Сообщение о славянах: Доклад на тему Древние славяне 3, 4, 5, 6 класс сообщение

Доклад на тему Древние славяне 3, 4, 5, 6 класс сообщение

  • Энциклопедия
  • История
  • Древние славяне

Наши предки-славяне были выходцами из балтославянских индоевропейских племён. Примерно в 5 веке нашей эры они начали активно селиться на землях Восточной Европы. Славянские вожди были людьми мудрыми и дальновидными, сразу оценив насколько богатыми являются земли, на которых они поселились. В отличие от своих извечных врагов кочевников славяне вели оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием, охотой и скотоводством.

Основы земледелия составляли пшеница, ячмень, гречиха, а также различные овощи: капуста, свёкла, репа и т.д. Скот разводили как крупнорогатый, так и мелкий. Охота давала нашим предкам не только пищу, но также материалы для пошива одежды. Кроме этого меха являлись предметом обмена, т.е. использовались вместо денег. Из ремёсел наиболее распространённым было кузнечное дело.
Изначально славяне селились родами. Во главе рода стоял старейшина, который решал все спорные вопросы. Рослые и физически крепкие славяне являлись прекрасными воинами. Их отличительной чертой было стремление биться с врагом до последней капли крови. Наибольшим позором для воина были проявления трусости. Сражаться приходилось довольно часто, т.к. среди славян была распространена родовая вражда и кровная месть.

Верования наших предков были языческие. В их основе заложено поклонение многим богам. Религиозные обряды проводились в особых местах — священных рощах. В таких рощах устанавливались деревянные статуи богов — идолы. Из всех богов наиболее могущественный считались бог солнца — Ярило и бог грома, и войны — Перун. Обрядами управляли особые люди, которые назывались кудесниками и волхвами.

Таким образом, становится понятно, что на фоне той эпохи славянское общество было достаточно высокоразвитым и жизнеспособным.

Доклад №2

Первые известные упоминания о древних славянах относятся к середине первого тысячелетия нашей эры. В византийских летописях их называют антами и склавинами. Центральная, восточная и юго-восточная Европа стала местом проживания этих племен. Заселив эти обширные территории, племена разделились на три основные группы: на восточных славян — дреговичей, полян, вятичей, древлян, северян, радимичей, кривичей, полочан, словен, волынян, уличей, тиверцев; на западных славян — глинян, оморян, ободричей, чехов, словаков, поляков, поморян, вагров, полабов, глинян, лютичей, велетов, лужичан, кошубов, мораван; и на южных славян — словенцев, хорватов, сербов, захлумлян, болгар и других.

Жили анты и склавины в небольших поселениях, не имевших оборонительных укреплений. Сами жилища представляли собой углубленные от полуметра до метра в землю дома, крыша и стены которых опирались на вкопанные столбы. Крыша (обычно двускатная) укрывалась соломой. В доме у западных был очаг, у восточных преобладали печи. Первостепенное значение для древних славян имело земледелие. Из возделываемых культур основными были пшеница, просо, овес, ячмень и рожь. Вторым по значимости занятием было разведение лошадей, коров, овец, свиней, а также разных птиц: кур, уток, гусей. Сладкое добывали диким пчеловодством — бортничеством. Ходили на охоту и ловили рыбу.

С началом возникновения городов развиваются ремесла. Для оседлого хозяйства главным ремеслом стало кузнечное. Изготовление орудий труда из металла позволяло лучше обрабатывать землю. Пахать железной сохой намного эффективнее чем деревянной. Металлические оружие и доспехи сделали древних славян замечательными воинами. Наконечники стрел и копий, железные мечи, найденные при раскопках, говорят о высоком мастерстве кузнецов далекой эпохи. Гончарное дело — кладезь информации о жизни в те далекие времена. Самые частые археологические находки — это керамические изделия. В глиняной посуде хранили продукты, готовили еду, и еще делали детские игрушки. В городах работали и другие мастера: ювелиры, ткачи, косторезы, столяры и плотники.

Религия, существовавшая у древних славян — язычество. Она основана на одушевлении окружающего мира. Славяне верили в то, что у каждого озера, реки, леса, горы есть свой дух. К большинству из них обращались просто: дух леса, дух воды. Общие же для всех славян боги имели собственные имена. Перун — покровитель воинов и знати. Велес — бог богатства и скотоводства, защитник купцов, путешественников. Макошь — воплощение женского начала, плодородия. Сварог — бог огня и неба. Лада — богиня любви. Даждьбог — покровитель земледельцев, управлял солнцем и теплом. У каждого племени существовали и свои боги, которым поклонялись только они.

У первых славян было общее имущество, орудия труда, жилье, продовольственные запасы. Управляли ими сообща самые старые и опытные сородичи — старейшины. При решении самых важных вопросов собиралось общее собрание — вече. В каждом племени жили волхвы. Они занимались врачеванием, прорицанием, предсказывали погоду и были хранителями общих знаний. С появлением и усилением роли князей волхвы становятся главными советниками при них.

Древние славяне — оседлые земледельцы с богатой культурой, которые оставили свой значительный след в истории человечества. Их многочисленные потомки являются тому подтверждением.

Древние славяне сообщение-доклад

Древние родственники нынешних славянских народов были известны как веды. Это племена, которые жили в восточной части Европы между Балтийским морем (в то время называлось Венедским заливом Северного океана) и Карпатами. Название «славяне» стало употребляться ближе к середине первого тысячелетия н.э. Такое название первыми получили народы на западе, потом на востоке (до этого их называли антами), а дальше все народности, которые говорили на славянских языках.

Вначале нашей эры значительную территорию Европы уже населяли славянские народы. Происходили постоянные перемещения и расселения. Таким образом часть переместилась на запад к рекам Эльбы и Одры и уже там вместе с местным населением стали предками западных славянских народов таких как словаки, поляки и чехи. После продолжительной войны с великой империей Византия в VI—VII вв. было перемещение славян в южном направлении к Дунаю и Балканскому полуострову. Вместе с коренным населением Балканского полуострова (иллирийцы и фракийцы), раннее угнетенные византийцами, славяне стали прародителями болгар и югославского населения.

По мере заселения Балкан историки и географы Византии уже детально познакомились со славянами. Описывалась обширность славянской территории, их многочисленность и хорошие познания в области скотоводства и земледелия. Из источников византийских авторов нам известно, что славяне не признавали рабства и подчинения, отлично владели военным делом и были прекрасно вооружены. Но интересным является тот факт, что даже в начале VII век у славян правили военные вожди отдельных племен и небело государства.

Между Днепром и Днестром проживали древние предки украинского, русского и белорусских народов. Потом выше по Днепру было многовековое передвижение в сторону севера. Более приемлемые места для поселения занимались вновь прибывшими переселенцами. Очень часто приходилось освобождать территорию от древних лесов для земледелия и скотоводства. Расселились они вплоть до верхнего Поднепровья где жили предки латышей и литовцев.

В дальнейшем славяне заполонили области где проживали предки современных финнов, эстонцев, карелов и марийцев. Конечно же славяне превосходили уровнем культуры эти населения.

Зачастую останки славян, изучаемые археологами нашего времени, находят в трудно проходимых местах, совсем неудобных для проживания. Это объясняется тем, что люди стремились к более защищенным местам поскольку племена и общины постоянно воевали между собой.

3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир

Древние славяне

Популярные темы сообщений

  • Ориентирование на местности

    Когда нет ни карты не компаса, как определить местоположение? Для этого существует такая дисциплина как ориентирование на местности. Если человек владеет данными знаниями, то они могут пригодиться на отдыхе, а иногда и в критической ситуации спасти

  • Вавилонская башня (краткая история)

    Согласно приданию Вавилонская башня была воздвигнута при царе Набупалассаре в городе Вавилон («Врата богов») где-то около 1900 – 1600г. до н.э. По Христианкой версии он был построен после Великого потопа. Этот город действительно существовал,

  • Колосс Родосский чудо света

    В древнем мире известно семь классических чудес, представлявших собой великие творения мастеров, поражающие наше воображение монументальностью и изяществом. Особенно хочется отметить великолепное архитектурное сооружение античного

  • Бурый медведь

    Бурый медведь является самым известным лесным хищником нашей страны. Упоминания о буром медведе можно встретить практически в любой русской народной сказке.

  • Дерево (Вяз)

    Вяз относится к деревьям семейства Ильмовые. Родиной дерева считается Азия. Откуда оно и распространилось в Сибирь и Поволжье, на Урал и Кавказ, и в некоторые страны Европы. Встречается в смешанных лесах,

Жизнь древних славян, их быт и образ жизни (4 класс, окружающий мир)

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2286.

Обновлено 30 Марта, 2021

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2286.

Обновлено 30 Марта, 2021

Наши предки – славяне – жили в далекие времена, когда окружающий мир выглядел совсем иначе, чем сейчас. Не было ни городов, ни крупных поселений – территория современной России была сплошь покрыта густыми лесами, в которых водилось множество диких зверей. Узнаем, согласно представленному плану, какова же была жизнь и быт древних славян.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Кто такие славяне

Славяне представляют большую группу различных народов и племен, которые принадлежат одной языковой семье. Это значит, что все они говорят пусть и на разных, но очень схожих языках.

Именно язык стал тем признаком, по которым всех славян условно разделили на 3 основные группы:

  • западные;
  • восточные;
  • южные.

Рассмотрим образ жизни древних славян, принадлежащих восточной группе. В настоящее время к ней относятся русские, белорусы и украинцы.

Поселения восточных славян состояли из нескольких племен, и каждое племя, в свою очередь, включало в себя несколько крупных родов. Род – это несколько семейств, которые вместе жили и вели совместный быт.

Рис. 1. Поселения древних славян.

Наши предки расселялись по берегам крупных рек: Днепра, Дона, Волги, Оки, Западной Двины. В зависимости от места проживания восточные славяне назывались по-разному:

  • поляне – те, кто жил в полях;
  • древляне – селились среди «дерев»;
  • дреговичи – жители лесов, получивших свое название от слова «дрягва», что означает трясина, болото.

Одежда древних славян была очень простой. Мужчины надевали на себя штаны, длинную льняную рубаху и широкий пояс. Женская одежда – это простое длинное платье, украшенное вышивкой. Летом и мужчины, и женщины обходились без обуви, а в холодное время года носили примитивные кожаные сапожки. Украшения надевали только в самых торжественных случаях.

Рис. 2. Одежда древних славян.

Основные занятия

Жизнь наших предков была трудна и полна опасностей. В непростых условиях выживали только самые крепкие, сильные люди, которые с детства были приучены к тяжелому непрестанному труду.

Женщины традиционно готовили еду, пряли пряжу, шили, следили за домашним хозяйством. Также они много времени проводили на огородах, занимались выращиванием домашней птицы и мелкого рогатого скота. Многие из них знали толк в лекарственных травах и занимались врачеванием. Женщины и дети также занимались сбором грибов, диких ягод, орехов.

Весной, когда съестные припасы подходили к концу, люди выживали за счет молодых побегов и листьев лебеды, которая зачастую заменяла собой хлеб. В голодные времена из этого растения пекли хлебцы.

Мужская работа требовала недюжинной физической силы и выносливости. Основными занятиями мужчин были:

  • Охота. В лесах водилось много разных зверей, но выследить и убить их древними орудиями было не так уж просто.
  • Рыболовство. Славяне ловили только крупную речную рыбу, используя для этих целей гарпуны.
  • Бортничество – сбор дикого меда, который использовали в качестве еды и лекарства. Название этого занятия произошло от слова «борть» – дупло дерева, в котором обитали дикие лесные пчелы.

Основной совместной деятельностью древних славян было земледелие.

Жилища древних славян

Поскольку наши предки жили в непростые времена, когда обычным делом были бесконечные нападения и военные столкновения, на первом месте стояла безопасность жилища.

Вокруг поселений выкапывали глубокие ямы, возводили земляные насыпи, густо ставили частокол. Для этого нужно было срубить дерево, обрубить все его ветки и сучья, обтесать, заострить и обжечь на огне. И для частокола требовалась не одна сотня таких подготовленных деревьев. Их глубоко зарывали в землю, и очень плотно устанавливали рядом друг с другом. Такой забор получался очень крепким и мог простоять долгое время.

Пол в домах находился примерно на один метр ниже уровня земли. Стены ставили из стволов молодых деревьев. Крыша также была сделана из таких жердей, на которые укладывали слои соломы. В стенах прорубались небольшие оконца, и в холодное время года их затыкали соломой или ветками. Неудивительно, что в таком жилище всегда было прохладно, темно и сыро.

Рис. 3. Жилища древних славян.

Что мы узнали?

При подготовке доклада на тему «Жизнь древних славян» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, какую жизнь вели наши далекие предки. Мы выяснили, кто принадлежал к славянам, где и как они жили, как одевались, питались, строили свои жилища.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


Оценка доклада

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2286.


А какая ваша оценка?

Фёдор #Достоевский к #славянскому вопросу – Русская Вселенная

Дневник Фёдора Достоевского (1877, ноябрь).

Портрет Федора Достоевского работы Василия Перова, 1872 год.

Несколько совершенно особых замечаний о славянах, которые я давно собирался сделать.

Попутно сделаю несколько особых замечаний о славянах и славянском вопросе. И я давно хотел это сказать. Это сейчас все в России вдруг заговорили о скорой возможности мира, о скорой возможности как-то решить славянский вопрос. Дадим волю своей фантазии и представим вдруг, что все дело кончено, что по настоянию и крови России славяне уже освобождены и, более того, что Турецкой империи больше нет, а Балканский полуостров свободен и живет новой жизнью. .

Конечно, трудно предсказать до мельчайших подробностей, какую именно форму примет на первых порах эта славянская свобода, т. очень-очень далеко) или будут небольшие отдельные домены в виде крохотных государств с суверенами, призванными из разных правящих домов?

Невозможно также представить, будут ли наконец расширены границы Сербии или Австрия встанет на пути; размер территории, которую будет занимать Болгария; что станет с Герцеговиной и Боснией; какие отношения возникнут между малыми, только что освободившимися славянскими народами и, скажем, румынами или даже греками — константинопольскими и прочими афинскими.

Наконец, будут ли все эти страны и крохотные земли полностью независимыми или окажутся под защитой и надзором «концерта европейских держав», в том числе и России? (Я думаю, что эти народки сами все обязательно будут просить европейского концерта, даже с Россией, но исключительно как средство защиты от территориальных амбиций России.)

Ни один из этих вопросов не может быть точно решен заранее, и Я не рискну их решать. Однако и сейчас можно точно знать две вещи: (1) что рано или поздно все славянские племена Балканского полуострова в конце концов освободятся от турецкого ига и начнут жить новой, свободной и, может быть, независимая жизнь; и (2)… Ну, вот об этом-то втором, что непременно и произойдет, я давно уже собирался говорить.

Это второе есть мое внутреннее убеждение, полное и непреодолимое, что у России никогда не будет и никогда не было никого, кто мог бы ненавидеть, завидовать, клеветать и даже проявлять к ней открытую вражду так, как все эти славянские племена будут в тот момент, когда Россия освобождает их и Европа соглашается признать их освобождение! И нечего возражать, оспаривать мою точку зрения или кричать, что я преувеличиваю и ненавижу славян! Напротив, я очень люблю славян; но я не буду защищаться, потому что знаю, что все произойдет именно так, как я сказал; и это не от якобы подлого и неблагодарного характера славян, вовсе нет — в этом смысле они такие же, как и все остальные; именно потому, что такие вещи не могут происходить на земле никак иначе. Не стану здесь вдаваться в подробности, но знаю, что никакой благодарности от славян точно ждать не следует; мы должны подготовиться к этому заранее.

Повторяю: после освобождения они начнут свою новую жизнь с того, что будут просить у Европы, например у Англии и Германии, гарантий и защиты своей свободы, и хотя Россия тоже будет частью концерта европейских держав, они будут сделать это именно как средство защиты от России. Они непременно начнут с объявления знамени, которое она подняла среди человечества. Но эти люди, особенно вначале, будут в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому преследованию. Особенно приятно будет освобожденным славянам объявить и раструбить на весь мир, что они образованные народы, способные достичь высот европейской культуры, а Россия — варварская страна, мрачный северный колосс), что у нее нет даже чистого Славянская кровь и есть угнетатель и ненавистник европейской цивилизации.

У них с самого начала будет конституционная форма правления, конечно, с парламентами, ответственными министрами, ораторами и речами. Они получат огромное утешение и удовольствие от этого. Они будут в восторге, когда прочитают о себе в парижских и лондонских газетах сообщения о том, что после продолжительной бури в парламенте в Болгарии окончательно пал кабинет и из либерального большинства образовался новый и что какой-то их Иван Чифтлик наконец согласился принять портфель председателя совета министров. Россия должна серьезно подготовиться к тому, чтобы увидеть, как все эти освобожденные славяне с упоением устремляются в Европу, чтобы заразиться европейскими формами, как политическими, так и социальными, до такой степени, что их собственная личность будет потеряна; и поэтому им придется пройти целый долгий период европеизма, прежде чем они уразумеют что-либо, имеющее их собственное значение как славян и их особую славянскую миссию среди человечества. Эти маленькие страны будут вечно ссориться, вечно завидовать друг другу и строить заговоры друг против друга.

Конечно, в случае серьезной беды они обязательно обратятся за помощью к России. Сколько бы они ни распространяли ненависть, сплетни и клевету на нас в Европе, заигрывая с ней и уверяя ее в своей любви, они всегда будут инстинктивно чувствовать (в минуту беды, конечно, но не раньше), что Европа является естественным врагом их единства, что она всегда была и всегда будет, и что если они существуют в мире, то естественно потому, что есть гигантский магнит, Россия, неудержимо притягивающая их всех к себе и таким образом поддерживающая их целостность и единство . Будут даже моменты, когда они будут способны почти сознательно согласиться с тем, что, если бы не Россия, великий центр Востока и великая притягивающая сила, их единство рухнуло бы в одно мгновение и разлетелось вдребезги, и самая их национальность исчезла бы. в европейский океан, как несколько капель воды исчезают в море.

Уделом России на многие годы будут сердечные муки и муки миростроительства, они расширят славянскую природу России и самую ее душу; что они окажут влияние даже на русский язык, литературу и творческие силы; что они духовно обогатят Россию и покажут ей новые горизонты. Признаюсь, эти представления всегда казались мне не более чем академическим чрезмерным энтузиазмом; правда, конечно, в том, что что-то в этом роде непременно произойдет, но это не произойдет еще лет сто, скажем, а пока, а может быть, и еще столетие, России вообще нечего будет занять у славяне либо из их идей, либо из их литературы; им предстоит еще немало повзрослеть, прежде чем они смогут нас чему-то научить. Наоборот: весь этот век, быть может, России придется бороться с узостью кругозора и упорством славян, с их дурными привычками, с их верной изменой славянству, что не за горами, во имя Они так стремятся принять европейские формы социальной и политической организации.

После решения славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное решение восточного вопроса. Пройдёт много времени, прежде чем нынешние славяне поймут, что означает Восточный вопрос! Ведь тоже пройдет много времени, прежде чем они поймут, что такое славянское единство, братство и согласие. Объяснять им это непрестанно, делом и великим примером будет непрестанной задачей России в будущем. В очередной раз люди спросят: «К чему все это? Почему Россия должна брать на себя такую ​​задачу?» Цель этого состоит в том, чтобы жить более высокой жизнью, превосходной жизнью; осветить мир великой, бескорыстной и чистой идеей; реализовать и в конечном итоге создать великий и могучий организм братского союза народов; создать этот организм не политической силой, не мечом, а убеждением, примером, любовью, самоотверженностью и светом; возвысить, наконец, всех этих малюток до своего уровня, до понимания своего материнского предназначения, — вот цель России, и те, если хотите, и выгоды, которые она извлечет. Если нации будут жить не высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только для служения своим собственным «интересам», то эти нации непременно погибнут; они потеряют чувствительность, станут бессильными и умрут. Но нет целей выше тех, которые ставит перед собой Россия, беззаветно служа славянам и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не только политическому) объединению в одно великое целое. Только тогда все славянство произнесет свое целебное слово человечеству. Нет выше этих целей на земле. Следовательно, не может быть ничего более «полезного» для России, чем держать эти цели перед собою, продолжать всегда разъяснять их себе и продолжать всегда возвышаться духовно в этом вечном, непрестанном и доблестном труде за человечество.

Пусть нынешняя война благополучно завершится, и Россия непременно вступит в новую, более высокую фазу своего существования.

Федор Достоевский. Дневник писателя: 1877-1881.

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

ANISTORITON: Viewpoints

АНИСТОРИТОН: точки зрения

V972 26 ноября 1997 г.

АНИСТОРИТОН

История, археология, искусствоведение
Кирилл и Мефодий среди славян


Cyril & Methodius kneal before Jesus Cyril & Methodius Preaching
Cyril & Methodius sent By Byzantine Emperor
to Preach Christianity & Translate Scriptures
An Early Cyrillic Text Page

по
Лидия Капурниоти

«В мире, может быть, так много разных голосов, и ни один из них не лишен смысла». — говорит св. Павел в своем Первом послании к Коринфянам. Святые Кирилл и святые Мефодий серьезно обдумали эти слова Апостола народов и сумели стать Апостолами славян. В 863 г. с их прибытием в Моравию они положили начало трудной работе по христианизации славян, которая была достигнута благодаря изобретению кириллицы и сильно повлияла на положение славян в мировой истории.

После середины 7 века центральноевропейское государство Великая Моравия начало играть важную роль в европейской политике. К тому времени христианские влияния уже проникли в государство, скорее всего, из церковных центров Баварии, таких как Зальцбург и Пассау. В этом районе было обнаружено около двадцати христианских храмов западного происхождения. Когда Моймир, моравский король, принявший западное христианство, умер, Людовик Немецкий ухватился за возможность вмешаться. Поэтому он решил назначить своим подданным князя Моравии Растислава, племянника Моймира, в надежде полностью контролировать его.
Но Растислав не горел желанием оправдывать надежды Людовика. В 862 году он отправил посольство в Константинополь. По житию Мефодия в послании Растислава сказано: «Многие христианские миссионеры пришли к нам от латинян, греков и германцев, уча нас разным вещам». а житие Кирилла добавляет: «у нас нет учителя, который мог бы научить нас этой самой вере на нашем языке». (Тахиаос 92) Были ли это слова Растислава или нет, но несомненно, что Растислав нуждался в близких отношениях с Византией, потому что чувствовал угрозу со стороны недавно заключенного франко-болгарского союза. Ведь Византия могла бы теснить болгар с юга. К тому же Растислав был умен, чтобы задавать христианство на славянском языке. Таким образом он надеялся добиться для своей страны культурной автономии против франкского империализма и в то же время был уверен, что далекая Византийская империя не сможет предложить Моравии никаких навязываний.

Ответ византийского императора Михаила III был положительным. На протяжении веков к славянам относились как к обыкновенным «варварам». Но поскольку были организованы славянские государственные образования, необходимо было совершать дипломатические перемещения. Им пришлось бы попасть под политическое и культурное влияние Византийской империи. Император и патриарх надеялись, что евангелизацией славян они свяжут их верными узами с византийским государством и церковью, в то время как франки с одобрения папства контактировали с Болгарией. Так, в ответе Растиславу Михаил III говорит по житию Константина (Кирилла): «Прими дар больший и драгоценнейший, чем золото, или серебро, или драгоценные камни, или преходящее богатство, чтобы и тебе быть причисленным к великим народам, воздающим слава Богу на их родном языке». (Оболенский 201) Нельзя отрицать, что помимо дипломатического аспекта миссия евангелизации славян была бы религиозной. По крайней мере, это имело сильное религиозное значение для двух мужчин, назначенных для выполнения этой миссии, братьев Константина (Кирилла) и Мефодия.

Выбор Константина и Мефодия для трудного дела евангелизации славян не был случайным. Два брата из Салоников принадлежали к знатному роду, очень известному императору. Их отец Леон был друнгарием, высокопоставленным военным чиновником. То, что два брата свободно говорили на славянском языке, можно объяснить. Многочисленные славяне, жившие в пригородах Салоников, имели развитые торговые и экономические отношения с греками Салоников. Предполагается, что, поскольку у них не было образования, они не могли общаться на греческом языке, и в этом отношении грекам пришлось выучить свой язык. Более того, Мефодию было поручено управление славянским районом, и поэтому он выучил их язык и старался быть информированным и понимать их традиции и обычаи. Кроме того, два брата уже выполнили миссию к хазарам на Кавказе. Более того, два брата получили важное образование сначала в Салониках, а затем в Константинополе у ​​лучших философов того времени, таких как Фотий. Так что с такой квалификацией они больше всего подходили для задачи создания славянской азбуки.
Естественно, первой задачей, которую должны были выполнить два брата перед отъездом в экспедицию, было изобретение алфавита. Многие средневековые писатели утверждают, что Константин изобрел алфавит сразу после приглашения Растислава для этой конкретной миссии. Но на самом деле Константин, должно быть, работал над славянским алфавитом, так как он находился в монастыре на горе Олимп в Малой Азии с целью миссии к славянам, которую византийское государство и церковь планировали до просьбы Растислава. Новый алфавит состоял из греческих букв плюс новые буквы, которые Константин изобрел, чтобы соответствовать особым звукам славянского языка. Первый текст, который Константин перевел перед отъездом в Моравию, был из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Оболенский 188) Это должно было символизировать миссию по евангелизации славян на их язык.

Осенью 863 года Константин и Мефодий прибыли в Моравию, где их тепло встретил Растислав. С этого момента им придется начать тяжелую работу, чтобы выполнить две основные задачи. Первый был религиозным и культурным. Им предстояло переводить священные писания и литургии и обучать местных священников, формируя таким образом основу славянской народной церкви. Второй был дипломатическим и политическим и был связан с их попытками прийти к соглашению с латинским духовенством и римской церковью.

В своей церковной и культурной деятельности они не сталкивались с проблемами. Наоборот, их успех был велик. Переводы Константина имели большой научный статус, но в то же время могли быть легко усвоены славянским населением. Двум братьям удалось смешать византийские и славянские элементы, соблюдая при этом славянский язык и традиции. Вот почему их работа сразу же стала эффективной, поскольку у моравцев был предыдущий опыт латинских литургий, который нельзя было понять.

Но на дипломатическом и политическом поприще два брата столкнулись с препятствиями. Латинское духовенство, находившееся там полвека, почувствовало, что византийские миссионеры вошли в сферу их юрисдикции. Итак, была большая реакция по двум основным пунктам. Первым было несогласие с некоторыми старомодными космографическими и антропологическими теориями, преподаваемыми латинскими священниками и противоречащими верованиям Константина и Мефодия. Второй была «ересь трех языков», как Константин назвал упорство западных священнослужителей во мнении, что христианская месса должна служиться только на иврите, греческом и латинском языках.

Князь Растислав мало что мог сделать для поддержки византийских миссионеров, и было ясно, что единственной силой, способной им помочь, была Римская церковь, поскольку Константинополь находился далеко и фактически не мог претендовать на какие-либо права на Моравию против латинян. В 867 г. папа Николай I, почувствовавший угрозу их политики, пригласил их в Рим. В то время они были в Венеции, куда отправились для рукоположения нескольких своих учеников. В то же время в Венеции Константину пришлось столкнуться с латинянами, которые обвинили его в использовании для богослужений славянского языка. Константин, по свидетельству его биографа, ответил: «Как не стыдно признавать только три языка, чтобы решить, чтобы все остальные народы и племена были слепы и глухи? письменный язык) или значит не хотеть?» (Оболенский 190-191)

Тем не менее в Риме Константину не пришлось бы отвечать на обвинения. Наоборот, их визит туда можно было охарактеризовать как триумфальный. Папа Адриан II, преемник Николая I, который тем временем умер, взял славянские книги, которые несли Константин и Мефодий, и велел освятить их на Святом Столе. Более того, Святая Месса была отслужена на славянском языке в церкви св. Петра. Не следует думать, что в Риме не было никакой реакции. Признание Папой было расчетливым движением, которое стало результатом конференций. Славянский мир чувствовал бы себя лучше Рима по сравнению с Баварией, и это сблизило бы славян. Это признание, однако, подняло в глазах славян прежде всего двух братьев, которые работали на них. Константин не прожил достаточно долго, чтобы насладиться этим признанием. Он умер в Риме 14 февраля 869 г.после получения имени Кирилл и после уговоров своего брата не отказываться от своей миссии в Моравии.

Мефодий вернулся в Моравию по желанию брата, но ему пришлось очень тяжело. Ему пришлось столкнуться не только с латинским духовенством, но и с моравским правительством и папством. В 870 году племянник Растислава, Святополк, вступил во владение Моравией после того, как заключил в тюрьму своего дядю и признал главенство Людовика Немецкого. Следовательно, латинские священники получили больше власти, и Мефодий оказался среди их власти и их усилий подорвать его авторитет. В то же время папство меняло свою позицию, опасаясь конфликта с латинской церковью. Столкнувшись с массой проблем, побывав даже какое-то время в заключении и испытав на себе различное отношение Папы к его работе, он решил сообщить об этом императору Василию I и патриарху Фотию и попросить их поддержки. Хотя в последние годы он был папским легатом и хотя Моравия находилась под папской юрисдикцией, Мефодий признавал, что родиной миссии был Константинополь, а создание славянского алфавита и церкви было византийским достижением. Мефодия тепло встретили в Константинополе. Тем временем отношения между Фотием и папой Иоанном VIII стали очень хорошими, а отношения между Римом и Франкским королевством, наоборот, ухудшились. Итак, Мефодий вернулся в Моравию и остался нетронутым и смог завершить свои переводы. В 885 году Мефодий умер, оставив своих учеников, чтобы продолжить его дело. И Мефодий, и Кирилл были канонизированы Греческой православной церковью.

Результаты Кирилло-Мефодиевой миссии имели большое значение для славян. В первую очередь они вошли в сообщество «цивилизованных» стран мира, так как теперь у них была письменность, на которой они могли писать литературу и историю. Более того, они были помещены среди народов, которые могли чтить Бога на своем родном языке. Это было основано на вере в то, что «язык, служащий средством христианской литургии, становится тем самым священным языком», что «именно через самое сокровенное владение человека, его родной язык, Он может вступить в теснейший контакт с человеческой душой». .» (Оболенский 131) Следовательно, славянский мир, включая такие страны, как Болгария и Россия, которые затем получили кирилло-мефодианскую традицию, пережил возрождение, основанное на росте их уверенности в себе. Их принятие византийского влияния не было жалким, а было основано на их сознательном выборе тех элементов, которые соответствовали их культуре, традициям и образу жизни.

«Господи, услышь мою молитву и позаботься о Твоем верном стаде, которое Ты доверил мне». (Тахиаос 138) Это, по словам биографа Кирилла, слова его последней молитвы. Говорил ли Кирилл на самом деле эти слова или нет, не столь важно, поскольку он и его брат доказали своей жизнью и результатами своей миссии, что они сделали все возможное для людей, которых они должны были крестить, вне всякого политического и дипломатического интереса. .

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ


ОБОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ. Византийское Содружество, Восточная Европа, 500-1453 . Нью-Йорк: SVS Press

TACHIAOS, ANTONIOS-AEMILIOS.