О том, кто такие Рюриковичи (из книги «Рюриковичи»[145] ). Кто такой рюрик и как он оказался на руси


История: Наука и техника: Lenta.ru

29 декабря на экраны кинотеатров выходит российский фильм «Викинг», повествующий о приходе к власти князя Владимира Святославовича. «Лента.ру» начинает публикацию цикла материалов, посвященного событиям того времени. Личность князя Рюрика — варяга, согласно «Повести временных лет» призванного княжить на землю, где проживали славянские и финно-угорские племена, остается загадкой. Историки до сих пор спорят о том, откуда прибыл человек, которого считают основателем русской государственности. «Лента.ру» рассказывает о теориях, по-разному трактующих его происхождение.

«В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Так «Повесть временных лет», самый ранний древнерусский летописный свод, рассказывает о зарождении русской государственности: якобы жители Новгорода призвали на княжение скандинавов, поскольку сами были погружены в пучину междоусобных войн. Верить этой информации или нет — открытый вопрос, поскольку никаких других источников, напрямую повествующих об этом событии, не сохранилось.

В современной отечественной историографии существуют две теории на этот счет: норманнская и антинорманнская. Сторонники первой считают, что народ русь, упомянутый в летописи, действительно относится к скандинавам и сильно повлиял на становление Руси как государства. Вторые же зачастую стремятся не только отрицать влияние варягов, но и приписывают им туземное, славянское или южнобалтийское происхождение. Представители обоих лагерей ведут между собой жаркие споры, хотя стоит заметить, что такое жесткое разделение существует только в отечественной историографии, иностранные историки предпочитают занимать более мягкие позиции.

Если с корнями норманизма все понятно, то антинорманизм заслуживает отдельного рассмотрения. Первым антинорманистом считается академик Михаил Ломоносов, который не был удовлетворен тем, как немецкие историки Готлиб Байер и Фридрих Миллер подходят к трактовке «Повести временных лет», практически называя славянские и финно-угорские племена, населявшие ладожский регион, темными и невежественными. С одной стороны, его претензии к работам немцев были вполне оправданными, с другой — дали богатую почву ученым патриотического толка для утверждений, что племя русь было славянским, а обратное якобы утверждают лишь русофобы.

Несмотря на то что имя Рюрик в различных вариантах было широко распространено в Скандинавии, современные антинорманисты пытаются ославянивать его, утверждая, например, что оно является производным от слова рарог (сокол), а слово «варяг» — производным от «варить». Почему бы варягам в таком случае, скажем, не быть солеварами из Русы (город в Новгородской области, сейчас называется Старая Русса)?

Выставка «Моя история: Рюриковичи» в Санкт-Петербурге

Выставка «Моя история: Рюриковичи» в Санкт-Петербурге

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Есть у антинорманистов и другой аргумент: в русском языке очень мало заимствований из скандинавских языков, в то время как население Британии активно пополняло свой словарный запас из вокабуляра своих завоевателей — викингов. Это утверждение, впрочем, достаточно легко опровергается: дело в том, что англосаксонские и староскандинавские наречия в то время были достаточно близки. Если же посмотреть, например, на Сицилию, где викинги тоже создавали свои государства, можно увидеть схожую с Русью картину: непонятную тарабарщину заимствовать сложно.

Впрочем, чрезвычайно скудная база источников не позволяет говорить ни о чем точно и оставляет богатый простор для трактовок тех немногих событий, которые в них описаны. Кроме единичных рассказов путешественников и текстов саг викингов (в которых нередки упоминания их поездок в Ладожский регион), историкам остается надеяться только на находки археологов.

В Приильменье археологи находят множество предметов и свидетельств пребывания здесь древних скандинавов. Рюриково городище (предположительно — резиденция самого Рюрика и его потомков) — настоящий кладезь для исследователя. Раскопки показали, что в середине IX века (время предполагаемого «призыва варягов») скандинавские артефакты встречаются достаточно редко, а уже к началу следующего века число их возрастает в несколько раз.

Самые ранние — это женские украшения: броши, отлитые в формы, встречающиеся в поселении шведских викингов Бирка. К тому же периоду относятся и стальные шейные кольца, причем некоторые из них украшены подвесками в форме молота Тора — скандинавского бога грома. Встречаются кольца и прочие украшения, одежда и предметы обихода, аналоги которых по большей части находят в Швеции. Подобные находки часто совершают и в других поселениях региона.

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Почему же тогда описанные в «Повести временных лет» события подвергаются сомнению? Как пишет в своей книге «Викинги русь» польский археолог Владислав Дучко, для составителя летописи они были делами давно минувших дней. Например, если взять пассаж о том, что Рюрик привел с собой «всю русь», перед этим прогнав «всех варяг», становится ясно, что он разделяет эти два народа. Есть некие варяги, грабители из-за моря, а есть русь — совсем другие варяги. В летописи даже говорится: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». Кстати, в то время, о котором идет речь, упоминаемые названия народов не были известны.

Составитель летописи действительно знал о прибытии Рюрика, однако помещал его в более поздние средневековые реалии, в которых жил сам. Термин «варяги», который он использует, — анахронизм, поскольку он появился на Востоке только под конец X века. Кроме того, упоминаемые города (в частности, Новгород) не существовали в середине IX века.

Упоминание же о том, что Рюрик прибыл по приглашению местной знати, является попыткой придать этому событию легитимность. Но приглашение вряд ли было, потому что такое соглашение — «риад» — требовало существования одного абсолютного властителя, которого на тот момент у племен, населявших регион, не было.

С такими же непростыми проблемами историкам приходится сталкиваться, когда речь идет о том, кем был сам Рюрик. С начала XIX века высказывается предположение, что тут идет речь о Рёрике, члене датской королевской семьи, брате или племяннике датского короля Харальда Клака. Он был реальной исторической фигурой, и упоминания о нем содержатся в Анналах королевства франков. В них он предстает как бесстрашный викинг, прославившийся множеством военных походов.

В повествовании о нем отсутствует отрезок времени, примерно совпадающий с периодом княжения легендарного Рюрика, и некоторые историки делают смелые заявления о том, что именно он и является тем самым варягом. Однако на основе имеющихся источников такой вывод сделать проблематично.

Изображение: «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

Несмотря на это, Рюрика не стоит считать фантазией летописца. Скорее всего, он действительно был реальной исторической фигурой, но на момент написания «Повести временных лет» (начало XII века) эти события были уже таким отдаленным прошлым, что от князя не сохранилось ничего, кроме имени. Историю Рюрика стоит рассматривать как чрезвычайно упрощенную, в которой одни элементы были придуманы, а другие — сильно искажены.

Летописец путает даты. Например, когда он пишет о призвании Рюрика, то сообщает об изгнании варягов, которые ранее облагали данью жителей региона в одной записи за 862 год. Там же он сообщает, что братья князя, Трувор и Синеус, умерли через два года, однако оставляет три записи за последующие годы пустыми — здесь напрямую видно, как летописец пытается выжать что-то из имеющейся у него скудной информации и придумать свой ход событий. Это становится еще более очевидно, когда он пишет о походе руси на столицу Византии, датируя это событие 866 годом. Согласно другому источнику, оно произошло в 860 году.

Откуда же пришла русь Рюрика? Как уже говорилось, многие предметы, оставшиеся от этих людей, которые находят на раскопках поселений Ладога и Рюриково городище, происходят из Швеции. Если посмотреть на хронологию возникновения поселений на реке Волхов начиная с середины IX века, то можно предположить, что в них норманны присутствовали в большом количестве, если не составляли большинство населения. Даже на востоке, в верховьях Волги, находят поселения, в которых содержатся следы скандинавской культуры, носители которой осели там. И несомненно, они оказывали немалое влияние на местные племена.

О том, каким образом Рюрика «призвали» на княжение, есть много теорий. Некоторые историки говорят о том, что туземные народы подписали с ним и его дружиной договор о найме на службу как наемников. Другие считают, что князя действительно позвали из-за того, что не было порядка на земле, где жили чудь, словене, кривичи и весь.

Наиболее вероятен третий вариант. Русь Рюрика ничем не отличалась от тех самых «других» варягов, бравших дань и изгнанных местным населением. Просто Рюриковичей выгнать оказалось не так просто.

lenta.ru

Так откуда же Рюрик?. Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов»

Так откуда же Рюрик?

Читатель! Я не могу ответить на вопрос этой подглавки. Я не владею истиной в последней инстанции, даже научная истина мне неизвестна. Источники… но я подробно писал об источниках, повествующих о Рюрике.

О происхождении Рюрика наука не владеет такими же непреложными данными как шарообразность Земли или бесконечность Вселенной. Можно построить только ряд предположений-гипотез, каждая из которых будет более или менее вероятной. И только.

Обсуждать прусскую, росомонскую и роксоланскую гипотезы можно, конечно… в порядке бреда. В конце концов, еще и не то обсуждают. Стоит ли?

Реально можно рассматривать три версии:

— Рерика Ютландского. Это версия наиболее вероятная.

— Одного из конунгов руси-варягов, осевших в Приладожье или в Финляндии. Или группы сменявших друг друга конунгов, последний из которых стал князем Руси. Это тоже вполне возможно.

— Ободритского князя или варяга, в котором текла кровь западных славян. Это менее вероятно, но ведь жизнь многолика… Кто знает?

А скорее всего, был какой-то «смешанный» вариант. Я уже предполагал, что Рерик мог быть связан с Русью и браком, и происхождением хотя бы части своей дружины. И быть русью в глазах кривичей, словен, веси и чуди. Мы ничего не знаем о маме и бабушке Рерика Ютландского. Почему она не могла быть дочерью славянского старейшины или вождя? Вполне могла.

Данных так мало, что легко можно придумать сколько угодно вполне убедительных версий… В том числе версий славянского происхождения Рерика Ютландского. Хотите непременно славянина? Пожалуйста! Пусть он будет ободрит из разгромленного в 808 году Велиграда… Привезли в Данию детей… В 820 году родился у переселенных в Данию славян мальчик, которого взяли в дружину Харальда Клака, и вел себя парень так героически, что Харальд его усыновил. Зовут героя Сокол, в варяжской дружине он Ророг или Ререг… Рерик.

Но, конечно же, Соколенок, а по-датски Рерик, сохраняет связи со славянским миром, со славянской общиной Хедебю и настоящими папой и мамой. Он потому так и рвется завоевать Ютландию, чтобы освободить славян и вернуть их на родину, в землю ободритов. И чтобы еще раз увидеть папу, маму и небольшую толпу менее героических сестер и братьев.

И жена у него была, конечно, Умила, дочка Гостомысла. И в Ладогу Сокола-Рерика позвали потому, что знали, как он крепок в своем славянстве, обожает славян и всячески их возвеличивает.

Беспочвенная выдумка? Не совсем… Почва под этой выдумкой есть, и потому это не столько бред, сколько гипотеза. Такого рода построения, конечно, принадлежат уже не науке, а художественной литературе, но почему бы и нет?! Самое невероятное, что так тоже вполне могло быть…

Разумеется, можно пойти еще дальше! Хотите развлечься? Придумайте тайный союз языческих жрецов-волхвов, который узнает по тайным знакам и движению созвездий, что Рерик-Рюрик станет родоначальником великой династии. Поев мухоморов и запив отваром из поганок, волхвы прорицают, что только Рерик может создать великое славянское государство. Они приезжают в Дорестад, своевременно погубленный Даждьбогом и Святовитом, чтобы Рюрик не имел другого выхода, как пойти в Ладогу. Волхвы вручают Рерику Великий План, записанный на бересте начерками и резами. Суть плана: как использовать варягов, ассимилировать их и построить великую Россию. Этот план столетиями осуществляет династия Рюрика.

Безумие? Не в большей степени, чем фильм Эйзенштейна «Александр Невский» и чем «Волкодав» Марии Семеновой.

Впрочем, придумать «своего» Рюрика может каждый из нас. Состояние исторических источников допускает почти неограниченный полет фантазии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Введение третье, в котором выясняется, что же рассказано о Рюрике

Летописи пишут о Рюрике до обидного мало. Об этом основателе Руси почти ничего не известно, кроме чисто внешних, формальных сведений. Взял власть… подавил восстание Вадима Храброго… Не в Новгороде, так в Приильменье, не в 862-м, так в 864 году (летописи дают разные даты). Еще при жизни Рюрика его государство начало расширяться. Кроме земель Приильменья и Ладоги, Рюрику стали подчиняться кривичи, жившие на Западной Двине, — их столицей был город Полоцк. Рюрик покорил финно-угорские племена мурому со столицей в городе Муроме и меря со столицей в Ростове.

Но нам не известно, как выглядел Рюрик, были ли у него ранения и шрамы, любил ли он смотреть на луну или на закат, какую еду он предпочитал, и даже не знаем, с каким оружием предпочитал ходить в бой. Нам не известно, чьим сыном и внуком был Рюрик. Мы не знаем, сколько было у Рюрика жен и детей. Летописи чаще всего сообщают только об одном сыне — Ингваре-Игоре; но, согласно одной из летописей, Рюрик имел нескольких жен, и матерью Игоря была норвежская княжна Ефанда. В русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Значит, у князя Игоря были братья и сестры?.. Но и о них мы не знаем решительно ничего. Мы не знаем, дети ли это Рюрика или более дальние родственники.

Кто такой Рюрик и как он появился на Руси — спорят до сих пор. Но практически все дореволюционные историки были согласны с тем, что «призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю»[23].

Спор велся о частностях: в основном о том, как было дело, да о конкретной дате начала русской истории.

Убежденный монархист Н. М. Карамзин полагал, что «начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: …Самовластие …утвердилось с общего согласия граждан»[24]. Он относит возникновение России к очень конкретной дате — 864 году. Именно тогда, если верить легенде, скончались братья Рюрика, Синеус и Трувор, и Рюрик, «старший брат, присоединив их области к своему княжеству, основал Монархию Российскую»[25].

В. О. Ключевский годится Карамзину даже не во внуки — в правнуки. Он родился (1841) через пятнадцать лет после смерти Карамзина (1826). Дитя совсем другой эпохи, В. О. Ключевский критически относился к идиллическому призванию варягов. Он полагал, что «летописная сказочка о добровольном призвании варягов» должна была «прикрыть факт разбоя и узурпации», и соглашался с «обычной» датой — Русь началась с 862 года, с года воцарения Рюрика в Новгороде.

Н. М. Карамзин верит в легенду и нежно относится к монархии.

В. О. Ключевский в легенду не верит, к монархии относится критически.

Но и В. О. Ключевский полагал, что появление варяжских княжеств послужило толчком для создания «первой формы русского государства» — Великого княжества Киевского[26].

Тут только руками разведешь: до Киевской Руси были варяжские княжества (то есть государства на Руси). Они дали толчок для создания Киевского княжества. Но не они, не варяжские княжества, были первой формой русского государства — первым был все равно Киев, и основал государство Рюрик… Хотя захватил Киев не Рюрик, а Олег, и не в 862, а в 882 году.

О некоторых деяниях Рюрика пишется довольно подробно, но все они не выдерживают внутренней критики источника.

Рассказывается, например, о восстании против Рюрика новгородцев: «В лето 6372… оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

Все это очень увлекательно, но только вот написать о восстании новгородцев можно только ПОСЛЕ того, как появляется Новгород. Никакие новгородцы при всем желании не могли бы восстать ДО того, как город был основан. А появился Новгород ПОСЛЕ Рюрика…

Дело в том, что писалась та летопись спустя века после событий. Для летописца Новгород давным-давно БЫЛ и была традиция — считать Рюрика новгородским князем.

В результате позднейший летописец (а они по отношению к Рюрику все до единого «позднейшие») странно сложил смутную память о каком-то восстании, и знакомые ему реалии. Возможно, смешал вообще не связанные друг с другом события.

О Рюрике повествует поэма «Задонщина»: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[27].

Но «Задонщина» писалась в ХIV веке, спустя 10 веков после «призвания Рюрика». Так мы можем писать летопись или сказание про времена Ивана Грозного.

Невнятных мест в летописи столько, что еще в ХIХ веке предположили: может быть, Рюрика вообще никогда не было? Может быть, такого предка задним числом придумали члены династии, захватившей власть на северо-западе Руси? А то ведь человек упоминается, а о нем решительно ничего не известно.

В ХIХ веке драматург, искусствовед, театральный деятель и историк Степан Александрович Гедеонов (1815–1878) предположил, что Рюрик — вовсе не имя отдельного человека. Это — родовое прозвище Ререк, то есть Сокол. Гедеонов почему-то думал (источники об этом ничего не сообщают), что такое имя, вроде фамилии, носили все взрослые мужчины правящей династии племени ободритов. Соколы — и все.

То есть Рюрик, получается, это вообще не человек, а некое собирательное название верхушки племени или клана родственников. Это несколько князей, целый родственный клан, и всех этих людей «слепили» под одним именем. Благо разворачивается история Рюрика долго, можно предположить и участие многих людей под одним именем.

Мы знаем так мало, что можно придумывать разные, даже совершенно детективные версии.

Вот Валентин Иванов предполагает, что Рюрик — это западный славянин, которого поймали и заставили себе служить викинги. Путей ему два: в рабы, вычерпывать воду со дна ладьи-драккара, или быть проданным на торжище. Другой вариант — попасть в экипаж драккара, быть принятым в дружину. Если он хотя бы раз возьмется за весло драккара — он уже свободный человек, соратник викингов…

Во время сражения отряд викингов понес большие потери, а пленник молод, здоров, и его не успели заклеймить… В результате вождь-конунг командует: «Полезай на скамью!» Ладья идет на восток, славяне и угорские племена биармов останавливают нашествие викингов, западный славянин Рериг очень вовремя убегает от викингов, прибивается к восточным славянам и уходит служить славянскому князю в Ладогу…[28]

А что? Вполне вероятная версия, за исключением одной, хотя и важной, детали: Ладога в IХ веке не была славянским городом, и вообще в Приладожье тогда совсем не было славян. А остальное все — вполне реалистично.

Реальность — это не твердо установленный факт, а недосказанное предположение, вероятно, не лишенное литературного вымысла. Но ведь выдумки не всегда претендуют на то, чтобы их принимали за истину. Когда Валентин Иванов выдумывает именно такого Рюрика, — он как-то и не претендует на то, что отразил истину в последней инстанции, изобразил Рюрика с натуры. Если даже кто-то примет фантазию писателя за настоящее научное открытие — это будут уже его проблемы. Это будет тот самый случай, когда на вопрос об исторических источниках человек серьезно отвечает:

— А в книжке написано!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 2. «…ТАК БЫЛ ЛИ РЮРИК?». Тысячелетие России. Тайны Рюрикова Дома

Глава 2.

«…ТАК БЫЛ ЛИ РЮРИК?»

Этот вопрос не праздный, ибо о происхождении Рюрика историкам практически ничего достоверно не известно, что позволяет некоторым из них объявить его не исторической, а легендарной личностью — по примеру князя Кия.

Существует несколько версий происхождения Рюрика.

Первая отождествляет Рюрика с датским конунгом Рориком (Ториком) Ютландским (или Фрисландским), родственником изгнанного датского короля Харальда Клака. Основана эта версия прежде всего на созвучности имен, а также на том, что оба жили в одну историческую эпоху. Немаловажно и то, что Рорик Ютландский воевал со шведскими варягами, ведь ильменские словене также соперничали со шведами и вполне могли пригласить Рорика Ютландского на княжение, следуя принципу: враг моего врага — мой друг.

Однако для торжества этой версии не хватает одного — сведений, пусть даже косвенных, о походе исторического Рорика Ютландского в земли восточных славян. Фризия же (нынешний северо-восток Нидерландов), за которую так упорно боролся Рорик, лежит далеко в стороне от Финского залива, а уж тем более — озера Ильмень. Что же касается созвучия имен — то, возможно, имеет место простое совпадение. Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов от имени Рорик (Рюрик) происходят современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). Кроме того, это имя было весьма популярно не только в германской среде — часто оно встречалось и у западнославянских народов — поляков, чехов, словаков. Скорее всего, историки, говорящие о Рюрике-Рорике, стремятся придать «первому русскому государю» этакий налет респектабельности, «родовитости»…

Вторая версия появилась вскоре за первой, и ее авторство принадлежит известному российскому ученому М.В. Ломоносову. В «Возражениях на диссертацию Миллера» он писал: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов».

То есть Рюрик объявляется не варяжским, а славянским князем — из племени ободритов (бодричей), живших на берегу Балтийского моря.

Однако серьезных исторических источников, подтверждающих эту версию, не существует. Есть лишь позднее сообщение французского путешественника и писателя XIX в. Ксавье Мармье, что у мекленбургских крестьян существует предание о трех братьях — Рюрике Мирном, Сиваре Победоносном и Труваре Верном[5]. Предание это весьма свежо и скорее представляется «новоделом», чем преданием старины глубокой. Не следует забывать и того, что М.В. Ломоносов был ярым противником норманнской теории, и его заявление следует воспринимать с великой долей осторожности. (Впрочем, сторонников у «балтославянской» версии среди российских историков довольно много.)

И наконец, третья версия. Ее озвучил «российский Геродот» В.Н. Татищев. Отталкиваясь от сообщений Иоакимовской летописи (Рюрик назван сыном дочери Гостомысла Умилы; после смерти Рюрика нет данных о борьбе за «Фрисландское наследство» и т.д.), он писал в своей «Истории Российской…»: «А что финны с Руси дань брали и что потом русские чрез призвание сих князей соединились, о том согласно с Нестором та же Библиотека, стр. 113, показывает; и довольно вероятно, что Рюрик, по наследию финнами владея, их к Руси присовокупил. Только финский писатель, отъемля русскую бесспорную по древнему наследству претензию, рассказывает, что не можно знать, как было, русские ль финнами или финны русскими владели. Но довольно их обличает русская бесспорная история, что до разделения детей Ярославовых они всегда русским князям войска давали. Иоаким настойчивее всех это утверждает, что Рюрик, из Финляндии и как сын дочери Гостомысла, по наследию в Руси государем сделался…»

Таким образом, В.Н. Татищев предложил, как кажется, самую простую и непротиворечивую версию о происхождении Рюрика. По его мысли, Рюрик был мелким князем (вероятно, норманнского происхождения), владел сопредельной со Славней территорией, населенной финскими племенами, и находился в родстве со словенским княжеским родом, что и явилось главной причиной его «призвания». После вокняжения Рюрика в Славии владения его присоединились к землям ильменских словен — вот и все.

Но тут же следует отметить, что «первым русским государем» во времена Киевской Руси Рюрика не считали. Вот отрывок из благожелательной к Рюриковичам ПВЛ:

«От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года. А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святослава 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет».

Как видим, летописец исключил из хронологии Рюрика, ибо, по его мысли, «русским князем» (т. е. правителем Руси) мог быть назван только тот, кто действительно княжил в Киеве.

Да что там летописец! Даже первые Рюриковичи не признавали за Рюриком права называться родоначальником. Для этого достаточно посмотреть на генеалогические таблицы. У Рюрика, согласно исследованиям, было несколько сыновей — кроме известного всем князя Игоря (подробней об этом ниже). В договоре Игоря с Византией упоминаются два племянника Игоря — Слуды и Акун, — но ни один из них не назван в честь деда, Рюрика. У самого Игоря двое сыновей — Святослав и Глеб (Улеб), — и опять никто из них не назван в честь деда. У Святослава Игоревича сыновей трое — Ярополк, Олег и Владимир, — но и из них никто не назван в честь прадеда (зато Олег назван в честь прадеда двоюродного!).

У Владимира Святославича летописец насчитывает 12 сыновей — Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Станислав, Судислав, Позвид, Борис и Глеб, — но снова-таки никто не назван в честь прапрадеда и «основателя династии».

А вот список прапраправнуков Рюрика — Всеслав, Брячислав, Илья, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь, Мстислав, — но снова никого по имени Рюрик.

Вот список прапрапраправнуков Рюриковых — Всеслав, Ростислав, Мстислав, Ярополк, Святополк, Глеб, Роман, Олег, Давыд, Ярослав, Владимир, Ростислав, Борис, Давыд, Всеволод. Рюрики отсутствуют.

И лишь в 8-м поколении (!) появляется новый Рюрик — правнук Ярослава Мудрого, Рюрик Ростиславич Перемышльский (? — 1092). Еще один Рюрик — Рюрик Ростиславич (1140—1212), из рода смоленских Ростиславичей, появился аж в десятом колене. Не густо. Похоже, что имя «основателя династии» Рюриковичи узнали, как и мы с вами, только благодаря Нестору-летописцу. Да и Нестор упомянул Рюрика лишь потому, что настоящий родоначальник русских князей — Игорь Старый — не мог появиться из ниоткуда.

* * *

О Рюрике-князе мы знаем немного. Вскоре после своего «призвания» он срубил новый град (т.н. Рюриково городище) и отпустил Аскольда-Оскольда на княжение в Киев (об этом было сказано выше). Ничего не известно ни о внутренней, ни о внешней политике Рюрика. Вероятно, он жил в мире с соседями (во всяком случае, с южными). Новый словенский князь был язычником, имел несколько жен (что не вполне стыкуется с предположением о его тождественности с Рориком Ютландским, так как Рорик Ютландский был крещен императором Лотарем I около 850 г.), однако Иоакимовская летопись подчеркивает его особое отношение к «урманской княжне» Эфанде. По двадцати годах правления, если верить Нестору, Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение дяди, «урманского князя» Олега. По одной из версий, могила Рюрика находится в новгородской деревне Подгорье в урочище Шум-Гора (Батецкий район).

Впрочем, большого исторического значения место его захоронения не имеет…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

РЮРИК Основатель династии. Рюриковичи

РЮРИК

Основатель династии

Разветвленное древо потомков Рюрика в своем корне имеет несколько кратких известий русской летописи о первопредке. Сведения, изложенные там, весьма скудны. Подлинно научных теорий, остроумных гипотез и совершенно анекдотического бреда воздвигнуто вокруг ничтожных по объему свидетельств столько, что совокупность сей умственной работы можно сравнить с городом, выстроенным вокруг яблони.

По сведениям летописца, в 859 году вся территория будущей Руси оказалась поделена на несколько зон данничества по отношению к соседям. Варягам платили северные племенные союзы славян и финно-угров — чудь, меря, кривичи, словене. Хазарам платили те, кто жил южнее: вятичи, поляне, северяне. Очевидно, такое положение вещей не устраивало ни славянские племена, ни финно-угорские. Они искали перемен.

И вот под 862 годом «Повесть временных лет» сообщает: «Изгнаша варяги за море и не даша им дани и почаща сами в собе володети (иными словами, управлять своей землей самостоятельно. — Д. В.). И не бе в них правды. И вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша: „Сами в себе поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву“. И идаша за море к варягам, к руси, сице бо ся звахуть[1] и варязи суть, яко се друзии зовутся свие, друзие же урмане, англяне, друзии готе, тако и си. Реша руси чудь и словени и кривичи: „Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжить и володеть нами“. И избрашася три братеники с роды своими и пояша по собе всю русь. И придоша старейший Рюрик, седе Новегороде, а другие Синеус на Белеозере, а третий Изборсте — Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля. Новгородци ти суть людья новгородци от рода варяжска. Преже бо беша словени. По дву же лету Синеус умре и брат его Трувор. И прия власть Рюрик. И раздая мужем своим грады: овому Полотеск[2], овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом суть находницы варязи. А первии насельницы в Новегороде — словене, в Полотьски — кривичи, в Ростове — меря, в Белеозере — весь, в Муроме — мурома. И теме всеми обладаша Рюрик».

Из всех лет княжения Рюрика до сведения летописца дошло лишь одно крупное событие. Новгородскому правителю служили «два мужа», не имеющих отношения ни к его семейству, ни вообще к варяжской знати, — Аскольд и Дир. Они отпросились со своими родами к Константинополю (то ли в поход, то ли на службу императору). Двигаясь вниз по течению Днепра, они обнаружили «городок» племенного союза полян, основанный, по легенде, братьями Кием, Щеком и Хоривом. «Городок» Киев платил дань хазарам. Аскольд с Диром и множеством варягов осели в Киеве, взяв тут власть вместо хазар. Рюрик, князь Новгородский, до конца княжения не вмешивался в киевские дела. Возможно, даже не имел представления о том, что происходит столь далеко — на среднем течении Днепра.

А уже под 879 годом обнаруживается краткое известие: Рюрик умер, передав княжение и попечительство над своим маленьким сыном Игорем некому родичу Олегу.

Каждое слово в этих кратких известиях получило по нескольку толкований. Каждая фраза имеет множество трактовок.

Так, в точности неизвестно, кто такой Рюрик и откуда его призвали на княжение. Выводили его из пруссов, из свеев, из западных славян-ободритов и т. п. Последняя версия пользовалась одно время широкой популярностью: в связи с историей Рюрика в разных источниках всплывают имена западнославянского правителя Гостимусла и новгородского «старейшины» Гостомысла, в коих подозревают одно лицо. Видимо, какая-то славянская «струя» могла пройти через биографию Рюрика, например, родство со славянскими правителями через брак или по женской линии.

Гипотеза, получившая признание большинства специалистов, состоит в следующем: Рюрик древнерусских летописей — конунг Рёрик, выходец из династии Скьёльдунгов, к которой принадлежали короли данов. Иногда его не совсем правильно именуют Рёриком Ютландским. Рёрик королем не бывал, более того, его владения на Ютландском полуострове, где закрепились даны, были незначительны по территории и удерживались им недолго. Франкские короли за военные услуги даровали Рёрику области, относящиеся к Фризии и Зеландии (территория современных Нидерландов).

Биография этого правителя, бешеного пирата и неустанного вождя завоевательных походов, довольно подробно отражена западноевропейскими источниками. Но между 863 и 870 годами в ней возникает лакуна. Многие специалисты предполагают, что именно в эту пору славяне и позвали к себе неукротимого варяжского вожака. Тогда получается, что Русь он покинул не в 879 году, а намного раньше, и не в виде души, отлетающей для встречи с Господом[3], а как вполне здравствующий, хотя уже и не юный государь Фризии. Между 873 и 882 годами он действительно скончался. Но вот на Руси ли? Бог весть.

Откуда его призвали и какую именно ветвь скандинавов он привел с собой — также вопрос, который не имеет четкого ответа. В одном из вариантов «Повести временных лет» говорится, что прежде Новгорода Рюрик являлся правителем Ладоги (ныне — село Старая Ладога). А Ладога, или, как называли ее скандинавы, Альдейгьюборг, — город с очень непростой историей. Его основали еще до прихода славян выходцы из Северной Европы, скорее всего, даны или пришельцы из современной Южной Швеции. Их поселение возникло не позднее 50-х годов VIII века. Оно скоро сделалось центром торговли, кораблестроения и… воинских набегов на окрестности. Поэтому между скандинавами и славянами завязалась борьба за обладание Ладогой. Когда славяне «изгнаша варягов за море», они, скорее всего, ликвидировали ладожскую военную базу беспокойных соседей. Но позднее варяги еще вернутся туда. И, очень возможно, Рюрик, призванный на Русь, первое время, по старой памяти, княжил именно там. По одной из версий, Рёрик-Рюрик не имеет отношения к Ютландии и Фризии, он выходец из местной, то есть ладожской, династии скандинавов; эта версия не получила широкого распространения в научных кругах, но имеет свой резон.

Возвращаясь к Рёрику Ютландскому: Новгород, куда его «перевели» позднее, — очевидно, не совсем тот город, который сейчас носит это название. В древности резиденцией князей, правящих Новгородом, являлось Городище — укрепленное поселение в двух с лишним километрах от современного центра города. Позднее его прозвали «Рюриковым городищем». Оно возникло раньше торгово-ремесленного городка, переросшего в X–XI веках первоначальный, древний город местных славян и отобравшего у «старика» имя. И Рюрик, скорее всего, правил Северной Русью именно отсюда, из Городища.

В Ладоге ли он вокняжился, сразу ли попал в Новгород, вопрос не настолько важный по сравнению с другим: откуда Рюрика призвали? Из его фризских или зеландских владений? С Готланда? С территории современной Норвегии? Дании? Южной Швеции? Северной Германии? Если речь идет о Фризии и тем более о Зеландии — той, которая на территории Нидерландов, то это, мягко говоря, области, куда славянским послам пришлось бы добираться далековато… Удачливого варяжского лидера они могли отыскать и поближе. У Рёрика Ютландского, если это действительно он, хватало причин утратить свои земли — он вел бурную, полную опасностей жизнь, то завоевывал новые территории, то терял их, а заодно лишался и давно обретенных им областей. Таким образом, его могли отыскать, обезземеленного и лишившегося милости франкских королей, где-нибудь поближе к стране Гардарики — так скандинавы именовали земли, на которых вырастет Древнерусское государство. А потом конунг мог вернуться и возвратить себе кое-что из прежних владений. Но это — чисто теоретически.

Летописец вполне определенно исключил из числа народов, какие можно было бы считать «варяжской русью», англов, свеев, урман (так именовались норманны в целом, но в первую очередь норвежцы), готов (скорее всего, готландцев). Кто же остался? Во-первых, южношведский племенной союз гётов, которых иногда ассоциируют с ютами. Во-вторых, даны — в то время один из могущественнейших народов Европы. Рёрик — дан по крови. Владением данов в ту пору являлся остров Зеландия (не имеет отношения к Нидерландам, относится к территории современной Дании). Древним центром данов, имеющим сакральное значение, был город Роскилле, название которого верно произносится как Рускилле. Если Рёрик отступил сюда из прежних своих владений, расположенных намного западнее, то здесь он мог заниматься набором новых дружин. Аналогичным образом судьба могла привести его и на остров Рюген — владение западнославянского племени руян, время от времени оказывавшееся в подчинении у данов. Годится любая из этих гипотез, помимо них высказывались и иные, а точного ответа нет. И до Рюгена, и до Роскилле из Новгорода или Ладоги гораздо ближе, чем до Фризии, а также иных западных земель, коими владел Рёрик. Отсюда и русь, которая, всего вероятнее, — зеландские даны из Роскилле либо руяне. Притом, скорее, именно даны, ведь летопись относит «русь» к числу варяжских народов.

В отношении Синеуса с Трувором также высказывались самые разные предположения, вплоть до того, что их не признавали историческими личностями. По мнению нескольких крупных специалистов, слова «синеус» и «трувор» — отголосок не понятых летописцем-славянином древнешведских слов «синэ хюс» («свой дом») и «тру варинг» («верная дружина»). Вся фраза могла значить, что Рюрик прибыл на Русь со своим домом, то есть родом или семейством, и верной дружиной. Другой вариант: вместо «тру варинг» читать «тру эра» — «истинная слава». Стало быть, Рюрика сопровождали его семейство и честно заработанная слава. Еще один вариант: «тру вар» — «верным был» или «честным был». Возникает новый перевод: Рюрик явился с той частью своего семейства, которая проявила к нему верность.

Однако подобное толкование встретило немало возражений. И перевод выходит с натяжкой, и звучание этих слов в древнескандинавских языках было иным, и расставлялись в предложении они иначе, и сам Рюрик — дан, а не свей — вряд ли стал бы пользоваться языком иного народа. Тот же «хюс» означает, скорее, не «род», а именно «дом» в смысле «здание». Да и «варинг» не очень-то переводится как «дружина»…

К именам «Синеус» и «Трувор» придумано еще несколько «переводов». Но до сих пор не доказано, что это именно неправильно переведенные словосочетания, а не настоящие имена. Весьма возможно, Синеус и Трувор действительно существовали и Рюрик отдал им подчиненные княжения.

Подводя итоги, хотелось бы напомнить: Рюрик, кем бы он ни являлся, не стал правителем всей Руси. Он всего лишь оказался призван на княжение новгородцами и основал династию. Ни новой государственности он не создал, ни объединения восточнославянских земель под своей рукой не достиг.

Скандинавские народы находились примерно на той же стадии развития, что и восточнославянские. Они не могли «передать опыт государственного строительства», поскольку собственные государства у большинства из них сложатся позднее, чем на Руси. Между тем на восточнославянских землях ко времени призвания Рюрика уже существовали собственные протогосударственные объединения — племенные союзы, коалиции («конфедерации») племенных союзов и даже, по мнению некоторых специалистов, обширные «империи» — «каганаты». Не могли скандинавы без согласия и прямой военной помощи славян править ими, поскольку располагали слишком незначительными силами для успешного захвата огромных территорий. Они могли получать плату за использование их дружин для обороны славянских земель и за решение тех сложных дел, где требовался верховный арбитр, стоящий «над схваткой». Не при Рюрике, а гораздо позднее власть скандинавских пришельцев переродится из прерогатив военных вождей и судебных арбитров в прерогативы государей. К тому времени они успеют крепко ославяниться…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

О том, кто такие Рюриковичи (из книги «Рюриковичи»[145] )

О том, кто такие Рюриковичи (из книги «Рюриковичи»[145])

Рюриковичи — удивительный род. Даже на фоне старых аристократических родов он поражает своей долговечностью и многочисленностью.

Уже численность поражает. К концу Древней Руси, в XI–XIII веках, на свете жили десятки, даже сотни семей потомков легендарного Рюрика. Семьсот сорок лет Древней Русью правила не семья, а огромный разветвленный клан. Древняя Русь была едина — и род старался остаться единым. Русь дробилась — и род образовывал все новые династии в разных государствах и землях. И не факт, что мы знаем ВСЕХ Рюриковичей, все их семьи и всех их потомков. Наверняка многие Рюриковичи просто не попали в летописи и остались навсегда неизвестными. Их потомки ходят среди нас, совсем не зная о своем происхождении… и, что уж полная фантастика на первый взгляд, каждый из нас вполне может оказаться потомком одного из Рюриковичей. Молекулярная генетика только поднимает голову; может быть, всех нас еще ожидают самые невероятные открытия.

Считается, что род Рюриковичей пресекся в 1598 году: тогда умер бездетный царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного. Но ведь это вымерла только одна из десятков, если не сотен, ветвей колоссального рода. За семь столетий, за 25–30 поколений, произошло активнейшее «разветвление» рода Рюриковичей.

Уже в Древней Руси возникли линии местных князей: Полоцких, Галицких, Туровских. Появились князья — родоначальники могучих ответвлений рода. Их потомки оставались Рюриковичами, но называли себя членами особых кланов: Изяславичи, Ростиславичи, Святославичи, Ольговичи, Мономашичи. Не прошло и века, как Мономашичи разделились на Мстиславичей и Юрьевичей, а Мстиславичи — на Ростиславичей Смоленских и Изяславичей Волынских.

Юрьевичи, или Георгиевичи Владимирские, потомки Юрия Долгорукого, стали великими князьями, а потом назвали себя еще и царями московскими. Да, по прямой мужской линии они вымерли к концу XVI века. И что? Это вовсе не означало исчезновения Рюриковичей с лица земли.

Ко времени монгольского нашествия на Русь десятки, если не сотни, семей происходили от Рюрика. Они уже потеряли прочную связь друг с другом, единство семейной истории. Семьи враждовали, поколениями не поддерживали отношений, потомки разных жен одного князя не желали знаться друг с другом.

У Мономаха было восемь сыновей; как-то пятый сын Владимира Мономаха, Вячеслав, заявил его шестому сыну — Юрию Долгорукому: «Я был уже бородат, когда ты родился». Потомки этих братьев могли быть таковы, что дядюшки оказывались на поколение младше племянников, а поколение спустя и бабушки стали моложе внучек.

Родоначальником рода Долгоруковых, или Долгоруких, в конце XVI века стал князь Иван Андреевич Оболенский. Было у него две клички — Ноготь (как будто за привычку грызть ногти) и Долгорукий (за мстительность и злопамятность). Этот человек, по всем родословным книгам, происходил из 17-го колена от Рюрика. Но его современник, сидевший на престоле Московии великий князь Федор Иванович, относится к 21-му колену от Рюрика. То есть получается, что один современник старше другого на 4 поколения, и Иван Оболенский-Долгорукий приходится Федору Ивановичу прадедом. Такие вот парадоксы, а нам всем полезно бы помнить — современники (не только цари и князья) могут быть людьми разных поколений.

Общей фамилии у Рюриковичей не было. К концу XVI века появилось до 30 только княжеских фамилий, предки которых восходили к Рюрику. Среди них — известнейшие семьи: Шаховские, Горчаковы, Шуйские, Оболенские, Щербатовы, Волконские, Трубецкие, Голицыны, Огинские, Долгоруковы, Гагарины. «Поручик Голицын… Корнет Оболенский…». Да-да, сплошные Рюриковичи.

Представители других фамилий известны по каким-то отдельным представителям. О Пожарских, не будь Дмитрия Пожарского, помнили бы только профессиональные историки. Не стань Белосельская-Белозерская девичьей фамилией второй жены Михаила Булгакова, кто бы помнил сейчас князей Белосельских-Белозерских? Ромодановские вошли в историю, увы, в основном «благодаря» сподвижнику Петра I, Федору Юрьевичу Ромодановскому, коего современник характеризовал так: «Сей князь был… собою видом, как монстра; нравом злой тиран; превеликой нежелатель добра никому; пьян по вся дни; но его величеству верной был так, что никто другой».

Иные князья интересны названиями городов, в которых правили: Палецкие, Льяловские, Перемышльские. Князья из Палеха, из ополяченного Перемышля, из Льялово, где сделаны первые находки льяловской археологической культуры эпохи новокаменного века.

От князей шли другие роды. Потомки младших сыновей не сохраняли или не хотели использовать титул, но ведь они не переставали от этого быть Рюриковичами.

Заболоцкие, в XX веке давшие блестящего поэта Николая Заболоцкого, и Мусоргские, предки композитора Модеста Петровича, происходят от Смоленских князей — Рюриковичи.

Или вот Овцыны, Дмитрий и Лаврентий. Дмитрий Леонидович Овцын вошел в историю как участник Великой северной экспедиции, описавший побережье Сибири между устьями Оби и Енисея, открыватель Гыданского залива и Гыданского полуострова. В 1741 году вместе с Витусом Берингом Дмитрий Овцын плавал к берегам Северной Америки.

Его брату повезло в жизни меньше. Капитан шнявы, он на своем кораблике как-то заблудился в тумане, опоздал на 10 дней в Кронштадт и за это был запорот насмерть.

Происходят же Овцыны от князей Муромских.

В числе старинных княжеских семей и семейства, чьи фамилии звучат вполне «простонародно» — например Федоровы.

Это мы о Рюриковичах, живших в Московии. А многие из них остались в Великом княжестве Литовском и Русском — на территории бывшей Древней Руси.

Князья Острожские происходят от киевского князя Святополка Изяславича, то есть от самой старшей ветви Рюриковичей. Жили и правили они на территории бывшего Турово-Пинского княжества.

Князья Друцкие в первой половине XIV века разделились на ветвь, которая бежала в Московию в 1508 году вместе с Глинскими, и на ветвь, представители которой остались в Великом княжестве Литовском. Чтобы отличать себя от московитов, они стали присоединять к старинной фамилии вторую часть по названию своего имения. Так появились Друцкие-Любецкие, Друцкие-Соколинские, Друцкие-Озерецкие. Другие называли себя по прозвищу основателя рода: Друцкие-Конопли, Друцкие-Одинцевичи, Друцкие-Бабичевы.

Потомки Рюрика до сих пор живут и в России, и на Украине, и в Польше, и по всей Европе.

Огиньские происходят от причисленного к лику святых черниговского князя Михаила Всеволодовича, в 1236 году зверски убитого монголами за отказ поклоняться языческим идолам.

Михаил Клеофас Огиньский, автор «Прощания с Родиной» (полонез Огиньского) и неофициального гимна Речи Посполитой, «Еще Польска не сгинела», — Рюрикович.

И Радзивиллы — Рюриковичи. Радзивиллы происходят от языческого жреца Наримунта, который «советовал» (радзіць) великому князю Гедимину основать город-крепость Вильно. А внук Наримунта, Сирпутис или Сирпут, женился на ярославской княжне Рюриковне.

Польский король Владислав Ягайло-Ягелло, основатель династии Ягеллонов, реформатор Краковского (Ягеллонского) университета, — Рюрикович по матери и бабушке. Дед Ягайлы, великий князь Гедимин, женат на тверской княжне Марии (по другим данным, Ольге). Ольгерд — Альгердас, сын Гедиминаса, долгое время княжил в Витебске, а Ягайло родился от тверской княжны Ульяны. Получается, в 1386 году польским королем стал сын витебского князя и тверской княжны, Рюрикович на три четвертых.

Потомки же Ягайло, Ягеллоны, были:

— великими князьями Литовскими, Русскими и Жемайтскими в 1377–1392 и 1440–1572 годах;

— королями Польши в 1382–1572 годах;

— королями Венгрии в 1440–1444 и в 1490–1526 годах;

— королями Хорватии в 1440–1444 и в 1490–1526 годах;

— королями Чехии в 1471–1526 годах.

За это время они успели переродниться с половиной аристократии Восточной и Центральной Европы, а оттуда кровь Рюрика потекла и в страны, которые немцы красиво называют «вечерними».

Еще до полурусской династии Ягеллонов женами европейских монархов становились многочисленные Рюриковны: Анна Ярославна стала королевой Франции. О том, дочь кого именно из киевских князей была Мария Добронега, спорят до сих пор. Но что эта Рюриковна стала женой польского князя Казимира и мамой четырех сыновей и дочери — это факт. Збыслава Святополковна, дочь великого князя киевского Святополка Изяславича, стала женой польского короля Болеслава Третьего Кривоустого.

Знаменитый король Норвегии Гаральд был женат на Елизавете-Элиссун Ярославне, дочери великого князя Древней Руси Ярослава. Этот король решил завоевать Англию, но был разгромлен и погиб возле города Йорка в 1066 году. Всего через несколько дней после этого сражения сам Гаральд Годвинсон, Гаральд Саксонец, пал под Гастингсом в сражении с нормандцами во главе с Вильгельмом (Гильомом) Нормандским. Но и после его смерти его вдова Элисун, Елизавета Ярославна, не уехала из Скандинавии: она вышла замуж за короля Дании Свейна II.

Спустя сто лет Сигурд Норвежский берет в жены дочь князя Мстислава со скандинавским именем Малфрид. А после смерти Сигурда Норвежского его вдова Малфрид Мстиславовна тоже вышла замуж за датского короля Эрика Эймуна.

Русских жен из рода Рюриковичей имели четыре венгерских короля.

Один чешский владыка и три западнославянских князя из Померании были женаты на Рюриковнах.

В Германии русские жены были у двух маркграфов, одного графа, одного ландграфа и одного императора Священной Римской империи германской нации.

В результате потомками Рюрика по женской линии стали почти все современные монархи Европы и добрая половина всей аристократии.

В числе потомков Рюрика числятся герцог Веллингтон, Уинстон Черчилль, Отто фон Бисмарк, кардинал Ришелье. Рюриковичи, хотя и по женской линии, также и великие борцы за демократию — Симон Боливар, Джордж Вашингтон, Теодор Рузвельт, Джордж Буш.

Рюриковичами по женской линии являются такие писатели, поэты, художники, путешественники, как Александр Дюма, Байрон, Рубенс, Роберт Льюис Стивенсон, Фритьоф Нансен, Джонатан Свифт, Антуан де Сент-Экзюпери, Рубенс, Тулуз-Лотрек. Трудно поверить, но даже пламенный сталинист, великий борец за мировую революцию Жан Поль Сартр — тоже Рюрикович.

Конечно, всех этих людей мы знаем вовсе не за то, что они — Рюриковичи. Но вот она, еще одна интересная черта рода — незаурядность. Были, конечно, и Рюриковичи серые, как мыши, но бежал, бежал по их причудливо петляющим поколениям огонек ума и таланта. Огонек «взрывался» яркими, незаурядными личностями в каждом втором-третьем поколении каждой семьи Рюриковичей.

Конечно, великое множество Рюриковичей остаются никому не известны… А многие потомки Рюрика просто не знают об этом.

Если же даже брать Рюриковичей по прямой мужской линии, то общее число членов клана превышает то ли 1300, то ли даже 3000 человек. Самые квалифицированные специалисты путаются, спорят, не могут понять, кто тут старше, кто младше, кто в каком колене и от кого именно произошел.

В определение, кто тут Рюрикович, кто нет, вплетается и политика. До сих пор спорят, от кого происходят князья Вишневецкие. Вроде даже легендарный украинский историк Михаил Грушевский писал, что они потомки турово-пинских князей. Но этого очень не хочется украинским националистам, они упорно утверждают — Вишневецкие ведут род от Дмитрия-Корибута, сына великого князя литовского Ольгерда!

В пылу спора как-то никто не обращает внимания, что даже если и правда турово-пинские князья не были предками Вишневецких, они все равно Рюриковичи, как потомки Марии Тверской и Ульяны Тверской. И в любом случае русские.

…Десятки тысяч людей многих языков и народов происходят от Рюрика и от других князей, тысячу лет назад правивших Древней Русью. Но сколько в них крови Рюрика? Уже в конце XVI века это были потомки Рюрика в 18–22-м колене. В 20-м поколении от крови отца-основателя, как нетрудно подсчитать, остается порядка одной миллионной (1 000 000). Не особенно близкое родство. И между собой полчища Рюриковичей стали родственниками очень условными — в том же 20-м колене, то есть родней на одну миллионную.

К XXI веку всех Рюриковичей отделяет от легендарного князя Рюрика не меньше 30 колен. То есть потомки они Рюрику вообще в одной миллиардной. Все эти семьи, роды и кланы, будь то Горчаковы или Гогенцоллерны, имеет смысл рассматривать как отдельные семьи, пусть и связанные весьма отдаленным родством.

Рюриковичи — это клан, коллективной судьбой которого стала Древняя Русь. Эта та династия, у которой есть общий характер, деятелей которой что-то реально объединяет, ведь в Древней Руси ветви рода разошлись еще не очень далеко.

Семьи и кланы тоже имеют свои биографии, как и отдельные люди. Биография Рюриковичей, вся судьба этого клана — судьба и биография Руси.

Никому в большей степени не обязана Древняя Русь своим процветанием и богатством, своей воинской славой, своим могуществом, чем Рюриковичам. Энергичные, амбициозные, Рюриковичи оказались не только прекрасными воинами, но и организаторами, администраторами, пусковиками новых проектов, строителями.

Эта книга — о Рюриковичах как о феодальном клане и о людях сильных страстей, и личных, и государственных. Амбициозные до агрессивности, они активны, решительны, чаще всего — удачливы.

Конечно, Рюриковичи были очень разными. Среди них встречались великаны ума и существа недалекие, герои и трусы, воины и монахи, хитрецы и простецы, обманутые и обманщики. И какое разнообразие судеб! Но была и общая судьба династии. Судьба, которая закончилась вместе с Древней Русью. Династия Рюрика и после монгольского нашествия продолжилась в судьбах сотен и тысяч более поздних семей… Общее происхождение у этих семей и кланов было… Но не было общей судьбы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Зачем Рюрику Новгород?. Ложный Рюрик. О чем молчат историки

Зачем Рюрику Новгород?

Вернемся к Рюрику и его братьям. А еще к Новгороду.

Обратите внимание еще на одну фразу в приведенном выше отрывке из Татищева:

«В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю…»

Из какого старого и в какой Новый, да еще и великий, да еще и у Ильменя? Старый сейчас поищем, а вот Новый великий немедленно приравняли к Новгороду Великому. Величие новгородской истории таково, что мало у кого возникает сомнение — это он! Тем более у Ильменя.

Но ведь Новгорода, да еще и великого, в те времена ни у Ильменя, ни рядышком просто не было. Городище, которое поставил Рюрик неподалеку от озера (тогда, скорее всего, вообще на берегу, озеро-то было больше), конечно, над округой довлело, но на величие не тянет.

Что это — последующие заслуги Новгорода сказались и летописец невольно соотнес новый город с ним, или был другой Великий город и Новый тоже (например, выше к морю — Вышмор?), а Ильмень упомянут в качестве ориентира для своих?

Загадок много, археологи категорически отрицают наличие на месте нынешнего Великого Новгорода такого же Великого во времена Рюрика. Если и был, то где-то в другом месте. Так, может, был и вовсе не у Ильменя? Вспомните историю ободритов с их Велиградом (Великим городом).

Ко времени призвания варягов Нева уже образовалась, вода из Ладожского озера потихоньку стекла, Волхов снова понес свою воду из Ильменя в Ладожское озеро, правда, достаточно нерешительно, и сейчас сто?ит Ладоге (озеру, а не городу) заупрямиться, и нагонная волна либо запирает Волхов, либо вообще разворачивает его вспять. Но уровень обоих озер к Х веку все же упал настолько, что и Любша, и Ладога оказались далеко от берега. Любша была разорена, а вот Ладога… Благодаря Рюрику и его варягам у Ладоги появилось второе дыхание?

В Ладоге должны быть рады появлению Рюрика и его орлят, но были ли?

С тем, что Ладогу основали скандинавы и до самого появления там варягов славян в ней было немного, никто не спорит, а вот после какого-то серьезного столкновения и пожара характер поселения изменяется, теперь там стали преобладать славянские постройки. Правда, совершенно точно соотнести этот пожар с призванием варягов археологи не могут. Нет, они способны определить саму дату пожара, но не уверены в дате прихода Рюрика. Получается, что Ладога сгорела до прихода варягов, за пару лет до этого.

Попробуем разобраться.

Ладогу могли сжечь местные в пылу гражданской войны по принципу «не доставайся ж ты никому!». Как и Любшу, кстати, там стрелы сплошь славянские, то есть воевали свои со своими. Вполне могли в запале и Ладогу уничтожить. И скандинавов из нее за море прогнать, а потом опомниться, поскрести затылки над пепелищем и позвать Рюрика. А могли просто потому, что богата, потому, что у ладожан есть чем детей кормить, а у окружающих племен нечем (помните о голоде как раз в те времена?).

Теперь о Рюрике.

Как должен был поступить Рёрик Ютландский, увидев такое безобразие в виде головешек известного в Скандинавии города? Судя по его репутации, устроить ответный джихад, да и рискнули бы словене после такого поджога позвать того, кто одним укоризненным покачиванием головы явно не обойдется?

Конечно, повиниться никогда не помешает, но мало найдется людей, которые, признавая свою вину, все же согласятся добровольно подставить голову под топор. Виниться — это одно, а погибать — совсем другое.

А если Рорик Ободритский? Тогда совсем другое дело, у этого генетическая ненависть к норманнам была — столько родственников погубили. Только при чем здесь купцы из Сигтуны, например, если ободритов обижали датчане (будущие датчане)? Разве что по принципу «не наш, значит, надо побить».

А если Ладога сгорела все же после прихода варягов? Тогда и вовсе странно. Рюрика туда призвали, а он возьми и сожги поселение. Как-то не слишком по-рыцарски получается, независимо от того, кто там жил.

Или сжег случайно, а потом четыре года отстраивал для своих новых друзей?

И все-таки остается вопрос: откуда и кто пригласил Рюрика? Если это действительно были представители племен, так и встречать должны были бы пусть не с хлебом-солью или как на многочисленных картинках, а просто объяснив ситуацию, чтобы и впрямь не побил не тех. Но где были эти представители племен? Не на берегу же они сидели, подперев щеки кулачками и вглядываясь в море, не идет ли долгожданный князь-спаситель.

Из этого закономерно вытекает вопрос: что за старый город, откуда Рюрик ушел строить новый у Ильменя?

В летописи ни малейших намеков, потому простор для полета фантазии полный. Простор-то есть, фантазии тоже достаточно, городов нет.

Вернее, есть, но они как-то не вписываются в стройную теорию «призвания варягов» куда-то там и появившегося, как чертик из табакерки, Новгорода, причем сразу Великого. Обожаю Новгород, считаю его достойным славы, более того, даже недооцененным по-настоящему, но согласна, что города у Ильменя во времена прихода Рюрика просто не существовало — ни Великого, ни малого.

На западном берегу Ладожского озера стоит современный и красивый город Приозерск (как же еще называться городу на самом берегу озера?). В этом месте озеро Вуокса впадает в виде реки Вуоксы в Ладожское озеро. Собственно, вся река Вуокса — это сеть речек, проток, озер и разливов. Удивительно, но когда-то Вуокса текла в обратную сторону — от Ладожского озера, которое и озером-то не было, скорее было пресноводным заливом Финского залива.

Балтийский щит в этом месте не просто приподняло, но и основательно перекосило. На одном краю этой протоки стоял город Выбор (на месте нынешнего Выборга), на другом — Корела. Корела — это крепость на одном из островов Вуоксы в пределах города Приозерска. Хорошая крепость, которую не взяло землетрясение, вызванное поднятием щита, до сих пор стоит, и современные вандалы разрушить не смогли, не только природа.

Когда Ладожское озеро было заливом, две крепости надзирали за протокой — Выборг на входе в нее со стороны моря, Корела со стороны Ладожского озера, будем называть его так, чтобы не путать с городом. Город Ладога тогда был просто ни к чему, его и не существовало.

А потом вдруг все подняло и перекосило, на несколько десятков лет Ладожское озеро оказалось отрезанным от моря, вода залила округу Ильменя, само Ладожское озеро разлилось аж до нынешней Старой Ладоги. Что стало при этом с Выбором — неизвестно, а вот Корела устояла, только оказалась теперь в стороне, отрезанной от моря и на дальнем берегу озера. Даже когда вода пробила себе дорогу в море, изменилось мало что. Корела осталась не у дел, разве что контролировала путь на север, на территорию нынешней Карелии.

Но когда наладился сток и снова пошли суда в обе стороны, пусть с опаской, но все же пошли, им понадобилась замена Корелы. Так возникло поселение Альдейгьюборг-Ладога, напротив уже стоявшей славянской Любши.

В Приозерске стоит памятный камень, который извещает, что князь Рюрик умер в 879 году в Кореле. Это же подтверждают и некоторые летописи. Что Рюрику в Кореле делать, если у него был свой Новгород?

А может, это и была метрополия, тот самый «старый город», откуда призвали Рюрика, куда он ездил отчитываться о проделанной работе и относительно которого город на Ильмене назван Новым?

Представьте себе партийное задание призванному Рюрику: перенаправить поток товаров, идущих с востока на запад, так, чтобы и словенам с кривичами что-то доставалось, иначе ведь за время очередного голода можно не только зубы на полку сложить, но и головы под кустами.

Приильменье и Карельский перешеек, на котором расположен Приозерск, места прекрасные, но хлеб там не вырастишь, во всяком случае, чтобы есть вдоволь. Охотничьих угодий с соболями на каждом кедре не имеется, живности, конечно, много, но все попроще, не тайга, чай, и не тундра. Лето короткое, часто мокрое, земля безо всякого чернозема, одними огородами да озерной рыбой сытно не проживешь. Смекалистые словене сообразили, что на торговом потоке сидеть куда выгодней, да и самим торговать тоже.

Наверняка просто перекрыть кислород всем идущим через Ладожское озеро судам Рюрик просто не имел возможности, но попытаться оттянуть часть потока на себя или хотя бы устроить нечто вроде перевалочного пункта для товаров вполне мог. Но для этого нужно было поставить новый город.

Где, вместо Ладоги? Не то, это уже проходили, да и купцам не с руки торговать там, где они намерены только переночевать, сколько Ладога ни существовала, очень большим торжищем не стала. И все-таки выход, я считаю, был найден.

На восток, к заветным меховым местам, можно уйти не только через Онежское озеро, но от Ильменя по реке Мсте. Мста впадает в Ильмень рядом с истоком Волхова, а вытекает из Мстинского озера, расположенного совсем рядом с Вышневолоцким, из которого, в свою очередь, вытекает река Тверца — левый приток Волги. Мста река не самая судоходная, у нее пороги в районе Боровичей. Чтобы не тащить суда по этим перекатам, приходилось их обводить по речкам помельче и все же применять волок. Боровичский волок назывался Нижним. Второй, когда приходилось тащить ладьи из Мстинского озера в Вышневолоцкое, звали соответственно Верхним, Вышним. Отсюда и озеро Вышневолоцкое, и город Вышний Волочек.

По-моему, наличие именно этого города говорит о том, зачем Рюрик поставил Новгород, вернее, свое Рюриково городище. Рюриково городище расположено не на левом, высоком западном берегу Волхова, где позже встал Новгородский Детинец (крепость), а у самого озера, рядом с устьем Мсты на правом берегу. Сейчас озеро явно уменьшилось в размерах по сравнению со своим максимальным разливом, а тогда городище должно было запирать выход из Мсты в Ильмень.

Рюрик посадил Трувора в Изборске, а Синеуса — на Белом озере. Почему не в Ладоге и Руссе, если его интересовал путь север — юг, так логичней?

В том-то и дело, что интересовали его восток и запад. В разумности первому князю Руси не откажешь. Какой смысл воевать против всех, забирая под себя Ладогу, которая после пожара еще не восстановилась? Думаю, о пути к Днепру и по нему в Византию Рюрик вообще не думал, не те задачи были. Тогда и все заморочки с Ловатью, волоками к Днепру ему совершенно ни к чему, Рюрик этим и не занимался. О пути от Ильменя к Смоленску (тогда Гнёздову) никто до XI века и не слышал, его просто не было. Конечно, отдельные купцы или даже князья вроде Ярослава Мудрого проезжали, но обычно зимой, что для купцов невозможно, нечем кормить лошадей.

Даже позже княгиня Ольга, дама весьма хозяйственная и оборотистая, не стала налаживать такой путь, обошлась Псковом (если это, конечно, вообще не легенда).

От Ильменя, если постараться, можно попасть в Финский залив и, минуя строптивое Ладожское озеро, просто добраться до реки Луги, которая впадает прямо в залив северней Нарвы. Там сейчас строится порт Усть-Луга, что выводит наших соседей из себя.

Сейчас сделать это проблематично, большинство рек обмелели, а тогда, когда и Ильмень-то в норму не совсем вошел (где она, эта норма?), реки были полноводней, а суда меньше, пройти можно.

А еще если от устья реки Шелони, впадающей в Ильмень с запада, подняться вверх по течению примерно до нынешнего Порхова, то до Пскова рукой подать. Западней Пскова (Плескова) и стоял Изборск, порученный Трувору.

И на Белом озере Синеус городище поставил не абы как. Места-то были заняты, здесь уже раскинули свои сети скандинавы, помните, об этом шла речь в главе «Что варягу делать на Руси»? Имелись в виду, конечно, скандинавы. Белое озеро и его окрестности были лакомым кусочком, только далеким. Нынешний Белозерск стоит на южном берегу, а городище Синеуса располагалось на северном, вероятно для того, чтобы держать и направление на Вытегру и Онежское озеро, и направление на северо-восток к Онеге и Белому морю.

Очень разумно. Это же не только паспортный контроль: «Стой! Куда идешь, что несешь?», просто подчинить себе огромную территорию и даже заставить платить дань невозможно физически — уничтожат. Покрытую сплошными лесами со множеством речек и болот землю подчиняли многие столетия, и в Вологодской и Архангельской областях до сих пор есть места, куда крайне редко ступает нога человека (на счастье лесных обитателей, зато теперь там Плесецк, будет чем окрестности загаживать в случае очередного неудачного пуска ракеты).

Варяги Рюрика попытались оттянуть на себя скупку мехов на Белом озере, но, полагаю, это не удалось, Синеус почему-то умер, а разорваться на три части Рюрик, конечно, не мог.

Так что же организовал Рюрик, и что он вообще сделал?

Было ли это действительно государство? Едва ли, племена остались каждое своим, только что бороды друг другу рвать перестали. Осознали неправоту или просто выпустили пар на некоторое время. Некоторые признаки государства налицо, но они были и до Рюрика. Что изменилось с его приходом?

Он остался приглашенным князем, выгнали предыдущих варягов, могли выгнать и этих.

Законы новые не ввел, судить продолжали «по справедливости», раз летопись или легенды ничего не упоминают, кроме этой самой справедливости, значит, она в каждом конкретном случае была своя.

Аппарат принуждения не создал, вряд ли можно назвать таковым дружину, пусть даже большую, которая размазана от Изборска до Белого озера.

Границы остались прежними и весьма зыбкими.

Новые города не встали, возможно, просто не успел поставить. Даже столица осталась крошечным Рюриковым городищем. Ладога не его заслуга, разве что крепость поставил в ней деревянную, вот и все.

Стоило ему умереть, как следующий же правитель Олег дал деру, решив, что Киев на Днепре куда предпочтительней мокрого холодного Новгорода. Собственно, Новгорода пока не было, было только городище и недовольство местных бояр (откуда те взялись?), вернее, просто местной племенной элиты. Приглашенного Рюрика они были согласны терпеть, но его родственника Олега — нет. Хорош или плох — неважно, не его приглашали.

Вот тебе и династия, которую якобы основал Рюрик. Пришлось Олегу хватать маленького Игоря в охапку и удирать в Киев.

Так что же такого сделал Рюрик? Его и вспомнить нечем, кроме названия династии?

Память осталась хорошая, мол, правил справедливо, то есть нарушения, видно, были в пределах тогдашних рамок, даже если сами рамки твердо установлены не были. Ну, явно каннибализмом не занимался и народ по березам для развлечения не развешивал. Исходя из того, что сыну оставил только Ижору, нахапал не так много, не был откровенным стяжателем.

Главное — что он не сделал просто потому, что для этого нужна огромная организация и несколько столетий. Рюрик организовал государство Древняя Русь. Кто-нибудь может точно сформулировать, что это за государство? Немного погодя при его преемнике Русь стала Киевской, это понятно. Что осталось после Рюрика — Новгородская Русь? Нет, Новгородская республика сложится позже.

Что было у этого государства — границы, аппарат принуждения, международное признание, законы, столица, своя монета… что? Ничего из перечисленного. Никто не знал такую Русь — Рюрикову или Древнюю. Ни границ, ни столицы, ни законов, хотя бы неписаных. Создал династию? Какую? Согласно летописи, его родственник Вещий Олег просто подхватил мальца под мышку (кстати, куда девалась любимая жена Рюрика Ефанда, почему-то не упоминают, ее в ладье под шкурами, когда обманом выманивали на берег Аскольда, не прятали) и сбежал, скорчив ильменцам на прощание злую рожу.

Если бы Игоря Рюриковича признали наследным князем, разве позволили бы бояре Олегу увезти «своего» князя непонятно куда? И ведь после их бегства гражданская война снова не разгорелась… Значит, просто выпустили пар мужики и на время успокоились. А Рюрик к месту подвернулся.

По поводу женитьбы и любимой жены Ефанды.

Для Рёрика Ютландского что-то поздновато и жениться, и сына рожать. Возраст Рорика Ободритского неизвестен, возможно, и в самый раз.

Ефанду называют княжной урманской, из чего следует, что она норманнская и даже норвежская красавица. Упс! Это почему же, из-за созвучия имен, как с Эреком? Если Рюрик швед, то он норманнов терпеть не мог, если датчанин, обиженный своими, — тоже. Его самого по всей Скандинавии ненавидели. Откуда он взял свою Джульетту Капулетти, вопреки семейной и даже национальной неприязни? Если только не увез на Русь, простите, будущую Русь, подальше от родственников:

«Любимая, я подарю тебе много-много мехов!.. Только поплыли со мной за тридевять земель безо всяких гарантий».

Если Рорик Ободритский, то вообще непонятно, где он норвежскую красотку раздобыл, о взаимной вражде я и вспоминать не хочу.

Но Мурманом русские (те, кто ими себя назовет позже) звали весь север Скандинавского полуострова и Кольский полуостров тоже. И жителей этих мест называли мурманами или урманами. Кстати, Мурманск значит «город на Мурмане».

Ну, не было у норманнов князей, и княжон тоже не было! Вот конунги были, и дочери конунгов тоже были. Но если бы «Язва христианства» умудрился умыкнуть из-под носа у папаши или даже просто в его отсутствие дочурку, об этом раструбили бы во всех сагах и анналах. А если бы это сделал славянин!..

В любом случае за дочь конунга священная война новообразованной Древней Руси была обеспечена. Не случилось, значит, не умыкал? Может, ездил жениться позже, когда уже на Рюриковом городище освоился, привез сотни три соболей, одну бросил к ногам папаши, добавив еще чего-нибудь железного, вторую вместе со связкой бус будущей теще, чтоб не слишком шипела, третью с колечком самой Ефанде… Кто-нибудь видел такое имя в сагах? Не припомню…

И сами саги не запомнили, что красавица Ефанда соблазнилась подарком и уплыла в неизвестном направлении. Или известном, но ужасном, эти будущие русские такие дикари, знаете ли, в бани ходят не исключительно по субботам, а когда вздумается.

А что, если никакая она не норманнская, а мурманская, для которой и Варангерфьорд знакомое место, и весь Карельский перешеек тоже? И встретить красотку, приехавшую погостить к родственникам (кстати, у них были князья и княжны), Рюрик вполне мог в Кореле. Тогда понятно, куда девалась Игорева мать после смерти Рюрика — просто осталась в Кореле, сыновей-то в восьмилетнем возрасте уже воспитывала дружина, мать была не нужна.

Понятно и завещание по поводу Ижоры, это для княжны, с детства слышавшей речи об округе озера Нево, было вполне приемлемо и в качестве вено за невесту, и в качестве завещания.

Жаль, что Рюрику не удалось объединить под твердой рукой, как он задумал, земли от Изборска до Белого озера и от Ладоги до… ну, пусть не до Смоленска, так хотя бы до Ильменя. И все же его труды не пропали даром, ведь это фактически земли будущей Новгородской республики. Пригодились Рюриковы догадки, а вот выжить чужих из мерянских и вепсинских лесов, чтобы не скупали дорогие меха за бесценок, не удалось. А по прошествии столетий и надобность отпала — меха почти закончились.

И все-таки откуда призвали Рюрика с его братьями?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru