Содержание
Сегодня чествуют память святой равноапостольной княгини Ольги
В Украине 24 июля, по новому стилю, чествуют память святой равноапостольной княгини Ольги, бабушки Владимира Великого.
После смерти мужа, князя Игоря († 945), Ольга долгие годы правила Русской державой от имени своего малолетнего сына Святослава. Княгиня Ольга приняла христианство.
Точная дата крещения Ольги неизвестна. В летописи сказано, что Ольга крестилась в Царьграде в 955 году. Греческие источники, широко описывая ее быт в Царьграде в 955–957 годах, ничего не упоминают о ее крещении. Такое важное событие, как крещение владычицы Руси, они не могли бы обойти молчанием. Большинство историков считает, что Ольга крестилась в Киеве в 954–955 годах и уже как христианка была потом с большими почестями принята в Царьграде.
Христианство было известно украинцам еще с апостольских времен, именно на наших землях претерпел мученическую смерть первый Папа Климентий. Уже во времена Аскольда и Дира, и позже князя Олега были в Киеве и на Руси варяги-христиане, а при князе Игоре у них была своя церковь святого Илии в Киеве. В этой церкви христиане-дружинники, подписывая мирный договор с Византией в 944 году, присягали князю Игорю, мужу Ольги.
Христианская вера повлияла на личную жизнь Ольги. В некоторых документах сказано, будто это она построила в Киеве церковь святой Софии и дала деньги на строительство церкви святой Троицы в Пскове. В 959 году она отправляла послов к германскому королю Оттону I. Западные летописи утверждают, что княгиня просила у него епископа и священников.
Старания Ольги обратить и своего сына Святослава в христианскую веру не увенчались успехом. В «Повести временных лет» читаем: «Ольга, живя со своим Святославом, учила его потребности креститься, и он этого не придерживался, и не принимал в свои уши… Ольга часто говорила: «Я, мой сын, Бога познала и радуюсь, когда же и ты узнаешь, то начнешь радоваться». Он же не обращал внимания на то, говоря: «Как я могу новый закон принять один? А дружина моя начнет с этого смеяться»».
О христианской жизни Ольги свидетельствует ее последняя воля, где она просит, чтобы ее похоронили по христианскому обычаю и не проводили языческой тризны. Умерла она в 969 году, в возрасте около 75 лет.
Святой Владимир Великий, внук княгини Ольги, который в 988 году ввел христианство как государственную религию на Руси, около 1000 года перенес тело Ольги в только что построенную Десятинную церковь при киевском митрополите Леонтии (992-1008). Монах Иаков пишет, что в гробу было окошко, через которое можно было увидеть нетленное тело Ольги.
Во время нападения монголов мощи Ольги спрятали под руинами Десятинной церкви. Митрополит Петр Могила, восстанавливая в 1635 году небольшую церковь на месте Десятинной, нашел мощи святой Ольги. Они хранились там до XVIII в. Согласно решению Синода Русской Церкви, их перепрятали, но место никому не известно.
После смерти княгиню Ольгу долгое время не канонизировали, поскольку на ее могиле не происходили чудеса, что есть условием канонизации. Ни летописец, ни монах Иаков ничего не упоминают о праздновании памяти святой Ольги, хотя оба говорят, что при переносе ее мощей при Владимире Великом ее тело было нетленное.
Культ святой Ольги и празднование дня смерти существовали еще до прихода монголов. Очевидно, что еще до этого были известны и чудеса при ее посредничестве, потому что ее имя было в списке святых примерно в XII в. О праздновании памяти Ольги еще в домонгольский период узнаем из трех сохранившихся списков сербского Пролога XIII-XIV века. Списки переписаны с болгарского текста, который отписали с русского оригинала. В них представлены жития русских святых Киевской области, чьи праздники были установлены еще до нападения монголов. Среди тех святых есть и житие княгини Ольги, которое заканчивается словами: «Ольга, не переставай молить Бога за тех, кто почитает день твоего упокоения». Упомянутый сербский Пролог подает день смерти Ольги – 11 июля (24 июля – по новому стилю).
Как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, нельзя с уверенностью сказать, была ли уже отдельная служба в честь святой Ольги в домонгольский период, потому что до нас с тех пор ничего не дошло. Нынешняя служба ее праздника происходит с середины XV в.
Московский царь Иван Васильевич в 1557 году выслал цареградскому Патриарху Иоасафу поминальник русских великих и удельных князей. В нем нет имени Ольги среди имен князей и княгинь, которых поминали на молебнах как святых, но оно есть среди имен тех, кого надо было поминать на панихидах.
Первые Леди. Княгиня Ольга | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Большинство первых леди, оставивших след в истории, жили в относительно «исторический» период: об их жизни достаточно много известно благодаря источникам. Сложнее обстоят дела с историческими личностями, жившими во времена, когда документальной фиксации событий уделяли мало внимания. Княгиня Ольга жила в эпоху Древней Руси, более того – в долетописный период. Поэтому достоверно о ней можно сказать немного, а сам образ был в значительной мере мифологизирован. Всё же, мы постарались разобраться в её биографии выяснить, чем жила княгиня Ольга и как повлияла на ход истории Руси.
Хельга, роду незнатного
О происхождении Ольги не существует никаких современных её жизни источников, что вызывает дискуссии в историческом сообществе. Гипотез существует множество, самое укоренившееся представление – Ольга родилась около 890 года. Однако, современный анализ перекрёстных источников выявил некоторые несовпадения этого возраста Ольги с другими датами. Дотошная сравнительная работа с обрывками информации приводит современных исследователей к заключению, что родилась она около 910-920 годов, была сосватана князю Игорю примерно в 12 лет, родила старшего сына Святослава примерно в 942 году, а умерла в 969. Так или иначе, достоверно Ольга впервые упоминается в русско-византийском договоре 944 года. Считается, на тот момент она была энергичной, зрелой женщиной.
Происхождением с большей вероятностью Ольга была из Псковского края (где жили Ильменьские словене), но не от чисто славянских кровей. Дело в том, что в эпоху викингов эти земли контролировали варяги, расселившиеся вдоль торгового пути в Византию. Примерно в 862 году их власть ослабела, и варяжская верхушка была изгнана. Но многие варяги, занимавшиеся торговлей, войной или мелким «хозяйством», остались жить на этих землях, к тому же, смешались с местным населением и обрусели. Вероятно, Хельга, а именно так звали Ольгу на самом деле, была из подобного малознатного рода. По легенде, она познакомилась с князем Игорем Рюриковичем (это отчество, а не фамилия), когда переправляла его на лодке во время охоты, очаровав своим умом и достоинством. А когда Игорю настала пора жениться, он и вспомнил о лодочнице. Кто знает, может, малознатная семья Ольги, оставшись в Псковских землях, как раз владела этой лодочной переправой?
Недолгая семейная жизнь
Некоторые источники обозначают годом брака Игоря и Ольги первое десятилетие 10 века, якобы Ольге было 13, Игорю 25. Но это не совпадает с другими датами, в частности, рождением Святослава и смертью Ольги. Но известно также, что Игорь совершал свои славные деяния во второй четверти 10 века. Вероятно, он всё-таки был заметно старше Ольги, а она могла быть не первой его женой. В любом случае, датировки долетописной эпохи – условны.
Так или иначе, Хельга вышла замуж за Ингвара до 940 года, родив в 942 году первенца Святослава. Считается, что в это время Ольга не проявляла себя, кроме как мать, и заместительница князя в столице, пока муж совершал военные походы в Византию, против печенегов и непокорных славянских племен. Находясь в постоянных военных походах, Игорь со временем делегировал сбор дани своим знатным воеводам. Размер дани тогда был нефиксированным, её собирали нерегулярно. Поэтому дружины воевод Игоря обогащались за счёт сборов, а сами дружинники князя были недовольны, что вместо сливок с покорённых племён они получают многие месяцы в военных кампаниях.
Чтобы сгладить ситуацию, вернувшись из очередного похода, Игорь пошёл собирать дань в земли древлян (945 год, современная Украина) со своей личной дружиной. Люди Игоря были озлоблены тем, что, пока они участвовали в военной кампании 944 года против Византии, оставшиеся в Руси воеводы кормились от дани в своё удовольствие, а древляне вообще не поставили войск для этой тяжелой войны. Поэтому при сборе дани с них брали намного больше, чем обычно, применяя насилие над жителями. Видимо, азарт нашептал им, что собранного оказалось мало, по тому, как:
«Поразмыслив, Игорь сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“ […] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
По легенде, древляне разорвали Игоря, натянув между двух деревьев.
Вдова и княгиня
Судя по всему, Ольга, оставшись с малолетним сыном, сильно горевала по убитому мужу. Так как, по легенде, сначала жестоко расправилась с двумя делегациями древлян, которые решили, что раз в Киеве теперь нет князя (по крайней мере, взрослого), они могут рассчитывать на автономность. Затем Ольга с боярами направилась в земли древлян, уговорив их совершить примирительную тризну по Игорю, в ходе которой убила их старейшин. После чего, уже с большим войском, взяла штурмом Искоростень, учинив там разгром и кровопролития.
Но умная женщина понимала, что это не решит проблемы нерегламентированного налогообложения, и произвола на местах, которые приводили к восстаниям и убийству её мужа. Для предотвращения таких конфликтов, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден «погост» — место сбора дани, для каждого племени установлен «урок» — точный размер дани. На подвластных Киеву землях – «тиуны» — представители княжеской власти – следили за сборами, а погосты со временем превращались в места общественной жизни. Более того, Ольга заложила прообраз территориального деления русских земель. Неизвестно, где она «подсмотрела» эту систему, но фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным административным аппаратом.
При малолетнем Святославе Ольга фактически правит русскими землями из Киева, ведает государственными делами, ведет деревянное строительство. Ольга принимала послов из Скандинавии и Византии, более того, сама несколько раз посещала Константинополь. Княгиня приняла там крещение с именем Елена в 955 году. В 957 году случается большое посольство Ольги в Царьград, в том числе – с целью найти невесту Святославу. Но к русичам отнеслись прохладно.
Неизвестно, вышла бы Ольга «на пенсию» с годами, если бы сын не пошёл по стопам отца, занимаясь военными делами, а не государственным управлением. Таким образом, будучи регентом при малолетнем сыне, она стала администратором при взрослом воине, так же, как была им при муже. Обратите внимание, что у обрусевших родителей скандинавского происхождения – Ингвара и Хельги – сын носит славянское имя Святослав. Он становится совершеннолетним примерно в 960 году, а до этого, мы видим по латинским и византийским документам, Ольга считается верховной правительницей Руси.
Поэтому вступление на престол Святослава считается формальным: он посвящал всего себя военным походам, фактически не занимаясь государственными делами. Нам известно, что во время печенежского набега 968 года Ольга укрылась в Киеве с детьми Святослава. Когда захватчики были отбиты вернувшимся сыном, он снова решил отправиться в поход.
Но Ольга воспротивилась:
«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь».
Менее, чем через месяц Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду. Эта дата смерти ставит под сомнение гипотезу о её рождении в 9 веке.
Регент при взрослом сыне
Казалось бы, нам несложно представить личностный портрет Ольги, но в этой персоне остаётся много загадок. Например, неизвестно, что сподвигло её на принятие Христианства: личные духовные изыскания, или же она понимала важность монотеистической религии для единого государства, а, может, это политический шаг (приняла именно в Византии, хотя имела контакты с Европейскими владыками и пасторами). Против второй версии говорит то, что Ольга не настояла на крещении дружины и простых людей, наверняка благоразумная княгиня пыталась объяснить сыну преимущества и выгоды принятия христианства. Но молодой воин-язычник отвергал и её рекомендации, и, вероятно, ненадолго выписанного ею из Европы, проповедника Адальберта Магдебургского.
Ольга прославилась своей внешней политикой, ее дипломатические способности были выдающимися. Княгине удалось установить прочные отношения с Византийской империей. Однако, мы не знаем, была ли она грамотная, и где набиралась премудростей: от жизненного опыта, интуиции или её способности несколько преувеличены летописцами прошлых лет…
В эпоху раннего средневековья женщина могла играть намного бОльшую роль, чем в последующие исторические периоды, вплоть до эпохи просвещения. Как мы видим, Ольга была способна заниматься административными делами и при своём муже, и во время регентства настолько удачно, что сын спокойно оставлял её «за главную», отлучаясь в далёкие военные походы. Ольга прозорливо приняла христианство, открыв дорогу дальнейшему проникновению этой религии на Русь, что впоследствии поднимет её на принципиально новую социально-культурную ступень, за что канонизирована православной церковью в ранг равноапостольных святых.
Смерть легендарной принцессы. – Блогер и писатель RoyaltyRobert
royalrobert
Британская королевская семья, европейская королевская семья
4 минуты
В 11.40 27 августа 1968 года принцесса Марина мирно скончалась во сне в своей квартире в Кенсингтонском дворце от неоперабельной опухоли головного мозга. Это было обнаружено врачами только 18 июля, когда она поступила в Национальную больницу нервных болезней для «различных анализов», поскольку Марине все труднее было переносить вес на левую ногу, которая постоянно подгибалась, из-за чего она теряла равновесие. плохо спотыкаться. Эта сокрушительная новость, а также прогноз врачей о том, что принцессе осталось жить всего шесть или семь месяцев, были известны только ее детям, Эдварду, Александре и Майклу. Даже ее любимая старшая сестра, княгиня Югославская Ольга, держалась в неведении, отмечая: «Я не могу понять, в чем причина…» Сама Марина думала, что это ревматизм. Хотя после выписки из больницы ей требовалась ежедневная помощь медсестры, 23 августа принцесса все же смогла навестить свою дочь и внуков в доме Александры, Соломенной ложе, в лондонском Ричмонд-парке. Кроме того, 25 августа Александра, ее муж Ангус Огилви и их дети Джеймс и Марина обедали с принцессой в Кенсингтонском дворце. Присутствовала и близкая подруга Марины Зоя Поклевская. На данном этапе, казалось, не было непосредственной причины для беспокойства. Однако вечером у Марины ненадолго отключилась память, а утром 26 августа она сказала: «Я чувствую усталость. Думаю, я пойду спать». Это был сон, от которого она никогда не проснется.
Таким образом, когда стало известно о ее смерти, люди как в Великобритании, так и в Британском Содружестве (поскольку принцесса много путешествовала по официальным делам в страны Содружества как на Дальнем Востоке, так и — inter alia — в Канаду , Австралия и Гана) были потрясены этой новостью, ведь ей был всего 61 год. Многие до сих пор помнили приезд Марины в Фолкстон в сентябре 1934 года в качестве шикарной будущей невесты красивого и популярного принца Джорджа, младшего из оставшихся в живых сыновей короля Георга V. Президент Всеанглийского клуба тенниса и крокета («Уимблдон» в просторечии), она вручила трофеи чемпионам и призёрам знаменитого теннисного турнира. Австралийский женский еженедельник назвал ее «самой умной из королевских женщин» с точки зрения стиля одежды, а в Англии у покойной принцессы даже был цвет, названный в ее честь, Марина Блю.
28 августа было объявлено, что похороны пройдут в частном порядке в часовне Святого Георгия в Виндзоре. Это был разгар праздничного сезона, и большая часть британской королевской семьи приехала из Балморала на Роял-Дисайд на службу. Останки княжны внесли в часовню восемь офицеров полков, в которых она была главнокомандующим, ее личный штандарт и цветы на гробу. Богослужение возглавил архиепископ Кентерберийский доктор Рамсей при содействии архимандрита Элладской Православной Церкви Григория Феодора. Участие последнего было особенно уместным, поскольку Марина была воспитана в греческой православной вере и во время Страстной недели регулярно посещала православные пасхальные богослужения в греческом православном соборе Святой Софии на Московской улице в Лондоне. Служба переезда также включала в себя сбор гимна Святой Православной Церкви, Упокой, Христе, раба Твоего со святыми Твоими . Впоследствии Марина была похоронена на Королевской могиле в соседнем Фрогморе. Интересно, что накануне вечером останки ее покойного мужа, принца Джорджа, погибшего при исполнении служебных обязанностей в авиакатастрофе в 1942 году, были вывезены из Королевского склепа в часовне Святого Георгия и перенесены во Фрогмор. Теперь муж и жена снова воссоединились.
В дополнение к трем детям Марины и другим гонорарам также присутствовала единственная выжившая сестра Марины, княгиня Югославская Ольга. Последняя поспешила из своего загородного дома недалеко от Флоренции, узнав, что здоровье Марины внезапно ухудшилось, чтобы быть рядом с младшей сестрой в последние часы ее жизни. На похороны Ольга надела собственный траурный наряд и фату Марины, потому что в спешке у нее не было возможности собрать свои собственные. Герцог Виндзорский также редко появлялся в Виндзоре, чтобы поприветствовать королевскую невестку, которая, в конце концов, была вдовой его любимого брата Джорджа.
25 октября в Вестминстерском аббатстве прошла публичная поминальная служба (которую транслировали по телевидению миллионы людей). Среди двух тысяч присутствующих были представители британской, греческой, датской, югославской и российской королевских семей. Присутствие последнего было особенно предсказательным, поскольку Марина была (по материнской линии) правнучкой российского царя Александра II. Тем не менее, в знак уважения к приземленному характеру принцессы также присутствовали два представителя гаража в Ивере, где она прожила столько лет в поместье Коппинс. Декан Вестминстера кратко охарактеризовал характерные черты Марины: «Ее изящество и красота, ее дух спонтанности, ее мужество в невзгодах, ее непоколебимое служение этой стране, которую она удочерила, ее верность в дружбе… [и] не в последнюю очередь мы благодарны Боже за взаимную привязанность, которая установилась между ней и нашим народом…» И в этом была тайна Марины — британский народ почти с самого начала полюбил ее своим сердцем; но в равной степени она потянулась к ним. По сути, это был случай «взаимного восхищения».
Годы шли, а Марину до сих пор вспоминают с большой любовью. Эта теплота уже давно распространяется на ее детей, особенно на принца Эдуарда, герцога Кентского и принцессу Александру, достопочтенную. Леди Огилви, которая, несмотря на то, что ей далеко за восемьдесят, продолжает выполнять множество официальных поручений, ибо преданность долгу лежала в основе духа их покойной матери.
Роберт Прентис — биограф и постоянный автор журнала Majesty в Великобритании. Его биографию сестры покойной княгини Марины «Княгиня Югославская Ольга: ее жизнь и времена» можно приобрести в твердом переплете или в виде электронной книги на Amazon.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Постоянный автор журналов Majesty Magazine и Royalty Digest Quarterly. Интересуется историей и временами всех Королевских Домов Европы.
Просмотреть все сообщения от royalrobert
Опубликовано
Королевский военно-морской резерв, HM Trawler Princess Olga, — Потери в Первой мировой войне
Последнее обновление
Этот сайт был создан в ноябре 2018 года. За первые три дня его посетило более 240 000 человек, а на сегодняшний день его посетило более миллиона человек. Узнайте больше о том, как он был создан и о его последующем успехе.
Ранее я разместил призыв о дополнительных средствах для покрытия расходов на хостинг, и я очень благодарен тем, кто пожертвовал. Если вы хотите внести свой вклад в текущую работу сайта, я, конечно же, буду рад принять пожертвования на покрытие расходов!
Хотя этот личный проект начался просто как эксперимент по изучению местного наследия Первой мировой войны, но в глобальном масштабе меня поразило, что это гораздо больше. В основе этого лежит наследие тех, кто погиб в конфликте, и особенно масштаб воздействия, которое это оказало бы на их местные сообщества, это также было бы невозможно без значительного наследия, созданного теми, кто остался, от семей, которые прислали фотографии своих близких и которые сформировали основополагающую коллекцию Жертвенных уз Имперского военного музея, через людей, которые усердно составляли официальные документы в начале 1920-х годов и которые сформировали записи Комиссии Содружества по военным захоронениям, вплоть до современных профессионалов, добровольцев и частных лиц, которые формировали эти записи, делились ими, а также значительно увеличивали и обогащали их, особенно под видом проектов столетия Первой мировой войны. например, Жизнеописания Первой мировой войны
Данные и источники
Этот проект в настоящее время содержит записи о более чем миллионе мужчин и женщин, погибших во время Первой мировой войны, с более чем 600 000 мест по всему миру, десятками тысяч изображений, кладбищ, военные мемориалы и многое другое. Его просто не было бы без основных ресурсов, на которые он опирается, дополненных дополнительной информацией и ссылками на бесчисленные дополнительные источники.
Основные источники данных — личные записи и изображения
- Жизни времен Первой мировой войны — уникальный проект IWM, позволяющий каждому поделиться своей информацией, историями и изображениями для составления «Историй жизни» почти 8 миллионов мужчин и женщин, которые служили в военной форме и работал в тылу».
- Комиссия по военным захоронениям Содружества — уникальная онлайн-сборница подробностей о каждом военнослужащем и женщине. Многие из мест здесь взяты из так называемого поля «Дополнительная информация», которое обычно содержит такой текст, как «Сын Сэмюэля и Сары Морли из Дерби; муж Ф.
М. Морли, 113, Пил-стрит, Эшборн-роуд. , Дерби.». Обратите внимание, что эта информация была собрана через несколько лет после окончания войны и не обязательно представляет собой адрес, по которому проживал человек.
- Коллекции Имперских военных музеев — одна из самых богатых коллекций предметов и изображений Первой мировой войны, в первую очередь в этом контексте Коллекция уз жертвоприношения и Коллекция женских военных работ, вместе включающая изображения почти 20 000 человек, которые служили
Основные источники данных — военные мемориалы
- Реестр военных мемориалов — еще один уникальный набор записей Имперского военного музея, включающий записи о более чем 78 000 мемориалов на Британских островах, а также списки более миллиона имен, которые появляются на них.
- Реестр памятников Новой Зеландии — более 1000 записей со всей Новой Зеландии, обычно с фотографиями и дополнительной информацией
Основные источники данных — портреты
Что касается портретных изображений, то они в основном, но не исключительно, из одного из трех источников — невероятной коллекции «Узы жертвоприношения», коллекции «Женские военные работы» (оба — Имперские военные музеи), или загружены добровольцами и отдельными лицами на сайт Lives of the First World War (который сам находится в ведении IWM). Я благодарен им за то, что они сделали все это доступным по некоммерческой лицензии. В качестве примера дополнительного источника изображений Королевский музей стрелков Уэлча предоставил более 2000 портретов по открытой лицензии.
Дополнительная информация и статистические данные о глубине и широте источников
Дополнительные кредиты — программное обеспечение и картографические ресурсы
- Картографические фрагменты от Stamen Design, в соответствии с CC BY 3.0. Данные OpenStreetMap, под ODbL.
- Leaflet, мощная библиотека JavaScript с открытым исходным кодом
для мобильных интерактивных карт.
Предоставление записей, сообщение об ошибках
Все данные, представленные в настоящее время, были извлечены из официальных отчетов или из материалов пользователей на сайте Lives of the First World War. Я настоятельно рекомендую всем, кто хочет добавить дополнительные детали, найти Историю жизни человека и добавить туда детали, которые в будущем могут быть добавлены на этот сайт
Неотъемлемая природа исторических записей и использование современных автоматизированных инструментов для извлечения информации означают, что проблемы неизбежно возникнут.