Советское время годы: Советское время | это… Что такое Советское время?

Содержание

Советское или российское? Как символы СССР стали частью современной России

С момента распада СССР прошло 30 лет. Многие из бывших советских республик приняли законы о десоветизации, запрещают символику СССР и сносят памятники вождям. В России советские символы до сих пор встречаются повсеместно — начиная от государственной символики и памятников, заканчивая одеждой и сувенирами для туристов.

Русская служба Би-би-си разбиралась, какую роль в повседневной жизни современной России играет советская символика, как воспринимается обществом, и несет ли в себе прежний идеологический смысл.

«Лучшее время в истории страны»

В России об отказе от символов СССР сегодня речи не идет. Столетие Октябрьской революции в 2017 году так и не стало поводом для общественной дискуссии о прошлом и его символах. Мавзолей с телом Ленина по-прежнему стоит на главной площади страны, а власти зачастую используют ностальгию по Союзу как способ укрепить собственную популярность.

Владимир Путин еще в 2005 году назвал распад Союза «величайшей геополитической катастрофой XX века», за годы своего президентства превратил победу СССР над фашистской Германией в одну из главных тем современной российской политики, а в начале этого года лично предложил Госдуме принять законопроект, запрещающий публично отождествлять роли СССР и фашистской Германии.

По мнению социолога Льва Гудкова, с приходом к власти бывшего директора ФСБ в России начался процесс ресоветизации. «Более важно — началась критика реформ, западной демократии, в противовес которой стали поднимать советские символы, возрождать мифы сталинской модернизации, превращения страны в супердержаву и многое другое,» — говорит Гудков.

Отказ от советской символики: бывшие республики СССР

Наиболее последовательны в политике десоветизации были ныне входящие в ЕС Балтийские страны, где введен запрет на демонстрацию советской символики в общественных местах. Например, в Латвии запрещено использовать советские, а также нацистские, символы во время публичных мероприятий.

В 2011 году Грузия приняла Хартию свободы, где декларировала борьбу с советской и нацистской символикой и ввела целый ряд должностных ограничений бывшим высшим чинам Коммунистической партии и комсомола. Но на деле борьба затянулась, а годом ранее памятник Сталину в Гори сносили под покровом ночи (чтобы не расстраивать жителей города, где родился Иосиф Джугашвили) и перенесли в местный музей.

В октябре 2012 года в Молдавии вступил в силу закон, запрещающий использование «тоталитарных» советских символов в политических целях. В первую очередь закон коснулся серпа и молота, впоследствии помешав Коммунистической партии страны участвовать в выборах. Но уже в 2013 году запрет был отменен Конституционным судом, посчитавшим его противоречащим Конституции.

Власти Украины приняли целый ряд законов о декоммунизации в 2015 году. После чего по стране прокатилась волна переименований городов и населенных пунктов и были снесены памятники Ленину.

По результатам проведенного в 2018-м году опросе «Левада-центра» (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента), социологи отметили тренд на усиление ностальгии по Советскому Союзу. Тогда доля «сожалеющих» в 2,5 раза превысила тех, кто не скучает по советским временам (66% против 25% соответственно).

А в прошлом году новое исследование «Левады» показало, что 75% опрошенных россиян считают советское время лучшим в истории страны (не согласны с этим 18%). Из положительных черт советской эпохи опрошенные отмечают стабильность и порядок, хорошую жизнь («легче жилось») и личную жизнь — свою молодость и молодость родителей. О распаде СССР сожалеют 65% опрошенных, но возвращения Союза хотели бы только 28% респондентов, считая, что у России — особый путь (58% опрошенных; для сравнения: европейский вариант развития поддерживают 10% респондентов).

Директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева считает, что «если в 1990-е годы мы пытались отказаться от советского прошлого окончательно и бесповоротно, то с начала 2000-х мы начали говорить, что, пусть Советский Союз и не был лучшим местом на Земле, в нем было много хорошего — победа в войне, полет в космос, индустриализация».

По словам Лихачевой, влияние Советского Союза на жизнь современной России «не может не быть огромным». С ней соглашается историк и культуролог Сергей Никитин-Римский, который убежден, что роль Советского Союза в эстетике и повседневной жизни страны сложно переоценить.

«Советский Союз — наследник дореволюционной империи, и в художественном, и в визуальном плане. Поскольку культурная революция, которая произошла в СССР в 1920-х и 1930-х годах, достигла своей цели, именно советское наследие оказывается более видимым, оно более осязаемое», — говорит он.

Гимн, звезды…и хоккейная форма

Ассоциативное фото / Getty Images

Одним из главных символов современного российского государства — гимн России, музыка которого была заимствована из гимна Советского Союза, а один из авторов текста старого советского и автор современного российского — один и тот же человек, поэт Сергей Михалков.

Согласно опросу ВЦИОМ, 63% респондентов считают, что современный гимн подходит образу России. При этом 13% респондентов заявляют, что предпочли бы вернуть гимну текст времен СССР — такое мнение было наиболее распространено среди групп россиян возраста 45-59 лет и от 60 и старше.

Елизавета Лихачева считает, что возвращение музыки из гимна СССР в современный гимн показательно. «Путинскую Россию часто сравнивают с периодом 1970-х и 1980-х в Советском Союзе, что вполне логично», — рассуждает она. «У 90 процентов населения не только России, но и всех стран бывшего СССР, советская символика безусловно вызывает ностальгию. Современные российские власти наконец-то поняли, что эту ностальгию можно использовать», — говорит эксперт.

Еще одна неотъемлемая часть государственного образа современной России — красные звезды Кремля, которые в 1930-е годы заменили собой двуглавых орлов, украшавших башни Кремля с начала XVII века. С момента распада СССР кремлевские звезды демонтированы так и не были.

По мнению директора Музея Архитектуры Елизаветы Лихачевой, вопрос не только и не столько в стоимости демонтажа. У современной России нет ответа на вопрос о том, чем заменить звезды: «Мы еще не самоидентифицированная нация, мы проживаем переходный период. Для нас советские символы — это часть нашей идентификации. Мы — советские люди, хотим мы того или нет. Соответственно, менять звезды сейчас — дорого и бессмысленно, потому что они часть нас».

Не меняются в стране и названия улиц и населенных пунктов. После волны переименований в начале 1990-х, когда на карте вновь появились Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург, а в московском и питерском метро такие станции, как «Чистые пруды», «Охотный ряд» и «Сенная площадь», стремление полностью избавиться от советской топографии постепенно угасло. Сегодня во многих российских городах нетрудно найти площадь Революции или улицу Октября, а улицы Ленина часто оказываются центральными.

Историк и культуролог Сергей Никитин-Римский отмечает и особую эстетику советских названий. Слово «красный», особенно популярное в ранние годы советской власти, до сих пор повсеместно используется в российской топонимике: «Красные звезды не переименовали в советские звезды, у нас в языке осталось большое количество «красного» — совхозы, заводы, Красный Октябрь, Красный Пахарь, Красный пролетарий, Красный Профинтерн, Красное Сормово и другие. » Тем не менее, он добавляет, что, «как показывают беседы с местными жителями, эти названия уже потеряли свой пафос и связь с идеями мирового коммунизма.»

Цвета формы российских спортсменов на международных соревнованиях также выполняют важную функцию в формировании образа страны. Хоккейная форма российской сборной видоизменялась несколько раз с советских времен, но, в конечном итоге, вернулась к знакомому красному цвету, с добавлением синего, отсылающим к цветам триколора.

Красная хоккейная форма возрождает воспоминания о «Красной машине» — прозвище, которое получила хоккейная сборная СССР от канадцев и американцев за свои многочисленные победы.

Рассуждая о важности выбора цвета, Никитин-Римский связывает его с наследием СССР: «Мечты о Золотом веке, ностальгия — свойство человеческой души. И нам хочется прикоснуться к тому, что было славным, великолепным, чудесным. Если мы вспоминаем историю, мы хотим увидеть в ней нечто вдохновляющее. Успехи советской сборной по хоккею были выдающиеся. «

Памятники и архитектура

Ассоциативное фото / Getty Images

Архитектура советского времени продолжает формировать образы российских городов, становясь частью культурного наследия страны. Тем не менее, споры о памятниках Ленину, Сталину и другим деятелям СССР не прекращаются уже 30 лет.

Сейчас в России установлено около ста памятников Сталину, многие из них появились после 2005 года. В Москве таких памятников не менее четырех: один из них находится в парке искусств Музеон, другой — на месте его захоронения у Кремлевской стены. Также памятники Сталину можно найти во Владимире, Нижнем Новгороде, Сургуте и других городах.

Недавний опрос Левада-центра (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента) показал, что если 20 лет назад вопрос установки памятника Сталину вызывал отрицательное отношение более, чем у трети россиян (36-37%), то сейчас идею такого памятника готова поддержать почти половина населения.
Более ранний опрос, проведенный в 2019 году, показал исторический рекорд популярности Сталина в новейшей истории России. Тогда больше половины опрошенных россиян рассказали о своем восхищении советским вождем или уважении к нему.

В феврале 2021 года на портале «Активный гражданин» прошло голосование о возвращении на Лубянку в Москве памятника Феликсу Дзержинскому. Хотя по итогам голосования памятник решили не возвращать, голоса москвичей разделились примерно поровну.

Но, по мнению экспертов, присутствие образа Сталина в российских городах вряд ли является отражением современной государственной идеологии. «В каждом городе есть муниципальная власть, есть активные горожане, интеллигенция — краеведы, учителя, архитекторы, врачи. Они решают, что в их городе допустимо», — считает Сергей Никитин-Римский.

Рассуждая о роли памятников советским деятелям в современной России, он говорит, что в этом вопросе «важны и гражданский, и художественный, и градостроительный аспекты. Когда город убирает одни памятники, встает вопрос — кого мы ставим на это место?»

Однако, по мнению Ольги Дружининой, директора по развитию в Московском музее дизайна, памятники советского времени уже давно не несут в себе того идеологического смысла, который был заложен в них изначально.

«Рабочий и колхозница — это просто памятник, который был поставлен на всемирной выставке в 1937 году, напротив павильона Германии. Понятно, что это был госзаказ, понятное дело, что Вера Мухина создала символ Советского Союза, — говорит она. — Это не символ, а памятники времени, эпохе, по которым можно проследить, как менялось отношение к архитектуре, пространству».

Говоря о советской архитектуре, директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева обращает внимание на политическую составляющую искусства строительства в СССР:

«С чего началась советская власть с точки зрения архитектуры? Со сносов. Большевики поступили как классический тоталитарный режим, они начали формировать идеологию в камне. Архитектура — самый простой и доступный способ пропаганды», — поясняет Елизавета Лихачева.

Впрочем, именно советский конструктивизм, по ее словам, стал одним из главных достижений мирового искусства. А Ольга Дружинина из Московского музея дизайна отмечает, что работы советских архитекторов говорят об иллюзорности идеи «железного занавеса» и показывают важность контактов с внешним миром в формировании архитектурного образа страны.

Но все же, по словам Дружининой, позже, в 1960-е годы «советская символика была абсолютно святой, несмотря на послабления и контакты с Западом, выставки и дизайнерские проекты, начавшийся обмен. Советский Союз всегда подчеркивал свое отличие от капиталистического мира, другие ценности».

И все же, влияние советских традиций на архитектуру не исчезло даже после его развала. Начиная с середины 1990-х, в Москве начали строить здания в стиле, который критики назвали «неосталинским».

Искусствовед и архитектурный критик Николай Малинин вспоминает, что первые такие дома появились в Москве в районе Октябрьского поля и были разработаны компанией «Донстрой» под руководством Максима Блажко.
«Тогда Максим Блажко уловил в настроениях то, что являлось первыми признаками ностальгии. Во второй половине 1990-х, когда, после перестроечной эйфории, попыток двинуться куда-то дальше вместе с миром, наступает отрезвление, и мы начинаем тосковать по советскому, — говорит он. — Страна начала тосковать по времени, когда был порядок, а его символом у нас, естественно, являлся именно Сталин. И в 1990-е этого порядка остро не хватало».

«Для всякого советского человека поколения 40-50 лет, которые тогда как раз вступили в силу и стали потенциальными покупателями жилья, именно сталинская архитектура олицетворяла качественную архитектуру. Сталинских домов было очень много, их все видели, многие ходили туда в гости, — объясняет Малинин. — И именно сталинский дом, с его высокими потолками, широкими подоконниками, широкими, крепкими стенами, стал символом хорошего жилья в городе».

Малинин добавляет, что «никакого политического заказа на такую архитектуру тогда еще, конечно же, не было». По его мнению, это был удачный бизнес-ход, а также попытка переосмыслить традицию сталинской архитектуры: «Это была постмодернистская попытка прочитать сталинский стиль. Ничто не связывало этих архитекторов, как это было в сталинское время, поэтому это был более веселый, разнообразный стиль».

Заработать на советском прошлом

Символы Советского Союза в современной России проявляются и в новой для себя функции, становясь предметами коммерции. Например, в интернет-магазинах можно легко найти различные артефакты, напоминающие об ушедшей эпохе СССР — реплики орденов, пилотки, шапки-ушанки с красной звездой, плакаты с советскими слоганами и даже футболки и кружки со Сталиным.

В начале 2000-х дизайнер Денис Симачев выпустил коллекцию одежды с советской символикой, в которую входили такие предметы, как пальто с серпом и молотом на пуговицах и рубашки, украшенные гербом СССР. При этом, сам он считал, что символы являются не более чем предметом ностальгии и воспринимаются многими «как приятные воспоминания, например, о пионерских лагерях, где все жили вместе, ели вместе и занимались спортом».

А некоторые российские предприятия сегодня успешно строят бренды и маркетинговые кампании на собственном социалистическом прошлом: кондитерская фабрика «Красный Октябрь,» ныне входящая в холдинг «Объединенные кондитеры,» торгует популярными еще в советское время конфетами «Мишка Колосапый» и «Огни Москвы». А парфюмерный хит советских женщин духи «Красная Москва» сегодня можно купить в интернет-магазине фабрики «Новая Заря».

Вождь без постамента: кто и зачем ставит памятники тиранам?

«Нападки на Сталина» и другие громкие заявления Сергея Лаврова

Собянин объявил, что памятника на Лубянке не будет. Ни Дзержинскому, ни Невскому

Целевая аудитория у таких товаров по-прежнему есть, и она активна. Опрос ВЦИОМ 2014 года показал, что более 30 процентов россиян посчитало, что «советские» марки отличает высокое качество, а почти четверть сказали, что покупают продукцию этих брендов из-за хорошего вкуса.

По словам культуролога Сергея Никитина-Римского, популярность советских марок на российском рынке неудивительна: «Для нас это наиболее видимая, яркая часть наследия. А наследие вызывает чувства — в первую очередь, ностальгию.»

«Мы здесь упираемся в то, что основной частью этого наследия оказывается осязаемое наследие наших бабушек и дедушек. Предметы, которые лежат у нас на дачах, в сараях, в квартирах наших предков — они все говорят об этом времени. Естественно, мы душевно к этому тяготеем, мы воспринимает это как время, когда наши любимые люди были молодыми, любили, когда начиналась их жизнь»,- говорит он.

Однако, уточняет историк, в этой ностальгии едва ли есть что-либо помимо эмоциональной составляющей, так как «содержательный аспект там минимален».

Но директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева, говоря о будущем советской символики и художественного наследия СССР говорит, что оно будет недолгим: «Мы помним, что Моисей ходил по пустыне 40 лет. То же самое происходит сейчас: мы живем в последнем отрезке этого сорокалетия, после которого мы сможем окончательно освободиться от прошлого, потому что вырастут люди, которые не знают, что такое Советский Союз».

7 гастрономических брендов СССР

Публикации раздела Образование

В советскую эпоху на прилавках магазинов появились легендарные продукты, о вкусе которых до сих пор вспоминают с ностальгией. Какие-то бренды возникли в первые годы развития пищевой промышленности, другие — на волне импортозамещения. Рассказываем о том, когда и как придумали популярные гастробренды Советского Союза.

Сгущенное молоко

Сгущенное молоко, изготовленное на предприятии ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат». Гомельская область, Белоруссия. Фотография: Александр Рюмин / ИТАР-ТАСС

Сгущенка — не советское изобретение. Еще в конце XVIII века французский кондитер Николя Аппер стал пробовать сгустить молоко, а запатентовал технологию в 1856 году предприниматель Гейл Борден из США. Через два года в Америке открыли первый в мире завод по производству сгущенки.

В Россию сгущенное молоко стали привозить из Швейцарии в конце 1860-х годов. Тогда врачи выписывали его для грудных младенцев, оставшихся без материнского молока. Вскоре консервы стали поступать и на армейские нужды. Первый завод по производству сгущенки открылся в Оренбурге в 1881 году, но он быстро обанкротился. Массовое производство лакомства наладили только в советское время.

«За два месяца пребывания в США я побывал во многих городах, покрыв в поездах и автомашинах более чем 12 тыс. миль. Довольно подробно я ознакомился также с предприятиями молочной промышленности штата Висконсин. Мы посетили ферму с механизированной дойкой коров (чего в СССР тогда еще не было), опытные заводы и экспериментальные лаборатории. Все это помогло нам потом в разработке проектов и строительстве в стране заводов по изготовлению сгущенного и сухого молока»

В 1932 году под руководством наркома снабжения Анастаса Микояна запустили первые заводы молочно-консервной промышленности. Молоко выпускали в жестяных консервных банках, а в 1939 году на них стали клеить узнаваемые и сегодня сине-бело-голубые этикетки. Их придумала дочь известного архитектора Ираида Фомина.

С ростом производства, помимо стандартного сгущенного молока с сахаром по ГОСТу 2903, стали выпускать «Кофе со сгущенным молоком и сахаром», «Сливки сгущенные с сахаром», «Молоко сгущенное стерилизованное (без сахара)» и тягучую вареную сгущенку. Самыми известными производителями были Рогачевский, Купянский и Кореновский молочно-консервные предприятия.

«Докторская колбаса»

Докторская колбаса в цехе агрохолдинга «Агро Инвест». Волгоград. Фотография: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Первый батон вареной «Докторской колбасы» сошел с конвейера Московского мясоперерабатывающего комбината им.  Микояна в 1936 году. Рецептуру и технологию ее производства разработали специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института мясной промышленности. Создавали продукт как диетический, и первая колбаса предназначалась «больным, имеющим подорванное здоровье в результате гражданской войны и царского деспотизма». Она была богата белком и содержала мало жиров — как раз то, что «доктор прописал».

«Среди вареных колбас есть «Докторская колбаса». Она называется так потому, что ее можно есть и при некоторых болезнях желудка, когда необходима легко усвояемая пища. В рецептуре этой колбасы главным образом нежирная свинина (60 г на 100 г фарша), свинина жирная (25 г) и мясо говяжье высшего сорта (15 г) с добавлением сахара и соли и очень небольшого количества кардамона. Перца и других острых специй, приправ, пряностей в этой колбасе нет»

Производили «Докторскую» по общепринятому ГОСТу 23670, пока в 1970-е в этот «стандарт» не ввели послабления: в мясной фарш разрешили вводить до 2% крахмала или муки. Впрочем, это не слишком сказалось на ее популярности: колбасу также добавляли в «Оливье» и мясную солянку, делали утренние бутерброды.

«Два научных работника, у одного набитый портфель. «Докторская?» — «Нет. Ветчинно-рубленая»

Советское шампанское

Советское шампанское, марочные вина и медали, которыми отмечена продукция совхоза «Абрау-Дюрсо». Краснодарский край. Фотография: Евгения Шулепова / Фотохроника ТАСС

В 1924 году отменили «сухой закон», и руководство поручило виноделам возобновить производство шампанского, которое раньше считалось признаком материального благополучия и зажиточности. В новой стране этот напиток должен был стать доступен даже рабочим.

Тогда шампанское получали только на заводе Абрау-Дюрсо, где еще в дореволюционное время процветало хозяйство князя Льва Голицына. Новый руководитель завода винодел Антон Фролов-Багреев стал работать над совершенствованием методики производства: провел много опытов, изучил, как изготавливают шампанское во Франции, Германии и Италии. В итоге он изобрел технологию резервуарного производства игристых вин с помощью специального аппарата — «Акратофора системы Фролова-Багреева». Это позволяло сократить выдержку напитка до 25 дней — дешево и быстро.

В июле 1936 года вышло постановление «О производстве «Советского шампанского», десертных и столовых вин». По нему на территории крупнейших городов Союза должны были построить заводы с установками главного шампаниста Фролова-Багреева. В феврале 1937 года с конвейера Донского завода шампанских вин в Ростове сошла первая бутылка «Советского шампанского».

«По своим свойствам — игристости, легкости, свежести, вкусу и тонкости букета — «Советское шампанское» превосходит все другие игристые вина. «Советское шампанское» (сухое и полусухое) на стол можно подавать замороженным в начале обеда, к жареному или в конце обеда как десерт. Откупоривание шампанского требует некоторой сноровки. Сначала снимают фольгу и мюзле (уздечку), затем осторожно, в одном направлении, рукой вращают пробку и постепенно ее вынимают. При вращении в разные стороны пробку можно сломать»

В 1950-е годы советские шампанисты Георгий Агабальянц, Сергей Брусиловский и Артемий Мержаниан изобрели новый метод шампанизации вина в непрерывном потоке. В 1980-е годы в стране работало 32 завода игристых вин, на которых ежегодно выпускали более 249 миллионов бутылок «Советского шампанского».

«Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты»

Читайте также:

  • 5 известных дореволюционных ресторанов Петербурга
  • 7 известных советских манекенщиц
  • 5 известных ресторанов дореволюционной Москвы

Сырок «Дружба»

Фасовка плавленого сыра «Дружба» на территории компании ЗАО «Карат». Фотография: Сергей Савостьянов / ИТАР-ТАСС

Считается, что еще в Средневековье прообраз сырка был частью сухпайка швейцарских пастухов, а в 1911 его впервые выпустили на сыродельном заводе фирмы Гербер в швейцарском городе Тун. В Советском Союзе плавленые сырки стали производить с 1934 года — тогда в столице открыли Московский завод плавленых сыров (сегодня предприятие «Карат»). Поначалу советские граждане могли купить только «Сырок №1». Его производили по швейцарским технологиям.

Легендарный сырок «Дружба» придумали в 1964 году. Над его рецептом работала лаборатория под руководством Марии Кулешовой. Тогда же придумали фирменную красно-желтую этикетку с логотипом — размашистой буквой «Д», обнимающей земной шар.

Без «Дружбы» сложно было представить советские посиделки — с этим продуктом готовили все: от сырного супа на обед до вечерних закусок.

Закуска из плавленых сырков «Дружба» с ветчиной и соленым огурцом
1 круглая бумажная коробка плавленых сырков «Дружба», 1 желток, 100 г масла сливочного, 2 чайные ложки муки, 1½ стакана молока, 1 стакан ветчины рубленой, соль и перец по вкусу, 1 небольшой соленый огурец.
Размешать муку с ½ стакана холодного молока, вливая его в муку постепенно, чтобы не образовались комки. Затем вылить эту массу в кастрюлю с кипящим молоком (1 стакан), проварить, помешивая до загустения, остудить, продолжая мешать, чтобы не было пенки. Сыр растереть с маслом в пышную массу, добавить сырой желток, посолить и поперчить по вкусу, соединить и хорошо перемешать с рубленой ветчиной и мелко нарезанным огурцом.

Шоколад «Аленка»

Здание кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Москва. Фотография: Максим Кривошеев / ИТАР-ТАСС

Шоколадку «Аленка» придумали работники московской фабрики «Красный Октябрь» в 1964 году. Тогда в Советском Союзе приняли новую продовольственную программу, и кондитеры должны были создать молочный шоколад, доступный каждому. После долгих экспериментов столичным мастерам удалось придумать идеальную рецептуру.

Знакомая всем упаковка появилась не сразу. Сначала шоколад хотели назвать «Аленушкой», а на обертке разместить картину Виктора Васнецова. Но высшее руководство идею кондитеров не оценило: сказочная героиня была слишком грустной, да и, к тому же, босой. Это совсем не вязалось со счастливым советским детством.

Название решили все же сохранить, только в другой форме — «Аленка». Оформление этикетки разработали после всесоюзного конкурса фотографий, который провели в газете «Вечерняя Москва» в 1965 году. Победителем стал известный фотограф Александр Геринас, который прислал в редакцию снимок своей восьмимесячной дочери Елены. На основе этого фото художник Николай Маслов нарисовал Аленку — пухлощекую голубоглазую девочку в платочке на темно-коричневом сетчатом фоне бледно-желтой обертки.

«Познакомиться с Аленкой
Из детишек каждый рад.
Покупайте, покупайте,
Покупайте шоколад!»

Напиток «Байкал»

Сотрудница Московского завода безалкогольных напитков Зинаида Блохина во время работы на участке наклейки этикеток на бутылки напитка «Байкал». Москва, 1973 год. Фотография: Валентин Кунов / ТАСС

Газировка Байкал» появилась на прилавках в 1970-е годы. Это был «наш ответ» на американские напитки «Пепси» и «Кока-Кола». Советские граждане попробовали «Пепси» в 1959 году во время первой Американской национальной выставки в СССР, а в начале 1970-х компания PepsiCo открыла на территории Советского Союза свои заводы.

В 1973 году первую рецептуру газировки получили в лаборатории Русаковского завода безалкогольных напитков в Москве, но она оказалась непригодна для массового производства. Тогда Министерство пищевой промышленности поручило заняться разработкой новой газировки Всесоюзному научно-исследовательскому институту пиво-безалкогольной промышленности.

В 1976 году бригада под руководством Галины Филоновой запатентовала усовершенствованную технологию приготовления напитка. Подробный рецепт долгое время оставался государственной тайной. Темно-коричневая ароматная газировка сочетала в себе растительные экстракты: зверобоя, корня солодки, лаврового листа, эвкалипта, цедры лимона и других. Этикетку украшало изображение озера Байкал с соснами на берегу.

Торт «Птичье молоко»

Комсомолка, передовая работница конфетно-шоколадного цеха Московского кондитерского комбината «Рот фронт» Галина Фетисова. Москва, 1976 год. Фотография: Валентин Мастюков / ТАСС

Еще один сладкий советский бренд появился в 1978 году. Его авторами стали кондитеры элитного ресторана «Прага» на Арбате — шеф-повар Владимир Гуральник и его помощники Николай Панфилов и Маргарита Голова. Гуральник работал в ресторане с 16 лет, учился кондитерскому искусству у чешских мастеров, а за свою карьеру придумал рецепты 25 фирменных тортов, в том числе «Праги» и «Вацлавского».

Идея создания торта пришла автору, когда он посетил московскую фабрику «Рот-Фронт». Там в конце 1960-х годов стали производить конфеты «Птичье молоко». Рецептуру нежного суфле в шоколаде разработала технолог из Владивостока Анна Чулкова. В его основе лежала вытяжка из морских водорослей — агар-агар.

Кондитерский цех ресторана «Праги» работал над рецептом торта шесть месяцев. Для теста Гуральник придумал сдобно-сбивной полуфабрикат, похожий на кекс. Начинку получили из уваренного до 117 градусов агар-агара, который специально привозили с Дальнего Востока. А украсили продукт шоколадной «Птичкой», которая стала неофициальным названием торта.

Москвичи и гости столицы полюбили воздушное лакомство: сначала кондитеры «Праги» готовили по 30 тортов в день, а потом увеличили производство до 600 штук. Когда ресторан перестал справляться с наплывом клиентов, кондитеры получили патент на изобретение торта «Птичье молоко», а рецепт передали на советские предприятия — «Птичку» стали готовить по единому стандарту от Владивостока до Калининграда.


Автор: Татьяна Григорьева

Теги:

ИсторияОбразованиеПубликации раздела Образование

Советский Союз 25 лет спустя: репрессии вернулись в Россию

Двадцать пять лет назад, 26 декабря 1991 года, Советский Союз был распущен. Репрессивная система, которая когда-то казалась непобедимой, рухнула.

Я начал работать в области прав человека в России в то обнадеживающее время и увидел, что желание перемен, которое назревало годами, начало приносить плоды. Как активист, работавший над реформированием тюрем, которые в то время были одними из самых мрачных в мире, я видел вокруг себя оптимизм по мере улучшения условий и введения судов присяжных, что, казалось, означало конец политического контроля над судебной системой.

Оглядываясь назад, окно надежды в начале 1990-х кажется очень маленьким.

Сегодня Россия снова стала символом репрессий у себя дома и агрессии и цинизма за рубежом, совсем недавно благодаря поддержке безжалостных нападений Сирии на мирных жителей в Алеппо.

Наблюдая за кровопролитием в Сирии и усилением подавления прав и свобод внутри России, невольно удивляешься, как прошла эпоха надежд в начале 1990-х, когда такие молодые россияне, как я, твердо верили, что мы будем жить в другой стране и в другой мир, пошло так плохо неправильно.

Политические, экономические и социальные перемены были болезненными. Россияне почувствовали, что теряют доступ к социальным благам, которые они всегда считали само собой разумеющимися: бесплатному медицинскому обслуживанию, образованию, жилью и гарантированной занятости. Обретенные свободы — ассоциации, передвижения, собраний, печати и многие другие — не могли полностью компенсировать эту потерю стабильности

У русских также было острое чувство утраченной национальной гордости, превратившейся из сверхдержавы в изолированную нацию в условиях экономического кризиса. В начале 2000-х риторика Владимира Путина о восстановлении безопасности и возвращении страны к величию быстро завоевала сердца и умы большинства россиян, разочаровавшихся в десятилетнем периоде борьбы за демократию, которую многие считали противоречащей российским ценностям.

Для меня первые признаки нового курса России — и нового места, которое она собиралась занять на международной арене, — были очевидны во время второй войны в Чечне, начавшейся в 1999 году. Жестокость военных операций России в отколовшейся республике сопровождались первыми попытками заставить замолчать независимые СМИ, в первую очередь газеты и телеканалы, объективно освещавшие войну. Преследовались и НПО, особенно те, которые документировали нарушения в Чечне и оказывали помощь гражданскому населению.

Что бросалось в глаза, так это полнейшее нежелание международных коллег России признать, что страна изменила свой курс. Вместо этого они использовали все предлоги, чтобы избежать политической конфронтации или публичной критики. Я слышал это снова и снова во время поездок в Женеву, Брюссель и Вашингтон.

Международное сообщество проснулось только после войны России с Грузией в 2008 году, в ходе которой она оккупировала значительную часть территории страны. Оккупация Крыма в 2014 году и война на востоке Украины привели к международному осуждению и санкциям, но к тому времени закрепилась безнаказанность России.

В стране почти не осталось независимых СМИ, а интенсивность государственной пропаганды не уступала даже советским временам. В последние годы из страны были изгнаны ведущие международные НПО и фонды. Российские НПО были объявлены «иностранными агентами» и вынуждены закрыться. Активисты, осмелившиеся протестовать, оказались за решеткой.

Иногда легко упасть духом. Многие надежды 90-х остались нереализованными.

Но я всегда помню, что видел, как на моих глазах рухнула, казалось бы, нерушимая система, навсегда изменившая российское общество. Какими бы удручающими или зловещими ни были события в России или во всем мире, я знаю, что перемены возможны и что ни одна система не является слишком мощной, чтобы ей можно было бросить вызов.

Годы, прошедшие сразу после распада СССР, научили меня тому, что трудные времена выявляют мужество и стойкость отдельных людей и сообществ, которые осуществляют эти изменения.

Я вижу это сегодня дома, в России, где, несмотря на растущие репрессии и ежедневные угрозы, правозащитники, юристы и журналисты продолжают свою борьбу. Их истории действительно вдохновляют.

Несмотря на нападения, преследования и даже убийства сотрудников правозащитного центра «Мемориал», одного из старейшая российская общественная организация, продолжает свою ежедневную борьбу за защиту жертв жестокого обращения. Властям не удалось заставить замолчать бесстрашных журналистов Новая газета , одно из немногих оставшихся независимых СМИ. Пятеро сотрудников газеты были убиты, другим регулярно угрожают расправой и подвергают физическим нападениям — и тем не менее они продолжают разоблачать коррупцию, беззаконие и вопиющие злоупотребления со стороны полиции и силовиков, освещая некоторые из наиболее острых тем, таких как Контртеррористические операции России у себя дома и война в Сирии.

Я вижу одинаковое мужество и целеустремленность везде, куда бы меня ни привела моя работа. Под бомбами, за решеткой, в бегах и в изгнании невероятные женщины и мужчины отказываются сдаваться. Документируя, разоблачая и поддерживая их борьбу, я несу с собой память о недолгой, но во многом необратимой русской весне.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

25 лет трансформации систем высшего образования в постсоветских странах

Перейти к основному содержанию

Скачать книгу PDF

Скачать книгу в формате EPUB

25 лет трансформации систем высшего образования постсоветских стран

Скачать книгу PDF

Скачать книгу в формате EPUB

Редакторы:

  • Йерун Хьюсман 0 ,
  • Смоленцева Анна 1 ,
  • Исак Фрумин 2
  1. Йерун Хьюисман

    1. Гентский университет, Гент, Бельгия

    Просмотр публикаций редактора

    Вы также можете искать этот редактор в

    пабмед

    Google ученый

  2. Анна Смоленцева

    1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    Посмотреть публикации редактора

    Вы также можете искать этот редактор в

    пабмед

    Google ученый

  3. Исак Фроумин

    1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    Просмотр публикаций редактора

    Вы также можете искать этот редактор в

    пабмед

    Google ученый

  • Первое в истории углубленное исследование трансформации высших учебных заведений в постсоветских странах

  • Исследует национальные системы высшего образования всех пятнадцати стран бывшего СССР

  • Исследует, как единая советская модель превратилась в разнообразные национальные системы образования

Часть серии книг: Palgrave Studies in Global Higher Education (PSGHE)

  • 138 тыс. Доступов

  • 162
    Цитаты

  • 26

    Альтметрика

Секции

  • Содержание
  • Об этой книге
  • Ключевые слова
  • отзывов
  • Редакторы и филиалы
  • О редакции
  • Библиографическая информация

‘)
var head = document.getElementsByTagName(«head»)[0]
var script = document. createElement(«сценарий»)
script.type = «текст/javascript»
script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-abe5f44a67.js»
script.id = «ecommerce-scripts-» ​​+ метка времени
head.appendChild (скрипт)
var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode
var сейчас = новая дата().getTime()
вар начало = 1650956400000
вар конец = 1652338800000
var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1
;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) {
var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price»)
var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки»)
var priceInfo = option.querySelector(priceNS + «.price-info»)
если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) {
toggle. setAttribute («ария-расширенная», «ложь»)
form.hidden = «скрытый»
priceInfo.hidden = «скрытый»
} еще {
переключить.щелчок()
}
})
}
начальное состояниеОткрыть()
если (window.buyboxInitialized) вернуть
window.buyboxInitialized = истина
initKeyControls()

если (window.fetch && isMeasuringTime) {
var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль
var metricsAppendix = «»
metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«.Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString()
metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup
metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed. toString()
window.fetch(«https://test-buckets.springer.com/log?v3&time=» + сейчас + приложение metrics)
.затем (функция (разрешение) {
вернуть рез.текст()
})
.поймать (функция () {

})
}
})()

Содержание (17 глав)

Искать в книге

  1. Front Matter

    Страницы i-xxviii

    PDF

  2. Трансформация институционального ландшафта высшего образования в постсоветских странах: от советской модели к чему?

    • Анна Смоленцева, Йерун Хуисман, Исак Фрумин

    Страницы 1-43Открытый доступ

    PDF

  3. Общее наследие: эволюция институционального ландшафта советского высшего образования

    • Исак Фрумин, Ярослав Кузьминов

    Страницы 45-72Открытый доступ

    PDF

  4. Армения: трансформационные особенности советской и постсоветской системы высшего образования

    • Сусанна Караханян

    Страницы 73-96Открытый доступ

    PDF

  5. Трансформация высшего образования, институциональное разнообразие и типология высших учебных заведений Азербайджана

    • Гамлет Исаханлы, Айтадж Пашаева

    Страницы 97-121Открытый доступ

    PDF

  6. Беларусь: динамика высшего образования и институциональный ландшафт

    • Ольга Гилле-Белова, Лариса Титаренко

    Страницы 123-147Открытый доступ

    PDF

  7. Перевернутая U-образная форма эстонского высшего образования: постсоциалистический либерализм и постпостсоциалистическая консолидация

    • Эллу Саар, Триин Роосалу

    Страницы 149-174Открытый доступ

    PDF

  8. Грузия: динамика системы высшего образования и институциональное разнообразие

    • Лела Чахайя, Тамар Брегвадзе

    Страницы 175-197Открытый доступ

    PDF

  9. Глядя на ландшафт высшего образования Казахстана: от перехода к трансформации между 1920 и 2015 годами

    • Элиз С. Ан, Джон Диксон, Лариса Чекмарева

    Страницы 199-227Открытый доступ

    PDF

  10. Институциональные стратегии реформирования высшего образования в постсоветском Кыргызстане: дифференциация для выживания между государством и рынком

    • Жаркын Шадыманова, Сара Амслер

    Страницы 229-257Открытый доступ

    PDF

  11. Латвия: исторический анализ трансформации и диверсификации системы высшего образования

    • Али Айт Си Мхамед, Зане Варпиня, Индра Дедзе, Рита Каша

    Страницы 259-283Открытый доступ

    PDF

  12. Литовское высшее образование: между зависимостью от пути и изменениями

    • Людвика Лейшите, Анна-Лена Розе, Елена Шиммельпфенниг

    Страницы 285-310Открытый доступ

    PDF

  13. Молдова: учреждения в условиях стресса — прошлое, настоящее и будущее молдавской системы высшего образования

    • Лукас Бишоф, Алина Тофан

    Страницы 311-335Открытый доступ

    PDF

  14. Россия: институциональный ландшафт российского высшего образования

    • Платонова Дарья, Семенов Дмитрий

    Страницы 337-362Открытый доступ

    PDF

  15. Высшее образование в Таджикистане: институциональный ландшафт и ключевые изменения в политике

    • Алан Дж. ДеЯнг, Зумрад Катаева, Дилрабо Жонбекова

    Страницы 363-385Открытый доступ

    PDF

  16. Трансформация высшего образования в Туркменистане: преемственность и изменения

    • Виктория Клемент, Зумрад Катаева

    Страницы 387-405Открытый доступ

    PDF

  17. Украина: реформы высшего образования и динамика институционального ландшафта

    • Румянцева Наталья Львовна, Логвиненко Елена Ивановна

    Страницы 407-433Открытый доступ

    PDF

  18. Узбекистан: реформы высшего образования и изменение ландшафта после обретения независимости

    • Кобил Рузиев, Умар Бурханов

    Страницы 435-459Открытый доступ

    PDF

  19. Back Matter

    Страницы 461-482

    PDF

Наверх

Об этой книге

Доступ к этой книге открыт по лицензии CC BY 4. 0.

Эта книга открытого доступа является результатом первого в истории исследования трансформации институционального ландшафта высшего образования в пятнадцати странах бывшего СССР после распада Советского Союза в 1991 году. и разнообразная территория Советского Союза за несколько десятилетий превратилась в пятнадцать уникальных национальных систем, систем, которые откликнулись на национальные и глобальные процессы, но при этом сохранили некоторые следы прошлого. Книга отличается тем, что представляет собой всесторонний анализ реформ и преобразований в регионе за последние 25 лет; и он фокусируется на институциональном ландшафте через эволюцию институциональных типов, сложившихся и развившихся в досоветское, советское и постсоветское время. Он также охватывает все пятнадцать стран бывшего СССР и обеспечивает сравнительный анализ трансформации институционального ландшафта в постсоветских системах. Он будет очень актуален для студентов и исследователей в области высшего образования и социологии, особенно для тех, кто интересуется историческими и сравнительными исследованиями.

Наверх

Ключевые слова

  • Страны СССР
  • Советская реформа высшего образования
  • Советская политика высшего образования
  • Постсоветское высшее образование
  • вертикальная системная дифференциация
  • горизонтальная системная дифференциация
  • политика 2

    9 российская и постсоветская
    Наверх

    Отзывы

    «Компендиум представляет собой значительный шаг вперед в зарождающейся области (сравнительного) высшего образования на постсоветском пространстве. Его ценность для исследователей в этом сообществе очевидна, но он также будет полезен исследователям других областей социальной политики, имеющих советское наследие (таких как здравоохранение, пенсионное обеспечение или школьное образование), а также ученым и практикующие специалисты, интересующиеся более широкими темами, касающимися высшего образования и общества». (Эмма Сабзалиева, Европейский журнал высшего образования, ноябрь 2018 г. )

    Наверх

    Редакторы и филиалы

    • Гентский университет, Гент, Бельгия

      Йерун Хьюисман

    • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

      Анна Смоленцева,

      Исак Фроумин

    Наверх

    О редакции

    Jeroen Huisman — профессор высшего образования Гентского университета, Бельгия.

    Анна Смоленцева — старший научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия.

    Исак Фрумин, руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия.

    Наверх

    Наверх

    Скачать книгу PDF

    Скачать книгу в формате EPUB

    ‘)
    var head = document.getElementsByTagName(«head»)[0]
    var script = document.createElement(«сценарий»)
    script.type = «текст/javascript»
    script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-abe5f44a67.js»
    script.id = «ecommerce-scripts-» ​​+ метка времени
    head.appendChild (скрипт)
    var buybox = document. querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode
    var сейчас = новая дата().getTime()
    вар начало = 1650956400000
    вар конец = 1652338800000
    var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1
    ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) {
    var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price»)
    var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки»)
    var priceInfo = option.querySelector(priceNS + «.price-info»)
    если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) {
    toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь»)
    form.hidden = «скрытый»
    priceInfo.hidden = «скрытый»
    } еще {
    переключить. щелчок()
    }
    })
    }
    начальное состояниеОткрыть()
    если (window.buyboxInitialized) вернуть
    window.buyboxInitialized = истина
    initKeyControls()

    если (window.fetch && isMeasuringTime) {
    var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль
    var metricsAppendix = «»
    metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«.Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString()
    metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup
    metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed.toString()
    window.fetch(«https://test-buckets.springer.com/log?v3&time=» + сейчас + приложение metrics)
    .затем (функция (разрешение) {
    вернуть рез.