Современники рюрика


ЕГЭ. Современники правителей династии Рюриковичей ( 9-16вв.)

Личности

Чем примечательны

Чьи современники

Борис и Глеб

 

Сыновья киевского князя Владимира Святого. Были убиты по приказу Святополка Окаянного в 1015 году. Канонизированы.

Владимир Святой

Святополк Окаянный

Нестор

Нестор – летописец на памятнике Микешина

 «Тысячелетие России» в Новгороде.

Летописец  11- начала 12 века.

Монах Киево-Печерского монастыря, автор летописи « Повесть временных лет».

Владимир Мономах

Феопемт

 

Первый митрополит Русской православной церкви, назначен константинопольским патриархом в 1036 году.

Ярослав Мудрый

Иларион

Первый митрополит русского происхождения с 1051 года, автор « Слова о законе и благодати

( ок. 1049г)

Ярослав Мудрый

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий на памятнике «Тысячелетие России».

 

9 век. Славянские просветители¸ проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг на славянский язык. Создатели славянской азбуки.

Владимир Святой

Евпатий Коловрат

 

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Евпатий Коловрат- рязанский боярин, воевода. В 1238 году погиб, защищая город Рязань от войск Батыя. Герой многих народных сказаний, в том числе и «Повести о разорении Рязани Батыем».

Юрий Долгорукий

Иосиф Волоцкий

(1439-1515)

Памятник около Иосифо-Волоцкого монастыря.

Глава иосифлян, выступающих за защиту церковно- монастырского землевладения, незыблемость религиозных догматов, укрепление государственности. Канонизирован.

Василий II

Иван III

Василий III

Максим Грек ( 1475- 1556)

Максим Грек на памятнике

 « Тысячелетие России».

Публицист, писатель, переводчик. Считал, что монарх должен руководствоваться христианской моралью.

Василий III

Иван Грозный

Нил Сорский ( 1433-1508)

 

Основатель и глава нестяжательства, выступал за нравственное самоусовершенствование  и аскетизм. Был против церковного землевладения.

Иван III

Василий III

Сергий Радонежский

( 1321- 1391)

 

Сергей Радонежский на памятнике « 1000-летие России».

 

Ок.1310-1340 основал Троицкий монастырь, в 1380 благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Канонизирован.

 

 

( См. исторический портрет С.Радонежского на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван II

Дмитрий Донской

Василий I

Пересвет

 

 

Александр Пересвет – это монах, воин. Именно он выступил в поединке против  татарского богатыря  Челубея  перед Куликовской битвой. Оба погибли. Пересвет канонизирован.

Дмитрий Донской

Алексей Адашев

( ?- 1561)

 

А.Адашев на памятнике

 « Тысячелетие России».

Государственный  деятель, окольничий, с конца 40-хг. Был руководителем Избранной рады. Инициатор многих государственных реформ. В 1560 подвергся опале и умер в Юрьеве.

 

 

( См. исторический портрет Адашева А. на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Стефан Баторий ( 1533-1586)

 

Польский король с 1576. Участник Ливонской войны. В 1582 – заключил Ям-Запольское перемирие с Россией.

Иван Грозный

Иван Висковатый

( ?-1570)

Государственный деятель, Входил в Избранную Раду. В период опричнины обвинён в измене и казнён.

Иван Грозный

Ермак Тимофеевич

( ? – 1585)

Ермак на памятнике

 « Тысячелетие России».

Казачий атаман, возглавил поход в Сибирь, в результате которого положено начало присоединения Сибири к России.

Иван Грозный

Андрей Курбский ( 1528-1583)

 

Князь, боярин, писатель. Входил в Избранную раду. Долгие годы был личным другом Ивана Грозного. В 1564 бежал в Литву, боясь репрессий и опалы за неудачи в Ливонской войне. Написал Грозному три послания, в которых отстаивал боярские права , писал о своём представлении идеального государства.

 

 

( См. исторический портрет Курбского А. на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Макарий( 1482-1563)

Митрополит Макарий на памятнике «Тысячелетие России».

Митрополит с 1542. Сторонник укрепления самодержавия. Венчал на царство в 1547 году Ивана Грозного.

Иван Грозный

Иван Пересветов

 

Русский писатель-публицист 15 века. Идеолог дворянства. Выступал за сильную царскую власть « Государство без грозы, что конь без узды».

Иван Грозный

Сильвестр ( ? – 1566)

Сильвестр на памятнике

« Тысячелетие России».

Протопоп, политический деятель, писатель. Член Избранной рады. Автор « Домостроя» . С 1560- в опале. Постригся в монахи.

Иван Грозный

Григорий Скуратов- Бельский ( прозвище Малюта) ( ? -1573)

 

Думный дворянин. Приближённый Ивана Грозного. Глава опричного террора. Погиб в 1573 в Ливонии.

 

 

( См. исторический портрет Малюты Скуратова  на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Строгановы

Русские купцы, промышленники, выходцы из разбогатевших поморских крестьян. Помогли подготовить и вооружить войско Ермака.

Иван Грозный

Филипп( Фёдор Колычев) ( 1507- 1569)

 

Настоятель Соловецкого монастыря. Русский митрополит с 1566.Публично выступал против опричного террора. Отказался благословить Ивана Грозного на поход против Новгорода. Низложен в 1568 , сослан и убит.

 

 

( См. исторический портрет митрополита Филиппа  на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Василий Шуйский

( ? – 1538)

Боярин, воевода, фактический правитель России после смерти Елены Глинской, член Ближней думы.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Иван Шуйский ( ? -1542

Брат Василия Шуйского, после его смерти стал фактически правителем России с 1538-1540, в 1542.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Марфа Посадница Борецкая

Марфа посадница на памятнике « 1000-летие России».

 

В 1471 она и её сын вступили против присоединения Новгорода к Москве, против лишения Новгорода вольницы. Была руководителем оппозиции, вела переговоры с Литовским князем о вхождении в Литву на правах автономии. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 Марфу отправили в монастырь.

Иван Грозный

poznaemvmeste.ru

Эпоха Рюрика

Эпоха Рюрика

Рюрик   Противоречивое и прерывистое повествование об истоках российской государственности сохранили до наших дней древнерусские летописные своды. Они указывают, что славяне селились сначала по руслу реки Дунай в землях болгарских и угорских, а затем постепенно стали осваивать другие территории.

  "Севшие" по Днепру назывались полянами. Их племенным центром был Киев, который возник в середине I тысячелетия. К северу от полян, по рекам Десне и Сейму, проживало племя северян. К западу, на правом берегу Днепра, "в лесах", обитали древляне.Между реками Припятью и Западной Двиной селились дреговичи. По рекам Полоте и Западной Двине жили полочане. Далее на север простирались земли кривичей. По рекам Оке и Москве обосновались вятичи, а южнее от них, по реке Сож, - радимичи. На юго-западе, области между Днепром и Южным Бугом занимали тиверцы, на Буге - бужане и волыняне, между Днепром и Прутом - уличи. Северные территории населяли ильменские словены. Они сосуществовали с угро-финскими и балтийскими племенами.

Восточная Европа в 862 г. Для более детального просмотра карты "щелкните" по ней мышкой

  Восточные славяне жили "каждо своим родом", собираясь время от времени на совместное вече. Уже в VI веке у них возникли межплеменные союзы, во главе которых стояли старейшины или вожди. Славяне вели оседлый образ жизни. В борьбе за новые земли они теснили угро-финские и балтские этносы. Северные племена нередко терпели набеги скандинавов. некоторые из них, не имея сил отразить грабительские вторжения, становились данниками варягов.

  Обилие водных путей сообщения обусловило укрепление культурных и коммерческих связей между славянскими племенами и их соседями. На местах меновой торговли возникли Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. Вокруг них стали образовываться городовые области, в которых обитали представители не одного, а разных племен. Формирование Древнерусского государства в IX веке началось в двух местах: Среднем Поднепровье на юге и Новгородской земле на севере.

  За пределами Руси:

  863.  Миссия Кирилла и Мефодия.

  865.  Датчане (Ивар и Хальвдан) вторглись в Британию и с 865 по 876 г. захватили Восточную Англию и юго-восточную Нортумбию.

  867.  Началось правление византийского императора Василия I Македонянина (867-886 гг.), основателя Македонской династии. Успешно вел борьбу против арабов на востоке империи и в Италии. Подавил движение павликиан - приверженцев еретического антифеодального движения в христианстве.

  867.  Патриарх Фотий (в Константинополе) учредил первую епархию для славян и варягов, принявших христианство.

  870.  Мерсенский договор о разделе Лотарингии (после смерти Лотаря II) между Людовиком Немецким и Карлом Лысым.

  871.  Король Уэссекса (Британия) Альфред Великий начал войну (с 871 по 896 г.) с датчанами. Он объединил под своей властью ряд соседних англосаксонских королевств. При нем составлены первый общеанглийский сборник законов и часть "Англосаксонской хроники".

www.othist.ru

ЕГЭ. Современники правителей династии Рюриковичей ( 9-16вв.)

Личности

Чем примечательны

Чьи современники

Борис и Глеб

 

Сыновья киевского князя Владимира Святого. Были убиты по приказу Святополка Окаянного в 1015 году. Канонизированы.

Владимир Святой

Святополк Окаянный

Нестор

Нестор – летописец на памятнике Микешина

 «Тысячелетие России» в Новгороде.

Летописец  11- начала 12 века.

Монах Киево-Печерского монастыря, автор летописи « Повесть временных лет».

Владимир Мономах

Феопемт

 

Первый митрополит Русской православной церкви, назначен константинопольским патриархом в 1036 году.

Ярослав Мудрый

Иларион

Первый митрополит русского происхождения с 1051 года, автор « Слова о законе и благодати

( ок. 1049г)

Ярослав Мудрый

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий на памятнике «Тысячелетие России».

 

9 век. Славянские просветители¸ проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг на славянский язык. Создатели славянской азбуки.

Владимир Святой

Евпатий Коловрат

 

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Евпатий Коловрат- рязанский боярин, воевода. В 1238 году погиб, защищая город Рязань от войск Батыя. Герой многих народных сказаний, в том числе и «Повести о разорении Рязани Батыем».

Юрий Долгорукий

Иосиф Волоцкий

(1439-1515)

Памятник около Иосифо-Волоцкого монастыря.

Глава иосифлян, выступающих за защиту церковно- монастырского землевладения, незыблемость религиозных догматов, укрепление государственности. Канонизирован.

Василий II

Иван III

Василий III

Максим Грек ( 1475- 1556)

Максим Грек на памятнике

 « Тысячелетие России».

Публицист, писатель, переводчик. Считал, что монарх должен руководствоваться христианской моралью.

Василий III

Иван Грозный

Нил Сорский ( 1433-1508)

 

Основатель и глава нестяжательства, выступал за нравственное самоусовершенствование  и аскетизм. Был против церковного землевладения.

Иван III

Василий III

Сергий Радонежский

( 1321- 1391)

 

Сергей Радонежский на памятнике « 1000-летие России».

 

Ок.1310-1340 основал Троицкий монастырь, в 1380 благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Канонизирован.

 

 

( См. исторический портрет С.Радонежского на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван II

Дмитрий Донской

Василий I

Пересвет

 

 

Александр Пересвет – это монах, воин. Именно он выступил в поединке против  татарского богатыря  Челубея  перед Куликовской битвой. Оба погибли. Пересвет канонизирован.

Дмитрий Донской

Алексей Адашев

( ?- 1561)

 

А.Адашев на памятнике

 « Тысячелетие России».

Государственный  деятель, окольничий, с конца 40-хг. Был руководителем Избранной рады. Инициатор многих государственных реформ. В 1560 подвергся опале и умер в Юрьеве.

 

 

( См. исторический портрет Адашева А. на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Стефан Баторий ( 1533-1586)

 

Польский король с 1576. Участник Ливонской войны. В 1582 – заключил Ям-Запольское перемирие с Россией.

Иван Грозный

Иван Висковатый

( ?-1570)

Государственный деятель, Входил в Избранную Раду. В период опричнины обвинён в измене и казнён.

Иван Грозный

Ермак Тимофеевич

( ? – 1585)

Ермак на памятнике

 « Тысячелетие России».

Казачий атаман, возглавил поход в Сибирь, в результате которого положено начало присоединения Сибири к России.

Иван Грозный

Андрей Курбский ( 1528-1583)

 

Князь, боярин, писатель. Входил в Избранную раду. Долгие годы был личным другом Ивана Грозного. В 1564 бежал в Литву, боясь репрессий и опалы за неудачи в Ливонской войне. Написал Грозному три послания, в которых отстаивал боярские права , писал о своём представлении идеального государства.

 

 

( См. исторический портрет Курбского А. на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Макарий( 1482-1563)

Митрополит Макарий на памятнике «Тысячелетие России».

Митрополит с 1542. Сторонник укрепления самодержавия. Венчал на царство в 1547 году Ивана Грозного.

Иван Грозный

Иван Пересветов

 

Русский писатель-публицист 15 века. Идеолог дворянства. Выступал за сильную царскую власть « Государство без грозы, что конь без узды».

Иван Грозный

Сильвестр ( ? – 1566)

Сильвестр на памятнике

« Тысячелетие России».

Протопоп, политический деятель, писатель. Член Избранной рады. Автор « Домостроя» . С 1560- в опале. Постригся в монахи.

Иван Грозный

Григорий Скуратов- Бельский ( прозвище Малюта) ( ? -1573)

 

Думный дворянин. Приближённый Ивана Грозного. Глава опричного террора. Погиб в 1573 в Ливонии.

 

 

( См. исторический портрет Малюты Скуратова  на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Строгановы

Русские купцы, промышленники, выходцы из разбогатевших поморских крестьян. Помогли подготовить и вооружить войско Ермака.

Иван Грозный

Филипп( Фёдор Колычев) ( 1507- 1569)

 

Настоятель Соловецкого монастыря. Русский митрополит с 1566.Публично выступал против опричного террора. Отказался благословить Ивана Грозного на поход против Новгорода. Низложен в 1568 , сослан и убит.

 

 

( См. исторический портрет митрополита Филиппа  на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Василий Шуйский

( ? – 1538)

Боярин, воевода, фактический правитель России после смерти Елены Глинской, член Ближней думы.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Иван Шуйский ( ? -1542

Брат Василия Шуйского, после его смерти стал фактически правителем России с 1538-1540, в 1542.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Марфа Посадница Борецкая

Марфа посадница на памятнике « 1000-летие России».

 

В 1471 она и её сын вступили против присоединения Новгорода к Москве, против лишения Новгорода вольницы. Была руководителем оппозиции, вела переговоры с Литовским князем о вхождении в Литву на правах автономии. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 Марфу отправили в монастырь.

Иван Грозный

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ. Современники правителей династии Рюриковичей ( 9-16вв.)

Личности

Чем примечательны

Чьи современники

Борис и Глеб

 

Сыновья киевского князя Владимира Святого. Были убиты по приказу Святополка Окаянного в 1015 году. Канонизированы.

Владимир Святой

Святополк Окаянный

Нестор

Нестор – летописец на памятнике Микешина

 «Тысячелетие России» в Новгороде.

Летописец  11- начала 12 века.

Монах Киево-Печерского монастыря, автор летописи « Повесть временных лет».

Владимир Мономах

Феопемт

 

Первый митрополит Русской православной церкви, назначен константинопольским патриархом в 1036 году.

Ярослав Мудрый

Иларион

Первый митрополит русского происхождения с 1051 года, автор « Слова о законе и благодати

( ок. 1049г)

Ярослав Мудрый

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий на памятнике «Тысячелетие России».

 

9 век. Славянские просветители¸ проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг на славянский язык. Создатели славянской азбуки.

Владимир Святой

Евпатий Коловрат

 

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Евпатий Коловрат- рязанский боярин, воевода. В 1238 году погиб, защищая город Рязань от войск Батыя. Герой многих народных сказаний, в том числе и «Повести о разорении Рязани Батыем».

Юрий Долгорукий

Иосиф Волоцкий

(1439-1515)

Памятник около Иосифо-Волоцкого монастыря.

Глава иосифлян, выступающих за защиту церковно- монастырского землевладения, незыблемость религиозных догматов, укрепление государственности. Канонизирован.

Василий II

Иван III

Василий III

Максим Грек ( 1475- 1556)

Максим Грек на памятнике

 « Тысячелетие России».

Публицист, писатель, переводчик. Считал, что монарх должен руководствоваться христианской моралью.

Василий III

Иван Грозный

Нил Сорский ( 1433-1508)

 

Основатель и глава нестяжательства, выступал за нравственное самоусовершенствование  и аскетизм. Был против церковного землевладения.

Иван III

Василий III

Сергий Радонежский

( 1321- 1391)

 

Сергей Радонежский на памятнике « 1000-летие России».

 

Ок.1310-1340 основал Троицкий монастырь, в 1380 благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Канонизирован.

 

 

( См. исторический портрет С.Радонежского на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван II

Дмитрий Донской

Василий I

Пересвет

 

 

Александр Пересвет – это монах, воин. Именно он выступил в поединке против  татарского богатыря  Челубея  перед Куликовской битвой. Оба погибли. Пересвет канонизирован.

Дмитрий Донской

Алексей Адашев

( ?- 1561)

 

А.Адашев на памятнике

 « Тысячелетие России».

Государственный  деятель, окольничий, с конца 40-хг. Был руководителем Избранной рады. Инициатор многих государственных реформ. В 1560 подвергся опале и умер в Юрьеве.

 

 

( См. исторический портрет Адашева А. на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Стефан Баторий ( 1533-1586)

 

Польский король с 1576. Участник Ливонской войны. В 1582 – заключил Ям-Запольское перемирие с Россией.

Иван Грозный

Иван Висковатый

( ?-1570)

Государственный деятель, Входил в Избранную Раду. В период опричнины обвинён в измене и казнён.

Иван Грозный

Ермак Тимофеевич

( ? – 1585)

Ермак на памятнике

 « Тысячелетие России».

Казачий атаман, возглавил поход в Сибирь, в результате которого положено начало присоединения Сибири к России.

Иван Грозный

Андрей Курбский ( 1528-1583)

 

Князь, боярин, писатель. Входил в Избранную раду. Долгие годы был личным другом Ивана Грозного. В 1564 бежал в Литву, боясь репрессий и опалы за неудачи в Ливонской войне. Написал Грозному три послания, в которых отстаивал боярские права , писал о своём представлении идеального государства.

 

 

( См. исторический портрет Курбского А. на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Макарий( 1482-1563)

Митрополит Макарий на памятнике «Тысячелетие России».

Митрополит с 1542. Сторонник укрепления самодержавия. Венчал на царство в 1547 году Ивана Грозного.

Иван Грозный

Иван Пересветов

 

Русский писатель-публицист 15 века. Идеолог дворянства. Выступал за сильную царскую власть « Государство без грозы, что конь без узды».

Иван Грозный

Сильвестр ( ? – 1566)

Сильвестр на памятнике

« Тысячелетие России».

Протопоп, политический деятель, писатель. Член Избранной рады. Автор « Домостроя» . С 1560- в опале. Постригся в монахи.

Иван Грозный

Григорий Скуратов- Бельский ( прозвище Малюта) ( ? -1573)

 

Думный дворянин. Приближённый Ивана Грозного. Глава опричного террора. Погиб в 1573 в Ливонии.

 

 

( См. исторический портрет Малюты Скуратова  на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Строгановы

Русские купцы, промышленники, выходцы из разбогатевших поморских крестьян. Помогли подготовить и вооружить войско Ермака.

Иван Грозный

Филипп( Фёдор Колычев) ( 1507- 1569)

 

Настоятель Соловецкого монастыря. Русский митрополит с 1566.Публично выступал против опричного террора. Отказался благословить Ивана Грозного на поход против Новгорода. Низложен в 1568 , сослан и убит.

 

 

( См. исторический портрет митрополита Филиппа  на сайте::istoricheskiy-portret.ru)

 

Иван Грозный

Василий Шуйский

( ? – 1538)

Боярин, воевода, фактический правитель России после смерти Елены Глинской, член Ближней думы.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Иван Шуйский ( ? -1542

Брат Василия Шуйского, после его смерти стал фактически правителем России с 1538-1540, в 1542.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Марфа Посадница Борецкая

Марфа посадница на памятнике « 1000-летие России».

 

В 1471 она и её сын вступили против присоединения Новгорода к Москве, против лишения Новгорода вольницы. Была руководителем оппозиции, вела переговоры с Литовским князем о вхождении в Литву на правах автономии. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 Марфу отправили в монастырь.

Иван Грозный

poznaemvmeste.ru

Культура и жизнь в период правления Рюрика

Культура и жизнь

  Восточные славяне не были изолированы в своем культурном развитии. Нa западе они соприкасались с кельтскими и германскими племенами, на северо-западе - с балтийскими, а на обширном северо-восточном пространстве наблюдалось плотное взаимодействие с финно-угорскими народами и скандинавским миром. Общение с соседями вносило те или иные черты в культуру каждого из этносов и приводило к взаимовлиянию. Рюрик сумел создать в Верхней Руси от Полоцка до Ростова прочное политическое образование, что вызвало подъем культурно-экономической жизни региона. Север и юг Руси существовали в едином языковом и культурном пространстве, и эта целостность обусловила рождение единого Древнерусского государства.

Русь варяжская

  Скандинавское присутствие в Восточной Европе было отмечено задолго до прибытия Рюрика и его дружины в земли ильменских словен и финно-угорских племен.

 Скандинавские древности

 Остров русов

 Соперничество за Ладогу

 Рюриково городище

 Полюдье на земле славян

Русь Киевская

  В то время как на севере Восточной Европы царил относительный покой, Киевская Русь испытывала на себе тяготы борьбы с хазарами, болгарами и соседними племенами древлян и кривичей. Подчинение племенных союзов власти Киева шло трудно.

 Крещение русов

 Занятия восточных славян

 Славянские селища и городища

 Распад родовых отношений у славян

 Верования восточных славян

 Варка железа

 Женское дело

www.othist.ru

Бездомный князь Рюрик | ПравдоруБ

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Приглашенный новгородскими словенами навести порядок конунг Рюрик считал себя прямым потомком бога Одина. Получается, Русь создала чисто арийская династия.

Бездомный князь Рюрик

Рюрик. Щурился, вспоминая одноглазого предка

Существуют две версии происхождения этого основателя династии, которая правила Русью целых 700 лет — с IX по XVI век! По одной из них Рюрик принадлежал к датско-шведскому королевскому роду Скьелдунгов, считавших своим прародителем, ни много ни мало(!), одноглазого бога Одина. Поверье, ходившее в Скандинавии, гласило, что сын Одина — Сигрлами — правил какой-то частью Гардарики (так скандинавы называли территорию Руси) за девять поколений до короля Ивара Широкие Объятья — то есть примерно в IV в. н. э. Наш Рюрик якобы и был прямым наследником этого Сигрлами Одиновича.

Вторая, менее распространенная версия, гласит, что Рюрик — это Эйрик Эмурдарсон, король шведского города Упсала. Его вспоминает в «Круге земном» знаменитый скальд Снорри Стурлусон, рассказывая о тинге (народном собрании), созванном в Упсале в 1018 году. Один из участников этого схода предложил отправиться в поход на Аустрленд (Восточную землю — еще одно название Руси у варягов) и обратился к королю Швеции Олаву Шетконунгу с такой гневной речью: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Упсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны, и ходил в различные страны, и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд, и много земель в Аустрленд. И можно видеть те земляные укрепления и другие великие постройки, которые он возвел… А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой».

ТОТ, ДА НЕ ТОТ. Достославный конунг Эйрик, которого «помнил» дед автора этого призыва, должен был жить где-то в середине IX века, то есть во времена Рюрика, упомянутого «Повестью временных лет». Финланд — это Финляндия. Кирьялаланд — Карелия. Эйстланд — Эстония. Курланд — Курляндия, земля племени куршей. Аустрвег — Восточный путь, на котором располагались государства Аустрленда — тот самый, который наша первая летопись именует «путем из Варяг в Греки». Король Эйрик из Упсалы вполне мог владеть этими землями некоторое время, что согласуется с текстом Нестора летописца: «Имаху дань варязи из Заморья на Чюди и на Словенех, на Мери и на Веси, и на Кривичах».

Но вряд ли этот Эйрик Эмундарсон (что значит «сын Эмунда») был Рюриком летописи, ставшим родоначальником Рюриковичей. Эйрик и Рюрик — разные имена, хотя и близкие по значению. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманских наречий «богатый честью». Рюрик (Ro/rik) — «славный знатностью». Обратите внимание и на то, что летописи передают имя основателя династии Руси именно как Рюрик, а не Эрик. А писали тогда, как слышали, приспосабливая чужеземные слова к славянскому произношению.

Кроме того, Рюрика «Повести временных лет» славяне «призвали», а Эйрик из Упсалы сам везде являлся, без спросу, с целью поживиться всем, что плохо лежало. По-видимому, именно этого ненасытного персонажа или кого-то из его потомков и выперли славяне и финны с южного берега Балтики назад — в Заморье, раз уж его разбойничью «честь» с таким трепетом вспоминали представители младших поколений шведских бандюков на сходняке-тинге в 1018 году.

Бездомный князь Рюрик1

Скандинавская надпись «Rorikr» показывает, что руны произошли от латинской азбуки

СКИФИЯ — ВЕЛИКАЯ ШВЕЦИЯ. Следовательно, куда больше шансов считаться прародителем Рюриковичей у того Рюрика, что происходил от конунга Сигрлами и воображал себя потомком самого Одина — бесстрашного бога, спустившегося в царство мертвых, Хель, и отдавшего один глаз за право обладать рунами — тайной письма. Письменность скандинавы позаимствовали у древних римлян. Их руны — это переиначенные и приспособленные для вырезания на дереве буквы латинской азбуки. А путешествие в Римский мир действительно было для древних германцев чем-то вроде экскурсии в царство мертвых — оттуда, пока Рим был силен, мало кто возвращался.

В предании о Сигрлами, который якобы правил в Гардарики в стародавние времена, отразились реалии эпохи Великого переселения народов. В III–IV веках племя готов, вышедшее из Скандинавии, подчинило себе территорию нынешней Украины, называвшейся тогда Скифией. Столицей этого готского государства был загадочный днепровский город — Данпарштадир, по мнению некоторых дореволюционных историков, существовавший на территории Киева. Саму же Скифию скандинавы именовали по созвучию имен — Великой Швецией. «К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция, — писал в «Круге земном» тот же Снорри Стурлусон. — Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных людей».

До сих пор на юге современной Швеции существует обширная область Геталанд (Готия), граничащая со Свеаланд — собственно Швецией в узком смысле. Люди Севера эпохи викингов хорошо помнили своих предшественников — готов эпохи Великого переселения народов. Поэтому их так и манило на юг — в Холодную Швецию, в Скифию — откуда открывался путь на нынешний Ближний Восток: в «Великую страну сарацин», в Йорсолаланд (Ерусалим) и даже в Африку — «Великую страну черных людей».

Но, несмотря на пышные родословные и «божественное» происхождение, скандинавские конунги времен Рюрика находились в весьма шатком положении. Свои земли они наживали по праву силы и так же легко теряли, стоило удаче изменить им.

К тому моменту, как объявиться в районе Ладоги и Новгорода, наш бедный Рюрик был практически бездомным — королем-бомжем. Он приходился родственником (как полагает большинство исследователей, племянником) датскому королю Харальду Клаку, проигравшему в 814 году войну за престол своему сопернику Хорику I и изгнанному из страны. Обратите внимание на пикантную деталь, которая пригодится нам в дальнейшем. Хорик прогнал Харальда из Дании, наняв отряд шведских викингов. В это же время шведы контролируют Ладогу. Так что у Рюрика были все основания обрадоваться, когда через полстолетия после потери его династией датского трона славяне, изгнавшие из Ладоги шведов, попросили на княжение именно его — какая прекрасная возможность отплатить на старости шведам за детскую обиду!

Бездомный князь Рюрик2

Император Запада Людовик Благочестивый то сажал Рюрика в тюрьму, то выпускал погулять по морям

ЯЗВА ХРИСТИАНСТВА. Впрочем, ни Харальд Клак, ни Рюрик не собирались отдавать своим врагам Данию без боя. Они обратились за помощью к сыну Карла Великого — императору Запада Людовику Благочестивому, и даже приняли христианство в 826 году в Майнце вместе с четырьмя сотнями сторонников (говоря попросту — с бандой), чтобы стать «своими» для этого повелителя тогдашней Европы. В обмен на крещение Харальд получил графство Рюстринген во Фрисландии, на берегу Северного моря, и, опираясь на поддержку императора, вторгся в Данию. Харальд и Рюрик пообещали Людовику Благочестивому крестить эту языческую страну. Поэтому вместе с ними к датчанам отправился святой Ансгар, имевший прозвище Апостол Севера. В общем, все было как сегодня: тогдашний Евросоюз, называвшийся Империей, распространял по окраинам свои евроценности, а заодно — экономическую власть.

Однако язычник Хорик собрал войско и в 829 году снова изгнал наскоро окрещенных Харальда и Рюрика из Дании. И даже Христос им не помог. Да еще и император отобрал у неудачливых «миссионеров» графство во Фрисландии. Оба они в результате оказались в тюрьме у императора, заподозренные в измене. Харальд вскоре умер, видимо, не вынеся таких ударов судьбины. А Рюрик дал деру, после чего сделал логичный вывод, что битье поклонов Иисусу — еще не гарантия победы. И тут же пустился во все тяжкие, вернувшись к вере в своего «прародителя» — одноглазого Одина. Так он и стал тем, кого обычно называют «плохим парнем»: предводителем шайки морских разбойников — викингов.

Одно время логовом Рюрика был Виринген (Варяжский остров) у побережья Нидерландов. Грабил же купцов и германские города по Рейну этот молодчага с такой обстоятельностью и преданностью разбойничьему ремеслу, что заслужил у хронистов почетное прозвище Язва Христиан. «Бертинские Анналы» — хроника монастыря Сен-Бертен во Франции на берегу Ла-Манша — даже отметила его «подвиги», совершенные в 850 г. особой статьей: «Рёрик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства».

Попасть в «Бертинские Анналы» для тех времен было так же круто, как сегодня — на первую полосу популярной газеты. Видите, как бродяге Рюрику повезло! Почти двенадцать веков с его рождения пронеслось, а о нем не забыли, благодаря монаху, царапавшему по пергаменту в аббатстве Сен-Бертен, от которого до наших дней дошли только эта летопись да каменные развалины.

Бездомный князь Рюрик3

Один Одноглазый. Считался предком Скьелдунгов

Зато теперь мы с полной уверенностью можем утверждать, откуда у нашего князя Святослава такая страсть к грабежам и это обаятельное «Иду на вы!», произносимое перед очередным походом. От Рюрика! Ведь тот приходился Святославу родным дедушкой. Наверняка маленькому княжичу в детстве столько героической всячины нарассказывали о предке, что он и дня не мог усидеть в Киеве — все рвался в новые земли, где есть чем поживиться благородному человеку! А у дедушки — криминальный талант был от одноглазого Одина. Таким образом, получается, что наши Рюриковичи — прямые потомки скандинавского бога. И гнушаться этим родством не стоит.

ЖИВЫЕ БОГИ. Боги язычников — это чаще всего наделенные харизмой правители седых времен, прародители народов. В дописьменные времена их деяния производили такое впечатление на современников, что после смерти вместе с дымом погребальных костров память о них в прямом смысле возносили на небо, к звездам — на самую верхушку Мирового Древа, где, по поверьям норманнов, располагался Асгард — жилище светлых Асов (богов). А в Мидгарде — Срединном Мире, там, где начинаются уходящие в Землю корни Мирового Древа, жили люди — наши с вами пращуры. И Радуга соединяла Мидгард с Асгардом мостом, по которому боги сходили на Землю, а души честных и смелых поднимались после смерти на Небо. Так они чувствовали — современники Рюрика. И в это верили, отправляясь в дальние морские походы.

ДРАНГ НАХ ОСТ. Предки нынешних датчан, норвежцев и шведов еще говорили в IX веке на одном языке, что, естественно, облегчало им общение. А Земля славян начиналась сразу за рекой Эльбой. По ней проходила западная граница Империи Карла Великого. Треть нынешней Германии (практически всю территорию бывшей ГДР!) заселяли тогда племена полабских славян — лужичане, лютичи и бодричи. Название земли Бранденбург (Бранный бор), имена городов Росток, Любек, Шверин (Зверин), Цоссен («Сосны»), даже Берлин — все это память о прежнем славянском населении Германии!

Помните крылатое выражение «Встреча на Эльбе»? В 1945 году Красная Армия фактически вышла на древнюю славянскую границу, с которой при Карле Великом начался знаменитый «Дранг нах Ост». Именно он — отец Людовика Благочестивого и дед Лотаря, от которого сбежал в Северное море Рюрик, первым попытался подчинить полабских славян. Тогда не вышло. Зато наследнички его в XII в. довели начатое до конца! Ведь лютичи враждовали с бодричами, а те и другие ненавидели лужичей, носивших другое имя — сербы, что говорит о близком родстве этого племени с жителями нынешней Сербии на Балканах.

Бездомный князь Рюрик4

Западные славяне во времена Рюрика. Треть нынешней Германии была славянской — даже Берлин!

СЛАВЯНСКИЕ РАСПРИ. Полабы вставали «род на род» точно так же, как после первой в нашей истории победы над шведами под Ладогой — словене на кривичей. Поэтому и исчезли со сцены мировой истории, оставшись горсточкой лужицких сербов в современной Германии. И мне думается: что было бы с нашими предками, не пригласи они на княжение Рюрика? Наверное, то же самое, что с лютичами и бодричами. Ведь, как изрек о славянах византийский военный писатель Маврикий в «Стратегиконе» в VII веке: «Они коварны, и НЕ ДЕРЖАТ СЛОВА в отношении договоров. Их легче подчинить страхом, чем дарами. Так как нет среди них единомыслия, то они не собираются вместе. А если и соберутся, то решенное одними тут же нарушают другие, ибо все они ВРАЖДЕБНЫ ДРУГ ДРУГУ, и никто НЕ ХОЧЕТ УСТУПИТЬ другому».

Во времена Рюрика, через столетие после написания этих слов, психология славян ничуть не изменилась. От Эльбы до верховьев Волги славяне разговаривали тогда на ОДНОМ языке. Ни польского, ни русского, ни украинского еще не существовало. Но каждое славянское племя ЛЮТО (недаром же одно из них так и называлось — лютичи!) ненавидело другое. Потому и платили кривичи и словене дань варягам, а поляне, северяне и вятичи — хазарам.

Рюрикова прививка строгого германского духа, тяготеющего к порядку, и впрыск холодной норманнской крови в бурлящую брагой своеволия кровь славянскую спасла нас от судьбы несчастных лютичей. Прав был Гостомысл!

Бузина О.А.

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

pravdorub-analitika.ru