Чего добился ломоносов: Михаил Ломоносов — Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург

Содержание

10 великих достижений «универсального» гения — Ломоносова

309 лет назад, 19 ноября 1711 года, появился на свет Михаил Ломоносов — «универсальный» русский гений. В честь его дня рождения общественная организация «Русская Инициатива» решила собрать подборку из 10 самых великих его достижений.

Михаил Ломоносов был ярким представителем полимата, или «универсального человека», — тем, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не были ограничены одной сферой деятельности.

Энциклопедист, химик, физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт, художник, филолог, историограф, генеалог… Перечислять его направления деятельности, в которых он действительно добился существенного успеха, можно бесконечно.

Михаил Юрьевич Ломоносов (1711–1765)

1. Открыл атмосферу у Венеры

6 июня 1761 произошло поистине великолепное явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Наблюдая за тонким светящимся ореолом вокруг планеты, Ломоносов первым решил, что у Венеры есть своя атмосферы, и оказался прав. После того как открытие учёного было подтверждено, этот оптический эффект получил название «явление Ломоносова».

2. Создал науку о стекле и несколько мозаик

Наука о стекле появилась на пересечении физики и химии, став областью физико-химических исследований. Работая не только с теорией, но разрабатывая и технологию производства, Ломоносов смог заложить основы производства цветных стёкол, в том числе создать по истине уникальные мозаичные картины. Одной из самых знаменитых работ является «Полтавская битва».

3. Разработал основы экономической географии

Благодаря Ломоносову был введён термин и утверждена такая дисциплина как «экономическая география». Эта область знания изучала хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Как руководитель географического департамента Академии Наук, учёный заложил основы изучения России в рамках экономической географии.

4. Объяснил природу полярных сияний

Будучи ребёнком, Ломоносов восхищался полярными сияниями и всегда хотел разгадать причины этого явления природы. Он стал первым учёным, определившим полярное сияние как «явление, происходящее на воздухе электрической силы». Современные определения описывают его как «свечение верхних слоёв атмосфер», что очень близко к определению русского полимата.

Северное сияние на Аляске. США

 

5. Создал новую науку — физическую химию

Современная физическая химия изучает законы строения, структуры и превращения химических веществ с помощью методов физики. Именно Ломоносовым были заложены основы этой науки. Как писал учёный, «физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».

6. Первый получил твёрдую ртуть

До Ломоносова ни одному учёному в мире не удавалось получить ртуть в твёрдом состоянии. Впервые это произошло в ходе опытов с Иосифом Брауном в декабре 1759 года. Михаил Ломоносов тогда доказал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

7. Разработал корпускулярно-кинетическую теорию

Идеи русского учёного не раз предвосхищали формирование и принципы современной науки. Например, так случилось с корпускулярно-кинетической теорией. Благодаря серии научных опытов Ломоносов заявил, что все вещества состоят их корпускул — молекул, являющихся «собраниями» элементов, — атомов. Сейчас эта теория называется молекулярно-кинетической.

Репродукция картины Алексея Кившенко: «М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы» (1890)

 

8. Создал «Российскую грамматику»

Михаил Ломоносов был тем, кто в 1755 году создал «Российскую грамматику», тем самым заложив основы формирования русского литературного языка. Он выделил в российской азбуке 30 букв, определил восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов. «Грамматика» стала базой для развития русской филологии.

9. Провёл реформу русского стихосложения

В «золотой век» русской поэзии были написаны лучшие произведения, и за это можно поблагодарить именно Михаила Ломоносова. Вместе с Василием Тредиаковским, он стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения в России. Это способ организации стиха, при котором ударные и безударные слоги чередуются между собой. Такая система была господствующей в русской поэзии в начале XVIII века.

10. Обновил словарь русского языка

С лёгкой руки Ломоносова в русский язык входили новые слова и научные термины, которые впоследствии вошли в повседневную жизнь и стали привычными. Среди них — «горизонт, «материя», «полюс», «радиус», «минус», «формула», «оптика» и многие другие.

«Краткое руководство к красноречию» (1748) М. В. Ломоносова

 

Об открытиях Ломоносова можно рассказывать долго, но лучше всего о его деятельности высказался Пушкин:

Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

 

В честь 309 дня рождения Михаила Ломоносова общественная организация «Русская Инициатива» собрала подборку из 10 самых великих его достижений. Благодаря «универсальному» гению в России появилось множество потрясающих открытий, без которых сложно представить современную науку.

Источники: Википедия

Total Views: 4107 ,

Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию


Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ


Лица эпохи


Детство и учеба М.В. Ломоносова


Учеба в Санкт-Петербурге


Учеба в Германии


М. В. Ломоносов и Академия наук


Химические исследования


Химическая лаборатория


Усть-Рудицкая фабрика


Мозаика


Физические исследования


Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию


Минералогия, геология и горное дело


Географическая наука


Литературное творчество


М. В. Ломоносов-историк


Фейерверки и иллюминации


Последние годы жизни


Потомки


Личные вещи


М.В. Ломоносов и Академия наук


К приумножению пользы и славы целого государства …


Служить отечеству спомоществованием в науках


Цельность характера


Государственное и полезное учреждение


О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук


Первые годы в Академии


К исправлению академического Регламента


О худом состоянии Академии наук


Гимназия, университет и престиж научного дела


Нерадение о академических департаментах


Плачевное состояние финансов


Оного упадку и недостатков происхождение и причины


Регламент не служит будущим временам


Обучение молодежи


Кто руководит Академией наук?


Академические излишества


Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса


Основные принципы будущего Регламента


Какими должны быть академические департаменты


Академическая власть


Академический «стат» и Табель о рангах


Академические расходы. Академическое собрание и его члены


Почетные члены Академии наук


Академические заседания: обыкновенные


Издание трудов Академии наук


Академические заседания: публичные


Петербургский университет – брат Академии наук


Гимназия – «кладовая» Университета


За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]


Примечания


Великий русский ученый


Основоположник новой русской поэзии


Реформатор русского языка


М. В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера


М.В. Ломоносов в памяти потомков


В памяти потомков


Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук


2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова


Музей М.В. Ломоносова в Академии наук


Именем М.В. Ломоносова названы


Памятные медали


Примечания


О проекте

Труба зрительная, выполненная по проекту М. В. Ломоносова. 

И.И.  Беляев (?). Санкт-Петербург.

Вторая половина XVIII в.

Картон, дерево, кожа. ©  МАЭ РАН.

Телескоп-рефлектор грегорианский. К. Пари.

Франция, г. Париж. Середина XVII в.

Латунь, кожа, стекло. ©  МАЭ РАН.

Астролябия планисфера.

Г.  Арсениус. 

Фламандия. 1568. Латунь.

©  МАЭ РАН.

Астролябия геодезическая

Ф.Н.  Тирютин (?).

Инструментальные мастерские Академии наук и художеств.

Санкт-Петербург. 1754-1758. Латунь, золочение. ©  МАЭ РАН.

Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию

 

М.В. Ломоносов много времени уделял созданию научных приборов. Он разработал свой вариант астрономического телескопа, ему принадлежит ряд предложений по созданию морских навигационных приборов. Ему удалось наблюдать прохождение Венеры между Землей и Солнцем (26 мая 1761 г.) и интерпретировать световой ободок вокруг диска Венеры как наличие у нее атмосферы, в которой происходило рассеяние солнечных лучей.

 

Армиллярная сфера.

Делюр.

Франция, г. Париж. Начало XVIII в.

Латунь. ©  МАЭ РАН.

Страница 20

М.В. Ломоносов и его время

Литературный талант Ломоносова на службе Российского государства

К дню рождения Михаила Ломоносова, который отмечается 19 ноября, Президентская библиотека представила электронную коллекцию книг, где великий ученый – это еще и талантливый литератор.

Недюжинные таланты и способности простого юноши, сына рыбака, уехавшего в Москву с двумя книгами под мышкой, известны многим. Его тяга к знаниям, желание получить образование, разобраться в разных науках переросли в истинное служение Отечеству и народу. В своей работе он смог завоевать покровительство графа Шувалова, императрицы Елизаветы Петровны, заслужить уважение отдельных европейских ученых и целых организаций, первым из русских он стал членом Санкт-Петербургской, Стокгольмской и Болонской Академии наук. Жизнь и достижения Ломоносова подробно описаны в книге Б. Н. Меншуткина «Михайло Васильевич Ломоносов. Биография».

Однако особое место в жизни Ломоносова занимала литература. Ломоносов выбрал это поле как средство для достижения своей цели — развития науки, образования и экономического благосостояния народа и, как следствие, государства. Более того, он четко понимал, в какой форме и кому должны быть адресованы его произведения. Как отмечает в своей книге «Маэстро русского слова» Н. Г. Прилуко-Прилуцкий, Ломоносов, «не будучи поэтом, берется за стихи, потому что эта форма речи была более привлекательна для тех, кто по убеждению должен был действовать. <...> Оду взял, потому что она была развита в европейской литературе и из всех форм поэзии представлялась для него наиболее удобной.Здесь он мог прекрасно изобразить тех личностей, в чьих руках была власть и воля многих, от которых зависела о судьбе народа и судьбе науки». Заботы о благоденствии государства, просвещении народа Ломоносов безусловно делает добродетелью правителей. Так, в «Оде на приезд Ее Величества Великой Императрицы Елизаветы из Москвы в Петербург в 1742 г. на коронацию» он восхваляет качества Елизаветы.

Кроме того, в этих строках видны новшества, внесенные Ломоносовым в поэзию. Он отходит от так называемого силлабического стихосложения со строгим порядком и количеством слогов, пришедшего из средневековья. Вместо этого он обращается к тонической поэме с более богатой интонацией. В споре с Василием Тредиаковским он еще доказывает возможность соединения мужских и женских рифм и показывает пользу «брака поэзии», которую Тредиаковский ранее отрицал.

В другой книге «Празднование 200-летия со дня рождения М. В. Ломоносова Императорским Московским университетом» есть статья профессора Р. Ф. Брандта «Ломоносов как ученый и поэт». Автор подробно пишет о стихах Ломоносова. К духовным или похвальным одам он добавляет заказной «ярлык» или краткую поэму о похвальных придворных празднествах и событиях государственной важности. В статье упоминаются две его трагедии «Тамира и Селим» о гибели хана Мамая и «Демофонт» о Троянской войне, неоконченная героическая поэма «Петр Великий», сборник «Собрание различных произведений поэзии и прозы г. Советник и профессор Ломоносов по-русски».

Интересные факты, связанные с взаимоотношениями последователя науки Ломоносова и Священного Синода. В этом случае Ломоносов прибегает к литературе. Две его оды «Вечернее размышление о Божием величестве в случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Божием величестве» — своеобразный способ примирения веры и науки, борьбы с врагами просвещения.

В ироническом стихотворении «Гимн бороде» он боролся с защитниками древности, в сообщении «Письмо о пользе стекла» отстаивал необходимость строительства стекольного завода, научный прогресс, развитие новые ремесла и возможность научного объяснения многих процессов в отличие от религии. Находясь в Германии, Ломоносов написал на русском языке «Письмо о правилах русского стихосложения», отрывок из которого можно найти в читальном зале Президентской библиотеки в книге В. Л. Ченокала «М. В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах». В этой же книге есть слова В. Г. Белинского, который называл Ломоносова Петром Великим русской литературы, а его «Оду на взятие Хотина» предлагал считать началом русской литературы.

Говоря о заслугах Ломоносова, необходимо упомянуть об инициативе создания Московского университета, куда, по идее ученого, могут быть приняты простые люди. Сегодня на факультете МГУ открыт электронный читальный зал Президентской библиотеки. Открывая свободный доступ к своим цифровым ресурсам на базе учреждений науки и культуры, представляя портальные коллекции и коллекции путем реализации образовательных проектов, Президентская библиотека стремится продолжить дело наших предшественников и сохраняет лучшие отечественные традиции в воспитании граждан.

 

Узнать факты — АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ

Что такое ПАТЭС и зачем она нужна?

ПАТЭС — плавучая атомная электростанция. В его состав входит плавучая энергоустановка (ПЭБ) – созданная по российским технологиям атомного судостроения, представляющая собой специальную баржу, оснащенную повышенными параметрами безопасности и надежности реакторов на борту, – а также береговая инфраструктура, реализованная в районе причала (волнорезы, силовые линии и др. ). ПАТЭС «Академик Ломоносов» — головной проект в серии маломощных передвижных энергоблоков.

Уникальность FPU заключается в том, что они от начала и до конца строятся на верфях с использованием тех же профессиональных технологий строительства, что и атомные ледоколы и корабли ВМФ. Кроме того, плавучая конструкция электростанции снижает капитальные затраты на строительство в районе расположения атомной электростанции (АЭС).

По сути, ПАТЭС похожа на большой атомный ледокол (на ней установлены такие же реакторы, которые имеют десятилетия безопасной эксплуатации на ледоколах). Разница лишь в том, что мощность реактора используется не для безопасного прохода через арктическое море, а для питания отдаленных регионов, куда практически невозможно провести линии электропередач по суше.

ПАТЭС могут быть использованы для электроснабжения островов, опреснительных установок и труднодоступных прибрежных районов как на севере, так и на юге.

Но зачем нужно строить ПАТЭС или вообще АЭС в Арктике?

Половина из 4 миллионов человек, живущих в арктических регионах мира, проживает в России. Большинство населенных пунктов Крайнего Севера труднодоступны; это изолированные «энергетические острова», отрезанные от национальной сети. В настоящее время их основным источником топлива являются уголь и нефть, что крайне негативно влияет на окружающую среду. Загрязнение воздуха и воды наносит ущерб ценным экосистемам, приводя к сокращению продолжительности жизни человека, а также к исчезновению целых видов и живых организмов.

Неужели нет более безопасных и чистых источников энергии, кроме атомной?

Противники ядерной энергетики утверждают, что люди в Арктике, особенно у сибирского побережья, могут полностью полагаться на возобновляемые источники энергии, заменив нефть и уголь солнечными панелями и ветряными электростанциями. Однако их аргумент несостоятелен.

На большей части населенных территорий вдоль сибирского арктического побережья среднесуточная сила ветра крайне мала — среднегодовая скорость не превышает 3-3,5 метра в секунду (м/с) (или 6,7-7,8 мили в час). Электроэнергия не может быть получена от ветряных турбин при скорости ветра ниже 3 м/с. Кроме того, вечная мерзлота делает установку ветряных турбин чрезвычайно сложной и дорогостоящей. Из-за высокой влажности и низких температур лопасти ветряных турбин покрываются льдом. Опыт эксплуатации таких ветропарков на архипелаге Новая Земля и полуострове Ямал, несмотря на высокую стоимость монтажа и обслуживания, показал, что ветропарки работают не более чем на 15-20% мощности и вынуждены полагаться на резервные источники энергии – нефть. и уголь – при слабом ветре.

Что касается солнечных батарей, то они будут работать только полгода, когда в Арктике наступает так называемый полярный день (когда сутки длятся более 24 часов). Они также требуют постоянного обслуживания – уборки снега и удаления льда. В периоды полярной ночи (когда ночь длится более 24 часов) и в периоды, когда солнце закрыто сильным снегопадом, недостаток выработки электроэнергии от солнечных батарей снова приходится компенсировать за счет сжигания угля и нефти. С другой стороны, малая атомная энергетика, а именно плавучие АЭС, может достичь труднодоступных арктических районов и обеспечить бесперебойным источником чистой энергии удаленные населенные пункты и объекты. Таким образом, снижение зависимости региона от нефти и угля приводит к сокращению вредных загрязнителей, веществ и миллионов тонн выбросов парниковых газов.

Как ПАТЭС «Академик Ломоносов» будет способствовать снижению вредных выбросов в Арктике?

ПАТЭС «Академик Ломоносов» заменит не только выведенную из эксплуатации Билибинскую АЭС, но и действующую Чаунскую ГРЭС, использующую в качестве топлива бурый уголь – пожалуй, самый вредный вид топлива. В регионе проживает и работает более 50 000 человек, поэтому речь идет не только о долгосрочном устойчивом развитии, которое невозможно без стабильного энергоснабжения, но и об энергетической безопасности региона. Так что, помимо обеспечения ликвидации вредных выбросов в экосистему Арктики, «Академик Ломоносов» также является гарантией того, что жители региона не останутся без света и тепла на морозном Крайнем Севере.

Будет ли Академик Ломоносов участвовать в проекте Северного морского пути?

Северный морской путь (СМП) соединит европейские и дальневосточные российские порты, в том числе расположенные в устьях судоходных сибирских рек. Прогнозируется, что СМП сократит трафик на «традиционном» маршруте через Суэцкий канал примерно на 34%. Однако арктический регион можно сделать безопасным для судоходства только при наличии соответствующей инфраструктуры и стабильного регионального энергоснабжения.

Город Певек, где будет стоять ПАТЭС, является одним из ключевых портов на СМП. Развертывание ПАТЭС в Певеке создаст необходимые условия для ускоренного социально-экономического роста Чукотского региона в целом в соответствии с потребностями проекта СМП.

Таким образом, ПАТЭС станет ключевым инфраструктурным элементом программы развития СМП, так как будет обеспечивать не только электроэнергией, но и теплом порты Крайнего Севера, через которые планируется прохождение СМП.

А разве не говорят, что ПАТЭС будет использоваться для питания буровых платформ, производящих углеродное топливо? Нет ли здесь противоречия: вы повышаете добычу углеродного топлива, утверждая, что это помогает сократить выбросы?

Это ошибочный аргумент.

ПАТЭС обеспечивает отдаленные регионы чистой энергией, которую можно использовать как для энергоснабжения населения, так и для промышленных объектов. Если сектор полезных ископаемых составляет значительную часть экономики в каком-либо конкретном регионе, то электроэнергия будет потребляться этим сектором независимо от источника энергии. То же самое было бы применимо, если бы источником была энергия ветра и солнца. Применяя ту же логику, можно утверждать, что установка солнечных батарей на нефтяных танкерах противоречит целям устойчивого развития, но это явно не так.

Отсутствие ПАТЭС не заставит нефтегазовые компании отказаться от майнинговых амбиций. Вместо этого они будут полагаться на дизельные буровые платформы — источник дополнительных выбросов CO2.

Кроме того, нефть и газ являются основными ресурсами для передовых нефтехимических продуктов, жизненно важных для нашей повседневной жизни, включая лекарства, сельскохозяйственные удобрения и т. д.; по данным Международного энергетического агентства, продукты нефтехимии также используются в «солнечных панелях, лопастях ветряных турбин, батареях, теплоизоляции зданий и деталях электромобилей», все из которых имеют решающее значение для устойчивого развития.

Атомная энергия экономит углеводородные ресурсы для лучшего и более чистого использования.

Но не представляет ли атомная энергетика риск аварий, которые могут произойти на станции? Безответственно ли размещать ядерный реактор на воде, ведь если реактор взорвется, то исправить последствия будет практически невозможно?

В самом размещении ядерных реакторов на кораблях нет ничего принципиально нового. Атомные ледоколы уже много лет работают в Арктике, на них установлены такие же малые ядерные реакторы, как и на ПАТЭС.

Короче говоря, реакторы FNPP прошли испытания и доказали свою безопасную эксплуатацию в течение десятилетий на атомных ледоколах. Тем не менее, у «Академика Ломоносова» есть дополнительное преимущество — он работает в более безопасных условиях, чем ледоколы. Ледоколы проплывают через толстые льды за много километров от береговой линии, но ПАТЭС никогда не будет двигаться, так как будет пришвартована к специальному пирсу и останется там. Кроме того, ПАТЭС имеет более простую конструкцию по сравнению с атомными ледоколами и подводными лодками. ПАТЭС будет пришвартована и закреплена на специальном пирсе без каких-либо встроенных средств движения (без функций двигателя или гребного винта). Это означает, что для ПАТЭС отсутствует риск отказа какой-либо самоходной системы или каких-либо других аварийных ситуаций, связанных с функциями мобильности.

ПАТЭС спроектирована таким образом, что даже в условиях тяжелой аварии вероятность выхода радиоактивных веществ в окружающую среду абсолютно ничтожна.

Но до Чернобыля все тоже были уверены, что реакторы абсолютно безопасны! тем не менее, произошел взрыв! Какие гарантии, что это не повторится в случае с ПАТЭС?

Во-первых, технология реакторов ПАТЭС (водяные реакторы) принципиально отличается от реакторов типа РБМК (графитовые реакторы), взорвавшихся на Чернобыльской АЭС. Реакторы с водой под давлением являются наиболее широко используемой и самой безопасной ядерной технологией в мире. В отличие от РБМК, активная зона водо-водяного реактора, т.е. часть реактора, где ядерное топливо вырабатывает энергию, окружена защитной защитной оболочкой, что гарантирует, что выброс радиоактивных веществ чернобыльского типа просто не может произойти с этими типами реакторов. реакторы. Также важно помнить, что авария на Чернобыльской АЭС произошла, когда основные системы безопасности реактора были преднамеренно отключены — современные системы были разработаны, чтобы исключить такой риск.

Во-вторых, атомная энергетика в целом извлекла уроки из Чернобыльской аварии и соответствующим образом усовершенствовала технологии и регламенты. Точно так же требования МАГАТЭ и национальных регулирующих органов были еще более ужесточены после Фукусимы. Соблюдая как постчернобыльские, так и постфукусимские требования безопасности, ПАТЭС отвечает самым высоким стандартам безопасности.

При проектировании ПАТЭС «Академик Ломоносов» соблюдены все российские и международные нормы безопасности. В частности, параметры безопасности соответствовали российскому нормативному документу «Общие положения по безопасности атомных электростанций на судах» и постчернобыльской INSAG-3 МАГАТЭ «Основные принципы безопасности атомных электростанций».

В соответствии с этими документами совокупная вероятность повреждения активной зоны, рассчитанная с помощью вероятностной оценки безопасности (ВАБ), не должна превышать 10-5 реакторо-лет.

Рецензируемое моделирование ВАБ показало, что вероятность повреждения активной зоны реактора ПАТЭС «Академик Ломоносов», так называемая частота больших ранних выбросов, не превышает 10-7 реакторо-лет – т.е. FNPP составляют менее одной стотысячной доли процента.

Для сравнения, по оценкам астрономов, вероятность того, что гигантский астероид уничтожит нашу планету в ближайшие десятилетия, составляет 1,6 к 10-5, то есть вероятность того, что это произойдет, в 160 раз выше, чем вероятность серьезной аварии. на ПАТЭС «Академик Ломоносов».

Но на российских атомных ледоколах и подводных лодках были аварии! Как такие надежные системы безопасности не смогли их предотвратить?

Последняя радиационная авария на атомных плавучих объектах в России произошла в 1985 году на подводной лодке К-431 (до аварии на Чернобыльской АЭС и всех изменений требований безопасности с тех пор). За последние 34 года ни один инцидент не привел ни к аварии на ядерном реакторе, ни к утечке радиоактивных веществ. Это включает в себя аварию с атомной подводной лодкой К-141 «Курск», которая получила серьезные повреждения в результате взрыва торпеды. Отсутствие связанных с ядерной энергетикой аварий является свидетельством постоянного совершенствования ядерных технологий, особенно в области безопасности и защиты. При разработке и производстве ПАТЭС «Академик Ломоносов» все расчетные параметры безопасности применялись ко всем стационарным и эксплуатационным элементам проекта.

Хорошо, но даже если ПАТЭС защищена от внутренних факторов, внешние факторы, такие как землетрясения, цунами и айсберги, остаются. Что, например, произойдет с ПАТЭС, если она столкнется с айсбергом или если волны разобьют станцию ​​о скалистый берег?

Стремясь обеспечить наиболее безопасный и экологически чистый источник энергии для района, мы учли все возможные и даже самые маловероятные экстремальные сценарии при разработке проекта ПАТЭС и прочности ее конструкций.

Установлены береговые и гидротехнические сооружения для дополнительной защиты от цунами. Установлены дамбы и волнорезы, что делает практически невозможным столкновение с айсбергами, а береговая инфраструктура предотвращает любое возможное столкновение как с берегом, так и с морским дном.

Проведена проверка надежности и устойчивости ПАТЭС к сейсмическому воздействию 10-12 баллов по шкале МСК-64 и вертикальному ускорению 1,8 м/с 2 .

Более того, ПАТЭС способна выдержать падение 10-тонного вертолета.

Титаник был признан непотопляемым, и посмотрите, что произошло! Что будет, если ПАТЭС будет затоплена?

ПАТЭС разделена на 10 водонепроницаемых отсеков и останется на плаву, даже если два из них будут затоплены (даже если два отсека примыкают друг к другу). Максимальный крен судна в этом случае составит всего 3°. Сам реактор расположен в центре корпуса корабля, надежно защищен сверхпрочными материалами. Стоит отметить, что ПАТЭС может выдержать крушение или преднамеренный таран другого корабля и при этом остаться на плаву.

На крайне маловероятный случай затопления ПАТЭС установлены механизмы аварийного останова реактора. Реактор будет остановлен автоматически без вмешательства оператора благодаря пассивным системам безопасности.

В случае затопления с помощью специальных пружин одна из таких пассивных систем безопасности мгновенно и автоматически сбрасывает стержни аварийной защиты в активную зону реактора. Это гарантирует, что реактор остается на безопасном уровне подкритичности, тем самым предотвращая аварию чернобыльского типа. ПАТЭС также оснащена базовой системой пассивной безопасности, установленной на всех наземных АЭС, где защитные стержни сбрасываются самотеком. Эта система пассивной безопасности сработает, если Станция не будет затоплена и находится в нормальных гравитационных условиях.

В случае затопления естественная циркуляция теплоносителя (воды) гарантирует, что активная зона реактора не расплавится. Этот теплоноситель удаляет любую остаточную энергию из активной зоны реактора и не требует для этого насосов или вмешательства человека.

Короче говоря, любой системный сбой, который может произойти на ПАТЭС, не приведет к аварии. Даже в совершенно невероятном случае одновременного отказа всех активных (управляемых оператором) систем безопасности пассивные системы безопасности обеспечивают остановку реактора и делают его водонепроницаемым, предотвращая утечку радиоактивных веществ.

Что насчет систем безопасности FNNP? Как вы можете гарантировать, что террористы не проникнут на завод и не врежутся в него кораблем или самолетом?

«Академик Ломоносов» является охраняемым объектом, на который распространяются те же меры безопасности, что и на любую «традиционную» наземную АЭС.

Система безопасности ПАТЭС разделена на три зоны: «водная» (защищенная дамбами, волнорезами и другими сооружениями), «наземная» и «плавучий энергоблок (ПЭБ)».

Доступ к земле и зонам FPU возможен только при наличии утверждённого пропуска. Имеются системы видеонаблюдения и сигнализации, а также каналы экстренной связи. У нас большой опыт охраны наземных АЭС, а также режимных объектов на Крайнем Севере, поэтому организация наших постов и патрулей будет основываться на этом опыте.

В акватории комплексы мониторинга и радиолокации, неоднократно апробированные на атомных ледоколах и подводных лодках, пресекают несанкционированное проникновение и защищают от неожиданных атак с моря и воздуха. Службы безопасности имеют в своем распоряжении всю военную технику, необходимую для устранения любого риска столкновения самолета или корабля с ПАТЭС.

Хорошо, но существуют ли какие-либо системы для работы в наихудшем сценарии? Даже с вероятностью от 1 до 10 миллионов, что произойдет крупная авария, системы безопасности откажут, что приведет к цепной реакции расплавления активной зоны реактора, как в Чернобыле, что тогда произойдет?

В крайне маловероятном случае аварии запасы воды дают оператору время для принятия необходимых мер, а системы пассивного охлаждения (естественная циркуляция) охлаждают реакторный блок, удерживая расплавленное топливо внутри блока, чтобы он не поврежден.

В маловероятном случае тяжелой аварии с расплавлением топлива важнейшей задачей является удержание расплавленной массы внутри корпуса реактора — защитной оболочки. На ПАТЭС установлена ​​специальная система аварийного охлаждения корпуса, заполняющая шахту реактора холодной водой (пассивная система охлаждения днища корпуса реактора). Она разработана (и проверена расчетами и стендовыми испытаниями) для предотвращения расплавления корпуса реактора, гарантирует, что корпус реактора останется неповрежденным даже в случае расплавления активной зоны, что предотвратит любую возможность утечки.

Существует также независимая альтернативная система охлаждения корпуса реактора, которая в случае тяжелой аварии введет внутрь корпуса дополнительные объемы воды или, при необходимости, специальный охлаждающий раствор для предотвращения его плавления.

Но какие меры принимаются для борьбы с водородным взрывом, как это было на Фукусиме? Специалисты утверждают, что под действием ионизирующего излучения вода в реакторе и вокруг него расщепляется и образует гремучую смесь атомарного водорода с атмосферным кислородом. Также охлаждение реактора водой может вызвать конденсацию паров и утечку воздуха в отсек, где находится реактор. Если произойдет взрыв водорода или пара, корпус реактора будет поврежден, и произойдет утечка.

Все аварийные сценарии неоднократно моделировались и тестировались.

Конструкция реактора такова, что даже при тяжелой аварии и расплавлении активной зоны интенсивность ионизирующего излучения и объем воды в зоне при радиолизе (распад химических соединений в результате радиационного воздействия), учитывая ПАТЭС диапазоне мощностей реактора, предотвратит образование атомарного водорода в количестве, необходимом для такого взрыва.

Реакторные отсеки также были специально спроектированы так, чтобы выдерживать любое повышенное давление, создаваемое избыточным паром, что исключает риск парового взрыва.

Не производят ли АЭС ядерные отходы, отравляющие окружающую среду Арктики? Что будет с отработавшим ядерным топливом?

Ядерное топливо необходимо перезагружать каждые 3 года. Выгруженное топливо останется на борту ПАТЭС. Сначала он будет храниться в бассейне-хранилище, а затем в сухих контейнерах и ни в коем случае не будет вывозиться на берег. На борту ПАТЭС есть целый комплекс для хранения отработавшего топлива. После отбуксировки ПНК на спецобъект для планового ремонта (это будет происходить несколько раз в течение жизненного цикла ПНК, первый из которых планируется через 10-12 лет после пуска), топливо выгружается из ПНК и направляется на переработку. . После завершения ремонта порожний ПНК отправят обратно в Певек (или куда он пришвартован).

Эта система обращения с отработавшим топливом и отходами полностью исключает риск любой радиоактивной утечки в окружающую среду.

Критики говорят, что FNNP стоит неоправданно дорого. Это правда? Сколько стоит строительство атомной электростанции и какова ожидаемая цена вырабатываемой электроэнергии?

При разработке нашего ММР мы сравниваем наш продукт с традиционными источниками генерации, такими как уголь или газ, чтобы обеспечить его конкурентоспособность.

Нельзя отрицать, что АЭС требует больших первоначальных инвестиций, но, в отличие от ветряных турбин и солнечных батарей, которые обычно работают только на 15-20% своей установленной мощности со сроком службы, особенно в Арктике, всего 20-25 лет — атомная электростанция работает на 90% своей емкости примерно в два раза дольше. Если разделить сумму первоначальных инвестиций на количество выработанных киловатт-часов за весь срок службы станции, то ПАТЭС дешевле альтернатив.

Общая стоимость ПАТЭС «Академик Ломоносов» не разглашается, так как проект еще не завершен. Это пилотный проект, так называемый первый в своем роде (FOAK), и как таковой (как и любой пилотный проект в любой отрасли) он будет более дорогим и займет больше времени, чем последующие серийные проекты. Это правило применимо не только к атомной промышленности, но и к первым когда-либо построенным солнечным панелям. Снижение затрат связано с эффектом масштаба и кривой обучения.

Какой мощности обладают реакторы серии РИТМ?

По данным МАГАТЭ, малые модульные реакторы (ММР) имеют установленную электрическую мощность до 300 МВт на модуль. Реакторы серии РИТМ вырабатывают более 55 МВт электроэнергии. Эти реакторы оснащены современными инженерно-техническими средствами и могут использоваться в составе одномодульных или многомодульных энергетических установок.

АЭС на базе РИТМ будут предлагаться как в наземном, так и в морском исполнении.

Есть ли действующие АЭС с реакторами серии РИТМ?

К 2028 году в России будет введена в эксплуатацию первая береговая АЭС с реакторами РИТМ-200. проекта строительства атомной электростанции в поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса.

В соответствии с соглашением правительство Якутии обеспечит закупку электроэнергии у АЭС в объеме 40-50 МВт, а также окажет содействие в предоставлении земельного участка.

Замена устаревших угольных и дизельных источников энергии ядерной энергией сократит выбросы CO   в этом районе на 10 000 тонн в год. Строительство станции обеспечит стабильное и экологически чистое энергоснабжение проекта разработки золоторудного месторождения Кючус. При строительстве АЭС будет создано до 800 новых рабочих мест. Такие проекты служат надежным и экологически чистым источником тепла и электроэнергии как для добытчиков природных ресурсов, так и для жителей отдаленных районов с изолированной энергосистемой.

Тем не менее, реакторы РИТМ-200 не являются первой в своем роде технологией. На ледоколах «Арктика», «Сибирь» и «Урал» уже установлено шесть таких реакторов. В основе малых модульных реакторов серии РИТМ лежит большой опыт разработки и эксплуатации четырех поколений реакторов для ледокольного флота, а это более 400 реакторо-лет.

Насколько безопасны АЭС с реакторами серии РИТМ?

Системы безопасности АЭС с реакторами серии РИТМ основаны на опыте Росатома по реакторам большой мощности для береговых АЭС с реакторами типа ВВЭР и реакторами малой мощности для ледокольного флота.

Безопасность АЭС на базе РИТМ достигается за счет многоуровневых систем и оболочечных ограждений. Системы безопасности предотвращают аварии, а несколько уровней барьеров, заложенных в конструкцию станции, исключают выброс радиоактивных веществ в атмосферу.

Комбинация активных, требующих источников энергии, и пассивных, работающих без источника энергии, систем безопасности обеспечивает высочайший уровень безопасности предприятия. Кроме того, используются принципы внутренней самозащиты реактора.

Можно ли где-нибудь построить береговую АЭС на базе РИТМ?

Выбор площадки для строительства АЭС любой мощности – сложный и строго регламентированный процесс. Одни и те же стандарты применяются как для крупных, так и для малых АЭС.

В соответствии с российскими нормами и правилами запрещается строительство атомных станций:

  • на площадках с сейсмичностью 8 баллов по шкале MSK-64;
  • на участках с активными карстовыми процессами;
  • на участках, подверженных воздействию вулканов, в том числе грязевых;
  • на площадках, где размещение АЭС запрещено природоохранным законодательством.

Какая минимальная площадь необходима для строительства АЭС с реакторами серии РИТМ?

Площадь, необходимая для береговой АЭС мощностью 110 МВт с двумя реакторами РИТМ-200 в одном реакторном здании, составляет 60 000 м  или 15 акров, что примерно равно 8,5 футбольным полям.

Сколько времени занимает строительство АЭС с реакторами серии РИТМ?

Мы предполагаем, что срок строительства как серийных береговых, так и морских АЭС не превысит 48 месяцев.

Какой срок службы АЭС на базе РИТМ?

Расчетный срок эксплуатации как береговых, так и морских АЭС с двумя реакторами серии РИТМ составляет 60 лет с возможностью продления.

Вывод станций из эксплуатации будет осуществлен без ущерба для окружающей среды, а площадки будут приведены в состояние «зеленого газона». Все отработавшее ядерное топливо будет отправлено в специальные контейнеры на переработку.

На каком топливе работают АЭС на базе РИТМ?

АЭС с реакторами серии РИТМ работают на топливе УО 2 со степенью обогащения менее 20%. Топливный цикл наземной АЭС составляет 6 лет, морской – до 10 лет.

Каковы социальные и экономические преимущества наземной ММР АЭС?

Росатом уже запустил пилотный проект береговой АЭС ММР на базе РИТМ в России.