ЕГЭ. История. Кратко. Образование СССР. Создание ссср в 1922 году кратко


30. Образование ссср. 1922 год.

До 1917 г. национальный вопрос не рассматривался РСДРП(б) как один из основных. Для классического марксизма, приверженцами которого были большевики, основным был тезис: "Рабочие не имеют Отечества". Не национальная, а классовая принадлежность - вот что было главным. Перед мировой войной национальный вопрос в Российской империи, государстве унитарном и осуществлявшем политику русификации, приобрёл особую остроту. Начавшийся уже после Февральской революции 1917 г. распад государства заставил большевиков чётко сформулировать свои взгляды на национально-государственное устройство России.

2 ноября 1917 г. СНК утвердил проект Декларации прав народов России. Основным таким правом признавалось право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. На основании этого принципа СНК 18 декабря 1917 г. признал государственную независимость Финляндии.

Советские республики накануне объединения. В 17-22 годах были созданы РСФСР (10 автономных республик + 11 авт. областей), Крым входит в состав РСФСР, Казахстан, Туркестан, Трудовая община немцев Поволжья, УССР, БССР, ЗСФСР (Азербайджан, Армения и Грузия).

С Харезмом и Бухарой заключены договоры. До 22 советские республики добровольно объединили под руководством высших органов РСФСР свои вооруженные силы, финансы, транспорт, связь и крупную промышленность.

Предпосылки образования единого гос-ва и необходимость этого образования: экономически российская империя представляла единый хозяйственный механизм - единый рынок, политические предпосылки заключались в том, что это были советские и социалистические республики, военные предпосылки: объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность, исторические предпосылки: исторически Россия складывалась как единое гос-во.

Подготовка объединения республик в союз: в августе 1922 создана комиссия из представителей компартий республик под председательством Куйбышева; нарком по делам национальностей Сталин предлагает свой план объединения, который получил название автономизации: республики (УСССР, БСССР, ЗСФСР) входят в состав РСФСР на правах автономий. В связи с этим возникло грузинское дело; ленинские позиции объединения: советский союз формируется как федерация равноправных республик; 6 октября ленинский план был принят пленумом ЦК РКПБ и одобрен партийными и советскими органами других республик.

Первый съезд советов СССР. 30 декабря 1922 делегации республик в Москве подписали договор об образовании СССР. Вечером 30 декабря открылся первый съезд советов СССР. С докладом выступил Сталин и по итогам доклада съезд утвердил декларацию и договор, избрал Центральный Исполнительный комитет (ЦИК) - высший орган власти в перерывах между съездами и президиум ЦИКа, а также 4 председателей: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии.

Первая конституция СССР. 31 января 1924 2 съезд советов окончательно утвердил конституцию СССР. Основные положения: добровольность вхождения, право выхода, доступ в СССР существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам, право республик на любые законы, территория республик не может быть изменена без ее согласия, конституция утверждала единое союзное гражданство, ЦИК утверждался как двухпалатный орган: союзный совет и совет национальностей.

Значение образования СССР. СССР продемонстрировал способность наций с совместному историческому государственному творчеству. Вывод: СССР - федеративное гос-во с тенденцией к унитарному. Федерация: форма госустройства, при которой входящие в состаув гос-ва -федеральные единицы имеют собственную конституцию, законодательные и исполнительные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы, единое гражданство, единые деньги и т.д. Унитарное гос-во: форма госустройства, которая не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы.

studfiles.net

Образование СССР (1922-1924 гг.) | Великий СССР

По мере завершения гражданской войны возникла необходимость конституционного урегулирования отношений между советскими республиками. РСФСР занимала 92% территории, на которой проживало 70% населения будущего Союза Советских республик. Остальную территорию занимали советские республики: Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, в которую в 1922 г. объединились Азербайджан, Грузия, Армения. Существовали также Дальневосточная республика со столицей в Чите и две среднеазиатские народные республики — Хорезмская и Бухарская.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с белым движением и интервенций между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз заключался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркомата РСФСР. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры брали на себя роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

В 1920-1922 гг. все советские республики подписали с РСФСР и между собой двусторонние соглашения, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в хозяйственной деятельности, дипломатии. В соответствии с ними стороны соглашались на военный и финансово-экономический союз. Подлежали объединению военные силы и командование, органы, контролирующие экономику и внешнюю торговлю, органы снабжения, железнодорожный и водный транспорт, почта и телеграф, финансы.

Таким образом, складывалась ситуация, когда формально республики имели право руководить своей политикой, а фактически были лишены права самостоятельно вести ее. Москва постоянно вмешивалась во внутренние дела республик, в связи с чем постоянно возникали конфликты между центром и республикой.

В январе 1922 г. при решении вопроса об участии РСФСР и других советских республик в Международной экономической конференции в Генуе нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин предложил объединиться с братскими республиками. Взамен была выдвинута идея «единого дипломатического фронта», проводящего общую внешнюю политику. Несогласованность и острые разногласия при решении ряда вопросов проявились из-за отсутствия четкого разграничения полномочий между центральной и республиканскими властями. Центр нередко дискредитировал себя, вмешиваясь в жизнь народов, об особенностях которых он порой и не подозревал. Так, в октябре 1922 г. между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей возник конфликт по вопросу изучения Корана в школах Туркестана. Республиканские национальные власти нередко саботировали экономические мероприятия центра. Чтобы положить конец этим конфликтам, в августе 1922 г. Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» и организовали для выработки решения комиссию под председательством В.В. Куйбышева, в которую вошли также представители от других республик. По заданию этой комиссии И.В. Сталин подготовил так называемый проект «автономизации», сутью которого было предложение о вхождении в РСФСР на правах автономных республик Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении. Проект был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Однако, как вскоре выяснилось, от них ждали простого одобрения, а не их мнения. Чтобы не заострять внимание на неравноправной форме объединения, И.В. Сталин предложил даже не публиковать решение ЦК РКП(б) («если оно будет принято») по этому вопросу и обязать ЦК компартий республик в рабочем порядке его выполнить.

Против проекта «автономизации» выступил В.И. Ленин. Нарушение принципов самостоятельности и суверенности республик в угоду жесткой централизации рассматривалось им как отход от принципов пролетарского итнернационализма. В сентябре 1922 г. он предлагает проект «федерализации»: создание союзного государства (Союза Советских Республик Европы и Азии, впоследствии это название было заменено на СССР) на основе добровольного и равного объединения самостоятельных союзных республик с общефедеральными органами власти. Полное равноправие, искренность, взаимоуважение, дружба, братское сотрудничество и взаимопонимание — вот на чем, по его мнению, должны были быть основаны межнациональные отношения в стране.

5-6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. Хотя проект «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б. Каменев призывали проявить стойкость против «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант.

Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом «грузинском инциденте», когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации. В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их «шовинистической гнилью», а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его «сталинским ишаком», еще и крепко поколотил последнего. В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии.

Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г. после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию. В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Здесь В.И. Ленин подчеркивает, что данный вопрос только «официально» называется вопросом о союзе советских социалистических республик, тогда как на самом деле это есть попытка проведения прежнего плана «автономизации». Попытки В.И. Ленина впоследствии «разобраться» с виновниками «грузинского инцидента» и не допустить ограничения самостоятельности республик успеха не принесли. Из-за болезни и политических интриг он оказался отстраненным от дел.

30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное оставалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами — ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Председателем ЦИК был избран М.И. Калинин, сопредседателями — Г.И. Петровский, Н.Н. Нариманов, А.Г. Червяков. Формируется правительство — Совнарком СССР — во главе с В.И. Лениным.

Формально новое государство создавалось как федерация суверенных республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался. М.В. Фрунзе, выступая на этом съезде от имени Украины, предложил тексты Декларации и Договора утвердить лишь в основном, поручив ЦИК СССР тщательно доработать их по вопросам расширения дополнительных гарантий суверенности объединяемых республик — каждая из них должна иметь возможность самостоятельно, с учетом местной специфики решать вопросы хозяйственного и культурного строительства. Предложение было одобрено, но впоследствии к нему больше не возвращались.

В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принимает первую Конституцию СССР, в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливается единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе этой конституции были приняты конституции союзных республик.

источник

 

back-in-ussr.info

Образование СССР 1922 г.

под председательством А.Я.Вышинского было вынесено 5 смертных приговоров. Шахтинский процесс положил начало кампании преследования старых специалистов и замены их новыми выдвиженцами. Сразу после процесса было арестовано не менее 2 тыс. технических специалистов, обвиненных во «вредительстве».

Распад в 1917-1918гг. единого, централизованного Российского государства сменился объединительным движением, которое при вело к образованию СССР в 1922 г. В годы гражданской войны на окраинах бывшей Российской империи возникло несколько советских республик, которые развивались не в рамках РСФСР, а рядом с ней. В июне 1919 г. они создали военный союз. После поражения Советской власти в Прибалтике(весна-лето1919 г.) он сохранился в рамках трех славянских советских республик. В1920-1921г.г. к этому союзу присоединились три закавказских советских республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен союзом хозяйственным. Согласно договорам, объединялись наркоматы, советы народного хозяйства, вводилась единая денежная система. В 1922 г. на период проведения международной экономической конференции в Генуе был оформлен дипломатический союз республик. В том же году произошло экономическое и государственное объединение закавказских республик — Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

Цементирующей силой объединительного движения стала коммунистическая партия. Республиканские компартии, созданные в 1918-1920гг., существовали на правах областных организаций единой РКП(б). Партийное единство дополнялось единством профсоюзов.

Для разработки плана объединения всех советских республик ЦК РКП(б) создал в августе 1922 г. специальную комиссию во главе с В.В.Куйбышевым. Комиссия пришла к выводу о необходимости создания государственного союза социалистических республик путем включения их в РСФСР на правах автономных. В основу такого решения лег проект, составленный Генеральным секретарем ЦК (с апреля 1922 г.) И.В.Сталиным и названный «планом автономизации». Ленин, выяснив, что «автономизацию» не поддержали 3 из 6 республик, предложил план союза равноправных республик: не в РСФСР, а вместе с ней социалистические республики входят «в новый союз, новую федерацию». Сталин расценил позицию Ленина как «национал-либерализм»,но открыто возражать не стал.

29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра состоялся I Всесоюзный съезд Советов. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Он также избрал Центральный Исполнительный Комитет СССР

(ЦИК СССР).

Конституция СССР 1924 г.

Объединительное движение советских республик прошедшее этапы военного, хозяйственного, дипломатического и государственного союза, завершилось этапом конституционного оформления

СССР (январь 1923 г. — январь 1924 г.). На этом этапе была разработана и утверждена Конституция

СССР, созданы правительство СССР и вторая палата ЦИК Союза ССР.

В январе 1923 г. в союзных республиках были созданы конституционные комиссии. Главным итогом их работы явилось предложение создать наряду с палатой классового представительства в ЦИК

СССР палаты «национального представительства». В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР

окончательно утвердил ее. Съезд принял решение увековечить память о Ленине путем переименования города трех революций Петрограда в Ленинград. Тогда же на пост председателя СНК СССР был избран А.И. Рыков.

Конституция СССР 1924 г. повторяла основные положения Конституции РСФСР 1918 г., а также дополнялась разделом о национально-государственномустройстве нового государства. В ней провозглашались принципы построения союзного многонационального государства: добровольное, равноправное объединение суверенных республик, их право выхода из СССР. Конституция СССР 1924 г., как и Конституция РСФСР 1918 г., носила ярко выраженный классовый характер и закрепляла положения диктатуры пролетариата на территории всех союзных республик. Конституция установила государственный герб, флаг и столицу СССР — Москву. Гимном Советского Союза стал «Интернационал».

Внутрипартийная борьба

Тяжелая болезнь и смерть В.И.Ленина (21.01.1924 г.) обострила внутрипартийную борьбу за лидерство и определение «генерального курса» политики СССР.

В середине декабря 1922 г. у В.И.Ленина произошел инсульт, который заставил его окончательно отойти от непосредственной политики. ЦК партии принял решение «изолировать» лидера партии от работы в интересах его здоровья. Но Ленин добился, чтобы ему разрешили диктовать свой дневник. За два с половиной месяца было продиктовано пять статей и несколько писем, известных как «Политическое завещание В.И.Ленина». Ленин констатировал, что ставка на европейскую социалистическую революцию, с которой большевики связывали свою победу, не оправдалась. В этих условиях он предлагал использовать всю силу государства для того, чтобы догнать промышленно развитые страны, создав современную тяжелую промышленность. Кроме того, Ленин предложил ряд внутрипартийных мер: во-первых,отстранить Сталина с поста Генерального секретаря ЦКиз-заего негативных личных качеств (грубость, капризность, нелояльность) и поставить на этот пост человека, который не будет злоупотреблять «необъятной властью»; вовторых, увеличить состав ЦК партии в несколько раз за счет рабочих «от станка», чтобы не допустить раскола партийного штаба отдельными руководителями («вождями»), прежде всего Троцким и Сталиным;в-третьих,усилить контроль за деятельностью высшего партийного руководства, в т.ч. и генсека путем объединения партийного и рабочего контроля.

После смерти Ленина в руководстве РКП (б) началась борьба. Еще осенью 1923 г. Л.Д.Троцкий выступил с критикой бюрократизма партийного и государственного аппарата, который, по его мнению, гнездился в насаждаемой И.В. Сталиным системе «назначенчества», т.е. в назначении руководителей «сверху». Троцкий предлагал выбирать их «снизу». Он также указал на два источника пополнения рядов партии — партийные ячейки на предприятиях и учащаяся молодежь. Троцкого поддержали несколько десятков партийных деятелей. В ходе партийной дискуссии Троцкого обвинили во фракционности, стремлении к единоличной власти. Когда же осенью 1924 г.

Троцкий в статье «Уроки Октября» выделил свою особую роль в революции 1917 г., выдвинув концепцию «двух вождей» (он и Ленин), его сняли с важных постов председателя Реввоенсовета и Наркомвоенмора, а его сторонники были отправлены в провинцию на перевоспитание.

В начале 1924 г. был объявлен «ленинский призыв» в партию, в ходе которого в партию вступило более 240 тыс. человек. К XIII съезду РКП(б) (май 1924 г.) численность партии превысила 735 тыс. человек. На съезде обсуждалось предложение Ленина о смещении Сталина с поста генсека. Оно было отклонено. Не было удовлетворено и заявление Сталина об отставке.

После съезда Сталин показал себя выдающимся организатором, сумевшим в короткие сроки сосредоточить и сохранить в своих руках необъятную власть. В конце 1924 - начале 1925 гг. он выдвинул тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране — СССР. Он утверждал, что в условиях «капиталистического окружения» в СССР можно построить социализм «в основном». Полная же победа социализма станет возможна при поддержке западноевропейского пролетариата, т.е. «мировой революции». Против сталинского тезиса выступила «новая оппозиция» во главе с Г.Зиновьевым и Л.Каменевым, расценив его как «национал-большевизм»,предательство пролетарского интернационализма, мировой революции. Одновременно оппозиция осудила НЭП как

studfiles.net

Образование СССР 1922 года

Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны

Окончание Гражданской войны на территории бывшей Российской империи ознаменовало не только победу радикальной партии, придерживавшейся коммунистических воззрений. Война закончилась и грандиозной разрухой в экономике, не работали предприятия, сельское хозяйство было так же подорвано, несмотря на раздачу земли крестьянам. Но особенно тревожным для новой власти было состояние транспортных коммуникаций и систем связи. Ведь все понимали, что Российскую империю связывали железные дороги и телеграф, а отсутствие этих связующих элементов инфраструктуры грозило реальным распадом государства. И вожди партии большевиков не обольщались на счет того, что в Грузии, Азербайджане, Армении, Украине или Белоруссии у власти находились такие же большевики, как и они сами. Ленин, Троцкий и другие лидеры большевиков учились в школах и университетах и отлично знали историю, которая учила, что государства распадались тогда, когда центральная власть переставала контролировать власти на местах. А без карающей десницы центральной власти перерождение местных властей происходит очень быстро.

Опасения Москвы подтверждала динамика активности республиканских властей, которые начали самостоятельно проводить внешнюю политику в своих республиках. Так упомянутые республики устанавливали полноценные дипломатические отношения с Германией, Польшей, Турцией и другими европейскими странами. Хотя эти шаги и одобрялись Москвой, но было очевидно, что в будущем республики будут считать ведение самостоятельной внешней политики своим неотъемлемым правом. А, что касается внутренней политики, то к этому времени самостоятельность республик была уже достаточно высока. Особенно это касалось Украины, чье руководство не стесняясь отстаивало экономические интересы своей республики. Ленин и Сталин понимали, что если процесс пойдет так и дальше, то окончательный распад новой России будет вопросом времени. Поэтому их работа над созданием союзного государства своей целью имела именно пресечение сепаратистских тенденций в республиках. Но оба вождя имели разные взгляды на конструкцию будущего государства, если Ленин считал, что республикам необходимо дать некоторый набор свобод, то Сталин свои предпочтения отдавал жестко централизованному государству.

Предпочтения И. В. Сталина имели под собой веские основания еще и потому, что он понимал, что общество после гражданской войны подобно разбушевавшемуся морю, которое даже без ветра еще не скоро успокоится. Поэтому следует поставить это общество в известные рамки, в противном случае нового витка гражданской войны не избежать.[1] Кроме того, И. В. Сталин по воспитанию и своим наклонностям был авторитарной личностью и не терпел проявлений непослушания. Вся жизнь Сталина протекала в таких структурах, где превыше всего ценились дисциплина и исполнительность, и не важно, была ли это духовная семинария или группа боевиков, приготовившаяся к ограблению Тифлисского банка.

Предпосылки создания СССР

Но создание СССР в 1922 году началось вовсе не на пустом месте, еще летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции и Белой армии. Советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г. М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. С весны 1921 г. в ответ на указание В. И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) и областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика). Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции.

Сталинский и Ленинский проекты СССР

Не следует думать, что политическая линия В. И. Ленина и И. В. Сталина была постоянной на протяжении всей жизни, это совершенно неправильно. Дело в том, что эти люди в первую очередь были политиками, которые вполне осознавали, что «говорить надо правильно, а поступать – как необходимо». Иными словами, на публику можно провозглашать какие угодно лозунги, давать любые обещания, но в реальной политике следует предпринимать только тщательно выверенные действия. Особенно это наглядно проявилось в позиции В. И. Ленина относительно выбора государственного устройства будущего СССР. Еще накануне Второго съезда РСДРП Ленин специально останавливается на национальном вопросе в нескольких своих статьях в газете «Искра». В статье «О Манифесте «Союза армянских социал-демократов» он, поддерживая лозунг самоопределения наций, категорически выступает против федерализма и акцентирует внимание на сближение народов. В то время Ленин был противником федерации, считал ее буржуазным институтом и признавал территориально-национальную автономию лишь в порядке исключения.

Уже после съезда большевикам и, прежде всего Ленину, пришлось вести борьбу против федерализма в социал-демократической партии и одновременно против принципа культурно-национальной автономии. И через десять лет после Второго съезда Ленин оставался принципиальным противником федеративного устройства. В этом отношении заслуживает внимание его письмо С. Г. Шаумяну от 6 декабря 1913 г., неоднократно привлекавшее внимание специалистов по национальным отношениям. В этом примечательном письме Ленин посчитал нужным написать следующие слова: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы за якобинцев против жирондистов… Мы в принципе против федерации – она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь. Автономия есть наш план устройства демократического государства». Вместе с тем, о чем уже давно отмечено и в исследовательской литературе, в статьях посвященных Балканским войнам 1912–1913 гг. Ленин подчеркивал, что конкретно-исторические условия могут диктовать необходимость федерации с целью демократического решения национального вопроса.[2]

И уже в годы Гражданской войны произошло окончательное изменение взглядов В. И. Ленина на суть федерации, как способа государственного устройства. Ведь было ясно, что удержать республики в составе унитарной России будет очень непросто, и гораздо лучше предоставить им статус республик, пусть даже этот статус будет во многом фиктивным. Но всегда будет в будущем возможность увеличить самостоятельность республик в экономических и внешнеполитических вопросах. Поэтому и проект В. И. Ленина по устройству СССР отражает его взгляды.

Но ленинский проект был не один, одновременно существовал и проект, разработанный группой И. В. Сталина, отражавший его представления о государственном устройстве.

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план «автономизации», который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект «автономизации» и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу «вступления» республик в РСФСР он предложил заменить принципом их «объединения вместе с РСФСР» в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: «…мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии».[3] И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.



biofile.ru

Образование СССР, его историческое значение

По существу, образование СССР началось уже в ходе Гражданской войны с принятием 1 июня 1919 г. декрета об объединении военных и хозяйственных усилий Советских республик «в исторической борьбе с мировым капиталом». После победы в Гражданской войне Советская Россия оказалась во враждебном капиталистическом окружении и экономической блокаде. Послевоенное ослабление империализма и поддержка революционной России международным рабочим движением удерживали Антанту от продолжения интервенции. Внешнеполитические условия существования социалистического государства во многом определяли пути, формы и саму судьбу российского социализма на начальном этапе развития. Весь период с 1920 по 1922 г. стал периодом борьбы за утверждение международного положения Советской России, освобождение от оккупации и установление Советской власти в национальных государственных образованиях на территории распав­шейся Российской империи, нового «собирания земель» в единое государство.

Внешнеполитические условия образования СССР. Общественно-политические процессы в послевоенном мире

Советское руководство в дипломатической борьбе за утверждение международного положения страны учитывало общественные процессы, проходящие в послевоенном мире. Они характеризовались рядом противоречий: противоречия между империалистическими странами, борьба рабочего класса с буржуазией внутри империалистических стран, развертывание национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах.

Версальско-Вашингтонская система мирных договоров (1919 — 1922) не разрешила империалистических противоречий. Основные выгоды получили Англия и Франция. США не смогли утвердить свое политическое лидерство и использовать возросшую на военных поставках воюющим странам финансовую мощь. Италия и Япония оказались обделенными в империалистическом переделе мира. Германия, ставшая после революции Веймарской республикой, не утратила своего экономического потенциала, но была ущемлена унизительными условиями Версальского мира. Стабилизация международной обстановки носила временный характер, глубинные противоречия препятствовали консолидации капиталистического мира против социалистической России.

Длительная тотальная война вызвала серьезные изменения в экономике империалистических стран. Либерально-рыночные отношения уходят в прошлое, развивается государственно-монополистический капитализм, усиливается роль государства в экономике. Меняются и отношения между трудом и капиталом. Революционный взрыв в России и Европе вызвал изменения во внутренней политике капиталистических государств. Одним из важнейших политических течений в правящих кругах Запада стал буржуазный реформизм — «ллойд-джорджизм» (по имени выдающегося английского буржуазного политика начала XX в.). Суть политики, по выражению Ллойд-Джорджа, — это «уступка неважного для сохранения важного», считая, что компромисс «не большая цена для сохранения мира в критическое время». В письме к Вильсону он отмечал, что если не пойти на уступки рабочему классу, «то у нас может произойти то же, что и в России». В ряде европейских государств вводится 8-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право, социальное страхование по безработице, по болезни; улучшается жилищное строительство. Существенным итогом политической переориентации буржуазии стало сотрудничество с социал-реформистскими рабочими партиями, создание коалиционных правительств. «Классовый мир» обеспечивался также насаждением националистической идеологии в широких народных массах по результатам войны.

Наибольшее развитие буржуазный реформизм получил в Великобритании и Франции. В Скандинавии доминировал его буржуазно-социал-демократический вариант. Оживились реформистские тенденции в странах Латинской Америки, особенно в Мексике, Аргентине, Чили и Уругвае. Социальные уступки и политические маневры буржуазии позволили в этих странах стабилизировать обстановку, удерживая в своих руках политическую власть. Влияние рабочего класса на политику удерживало буржуазные правительства от агрессивных акций против Советской России и вынуждало их к нормализации с ней государственных и экономических отношений. Империалистические государства усиливают эксплуатацию колоний, за счет которых снижается социальное напряжение в метрополии.

В Германии и Италии в борьбе с революционным рабочим движением зарождается на основе антикоммунизма одно из крайних реакционных течений — фашизм, эксплуатирующий национальную идею. В молодых буржуазных государствах Прибалтики, Польше, Румынии, Финляндии, граничащих с социалистической Россией, устанавливаются диктаторские режимы профашистского типа, которые поддерживаются странами Антанты. Аналогичные политические системы формируются и в странах зоны экономического влияния ведущих капиталистических стран — Португалии, Алба­нии, Венгрии, Греции.

В условиях мирного времени возникла возможность нового объе­динения международного рабочего движения. Инициаторами объединения II (правореформистского) и 1Г/2 («двухсполовинного», центристского) Интернационалов с III (Коммунистическим) Интернационалом выступили коммунисты. К началу 20-х гг. коммунистическое движение охватывало 2,2 млн человек в 52 странах, имело 48 компартий и 28 союзов молодежи. Однако объединение было сорвано лидерами II Интернационала. В мае 1923 г. II и П’/2 Интернационалы создали единый Рабочий Социалистический Интернационал (РСИ). Его отказ сотрудничать с Коминтерном закрепил раскол рабочего движения на все последующие десятилетия.

Большое влияние реформистских партий на рабочий класс Запада стало следствием спада революционной волны, усталости поколения, пережившего войну и неудачу революции в Европе. Реформистскую идеологию питало социальное расслоение и обуржуазивание верхушки рабочего класса в развитых капиталистических странах, а также идеологическое воздействие националистической и реформистской пропаганды. Радикализм и сектантство молодых компартий также способствовали усилению влияния реформизма на значительные массы трудящихся.

 

Установление Советской власти в национальных регионах России.

Сложившаяся международная обстановка В послевоенном мире ограничивала возможности империалистических государств к продолжению интервенции против народов России. Победа над контрреволюцией и интервентами в Центральной России, на Украине и в Белоруссии способствовала развертыванию борьбы за Советскую власть в национальных регио­нах, экономически и культурно связанных многовековым историческим прошлым.

В Закавказье, оккупированном англичанами после заключения перемирия с Турцией и Германией в 1918 г., вспыхнули вооруженные столкновения между Арменией и Азербайджаном, между Грузией и Абхазией. С 15 августа 1919 г. по решению Антанты началась эвакуация британских войск из Закавказья. В начале 1920 г. страны Антанты признали независимость Грузии, Азербайджана и Армении, однако эвакуация английских войск проходила медленно, лишь под угрозой продвижения на Кавказ войск Красной Армии.

Выход Красной Армии к границам Азербайджана и черноморскому побережью Грузии вызвал подъем вооруженной борьбы народных масс против националистических правительств, скомпрометированных сотрудничеством с оккупантами. Исход борьбы определила помощь Красной Армии (11-я армия, в состав которой входили многонациональные части). Первым освобожден Азербайджан при поддержке народов Дагестана. 28 апреля 1920 г. образовалась Азербайджанская Советская Социалистическая республика, в освобожденном Баку были арестованы члены британской и французской миссий во главе с Б. Фрезером (будущим первым лордом адмиралтейства в годы Второй мировой войны).

Летом 1920 г. Турция начала войну против Армении. В ноябре 1920 г. в Армении поднялось антиправительственное восстание, образовавшийся Революционный Комитет призвал на помощь 11-ю армию. С ее помощью свергнуто националистическое правительство и установлена Советская власть — образовалась Армянская ССР.

Установление Советской власти в Азербайджане и Армении оп­ределило положение в Грузии. В феврале 1921 г. там поднялось восстание, и созданный Революционный Комитет объявил Грузию Советской республикой, призвав на помощь 11-ю армию. Все закавказские республики в 1922 г. объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую республику, что стало важным этапом в создании СССР.

В Средней Азии события развивались примерно так же. Весной 1920 г. образовалась Хорезмская народная республика, а осенью 1920 г. — Бухарская народная республика. Однако борьба с «басмачеством» длилась до 1933 г.

Дальневосточная республика, образованная 6 апреля 1920 г. как «буферное» государство между Советской Россией и Японией, вела борьбу с белогвардейцами и японскими оккупантами, очистив всю территорию до Владивостока к осени 1922 г., а 15 ноября 1922 г. она вошла в состав РСФСР.

Оказывая военную поддержку в борьбе народов России за установление Советской власти, правительство РСФСР вело активную дипломатическую борьбу за международное признание Советских республик. Советская дипломатия стремилась использовать империалистические противоречия для разрушения изоляции и блокады России, установить связи с пограничными государствами и опереться на поддержку мирового рабочего движения. Выдвинутая Лениным концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем отвечала реальной исторической обстановке и гуманистической сущности социализма.

В сложных внешнеполитических условиях молодая советская дипломатия добивается серьезных успехов. В 1920 — 1921 гг. Советской России удалось заключить ряд экономических, политических и торговых соглашений. Заключение в марте 1921 г. англо­советского договора о торговле стало, по существу, признанием Советского государства «дефакто». Пример Лондона усилил соперничество западных стран за место на российском рынке («самом огромном рынке мира» по словам Р. Пуанкаре). В этой ситуации Советское правительство 28 октября 1921 г. обратилось с предложением о созыве конференции для рассмотрения проблем экономического сотрудничества. В январе 1922 г. на заседании Верховного Совета Антанты в Каннах принято решение о созыве международной конференции с приглашением Советской России. Ллойд-Джордж считал необходимым возвращение России в экономическую систему Европы.

Конференцию намечалось провести в Генуе в апреле 1922 г. Это решение стало серьезной брешью в официальной политике изоляции и бойкота Советского государства. В основу политики советской делегации на этой конференции положена идея укрепления позиций Советской России в международных отношениях путем достижения компромиссов с реформистской и пацифистской частью буржуазии. При подготовке конференции создается дипломатический союз Советских республик. Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Бухарская Народная Советская республика, Хорезмская Народная Советская республика и Дальневосточная республика по­ручили правительству РСФСР представлять их интересы в Генуе.

В итоге Генуэзской конференции советская делегация во главе с Г. В. Чичериным отстояла свои позиции, укрепила независимость и фактически обеспечила признание советского государства. В ответ на требования Антанты выплатить ей долги царской России Ленин предложил Антанте компенсировать ущерб, нанесенный интервенцией против Советской России. Антанта отказалась. Заключение в этот период Раппальского (городок в Италии) договора с Германией создало прецедент для других государств. Советская Россия входила в международную систему как независимое социалистическое государство.

Образование СССР, его историческое значение

Весь период с 1920 по 1922 г. Шел процесс собирания СИЛ ДЛЯ объединения всех российских народов в единое государство на новой социально-политической основе. К этому времени созрели предпосылки для объединения всех республик в единое государство. Создание нового многонационального государства было трудной и исторически важной задачей. Ее решение во многом определяло судьбу каждой республики, нового социального строя, судьбу революции. Решение проблемы государственного образования различных наций на новой социальной основе — государства трудящихся, строящих социалистическое общество, имело и всемирно-историческое значение как пример будущего содружества освобождающихся от колониализма и капитализма народов всех континентов.

В ходе Гражданской войны сложился военно-политический и экономический союз трех советских республик: РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, которые имели национальную самостоятельность и органы государственного руководства. Эти республики составили ядро нового государства. Предпосылками к объединению в единое государство всех образовавшихся советских республик стали: многовековые культурные и экономические связи;

общая социально-экономическая основа и политическая власть трудящихся; общая угроза новому строю и национальной независимости со стороны империалистических государств; наличие интернациональной централизующей политической силы в лице партии большевиков.

В марте 1922 г. объединились в федерацию три закавказские республики: Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, образовав Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). Затем началась подготовка к объединению всех республик в единое государство.

Для подготовки объединения создана специальная Комиссия ЦК РКП(б). Она приняла проект Сталина, известный как «план автономизации», где предусматривалось вхождение Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР на правах автономии. Ленин, находившийся на излечении в Горках, 26 сентября 1922 г. потребовал пересмотреть вопрос и предложил создать федерацию равноправных республик, не лишая их самостоятельности. Ленинскую идею образования СССР поддержали все республики. Образование федеративного государства соответствовало конкретной исторической обстановке. Оно отвечало и характеру свершившейся революции, в которой одной из движущих сил была идея национальной государственности. В Гражданской войне борьба за независимость национальных республик поднимала народы против интервентов и белогвардейских армий, национальная государственность стала их достоянием. Федеративное устройство государства рабочих и крестьян могло стать примером для национально-освободительного движения в других странах.

После обсуждения проекта на местах решения об объединении принимались на съездах Советов Республик. 13 декабря 1922 г. состоялось решение I Закавказского съезда Советов, 16 декабря 1922 г. — IV Всебелорусского съезда, затем — VII Всеукраинского съезда. 26 декабря последним (чтобы не оказывать давление) ре­шение об объединении принял X Всероссийский съезд Советов.

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. 30 января 1924 г. принята первая Конституция СССР на II съезде Советов СССР. В 1925 г. в СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, преобразованные из Бухарской и Хорезмской народных республик. Так, юридически тщательно и строго на добровольной основе создавалось новое государство — СССР — на территории бывшей Российской империи, сохраняя связи между российскими народами, сложившиеся за многие сотни лет.

Образование СССР стало событием огромной исторической важности как в российской истории, так и в общечеловеческом масштабе. Историческое значение образования СССР заключается в следующем:

— воссоздано тысячелетнее российское государство, дающее безопасность существования и развития российским народам;

— образовано многонациональное государство на новой соци­альной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капиталистического гнета;

— значительно возросли возможности экономического и куль­турного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве;

— угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене;

— именно Советский Союз стал впоследствии главной силой в разгроме фашизма, угрожавшего порабощением всему человечеству.

Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение Советского Союза в 1991 г.

histerl.ru

Предпосылки образования СССР

Советские республики накануне объединения

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920—1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. С другой стороны, участились требования работников некоторых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Предлагалось, в частности,— в связи с начавшимися в республиках аграрными реформами и отсутствием общего законодательства — объединить наркоматы юстиции и земледелия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации». В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре — ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами — двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

На основе Конституции СССР 1924 г, были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Национально-государственное строительство

После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924—1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей в Закавказье (Дагестанская АССР, Горская АССР) и в Сибири (Якутская АССР, Бурят-Монгольская АССР). Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. По уровню экономического развития эти районы значительно превосходили соседние территории. В результате присоединения новых земель площадь Белорусской ССР и численность ее населения увеличились более чем в 2 раза. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

Вплоть до середины 30-х годов — времени принятия второй Конституции СССР — все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Основным Законом СССР 1924 г.

histerl.ru

ЕГЭ. История. Кратко. Образование СССР

 

Образование СССР

 

 

Дата образования СССР - Союза Советских Социалистических республик

30 декабря 1922г. – на I Всесоюзном съезде Советов

31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР

СССР распался 26 декабря 1991г.

Документы

Декларация и Договор об образовании СССР

Предпосылки образования СССР

 

  • Наличие тесных экономических связей и общих сырьевых ресурсов.

  • В годы Гражданской войны был заключён военно-политический союз между Россией, Белоруссией, Украиной: объединялись все военные силы, назначалось единое командование.

  • У власти находилась единая партия - большевиков.

  • Однотипность государственного устройства, единая цель – построение социализма.

  • Единая история

В СССР в 1922 году вошли 4 республики:

РСФСР

УССР

БССР

ЗСФСР

В последующие годы в СССР вошли

1924 – Узбекская ССР

1925 -Туркменская ССР

1929- Таджикская ССР

1936- Казахстан и Киргизия

1936- ликвидирована ЗСФСР и вошли в состав СССР как союзные республики Грузия, Азербайджан и Армения.

1940 – в состав ССР вошли Молдавская ССР, Литовская СССР, Латвийская СССР и Эстонская СССР

Карело-Финская ССР-  с 21 марта 1940г.- 16 июля 1956г. (стала автономной республикой)

 

Проекты объединения

  • План автономизации Сталина И.В., наркома по делам национальностей: все республики входят в состав СССР на правах автономии, теряя всякую самостоятельность. Ленин В.И. назвал этот план антидемакратическим, считал, что он обострит отношения Москвы с республиками.

  • План создания федерации В.И.Ленина. Суть: республики входят в состав СССР на правах федерации, то есть равноправия, сохранения суверенных прав, вплоть до возможности выхода из СССР и образования самостоятельного государства.

Реализован был план Ленина В.И.

 27 декабря 1922 года четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР, который был ратифицирован, то есть принят,  30 декабря 1922г.

В ведение СССР входило:

  • оборона

  • внешняя политика

  • государственная безопасность

  • охрана границы

  • внешняя торговля

  • транспорт

  • бюджет

  • связь

  • денежное обращение

Однако после смерти Ленина В.И. в 1924 году Сталин И.В. фактически вернулся к своему плану автономизации, в стране стала формироваться  сверхцентрализация власти.

Органы власти в СССР

Высшим органом государства  - Всесоюзный съезд Советов.

 В период между съездами  - ЦИК СССР, организованный  по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей.

М. И. Калинина - председатель ЦИК,

сопредседатели - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

  • Было создано огромное государство, дающее безопасность существования и развития его народам.

  • Дальнейшее развитие экономики, ликвидация последствий Гражданской войны, установление крепких экономических связей.

  • Позитивные последствия в развитии социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения: строились школы, открывались театры, развивалась культура. СМИ. Некоторые народы впервые получили письменность, которую разработали учёные.

  • Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru