Солженицын диссидент: 100 лет Солженицыну: что нужно знать о главном советском диссиденте

Александр Исаевич Солженицын. Биографическая справка

Александр Солженицын — выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Получил широкую известность, помимо литературных произведений (как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы), также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX-XX веков.

Бывший диссидент, в течение нескольких десятилетий (шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы XX века) активно боровшийся против коммунистического режима в России.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.

Первые годы Солженицын прожил в Кисловодске, в 1924 году вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону.

Уже в молодости Солженицын осознал себя писателем.

В 1937 году он задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы для его создания. Позднее этот замысел был воплощен в «Августе Четырнадцатого»: первой части («узле») исторического повествования «Красное Колесо».

В 1941 году Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Еще раньше, в 1939 году, он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Закончить институт ему помешала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в 1942 году он был oтправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки.
Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами. В конце января 1945 года он вывел батарею из окружения.

9 февраля 1945 года Солженицына арестовали: военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем — в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино. 1950-1953 годы он провел в лагере (в Казахстане), был на общих лагерных работах.

После окончания срока заключения (февраль 1953) Солженицын был отправлен в бессрочную ссылку. Он стал преподавать математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. 3 февраля 1956 года Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а через год его и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии.

В 1956-ом Солженицын переселился в Россию — в небольшой поселок Рязанской области, где работал учителем. Через год он переехал в Рязань.

Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли — повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.

Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Это стихотворения и сатирическая пьеса «Пир победителей».

Зимой 1950-1951 годов Солженицын задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 году была написана повесть «Щ-854» (Один день одного зэка). Щ-854 — лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.

Осенью 1961 года с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский получил лично от Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н.С.Хрущева. «Щ-854» под измененным названием — «Один день Ивана Денисовича» — был напечатан в № 11 журнала «Новый мир» за 1962 год. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных. Подлинный текст повести впервые напечатан в парижском издательстве «Ymca press» в 1973 году. Но название «Один день Ивана Денисовича» Солженицын сохранил.

Публикация рассказа стала историческим событием. Солженицын стал известен всей стране.

Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. На короткое время Солженицын был признан официально.

В 1964 году «Один день Ивана Денисовича» был выдвинут на Ленинскую премию. Но Ленинской премии Солженицын не получил.

Через несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича» в № 1 «Нового мира» за 1963 год был напечатан рассказ Солженицына «Матренин двор». Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведника» — по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название «Матренин двор» принадлежит Твардовскому. Как и «Один день Ивана Денисовича», это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини — владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским — Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

В 1963-1966 годах в «Новом мире» были опубликованы еще три расска за Солженицына: «Случай на станции Кречетовка» (№ 1 за 1963 год, авторское название — «Случай на станции Кочетовка» — было изменено по настоянию редакции из-за противостояния «Нового мира» и консервативного журнала «Октябрь», возглавлявшегося писателем В.А.Кочетовым), «Для пользы дела» (№ 7 за 1963 год), «Захар-Калита» (№ 1 за 1966 год). После 1966 года сочинения писателя не печатались на Родине вплоть до рубежа 1989 года, когда в журнале «Новый мир» публикуются Нобелевская лекция и главы из книги «Архипелаг ГУЛаг».

Еще находясь в ссылке, в 1955 году, Солженицын начал писать роман «В круге первом», последняя, седьмая редакция романа была закончена в 1968 году.

В 1964 году ради публикации романа в «Новом мире» А.Т.Твардовского Солженицын переработал роман, смягчив критику советской действительности. Вместо девяносто шести написанных глав текст содержал только восемьдесят семь. В первоначальном варианте рассказывалось о попытке высокопоставленного советского дипломата предотвратить кражу сталинскими агентами секрета атомного оружия у США. Он убежден, что с атомной бомбой советский диктаторский режим будет непобедим и может покорить пока еще свободные страны Запада. Для публикации сюжет был изменен: советский врач передавал на Запад сведения о замечательном лекарстве, которые советские власти хранили в глубокой тайне.

Цензура тем не менее запретила публикацию. Позднее Солженицын восстановил первоначальный текст, внеся в него небольшие изменения.

В 1955 году Солженицын задумывает, а в 1963-1966 годах пишет повесть «Раковый корпус». В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия — стенами больницы (такое сужение времени и пространства — отличительная черта поэтики многих произведений Солженицына).

Все попытки напечатать повесть в «Новом мире» оказались неудачными. «Раковый корпус», как и «В круге первом», распространялся в «самиздате». Повесть вышла впервые на Западе в 1968 году.

В середине 1960-х годов, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власть начинает рассматривать Солженицына как опасного противника. В сентябре 1965 года у одного из друзей писателя, хранившего его рукописи, был устроен обыск. Солженицынский архив оказался в Комитете государственной безопасности. С 1966 года сочинения писателя перестают печатать, а уже опубликованные изъяли из библиотек. КГБ распространил слухи, то во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с немцами. В марте 1967 года Солженицын обратился к Четвертому съезду Союза советских писателей с письмом, где говорил о губительной власти цензуры и о судьбе своих произведений. Он требовал от Союза писателей опровергнуть клевету и решить вопрос о публикации «Ракового корпуса».

Руководство Союза писателей не откликнулосъ на этот призыв. Началось противостояние Солженицына власти. Он пишет публицистические статьи, которые расходятся в рукописях. Отныне публицистика стала для писателя такой же значимой частью его творчества, как и художественная литература. Солженицын распространяет открытые письма с протестами против нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в Советском Союзе. В ноябре 1969 года Солженицына исключают из Союза писателей. В 1970 году Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом.

О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге «Бодался телёнок с дубом», впервые опубликованной в Париже в 1975 году.

С 1958 года Солженицын работает над книгой «Архипелаг ГУЛаг» — историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе (ГУЛаг — Главное управление лагерей). Книга была завершена в 1968 году. В 1973 году сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 года на Западе выходит первый том Архипелага… (полностью книга была издана на Западе в 1973-1975 годах).

12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и спустя сутки выслан из Советского Союза в Западную Германию. Сразу после ареста писателя его жена Наталья Дмитриевна распространила в «самиздате» его статью «Жить не по лжи» — призыв к гражданам отказаться от соучастия во лжи, которой от них требует власть.

Солженицын с семьей поселился в швейцарском городе Цюрихе, в 1976 году переехал в небольшой город Кавендиш в американском штате Вермонт.

В эмиграции Солженицын работает над эпопеей «Красное Колесо», посвященной предреволюционным годам. «Красное Колесо» состоит из четырех частей — «узлов»: «Август Четырнадцатого», «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого» и «Апрель Семнадцатого». Солженицын начал писать «Красное Колесо» в конце шестидесятых и завершил только в начале девяностых. «Август Четырнадцатого» и главы «Октября Шестнадцатого» были созданы еще в СССР.

Солженицын говорил, что вернется на родину лишь тогда, когда туда вернутся его книги, когда там напечатают «Архипелаг ГУЛаг». Журналу «Новый мир» удалось добиться разрешения властей на публикацию глав этой книги в 1989 году.

В мае 1994 года Солженицын возвращается в Россию. Он пишет книгу воспоминаний «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов» («Новый мир», 1998, № 9, 11, 1999, № 2, 2001, № 4), выступает в газетах и на телевидении с оценками современной политики российских властей. Писатель обвиняет их в том, что проводимые в стране преобразования непродуманны, безнравственны и наносят огромный урон обществу, что вызвало неоднозначное отношение к публицистике Солженицына.

В 1991 году Солженицын пишет книгу «Как нам обустроить Россию». Посильные сображения. А в 1998 году Солженицын печатает книгу Россия в обвале, в которой резко критикует экономические реформы. Он размышляет о необходимости возрождения земства и русского национального сознания. Вышла в свет книга «Двести лет вместе», посвященная еврейскому вопросу в России. В «Новом мире» писатель регулярно выступает в конце девяностых с литературно-критическими статьями, посвященными творчеству русских прозаиков и поэтов.

В девяностых Солженицын пишет несколько рассказов и повестей: «Два рассказа» (Эго, На краях) («Новый мир», 1995, 3, 5), названные «двучастными» рассказы «Молодняк», «Настенька», «Абрикосовое варенье» (все — «Новый мир», 1995, № 10), «Желябугские выселки» («Новый мир», 1999, № 3) и повесть «Адлиг Швенкиттен» («Новый мир», 1999, 3). Структурный принцип «двучастных рассказов» — соотнесенность двух половин текста, в которых описываются судьбы разных персонажей, часто вовлеченных в одни и те же события, но не ведающих об этом. Солженицын обращается к теме вины, предательства и ответственности человека за совершенные им поступки.

В 2001-2002 годах выходит двухтомный монументальный труд «Двести лет вместе», который автор посвящает истории еврейского народа в России. Первая часть монографии охватывает период с 1795 по 1916 годы, вторая — с 1916 по 1995 годы.

В 2007 году президент РФ Владимир Путин присудил Александру Солженицыну государственную премию РФ за гуманитарную деятельность.

В ночь с 3 на 4 августа 2008 года Александр Солженицын скончался в Москве. Со слов его родных, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Блог Yoair — публикация в мировом блоге по антропологии.

Сообщение Просмотров:
15,665

Жизнь и времена Александра Солженицына; русский литературный диссидент, ставший политическим беженцем, провел большую часть своей жизни в советских лагерях.

Кем был Александр Солженицын?

«Не тронутые дыханием Бога, не ограниченные человеческой совестью, капитализм и социализм отвратительны». — Александр Солженицын

Был 2003 год, и Александр Солженицын сказал интервьюеру именно такие слова: Джозеф Пирс. Десятилетием ранее Советский Союз и его блок по всей Восточной Европе распался. Одно время это был дом Александра, в котором он провел почти 50 лет своей жизни, прежде чем его формально изгнало из него тогдашнее советское Политбюро. Проведя два десятилетия в качестве политического беженца без гражданства на Западе, он в конце концов вернулся к своим предкам в 1994 году, после распада СССР. Он умрет на шесть лет раньше, чем через два десятилетия после этого возвращения, в 2008 году. Он прожил долгую жизнь — 89 лет.

Память об Александре комфортно покоится в залах известных русских писателей и политических диссидентов, рожденных авторитарными режимами ХХ века. Он был солдатом, писателем, выжившим от рака, лауреатом Нобелевской премии и, кроме того, ярым православным христианином. И, что самое известное, политический диссидент, который в конечном итоге был вынужден бежать из своей страны после продолжающихся преследований, которые включали все, от внесения в черный список до предполагаемого покушения на его жизнь со стороны секретной полиции КГБ.

Рождение после революции

Родился 11 декабря 1918 г .; через год после Октябрьской революции. Александр вырос в Ставропольский край от украинской матери Таисия Захаровна и муж казак Исаакий Солженицын, который доблестно служил молодым офицером в Императорская Русская Армия. Вскоре после того, как забеременела, мать Александра овдовела, а ее муж скончался в результате несчастного случая на охоте. Это подтолкнуло Александра к молодости, когда его воспитывали мать-одиночка и тетя в нищей семье.

В 1930 году Солженицын вспоминает, как его мать скрывала правду о прошлом его отца в Императорской армии, чтобы не дать своей семье пройти по влажному и холодному черному ковру в ГУЛАГ. Она призвала своего маленького сына пойти по пути грамотности и научного познания. Ее опека над ним находилась под крылом Русский православный вера во времена наступающего секуляризма. Ее безвременная смерть наступила в 1944 году, оставив Солженицына терпеть боль, которую он скоро узнает слишком хорошо. Она больше не выходила замуж после смерти мужа.

Война идет за александром

Игровой автомат Вторая мировая война увидит, как Александр будет командиром Красная Армия и получение двух наград. Награжден Орден Красной Звезды Что касается нападения на немецкие артиллерийские батареи, не было никаких сомнений в том, кому он был верен. Однако годы, последовавшие за его славой, доказали обратное. Во время службы в звании артиллерийского офицера Александр стал свидетелем военных преступлений, совершенных советским командованием против немецкого гражданского населения во время тотальной войны на Восточном фронте, и это пошатнуло его преданность.

Он хорошо познал ужасы войны, видя, как мирные жители и пожилые люди лишаются того небольшого имущества, которое у них было после упадка воинственного Третьего рейха. Взгляды подвергнутых жестокому обращению молодых немецких женщин должны были стать хорошей памятью о тяжелом времени, проведенном на войне. В последующие годы, проведенные в ГУЛАГе, он очень подробно описал групповое изнасилование польской женщины, которую советские войска приняли за немецкого комбатанта. В своем пророческом компендиуме Архипелаг ГулагСолженицын писал следующее;

«Нет ничего, что так помогает пробуждению в нас всеведения, как настойчивые мысли о собственных проступках, заблуждениях, ошибках. После трудных циклов таких размышлений на протяжении многих лет, всякий раз, когда я упоминал бессердечие наших высокопоставленных бюрократов, жестокость наших палачей, я вспоминаю себя в погонах своего капитана и передовой марш моей батареи через Восточную Пруссию, окутанный окутанной землей. огонь, а я говорю …Итак, было ли нам лучше?

Время в ГУЛАГе

В феврале 1945 года Солженицын был арестован контрразведкой. СМЕРШ за определенные комментарии в частных письмах другу относительно ведения войны. Он открыто высмеивал Сталина, подвергая его тщательному ярлыку «Хозяин Балабос», Что на иврите означает« хозяин дома », также предполагая, что может потребоваться смена режима. Обвиненный в антисоветской деятельности, Солженицын был увезен в тюрьму. Лубянка тюрьма в Москве, чтобы ответить за свои преступления. Сидя в камере, окруженной металлическим мускусом множества железных прутьев, было объявлено, что Германия сдалась. Война была выиграна, вся Москва вспыхнула на праздновании и из своей камеры на Лубянке с сокамерниками, нежно вспоминает Солженицын;

«Над мордой нашего окна, и из всех остальных камер Лубянки, и из всех окон московских тюрем мы тоже, бывшие военнопленные и бывшие фронтовики, наблюдали за московским небом, украшенным фейерверками. и в лучах прожекторов. В наших камерах не было ни веселья, ни объятий, ни поцелуев. Нет … эта победа была не нашей ».

7 июля 1945 года Александр был приговорен к восьми годам заключения в ГУЛАГе. Вероятно, он задавался вопросом, что было более абсурдным; просто подшучивал между двумя солдатами, заслуживающими почти десятилетнего тюремного заключения, или о том, что такое наказание падет на спину награжденного солдата, подобного ему, который отдал кровь и плоть за свою страну. Та самая страна, которая теперь благодарила его за эту службу пребыванием в трудовом лагере (!)

В 1950 году его отправили в «Особый лагерь» предназначен для политзаключенных. Во время своего пребывания он был шахтером, каменщиком и мастером литейного производства. Его переживания и наблюдения за жизнью в этом месте послужили основным источником вдохновения для его книги «Один день из жизни Ивана Денисовича». Позже Солженицын засвидетельствовал, что забывает многие подробности о времени, проведенном в ГУЛАГе за прошедшие с тех пор десятилетия, но что он хорошо помнит много часов, проведенных за писанием. Оставшись ни с чем, без музыки, которая могла бы смягчить его уши, и без оружия для стрельбы, он нашел утешение в письме и посвятил свою жизнь ручке.

Изгнание и Рак

Когда в марте 1953 года закончился его приговор, Солженицын был отправлен в «внутреннюю ссылку» на ЖИЗНЬ в село, расположенное в южном районе г. Казахстан, г. Бирлик. Прошло восемь лет, а не многое в жизни Александра изменилось, кроме далекой тоски по новому горизонту, с глубоким чувством, что что-то не так в его мире. Однако в 1953 году у него был диагностирован рак, и он прошел курс лечения в больнице в г. Ташкент, Узбекистан.

Его переживания на больничной койке на грани смерти и воспоминания о прошедших годах послужили основой для его нового романа. Рак Уорд. Именно в течение этого жестокого десятилетия политического, психического и физического заключения он начал испытывать глубокое негодование по поводу Марксисt учения, господствовавшие в советском обществе.

Потеря Александра восьми лет в ГУЛАГе, ужасы, свидетелем которых он был со стороны своих соотечественников, и, без сомнения, его борьба с раком привели к тому, что в нем вновь возродился пыл христианства. Мало чем отличается от широко известного писателя об азартных играх Достоевский, с которым давно сравнивают Солженицына. Именно в ГУЛАГе он начал видеть свое лицо в гримасе каждого стражника сторожевой башни и каждого солдата, патрулирующего территорию, чтобы заключить в тюрьму таких, как он. Слова «так что мы лучше»Начал звучать все более и более пророчески с каждым днем, проведенным в размышлениях о его, да и его стране, менее чем удачном затруднительном положении.  

Жизнь после Сталина и первая книга

В том же 1953 году, когда у Александра диагностировали рак, Сталин скончался. Его сменил Хрущев, который выпустил Секретная речь в 1956 году, который оправдал Солженицына за его преступления, за которые он был признан виновным прежним режимом. Впервые за более чем десять лет он смог снова ступить ногой на землю Русской Родины, несмотря на все блага, которые она ему принесла. Следующие пять лет он потратил на написание черновиков известного ныне романа.  Один день из жизни Ивана Денисовича подрабатывая учителем средней школы. 

В 1960 году он познакомился с человеком по имени Александр Твардовский, который был поэтом по профессии и редактором русского Новый Мир журнал. Александр подошел к нему с рукописью своего незавершенного романа, который позже был опубликован в 1962 году. Производство неизбежно достигло Запада, и он был награжден Нобелевской премией за свою работу после того, как она стала хитом для западных читателей, опасающихся иностранной жизни. при коммунизме на востоке. В своей речи о вручении награды он написал:

«В течение всех лет до 1961 года я не только был убежден, что никогда в жизни не увижу ни единой своей напечатанной строчки, но и почти не осмеливался позволить кому-либо из моих близких знакомых читать все, что я написал, потому что боялся об этом станет известно ».

Он получил явное одобрение от самого Никиты Хрущева, тогдашнего лидера Советского Союза. Хрущев был новым лицом в России, поскольку он поддержал более мягкую, либерализованную доктрину социализма в послевоенной России, наконец, в мире после десятилетий конфликта после насильственного свержения царской монархии. Он благоговейно защищал свою работу и, ссылаясь на ее критику сталинской России, добавил:

«Есть сталинская в каждом из вас; во мне даже сталинист. Мы должны искоренить это зло ».

Александр и Хрущев

Откровенно либеральные реформы Хрущева и «десталинизации»Советского Союза, наряду с одобрением Солженицына как подлинного литературного критика (в отличие от антисоветского агитатора), многие считают ключевыми факторами, которые привели к его смещению и, таким образом, связаны с цепью событий. что привело к падению самого Советского Союза в конце ХХ века. Во всяком случае, можно с полным основанием сказать, что Солженицын бросил эффективный кирпич в окно грязного дома, который так долго держал его в плену перед лицом зеленых пастбищ на открытом воздухе.

К большому счастью Александра, книга быстро разошлась и стала хитом. Во времена Хрущева его даже изучали в школах Советского Союза. Книга, в которой описывается один день из жизни обычного заключенного, была историческим событием в истории советской литературы, поскольку она дала массам невиданный ранее отчет о сталинских репрессиях во время строгого режима, который ранее предусматривал наказание. некоторые из них как политические диссиденты даже за то, что прочитали такую ​​книгу.

Казалось бы, легкомысленные письма Солженицына своему другу попали в самые странные места… прямо на деревянные парты русских детей. Книга также достигла западной аудитории, и Советский главы правительств постепенно начали осознавать в этом внутреннюю угрозу стабильности. Итак, дальнейшие публикации Солженицына были расстреляны Союз писателей после устранения соратника Солженицына Хрущева. На короткое время для обсуждения открылось ржавое окно, позволяющее подышать свежим воздухом, прежде чем оно было плотно закрыто властью. 

Гонения и архипелаг ГУЛАГ

В 1969 году Солженицына исключили из Союза писателей. В следующем году, в 1970 году, ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, но он не смог получить премию лично из-за опасений, что ему не разрешат повторно въехать в Советский Союз, если он уедет в Стокгольм … Я хотел бы верить, что именно здесь. фраза «Стокгольмский синдром» возникла! 

Издательская деятельность Солженицына быстро прекратилась, и его работа, как правило, захватывала КГБ. Несмотря на это, старый писатель начал работу над личным манифестом своей жизни, который стал известен как «Архипелаг ГУЛАГ». В 1965-67 годах его черновики передали в дом одного из его друзей в г. Эстония. Солженицын подружился с юристом и бывшим министром образования. Арнольд Суси и после завершения оригинальный сценарий был успешно спрятан от КГБ дочерью Суси. до распада Советского Союза в 1989 году, после чего он был опубликован и стал доступным для широкой публики.

Архипелаг ГУЛАГ был свидетельством 256 бывших заключенных, а также личным опытом жизни Солженицына в ГУЛАГе. В книге он подробно описывает процедуры допроса, транспортировку заключенных, повседневную жизнь в лагерях, восстания заключенных и практику внутренней ссылки.

Архипелаг ГУЛАГ был минимально опубликован в Советском Союзе по понятным причинам. Вскоре Александр скрылся, и его приютил человек по имени Мситислав Ростопрович, которого, в конце концов, сослали за то, что он укрыл Александра. В августе 1971 года КГБ совершило покушение на Александра, якобы пытаясь убить его с помощью неизвестного биологического агента. Он выжил, но это событие оставило его в плохом состоянии здоровья и в еще более худшем состоянии гордости за свою нацию. Родина была за его голову, а он был безголовым человеком. 

Депортация Александра и жизнь на Западе

Окончательное решение о депортации Александра в Западную Германию принял шеф КГБ Юрий Андропов, и так оно и было. 12 февраля 1974 года Солженицын был задержан и на следующий день депортирован во Франкфурт, навсегда лишенный советского гражданства. Спустя более 30 лет после того, как он стал свидетелем гибели Европы, Александр пошел греться в ее останках.

Солженицын проживал в Западной Германии, затем переехал в Швейцарию, прежде чем получил приглашение от Стэнфордского университета США. В конце концов, в 1976 году он переехал в штат Вермонт, а два года спустя получил почетную литературную степень Гарвардского университета. Несмотря на то, что следующие два десятилетия он провел в Соединенных Штатах, он так и не научился бегло говорить по-английски.

Можно было бы ожидать, что Александр будет счастлив, если ему позволят въехать в Америку, полную противоположность коммунистической России. Но на самом деле Александр большую часть своего времени как беженец без гражданства проводил, критикуя новый мир вокруг себя. В частности, он резко говорил о том, что было в его глазах «банальной» и «декадентской» западной поп-культурой. Он высмеивал то, что он считал материальным и потребительским образом жизни, в котором проживали многие неосведомленные американцы. Александр считал, что отсутствие основных моральных ценностей делает среднего американца неосведомленным о любых внешних угрозах. Он сказал это об американской культуре конца 1900-х годов;

«… Человеческая душа жаждет вещей выше, теплее и чище, чем те, которые предлагаются сегодняшними массовыми жизненными привычками… телевизионным ступором и невыносимой музыкой».

Александр был сделан из той же ткани, что и многие другие советские диссиденты, такие как Юрий Безменов, который так же бежал из Советского Союза. Америка как их новый дом. Однако, оказавшись там, они стали недовольны внутренней ситуацией в месте, на которое они так долго смотрели как на положительный уравновешивающий фактор для «безбожных коммунистов» Востока. Таким образом, интеллектуальная жизнь для них перешла от критики Советского Союза к критике Запада, который, по их мнению, находился в падшем состоянии и, таким образом, не мог эффективно противостоять коммунистическому экспансионизму. В своей важной речи, произнесенной Солженицыным в Международной академии философии в Лихтенштейне, он призвал Запад не терять из виду свои ценности и традиции перед лицом культурных изменений в такой решающий и поворотный момент истории.

Смерть Александра

Российское гражданство Александру было окончательно восстановлено после краха коммунизма в 1991 году, а три года спустя он снова вернулся в Россию со своей женой Натальей. Однако их сыновья остались бы в Соединенных Штатах. Александр и Наталья продолжали жить на даче в Западной Москве. После распада Советского Союза Александр посвятил себя переменам и призвал к созданию сильной республики, уравновешиваемой местным самоуправлением во избежание тирании.

После всего этого… скромной жизни в пустыне, забытой любви, войны, тюрьмы, больницы, книг и ссылки, он вернулся туда, откуда пришел. Он бесконечно боролся, и немногие из нас могут сказать то же самое о своей жизни, но он одержал победу над трудностями. Он умер 3 августа 2008 года, когда в возрасте 89 лет потерял сознание от сердечной недостаточности. Отпевание прошло в монастыре, который он выбрал для себя. Россия будет оплакивать смерть этой надежды … этого старого писателя, изменившего свой мир одной буквой. 

https://en.wikipedia.org/wiki/Aleksandr_Solzhenitsyn

НРАВИТСЯ:

подобно Загрузка…

В возрасте 89 лет скончался советский писатель-диссидент Солженицын | Александр Солженицын

Александр Солженицын, советский писатель-диссидент и лауреат Нобелевской премии, открывший миру ужас жестоких сталинских трудовых лагерей, скончался в возрасте 89 лет, сообщил вчера вечером его сын. Степан Солженицын сказал, что его отец умер от сердечной недостаточности у себя дома, но от дальнейших комментариев отказался.

Автор, чьи книги описывали ужасы советской системы ГУЛАГа, был признан моральным и духовным лидером, а также одним из величайших писателей своего времени. Его бескомпромиссные рассказы о мучениях и выживании в лагерях рабского труда Советского Союза приковали к себе его соотечественников, чью тайную историю он разоблачил. Его труды принесли ему 20 лет изгнания и международную известность, что сделало его одним из самых выдающихся диссидентов советской эпохи и символом интеллектуального сопротивления коммунистическому правлению.

Его монументальный труд «Архипелаг ГУЛАГ», тайно написанный в Советском Союзе и изданный в Париже в трех томах в период с 1973 по 1978 год, является исчерпывающим произведением о сталинских лагерях, где погибли десятки миллионов человек.

В прошлом году он был удостоен одной из высших наград России — государственной премии. Объявляя о вручении премии, президент Российской академии наук Юрий Осипов назвал Солженицына «автором произведений, без которых немыслима история ХХ века».

Опыт его пребывания в лагерях описан в его повести «Один день Ивана Денисовича». Его основные работы, в том числе «В круге первом» и «Раковый корпус», принесли ему всеобщее восхищение и Нобелевскую премию по литературе 1970 года.

Лишенный гражданства и отправленный в ссылку в 1974 году после публикации «Архипелага ГУЛАГ» писатель поселился в США.

Но в 1989 году Михаил Горбачев разрешил публикацию произведений Солженицына в рамках своих перестроечных реформ и восстановил свое советское гражданство, позволив Солженицыну вернуться героем в 1994.

Он родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске, на юге России, и вырос верным коммунистом и убежденным сторонником советской власти. Солженицын изучал физику и математику в Ростовском университете, прежде чем стать офицером Советской армии после гитлеровского вторжения в 1941 году. Будучи студентом, он редактировал комсомольскую газету и был удостоен одной из семи сталинских стипендий за выдающиеся социальные и учебные достижения.

Еще в университете он начал писать рассказы и набросал план огромного толстовского романа, посвященного Октябрьской революции. Но его приверженность социалистическим принципам и нескромная враждебность к самодержавному правлению Сталина привели к его гибели.

Незадолго до окончания войны Солженицын был арестован и приговорен к восьми годам лагерей.

В течение многих лет он мало надеялся, что его сочинения увидят свет, но дерзкий «Один день Ивана Денисовича» произвел фурор. Его откровения о политике Сталина и пороках трудовых лагерей были названы «литературным чудом». Через несколько недель его имя стало известно всему миру.

Вчера вечером правительство России выразило соболезнования в связи с его смертью. «Президент Дмитрий Медведев выразил соболезнования семье Солженицына», — сказал представитель Кремля.

Консервативное инакомыслие – Солженицын – Семнадцать моментов советской истории

 

Перевод Хилари Штернберг

Мрачный вихрь прогрессивной идеологии нахлынул на нас с Запада в конце прошлого века, измучил и опустошил нашу душу вполне достаточно…

Вторая опасность — многократный тупик, в котором оказывается западная цивилизация (честь вступить в которую давно избрала Россия), но она не так близка; в запасе еще два-три десятка лет. Мы разделяем этот тупик со всеми передовыми странами, которые находятся в еще худшем и опасном положении, чем мы, хотя люди продолжают надеяться на новые научные лазейки и изобретения, чтобы отсрочить день возмездия. Я бы не упоминал об этой опасности в этом письме, если бы решения обеих проблем не были во многом тождественны, если бы один и тот же поворот, одно решение не избавляло бы нас от обеих опасностей. Такое счастливое совпадение редкость. Давайте ценить дар истории и не упускать эти возможности.

И все это так «внезапно» рухнуло в ноги человечеству и России! Как любили наши передовые публицисты и до, и после революции высмеивать тех ретроградов (их всегда было так много в России): людей, которые призывали нас лелеять и жалеть наше прошлое, даже в самой захолустной деревушке. с парой лачуг даже на дорожках, идущих вдоль железной дороги; которые призывали нас держать лошадей и после появления автомобиля, не бросать маленькие фабрики ради огромных заводов и комбайнов, не отказываться от органических удобрений в пользу химических удобрений, не массироваться миллионами в городах, не карабкаться на друг над другом в многоэтажных жилых домах. Как они хохотали, как мучили этих реакционных «славянофилов» (насмешка стала общепринятым термином, простофили так и не сумели придумать себе другого названия). Они преследовали людей, которые говорили, что такой колосс, как Россия, со всеми ее духовными особенностями и народными традициями, вполне может найти свой особый путь; и что не может быть, чтобы все человечество шло по единой, абсолютно одинаковой схеме развития.

Нет, нас надо было протащить по всему западному буржуазно-промышленному и марксистскому пути, чтобы узнать к концу ХХ века и опять же у передовых западных ученых, что такое деревенская седая борода на Украине или в России с незапамятных времен понял и мог бы давно объяснить прогрессивным комментаторам, если бы комментаторы находили время в своей головокружительной лихорадке посоветоваться с ним: что дюжина червей не может вечно грызть одно и то же яблоко, что если земля есть конечный объект, то и ее просторы и ресурсы конечны, и на ней не может совершиться бесконечный, бесконечный прогресс, вдалбливаемый в наши головы мечтателями Просвещения. Нет, мы должны были шаркать и брести позади других людей, не зная, что нас ждет впереди, пока вдруг не слышим теперь, как перекликаются разведчики: мы заблудились в тупике, надо вернуться назад. Весь этот «бесконечный прогресс» оказался безумным, необдуманным, бешеным броском в тупик. Цивилизация, жадная до «вечного прогресса», сейчас захлебнулась и находится на последнем издыхании…

А как же мы? Нас, с нашей неповоротливостью и косностью, с нашим дрожанием и неумением изменить ни одной буквы, ни одного слога того, что Маркс сказал в 1848 г. о промышленном развитии? Экономически и физически мы вполне способны спасти себя. Но на пути к нашему спасению есть препятствие — единственное Прогрессивное Мировоззрение. Если мы отказываемся от промышленного развития, то как быть с рабочим классом, социализмом, коммунизмом, неограниченным ростом производительности и всем прочим? Маркса не поправить, это ревизионизм…

Но вас все равно уже называют «ревизионистами», что бы вы ни делали в будущем. Так не лучше ли трезво, ответственно и твердо исполнить свой долг и отказаться от мертвой буквы ради живых людей, которые всецело зависят от вашей власти и ваших решений? И вы должны сделать это без промедления. Зачем медлить, если нам все равно когда-нибудь придется вырваться из этого? Зачем повторять то, что сделали другие, и зацикливать мучительную петлю до конца, если мы не слишком углубились в нее, чтобы повернуть назад? Если человек во главе колонны кричит: «Я сбился с пути», неужели мы обязательно должны пахать прямо туда, где он понял свою ошибку, и только там — возвращаться? Почему бы не повернуть и не начать верным курсом, где бы мы ни находились?

Мы слишком долго и слишком верно следовали западным технологиям. Мы должны быть «первой социалистической страной в мире», показывающей пример другим народам, как на Востоке, так и на Западе, и мы должны быть такими «оригинальными» в следовании различным чудовищным учениям — крестьянство, на мелких торговцев, — так почему же мы были так заунывно неоригинальны в технике и почему мы так бездумно, так слепо копировали западную цивилизацию? (Почему? От военной спешки, конечно, а спешка проистекает из нашей огромной «интернациональной ответственности», и все это опять-таки из-за марксизма. )

Можно было подумать, что при централизованной планировке, которой мы так гордимся, мы из всех людей имели шанс не испортить природную красоту России, не создать антигуманные, многомиллионные скопления людей. А мы сделали все наоборот: загадили и осквернили широкие русские просторы и изуродовали сердце России, нашу любимую Москву. (Что за безумная, несыновья рука разнесла бульвары так, что теперь по ним нельзя пройти, не нырнув в деградирующие каменные туннели? Какой злой, чужой топор разрубил обсаженные деревьями бульвары Садового кольца и заменил их отравленная полоса асфальта и бензина?) Незаменимое лицо города и весь древний градостроительный план стерты, а подражания Западу выбрасываются, вроде «Нового Арбата»; город так сжался, растянулся и выдвинулся ввысь, что жизнь стала невыносимой — так что же нам теперь делать? Реконструировать прежнюю Москву на новом месте? Это, наверное, невозможно. Принять же, что мы его полностью потеряли?

Мы бездумно растратили наши ресурсы, даже не оглядываясь назад, истощили нашу почву, изуродовали наши огромные пространства идиотскими «внутренними морями» и загрязнили полосы пустошей вокруг наших промышленных центров — но на данный момент, по крайней мере, гораздо больше до сих пор остается незапятнанным нами, которого мы не успели коснуться. Так давайте же вовремя опомнимся, изменим курс! …

Эта Идеология, доставшаяся нам по наследству, не только дряхла и безнадежно устарела сейчас; даже в лучшие свои десятилетия она совершенно ошибалась в своих предсказаниях и никогда не была наукой.

Примитивная, поверхностная экономическая теория провозглашала, что только рабочий создает стоимость, и не принимала во внимание вклад организаторов, инженеров, транспортных или маркетинговых систем. Оно ошибалось, когда предсказывало, что пролетариат будет бесконечно угнетен и никогда ничего не добьется в буржуазной демократии, — если бы мы могли дать людям столько еды, одежды и досуга, сколько они приобрели при капитализме! Он упустил главное, утверждая, что процветание европейских стран зависит от их колоний; и только после того, как они стряхнули с себя колонии, они начали совершать свои «экономические чудеса». Она насквозь ошиблась, предсказав, что социалисты никогда не смогут прийти к власти, кроме как путем вооруженного восстания. Он просчитался, думая, что первые восстания произойдут в передовых промышленных странах; совсем наоборот. И картина того, как быстро весь мир охватят революции и как скоро отомрут государства, была сплошным заблуждением, сплошным незнанием человеческой природы. А что касается войн, свойственных только капитализму и заканчивающихся вместе с капитализмом, то мы уже были свидетелями самой продолжительной войны ХХ века, и не капитализм отверг переговоры и перемирие на пятнадцать-двадцать лет; и не дай Бог нам стать свидетелями самой кровавой и жестокой из всех войн человечества — войны между двумя коммунистическими сверхдержавами. Потом был национализм, который эта теория тоже похоронила в 1848 году как «выживание» — но найдите в мире сегодня более сильную силу! И то же самое со многими другими вещами, которые слишком скучно перечислять.

Марксизм не только не точен, не только не является наукой, он не только не смог предсказать ни одного события с точки зрения чисел, количеств, временных масштабов или мест (то, что современные электронные компьютеры делают со смехотворной легкостью в ходе социального прогнозирования, хотя никогда не с помощью марксизма) — она совершенно поражает экономической и механистической незрелостью своих попыток объяснить то тончайшее из существ, то есть человека, и еще более сложный синтез миллионов людей, общество. . Только жадность одних, слепота других и жажда веры третьих могут объяснить эту мрачную шутку двадцатого века: как может такое дискредитированное и обанкротившееся учение иметь еще столько последователей на Западе! В нашей стране их осталось меньше всего! Мы, вкусившие его, только притворяемся волей-неволей…

У нас, в России, за неимением практики, демократия продержалась всего восемь месяцев — с февраля по октябрь 1917 года. силы привели к ее краху. Но на самом деле эта демократия была их позором; так высокомерно призывали и обещали, а потом создали лишь хаотическую карикатуру на демократию, потому что, во-первых, сами оказались к ней плохо подготовлены, а потом еще хуже была подготовлена ​​Россия. Готовность России к демократии, к многопартийной парламентской системе за последние полвека могла только уменьшиться. Я склонен думать, что его внезапное повторное введение теперь было бы просто меланхолическим повторением 1917

Должны ли мы записать в качестве нашей демократической традиции Поземельные Собрания Московской Руси, Новгород, раннее казачество, сельскую общину? Или нам следует утешаться мыслью, что тысячу лет Россия жила при авторитарных порядках — и в начале ХХ века и физическое, и духовное здоровье ее народа было еще в сохранности?

Однако в те дни было выполнено важное условие: этот авторитарный строй имел прочную нравственную основу, хотя и зачаточную и рудиментарную, — не идеологию всеобщего насилия, а христианское православие, древнее, семивековое православие Сергия Радонежского и Нила Сорского, до того, как его потрепал патриарх Никон и бюрократизировал Петр Великий. С конца московского периода и на протяжении всего петербургского периода, когда это нравственное начало извращалось и ослаблялось, авторитарный порядок, несмотря на кажущиеся внешние успехи государства, постепенно приходил в упадок и в конце концов погиб.

Но даже русская интеллигенция, которая более века вкладывала все свои силы в борьбу с авторитарным режимом, — чего она добилась для себя или простого народа своими огромными потерями? Противоположное тому, что было задумано, конечно. Так не следует ли признать, что для России этот путь был либо ложным, либо преждевременным? Что в обозримом будущем, может быть, хотим мы того или нет, намерены мы этого или нет, России все же суждено иметь авторитарный порядок? Быть может, это все, для чего она созрела на сегодняшний день? … Все зависит от того, какой авторитарный порядок нас ждет в будущем.

Нетерпим не сам авторитаризм, а идеологическая ложь, которую нам ежедневно навязывают. Не столько авторитаризм, сколько самоуправство и беззаконие, полнейшая беззаконность наличия в каждой области, в каждой губернии и в каждой сфере одного сюзерена, часто невежественного и жестокого, чья воля одна решает все. Авторитарный порядок не обязательно означает, что законы не нужны, или что они существуют только на бумаге, или что они не должны отражать представления и волю населения. Это также не значит, что ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная власть не независимы, ни одна из них, что они на самом деле вовсе не власти, а полностью зависят от телефонного звонка единственно истинной, самозваной власти. Напомню, что советы, давшие название нашему строю и просуществовавшие до 6 июля 19 г.18, никоим образом не зависели от Идеологии: Идеология или не Идеология, они всегда предусматривали самые широкие консультации со всеми трудящимися.

Было бы еще в пределах реализма или пустых мечтаний, если бы мы предложили восстановить хоть часть реальной власти советов? Не знаю, что можно сказать по поводу нашей Конституции: с 1936 г. она ни дня не соблюдается и по этой причине не представляется жизнеспособной. Но, может быть, и Конституция не безнадежна? …

Чтобы страна и народ не задохнулись, и чтобы все они имели возможность развиваться и обогащать нас идеями, допустить соревнование на равноправной и честной основе не за власть, а за правду между всеми идеологическими и нравственными течениями, в частности, между всеми религиями – их некому будет преследовать, если их мучитель, марксизм, лишить государственных привилегий. Но позвольте конкуренцию честно, не так, как вы это делаете сейчас, не затыкая людям рот; разрешить религиозным молодежным организациям (совершенно неполитическим; пусть только комсомол будет политическим), предоставить им право обучения и воспитания детей и право на свободную приходскую деятельность. (Сам я вижу сегодня христианство как единственную живую духовную силу, способную взять на себя духовное исцеление России. Но я не прошу и не предлагаю для него особых привилегий, а только чтобы к нему относились справедливо и не подавляли.) Дайте нам свободное искусство и литература, бесплатное издание не только политических книг — храни нас Бог! — но и увещеваний и предвыборных листовок; позвольте нам философские, этические, экономические и социальные исследования, и вы увидите, какой богатый урожай он приносит и как он приносит плоды — на благо России. Такое обильное и свободное цветение вдохновения быстро избавит нас от необходимости продолжать запоздало переводить новые идеи с западных языков, как это имело место в течение всех последних пятидесяти лет, как вы знаете.