Соседние государства ссср: Бывший Советский Союз: Страны — Картографическая викторина

Содержание

Глава 1 Геополитическое положение | Атлас Российского пограничья

1.1 История, морфология и современное состояние

По общей протяженности границ (около 61 тыс. км, включая 38,8 тыс. км морских) Российская Федерация практически не уступает бывшему СССР. У России даже больше непосредственных соседей, чем у Советского Союза, и больше, чем у любой другой страны мира – вместе с Абхазией и Южной Осетией 16. Это означает, что Россия вовлечена в решение политических проблем многих регионов.

Рис. 1.1: Типы границ России

Современные границы Российской Федерации формировались в течение длительного исторического периода. Часть из них унаследована еще от Российской империи (вся граница с КНДР, границы Китаем и Финляндией на большей части их протяженности). Граница с Китаем была установлена Айгунским договором 1858 г. и Пекинским 1860 г. В период обострения отношений между СССР и КНР в 60-80-х гг. китайская сторона не признавала этой линии разграничения. Вопрос о границе между двумя державами был урегулирован лишь в 1991 г. , накануне распада Советского Союза (за исключением двух небольших, но важных участков близ Хабаровска, где граница была окончательно установлена в соответствии с нормами международного права в 2004 г.).

Нынешняя морская граница между Россией и США также сформировалась в позапрошлом веке, когда царское правительство продало в 1867 г. США Аляску и Алеутские острова. Граница с Монголией была окончательно согласована после ее отделения от Китая уже в советское время, хотя фактически она сложилась ранее. Кроме того, Тува, известная ранее как Урянхайский край и бывшая протекторатом Российской империи, оставалась до 1944 г. независимым государством, когда ее граница с Монголией стала советско-монгольской границей.

Существенная часть нынешних российских границ была установлена в итоге второй мировой войны. Российско-финская граница на южном участке отодвинута от Ленинграда-Петербурга в результате «зимней войны» 1939 г. между СССР и Финляндией. Таким образом, к СССР отошли Карельский перешеек с городом Выборгом, Выборгским заливом и рядом островов, западной и северное побережье Ладожского озера с городами Приозерск, Сортавала и Суоярви. Вскоре по окончании Великой Отечественной войны, в 1947 г., произошел обмен территориями между СССР и Финляндией – бывшей союзницей фашистской Германии. СССР приобрел район Печенги, ранее дававший Финляндии выход к Баренцеву морю. Таким образом, появилась и граница между СССР и Норвегией. Послевоенной можно считать и границу России (Калининградской области) с Польшей. По решениям Ялтинской и Потсдамской конференций после разгрома фашистской Германии часть ее территории – бывшая Восточная Пруссия – была разделена между Польшей и СССР. В советской части, центром которой являлся город Кенигсберг, переименованный в Калининград, была образована Калининградская область. После распада СССР она оказалась изолированной от России.

В том же 1945 г. сформировалась нынешняя граница между СССР (Россией) и Японией, неоднократно менявшаяся на протяжении 19-20 вв. По Петербургскому договору 1875 г. весь остров Сахалин стал российским, а Курильские острова – японскими. После поражения России в русско-японской войне Портсмутский договор 1905 г. Япония приобрела южную часть Сахалина. В августе 1945 г. в соответствии с обязательствами перед союзниками, СССР объявил войну Японии, выступавшей во второй мировой войне на стороне Германии. После поражения Японии Советский Союза вернул южную часть острова Сахалин и приобрел Курильскую гряду. Однако советско-японский мирный договор не был подписан. Япония не признает принадлежность России южных островов гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, что существенно омрачает отношения между двумя странами.

Нынешние границы России, составляющие около 22 тыс.км, возникли в результате распада СССР в 1991 г. Новые независимые государства сохранили границы бывших союзных республик. Российская дипломатия проделала огромную работу по договорно-правовому оформлению новых границ в соответствии с нормами международного права. В большинстве случаев экспертам удалось решить спорные проблемы и избежать их политизации. Особые трудности возникли в переговорах с Латвией и Эстонией, для которых принципиальное значение имеет преемственность их нынешней государственности с независимыми республиками, существовавшими в 1920-1040 гг. , до их присоединения к Советскому Союзу. Ссылаясь на договоры, заключенные советской Россией в период гражданской войны (1920) и довоенное разграничение, Латвия и Эстония до 1990-х гг. выдвигали официальные претензии на соседние территории Псковской и Ленинградской областей с преобладающим русским населением. В преддверии вступления в НАТО и ЕС эти страны были вынуждены отказаться от территориальных претензий. На контакты с Латвией и Эстонией, в том числе и по пограничному вопросу, сильное влияние оказывал весь комплекс отношений между Россией и Западом, но особенно — проблемы русскоязычного населения, в защиту прав которого выступала Россия.

Рис. 1.2: Административно-территориальное деление России и соседних государств: Европейская часть

К 2007 г. Россия подписала пограничные договоры с Литвой, Латвией, Украиной (не урегулированной оставалась морская граница по Азовскому морю, по которой у сторон имелись серьезные разногласия), Казахстаном. Был подготовлен, но так и не ратифицирован пограничный договор с Эстонией, в текст которого эстонский парламент в последний момент добавил преамбулу, которую российская сторона расценила как потенциальную попытку вернуться к территориальным претензиям к России.
В результате референдума о статусе Крыма, проведенного 16 марта 2014 г., в состав России вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополя. Результаты референдума не были признаны украинскими властями, поэтому новая граница не получила официального оформления. Таким образом, не все новые границы России получили договорно-правовое оформление, делимитированы и демаркированы.

Рис. 1.3: Административно-территориальное деление России и соседних государств: Азиатская часть

Сильно различается от участка к участку и степень этнической контрастности сухопутных границ, которую можно оценивать, как для России, так и для соседних государств. Наиболее контрастные границы, практически следующие этническим рубежам, характерны для участков, совпадающих с границами бывшего Советского Союза.

Рис. 1.4: Вовлеченность регионов в приграничные взаимодействия: Европейская часть

В новом пограничье ситуация пестрая. Так, северный участок сравнительно небольшой по протяженности российско-эстонской границы (с Кингисеппским районом Ленинградской области) разделяет территории, заселенные с обеих сторон преимущественно русским населением, тогда как на юге (с Псковской областью) граница весьма контрастна. Обоюдно высокая контрастность характерна для российско-литовской и российско-белорусской границы, однако в последнем случае такая контрастность мало заметна в повседневной жизни.

На российско-украинской границе наибольшей этнической контрастностью отличается северный участок, тогда как на юге, особенно в районе Донбасса, с украинской стороны проживает много этнических русских. Невысокой контрастность для Украины и России является участок границы в Крыму, где по обе стороны проживает значительное число как русских, так и украинцев.

Рис. 1.5: Вовлеченность регионов в приграничные взаимодействия: Кавказский и Казахстанский сегменты

На границе со странами Закавказья этническая контрастность для сопредельных стран в среднем несколько выше чем для России. В первую очередь это касается российско-грузинской и российско-азербайджанской границы. Для России особенно невелика на российско-абхазской границе, для которой характерно трансграничное расселение русских и армян, на российско-юго-осетинской границе. На участке границе с Азербайджаном по реке Самур с обоих сторон границы проживают лезгины.

Постоянное чередование русских и казахских районов – характерная черта большей части российско-казахстанской границы. Такая мозаичность определяется трансграничным расселением обоих этносов. Для западного участка характерно преобладание казахов по обе стороны государственной границы. Согласно данным переписи населения 2010 г. в Астраханской области проживает крупнейшая казахская община – 149,4 тыс. чел. Особенно велика доля казахов в Володарском районе области – 68,05%. Для восточного участка границы (от Челябинской области до Республики Алтай), наоборот, характерно преобладание русского населения. Контрастность для России на этом участке границы будет особенно мала, если учитывать не только русское, но и русскоязычное «европейское» население с казахстанской стороны – украинцев, белорусов и немцев. Средняя контрастность характерна для протяженного оренбургского участка российско-казахстанской границы, хотя в отдельных районах Оренбургской области доля казахов достигает 30% или даже превышает 40% (Домбаровский район).

В целом для постсоветских стран российская граница является этнически более контрастной, чем для самой России.

От морфологических свойств границы и, в частности, от степени ее совпадения с природными рубежами зависит степень освоенности приграничной полосы, в свою очередь, во многом определяющая предпосылки приграничного сотрудничества. Ее можно оценить с помощью таких показателей, как доля населения, проживающего в приграничных административных районах или в пятикилометровой приграничной зоне, во всем населении региона, численности и общем числе жителей крупных населенных пунктов в этих районах (с населением более десяти тысяч жителей), особенно городов. Высокой степенью хозяйственно-демографической освоенности отличаются приграничные территории Северной Осетии, Амурской и Еврейской автономной областей, юг которых продолжает основную полосу расселения России и отличается более благоприятными природными условиями. Сравнительно велика плотность населения в приграничье Оренбургской области, а также в таких староосвоенных районах, как Калиниградская область (часть единой в прошлом Восточной Пруссии), в новом пограничье – Белгородской области (части ныне трансграничной исторической области Слобожанщина), Брянской и Псковской областях и даже в некоторых горных регионах – Республике Алтай и Карачаево-Черкессии. Напротив, малолюдно степные районы ряда областей, граничащих с Казахстаном, некоторые горные районы на Северном Кавказе.

Рис. 1.6: Вовлеченность регионов в приграничные взаимодействия: Монгольский и Китайский сегменты

На самой границе или совсем близко от нее расположены такие крупные города, как Сочи (в 2016 г. – 401,3 тыс.жителей), Орск (231,1 тыс.) , Благовещенск (224,3 тыс.), Новотроицк (89,3 тыс.) и другие. Это создает благоприятные условия для укрепления приграничного сотрудничества на соответствующих участках границы. Однако в целом крупных поселений и городов как в старом, так и в новом российском пограничье мало. Территориальные структуры России и большинства соседних стран повернуты друг к другу «спинами» — сравнительно малоосвоенными и слабо урбанизированными районами.

Со степенью освоенности приграничья коррелирует плотность пограничных переходов. Если не считать небольшой границы с КНДР. Наиболее высока она на границе с Эстонией, а также с Польшей и Литвой, т. е. в Калининградской области, чья экономика зависит от транзита через территории соседних стран. Обеспеченность потребностей регионов пограничными переходами сильно варьирует. В целом она еще не вполне достаточна, особенно с учетом технической оснащенности и пропускной способности.

Приграничные регионы в разной степени участвуют в международном разделении труда и во внешнеэкономических связях. Наиболее тесны внешнеторговые связи с соседней страной в восточных регионах, граничащих с Китаем: на эту страну приходится от 60% почти до 100% оборота некоторых из них. Эти регионы стоят перед необходимостью диверсификации внешнеэкономического сотрудничества, улучшения структуры экспорта – увеличения в нем товаров с высокой добавленной стоимостью, ликвидации сложившейся асимметрии в торговле с великим соседом. Велика также доля торговли с соседней страной в регионах, расположенной вдоль границы с Белоруссией – в Смоленской и Брянской областях. В этом сказывается высокая степень развития кооперационных связей, сформировавшихся в советское время, а также значительные поставки белорусских потребительских товаров на соседние рынки. На российско-украинской границе, наоборот, в последние годы, после начала украинского кризиса, наблюдается резкое сокращение внешнеторговых связей. Доля Украины теперь не превышает 20-25% оборота сопредельных российских регионов. Большая часть кооперационных связей в настоящее время разорвана. Весьма интенсивны торговые связи Республики Карелия с соседней Финляндией. Довольно сильно вовлечена в торговлю с соседними государствами также Псковская область- единственный регион Российской Федерации, граничащий сразу с тремя странами (Эстонией, Латвией и Беларусью).

1.2 Внешнеполитические ориентиры и интеграционные объединения

Политические дебаты в России уже в течение долгого времени сфокусированы на одной и той же дилемме: следует ли стране идти по пути западных, европейских стран или, по крайней мере, стремиться к ассоциации с ними с целью экономической и социальной модернизации, или лучше искать специфическую модель развития, отвечающую национальной истории, традициям, геополитическому положению и т. д., стремясь сделать страну независимым полюсом многополярного мира.

Мы называем эту альтернативу дилеммой Восток-Запад. Она появились уже в начале 1990-х годов, которые были отмечены первыми попытками постсоветской реинтеграции пространства и дискуссиями об отношении к ЕС и НАТО. Это означает, что процессы, связанные с проблемами границ, определялись отношениями между двумя группами геополитических векторов во внешней политике: западными и восточными, или евразийскими. Западный вектор означает установление добрососедских отношений с западными странами как на двусторонней, так и многосторонней основе, постепенное сближение с ЕС и создание с его помощью так называемых четырех общих пространств (четырех сфер пересечения, полей пересечения), которые включают относительную либерализацию трансграничного движения, особенно визового режима, развитие инфраструктуры и институализацию долгосрочного трансграничного сотрудничества. Восточная ориентация – это отражение фундаментального устремления политической элиты России к созданию многополярного мира, к превращению страны в самостоятельный (независимый) центр власти, и нежелание делегировать полномочия никакому наднациональному органу или какой-либо внешней силе. Российская элита стремится к лидерству на постсоветском пространстве (исключая страны Балтии) и подчеркивает значение национального суверенитета.

Рис. 1.7: Российское пограничье и интеграционные объединения

В зависимости от политических событий восточный вектор сочетался с западным, пока не стал полностью доминирующим после возвращения Владимира Путина на пост президента весной 2012 года, особенно после начала резкого политического кризиса в Украине в ноябре 2013 года. Менялось понимание сути “евразийской” интеграции: в 1990-е годы и в начале 2000-х она интерпретировалась как естественный региональный феномен взаимного притяжения России и других стран постсоветского пространства на основе многолетнего опыта сосуществования в рамках одного государства. В настоящее время такая интеграция часто изображается как основная форма глобальной борьбы между Востоком и Западом, между Добром и Злом. Отношения России и западного сообщества все чаще рассматривается обеими сторонами в качестве жесткой геополитической конкуренции и игры с нулевым результатом. Эта тенденция проявилась и в приграничных процессах вдоль западных границ и в резком ухудшении имиджа ЕС в России и образа России в глазах “общественного мнения” соседей, в относительном замораживании трансграничного сотрудничества и высокой вероятности появления новых, расширенных форм секьюритизации, ре-милитаризации пограничья и в укреплении пограничного режима.

Рис. 1.8: Приграничное сотрудничество

В постсоветском пространстве восточный вектор проявляется в дальнейшей дифференциации границ в зависимости от вовлечения новых государств в интеграционные процессы, инициированные Россией. Некоторые границы открывались, другие, напротив, закрывались. Другими словами, интеграция отдельных стран под флагом общего противостояния внешней силе вызывает переустройство их внешних границ и, следовательно, дезинтеграцию обширного пространства.

Евродепутат о повторении истории: «Москва свою злость, агрессию и ненависть изрыгает на соседние страны»

«В Европарламенте мы приняли ряд резолюций, которые направлены против российской пропаганды, защищают европейскую историю. Да, Европа готовится защищать демократию, свободу слова, готовится бороться за мир, однако естественно, согласно правовым нормам. Мы не действуем вопреки нашим демократическим ценностям. Да, возможно, мы, европейцы, медленно запрягаем, но, когда запряжем медлить мы не будем», – рассказывает Людас Мажилис.

Одной из последних таких резолюций и стала та, в которой 15 декабря 2022 года Европарламент признал Голодомор – умышленно вызванный властями СССР в 1932–1933 годах голод – геноцидом украинского народа. Резолюцию поддержали 507 евродепутатов, 12 проголосовали против, 17 воздержались. В документе указывается, что все обстоятельства создания искусственного голода в Украине в 1932–1933 годах соответствуют признакам геноцида, зафиксированным в Конвенции ООН по предотвращению и наказанию этого преступления.

Пятрас Ауштрявичюс, литовский евродепутат от группы либералов отметил, что 90 лет назад власти СССР уже предпринимали попытку сломить волю украинцев, создав искусственный голод. По словам Ауштрявичюса, уже тогда советские власти активно использовали пропаганду, приглашая лояльных иностранных журналистов посетить Украину, «демонстрируя им искаженную реальность».

Petras Auštrevičius

© DELFI / Karolina Pansevič

«Сегодня мы вспоминаем 90-летие со времен Голодомора и соболезнуем его жертвам. Давайте поможем Украине одолеть российского агрессора, который снова угрожает этой мужественной стране», – добавил Ауштрявичюс.

«Необходимость резолюций Европарламента кроется в самом характере ЕС, являющемся сообществом ценностей, основанных на правах человека, а также прошлом Европы. Между многими теперешними странами-членами ЕС имели место серьезные исторические конфликты, память о которых может быть использована деструктивными силами как внутри страны, так и инспирирована извне. Многие страны Европы в ХХ веке прошли через тоталитарное прошлое, что отразилось на их обществах. Кроме того, вопросы политики памяти все чаще являются одной из любимых тем для пропаганды, в гибридной войне, начатой Россией. И страны Балтии, в особенности Латвия и Эстония, являются одними из главных мишеней кремлевских пропагандистов», – отмечает Кирилл Касцян, доктор права, эксперт в области конституционного права, межэтнических отношений и идентичности.

По словам эксперта, элементы политики памяти и истории можно найти во многих резолюциях Европарламента, однако при этом они могут быть далеко не главной темой данного документа, однако в любом случае резолюции не проходят незамеченными, особенно в Москве. Эксперт подчеркивает, что логику Кремля, недовольного резолюциями Европарламента прекрасно иллюстрирует резолюция о важности Европейской памяти для будущего Европы (2019/2819(RSP)), где Россия названа самой большой жертвой коммунистического тоталитаризма, но подчеркивается, что ее теперешние политические элиты и обслуживающая их пропаганда продолжают обелять коммунистический режим, прославляя его и скрывая совершенные им преступления. Что затрудняет перспективы прихода демократии в Россию, поскольку эти взгляды в значительной степени разделяет и большая часть российских обывателей, невольно ностальгирующих по мнимому величию СССР.

Резолюцию, на которую ссылается эксперт и которая вызвала гнев в Кремле, Европарламент принял в сентябре 2019 года. В ней высказывается осуждение Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и Договора о дружбе и границе между СССР и Германией, которые, согласно резолюции, “поделили Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны”. Авторы резолюции подвергли категорическому осуждению “акты агрессии, преступления против человечества и массовые нарушения прав человека, совершённые нацистским, коммунистическим и другими тоталитарными режимами”.

«Однако нужно помнить, что из-за своего неимперативного характера резолюции Европарламента стоит скорее рассматривать как документы, направленные на привлечение внимания, а также повышение осведомленности политиков и общества по важным вопросам, в том числе и в области истории», – поясняет Касцян. Как бы там ни было, одним из самых важных вызовов, с которым пришлось столкнуться, европейским политикам нынешнего поколения являются попытки Кремля переписать историю.

«Со стороны России по отношению к историческому прошлому происходят вещи далекие от того, чтобы их назвать честными. Присвоить, украсть, интерпретировать историю так, как Кремлю захочется – это точка зрения Москвы на прошлое. Отчетливо видно, что Россия вообще отказывает Украине в праве на существование, Беларусь для Кремля – не что иное, как плацдарм для нападения на ту же Украину», – указывает на нынешние события Людас Мажилис. Европарламентарий обращает внимание на то, что отношения к соседям со стороны России в течение последних нескольких сотен лет никак не изменилось.

«Начиная со времен Ивана Грозного, в головах жителей России прочно проросла идея – что их власть дана от Бога, Россия выбрана Богом для того, чтобы владеть миром, у соседей нет права на существование, кроме как подчиниться Москве. Ну и конечно же, лейтмотив – Россию окружают враждебные страны, с которыми невозможно найти общий язык. Политика России не меняется, кто бы не правил Россией – царь, коммунисты, Путин – попытки подчинить соседей никогда не прекращаются», – продолжает Мажилис. По мнению нашего собеседника, риск того, что Кремль сможет навязать свою точку зрения на исторические события, остается большим.

«Россия свою злость, агрессию и ненависть изрыгает на соседние страны, так уже случалось неоднократно. Достаточно вспомнить историю Польши и Литвы, которые в результате агрессии России исчезли на довольно продолжительный промежуток времени как самостоятельные государства. Ба! Москва снова пытается стереть из мировой истории всю нацию и страну – Украину, отрицает Киевскую Русь», – негодует Мажилис.

Liudas Mažylis

© Europos Parlamentas

Наш собеседник обращает внимание на то, что, по его мнению, более чем очевидно, что соседние с Россией страны обречены на то, что на их развитие и существование набрасывает тень огромный и непрогнозируемый сосед, который в любой момент может заявить, что у них нет права на существование и попытаться их завоевать. По словам Мажилиса, у войны в Украине, вызванной агрессией Российской Федерации, есть не только гуманитарный и геополитический аспекты, но помимо прочего она непосредственно наносит непоправимый ущерб природе.

«Война в Украине не может не оказывать влияния на то, как те или иные мировые правительства изменяют свою политику по отношению к вопросам климата. К сожалению, уже сейчас можно сказать, что, пока Украина сможет нивелировать последствия российской агрессии, пройдет не один десяток лет», – отмечает Мажилис. По словам собеседника, война в Украине, стала лакмусовой бумажкой, проверкой европейских ценностей.

«К счастью, Западный мир поддерживает Киев и в Европейском парламенте, я думаю, почти не осталось людей, которые не понимают кто в этом конфликте на самом деле является агрессором и террористическим государством», – подводит итоги нашей беседы Людас Мажилис.

Подготовлено при сотрудничестве с Европейским парламентом.


этнических групп на юге Советского Союза и в соседних странах Ближнего Востока.

Об этом товаре

Заголовок

  • Этнические группы юга Советского Союза и соседних стран Ближнего Востока.

Имена

  • Соединенные Штаты. Центральное Разведывательное Управление.

Создано/опубликовано

  • [Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление, 1986 г.]

Заголовки

  • Этнология—Советский Союз—Карты

  • Этнология—Азия, Центральная—Карты

  • Этнология—Ближний Восток—Карты

  • Советский союз

  • Азия, Центральная

  • Средний Восток

Ноты

  • «11-86».

  • Включает заметки.

  • «708786 (B00254)».

  • Доступен также на веб-сайте Библиотеки Конгресса в виде растрового изображения.

Середина

  • 1 карта: цв. ; 23 х 39 см.

Номер телефона/физическое местоположение

  • G7001.E1 1986 .U5

Репозиторий

  • Отдел географии и карт Библиотеки Конгресса Вашингтон, округ Колумбия 20540-4650 США dcu

Цифровой идентификатор

  • http://hdl. loc.gov/loc.gmd/g7001e.ct002604

Контрольный номер Библиотеки Конгресса

  • 90685054

Онлайн формат

  • изображение

Постоянная ссылка LCCN

  • https://lccn.loc.gov/90685054

Дополнительные форматы метаданных

  • MARCXML-запись
  • МОДС Запись
  • Дублинская основная запись

Манифест презентации IIIF

  • Манифест (JSON/LD)

Часть

  • Общие карты
    (6694)
  • Отдел географии и карт
    (56 337)
  • Американская память
    (513 377)
  • Онлайн-каталог Библиотеки Конгресса
    (1 358 623)

Права и доступ

Карты в материалах Коллекции карт были либо опубликованы до
1922 г. , произведено правительством США, или и тем, и другим (см. каталог
записи, которые сопровождают каждую карту для информации о дате
издание и источник). Библиотека Конгресса предоставляет доступ к
эти материалы в образовательных и исследовательских целях и не знает о
любой защиты авторских прав США (см. Раздел 17 Кодекса Соединенных Штатов) или любой
другие ограничения в материалах Коллекции карт.

Обратите внимание, что письменное разрешение владельцев авторских прав и/или других прав
владельцев (таких как права на публичность и/или конфиденциальность) требуется для распространения,
воспроизведение или иное использование охраняемых объектов, выходящее за рамки разрешенного добросовестным использованием
или другие установленные законом исключения. Ответственность за создание независимого
юридическая оценка объекта и получение необходимых разрешений
в конечном итоге остается за лицами, желающими использовать предмет.

Кредитная линия: Библиотека Конгресса, отдел географии и карт.

Процитировать этот товар

Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как
для удобства и может быть неполным или точным.

Стиль цитирования Чикаго:

Центральное разведывательное управление США. Этнические группы юга Советского Союза и соседних стран Ближнего Востока . [Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление, 1986] Карта. https://www.loc.gov/item/90685054/.

Стиль цитирования APA:

Центральное разведывательное управление США. (1986) Этнические группы на юге Советского Союза и в соседних странах Ближнего Востока . [Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление] [Карта] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/90685054/.

Стиль цитирования MLA:

Центральное разведывательное управление США. Этнические группы юга Советского Союза и соседних стран Ближнего Востока . [Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление, 1986] Карта. Получено из Библиотеки Конгресса, .

Россия и ее соседи — Фонд Карнеги за международный мир

Беглый взгляд на недавние громкие заголовки с участием России — «Конфликт с Грузией», «Газовый спор с Украиной», «Финансовая помощь Кыргызстану» — ясно иллюстрирует меняющуюся повестку дня Москвы. на постсоветском пространстве уже нельзя игнорировать. Соединенные Штаты должны признать, что бывшие советские государства были и будут оставаться в центре внимания российской внешней политики.

Доктор Роберт Х. Легвольд подробно остановился на внутренних и внешних факторах, формирующих отношения между Россией и ее соседями. Посол (в отставке) Джеймс Ф. Коллинз модерировал дискуссию.

Влияющие факторы
Сложный характер отношений России с соседями означает, что ни один из аспектов не определяет полностью ее повестку дня. Вместо этого Легвольд выделил три широкие категории, которые помогают определить политику Кремля:

  • Безопасность
    Проблемы безопасности, такие как замороженные конфликты, терроризм, роль внутренних преобразований, влияние других государств на регион и установление стратегической российской границы, — все это служит поддержанию интереса России к делам соседних государств.
  • Экономика
    Заинтересованность России в расширении своей доли энергетических связей, торговли и инвестиций также служит сохранению постсоветских государств в качестве важного элемента российской экономики и, следовательно, внешнеполитическим интересам.
  • Политика
    Россия заинтересована в формировании региональной политики, тем более что отношения между постсоветскими странами остаются нестабильными.

Легволд далее объяснил семь вопросов, которые занимали Россию в ее отношениях с бывшими советскими государствами в течение последних пяти лет:

  • Восстановить место России на постсоветском пространстве, укрепив ее экономическое положение и предоставив зонтик безопасности.
  • Помешать США и НАТО занять стратегические позиции на постсоветском пространстве, а также управлять влиянием соседних стран, таких как Китай, Турция и Иран.
  • Доминируйте в разработке и экспорте нефти и газа в регионе.
  • Замедлить дрейф субрегионов (Средняя Азия, Кавказ и т. д.) из советского ядра в соседние регионы, такие как Южная Азия, Восточная Азия и т. д. С этой же целью воспрепятствовать и положить конец бегству постсоветских государств в сторону НАТО.
  • Контроль центробежных сил на постсоветском пространстве (например, продолжение сохранения советских связей через такие организации, как Содружество Независимых Государств).
  • Сдерживание региональных конфликтов на постсоветском пространстве.
  • Борьба с терроризмом на постсоветском пространстве.

Неустойчивое равновесие
Легволд пришел к выводу, что нынешнее состояние отношений России с ее соседями находится в состоянии неустойчивого равновесия. Россия по-прежнему остается самым заметным иностранным игроком в регионе, но поскольку ее отношения с бывшими советскими республиками постоянно меняются по мере того, как Россия пытается самоутвердиться, они остаются нестабильными.

Сегодня проблема, которая может оказать наибольшее влияние на изменение этого равновесия, — это финансовый кризис. Легволд утверждал, что если Россия сможет противостоять финансовому кризису, она сможет установить более сильное влияние в регионе, что поможет стабилизировать отношения. Если российская экономика продолжит спад, весьма вероятно, что равновесие станет более неустойчивым.

Отношения США и России через постсоветское пространство
Чтобы сформулировать более эффективную политику в отношении бывшего советского региона, США должны признать три основных факта, лежащих в основе отношений России с ее соседями.

  • Постсоветские государства часто не сходятся во взглядах друг с другом по вопросам политики.