни тысяч евреев, чиновников Коммунистической партии СССР, синти и рома и других. По словам историка Дорис Берген, «официально их целью было обезопасить завоеванную территорию, борясь с большевизмом и предотвращая партизанскую войну. Фактически летом 19 г.41, они стали интерпретировать свою основную работу как резню всех евреев, включая женщин, детей и стариков». 7

(См. литературу Мобильные истребительные отряды и 101-й резервный полицейский батальон в Главе 9.)

    • 1Венди Лоуэр, Создание нацистской империи и Холокост в Украине (Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 2005), 13.
    • 2Венди Лоуэр, Создание нацистской империи и Холокост в Украине (Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 2005), 24.
    • 3Адольф Гитлер и др., Застольные беседы Гитлера, 1941–1944: Его личные беседы (Нью-Йорк: Enigma Books, 2008), 21.
    • 4 Ричард Дж. Эванс, Третий Рейх в состоянии войны (Нью-Йорк: Penguin Press, 2009), 176.
    • 5 Ричард Дж. Эванс, Третий рейх в состоянии войны (Нью-Йорк: Penguin Press, 2009), 176.
    • 6Найл Фергюсон, «Захват и убийство пленных в эпоху тотальной войны: на пути к политической экономии военного поражения», War in History 11, no. 2 (2004): 186.
    • 7Дорис Л. Берген, Война и геноцид: краткая история Холокоста, 3-е изд. (Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2016), 195.

    Джошуа Рубинштейн, автор и сотрудник Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса, подробно описывает отношения между нацистской Германией и Советским Союзом за десять лет до Второй мировой войны.

    Подробнее

    Джошуа Рубинштейн, автор и сотрудник Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса, подробно описывает отношения между нацистской Германией и Советским Союзом за десять лет до Второй мировой войны.