Ленин последние годы: Как умирал Ленин

За несколько часов до смерти Ленин передал повару записку: «Меня отравили… Скоро умру… Скажи всем…»

90 лет назад скончался Владимир Ильич Ульянов-Ленин

21 января 1924 года ушел из жизни Владимир Ульянов. Человек, который, захватив власть в России, создал первое социалистическое государство и тем самым изменил ход мировой истории. Над методами борьбы и руководства вождя мирового пролетариата спорят до сих пор. Как, впрочем, и по поводу причин его смерти. В 1924 году официально было заявлено, что Ленин умер от атеросклероза, спровоцировавшего кровоизлияние в головной мозг. В западной прессе, а в перестроечные времена и в СССР, высказывались предположения о гибели Ленина от венерического заболевания. По мнению же кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории Украины НАН Владимира Горака, вождю октябрьского переворота 1917 года помогли уйти в мир иной с помощью яда. Аргументы этой версии ученый изложил «ФАКТАМ».

— Первые слухи об убийстве Владимира Ильича появились уже спустя несколько дней после его смерти, — рассказывает Владимир Сергеевич Горак. — Российские рабочие, подозревая, что Ленин был отравлен, даже принимали на своих собраниях соответствующие резолюции. Мысль об отравлении высказывал и ближайший соратник Ленина Лев Троцкий. Незадолго до своей гибели, в 1940 году, в одной из публикаций он прямо указывал в этой связи на Иосифа Сталина. Правда, никаких серьезных доказательств своей версии Троцкий не предоставил. Конкретную информацию «раскопала» позже Елена Лермоло — русский литератор, политкаторжанка, которая в 1930-х годах в ссылке встретилась с Гавриилом Волковым — поваром Владимира Ильича. Именно Волков рассказал, как 21 января 1924 года он принес Ленину кушать. Вождь, будучи уже в тяжелом состоянии и не в силах разговаривать, протянул повару записку: «Гаврюшенька, меня отравили, я отравлен. Скоро умру. Скажи об этом Льву Давидовичу Троцкому, скажи Надежде Константиновне Крупской, скажи всем другим руководителям советского государства и моим близким людям».

— То есть Ленин сам поставил себе диагноз?

— Так оно и было. Но на основании чего? Ведь он же не был медиком — что же побудило его думать об отравлении? Изучая этот вопрос, мы с коллегами обнаружили в архивах свидетельства, подтверждающие, что в последние три дня жизни у Ленина была сильная тошнота, не прекращавшаяся до самой смерти. Причины могли быть разные. Тошноту могла вызвать, например, некачественная пища, те же грибы или лекарственные препараты. По документам известно, что в последние дни Владимир Ильич пил касторку. Возможно, он подхватил инфекцию, или же его тошнило от нехорошего состояния желудка. И, наконец, последняя версия, которую я считаю правильной, — это яд. Еду тщательно контролировали, лекарства — тоже. Желудок, как показало вскрытие, был практически в идеальном состоянии. Инфекции подобного рода чаще поражают людей летом, а на дворе стоял январь. Следовательно, вероятнее всего предположить именно яд.

— А почему роль отравителя Ленина примеряли на Сталина?

— Факты, в общем-то, лежат на поверхности. Всем известно ленинское письмо съезду, в котором Ильич резко критиковал Сталина и его стиль государственного партийного руководства. Ленин называл Сталина человеком грубым, жестоким и подчеркивал, что тот не всегда осторожно пользуется властью, вверенной ему партией и народом. Для Сталина подобная ленинская оценка могла означать конец партийной карьеры. Тем более что в конце января планировалась 13-я партийная конференция, на которой должны были решаться и кадровые вопросы…

— Чтобы вот так спокойно отравить Ленина, его врагам, наверное, нужно было иметь доступ к кухне, где вождю готовили еду?

— В 1930-е годы сотрудники Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) арестовали одного из поваров Ленина. Волков это был или кто другой, сказать точно не могу. Но арестованный признался, что на протяжении определенного периода времени регулярно подмешивал в пищу Владимира Ильича яд. Сказал, что ему «это задание дали люди, которые назвались членами Политбюро». Вина Сталина, естественно, не доказана. Да и кроме него у Ленина было очень много врагов. Я думаю, что круг возможных заказчиков убийства наверняка был довольно широким — от белогвардейцев до членов масонских организаций.

— Говорят, состояние здоровья Владимира Ильича под конец было весьма удручающим.

— На мой взгляд, данные о том, что Ленин был едва ли не живым трупом в последние годы своей жизни, были кем-то сознательно сфальсифицированы. Вероятно, чтобы подвести народ к мысли о неизбежности его скорой смерти. Не исключаю, что такой сценарий был выгоден именно заговорщикам, этой смерти желавшим. На самом же деле, хотя вождь действительно был очень нездоров, приблизительно с июня 1923 года он достаточно ощутимо пошел на поправку. Самостоятельно выезжал на охоту и собирал грибы. Улучшилось зрение, восстановился его прекрасный музыкальный слух. Соратники часто слышали его напевающим «Интернационал» и любимые русские народные песни. Он знал языки и прекрасно ориентировался в содержании советских и иностранных кинофильмов, которые регулярно привозили в Горки. Словом, мозг у Ленина работал! Один из его лечащих врачей даже уверял, что «еще немного — и Ленин может практически в полном объеме вернуться к выполнению партийных и государственных функций».

— В числе многих других домыслов о смерти вождя мирового пролетариата ходили и слухи о том, что всему виной был сифилис…

— Действительно, ряд отечественных и зарубежных специалистов в области медицины считали, что именно это вензаболевание поразило мозг Владимира Ильича. Особо отстаивал эту версию профессор Арон Залкинд — известный советский психиатр и психоневролог. В конце концов его арестовали и, по моим данным, расстреляли. Ведь для руководителей советского государства такая информация была невозможной, поскольку бросала тень на всю великую страну.


*Гроб с забальзамированным телом вождя пять дней и ночей стоял в Колонном зале Дома Союзов в Москве, где проходила официальная церемония прощания. А 27 января был перевезен в специально построенный Мавзолей на Красной площади

60425

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook
и Instagram

Сделайте «ФАКТЫ»
избранным источником
в Google News

Горки: не только ленинские, но и морозовские

Музей

Музей-заповедник «Горки Ленинские».

Фото: Музей-заповедник «Горки Ленинские»

№95

Материал из газеты

За последние годы утративший актуальность советский мемориал превратился в современный образцово-показательный музей, где теперь в чести обстоятельства не одной лишь политической истории СССР

Людмила Лунина

20.10.2021

Если вы давно не были в Горках Ленинских, где 21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин и где через четверть века после его смерти открылся мемориальный музей, вам надо срочно там побывать: за последние пять лет в музее произошли кардинальные перемены. И это несмотря на то, что формат его с трудом поддавался трансформации.

В системе советских ценностей Горки были чем-то наподобие храма Гроба Господня — священным местом, где завершило свой путь земное божество и где ничего нельзя трогать. В барском доме, в котором Владимир Ильич провел последние годы жизни, все было оформлено так, словно он умер только что: часы остановлены, мебель затянута белыми чехлами, на зеркалах траурные ленты и венки по стенам. Посещение заповедника входило в пакетный туризм, народная тропа к святилищу не зарастала, ежегодно сюда приезжало около миллиона человек. Подчиняясь напрямую ЦК КПСС, музей не испытывал проблем с финансированием. В 1990-е все это благополучие рухнуло, к середине 2000-х количество посетителей сократилось до 15 тыс. в год.

Новую эру здесь отсчитывают от 2015 года. «Музей поставили на частичную реставрацию, и именно тогда Министерство культуры и дирекция совместно приняли революционное решение — сделать из музея не некрополь, а усадьбу. Восстановить ее в том варианте, в каком Ленин ее впервые увидел, а не в том, в каком она осталась после его смерти», — рассказывает директор Олег Хромов. И это изменило все. Из дома убрали траур. Под белыми чехлами прекрасно сохранилась мебель из красного дерева и карельской березы. Обивочные ткани и шторы повторили по образцам из запасников, на полы вернули ковры, на столы и камины — посуду и вазы мейсенского фарфора. И дом заблистал.

Усадебный дом, последней дореволюционной владелицей которого была Зинаида Морозова.

Фото: Максим Серов

Горки — это не только место, где умер Ленин. «Самый ранний музейный экспонат — топор фатьяновской культуры, ему более 4 тыс. лет, — поясняет Олег Хромов. — Собственно усадьба существует пять веков: первый ее владелец Гаврила Спасителев упоминается в источниках в середине XVI столетия. Род Спасителевых имел западноевропейские корни, они приехали в Россию в свите Софьи Палеолог. С XVIII века усадьба принадлежала семье Дурасовых, с 1824 года — генерал-лейтенанту Александру Писареву, участнику войны с Наполеоном. А в начале XX века земли купила одна из богатейших женщин России — Зинаида Морозова. Здесь она поселилась со своим третьим мужем, экс московским градоначальником Анатолием Рейнботом».

Золотой век усадьбы Горки пришелся на 1909–1918 годы. Зинаида Морозова превратила ее в процветающее сельскохозяйственное предприятие с молочной фермой, полями пшеницы, оранжереей, где выращивали тропические фрукты и цветы. Рабочих она выписывала из Прибалтики; построенные для них дома сохранились до наших дней. За обустройство и расширение хозяйского дома отвечал Федор Шехтель (1859–1926). Интерьеры были обставлены с изяществом и роскошью. На первом этаже разбили зимний сад; при спальнях сделали ванные комнаты с английской сантехникой; к располагавшейся во флигеле кухне проложили подземный коридор. В доме имелись паровое отопление, электричество от автономного генератора и телефон. Собственно, за все эти блага цивилизации Горки и выбрал своей резиденцией вождь мирового пролетариата.

Усадьба существует пять веков.

Фото: Максим Серов

Сейчас это прекрасно сохранившийся памятник усадебного быта рубежа XIX–XX веков. Имение в его современном виде — это еще и дань памяти Зинаиде Морозовой (умершей в 1947 году в нищете и забвении в подмосковном Ильинском), ее супругу (расстрелянному в 1918-м) и гениальному архитектору Федору Шехтелю, также бедствовавшему после революции.

Хотя и о Ленине здесь, естественно, не забыли. Просто повествование о нем переместилось в другое здание. Примерно в километре от основного усадебного комплекса располагается дореволюционная дача семейства Бахрушиных. В 1994-м сюда из Кремля перенесли кабинет и квартиру Ленина (а заодно и зал заседаний Совнаркома), которые до этого находились в здании Сената. Музей-заповедник пополнился 42 тыс. единиц хранения, в том числе гигантской ленинской библиотекой с его собственноручными пометками на книгах. Вот в этих интерьерах экскурсоводы и рассказывают о трагических последних годах жизни основателя Советского государства. Желающих прикоснуться к легенде немало: в докоронавирусном 2019 году музей принял 190 тыс. посетителей.

Мемориальные залы, посвященные революционной эпохе в России.

Фото: Максим Серов

Третье ядро заповедника — Научно-культурный центр. Именно его первым видят все посетители Горок, и здание это впечатляет. Похожий то ли на египетский, то ли на древнегреческий храм с величественными пропилеями, Научно-культурный центр был последним музейным сооружением в СССР. Его ввели в строй в 1987 году. Автором проекта был архитектор Леонид Павлов, называвший это строение своим Парфеноном. По прошествии 35 лет здание выглядит идеальным образцом советского брутализма, доведенного в тяжеловесном лаконизме и репрессивной образности до апогея. Музейная экспозиция прославляет революцию и дело Ленина, но если отвлечься от смысла и смотреть только на форму, то сценография и сегодня поражает воображение. «Фишка» убранства — аудиовизуальные кубы, где с помощью скульптур и зеркал меняются объемные сцены. Описать их трудно — это надо видеть. В музее впервые были использованы компьютеры Apple (в 1985 году Стив Джобс приезжал в Советский Союз, он их и привез) и пульты дистанционного управления.

В 2018 году новым директором Горок стал Олег Хромов, до этого работавший главой Ленинского района Подмосковья. Имея большой опыт муниципального управления, он, как когда-то Зинаида Морозова, превратил заповедник в образцово-показательное поместье с аккуратно скошенными лугами (общая площадь территории — 240 га), обихоженным лесом и асфальтированными дорожками. «Мы по-прежнему остаемся научным учреждением, проводим конференции, выпускаем сборники, изучаем свою коллекцию, но одновременно мы взяли курс на событийный туризм. Хотим, чтобы зрители возвращались к нам снова и снова», — рассказывает директор.

Научно-культурный центр, возведенный в Горках Ленинских в 1987 г.

Фото: Максим Серов

Летом Игорь Бутман проводит в Горках большой джазовый фестиваль, на который собирается до 10 тыс. зрителей. Зимой в музее отмечают Рождество, на Масленицу сжигают 15-метровое чучело, самое большое в Подмосковье. Здесь есть свои фирменные праздники, например «Хоровод хоров», поддерживающий народные фольклорные коллективы, и «Шапка-фест», посвященный головным уборам. На территории Горок располагаются Кинодеревня и Киногород — настоящие кинематографические декорации, в которых снимались многие фильмы. Есть свой отель, несколько точек общепита. В планах — открытие арт-резиденции, чтобы приглашать и вдохновлять современных художников на создание произведений о Горках. Работает при музее и Клуб друзей. Одно из недавних благотворительных мероприятий — «Сиреневый вечер», где собирали деньги на реставрацию уникального музейного пианино с четырьмя педалями.

Сегодня Горки живут под лозунгом «Музей, сохранивший эпоху». Не отвергая ни советский период, ни дореволюционный, музей-заповедник в своей обширной экспозиции представляет разные этапы отечественной истории. 

Подписаться на новости

Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи

Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке

23.12.2022

Какие выставки стоит увидеть этой зимой

Лучшие музейные проекты Москвы и Петербурга в новогодние каникулы и последующие дни: рекомендации для эстетов, интеллектуалов, детей и влюбленных парочек

23. 12.2022

Девять новых арт-пространств в Москве

За последний год в столице появилось несколько новых мест, где можно увидеть искусство. Рассказываем, куда отправиться за свежими впечатлениями

23.12.2022

Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»

Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах

11.01.2023

Вокруг Москвы: что посмотреть в новогодние выходные

Посещение выставок за пределами столицы позволит с пользой провести день или два, соединив наслаждение красотами зимней природы и сокровищами искусства и культуры. Места подобраны так, чтобы и кроме указанной выставки было что посмотреть

23.12.2022

Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»

Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства

12. 01.2023

Александр Борода и Кристина Краснянская: «Мы не музей в классическом понимании этого слова»

Еврейский музей и центр толерантности отмечает десятилетие. The Art Newspaper Russia поговорила о достижениях и планах музея с его основателем и генеральным директором Александром Бородой и исполнительным директором Кристиной Краснянской

23.12.2022

Бурная история России в изложении зарубежной прессы

Какой контраст. В начале мая 2000 года Владимир Путин прошагал по золоченым коридорам Кремля, его успехи транслировались по телевидению в самой большой стране мира и за ее пределами. Я вел репортаж из Москвы для Би-би-си. Путин выглядел целеустремленным, стройным и трезвым, когда клялся соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В течение 1990-х международная пресса в Москве привыкла к президенту России как к непредсказуемому персонажу: импульсивному, иногда даже пьяному на публике. Но Борис Ельцин неожиданно ушел в отставку в последний день 1999. Как требовала конституция, его действующий преемник – Владимир Путин, премьер-министр, который заработал себе репутацию, приняв участие в борьбе с сепаратистами в Чечне, – должен был баллотироваться на выборах, чтобы быть утвержденным на своем посту. Он был должным образом избран.

Два десятилетия спустя критики Путина утверждают, что он перевернул эту конституцию, внеся изменения посредством недавнего всенародного голосования, что означает, что он может оставаться у власти до 83 лет.

Ни один из корреспондентов в Москве в мае 2000 г. перестал думать, что Путин может быть у власти так долго. Вероятно, он сам этого не предвидел. В то время его прибытие казалось необходимой корректировкой хаоса, который был раньше.

Мы, корреспонденты, конечно, видели многое из этого: для немногих победителей нового российского бандитского капитализма было невообразимое богатство; для многих других — неопределенность и невыплата заработной платы. Из тех лет политического и экономического хаоса, которые последовали за крахом коммунизма, теперь возник другой тип лидера — во многом продукт советской системы, в которой он вырос.




Читать больше:
Дикое десятилетие: как 1990-е годы заложили основы России Владимира Путина


Парад премьеров: является ли Путин возвратом к некоторым из первых лидеров в этом составе?
ЮриКара через Shutterstock

В связи с тем, что в России побывало относительно немного жителей Запада или других иностранцев, те корреспонденты, которые осмелились туда попасть, оказали несоразмерное влияние на формирование внешнего мнения о стране. В разное время Россия приветствовала их, изгоняла или вовсе запрещала.

Это история, которую я рассказываю в своей новой книге «Задание Москва: репортаж о России от Ленина до Путина». Короче говоря, отношение России к международным корреспондентам говорит о ее отношениях с остальным миром.

«Золотой век открытости»

Впервые я посетил Советский Союз в 1987 году, когда изучал языки. Четыре года спустя я вернулся в качестве продюсера новостей на телевидении. Это была моя первая зарубежная командировка. Это был также год, когда Советский Союз прекратил свое существование. Основные изменения происходили в течение нескольких лет. Та эпоха реформ – началась в 1980-е годы последнего советского лидера Михаила Горбачева — тоже золотой век для корреспондентов-международников.

Фред Вейр, у которого я взял интервью для этой книги, впервые приехал в Москву в 1986 году в качестве корреспондента коммунистической газеты Canadian Tribune. С тех пор он писал статьи для многих других англоязычных изданий и продолжает делать это до сих пор. Он вспоминает, что «окно в страну» открылось для иностранных журналистов с началом эпохи Горбачева. Ограничения на поездки остались, но были смягчены. Тем не менее, хотя было неясно, в каком направлении пойдет Советский Союз, мало кто предвидел такой полный и внезапный крах системы.

Самые яркие корреспонденты, освещавшие Россию, всегда стремились понять страну, ее язык, историю и культуру. Их проницательность часто позволяла им угадывать, что грядет.

Журналистика предназначена для того, чтобы запечатлеть смысл момента, дня. Лучшее понимание и интерпретация остается за историками, которые часто извлекают выгоду из более широкого круга источников и силы ретроспективного взгляда. А ведь работа лучших корреспондентов из России – еще времен революций 19-го17 — стоит прочесть и сегодня.

Попутчики

В течение нескольких недель после того, как Владимир Ленин и его сторонники-большевики захватили власть в ноябре 1917 года, консервативные газеты радостно предсказывали их падение. Артур Рэнсом, более известный сегодня как автор детских книг, в том числе детской идиллии «Ласточки и амазонки», и Морган Филипс Прайс из «Манчестер Гардиан» выделяются как двое, которые правильно предсказали, что большевистский режим устоит.

Большевистская революция: но, вероятно, не так, как о ней сообщала московская зарубежная пресса.
NaughtyNut через Shutterstock

Они были любопытны, оба хорошо говорили по-русски, имели обширные связи в политических кругах. Журналисты могли говорить с революционерами, рабочими и крестьянами. У дипломатов не было таких свобод, поэтому они медленнее понимали, что царская династия обречена.

Philips Прайс и Рэнсом не были беспристрастными наблюдателями. Как и Джон Рид, харизматичный молодой автор книги «Десять дней, которые потрясли мир» о революции. Он признал это, написав: «Мои симпатии к борьбе не были нейтральными».

Переписка в архивах The Guardian показывает, насколько далеко газета позже пошла, чтобы дистанцироваться от Philips Price. Брошюра, которую он написал, была сочтена большевиками настолько вдохновляющей, что они использовали ее в качестве пропаганды, чтобы отговорить британские войска, вторгшиеся в Россию, повернуть вспять революцию. Что касается Рэнсома, то он явно восхищался Лениным, а позже женился на секретарше Льва Троцкого.

Корреспонденты, которые были так впечатлены Лениным, нашли своих двойников в более поздних поклонниках Иосифа Сталина, Никиты Хрущева и Михаила Горбачева. В 19В 30-е годы королем московских корреспондентов был Уолтер Дюранти из New York Times. Его биограф 1990-х С. Дж. Тейлор объявил его апологетом Сталина.

В недавнем фильме «Мистер Джонс» вспоминается отказ Дюранти сообщить о голоде в Украине в 1930-х годах. То, что он преуменьшал значение массового голода, удерживало его в фаворе у сталинского режима, а позже он взял на себя дипломатическое признание США Советского Союза.

Другой корреспондент-первопроходец не могла поверить в то, что казалось ей невероятной удачей, когда она пересекла границу России на границе с Польшей без необходимых документов и все же смогла добраться до Москвы. Маргерит Харрисон, которую New York Times назвала «блестящим автором новостей», назвала ей 19 лет.36 автобиография Рожденные для неприятностей.

Одной из проблем в ее случае было то, что она была не просто отличным репортером. Она также была американской шпионкой. В ее защиту, пол Харрисон помешал ей получить журналистское задание, поэтому она согласилась работать и на военную разведку США. Она оказалась в московской тюремной камере, но удача продержалась достаточно долго, чтобы ей удалось взять интервью у Троцкого. Ее отличный доступ позже объяснили тем фактом, что Советы знали, чем она занимается, и хотели следить за ней.

Враждебно настроенные актеры

Ощущение свободы прессы — «окно в страну», которое вспоминает Вейр, — сохранялось в течение первого хаотического десятилетия постсоветской России. Это больше не так. Западных корреспондентов «воспринимают скорее как враждебно настроенных лиц», сказал мне Мэтью Чанс, который с конца 1990-х ведет репортажи из России для CNN. В эпоху, когда отношения России с Западом, особенно с Великобританией, стали хуже, чем когда-либо со времен холодной войны, корреспонденты сталкиваются с большими проблемами. Доступ «незначителен», утверждает Чанс.

Сама журналистика находится в кризисе: ее критикуют не только лидеры стран, где СМИ редко бывают свободны, но и игнорируют и наказывают правительства западных стран. Медиа-политика России в последние годы демонстрирует сдвиг в сторону желания рассказать свою собственную историю через RT и другие международные медиа-платформы, а не взаимодействовать с западными СМИ. Тем не менее, недавние словесные нападки и завуалированные угрозы в адрес Financial Times и New York Times по поводу их публикации статистики по коронавирусу показывают, что международное освещение все еще может быть болезненным.

Самые яркие корреспонденты, освещавшие Россию, всегда стремились понять страну, ее язык, историю и культуру. Их проницательность иногда — как в случае Рэнсома и Филипс Прайс — позволяла им догадываться, что грядет.

Мое поколение корреспондентов, возможно, были свидетелями и понимали факторы, которые обеспечили Путину первоначальную популярность: его жесткую позицию в отношении борьбы с сепаратистами в Чечне и его решимость поставить новых российских магнатов — олигархов — под контроль Кремля.

Теперь я вижу, что не осознавал до конца, с чем столкнулся в тот майский день 2000 года. Оглядываясь на два десятилетия спустя, кажется, что в истории России начался еще один революционный период. То, что тогда казалось мирной передачей власти, стало началом новой системы — системы Путина, — которая существует по сей день и может просуществовать еще дольше: у московских корреспондентов будет еще много тем, о чем можно написать.

«Последний бой Ленина» рассказывает о проигрышной кампании против зарождающегося Сталина

Ранее я писал о прекрасной и познавательной книге «Советский век» историка советского происхождения Моше Левина, но теперь я хотел бы взяться за более раннюю книгу Левина «Последняя борьба Ленина».

Эта книга предшествовала «Советскому веку» на несколько лет, поэтому вы можете подумать, что ее можно было пропустить, поскольку все в ней будет освещено и обновлено в более поздней книге. Хотя это было бы неправильно. «Последняя борьба Ленина» богата подробностями и затрагивает некоторые вопросы, которые должны были глубоко определить будущее Советского Союза, вещи, которые не освещены так глубоко в «Советском веке».

Моше Левин был колхозником в СССР и солдатом Советской Армии. Позже он стал директором по исследованиям в Ecole Pratique des Hautes Etudes в Париже, научным сотрудником Института Кеннана, старшим научным сотрудником Русского института Колумбийского университета, а затем почетным профессором истории Пенсильванского университета.

Левин рисует картину разочарований, с которыми столкнулся Ленин в этот последний период, и его растущие опасения по поводу Иосифа Сталина. Это также иллюстрирует растущую уверенность Сталина перед лицом физического упадка Ленина и показывает, к сожалению, полную неспособность кого-либо, кроме самого Ленина, остановить возвышение Сталина и поглощение большевистской партии зарождающейся сталинской системой.

Левин рассказывает, что ближе к концу Ленин отчаянно искал союзников, которые могли бы противостоять натиску сталинистов после того, как его самого не стало. Но это было выдумкой Ленина: не было никого, кто мог бы играть в политические интриги, которые были бы необходимы. Автор касается начала 1920-х годов, в частности 1922-24 годов, последних лет жизни Ленина, в течение которых он большую часть времени болел. Иногда он мог вести себя почти как обычно, однако в других случаях болезнь ограничивала его активность, иногда сильно.

В этот период – как оказалось, зловещим – именно Сталину было поручено Центральным комитетом правящей партии большевиков наблюдать за выздоровлением Ленина. Благодаря этому Сталин мог сильно влиять на то, что говорили Ленину и что он мог делать. Со своей стороны, Ленин признал и глубоко возмутился попытками Сталина контролировать его.

Левин частично доказывает свою точку зрения, пересказывая несколько анекдотов, но также сосредоточив внимание на двух основных политических вопросах того времени. Одним из них были дебаты о монополии большевистского правительства на внешнюю торговлю в период новой экономической политики (НЭП). НЭП был реальным ответом на то состояние изоляции, в котором оказалось большевистское правительство, и хотя он задумывался как практическое средство дать революции некую «передышку» до тех пор, пока ей не придут на помощь более передовые нации, он также предоставил антибольшевистским силам определенные возможности.

Ленин твердо верил, что ввиду потенциальной опасности, которую могут представлять внешние силы, сохранение монополии внешней торговли очень важно. Другие, в том числе Сталин и его сторонники, считали, что торговую монополию следует ослабить. Нездоровый Ленин многозначительно просил Льва Троцкого отстаивать для него это дело. По крайней мере, на этот раз Ленин смог сдержать Сталина, который еще не был достаточно силен, чтобы выступить против Троцкого.

Затем Левин подробно описывает то, что было названо национальным кризисом, который возник во время образования Советского Союза из бывших составных частей старой царской империи. В частности, он сосредотачивается на печально известном инциденте, когда соратник Сталина Орджоникидзе ударил грузинского коммуниста, сторонника ведущего грузинского большевика Мидивани, в споре о позиции Грузии в предложенном тогда Советском Союзе. Ленин был очень встревожен этим происшествием. Поучительно, учитывая то, что должно было произойти несколько лет спустя, такое применение несмертельной физической силы против коммуниста должно было быть сочтено столь шокирующим. Левин рассказывает, как Сталин и его соратники делали все возможное, чтобы помешать Ленину провести самостоятельный анализ, но в конце концов Ленин провел свое собственное расследование, совершенно независимое от Сталина, и его взгляды на ситуацию совершенно изменились. Ленин еще раз обратился к Троцкому за помощью и поддержкой, и, как полагает Левин, это должно было сильно обеспокоить Сталина.

Ближе к концу книги Левин довольно подробно анализирует так называемое ленинское «Завещание» — документ, в котором дана оценка людям, которых он, очевидно, видит будущими руководителями страны. Левин сообщает, что «Завет» в целом состоял из нескольких частей и писался в течение длительного периода времени. Хотя эта первая часть «Завещания» лишь слегка критикует Сталина, Ленин завершает ее призывом к смещению Сталина с поста Генерального секретаря ЦК. Левин идет дальше, предполагая, что Ленин также хотел, чтобы Сталин не только был смещен с поста Генерального секретаря, но и чтобы он и его сторонники были исключены из партии.