Содержание
Тема с историком Геннадием Бордюговым: 100-летие СССР будем отмечать, но не праздновать. Почему?
Фонтан «Дружба народов». Прервалась связь времен. / РИА Новости
Ему воздается должное — как важной части единой истории
Как бы вы прокомментировали заявление, сделанное в начале декабря: «В Кремле считают образование СССР важной частью истории России, но праздновать столетие этого события не будут»?
Геннадий Бордюгов: Мне кажется, что в этой позиции заключена квинтэссенция идеологического фундамента нынешней политической системы. С одной стороны, нельзя не заметить того однозначного позитива, который связывается с советским опытом. Он не клеймится, не затаптывается, не предается анафеме. Ему воздается должное — как важной части единой истории. Но, с другой стороны, стоит ли праздновать юбилей возникновения модели, последствия дефектов которой приходится кровью и потом преодолевать на протяжении всей тридцатилетней постсоветской истории? Отсюда и позиция: отмечать, но не праздновать. К тому же у России на протяжении последних десяти лет складывается контрпроект СССР — свое пространство памяти о формировании российской государственности с символической датой рождения гражданской нации — 4 ноября. В этом новом пространстве и переплавляется память об СССР.
В образе Советского Союза много ностальгического. По мнению некоторых политологов, образ «хорошего Советского Союза» постоянно присутствует в подходах современных российских элит к этой теме.
Геннадий Бордюгов: Так и есть. Вы, наверное, вспомнили использование для российской вакцины против COVID-19 наименования «Спутник V», которое вызвало ассоциации с первым искусственным спутником Земли, который был запущен СССР в 1957 году. Советская космическая программа до сих пор рассматривается как самая большая технологическая «история успеха» в СССР.
Ленин до последнего отстаивал свой проект договорного СССР
Однако «наследие прошлого» не может поддерживаться вечно, особенно если предлагаемые «ментальные модели» не разделяются молодым поколением. Правда, это не значит, что у молодежи нет интереса к проекту СССР. Его столетие связано с обратным отсчетом, то есть с возвращением в прошлое, прохождением его болевых точек. Вы готовы ретроспективно пройтись по десятилетиям истории СССР?
Геннадий Бордюгов: Давайте попробуем. 30 декабря 1922 года часто подавалось как праздник в Большом театре, где подписание Союзного договора сопровождалось, по воспоминаниям участников, концертом мастеров из республик и даже выходом на сцену живого верблюда. Так, в памяти причудливо трансформировалась лошадь, появлявшаяся в спектакле-балете «Дон Кихот» Минкуса, сцены которого составили второе отделение концерта, прошедшего накануне I съезда Советов. Однако за кулисами праздника разворачивалась острая борьба между коммунистами разных республик за принципы объединения.
И какая же модель новой государственности была избрана? Ведь известно, что ее создатель Ленин поначалу верил, что новое общество лучше строить в рамках унитарного государства.
Геннадий Бордюгов: Но в ходе Гражданской войны он впервые согласился с тем, что создание национальных государств более предпочтительно. При этом подчеркивалась условность и временность образований такого рода. И когда сформировались самостоятельные независимые советские республики — Украинская и Белорусская, а после советизации Закавказья появились Азербайджанская, Армянская и Грузинская республика, все они заключили договорные отношения с Российской Федерацией. Эта непрочная конструкция и служила сплочению народов страны, и усиливала центростремительные тенденции. В 1922-1924 годах была заложена ассиметричная Федерация, с разным статусом субъектов, особенно когда в союзные республики вошли автономии, то есть когда в системе было закреплено неравноправие.
И как же снимались противоречия, возникающие в этой сложной конструкции с неравноправными субъектами, да еще с разным уровнем развития?
Геннадий Бордюгов: Партией большевиков, ячейки которой пронизывали все органы власти, все общественные организации и СМИ. Поэтому партия превратилась в высшего арбитра, а ее лидеры наделялись культовыми чертами. Ленин, умирающий и парализованный человек, до последнего отстаивал свой проект договорного СССР, уважение прав национальностей и защиты этих прав государством. Сталина в то время больше интересовал не национальный вопрос, а власть и ее характер. Разве можно обеспечивать единство, если независимость республик была для него игрой? Через почти 70 лет именно с ликвидацией руководящей — по Конституции — роли КПСС и схваткой двух экстраординарных политиков, Горбачева и Ельцина, распад СССР стал неизбежным.
Стоит ли праздновать юбилей возникновения модели, последствия дефектов которой приходится кровью и потом преодолевать на протяжении всей тридцатилетней постсоветской истории?
Некоторым народам было отказано в патриотизме
И как же отмечались первые 10 лет СССР? Стало ли 30 декабря выходным днем, какое место заняло в системе советских праздников?
Геннадий Бордюгов: Не стало и заняло место после 7 ноября (Октябрьская революция), 22 апреля и 21 января (дни рождения и смерти Ленина) и 1 мая. А подавалась подлинная история создания СССР как почти стерильная, все возникавшие противоречия загонялись в зону антипамяти. В частности, установление национально-государственного статуса основного этноса РСФСР — русских. Попытки вынести обсуждение этого вопроса на партийные форумы пресекались.
Да, хорошо известно, что Сталин и его окружение были противниками поиска форм самоопределения русских, считая, что нерусские народы восприняли бы идею русской национально-государственной организации как имперскую. Однако вопрос о русской республике закономерно был связан и с вопросом о русской коммунистической партии. Как решался этот вопрос?
Геннадий Бордюгов: Отрицательно. Попытки Раковского, Мдивани, Султан-Галиева и других лидеров национальных республик приспособить, адаптировать единую партию и ее идеологию к специфике своих регионов расценивались как национал-уклонизм, причем с классовым подтекстом — буржуазный, а значит, подвергаемый репрессиям. В то же время со свертыванием нэпа, «большим скачком», мобилизационной политикой после прихода Гитлера к власти в Германии в национальной политике усилился унитаризм, русскому этническому ядру возвращалось ведущее положение и роль опоры советской государственности. Именно тогда был ограничен суверенитет союзных и автономных республик, хотя в сталинской Конституции СССР это не нашло своего отражения. В то же время стал распространяться ошибочный тезис о «решенности» национального вопроса в СССР. Идеологически — через навязывание обществу опережающих время концептов «советский народ» и «дружба народа», которые рассматривались как необходимый инструмент построения и сплочения общества нового типа. Однако эти концепты вскоре серьезно подорвал Большой террор с его «национальными операциями» 1937-1938 годов.
И тем не менее понимание всеми нациями общей судьбы в условиях смертельной опасности ярко проявилось, когда Советскому Союзу в 1942 году исполнилось 20 лет, когда на защиту родины встало первое советское поколение. Не случайно ведь власть перешла от «Интернационала» к гимну СССР как единству, интеграции идей социализма и нации. А какие проблемы обнажила война в межнациональных отношениях?
Геннадий Бордюгов: Ряду народов было отказано в патриотизме, выстраивалась иерархия значимости его проявлений у различных этносов, проживающих в стране. Эта дифференциация патриотизмов служила идеологическим обоснованием крупномасштабных акций — депортации народов, пресечение ростков национального сознания. За известной приостановкой призыва в армию у ряда народов, к примеру, немцев Поволжья и крымских татар, последовало их принудительное переселение, сопровождавшееся потерей территории и государственности. Однако все, что нарушало восприятие безупречного лика Победы со сталинским профилем, вытеснялось из памяти и подпадало под неусыпный контроль соответствующих органов. В то же время Великая Отечественная война надолго определила глубокий трагический смысл памяти об СССР и о тех испытаниях, которые выпали на долю каждой нации. Победа несла в себе огромный энергетический заряд, компенсировала провалы, просчеты, предательства, ксенофобию и подозрительность. Перенесенные испытания вдохнули в людей оптимизм и веру в то, что все изменится к лучшему. Росло осознание, что ни одна из союзных республик, кроме Российской, не смогла бы противостоять Гитлеру, но, объединив все свои потенциалы в составе СССР, они смогли сохранить свои существование и государственность.
Была избрана стратегия — выйти на создание советской социалистической нации
А была ли готова партийно-государственная верхушка по итогам войны к однозначной реабилитации имперства и окончательному укоренению русскости в качестве квазиидеологии?
Геннадий Бордюгов: Крайне важный вопрос. Наступали новые времена и новое движение идеологического маятника. Попытки соединить национальное с интернациональным в его великорусско-советском обличье приобретали агрессивные формы борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. В этой ситуации власть могла лишь пытаться усидеть на двух стульях — русском державном и интернациональном марксистском. Сталину в силу той сакральной роли, которую он приобрел к концу войны, это пока удавалось. Но в перспективе подобное балансирование неизбежно было обречено на крах.
Сталин стоял у истоков новой государственности, принял ленинский ее вариант, но затем вложил в него свое понимание, причем без конституционного оформления. Тогда почему же нельзя было перейти к территориальному, а не этническому федерализму?
Геннадий Бордюгов: Была избрана другая стратегия — выйти на создание советской социалистической нации, которой для перехода к коммунизму будут не нужны границы между классами, границы между территориями, автономия или федерация. Возможно, Сталин собирал силы и энергию, чтобы после наказания «народов-предателей», «судов чести», дел партийных националистов («Ленинградское дело», «Мингрельское дело») провести новую «великую чистку» для создания правильного, гомогенного общества советских людей. И в этом он мог опираться на успешно апробированные и поддержанные в массовом сознании идеи — опору на русских как «самую лучшую нацию» и сильную централизованную власть.
А как Хрущев представлял развитие проекта СССР в свете новой партийной программы построения коммунизма?
Геннадий Бордюгов: По мнению Хрущева, эта программа должна была чуть ли не автоматически привести к новой модели СССР, ускорить процессы сближения и ассимиляции народов. Такая уверенность имела основание — на фоне покорения космоса, проникновения вглубь атомного ядра и превращения Советского Союза в сверхдержаву проблема межнациональных отношений виделась уже полностью решенной и не заслуживающей внимания как источник возможных вызовов в будущем. Новый лидер словно не видел, что оборотной стороной либерализации оказались обострение отношений между этническими элитами, территориальные противоречия. Передача многих функций управления республикам обернулась местничеством и усилением бюрократии, неважно какой национальности. Да, возвращение к «ленинским нормам» внесло изменения в иерархию народов, но не отменило самого факта ее существования. Среди республик — получателей помощи Центра — выделилась группа привилегированных, в их развитие вкладывались наибольшие средства. Это касалось Украины не только в силу урона, нанесенного ей войной, но и с целью укрепления позиций советской власти на западе СССР. Благодаря освоению целинных земель одно из ведущих мест среди союзных республик занял Казахстан. В своеобразную зажиточную «витрину социализма» превратились республики Прибалтики. Наконец, с довоенных времен сохранялось особое положение родины Сталина — Грузии. А в качестве основного донора развития всех республик выступала РСФСР.
Понимание всеми нациями общей судьбы в условиях смертельной опасности ярко проявилось, когда Советскому Союзу в 1942 году исполнилось 20 лет, когда на защиту родины встало первое советское поколение
Правящая партия не реагировала адекватно на этнические столкновения
Старшие поколения помнят, с какой помпой отмечалось 50-летие СССР в 1972 году. Трудовые вахты, фестивали, выставки, двухдневное торжественное заседание в Кремлевском Дворце съездов, на которое прибыли свыше 100 лидеров зарубежных стран. В центре юбилея находился Брежнев, для которого если и существовали проблемы и конфликты, то они объяснялись националистическими предрассудками. А действительно ли была такая благостная картина в стране?
Геннадий Бордюгов: К сожалению, правящая партия не реагировала адекватно на этнические столкновения (Ереван-65, Абхазия-67, Ташкент-69, Каунас-72) и на то, как даже коммунисты заряжались националистическими идеями и ксенофобией. Реальный анализ межнациональных отношений был принесен в жертву политической конъюнктуре и надуманному «развитому социализму». Вместе с тем именно в 1970-е годы национальная карта стала эффективным инструментом в борьбе между различными группировками, существовавшими в высшем партийно-государственном руководстве страны: сторонниками консервации существовавшего порядка и их оппонентами, предлагавших идеологию конвергенции. Понятно, что такое разделение было условным, обе силы наперебой стремились выставить себя истинными поборниками марксизма. Но было и то, что кардинально их разделяло: если «националы» стремились в той или иной степени продолжить сталинскую линию на аккуратную реабилитацию русского имперства, то «западники» именно этому более всего и препятствовали. Такие колебания расшатывали власть и делали необратимым усиление межнациональных противоречий в СССР. И хотя брежневская Конституция 1977 года сохранила федерализм национально-государственных образований, в ходе обсуждения ее проекта предлагалось отказаться от этнической федеральной структуры и разделения на союзные республики, так как они объективно затрудняли сближение наций и создавали лишние экономические барьеры.
Не потому ли в поисках путей предупреждения кризисных явлений Андропов и его окружение рассматривали возможные пути реформирования советского государства? Пространство памяти, связанное с 60-летием СССР, казалось, мало чем отличалось от предыдущих десятилетий. Никто в 1982 году не мог предполагать, что эта историческая дата станет последним юбилеем.
Геннадий Бордюгов: Действительно, несмотря на неизменность юбилейного ритуала, все больше ощущались разрывы и нестыковки в межнациональных отношениях. Участились массовые беспорядки и стихийные протесты на национальной почве, сообщения о которых строго цензурировались (Целиноград-79, Таллин-80, Орджоникидзе-81). Произошел перелом в демографической динамике, причем не в пользу русского населения страны. Одной из внутренних угроз стабильности рассматривалось возрождение русского самосознания и русского национального движения, обозначенных как «русизм», который не сводился к национализму, а замахивался на переустройство всего строя. В поисках путей предупреждения кризисных явлений новый генсек Андропов и его окружение серьезно рассматривали возможные пути реформирования государства и отчасти предприняли шаги в этом направлении. Требовались разгрузка центра и перераспределение его полномочий в сторону республик, рассматривались варианты разделения России на федеральные округа, а Советского Союза — на межреспубликанские экономические зоны, создания бюро ЦК КПСС по Прибалтике, Закавказью, Средней Азии для преодоления растущего изоляционизма партийных организаций и восстановления их контроля над разными этажами бюрократии. Все это так и осталось планами.
1991 год вошел в историю как год двух заговоров — ГКЧП в августе и беловежского сговора в декабре. Им предшествовала целая полоса преобразований, которые вышли из-под контроля власти и привели к трагическому обострению межнациональных отношений (Алма-Ата-86, Фергана-89, Тбилиси-89, Сумгаит-Баку-89-90 и др.) и распаду СССР. 70-летие стало несостоявшимся юбилеем, к 30 декабря 1992 года пространство памяти о Советском Союзе развалилось, быстро исчезли заповедные зоны антипамяти о нем.
Геннадий Бордюгов: Однако из всего этого один урок Россией был извлечен — соперничество доктрины договорной федерации и конституционной федерации завершилось принятием новой Конституции 1993 года. Она провозглашала, что носителем суверенитета и единственным источником власти являются не республики, а «многонациональный народ» России. Это исключало советский конфедеративный принцип о «праве наций на самоопределение вплоть до отделения». Правда, как показало 80-летие СССР (2002 год), резкого разрыва с прежним единым государством не произошло, оно оставалось опорой для формирования новых суверенных государств. А уже к 90-летию несуществующего СССР (2012 год) в России стала укрепляться концепция гражданской федерации, и политика ориентировалась на общегражданские приоритеты. Это определяло отношение к Советскому Союзу, к памяти о нем и его опыту.
И здесь мы подошли к 100-летию, когда бывшее советское пространство сотрясают бои на Украине, военные действия в Нагорном Карабахе, пограничные столкновения в Средней Азии. Все это — результат исходных принципов создания СССР, которые были законсервированы и не изменялись в соответствии с вызовами времени, и последствие распада СССР?
Геннадий Бордюгов: Получается парадокс: события 2014-2022 годов были предопределены одновременно и существовавшей моделью союзной государственности, и ее распадом. Но этот парадокс лишь видимый. На самом деле модель СССР, возникшая в 1922 году, на протяжении всего своего существования была амбивалентной — и фатально дефектной, и содержавшей в себе колоссальный созидательный потенциал. Все зависело от того, как власть управлялась с этой моделью. К сожалению, бездумностей и легкомысленных шагов оказалось неизмеримо больше, нежели взвешенных и грамотных решений. Отсюда и результаты — 1991 год, а потом, тридцать лет спустя, и 2022 год. В очередной раз в своей непродолжительной истории в качестве нового государства.
Визитная карточка
Фото: Александр Корольков
Геннадий Бордюгов — руководитель Международного совета Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI). Родился в 1954 году в Воркуте. Основные работы посвящены истории СССР, историографии, прикладной истории. Автор книг «Чрезвычайный век российской истории», «Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина», «Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти», «Вчерашнее завтра: как национальные истории писали в СССР и как пишутся теперь», «Войны памяти на постсоветском пространстве», «Ожидаемая революция не придет никогда», «Сталин: культ юбилеев в пространствах памяти и власти», «Ленин: культ и антикульт», «СССР в пространстве памяти, идеологии и национальных историях» и др.
Является ли Россия правопреемницей СССР? | В мире | Политика
Елена Слободян
Примерное время чтения: 3 минуты
14928
Категория:
Международные отношения
В международном праве под правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта права к другому, обычно от государства к государству. В начале 70-х годов ХХ века Комиссия ООН по международному праву разработала универсальную конвенцию, касающуюся правопреемства международных договоров в отношениях между государствами.
Какими документами определяется правопреемство на международном уровне?
Разработанная в ООН конвенция была принята на дипломатической конференции в Вене 23 августа 1978 года и получила название Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров. Позже, 8 апреля 1983 года, на конференции в Вене была еще принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. На сегодняшний день эти два документа являются единственными универсальными международными договорами в области международного правопреемства. Согласно им Российская Федерация является по отношению к СССР государством-преемником, а СССР по отношению к ней — государством-предшественником.
Факт правопреемства также подтверждается обязательствами, принятыми Россией в соответствии с международными договорами, заключенными между государствами, являвшимися республиками в составе СССР. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года предусмотрено, что СССР выступает государством-предшественником по отношению к его бывшим субъектам. В течение 1992–1994 годов произошло юридическое переоформление обязательств по всему внешнему долгу бывшего СССР на Российскую Федерацию.
Почему еще Россию считают правопреемницей СССР?
Существует ряд других международных договоров, заключенных по вопросам правопреемства между государствами-участниками СНГ. Среди таких документов, в частности, Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, от 6 июня 1992 года и многочисленные двусторонние соглашения, заключенные Российской Федерацией с государствами, входившими в состав СССР, по вопросу об урегулировании правопреемства в отношении госдолга и активов бывшего Союза ССР.
После распада СССР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была переименована в Российскую Федерацию (Россию) Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-1. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате члены СНГ поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. По общему согласию государств-участников СНГ также было решено признать за Российской Федерацией статус ядерной державы.
С 24 декабря 1991 года РФ продолжила членство СССР в ООН, включая членство в Совбезе. А 13 января 1992 года появилось официальное письмо МИД России «О выполнении Российской Федерацией обязательств по заключенным СССР международным договорам» на имя глав дипломатических представительств, аккредитованных в Москве. В нем сообщалось: «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик».
Таком образом, на сегодняшний день отдельного нормативного правового акта федерального уровня, который бы определял переход всех прав и обязанностей от СССР к Российской Федерации, нет. Многие международные договоры РФ и федеральные законы РФ сегодня содержат ссылку на то, что РФ является либо преемником СССР, либо продолжателем. О правопреемственности в отношении международных договоров, в частности, упоминается в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». В нем сказано, что настоящий закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР (часть 3 статьи 1).
По словам пресс-секретаря президента РФ Владимира Путина Дмитрия Пескова, в Кремле исходят из того, что «Россия и де-юре, и де-факто является правопреемницей Советского Союза».
СССРРоссияпреемникконвенцияООН
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Косачев: резолюция комитета Генассамблеи ООН – циничные игры вокруг Крыма
Власти отреагировали на предложение судьи КС не считать РФ преемницей СССР
Клишас: Россия остается сторонницей выполнения международных обязательств
Сама себе закон. Может ли Россия отказаться от международного права?
Матвиенко оценила предложение о верховенстве Конституции РФ
Новости СМИ2
Что означает флаг России?
Что касается российского флага, то эта страна претерпела множество изменений. От величественного флага Русского Царства до яркого, золотого и кроваво-красного флага Советского Союза, можно с уверенностью сказать, что русские знают, как делать флаг!
В сотрудничестве с нашей командой из Советской Европы мы решили дать вам представление о двух флагах, определяющих современную Россию, их символике и значении. Так что готовьтесь к истории с российским флагом.
Содержание
- Российский флаг – флаг Российской Федерации
- Российский военный флаг
- Древнерусский флаг в годы Первой мировой войны
- Древнерусский флаг Советского Союза
- Советский российский флаг после Второй мировой войны
- Один флаг, чтобы править всеми — Советский флаг
Флаг России — Флаг Российской Федерации
Современный флаг России представляет собой трехцветный флаг, состоящий из трех горизонтальных полей: верхнее — белое, среднее — синий, а низ красный. Первоначально флаг использовался только для русских торговых судов, но в 169 г.6 он стал официальным флагом Царства России до 1922 года.
1922 год был годом, когда вся территория России была успешно захвачена большевиками во время гражданской войны в России. Флаг использовался заклятым врагом большевиков, Белой гвардией, во время гражданской войны. После своей победы большевики заменили флаг на флаг Советского Союза, который развевался в течение 63 лет, о чем мы вскоре расскажем.
В самые мрачные дни современной России во время Второй мировой войны триколор снова появился на короткое время, поскольку он использовался коллаборационистскими антисталинскими войсками Андрея Власова, который был союзником нацистской Германии против Советского Союза после того, как был попали в плен и перешли на сторону нацистов.
Власов выбрал неправильную сторону истории и после очередной попытки перейти на другую сторону, когда он был схвачен во время апокалиптического отступления нацистов в Берлин, вместо этого Власов был отправлен в Москву и допрошен перед тем, как стать одним из последних повешенных в Советском Союзе. , после чего советская смертная казнь проводилась только через расстрел.
В 1991 году, когда советская империя погрузилась в анархию и в Москве была предпринята попытка государственного переворота, Верховный Совет России распорядился восстановить старый имперский триколор в качестве национального флага государства. В день Рождества 19В 91 году над Кремлем в Москве в последний раз был спущен культовый советский флаг, и так начался распад СССР.
Когда дело доходит до цветов российского флага, все они имеют особое и острое значение. Белый цвет символизирует благородство и откровенность, синий – верность, честность, безупречность и целомудрие, а красный – мужество, великодушие и любовь. И в этом смысл цветов российского флага!
Ежегодно 22 августа в России отмечается национальный праздник День Государственного флага, прозванный днем победы над путчистами 19-го века.91, но сотрудники остаются на работе.
Россияне отмечают день национального флага
Раньше многие люди могли не узнать этот «новый» флаг России, но, конечно же, он изменился в связи с вторжением на Украину в рамках «Специальной военной операции». В этом контексте нынешний российский флаг часто ассоциируется с русскими националистами, а серп и молот больше ассоциируется с левыми внутри страны.
Российский военный флаг
Что касается российского военного флага, то на самом деле существует множество вариантов, посвященных различным родам вооруженных сил России. Однако есть один российский военный флаг, который используется на таких мероприятиях, как День Победы, патриотические дни и военные парады: Знамя Победы.
Пожалуй, один из самых крутых флагов в этой статье. Знамя Победы восходит к резне последних дней Второй мировой войны. Первоначально изготовленный на поле боя, этот флаг является официальным символом Победы советского народа над фашистской Германией во Второй мировой войне. Но почему?
Итак, это знамя было поднято на вершину берлинского Рейхстага 1 мая 1945 года. Пока советские войска все еще сражались в подвалах здания с несгибаемыми бойцами СС, флаг был поднят тремя Советские солдаты, символизирующие советский захват города.
Под памятником на здании поднят красно-белый флаг с надписью:
«150-я стрелковая, ордена Кутузова 2-й степени, Идрицкая дивизия, 79-й стрелковый корпус, 3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт».
После Великой Отечественной войны флаг уцелел и был возвращен в Россию как священное знамя Победы. Хотя с тех пор было сделано бесчисленное количество копий в честь российских военных, оригинал выставлен в одном из московских музеев.
Интересно, что российское законодательство предписывает постоянное хранение этого российского военного флага в месте, обеспечивающем его сохранность, целостность и доступность для всеобщего обозрения.
Древнерусский флаг в Первой мировой войне
Когда дело доходит до фактов о российском флаге, многим любопытно узнать, какой флаг развевали российские войска во время двух самых знаковых конфликтов в истории человечества: Второй мировой войны и Первой мировой войны. Что касается последнего, то Россия ввела новый флаг сразу после начала конфликта 19 ноября 1914 года.
До Первой мировой войны российский флаг с 1858 года был черно-оранжево-белым триколором. указ от 19 ноября ввел бело-сине-красный триколор с кантоном имперского герба в левом углу.
После убийства царя и его семьи и упразднения российской монархии кантон имперского герба был удален, и на короткий период бело-сине-красный триколор стал де-факто российским флагом.
Таким образом, современный российский флаг является «старым» флагом, но с удаленными имперскими регалиями. Хотя дом Романовых все еще существует, восстановление монархии мало поддерживается даже в эти неспокойные времена.
Старинный русский флаг Советского Союза
Несмотря на то, что «Россия» превратилась в СССР, остался специальный флаг России. С 1922 по 1991 год Россия действовала под флагом РСФСР (Социалистической Федеративной Советской Республики). Но их дипломатический флаг был флагом Советского Союза.
Этот флаг был установлен в 1924 году и несли все корабли СССР и дипломатические представительства СССР. Это был флаг, который символизировал Восток во время холодной войны и мгновенно узнаваем большей частью мира. Советский флаг состоял из кроваво-красного поля, золотых молота и серпа и увенчан золотой звездой.
В апреле 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР собрался для обсуждения нового флага. Было несколько предложений, которые так и не были приняты, например, красный флаг с аббревиатурой коммунистического лозунга «Пролетарии всего мира, соединяйтесь!»
Однако окончательный вариант был доработан два месяца спустя художником Сергеем Чехониным и состоял из красного прямоугольного щитка с золотыми славянскими буквами РСФСР, вписанными в золотую рамку в углу флага.
Существует распространенное мнение, что флаг Советского Союза превосходил флаг РСФСР. Однако это не так. Фактическое использование флага СССР было ограничено в России и развевалось только над двумя зданиями, которыми были Центральный Исполнительный Комитет Советского Союза и Совет Народных Комиссаров.
Чтобы узнать об истории социалистических стран, нажмите здесь, чтобы прочитать нашу специальную статью.
Флаг Советской России после Второй мировой войны
19 января47 года Советы начали менять национальные флаги своих государств-сателлитов с целью отразить идею государства Советского Союза, а также уникальную национальную идентичность республик.
На каждом флаге тогда был изображен герб СССР, серп и молот с красной пятиконечной звездой, с включением национальных орнаментов и новых цветов. Таким образом, в годы после Второй мировой войны в январе 1954 года был установлен новый флаг РСФСР / флаг России, на котором была изображена голубая полоса у древка, идущая по всей ширине флага.
Итак, вот оно! Будь то флаг России 1900 года, русский флаг времен Второй мировой войны или советский российский флаг, в этой статье мы рассмотрели все, что вам нужно знать, от истории и значения до цветов российского флага. Мы также включили здоровую дозу изображений российского флага для справки.
Один флаг, чтобы править всеми — советский флаг
Возможно, вы дочитали до этого места нашу статью о российском флаге и задаетесь вопросом, почему вы не видели самый культовый флаг, связанный с Россией: советский флаг! Что ж, статья о российских флагах была бы неполной без его включения. Так что накроем этот флаг России в качестве бонуса.
В период с 1922 по 1991 год советский флаг развевался над территорией площадью 8,65 миллиона квадратных миль на пике своего могущества. Для тех, кто пережил холодную войну и тех, кто пережил ее, флаг Советского Союза мгновенно узнается благодаря его яркому дизайну.
Хотя дизайн и символика советского флага имеют различное происхождение, основные истоки флага Советского Союза возникли во время русской революции. В ту эпоху и в последующие годы советский флаг получил различные прозвища от Серпа и Молота до Красного Знамени. На самом деле советский флаг был источником вдохновения для многих коммунистических флагов с серпом и молотом по всей красной планете.
Дизайн флага Советского Союза прост, но чрезвычайно эффектен. Он имеет сплошное красное поле, увенчанное уникальной золотой эмблемой серпа и молота в левом углу. Давайте более подробно рассмотрим эти два основных компонента советского флага.
До революции 1917 года простой красный флаг был революционным символом старой школы. Включая его в советский флаг, мужчины и женщины русской революции намеревались воздать должное международному аспекту рабочей революции.
В то время как красный фон был из старых революционных дней, самая знаковая черта флага в форме золотых серпа и молота была современным дополнением, появившимся в то время в разгар русской революции.
Молот на советском флаге представлял рабочих, участвовавших в русской революции. Серп представлял вовлеченных крестьян. Скрещенные вместе, эта эмблема была призвана отпраздновать так называемый революционный союз, который принесет победу коммунизму во всем мире. Звезда на вершине серпа и молота должна была представлять Коммунистическую партию Советского Союза.
Даже после распада СССР советский флаг продолжает играть роль в современном обществе. Для различных коммунистических партий, партизанских движений и протестных групп по всему миру сегодня образы оригинального флага Советского Союза играют огромную роль в их флагах, пропаганде и образах. Многие даже хотели, чтобы серп и молот остались на российском флаге, считая Россию и Советский Союз синонимами.
В современной России и за ее пределами флаг не существует, но далеко не мертв. На коммунистических митингах флаг часто поднимают участники, желающие выразить ностальгию по Советскому Союзу. Будь то бывшие советские граждане или молодые студенты колледжей, которые даже не пережили этого, флаг по-прежнему играет заметную роль.
В некоторых отношениях этот флаг все еще имеет некоторый элемент официального статуса, он также развевается в годовщины, например, в честь Сталинградской битвы, и это далеко не незаконно. Это контрастирует со многими странами бывшего Восточного блока, где за полет серпа и молота можно попасть в тюрьму.
Чтобы исследовать невероятные и очаровательные земли бывшего Советского Союза, ознакомьтесь с нашим ассортиментом постоянно расширяющихся туров по Советской Европе.
Об авторе сообщения
Джоэл Восток
Джоэл Восток — менеджер YPT по Советской Европе и постоянный любитель военной истории. Обычно его можно встретить в мужественной позе перед танками или в поисках советских реликвий в бывшем Восточном блоке.
Смотрите сообщения автора
.
НАТО обещало не расширяться? Горбачев говорит «нет»
Совершенно очевидно, что президент России Владимир Путин не является поклонником НАТО. Действительно, он проявляет ярко выраженную — почти навязчивую — антипатию к Альянсу. Он утверждает, что НАТО воспользовалась слабостью России после распада Советского Союза, чтобы расшириться на восток в нарушение обещаний, якобы данных Москве западными лидерами. Но таких обещаний сделано не было — теперь это подтвердил тот, кто определенно имел возможность знать: Михаил Горбачев, тогдашний президент Советского Союза.
Рассказ президента Путина о НАТО
Предполагаемое нарушение Западом обещания не расширять НАТО долгое время фигурировало в качестве ключевого элемента путинского повествования о Североатлантическом союзе (и против него). В своей напыщенной речи в феврале 2007 года на Мюнхенской конференции по безопасности он сказал:
.
И мы вправе спросить: против кого направлено это расширение [НАТО]? А что стало с заверениями наших западных партнеров после распада Варшавского договора? … Я хотел бы процитировать выступление Генерального секретаря НАТО г-на Вернера в Брюсселе 17 мая 1990. В то время он сказал, что «тот факт, что мы готовы не размещать армию НАТО за пределами территории Германии, дает Советскому Союзу твердую гарантию безопасности». Где эти гарантии?
Президент России вернулся к этой теме в своем выступлении в Кремле 18 марта 2014 г., оправдывая незаконную аннексию Крыма Россией: «…они [западные лидеры] много раз лгали нам, принимали решения за нашей спиной, ставили перед нами свершившуюся факт. Это произошло с расширением НАТО на восток, а также размещением военной инфраструктуры у наших границ». Хотя в течение нескольких лет было ясно, что Североатлантический союз не хочет ставить Украину на путь членства, Путин далее выразил ужас в связи с перспективой присутствия сил НАТО в Крыму: бездействие России «означало бы, что военно-морской флот НАТО будет прямо там». в этом городе воинской славы России [Севастополе], и это создало бы не иллюзорную, а вполне реальную угрозу всему югу России».
Западные лидеры никогда не давали обещаний не расширять НАТО, что продемонстрировали несколько аналитиков. Марк Крамер подробно исследовал этот вопрос в статье 2009 года в The Washington Quarterly . Он опирался на рассекреченные американские, немецкие и советские записи, чтобы доказать свою позицию, и отметил, что в дискуссиях о воссоединении Германии в формате «два плюс четыре» (две Германии плюс Соединенные Штаты, Советский Союз, Великобритания и Франция) Советы никогда не поднимал вопрос о расширении НАТО, кроме того, как это могло бы применяться в бывшей Германской Демократической Республике (ГДР).
Обязательство Запада перед НАТО
На что немцы, американцы, британцы и французы согласились в 1990 году, так это на то, что на территории бывшей ГДР не будет размещаться негерманских сил НАТО. В то время я был заместителем директора в Советском отделе Госдепартамента, и это, безусловно, было целью переговоров госсекретаря Джеймса Бейкера с Горбачевым и его министром иностранных дел Эдуардом Шеварднадзе. В 1990 году мало кто серьезно думал о возможности более широкого расширения НАТО на восток.
Соглашение о не размещении иностранных войск на территории бывшей ГДР было включено в статью 5 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, который был подписан 12 сентября 1990 года министрами иностранных дел двух Германий, США, Советский Союз, Великобритания и Франция. Статья 5 содержала три положения:
- До завершения вывода советских войск из бывшей ГДР на этой территории будут дислоцироваться только немецкие подразделения территориальной обороны, не интегрированные в НАТО.
- Не будет увеличения количества войск или техники американских, британских и французских сил, дислоцированных в Берлине.
- После вывода советских войск немецкие войска, приписанные к НАТО, могли быть развернуты в бывшей ГДР, но иностранные силы и системы ядерного оружия там не размещались.
Когда читаешь полный текст выступления Вернера, процитированного Путиным, становится ясно, что комментарии генсека касались сил НАТО в восточной Германии, а не более широкого обязательства не расширять Североатлантический союз.
Мнение бывшего президента СССР Горбачева
Теперь у нас есть очень авторитетный голос из Москвы, подтверждающий это понимание. Россия в новостях Газета опубликовала интервью с Горбачевым, который был президентом СССР во время переговоров и переговоров по договору о воссоединении Германии. Интервьюер спросил, почему Горбачев не «настоял на том, чтобы обещания, данные вам [Горбачеву] — в частности, обещание госсекретаря США Джеймса Бейкера о том, что НАТО не будет расширяться на Восток, — были юридически закодированы?» Горбачев ответил: «Тема «расширения НАТО» вообще не обсуждалась и не поднималась в те годы. … Обсуждался еще один поднятый нами вопрос: сделать так, чтобы военные структуры НАТО не продвигались вперед и чтобы дополнительные вооруженные силы не были размещены на территории тогдашней ГДР после воссоединения Германии. Заявление Бейкера было сделано в этом контексте… Все, что можно было и нужно было сделать для закрепления этого политического обязательства, было сделано. И исполнился».
Связанные книги
Горбачев продолжал: «В соглашении об окончательном урегулировании с Германией говорилось, что никаких новых военных структур в восточной части страны создаваться не будет; никаких дополнительных войск развертываться не будет; там не будет размещаться оружие массового поражения. Его соблюдали все эти годы». Правда, бывший советский президент раскритиковал расширение НАТО и назвал его нарушением духа заверений, данных Москве в 1919 г.90, но он ясно дал понять, что не обещает более широкого расширения.
Через несколько лет после воссоединения Германии, в 1997 году, НАТО заявило, что в «текущей и обозримой обстановке безопасности» не будет постоянного размещения значительных боевых сил на территории новых членов НАТО.