Сообщение о михаиле петровиче лазареве: Лазарев Михаил Петрович — Русский военный деятель

Ко дню рождения великого адмирала. Пять фактов о Михаиле Лазареве

Многое в Севастополе связано с именем адмирала. Петропавловский собор на городском холме, строительство которого было начато по его инициативе. Большой и Малый, сейчас Исторический и Матросский  бульвары. Установлен первый в городе памятник героическому бригу «Меркурий» и его командиру капитан-лейтенанту Александру Казарскому – за беспрецедентный четырёхчасовой бой с двумя турецкими линейными кораблями. Львы на Графской пристани и ее белоснежная колоннада. Холмистое побережье Южной бухты с  комплексом массивных трёхэтажных матросских казарм в стиле русского классицизма, которые служат и поныне. Михайловская и Константиновская батареи. Автор первого генерального плана застройки города. Это все о нем, прославленном адмирале, герое Наваринского сражения, участнике войны 1812 года, Михаиле Петровиче Лазареве.

В  1788 году родился один самых знаменитых русских флотоводцев, открывший Антарктиду и воспитавший целую плеяду моряков.  14 ноября ему исполнилось бы 232 года.

«Благодарные» потомки

Инициатива воздвигнуть памятник М. П. Лазареву возникла сразу после его похорон 7 мая 1851 года. Соратники и друзья адмирала, собравшись в морской библиотеке, решили провести сбор средств на сооружение монумента. Организацию поручили контр-адмиралу В. А. Корнилову.

Памятник был торжественно открыт 9 сентября 1867 года на мысе Лазарева перед Лазаревскими морскими казармами.

На пьедестале разместилась надпись, которая гласила:

«Адмиралу, Генералъ-Адъютанту Михаилу Петровичу Лазареву. Лѣта 1866».

Высота памятника около 15 м, бронзовой фигуры — 6,4 м.

По решению Советских властей памятник, как не имеющий художественной и исторической ценности, был снесен в 1928 году.

В мае 2008 года было принято решение X сессии Севастопольского городского совета «О восстановлении памятника адмиралу Лазареву», однако сделано это не было.

Звучит невероятно, но памятника адмиралу в его городе нет. Зато, списанный норвежский паром, курсирующий из Артбухты на Северную сторону, умудрились назвать именем великого адмирала.

Линкор четырех адмиралов

7 июня 1826 года на Архангельских вервях был построен и спущен на воду линейный корабль «Азов». Еще при возведении линкора капитаном назначили Михаила Лазарева. Будущий адмирал очень тщательно подбирал экипаж. Судите сами, под его началом службу на Азове проходили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин.

Судьба распорядилась так, что все четверо похоронены во Владимирском соборе.

Четыре ордена за одно сражение

За отличие в  Наваринском сражении, которое произошло у берегов Греции 20 октября 1827 года, капитан первого ранга Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден французским военным орденом Св. Людовика, английским орденом Бани, греческим-  «Командорский Крест Спасителя», русским  — Св.Георгия 3-й степени

7 октября 1827 года вышел указ Николая I о награждении экипажа корабля «Азов» кормовым Георгиевским флагом. Такое произошло впервые в истории российского флота. Вторым кораблем, удостоенным этой награды, стал легендарный бриг «Меркурий» под командованием капитана Александра Казарского.

Русский Колумб

Великий мореплаватель Джеймс Кук, обследовав высокие широты возле Южного полюса, утверждал: что если некая обширная земля и существует в этих краях, то находится она возле самого полюса, а достичь ее не удастся никому.

Опровергнуть утверждение англичанина довелось Михаилу Петровичу Лазареву.

28 января 1820 года. Российские шлюпы «Мирный» под командованием лейтенанта М.П. Лазарева и «Восток» под командой капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена доказали существование возле Южного полюса континента.

Поход длился 751 день, из них 527 дней под парусами, 100 дней среди льдов. Опоздай они буквально на пару дней — и честь открытия нового континента могла бы принадлежать британцам. Шельфовый ледник, к которому приблизились шлюпы, в наши дни носит имя Беллинсгаузена.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. Члены экспедиции провели громадную работу: нанесли на карту 29 ранее неизвестных островов, точно определили географические координаты многих островов, мысов, составили большое число карт. Эти определения не потеряли своего значения до сих пор и очень мало отличаются от новейших определений, произведенных современными мореходными инструментами.

 

Лазарев и Государь

Став адмиралом, Лазарев, нередко позволяя в отношении даже самого Николая I поступки, за которые иные давно бы поплатились карьерой и эполетами.

Из воспоминаний адмирала К.И. Истомина: «По возвращении Михаила Петровича из Средиземного моря, после блистательной Наваринской битвы, еще бывши лично мало известен государю Николаю Павловичу, он удостоился поручения исследовать причину пожара на корабле “Фершампенуаз”, который, возвращаясь из-за границы, вез все отчеты в истраченных суммах за пять лет по управлению целою эскадрою. Входя в гавань в Кронштадте, корабль этот неожиданно сгорел до основания. Злонамеренность казалась явною причиною пожара. Сделав строгое исследование, Лазарев открыл, что корабль загорелся от неосторожности. Государь, приехав в Кронштадт, обратился к Лазареву с вопросом: “Корабль сожгли?” “Сгорел, государь!” – отвечал хладнокровно Михаил Петрович. “Я тебе говорю, что корабль сожгли”, – возразил император, рассерженный ответом. “Государь, я доложил вашему величеству, что корабль сгорел, но не сказал, что его сожгли”, – отвечал адмирал, видимо, оскорбленный недоверием к себе».

Из воспоминаний Н.И. Лорера: «В последнюю свою поездку в Петербург, накануне возвращения в Николаев, адмирал Лазарев откланялся государю Николаю Павловичу. После милостивого приема, желая показать особое расположение, государь сказал: “Останься у меня обедать”. “Не могу, государь, – отвечал Михаил Петрович, – я дал слово обедать у адмирала Г. (который, кстати сказать, был не в милости в ту пору при дворе) и, вынув свой толстый хронометр, он взглянул на часы: – Опоздал, государь!” – с этими словами он поцеловал императора и вышел из кабинета. В это время взошел князь А.Ф. Орлов, чрезвычайно уважавший адмирала. “Наш Лазарев – единственный человек в империи, который не желает обедать со мной! – сказал ему Николай, глядя вслед вышедшему адмиралу. – Что ж, придется обедать в одиночестве!”»

Николай прощал Лазареву все странности его характера, оберегая для больших дел. Поступает императору бумага о публичном оскорблении Лазаревым инженер-полковника Стоке. Николай, не читая, откладывает ее в сторону:

– Если Лазарев оскорбил, значит, тому были причины!

 

Владимир | Адмирал Лазарев учился плавать на Клязьме под руководством отставного матроса?


Фото: www.prizyv.ru


В январе 2020 года мир отметил 200 лет  с момента открытия Антарктиды. И это великое событие имеет непосредственное отношение к нашему городу. Ведь один из первооткрывателей шестой части света был уроженцем Владимира. Речь идет о легендарном адмирале и флотоводце Михаиле Петровиче Лазареве, который вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном 28 января (16 января по старому стилю) 1820 года достиг края «ледяного материка».

Адмирал Лазарев. Фото: pbs.twimg.com


Однако жизнь сложилась так, что за эти 200 лет во Владимире не появилось ни одного полноценного памятника в честь великого земляка, память о котором увековечена лишь небольшой мемориальной доской (надо отдать должное, очень красивой) работы известного скульптора Игоря Черноглазова.


Памятная доска на Большой Московской, 59


Между тем памятники Лазареву установлены в Севастополе, где адмирал похоронен, в Новороссийске, в Азове, в Санкт-Петербурге, на станции Лазаревской под Сочи и в других местах.


Памятник Лазареву в Новороссийске. Фото: rasfokus.ru





Памятник Лазареву в Азове. Фото: ic.pics.livejournal.com


Во Владимире же тема установки отдельного монумента Михаилу Петровичу обсуждается уже более 10 лет, но на сегодня мы имеем то, что имеем. То есть почти ничего… Проект «Точка на карте» приглашает вас прогуляться по местам Владимира, связанным с судьбой легендарного флотоводца.

Какие здания в центре нашего города имеют отношение к имени первооткрывателя Антарктиды, в какой церкви его крестили, что тут сейчас, и правда ли, что будущего флотоводца учил плавать на Клязьме обычный отставной матрос? На все эти вопросы отвечает народный гид Александр Смекалов.

  • 1:31 – какое отношение к Лазареву имеет старая аптека, и правда ли, что она самая старая в нашем городе;
  • 2:28 – о владимирской жизни прославленного мореплавателя и отъезде в Санкт-Петербург;
  • 3:25 – история об обучении плаванию;
  • 4:00 – о бронзовой табличке на доме № 26 по Большой Московской;
  • 4:58 – знаменитая экспедиция к Южному полюсу;
  • 5:05 – где во Владимире можно увидеть шлюп «Мирный», которым командовал Лазарев;
  • 5:21 – о морской романтике, трудностях и преодолениях;
  • 6:49 – об экспедиции Джеймса Кука;
  • 7:16 – о новом храме в центре Владимира, который был построен на фундаменте Пятницкой церкви, где крестили адмирала;
  • 7:41 – лучшее место в городе, по мнению Александра Смекалова, для установки памятника Лазареву;
  • 8:20 – о месте захоронения Михаила Петровича и его учеников;
  • 8:40 – в каких городах есть памятники великому флотоводцу.


  • Три «лазаревские точки»

    В рамках нашей экскурсии мы возьмем небольшой пятачок в центре города Владимира:

  • здание старой аптеки;
  • дом № 26 по улице Большой Московской;
  • и то место, где стояла Пятницкая церковь, а ныне находится храм в честь равноапостольного князя Владимира, благоверного князя Александра Невского и великих князей Владимирских.
  • Как мы уже понимаем, такие разные по своей архитектуре и функционалу здания объединены судьбой одного человека — Михаила Петровича Лазарева. А вот как, давайте разбираться…



    Старая аптека не самая старая….

    Первый пункт – старая аптека. Кстати, многие считают ее самой старой аптекой города, но это не совсем так. Самая первая аптека была открыта во Владимире в 1781 году. Она располагалась на территории Богородице-Рождественского монастыря.

    А аптеку на Георгиевской начали строить в начале 1789 года под присмотром приглашенного из Москвы архитектора Протаса Ивановича Козлова и по инициативе владимирского губернатора Петра Гавриловича Лазарева, который и был отцом будущего адмирала.


    Здание старой аптеки


    Преемник Лазарева губернатор Рунич получил в декабре 1797 года от императора Павла I данную постройку в казенное ведомство для жительства губернатора. А вскоре во Владимире появился губернатор князь Иван Долгоруков. Как раз он с 1805 году и основал государственную аптеку, работавшую там почти 205 лет.

    Прославленный мореплаватель родился во Владимире 3 ноября 1788 года. Дом, в котором родился Лазарев, не сохранился. Он находился на нынешней улице Манежный тупик, где и сгорел. После пожара Лазаревы поселились в одноэтажном флигеле строящегося нового губернаторского дома – знаменитого «дома с привидениями».



    Легенда об обучении плаванию

    Со дальней смотровой площадки за старой аптекой хорошо просматривается природный объект, который сыграл немалую роль в судьбе будущего адмирала. Это наша Клязьма. Вероятнее всего, будущий великий флотоводец обучался в ней плавать. Есть версия о том, что инструктором у него был отставной матрос, участвовавший во взятии крепости Очаков в 1788 году.



    Санкт-Петербург и кадетский корпус

    В мае 1797 года Петр Гаврилович Лазарев получил новое назначение по службе и с семьей отбыл в Санкт-Петербург. В семье губернатора было пятеро детей: сыновья Андрей, Михаил, Павел, Алексей и дочь Вера. Дети, рано лишившись матери, росли под строгим присмотром отца. Вскоре после переезда Михаил поступает в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. К сожалению, Петру Гавриловичу не довелось увидеть своего сына в морской форме: когда в 1800 году появился приказ о зачислении Михаила, отца уже не было в живых.


    Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Фото XIX века


    В учебном заведении сметливого юношу быстро заметили. Он выделялся среди сверстников своими талантами и ответственным отношением к делу. Михаил Лазарев был участником Отечественной войны 1812 года, громил Наполеона на морях. В 25 лет стал командовать кораблем и совершил экспедицию в Русскую Америку, то есть Аляску. В 1813 году Михаил Лазарев открыл необитаемые острова в Тихом океане, которым было присвоено имя Суворова.



    Адмирал, «Мирный» и пингвины

    На доме № 26 по улице Большой Московской мы видим мемориальную доску в честь адмирала Лазарева. Она выполнена из бронзы знаменитым владимирским скульптором Игорем Алексеевичем Черноглазовым и, по мнению многих жителей Владимира, является одной из красивейших мемориальных досок в городе. С этим трудно не согласиться. Справа мы видим портрет Михаила Петровича и шлюп «Мирный», на котором Лазарев и покорил Антарктиду. Слева – победные координаты той знаменитой экспедиции и парочку забавных пингвинов – коренных жителей Южного полюса.


    Пингвины на мемориальной доске



    Среди айсбергов к Южному полюсу

    В начале 1819 года Михаил Петрович получил под свое командование шлюп «Мирный», которому предстояло отправиться в плавание к Южному полюсу. Руководство всем походом и командование шлюпом «Восток» было поручено опытному моряку Ратманову, который, однако, не смог участвовать в плавании из-за болезни.

    Назначение нового командира, а им стал капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен, состоялось всего за два месяца до отправления, а потому вся тяжесть подготовительных работ легла на плечи Лазарева.

    «Мирный» и «Восток» направились к острову Южная Георгия, прозванного «входными воротами» в Антарктику.


    «Мирный» и «Восток». Фото: notivory.com


    Погода с каждым днем становилась все хуже, особенно досаждала людям пронизывающая сырость. За день матросы насчитывали свыше 300 проплывающих мимо айсбергов. Некоторые из них возвышались над морем на сорок метров и достигали в длину и ширину нескольких километров.


    Фото: wikipedia.org


    В один из таких дней «Мирный» ударился об огромную льдину. Вспоминая об этом, Лазарев писал:

    «Удар был столь силен, что многих выкинуло из коек… если судно проломило бы, тогда, разумеется, никто из нас не рассказал бы, где были».

    Пробиваясь среди айсбергов к югу, мореплаватели 16 января 1820 года достигли широты 69°23′. Это и был край Антарктического материка. Однако в тот исторический день моряки не вполне осознавали свой величайший подвиг — открытие шестой части света.

    Зимовали «Восток» и «Мирный» в австралийском порту, затем снова отправились в Антарктику. В ходе этого плавания путешественникам удалось открыть остров Петра I и берег Александра I, завершивших их исследовательскую работу в Антарктике. Трудно сказать, с чем этот подвиг можно сравнить сейчас. Возможно, по актуальности – с полетом человека на Марс.



    Превзошли Кука

    Отметим, что Джеймс Кук за полвека до этого писал, что проник на юг «так далеко, как это только под силу человеку». Но россияне проникли гораздо южнее, в те области Южного океана, куда Кук считал «принципиально невозможным» попасть. Кстати, тот же Джеймс Кук стал героем множества известных романов и драматических произведений. А много ли вы знаете фильмов и романов о капитанах Лазареве и Беллинсгаузене? Вопрос риторический…


    Джеймс Кук. Фото: upload.wikimedia.org



    Что построили на фундаменте Пятницкой церкви

    Еще одна интересная точка во Владимире, связанная с судьбой великого флотоводца, — это храм в честь равноапостольного князя Владимира. Рядом стоит монумент ему же, возведенный в 2015 году. То есть через год после присоединения Крыма к России. Как видим, это событие было отмечено в нашем городе установкой еще одного памятника Владимиру Крестителю, принявшего крещение в крымском Херсонесе.


    Церковь равноапостольного князя Владимира, поставленная на фундаменте Пятницкой церкви


    Однако если сложить все факты воедино, то лучшего места во Владимире для установки памятника адмиралу Лазареву трудно представить. Во-первых, новая церковь построена на фундаменте Пятницкой церкви 1628 года постройки, в которой крестили будущего адмирала. Во-вторых, вокруг множество достопримечательностей, связанных с жизнью Михаила Петровича. В-третьих, если искать историческую связь и проводить какие-то параллели между Владимиром и Севастополем, то в биографии Лазарева она более чем очевидная. Ведь родился он во Владимире, а похоронен в Севастополе (скончался в Вене 23 апреля 1851 года) в склепе Владимирского собора, им же основанного. Там же похоронены его ученики и последователи: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин. Их надгробия имеют необычную форму в виде креста.


    Владимирский собор в Севастополе. Фото: pbs.twimg.com


    Надгробия адмиралов. Фото: корсунь-отель.рф


    Еще раз подчеркнем, что монументы в честь адмирала есть во многих городах России. И хочется верить, что вскоре и наш город обогатится еще одной красивой точкой на карте. И это будет достойный памятник великому уроженцу нашего города — Михаилу Петровичу Лазареву.






    Три палубы — Военные корабли в эпоху парусного спорта

    Три палубы — Военные корабли в эпоху парусного спорта

    Форум трех палуб

    Приходите и спрашивайте, отвечайте или информируйте.

    

    Recent updates

    • Update

      Louis Alexis ChédevilleFrench
      Medic
      Service 1773

    • Update

      Alphonse ChédevilleFrench
      Naval Sailor
      Administrator
      Service 1821-1863

    • Added

      Pierre PrenatFrench
      Administrator
      Service 1744-1820

    • Added

      Noel Paul Aimable MaugerFrench
      Administrator
      Service 1790

    • Added

      Pierre François Paul Noel MaugerFrench
      Naval Sailor
      Medic
      Service 1840-1885

    • Added

      Joseph Henri Brunet-MilletФранцузский
      Naval Sailor
      Service 1837-1881

    • Update

      Charles de Ferry-FontnouvelleФранцузский
      Marine
      Service 1844-1884

    • Added

      Augustin Maurice de BréaFrench
      Naval Sailor
      Marine
      Service 1840-1841

    • Update

      Joseph WhiteBritish
      Naval Sailor
      Service 1798

    • Update

      Joseph WhiteBritish
      Naval Sailor
      Service 1798

    • Подробнее. ..

    Последние комментарии

    • John LatonBritish
      Naval Sailor
      Сервисная служба 1688-1691

    • Дельфланд (70)
      1665-1665
      Dutch 70 Gun
      Hired Ship

      (1665)

    • Peter SolgardБританский
      Naval Sailor
      Service 1696-1727

    • 90 Delfland
      1665-1665
      Dutch 70 Gun
      Hired Ship

      (1665)

    • James StewartBritish
      Naval Sailor
      Service 1692-1705

    • Daniel HuoniSpanish
      Naval Sailor
      Service 1700-1800

    • Ястреб
      1673-1674
      Британский Кетч без рейтинга

      (1673)

    • Харвич
      1660-1680
      Британский Hoy без рейтинга

      (1660)

    • Otter (14)
      1742-1763
      British 14 Gun
      Untated Sloop

      (1742)

    • Сэр Эдвард Ле Крэсбритиш
      Военно-морской моряк
      Служба 1733-1778

    • See To More . ..

  • See There …
  • See There …
  • . navies

    За последние несколько лет сайт Three Decks стал ведущим веб-ресурсом для изучения военно-морской истории эпохи парусного спорта. Three Decks содержит подробную информацию о кораблях, экипаже, верфях, верфях, военно-морских действиях, географических местоположениях и многом другом, включая справочную информацию о рангах, назначениях и участвующих странах. На нас ссылается даже Национальный морской музей (ОЧЕНЬ горжусь этим).

    Если у вас есть комментарии, исправления, предложения, вопросы или дополнительная информация, просто напишите мне на
    или добавить комментарий на страницу.

    В настоящее время на этом сайте перечислены 28 860 кораблей, 45 761 моряк, 1060 действий/сражений и бесчисленное множество других предметов.

    Чтобы найти то, что вы хотите, используйте меню выше или кнопки ссылок ниже.

    Уже доступен в Three Decks

    Наша первая книга: Офицеры Королевского флота Семилетней войны теперь доступен.

    Офицеры Королевского флота Семилетней войны содержат подробную справочную информацию о более чем 2000 офицеров Королевского флота: обо всех тех, чья карьера в качестве офицера включала Семилетнюю войну (1756–1763). Кроме того, включены офицеры, назначенные во время и после 1748 г. и умершие до 1756 г.

    Полученные в основном из примерно 15 000 исходных документов, хранящихся в Национальном архиве, отдельные записи включают должности офицеров перед комиссией и назначения на корабли, а также другие военно-морские и гражданские назначения. Генеалогическая информация, такая как даты рождения, смерти и брака, а также имена и даты ближайших родственников офицера, также включены в большинство записей. Как первый опубликованный справочник с 1849 г.включить этот уровень детализации для всех офицеров Королевского флота того периода. Офицеры Королевского флота за семь лет обеспечивают беспрецедентный доступ к информации, ранее не публиковавшейся.

    Вы можете купить копию, нажав здесь.


    Планы русской экспансии в Новом Свете и северной части Тихого океана в восемнадцатом и девятнадцатом веках

    Реферат

    внимание российских и зарубежных ученых. В то же время тема вызывает дискуссию в научной историографии, поскольку авторы нередко придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. В данной статье мы исследуем разработку планов территориальной экспансии России в Новом Свете, отмечая, что эти планы часто были органической частью более крупных планов включения всей северной части Тихого океана в состав владений Российской империи.

    К началу страницы

    Краткое содержание

    I. Введение

    II. Слишком грандиозный план

    III. Возвращение к ранним шагам

    IV. Изменение направления

    V. Лихорадочный темп, агрессивная позиция

    V. Мечты, раздавленные тяжестью войн

    VI. Жестокая конкуренция

    VII. Стремление завоевать

    VIII Продолжающиеся попытки в Америке

    IX Крах «американского плацдарма»

    X. Заключение

    Начало страницы

    Примечания

    1Российский государственный архив военно-морского флота (далее РГА ВМФ), ф. 224, оп. 1, д. 304, л. 35 об.

    2Завалишин Д. И. Российско-Американская компания [Российско-американская компания], (М.: Университетская типография, 1865), с. 9–11.

    3Рогинский Е.М. «Д. И. Завалишин как общественный деятель [Д. И. Завалишин как общественный деятель». Вопросы истории [Вопросы истории] 8 (1998): с. 138.

    4Греков Б.Д. Предисловие к Окуню С.Б. Российско-Американская компания . М.-Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1939. . 3.

    5Окунь С.Б. Оп. цит. ., с. 49.

    6 Там же ., с. 97.

    7 См.: «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в.» Русские экспедиции для изучения северной части Тихого океана в первой половине XVIII века. Сборник документов [Сборник документов], (М.: Наука, 1984), с. 196.

    8Окунь С.Б. Оп. цит. ., с. 112.

    9 Там же ., стр. 114–115.

    10Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века–1867 Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века – 1867 г., (М.: Наука, 1971) с.121–122; Альперович М. С. Россия и Новый свет (последняя треть XVIII века) [Россия и Новый Свет (последняя треть XVIII в.)], (М.: Наука, 1993) с. 214–215; Шкаровский М. В. «Русская Калифорния». Клио 4 (2005): с. 94, 96. Сходная точка зрения была высказана у Гринева А. В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741–1867 гг.) [Индейцы тлинкиты в русско-американский период (1741–1867)], (Новосибирск : Наука, 1991), с. 245.

    11 См.: Болховитинов Н. Н. Становление Русско-американских отношений 1775–1815 [Становление российско-американских отношений, 1775–1815], (М.: Наука, 1966) с. 305.

    12Болховитинов Н.Н. См. также: Пономарев В. Н. Русско-американские отношения. Доктрина Монро и Русская Америка» [Российско-американские отношения. Доктрина Монро и Русская Америка // История внешней политики России. Первая половина XIX века (От войны России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.). : Международные отношения, 1999) с. 273.

    13Болховитинов Н.Н. Континентальная колонизация Сибири и морская колонизация Аляски: сходство и различие. Acta Slavica Iaponica 20 (2003): с. 111.

    14Петров А.Ю. Образование Российско-Американской компании . М.: Наука, 2000. С. 127–128; Петров, А.Ю. Российско-Американская компания: хозяйственная деятельность на отечественном и зарубежных рынках (1799–1867) [Российско-американская компания: экономическая деятельность на внутреннем и внешнем рынках (1799–1867)]. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва: ИВИ РАН, 2006, с. 5.

    15Алексеев В. В., Алексеева Е. В., Зубков К. И., Побережников И. В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX веков. Москва: Наука, 2004), с. 295.

    16Алексеева Е.В. Русская Америка. Американская Россия? [Русская Америка. Американская Россия?], (Екатеринбург: УРО РАН, 1998) с. 48–49, 116–117.

    17Носков В. В. Империи нового времени. Вторые Кареевские чтения по новистике 22–25 апреля 1999 г.: Империи нового времени: Типология и эволюция (XV–XX вв.): Крат. содерж. докл. [Вторые Кареевские чтения по новистике 22–25 апреля 1999 г., в кн.: Империи Нового времени: типология и эволюция (XV–XX вв.). Краткое содержание документов]. (Санкт-Петербург: СПбГУ, 1999), с. 88.

    18Постников А. В. Русская Америка в географических описаниях и на картах. 1741–1867 гг. [Русская Америка в географических описаниях и на картах, 1741–1867], (Санкт-Петербург: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000) С. 226, 230–231.

    19Hulley, C.C. Аляска, 1741–1953 (Портленд, Орегон: Бинфордс и Морт, 1953), с. 127; Кушнер, HI Конфликт на северо-западном побережье. Американо-русское соперничество на северо-западе Тихого океана, 1790–1867 гг., 90 180 (Вестпорт, Лондон: Greenwood Press, 19).75), стр. 9–10; Хейкокс, С., Барнетт, Дж. К., и Либурд, К. А. Просвещение и исследования в северной части Тихого океана, 1741–1805, (Сиэтл, Лондон: Вашингтонский университет, 1997), с. 16; Блэк, Л. Т. русских на Аляске, 1732–1867, (Фэрбенкс, Алабама: University of Alaska Press, 2004), стр. 114 и далее.

    20 «Норд» по-немецки «север». Русские мореплаватели часто использовали в навигации немецкие термины. Также используются «N» и «O» ( Nord и Ost («север» и «восток»).— Пер.

    21 См. «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в», с. 35–36.

    22Дубель-шлюпка — малая парусно-гребная боевая лодка без палубы. Это были в составе русского флота канонерские лодки для действий в прибрежных водах: они были длиной 20-25 м, шириной 6 м, дном 2 м с одной мачтой и до 20 весел, плюс несколько пушек. – А.Г.

    23Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в», С. 124–132.

    24 Там же ., с. 154.

    25Алексеев А. И. Судьба Русской Америки [Судьба Русской Америки], (Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1975), с. 125.

    26 Русская Тихоокеанская эпопея . Составители В.А. Дивин с соавт. (Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1979), с. 242.

    27 Промышленники были русскими и сибиряками, отправившимися в Новый Свет охотиться, ловить, торговать и взимать дань с туземцев.— Пер.

    28 Русская Тихоокеанская эпопея [Русская тихоокеанская эпопея], стр. 314–319.

    29 «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в.» Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII века. Сборник документов [Сборник документов], (М.: Наука, 1989), с. 74–77.

    30Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). XVII (СПб., 1830), вып. 12.589, стр. 603–604.

    31ПСЗРИ, вып. XVIII, № 13.320, с. 26. Аналогичное положение высказал лейтенант Т. И. Шмалев, служивший на Камчатке (см.: Макарова Р. В. Рысские на Тихом океане во второй половине XVIII т. ). , (М.: Наука, 1968), с.28.0180 [История Русской Америки (1732–1867)] (далее IRA ), Vol. Я; Основание Русской Америки (1732–1799) / Н. Н. Болховитинов (ред.), М.: Международные отношения, 1997. С. 197–223 и сл.

    33Постников А.В. Оп. цит. ., стр. 133, 135–140.

    34Альперович М. С. Оп. цит. ., стр. 93–94; ИРА, том. I, стр. 223–224.

    35Сарычев Г.А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану, [Путешествие по Северо-Восточной Сибири, Северному Ледовитому океану и Тихому океану]. М.: Географгиз, 1952. С. 31–35; Русская Тихоокеанская эпопея [Русский тихоокеанский эпос], стр. 363–367.

    36 См.: Дивин В. А. Русские плавания к берегам Америки после Беринга и Чирикова. От Аляски до Огненной земли . М.: Наука, 1967. С. 91–99.3; Алексеев А.И., с. 115; Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX века . М.: Наука, 1982. ), п. 109.

    37Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в.” [Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII века], стр. 114–115.

    38Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в. «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в.», с. 226.

    39 Там же ., стр. 229–232.

    40 Там же ., стр. 232–233.

    41 См.: Там же ., стр. 233–242.

    42Альперович М.С. Оп. цит. ., с. 103.

    43 Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII веке [Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в восемнадцатом веке]. Под редакцией и с вступительной статьей А. И. Андреева (М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1948), с. 196.

    44 Там же ., с. 212.

    45 Компания «Шелихов» была официально зарегистрирована в правительстве как обычная купеческая компания, а не как государственная или полугосударственная.

    46 Там же ., стр. 250–265.

    47 См.: Там же ., стр. 265–269..

    48 Там же ., с. 274.

    49 Там же ., стр. 281–282.

    50Болховитинов Н.Н. Россия открывает Америку. 1732–1799 [Россия открывает Америку. 1732–1799], (М.: Международные отношения, 1991), с. 184–186.

    51 Русские открытия в Тихом океане . . ., стр. 283–284; см. указ Сената: ПСЗРИ. Том. XXII, № 16.708, стр. 1105–1107.

    52 Русские открытия в Тихом океане . . . ., п. 291.

    53 Там же ., стр. 302, 306–310.

    54 Там же ., стр. 321–322.

    55 Там же ., стр. 349–352.

    56Хлебников К. Т. Жизнеописание Александра Андреевича Баранова, Главного правительства Российских колоний в Америке [Жизнеописание Александра Андреевича Баранова, губернатора русских колоний в Америке]. ; Хлебников, К. Т. Русская Америка в «Записках» Кирилла Хлебникова: Ново-Архангельск [Хлебников, К. Т. Русская Америка в «Записках» Кирилла Хлебникова: Ново-Архангельск], составление, предисловие, комментарий и указатель С. Г. Федоровой, (М.: Наука, 1985), с. 221–222.

    57АВПРИ, ф. РАК, оп. 888, с. 121, л. 23–25.

    58Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действия ее до настоящего времени . СПб.: Типография Эдуарда Веймара , 1863), ч. II, Приложение, с. 148.

    59АВПРИ, ф. РАК, оп. 888, с. 143, л. 14.

    60 «Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера, 1799–1815». Сборник документов [Сборник документов], (М.: Наука, 1994), с. 21.

    61Российский государственный архив древних документов (далее РГАДА, ф. 1605, оп. 1, д. 161, л. 2 об.

    62 Российско-Американская компания . . ., стр. 34–35.

    63 Там же ., с. 38.

    64 Там же . , с. 77.

    65 Там же ., с. 86.

    66 Там же ., с. 144; Левенштерн Э. Э. Вокруг света с Иваном Крузенштерном . СПб.: ЦКП ВМФ, 2003. С. 337, 383.

    67Тихменев П. А. действия ея до настоящего времени [Исторический очерк образования Российско-Американской компании и ее деятельности до настоящего времени], (Санкт-Петербург, 1861), Чт. I, стр. 158–160.

    68Тихменев П.А. Оп. цит. ., пт. Приложение II, стр. 232–233.

    69 Там же ., стр. 233–234.

    70 Там же ., с. 267.

    71 Первая дата по григорианскому календарю, вторая дата по юлианскому календарю (древнерусский стиль).

    72Головнин В. М. «Записка капитана 2 ранга Головнина о состоянии Российско-Американской компании в 1818 году». Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного океана . СПб.: Типография Морского министерства, 1861, вып. I, с. 97.

    73Внешняя политика России (далее ВПР), (М.: Госполитиздат, 1965), т. 1, с. 4 (сер. 1), с. 314, 626.

    74АВПРИ, ф. гл. архив II-3, 1805–1811 гг., оп. 34, д. 8, л. 19.

    75 Россия и США: становление отношений. 1765–1815 [Россия и США: развитие отношений, 1765–1815]. Составители: Башкина Н.Н., Болховитинов Н.Н., Браун Дж.Х. и др. (М.: Наука, 1980), с. 344–347.

    76 Там же ., с. 345.

    77Российский государственный исторический архив (далее РГИА), ф. 13, оп. 1, д. 287, л. 63–64; Тихменев П. А. (Петербург, 1861), ч. 1 ст. я, с. 166.

    78 См.: Россия и США . С. 408–409., 410, 422–423.

    79 Там же ., стр. 432, 438–439.

    80ВПР. сер. II, том. 2, стр. 574–576; об. 3, стр. 140–141, 235–237; об. 4, стр. 555–556.

    81Окунь С.Б. «Русские поселения в Калифорнии в XIX в.» «Русские колонии в Калифорнии в XIX веке». Ученые записки ЛГУ (сер. историч.) [Ученые записки Ленинградского государственного университета (Историческая серия)], 32 (1939): с. 148–149.

    82 См. также Пирс, Р. А. Гавайские приключения России, 1815–1817 гг. (Кингстон, Онтарио: The Limestone Press, 1976).

    83 См.: «Царская Россия и Гавайские острова». Составитель и вступительная статья С. Б. Окуня. Красный архив. Исторический журнал [Красный Архив. Исторический журнал, 5 (1936): с. 161.

    84Болховитинов, Н. Н. Русско-американские отношения 1815–1832 [Российско-американские отношения, 1815–1832], стр. 86–131, 143. Том. 2, стр. 295–298.

    86ВПР. Москва, 1974. Сер. II, том. 1(9), с. 378.

    87 Там же ., с. 379.

    88 См.: Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения, 1815–1832 , с. 146–151.

    89РГИА, ф. 994, оп. 2, д. 866, л. 7–14 об.

    90Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения , стр. 146.

    91АВПРИ, ф. РАК, оп. 888, с. 288, л. 108–118 об.; ВПР. (Москва, 1974). 1(IX), сер. II, с. 378.

    92 См.: ИРА . Том. 2, стр. 310–313.

    93 Российско-Американская компания , стр. 65–70.

    94Головнин В.М. Сочинения. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта на Камчатку, совершенное в 1807, 1808 и 1809 гг. . . . [Работает. Плавание на шлюпе Диана из Кронштадта на Камчатку, Совершенное в 1807, 1808 и 1809 годах. .], (Москва-Ленинград: Изд-во Главсевморпути, 1949), с. 336; Головнин В. М. «Берега Америки нужны нам». Россия морей [Россия морей], (М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1997), с. 221–231; Россия в Калифорнии: русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803-1850 . Составители А. А. Истомин, Дж. Р. Гибсон, В. А. Тишков (М.: Наука, 2005), с. 563-576, 583-586, 617-621; Баррат Г., Россия в водах Тихого океана, 1715-1825 гг. Обзор истоков российского военно-морского присутствия в северной и южной части Тихого океана (Ванкувер и Лондон: University of British Columbia Press, 1981), стр. 212-216; ИРА. Том. 2, стр. 257-274.

    95АВПРИ, ф. РАК, оп. 888, с. 288, л. 330–330 об.

    96 См.: ПСЗРИ, т. 1, с. ХХXVII, № 28.747, стр. 842–843.

    97 Одна итальянская миля = 1 морской миле или 1,15 статутной мили — Trans.

    98Завалишин Д.И. Кругосветное плавание фрегата «Крейзер» в 1822–1825 гг. под командую Михаила Петровича Лазарева».0177 Kreiser в 1822–1825 гг. под командованием Михаила Петровича Лазарева]. Древняя и новая Россия [Древняя и современная Россия] 2 (1877): с. 55.

    99 См.: Болховитинов Н. Н. Доктрина Монро: происхождение, характер и эволюция. Американский экспансионизм. Новое время . Американский экспансионизм. Новое время. М.: Наука, 1985. С. 49–65; История внешней политики и дипломатии США. 1775–1877 [История внешней политики и дипломатии США, 1775–1877 гг.], (М.: Международные отношения, 1994), стр. 150–157 и сл.

    100 Российско-Американская компания , стр. 130–131.

    101 Российско-Американская компания , стр. 160, 162.

    102ПСЗРИ, вып. XXXIX, стр. 251–253; об. XL, стр. 72–74.

    103Архив Графов Мордвиновых. Предисловие и примечания В. А. Бильбасова (СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1902), Том. VI, стр. 642, 644–648, 651–652, 658–661.

    104Барратт, Г. Оп. цит. ., стр. 226–232.

    105Архив Графов Мордвиновых. Предисловие и примечания В. А. Бильбасова (СПб., 1902), т. 1, с. VI, pp. 642.

    106 Россия в Калифорнии: русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803–1850 . ., стр. 563–576, 583–586, 617–621; Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения, 1815–1832 [Российско-американские отношения, 1815–1832], (М., 1975), с. 293–297; ИРА . Том. 2, стр. 257–274.

    107 ИРА . Том. 2, с. 274.

    108Вишняков Н. Россия, Калифорния и Сандвичевые острова. Русская старина [Русское прошлое] Том. CXXVI (1905): с. 273.

    109 См.: ВПР. М., 1992. Сер. II, том. 15, с. 480.

    110 Россия и Мексика в первой половине XIX в. (совместный советско-мексиканский сборник документов) [Россия и Мексика в первой половине XIX века (Сводное советско-мексиканское собрание документов)]. Составители А. И. Сизоненко и Марта Ортега (М.: Ин-т Латинской Америки АН СССР, 1989), с. 68–72.

    111 Российско-американская компания , стр. 302–303, 312.

    112 Россия и Мексика в первой половине XIX в. (совместный советско-мексиканский сборник документов) [Россия и Мексика в первой половине XIX века (Сводное советско-мексиканское собрание документов)]. С. 74–75; Окунь С. Б. Русские поселения в Калифорнии в XIX в. «Русские колонии в Калифорнии в XIX веке». Ученые записки ЛГУ (сер. историч.) [Ученые записки Ленинградского государственного университета (Историческая серия)] 32 (1939): С. 165–167.

    113См., например: Петров А.Ю. «Роль государства в процессе образования Российско-Американской компании». Русская Америка и Дальний Восток (конец XVIII в.–1867 г.) . К 200-летию образования Российско-Американской компании. Материалы международной научной конференции (Владивосток, 11–13 октября 1999 г.). Материалы Международной научной конференции (Владивосток, 11–13 октября 1999 г.)], (Владивосток: ИИАЭН ДВО РАН, 2001), с. 36.

    Начало страницы

    Список иллюстраций

    Заголовок Первоначальная штаб-квартира Российско-американской компании на Мойке, 72, Санкт-Петербург
    URL-адрес http://journals.openedition.org/ejas/docannexe/image/7805/img-1.jpg
    Файл изображений/jpeg, 305k

    К началу страницы

    Ссылки

    Электронный справочник

    Андрей В.