Сообщение о ермаке для 4 класса: Краткий рассказ о Ермаке

О покорении Сибири Ермаком (Легенда): читать полностью, текст онлайн

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:

— Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?

Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:

— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?

— Издалека, — ответил царь.

— Может, помогу я тебе?

— Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моём царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?

Подумал слуга и говорит:

— Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.

— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведёт, где день просвищет.

Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:

— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.

Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.

— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.

— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.

Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идёт такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.

Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперёк. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:

— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.

Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.

Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:

— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.

Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.

Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса по теме «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока: дать представление о легенде  как жанре фольклора. 

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить  доказательства  цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

строить рассуждения, подводить под понятие.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

 слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли. 

Оборудование

1. мультимедийный проектор,  физическая карта России,

2. презентация в формате MS.ppt.,

3. раздаточный материал «Жанры литературы»

Ход урока 








Этапы урока

Формируемые УУД

Действия учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

  1. Организационный момент

 

Приветствует учащихся

Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Индивидуальная

  1. Актуализация знаний, целеполагание

Предметные результаты:

знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.

Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

полно и точно выражают свои мысли.

Познавательные УУД:

строят рассуждения.

 

Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.

Попробуйте дать определение каждому жанру.

Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.

Выясним определение жанра «легенда»

(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).

 

Сегодня мы познакомимся с произведением

«Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Поставьте цель урока.

Анализируют

 

 

 

 

Дают определения

 

Высказывают предположения.

 

Дают определение жанра легенда

 

 

 

 

 

 

Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:

— определить жанр нового произведения;

— узнать о походе Ермака в Сибирь;

— установить подлинность описываемых событий.

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа со словарями «Книгочей»

Л. А.Ефросининой

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Предметные результаты:

осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

 

Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду

Познавательные УУД: строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме

Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:

— Что беспокоило царя?

— Кто помог найти Ермака?

— С какой просьбой обратился царь?

— Прочитайте монолог Ивана- царя.

 

Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — учебник, с. 37. Выполнить задание:

— Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?

 

Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.

Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение.

Индивидуальная

  1. Применений знаний и способов действий

Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой

Познавательные УУД: подводят под понятие

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других

Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).

Исследовательская работа

— Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

 

Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер.

Работа в группах

(наблюдение, практическая работа, работа с картой)

  1. Итог урока

Предметные:

умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

оценивать результаты своей деятельности

 

Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста

 

 

Организует оценочные высказывания обучающихся

Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения

 

Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная

  1. Домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Комментирует д.з. (по выбору)

— пересказ по плану

— составление кроссворда

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

 

Приложение

Исследование легенды 









Этапы исследования

I этап исследования (1 группа учащихся)

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

 

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство.

 Заносят в кластер: Историческая личность

 Учитель  дополняет рассказ учащихся.                    

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Методы исследования: наблюдение.

 

II  этап исследования (2 группа)

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и  дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»

 

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление  и  завоевание Ермаком Сибири (1581 год)

Заносят в кластер: Временные рамки

Вывод:  временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

 

 

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.

Методы исследования: наблюдение.

 

III этап исследования (3 группа)

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

 

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.

Заносят в кластер:  Географическое место

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.

Методы исследования: практическая работа.

IV этап исследования (4 группа)

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните  и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль

Достаточно доказать два условия сказочного стиля.