Сообщение про ольгу княгиню: Княгиня Ольга — сообщение доклад

Княгиня Ольга — сообщение доклад

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Княгиня Ольга

Княгиня Ольга вошла в историю не только России, но и в мировую. Ее знают как  единственную женщину-правительницу Руси, которая довольно долго правила державой и прославилась умом, образованностью, хитростью, умением руководить, а также быть жесткой и справедливой. Это она укрепила мощь государства и первой на Руси приняла христианство, чтобы вывести свою державу на мировой культурный уровень.

В какой семье родилась будущая княгиня до сих пор неизвестно. Одни историки утверждают, что она из бедной семьи, другие настаивают на том, что она из знатного рода. Но неоспорим тот акт, что она была женой князя Игоря, о чем говорится в «Повести временных лет». Игорь Рюрикович долго выбирал себе жену, но выбор пал именно на Ольгу. Она стала его верной женой, советчицей и соратницей, родила сына Святослава. Когда князь отправлялся в поход, Ольга руководила державой.

Князь Игорь погибает, и Русь находится в опасности, ибо сын Святослав еще маленький, и править  не может. И вот решительность и ум княгини спасают державу. Ольга, заручившись поддержкой бояр и военачальников, становится правительницей Руси.

Взяв власть в свои руки, Ольга правила на Киевской Руси 17 лет, да и когда Святослав стал взрослым, фактически она была правительницей,  ибо он предпочитал правлению походы.

За время правления княгини Ольги Русь укрепилась как государство. Она не была приверженицей войн и не проводила их, отдавая предпочтение налаживанию внутренней политики, навела порядок в государстве. Строились новые города, укреплялись крепости. Положительными были проведенные реформы, особенно налоговая, что дала возможность бедным людям жить богаче. Простые люди любили правительницу за то, что она была справедливой.

Княгиня была наделена от природы не только умом, но и хитростью. Она была отличным дипломатом, налаживала торговые и политические связи с другими  государствами. Чтобы вывести Киев на мировой уровень развития и процветания, она, первая среди князей еще до крещения Руси приняла христианство в Константинополе. В христианстве ее нарекли Еленой, а крестным отцом стал сам Византийский император. Это имело огромное значение для Киевской Руси, возобновился торговый договор. Она строила храмы, но не заставляла население Руси насильно принимать христианскую религию.

При правлении Ольги Русь стала процветающим государством. Прожила она около 80 лет и уже при правлении князя Владимира ее причислили к лику святых и в 1547 году она причислена к лику святой равноапостольной.

Вариант 2

В русской истории княгиня Ольга именуется как Великая киевская княгиня. Великая Княгиня Ольга начала править в Киевской Руси, после трагической смерти своего мужа Игоря от рук древлян в 945 году. Точной даты рождения Ольги неизвестно, есть только предположительный год, это 893 год, а местом рождения Ольги были окрестности Пскова.

Существует легенда о встречи Ольги и Игоря, согласно которой, князь охотился рядом с Псковом и случайно заметил девушку, плывущую по реке в лодке. И заведя с ней разговор, был, отвергнут. После чего, когда встал вопрос о его женитьбе, он вспомнил об этой девушке и велел разыскать именно её. Так и состоялась их свадьба. А в 942 году у них родился сын Святослав. Наследнику престола Святославу на момент смерти отца Игоря было всего 3 года, поэтому дружина и народ признали в Ольге княгиню.

В начале своего правления она решительно была настроена на месть древлянам за своего супруга. В повести временных лет описывается 4 разных сюжета мести древлянам. Большая часть древлян погибла, а остальные покорились и сдались. В том же году, Ольга установила официальный размер дани, сроки и периодичность её взимания в Киеве. А в 947 году назначила взимание дани в Пскове и Новгороде.

Согласно повести временных лет, Ольга первая из правителей Руси, принявшая христианство. Её крещение состоялось в 955 году в Константинополе. Чтобы креститься, Ольга пошла на небольшую хитрость. Один Константинопольский царь хотел взять Ольгу в жены, но так как тогда она ещё придерживалась язычества, то убедила царя о необходимости принять христианство и стать ему крестным отцом. После чего уже, он не сможет вступать с ней в брак. Так приняв христианство, Ольга настраивала своего сына Святослава тоже на крещение, но он не предал своих убеждений, так и остался язычником.

После того, как Святослав стал совершеннолетним, Ольга всё равно продолжала править государством, но не в полной мере, так как её сын часто находился в военных походах со своей дружиной. А после того, как Ольга стала бабушкой, она помогала в воспитании своих внуков.

Умерла Великая киевская княгиня в 969 году и была похоронена согласно христианским обрядам. И уже позднее в 1547 году её причислили к лику святых. В честь княгини Ольги установлены памятники в Киеве, названы улицы, поселки, деревни, а также монастыри и соборы. А исторические сведения описывают Ольгу как красивую, хитрую и мудрую женщину.

Доклад на тему Княгиня Ольга

Умная и сильная правительница Руси с 945 по 960 года Княгиня Ольга немало познала в своей жизни.

Все началось в 920 году, в Пскове родилась правительница Киевская. Вышла замуж за князя Игоря Рюриковича в возрасте 10-12 лет, точный возраст не известный.

У княгини Ольги и князя Игоря родился сын Святослав, он был прямым наследником трона. Но на момент исполнения 3 лет сыну, Игоря убили в сражении.  Так как сыну исполнилось только 3 года, то главой правительства стала Ольга.

После смерти Князя Игоря Ольга начала мстить древлянам. Древляне же хотели объединиться с государством во главе Княгини Ольги и начали засылать сватов. Первых сватов она закопала живьем и отправила Малу (правителю древлян) послание, что сватов нужно засылать самых сильных и крепких. Вторых сватов она подожгла и спалила в бане, в то время когда они готовились к встрече с ней.

Ольга направилась на земли древлян, что бы справить тризну на могиле Игоря, в  процессе тризны погибло еще около 5000 бойцов древлян. В 946 году правительница пошла в бой к древлянам. После многочисленных потерь и сожжения города древляне согласились подчиниться Руси.

Княгиня Ольга очень много сделала для государства. Когда сын вырос, он практически все время проводил в походах, то править продолжала она. Во время правительства Ольги начали строить дома с камней, первыми постройками были городской дворец и дом княгини за городом.

Так же она ввела систему оплаты налогов с земель подвластных княжеству. У каждого участка были точные даты и сумы выплат. Княгиня Ольга известна еще тем, что приняла христианство и была окрещена в 955 году в Константинополе, приняв при крещении имя Елена.

По возвращению в Киев она решила крестить Святослава, но тот только смеялся, но запрещать крестить народ не стал. Приняв христианство, Княгиня Ольга направилась в северную часть страны и начала крестить всех желающих, так же она уничтожала языческие символы и устанавливала христианские.

Дружинники были против христианства, и пытались убедить и Святослава, но тот не захотел ссориться с Ольгой.

Все же княгине не удалось страну сделать христианской, дружинники победили, в доводах и Ольге оставалось вернуться в Киев. Во время правления княгиня построила не один храм и монастырь. Вернувшись в Киев, она обзавелась священником, который помогал не терять дух христианства у народа. 

Точного года, когда княгиня передала правление страной Святославу не известно, но это произошло приблизительно в 960-х годах. Умерла Княгиня в 969 году в Киеве и была погребена в землю. Умерла от старости и болезни, а не как другие правители в бою.

Княгиня Ольга

Интересные темы

Доклад Княгиня Ольга 3, 4, 6 класс

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Княгиня Ольга

Княгиня Ольга — это единственная женщина, которая долгое время была правительницей Киевской Руси. Это женщина, вошедшая в историю, как человек укрепивший мощь государства. Она была не только умной, образованной, но еще и достаточно хитрой правительницей. Весь ее народ сохранил о ней только хорошую и добрую память. Ольга смогла не только поднять свое государство и вывести его на другой уровень, она отомстила за смерть своего мужа, обыграв это с большой хитростью и ловкостью. Княгиня Ольга не была поклонницей завоевательных войн, ее силы были направлены на политику и упорядочение жизни обычных людей в ее государстве. Ольга была первой среди всех русских князей, которая приняла христианство.

До сих пор толком неизвестно, какое происхождение имела княгиня. Одни историки считают, что Ольга была обычной псковской крестьянкой. Другие говорят, что княгиня принадлежала к довольно-таки знатному новгородскому роду. И все же Ольга была верной женой князя Игоря Рюриковича. Девушка родила ему сына Святослава. Когда князь уезжал в походы, Ольга занималась государственными делами. Она имела своего посла для переговоров и дружину. Княгиня занимает престол после смерти мужа. На тот момент сын Святослав был еще ребенком, и не мог править государством, а земли так и хотят завоевать соседские племена. Ольга с помощью умных и преданных военачальников, решает отомстить древлянам за мужа.

По многим легендам княгиня жестоко обошлась с врагами, убившим ее мужа. Когда древляне прислали к Ольге послов с прошением выйти замуж за их князя, она приказала своим людям вырыть яму и закопать там послов. Позже княгиня позвала к себе лучших мужей древлян, когда те приехали, им затомили баню и сожгли. После этого Ольга собрала свое войско и пошла на древлянскую столицу. Долго стоял в осаде город, но княгиня не сдалась. Она отправила весточку, если каждый дом соберет ей по голубю, она помилует город.

Радостные древляне так и сделали. Когда наступила ночь, по приказу княгини к лапам голубей привязали горючее вещество, подожгли и отпустили. Голуби вернулись в свои гнезда под крыши домов древлян. Так начался пожар, и город заполыхал. Пока местные жители покидали свои дома, полк княгини вошел, захватил власть в городе. Многие были убиты, а кто-то отправился в рабство. Оставшиеся обязаны были платить Киеву дань.     Проходит время, и Ольга проводит реформы. В государстве устанавливается четкая административно-хозяйственная система. В правлении государством княгиня предпочитала использовать дипломатию. Она приняла христианство в Константинополе, утвердив, таким образом, престиж Киева серди других городов и стран. Ее крестным отцом стал сам Византийский император, а то было очень важно, как для нее самой, так и для ее государства. Ольга теперь была крещенной, а вот остальная часть населения могла и дальше быть язычниками, тем более ее сын, отказывался принимать христианство, в отличие от нее самой. Лишь ее внук Владимир Святославович с гордостью продолжил ее дело.

Правила государством Ольга достаточно долго, целых 17 лет. Она ездила по своим владениям, и даже подавляла возникающие бунты. Когда подрос ее сын, его интересовали лишь походы, поэтому, как и при муже, Ольга продолжала заниматься правлением государства. При ее правлении многие города обзавелись оборонными крепостями, возводились красивые постройки и храмы. После смерти княгиню похоронили по христианскому обряду. В период правления государством ее внуком Владимиром, Ольгу стали почитать как святую, а уже много лет спустя причислили к лику святых.

Вариант №2 Доклад Княгиня Ольга

Одной из самой известной правительницей на Руси считается Княгиня Ольга из династии Рюриковичей. К сожалению летописи, не сообщают в каком году родилась княгиня, но приблизительно это произошло в 920 году. Прожила она приблизительно 80 лет.

Правила Ольга сразу после гибели мужа князя Игоря. Она была единственной из правителей которая приняла крестьянство еще до крещения Руси.

Согласно самой древней летописи «Повесть временных лет» княгиня была рождена в городе Пскове. К сожалению имена родителей Ольги не остались до сегодня, сама княгиня была не знатного рода.

Писаревские летописи говорят о том, что княгиня была дочкой Вещего Олега, который был правителем Руси как опекун маленького Игоря. В свою очередь Олег и поженил Ольгу с Игорем

После кончины Игоря, Русь находилась в большой опасности. Сын Ольги и Игоря Святослав был еще ребенком, поэтому княгиня, будучи умной и решительного нрава женщиной заручившаяся поддержкой бояр и военачальником стала править государством.

Первым делом княгиня отомстила за смерть мужа. После того как древляне убили Игоря, решили уладить дело с Ольгой. Они послали к ней послов в надежде что Ольга примет предложения о замужестве на их князе Мале. Послы гордились своей сваей высокой честью. Тогда княгиня приказала бросить их вместе с лодкой в яму и засыпать их живьем. Но через некоторое время появились новые послы от древлян. По тогдашнему обычаю Ольга попросила подготовить баню. Когда же древляне опьянели княгиня приказала всех их изрубить.

Через год Ольга приняла решение пойти войной на древлян. Она хватила захватить город Коростень, но все усилия были напрасна. Почто все лето простояло войско киевское под стенами города, но взять его так и не смогла. Но там, где силой не возьмёшь можно взять умом. Княгиня говорила, что уже достаточно отомстила и просила дать самую маленькую дань два воробья и голубя с каждой семьи. Стали радоваться осажденные что так мало просит Ольга и исполнили ее желания. Тогда княжна приказа привязать к лапам птиц тряпки, пропитанные серой, поджечь и отпустить. Так как жилища были все из дерева, а крыши соломенные, огонь разошёлся очень быстро ни щадя не чего на своем пути. Многих тогда взяла в плен княгиня, а затем принесла их в жертву бога и в6елела похоронить около могилы Игоря.

Затем Ольга отправилась в Константинополь где приняла крестьянство и обновила торговый договор, доказав этим что ничуть не хуже императора с императрицей.

Так же Ольга обменялась посольствами с императором германии Оттоном I. Когда Святослав повзрослел он не стал помогать княгине в управлении государством, а стал защищать границы Киевских земель.

В 968 г. княжну с внуками захватили печенеги, тогда она и призвала на помощь сына Святослава, который тем временем воевал в Болгарии, и не отпускала его до самой смерти. Последней просьбой Ольги было то что бы сын после ее смерти не совершал языческой тризны.

3, 4, 6 класс. Окружающий мир. Древний мир

Княгиня Ольга

Популярные темы сообщений

  • Степная гадюка

    Когда мы отправляемся на прогулку в лес, мы можем встретиться со многими опасностями. Некоторые животные и птицы встречают гостей своего «царства» не очень дружелюбно. Такой считается степная гадюка. Это самый типичный житель степной зоны,

  • Скрипка

    Скрипка — инструмент, необходимый для идеального симфонического оркестра. Она относится к струнным смычковым музыкальным инструментам. Смычок — это инстумент, для извлечения звуков из инструмента.

  • Творчество Сорокина

    Родился 7 августа 1955 года в подмосковном Быково. После учебы в Институте нефти и газа Губкина в Москве и Московском институте неорганической химии он посвятил себя графике,

  • Пейзаж в музыке

    Пейзаж – жанр в изобразительном искусстве, который заключаться в рисовании природы. Художники могут, как и точно перерисовывать и немного преображать природу. Веками природа использовалась только лишь для фона или декораций.

  • Персиковое дерево

    Персик представляет собой листопадное плодовое дерево, которое может быть высотой 8 метров. Дерево покрыто чешуйчатой, красновато-коричневой корой. Чем старше дерево. Тем оно шершавее. Почки закладываются по 2 штуки

Ольга Рыпакова из Казахстана стала «Принцессой Олимпийских игр» болельщиками С ее потрясающим нарядом, вышитым вручную, и очаровательной личностью, она была признана главным выдающимся персонажем на церемонии.

Лондон Олимпийская чемпионка 2012 года Ольга Рыпакова и капитан национальной сборной по боксу, двукратный призер чемпионатов мира Камшыбек Кункабаев. Фото предоставлено Национальным олимпийским комитетом 9.0003

Международные болельщики из Японии, Кореи, Китая и других стран оставили свои комплименты и положительные отзывы об обворожительной внешности Ольги на официальных страницах Национального олимпийского комитета (НОК) Казахстана в социальных сетях.

Рыпакова ошеломила азиатских пользователей Сети своим нарядом.

Некоторые из их комментариев в Twitter и Instagram гласили: «Принцесса», «Великолепная», «Богиня», «Красивая», «Самая красивая женщина, которую я когда-либо видел». Некоторые добавляли, что Ольга своим красивым лицом напомнила им известную японскую героиню компьютерных игр — Лунафрейю Нокс Флёре из Final Fantasy XV.

Пользователи твиттера комментируют внешний вид Рыпаковой.

Многие корейские фанаты написали, что «независимо от того, насколько мы далеки и разные в культурном отношении, мы все равно видим все одними глазами (одинаковыми)», комментируя естественную красоту Ольги и ее удивительный костюм. Международные болельщики также поддержали спортсменов сборной Казахстана и выразили желание когда-нибудь посетить Казахстан.

Ольга Рыпакова — олимпийская чемпионка Лондона, выдающаяся легкоатлетка. Она родилась в Усть-Каменогорске, перешла из семиборья в тройной прыжок в 2007 году и начала с большого успеха, завоевав два золота на чемпионате Азии по легкой атлетике 2007 года и летней Универсиаде 2007 года.

Ольга Рыпакова.

В этом году, следуя рекомендации Международного олимпийского комитета по соблюдению гендерного равенства и гендерного баланса, впервые каждая страна-участница была представлена ​​двумя знаменосцами – мужчиной и женщиной. НОК объявил, что, поскольку два знаменосца станут «лицами Казахстана», они хотели, чтобы костюмы отражали подлинность национальной культуры и привлекали внимание международных зрителей со всего мира.

Ольга была одета в шелковое белое платье с длинными рукавами и традиционный жакет – камзол из органзы, расшитый вручную вышивкой нитками, бисером, стразами и пайетками. Наряд другого знаменосца Камшыбека Кункабаева состоял из брюк и камзола из смесовой шерстяной ткани и платка с ручной вышивкой.

Эти два костюма были разработаны и сшиты известным модельером из Алматы Виолеттой Ивановой. Художественно-ремесленные специалисты Государственного музея искусств им. Кастеева консультировали дизайнера по вопросам украшений, символики национальных орнаментов и традиций их применения.

«Этот конкретный проект был очень ответственным, и его нужно было сделать в кратчайшие сроки, но мы с моей командой все равно решили взяться за него, так как моей долгожданной мечтой было создать коллекцию казахских костюмов в современной интерпретации. Я влюблена в казахские орнаменты (традиционные узоры) и мне захотелось поделиться их красотой с миром, и создание таких костюмов — хороший шанс для этого», — сказала Иванова. «Меня вдохновляет мысль о том, что наше национальное искусство заслуживает уважения, оно красивое, может быть современным, нам есть что показать миру и мы точно можем стать модниками. Самое первое впечатление после просмотра костюмов — ты видишь двух птиц, двух лебедей — обеих птиц счастья».

Сборная Казахстана на прогулке во время олимпийского парада. Фото: Национальный олимпийский комитет

После примерки Ольга сказала: «Костюмы уникальны, современны и в то же время традиционны. Это шедевры от кутюр, созданные настоящими профессионалами, которым я не могу не выразить свою искреннюю благодарность».

Однако реакция Ольги на ее сенсационное появление в социальных сетях несколько отличалась от ожиданий ее поклонников. Она сказала: «На самом деле, я не особенно в восторге от этого и не слишком остро отреагировала на это. Кажется, наши костюмы и образы каким-то образом привлекли внимание японских, корейских и китайских зрителей. Они сравнили нас с какими-то персонажами из компьютерных игр, и поэтому отреагировали с таким энтузиазмом. Для меня все это было скорее за гранью моего понимания, чем вовсе не ожидалось».

Она также подчеркнула, что ее главная цель – хорошо выступить на Олимпиаде.

«Хотелось бы достойно представить нашу страну, показать достойный результат, а не только быть признанным знаменосцем на церемонии открытия».

Ольга пожелала удачи всем спортсменам и в заключение: «Я хочу, чтобы люди с нашей Родины поддержали нас эмоционально и духовно. Ваша поддержка очень важна. Пожалуйста, болейте за нас. Вместе мы можем дотянуться до звезд. Биз биргемиз (Мы вместе)».

Казахстан завоевал свои первые олимпийские медали

Поскольку Олимпийские игры продолжаются, у Казахстана уже есть две бронзовые медали. 28-летний Елдос Сметов, выступающий в весовой категории до 60 кг, завоевал бронзовую медаль, победив Торнике Цьякадоеа из Нидерландов. Сметов — серебряный призер Олимпийских игр 2016 года в Рио.

Сметов на Олимпиаде. Фото: Женис Искабай/NOC

Казахстанский тяжелоатлет Игорь Сон также завоевал бронзовую медаль 25 июля, набрав 29Всего 4 килограмма (131+163).

Игорь Сын на Олимпиаде. Турар Казангапов/НОК

«Я никогда не поднимал такой вес до Токио. Получается, что это был лучший результат, который у меня когда-либо был на соревнованиях. В разминке стоял телевизор, где я смотрел выступление других спортсменов. Когда мой противник уронил штангу, волнение все еще сохранялось. Потому что все ожидаемо. Лично я довольно хорош в рывке на соревнованиях, лучше, чем в толчке», — сказал Сон, слова которого цитирует Национальный олимпийский комитет.

Получайте статьи из The Astana Times напрямую! Зарегистрируйтесь через сайт или подпишитесь на наши Twitter, Facebook, Instagram, Telegram и Tiktok!

Спиральный поворот. Ольга Фукс | Статьи | О нас

Дмитрий Крымов, сценограф, график и живописец, работы которого находятся в десятках частных и национальных коллекций, однажды согласился организовать курсы сценографов. Вскоре в театральном мире Москвы появился новый театр жанра, который невозможно определить. И теперь уже невозможно представить русский театр без Лаборатории Крымова.

 

Говоря о Дмитрии Крымове, часто подчеркивают, что он сын Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. Хотя в данном случае это не очередная банальность рассуждений о том, отдыхает ли природа с детьми гениев или, наоборот, работает сверхурочно. Просто его художественная жизнь (главным образом, ее последняя театральная часть) является удивительным доказательством того, что ничто не исчезает бесследно: трава пробивается сквозь камни; Шекспир рифмуется с Чеховым, Сервантес с Хармсом, Толстой с Ван Гогом. А в театре Крымова, где играют артисты и оперные певцы, можно различить интонации Эфроса.

 

Этот уникальный театр начался с «полуспектакля» «Недосказки» «полурежиссера» Крымова, уже поставившего «Гамлета» в театре Станиславского. Актерами в «Недосказках» были художники-постановщики — если актерское мастерство может быть подходящим словом для описания их странных манипуляций. Они рисовали друг другу на тощих спинах «точка-точка-запятая» — и возник скорбный образ иконы. Из скрещенных и отмеченных красной краской рук появились губы. С помощью простого реквизита (косы, валенки, тряпки, скотч, чемоданы, ведра с краской) «полуактеры» рассказывали увлекательные и очень страшные сказки, причем не со счастливым концом, заставляя нас вспомнить своеобразный ужас афанасьевских сказок. «Репка» заканчивается коллективным самоубийством, Царевну-Лягушку варят на примусе, Красную Шапочку убивают жадные дети, а Змея Горыныча (Дракона) изображают три девушки в черный – готовился к яичнице.

 

Бездомный театр студентов-сценографов получил свой дом благодаря Анатолию Васильеву, который пригласил их играть в своей «Школе драматического искусства». Дом, который теряет Король Лир из крымовских… «Трех сестер». Там жили Лир, его дочери и Шут, присматривавший за девочками. Их купали в кадках, закутывали в полотенца и заставляли читать стихи (сонеты Шекспира), стоя на стуле. Масштаб и оптика изображения менялись – космическая трагедия вместе с Лиром (Михаил Янушкевич) приобрела почти интимную интонацию, выросла из семейных дрязг, будней, где Британия не больше дома. И этот дом прекращает свое существование, если его делят. Катастрофической бури не было, и ветер не завывал, но это не меняет горькой сути — дочери одна за другой покидают отца.

 

Тема дома возникла в театре, когда их собственный дом, который они делили с «Школой театрального искусства» Васильева, оказался под угрозой «а-ля чиновничьего» передела собственности и обиженный царь отскочил. «Аукцион», — ответил Крымов. Здесь можно увидеть, как Тригорин разговаривает, например, с Раневской. Здесь выступают господствующие мотивы чеховских пьес: бестактная рассудительность Лопахина и Серебрякова против романтического мечтательного идеализма Раневской и Войницкого; искусство, интеллектуалы, детство и потерянная природа. Дом, родовое поместье умирает. Бренд «ул. Поварская, 20» играет роль вишневого сада, который в любой момент будет уничтожен, чтобы освободить место для дачных построек, то есть квартир и офисов. На украшении – модели усадьбы из песка, паре «вишенок» из веточек ракитника – адресная табличка «ул. Поварская, 20». Персонажи объединяются, чтобы выкупить вишневый сад. Они готовы наброситься на любого, кто сочтет разрушение их дома разумным.

 

Помимо актеров, в «Аукционе» участвуют и марионетки – сестры Прозоровы и Тригорин; их ломаные силуэты элегантны и нелепы одновременно. В финальной части спектакля «сестер Прозоровых» завернут в черный полиэтилен — самые дешевые похороны — и закопают под песчаную усадьбу. Очевидно, что в современном мире нет места их утонченности. В воздухе чувствуется атмосфера трагического веселья и такого невозможного сочетания юности и смерти.

 

Свято место пусто не бывает – еще нет такого «конгениального гения», ради которого стоило бы затевать этот бюрократический аукцион, так что разделенный дом Васильева уже не дом, а «Открытая сцена». Таким образом, Дмитрий Крымов и его компания до сих пор играют там свои спектакли. «Донки Хот», например. «Соавтор» Крымова сэр Вантес написал эту пьесу, имея три источника вдохновения: фрагмент завещания Дон Кихота из романа Сервантеса, «Дневник сумасшедшего» Гоголя и «Акт медицинского освидетельствования заключенного Даниила Ивановича». Ювачев Хармс» психиатрами тюремной больницы. Но какими изощренными оказались пометки и образы режиссера на полях этого фантастического сочинения!

 

Пейзажи жаркой Ла-Манчи — это просто мазки гуашью на чертежной доске; ветряные мельницы — вращающиеся счеты. Донки Хот — чрезвычайно высокий, «двойной» человек в мире гномов на согнутых коленях. Алдсона, собирая обрывки разорванной книги, пыталась дотянуться до него и даже станцевала с ним танго. Хотя она никогда не сможет подняться с колен, как он никогда не согнёт колено. Донки Хота бы несколько раз похоронить (или депортировать под охрану — что, собственно, не имеет большого значения), разрезать на куски, цитаты, сюжеты и штампы, и пусть его заблудшая душа бродит по свету в одиноких воздушных змеях, стучащих в закрытые окна.

 

Похороны становятся своего рода лейтмотивом театра Крымова. Театральность похоронного плача, квинтэссенция памяти и надежда на некое воскресение – ренессанс в культурной памяти потомков. «Тарарабумбия» Крымова, смесь траурной процессии и сталинского парада, станет главным спектаклем Чеховского фестиваля, как эпитафия к столетию Чехова.

 

В том же жанре похорон поставлен самый нелепый крымовский спектакль «Смерть жирафа», своего рода вступление к «Тарарабумбии». Этот жираф — искусственное творение четырех актеров, сосредоточенных, как дети, во время игры. Он состоит из чайного столика с фарфоровыми чашками с недопитым чаем, кусочков зефирных палочек, ярких кирпичиков и шишек, воздушных шаров и еще чего-то. Такие существа долго не проживут. «Они не были созданы для этого мира, и мир не был создан для них». Жираф разлетится вдребезги. И на его могилу наведывалась фантастическая компания: жена жирафа в инвалидном кресле, уже подросший сын жирафа из брошенной им семьи, вдова, французский журналист, его партнер по цирку, которого жираф научил делать . . фокус. со спичкой, иммигрантом, ставшим таксистом в Америке, и женщиной-«лицом кавказской национальности» с плохим русским, плохим английским и сумкой, набитой всякой всячиной: куркумой, тазепамом, базиликом, корвалолом и фотографией бабушка Ашхен 19 лет06. С каждой эпитафией и каждой картиной абсурд становится все более крайним, а история жирафа, отделенная от первоначального события, постепенно уходит все выше и выше, в небо, в космос. Где ты, жираф, хрупкое чудо, которое не объяснить словами и не подчинить никакой логике — ни линейной, ни абсурдной?

 

Именно оттуда, с самого неба падает в колодец зала «Глобус» одноглазый Демон Крымова с одним крылом с пальцами, когтистой лапой и босой ногой. Его реанимируют и пусть улетают. Подзаголовок спектакля «Вид сверху» — это взгляд на мир с высоты птичьего полета, взгляд, полный удивления, жалости и любви. Фантазия соавторов Крымова (он всегда подчеркивает, что его перформансы — продукт коллективного разума) парит высоко в восходящих культурных потоках.

 

Демон блуждает в пространстве и времени. Среди белой пустоты появляются Адам и Ева в сопровождении баховских «Страстей по Матфею», а змей-плетник ползет и хлещет людей за их падение, оставляя на полу лишь клочки бумаги. Пол «Глобуса» покрыт несколькими слоями бумаги: черная бумага чередуется с белой бумагой, идеальная возможность создавать образы как бы из пустоты, рисуя их парой мазков или рисуя их из рваной бумаги.

 

Толстой уходит босиком из Ясной Поляны (молодой человек с очень длинной лыковой бородой опускает обе ноги в ведра с краской и уходит, оставляя следы на бумажном снегу). Почти бестелесная бумага Гоголь сжигает в медном тазу второй том «Мертвых душ», рискуя обжечься в этом огне. Виниловые диски падают на пол, и компания художников окаймляет каждый из них желтыми резиновыми перчатками-лепестками и дико обматывает всю композицию стеблями черного скотча. Подпись черной краской: «Винсент» — комплименты Ван Гогу, а вместе с ним — всем гениям, страдавшим от непонимания.

 

Мы на пиросманской свадьбе. Внезапно один из гостей, надев бериевское пенсне, прыгает на стол, нависший хищной птицей над невестой. И луч беспощадного света режет тревожную жизнерадостность кавказского брака.

 

Счастливая девочка мчится на велосипеде, а за ней плывут на манер Шагала мать и отец, держащие за руку любимое чадо. И они улетают навсегда и оставляют дочь лежать на земле застывшим сгустком.

 

Сострадание — ключевое слово в театре Крымова. Именно это слово заставило его забыть обо всем, чтобы взяться за платоновскую «Корову» (рассказ о маленьком мальчике Васе, страдавшем из-за любимой коровы (которая «все дала: свое молоко, свое дитя, мясо, кожу, внутренности и кости») смерть). Постепенно сюжет Платонова приобретает самые непредсказуемые ассоциации с собственным детством. Здесь два Василия: взрослый (Сергей Мелконян) и ребенок (Анна Синякина), с исцарапанными коленками. Корова предстает здесь девушкой (Ирина Денисова) с красивыми глазами и стройными ногами, в берете; под ее блузкой спрятан крошечный видеоизображение — корова в образе Мадонны с младенцем — с пакетом с изображением теленка. Потеряв ребенка, она превратится в роковую женщину, в кого-то вроде Анны Карениной в своем белом саване, и бросится под поезд. Отец великан на козловых стульях. Он прячет в своей груди сокровище – радиоприемник, который не только транслирует шумы или новости с полей, но даже умеет играть запрещенный джаз. Слушая этот джаз, даже корова ослабляет бдительность и теряет из виду своего теленка, пока его отправляют на убой.

 

Товарный состав мчится по горизонту – практически парит в воздухе. Затем он переходит на экран из пледов (идеальный экран для просмотра слайдов, красоты которых поколение DVD никогда не поймет). Корова увидит других коров через полуоткрытые окна поезда и будет счастлива. Но она не увидит своего теленка в первых трех вагонах, за ними вагоны с арестантами, а дальше — просто «сюрреалистический хлам»: Мавзолей с Эйфелевой башней, расчлененный жираф, ленинский бюст Пушкина и опрокинутый Станиславский — какая может быть система там?! И корова постоянно разматывает длинную веревку, на которой был захвачен ее сын; она пытается отследить его последнее путешествие и понять логику людей. Вот мастер, пьющий пиво в столовой, чем участвующий в собрании, и идущий на занятие с минимумом технических знаний. И снова: столовая, встреча, минимум технических знаний. И колокольчик всегда звенит одиноко. «Маленькие здесь дороже стоят», — понимает корова. Те, у кого в детстве не было такой коровы, которая заставила бы содрогаться от жалости к другому живому существу, рискуют так и не стать настоящими людьми.

 

Донки Хот, Лир, Змей Горыныч или Раневская, мальчик Вася, посвящающий корове свое первое сочинение, или Лев Толстой со всеми уже написанными книгами, — человек в театре Дмитрия Крымова всегда чувствует себя чужим, отделенным от других .

 

Это тема «Опуса № 7», спектакля о людях-изгоях (часть 1 «Генеалогия») и гении-изгоях («Шостакович»). Первая часть рассказывается с помощью досок, жести, фраков, детских сапог, ведер с краской, рентгеновских снимков. Начиная с ветхозаветного «Авраама, отцы Исаака», она петляет сквозь века, пока, наконец, не встретится со страшной катастрофой ХХ века – Холокостом. Образы создаются тут же, на месте, и их глубокая простота впечатляет. Грубо выбитый картон – это Стена Плача, выплеснутая на нее из ведер боль – бледнеющие на глазах силуэты согбенных людей в сюртуках. Шубы падших предков с «проросшими» руками – организованное время, выбившееся из колеи, пугающая родовая память. Детская коляска с грудой детских сапог с их именами — олицетворенный ужас цивилизации, породившей газовые камеры и террористические акты.

 

В «Шостаковиче» яркость пошлого театра органично сочетается с тончайшей психологической игрой. Его главные герои – четырехметровая богатырская кукла Родина-Мать (Родина-мат) и немного напуганный голодающий, с музыкой, льющейся из горла, словно здесь чахоточный. Пока властная мать тянется к револьверу. Портреты Ахматовой, Мейерхольда, Маяковского и других лучших людей России слетаются, как бабочки, привлеченные светом, и становятся прекрасной мишенью для Родины-матери. Однако она не попадает в цель, пытаясь застрелить Шостаковича. Легко двигаясь, словно в чувственном танце, она преследует обезумевшего от животного страха гения. Выстрел — осечка, еще выстрел — еще осечка. Так как она не в состоянии застрелить этого слишком скользкого «мотылька», то ничего другого не остается, как наградить его, проткнувшего его — так же, как булавкой — орденом Ленина. Благодаря своей матери он больше никогда не сможет выпрямиться. Скоро живого гения заменит гибкая тряпичная кукла, и могучая и богатая Родина задушит его, прижав к материнскому дыханию.

 

Острая и остроумная, нежная и затаившая дыхание музыка чередуется с «покаянным» дискурсом Шостаковича – китайской пыткой фальшью.

 

Кульминация «Шостаковича» – нашествие жестяных ревущих безголосых роялей под знаменитую тему «нашествия» из «Ленинградской симфонии», как будто сама музыка протестует против «естественного» порядка вещей.

 

«В третьем акте на фоне бездумного топота ног — именно этот «топот» и должен быть слышен — наступает Ужас».