Летопись княгиня ольга: Княгиня Ольга в зеркале письменных источников

Княгиня Ольга в зеркале письменных источников

Рубрика : Во времена княгини Ольги

Рюрик, Игорь, Олег, Ольга — скандинавские имена. — Ольга — от Пскова или от Изборска? — Выбуты. — Дата рождения Ольги. — Улеб, брат Святослава. — Послы 944 года. — Ольга на севере в 947 году. — Высокое социальное положение Ольги. — Ольга — Элга. — Финские лица в окружении Ольги. — Малолетний Святослав в 946 году -перестановка в летописи. — Реалии 913 — 914 годов. -Воевода Святослава — Свенельд. — Равноправие князя и княгини. — Земельный домен Ольги.

Возвращаюсь к тому, чем закончил первую главу. С 879 года, после смерти Рюрика, номинальным правителем Северной Руси стал его малолетний сын, Игорь, который

по летописи, был «вельми детеск», то есть, очень маленький. По одному из летописных вариантов, ему было только два года. Воспитывал Игоря родственник князя, могущественный воевода Олег. Почти все летописи называют его не иначе, как князь Олег. Есть летописные сведекния, что Олег был «от рода урманского», то есть норвежец. Дело в том, что правящая княжеская династия на Руси в это время была скандинавского происхождения — Рюрик, Игорь, Олег, Ольга — это скандинавские имена. Много было скандинавов и в их ближайшем окружении. Но основой государства были многочисленные и могущественные славянские племена, без поддержки которых была невозможна ни одна серьёзная внешнеполитическая акция.

Итак, согласно летописи, князь Олег привёл Игорю жену «от Пльскова». Иоакимовская же летопись, которую широко использовал В.Н. Татищев, утверждает, что Ольга — «от Изборска». Другие же летописи по поводу происхождения Ольги добавляют: «Нецыи же глаголют яко Олгова дщи бе Ольга», т.е. «некоторые утверждают, будто Ольга — это дочь Олега». Та же Иоакимовская летопись утверждает, что Ольга — внучка знаменитого новгородского старейшины или князя Гостомысла, и что её славянское имя — Прекраса.

Начну с загадочного «от». Обычно летописное «от Пльскова» переводят как «из Пскова». Точно так же «от Изборска» — «из Изборска». Однако, летопись знает предлог «из» — так, в 945 году древляне выходят «из града Изъкоростеня». Думаю, что более верным является понимание «от Пльскова» как «из-под Пскова», «из окрестностей Пскова». Тогда снимается кажущееся противоречие между двумя летописными привязками рождения Ольги -«от Пльскова» и «от Изборска». Здесь надо иметь в виду также следующее. Расстояние от Выбут до Пскова 12 км, от Выбут до Изборска — 24 км, от Пскова до Изборска 30 км. Последнее расстояние практически идентично одному

дневному переходу смешанного пешего и конного войска ещё по ранневизантийским сведениям — 29,6 км. Иначе говоря, все эти расстояния укладываются в один день пути. Можно предположить, что когда Изборск -Избореск «был в кривичах большой город», а Псков таковым не являлся, или ещё не был известен как крупный и заметный пункт и, более того, входил «в область Изборскую», то привязка никому не известной веси Выбутской давалась летописцем Иоакимовской (судя по всему, более ранней в своей основе) летописи к известному всем Изборску. Когда вырос и стал преобладать Псков, а Изборск отошёл на второй план, то привязка той же веси Выбутской стала даваться уже ко всем известному Пскову-Плескову. При этом, надо думать, неопределённый предлог «от» означал окрестности Изборска или Пскова где-то в пределах одного дневного перехода, то есть, конкретно, в Выбутах — на исторической родине княгини Ольги.

Теперь несколько замечаний относительно возраста Ольги в 903 году. По летописи ей было 10 лет, а житие приводит цифру 20 лет. Здесь необходимо иметь в виду, что брачные обычаи были другие, в особенности тогда, когда речь шла о династических браках. Например, уже в 1187 году (то есть, в явно христианское время) Верхус-лава, 8-летняя дочь великого владимиро-суздальского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо была выдана замуж за 16-летнего Ростислава Рюриковича, князя Тор-ческого. В 944 году по воле правящего императора Византии Романа I Лакапина, наследник престола Роман II в возрасте 6-7 лет был обручён со своей сверстницей Бертой, дочерью Гуго Арльского, получившей в Византии новое имя — Евдокия. Дети подрастали в императорском дворце Константинополя, дожидаясь брачного возраста. В сущности, речь шла не о браке, а о помолвке. То есть, практика заключения династических браков не исключала обручение в возрасте 6-8 лет, а уж в 10 лет — тем более. Таким образом, в соответствии с летописью, Ольга могла родиться в 893 году. Между прочим, близкую дату рождения даёт Пролог начала XVI века, который утверждает, что Ольга умерла в возрасте 75 лет, то есть, родилась в 894 году, что очень близко к летописной дате.

Секционные ворота. Шлагбаумы. http://masterhto.ru Автоматические ворота. Гарантия. . https://www.capline.su сумки повседневные мужские: купить мужские повседневные сумки.

Князь Олег и княгиня Ольга: миф, сага и летопись

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Олег Вещий летописи. — Смерть князя Олега. — Мифологическая таблица, летопись и сага.

— Славянские обычаи. — Четыре могилы Олега. — Олег и Орвар -Одд. — Яма с горящими углями. — Верх и низ в первой мести Ольги.

Как известно по летописи, просватал Ольгу за князя Игоря Олег, которого почти все летописи именуют не

иначе, как князь Олег, — одна из самых интересных и самых загадочных личностей раннего русского средневековья. История и миф переплелись здесь воедино. И уж поскольку князь Олег определил, по летописи, судьбу Ольги, то интересно было бы посмотреть, насколько мифологические представления об Олеге соотносятся с такими же или близкими представлениями о княгине Ольге.

Известный летописный сюжет о смерти князя Олега Вещего от своего коня много раз привлекался как в научных разработках, так и в художественной литературе. Однако, некоторые мифологические детали этого, одного из красивейших мест летописи, заставляют вернуться к нему ещё раз.

То есть, Олег наступил ногой на череп коня, из черепа выползла змея, ужалила его в ногу и Олег умер. Так вот, ряд моментов этого описания представляется вовсе не случайным.

По древнеиндийской традиции Упанишад, восходящей, видимо к индоевропейской, была составлена таблица соотношения классификационных рядов, то есть наглядно представлено соотношение между объектами, входящими в мифологию. И в этой таблице в разряде «скот» упоминаются козы, овцы, коровы, лошади и затем человек. И уж если Олег погиб «от коня своего», посмотрим какие мифологические представления относятся здесь к разделу «лошади». А в древнейшей индоевропейской системе представлений лошадь — не только военно-транспортное и хозяйственное, но и ритуально-культовое животное. Итак, в разделе «лошади» таблица даёт следующие позиции:

Таким образом, летописному тексту соответствуют позиции 2 («у тебе есть конь»), 5 («и приспе осень»), 6 («К Новогороду и оттуда в Ладогу») и 7 («кости его голы и лоб гол»). Не задействованными в летописном тексте остаются только позиции 3, 4 и отчасти 8. На самом деле, позиций не 7, а 8, поскольку каждый вид животных соотносится с различными варнами людей, из которых лошади соотносятся с кшатриями, то есть, с воинами. Таким образом, из 8 возможных мифологических позиций в коротком летописном тексте задействовано 5, поскольку соотнесение с позицией 8 спорно, так как она связана с божествами и небесными явлениями, но прямо не соотносится со звёздами. В Иоакимовской летописи под Тем же 912 годом упоминается следующее небесное явление: «Сея же зимы погоре небо, и столбы огненные ходили от Руси ко Греции сражающеся. Олег же принесе жертвы многи, умилостивляя богов своих нечистых».

В какую часть дня навестил Олег останки коня и из какой части черепа выползла змея (позиции 4 и 3) летопись не сообщает.

Случайны или нет эти совпадения? И насколько правомерно сопоставление древнеиндийской традиции с летописным сюжетом?

Для ответов на эти вопросы обратимся к историческим источникам. Один из самых внимательных арабских авторов, аль-Масуди, писавший в период от 20-30-х до 50-х годов X века, отмечает, что в землях славян есть обычай сожжения живой жены после смерти мужа, и считает, что «Это обычай Гинда», то есть, индусов, при том, что у них нужно на это желание самой жены, а у славян — нет. Упоминая сербов, он ещё раз отмечает, что эти племена имеют «обычаи, подобные обычаям Гинда», значит, предыдущее сопоставление не случайно.

Термоизоляционная планка универсальная.

Saint Olga of Kiev

Имена Ольга из Киева, 32G Grandmother

Brovisabt 890, PSKOV

DEATH21 JUL 969, KYIV

Супруги

1IGOR of Kiev Prince of Kiev, 32G Grandfather

Deathd945,

, Deathd945,

, Deathd945,

. Отец Рюрик Князь Новгородский (~830-~879)

Брак 903

Дети Святослов I (~942-972)

Записка святой Ольге Киевской

Из Пскова.
Правил Киевской Русью в качестве регента около 9 г.45 по 963 год от имени своего сына Святослава. Она была первой правительницей Руси, принявшей христианство. Она не смогла обратить своего сына Святослава. Однако ее внук Владимир I сделал христианство государственной религией. День ее праздника — 11 июля

Согласно Первичным хроникам. (Взято из Википедии)
Княгиня Ольга была женой Игоря Киевского, убитого древлянами. На момент смерти мужа их сыну Святославу было три года, что делало Ольгу официальной правительницей Киевской Руси, пока он не достиг совершеннолетия. Древляне хотели, чтобы Ольга вышла замуж за их князя Мала, сделав его правителем Киевской Руси, но Ольга была полна решимости остаться у власти и сохранить ее для своего сына.
Древляне послали двадцать своих лучших людей, чтобы убедить Ольгу выйти замуж за их князя Мала и отказаться от ее правления Киевской Русью. Она похоронила их заживо. Затем она сообщила принцу Малу, что принимает предложение, но требует, чтобы их самые выдающиеся люди сопровождали ее в путешествии, чтобы ее народ принял предложение руки и сердца. Древляне послали своих лучших людей, которые управляли их землей. По прибытии она тепло встретила их и пригласила привести себя в порядок после долгого пути в бане. После того, как они вошли, она заперла двери и подожгла здание, сжегнув их заживо.
Убрав с дороги лучших и мудрейших людей, она планировала уничтожить оставшихся древлян. Она пригласила их на поминки, чтобы оплакать могилу мужа, где их ждали ее слуги. После того, как древляне были пьяны, воины Ольги убили более 5000 из них. Она вернулась в Киев и подготовила армию для нападения на уцелевших. Древляне умоляли о пощаде и предлагали заплатить за свою свободу медом и мехами. Она попросила по три голубя и по три воробья с каждого дома, так как не хотела больше обременять жителей села после осады. Они с радостью выполнили столь разумную просьбу.
Теперь Ольга дала каждому солдату в своем войске по голубю или воробью и велела им привязать ниткой к каждому голубю и воробью по кусочку серы, перевязанному кусочками ткани. Когда наступила ночь, Ольга приказала своим солдатам выпустить голубей и воробьев. Так и птицы улетели в свои гнезда, голуби на беседки, а воробьи под навесы. Голубятни, курятники, подъезды и сенокосы были подожжены. Не было дома, который бы не сгорел, и потушить пламя было невозможно, потому что все дома загорелись сразу.