Содержание
Славяне в VI-X веках — Расселение славян
Расселение славян
Многочисленные племена славян обитали в начале нашей эры к востоку от германцев, на бескрайних просторах Центральной и Восточной Европы. Хотя славянские поселения были разбросаны на огромной территории, все славяне имели схожие языки и культуру.
У славян сложились три группы племён, три ветви: восточная, западная и южная. Восточные славяне расселились на пространстве от Карпатских гор и Днестра на западе до Дона, Оки и Верхней Волги на востоке; от Ладожского озера на севере до Чёрного моря на юге. Их история — это часть истории нашей Родины, а сами они являлись предками русского, украинского и белорусского народов.
Западные славяне занимали земли в бассейне рек Лабы, Одры и Вислы. На Верхней Лабе и по её притокам жили племена чехов и моравов; к юго-востоку от них — племена словаков. По реке Висле и её притокам обитали польские племена. Племена, обитавшие по среднему и нижнему течению Лабы, получили название полабских славян. Северо-восточнее, на берегу Балтийского моря, жили племена поморян. Западные славяне были предками польского, чешского и словацкого народов.
Из Центральной Европы и Причерноморья славяне постепенно продвигались на юг. К VII веку они заселили почти весь Балканский полуостров. Так возникла ветвь южных славян. Южные славяне являлись предками болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев и других народов.
По нижнему течению Дуная жили издавна валахи (предки румын). А в X веке на земли Среднего Дуная и Тиссы перекочевали из азиатских степей венгры. Они осели здесь и создали своё государство. Румынские и венгерские земли отделяли южных славян от западных и восточных.
Занятия славян
Во всех славянских языках для обозначения орудий труда, животных и растений, предметов домашнего обихода и оружия служат похожие слова. Дом, железо, плуг, коса, нож, серп, мотыга, меч, стрела, полотно, ложка, колесо, стул, стол, вол, овца, сноп, племя — все эти слова имеют общее происхождение и в русском, и в польском, и в чешском, и в болгарском, и в других славянских языках. Уже в далёкой древности славяне из разных мест легко понимали друг друга. Это показывает, что все славянские племена были близки друг другу. Как и другие народы, они занимались земледелием, охотились и ловили рыбу, разводили домашних животных.
Археологи раскопали много старинных славянских поселений и могил и выяснили некоторые подробности жизни славян. Находки показывают, что славяне изготовляли земледельческие орудия, различные ткани, умели ковать металлы и делать из них различные предметы (оружие, украшения), искусно лепили глиняную посуду. Жили славяне в деревнях. Некоторые деревни были защищены от вражеских набегов земляным валом и частоколом. Такие поселения назывались городищами.
Славянские племена были смелыми и воинственными. Они не раз отражали набеги кочевников, без конца прибывавших с востока в причерноморские и придунайские степи, и препятствовали западным соседям расширять свои владения за счёт славянских земель.
Историки Восточной Римской империи писали о славянах, что они обладали высоким воинским искусством. Заманив противника в глубь своей территории, славяне делали внезапные вылазки из лесов и окружали неприятеля. Целые славянские отряды скрывались от вражеской армии, а потом громили её с тыла.
Те же историки сообщают о высоком гостеприимстве славян в мирное время и о том, что они охотно обменивают на иноземные товары свои продукты, меха, кожи и различные изделия.
Общественный строй у древних славян.
Как и у германцев, у древних славян господство вал первобытнообщинный строй. Славяне жили родовыми общинами во главе со старейшинами.
В VI-VII веках родовой строй у славян начинает разлагаться, и родовые общины распадаются набольшие семьи. Такая семья состояла из нескольких десятков родственников, происходивших от общего предка и живших в одном большом доме или группе домов, стоявших рядом. Возглавлял большую семью старший по возрасту. Члены её сообща владели имуществом и сообща трудились. Постепенно большие семьи начали распадаться на малые. Войны, переселения в другие районы, переход на новые земельные участки превращали деревню в коллектив уже не родственников, а простых соседей. Как и у германцев, родовая община превращалась у славян в соседскую.
Несколько общин составляли племя. Вожди племён сначала выбирались на общем собрании воинов — вече. Вече решало вопросы войны и мира, местожительства, разбирало споры.
Между племенами постоянно велись войны. Пленных, захваченных на войне, славяне обращали в рабов. Хотя пленники не оставались в рабстве всю свою жизнь и через несколько лет отпускались на волю, они всё же обогащали своих хозяев. Особенно быстро обогащались получавшие большую часть военной добычи вожди. Опираясь на силу дружинников, военные вожди постепенно подчиняли себе племя. Они не считались теперь с решениями веча и стремились править единовластно. Такие правители назывались у славян князьями.
Со временем князья начали передавать свою власть по наследству. Наиболее сильные из них подчиняли себе уже не одно, а несколько племён и играли теперь такую же роль, как короли в Западной Европе.
Таким образом, к IX веку первобытнообщинный строй у славян пришёл в упадок. Князья и военная знать (дружинники) постепенно захватывали всю власть в свои руки, а простой народ становился бесправным. На смену первобытнообщинному строю шёл феодальный.
ПРИЛОЖЕНИЕ — ГРЕЧЕСКИЙ ИСТОРИК VI ВЕКА О СЛАВЯНАХ.
Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково. Находящихся у них в плену не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая срок рабства определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями и днём, и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание з воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности реки, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с их помощью; это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
- < Феодальная раздробленность — Распад империи Карла Великого.
- -> Борьба западных славян с наступлением германских феодалов >
Теги:
Славяне
Родовой и общинный строй
VII век
VI век
V век
IV век
Добавить комментарий
Trojden | Славяне в V—VII вв.
Религия древних славян — Решебник — шпаргалка. Готовые домашние задания по истории России
1. После Великого переселения народов в среде славянских племен в VI—VII вв. происходят значительные перемены: завершается период праславянской истории, происходит переход общества от варварства к цивилизации. Это период относительно мирного хозяйственного развития и быстрого роста славянского населения. В Восточной Европе в V—VI вв. происходит процесс разложения родоплеменных отношений, зарождается социальное и имущественное неравенство, которое отразилось в усилении роли и значимости племенных вождей, старейшин, которые стали окружать себя военными дружинами. Вопросы хозяйственной, военной и общественной жизни славянских племен требовали консолидации, способствовали складыванию крупных славянских племен в союзы, известные под названием антов, склавинов, новгородских словен.
2. Анты — название восточной группы славянских племен, существовавших в V—VII вв. Они занимали область лесостепи от Карпат до Северного Донца, бассейны рек Днестра и Днепра. Склавины — название западной группы славянских племен, существовавших в V—VII вв. Исторические области их расселения доходили: на севере — до р. Вислы, на востоке до р. Днестра, на западе — до среднего течения р. Савы. Племена антов обитали в лесной и лесостепной полосах. Они жили большими сельскими общинами в лишенных укреплений поселениях, состоявших из ряда отдельных домохозяйств. Анты занимались земледелием, скотоводством, добычей и обработкой железа, гончарным производством, ювелирным ремеслом, ткачеством, обработкой камня и кости. Основным средством обогащения были военные походы с целью захвата пленников и превращения их в рабов. Рабство носило патриархальный, домашний характер и отличалось от классических форм, существовавших в Римской империи и Византии.
3. Сложившийся с V в. в бассейнах рек Днепра и Днестра союз восточнославянских племен под названием анты представлял собой форму военной демократии при переходе от первобытности к феодализму, от варварства к цивилизации, которой были присущи элементы государственного устройства.
4. Славяне, населявшие лесостепные районы и приречные возвышенности, занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, жили в землянках и рубленных деревянных домах. Славянские дружины вели активную колонизацию близлежащих земель, формировали мощные союзы восточнославянских племен.
5. Язычество — общее название древних религий, основанных на многобожии. Это была вера в существование нескольких самостоятельных богов, влияющих на природные явления и уклад жизни человека. Она отражала представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, отношение человека к природе и его понимание своего места в окружающем мире.
6. Языческая религия играла огромную роль в хозяйственной и общественной жизни восточных славян. С силой и могуществом древних богов они связывали явления окружающей природы, успехи и неудачи своей хозяйственной деятельности, им вверяли свое будущее, надежды, свою судьбу. Религиозные верования стали неотъемлемой частью уклада жизни славян. С течением времени верования стали превращаться в традиции, обычаи, обряды, сопровождавшие хозяйственную и общественную деятельность.
7. Верования древних славян дошли до наших дней в виде фольклора, языческих праздников, которые связаны со сменой времен года. Так в декабре, в день, когда солнце поворачивает на весну, отмечается праздник Коляды; в феврале, встречая весну, празднуют Масленицу, а в середине июня, когда лето поворачивает на осень, праздник Ивана Купалы. До сих пор люди используют амулеты, обереги, различные заговоры. Это свидетельствует о продолжении культурных традиций народа, передаваемых из поколения в поколение.
Документы
1. Среди общих черт, характерных и славянам, и антам, можно отметить: физическую выносливость и природную закаленность, гостеприимство и дружелюбие, свободолюбие и независимость, непритязательность в быту, кочевой образ жизни.
2. Общественное устройство было выражено в форме народной демократии, где существующим законам и правилам подчинялись все. Основной формой религии было язычество с необходимым соблюдением соответствующих обрядов.
3. Основным занятием племен была война, захват пленных и превращение их в домашних слуг (патриархальное рабство). Необходимо было совершать ритуальные обряды и гадания, приносить жертвоприношения языческим богам.
Предыдущая
Страница
Следующая
Страница
Оглавление
История — Slovakia.travel
Территория Словакии была заселена с древнейших времен. Несколько культур населяли его территорию, пока в 4 веке до нашей эры над ними не доминировали расширяющиеся кельты, за которыми последовало германо-римское соперничество на рубеже эпох.
Во времена переселения народов сюда прибыли первые славяне. За владением Само, существовавшим в середине 7 века с территорией Словакии в качестве его центральной части, последовало создание Нитранского княжества в начале 9 века.и, наконец, в 833 г. н.э. была создана Великоморавская империя – первое общее государство предков словаков и чехов.
После падения Великой Моравии древневенгерские племена вторглись на территорию Словакии, и территория Словакии с ее жителями на долгие тысячи лет стала частью Венгерского королевства.
Венгерское государство было консолидировано после столетий внутренней борьбы между дворянством и правителем, и экономический рост происходил и на территории сегодняшней Словакии, что также было результатом процветающих шахтерских городов или торговых центров. На территории нынешнего города Братиславы в 1467 году был основан первый университет Словакии, Academia Istropolitana.18.
С точки зрения словацкого народа решающим периодом в его истории был XIX век, когда словаки впервые сформулировали собственную политическую программу. Однако многообещающее развитие национального движения было изуродовано австро-венгерским соглашением, подписанным в 1867 году, и последующим периодом мадьяризации, длившимся полных 50 лет. Только Первая мировая война активизировала антиавстро-венгерское сопротивление, кульминацией которого в 1918 г. стала декларация об объединении словацкой нации с чешской в единое целое – Чехо-Словацкую Республику.
Независимое Словацкое государство было создано в Словакии в 1939 году в результате международных событий, однако окончание Второй мировой войны привело к восстановлению Чехо-Словакии. Коммунистическая партия постепенно захватила власть в стране, и коммунистическая диктатура была свергнута только в результате Бархатной революции 1989 года. Демократический процесс выявил ряд проблем, которые привели к распаду единого государства чехов и словаков и созданию независимая Словацкая Республика (1 января 1993).
Словакия является членом Европейского Союза с мая 2004 года. В декабре 2007 года она стала частью Шенгенской зоны, а с 01.01.2009 года, после принятия единой европейской валюты Евро, Словакия также стала одной из стран Европейского валютного союза.
Обзор важных исторических событий и дат
ок. 5 000 лет до н.э.
Первые земледельцы прибыли на территорию Словакии и построили свои поселения.
5 век
Первые славяне пересекли горные перевалы Карпат и появились на территории сегодняшней Словакии.
623-658
Франкский купец Само принял на себя руководство союзом племени рабов. Он основал и возглавил Самосский Доминион – первое государство западных славян.
833
Моравский князь Моймир I изгнал князя Прибину из Нитры и основал Великую Моравскую империю, объединив Моравское княжество и Нитранское княжество.
1000
Основано венгерское государство под управлением короля Стефана I. Была включена территория современной Словакии.
1238
Трнава и Крупина получили привилегии свободного королевского района как первые города в Словакии.
1428-1443
Гуситы вторглись в Венгерское королевство.
1467-1490
Первый университет на территории Словакии Academia Istropolitana существовал в Прессбурге (сегодня Братислава).
1536
Парламент Венгерского королевства провозгласил Прессбург (ныне Братислава) столицей королевства.
1604-1711
Венгерское королевство охватила серия из шести антигабсбургских восстаний венгерской знати.
1787
Антон Бернолак кодифицировал первую литературную форму словацкого языка. Однако это не прижилось.
1843
Вторая кодификация словацкого литературного языка, автором которой является Людовит Штур, оказалась более успешной и легла в основу современного словацкого литературного языка.
1863
Matica slovenská, первая национальная организация, занимающаяся продвижением образования и культуры словаков, была основана в Мартине.
1918
Словакия вошла в состав вновь созданной Чехо-Словацкой Республики, провозглашенной 28 октября в Праге. Братислава стала столицей Словакии.
1939
Независимое Словацкое государство было провозглашено 14 марта 1939 года в Братиславе. Священник Юзеф Тисо стал президентом этого нового государства, фактически созданного нацистской Германией.
1944
Словацкое национальное восстание вспыхнуло в центральной Словакии (29. 8.).
1944-1945 гг.
6 октября 1944 года Красная Армия вошла в Словакию через перевал Дукла и начала освобождать Словакию от фашистской оккупации.
1948
После коммунистического переворота в феврале 1948 года Словакия также попала под контроль коммунистов и Советского Союза.
1989
В ноябре Бархатная революция привела к существенным политическим изменениям, лишила коммунистов власти и открыла путь к демократии и плюрализму.
1993
Словакия стала независимым и суверенным государством 1 января и вступила в ООН 19 января.
2004
1 мая Словакия стала членом Европейского Союза.
2007
В декабре Словакия стала частью Шенгенской зоны – системы свободного передвижения лиц в пределах 25 стран Европы.
2009
1 января Словацкая Республика приняла единую европейскую валюту евро и, таким образом, стала одной из стран Европейского валютного союза.
Генеральное консульство Чешской Республики в Эрбиле
История
Около 4 века до н. э. современная Чехия была заселена кельтами. Согласно историческим свидетельствам, они были первой этнической группой, прибывшей в этот район. Кельтское племя бойи дало стране латинское название — Boiohaemum (Богемия). Их вытеснили германские племена (маркоманы квиди) еще до начала нашей эры.
В конце 5-го и начале 6-го века славяне поселились на территории Богемии и Моравии в период, известный как переселение народов. Первая половина VII века знаменуется первой удачной попыткой объединения славянских племен. Так называемое «царство Само» противостояло давлению могущественной аварской империи с центром в венгерской низменности и с частичным успехом защищало свою территорию от войск франков, нападавших с запада.
Великоморавское царство (последние две трети IX века — разрушены мадьярами в 903-907 гг.)
Культура Великоморавского царства оказала большое влияние на развитие культуры и религии у восточных и южных славян в средние века 863 г., византийские христианские миссионеры Константин и Мефодий прибыли в Моравию, чтобы ввести там славянскую литургию. Однако очень скоро влияние Римско-католической церкви расширилось, оказавшись решающим в ходе истории Богемии и Моравии.
Династия Пржемысловичей (9 век — 1306 год)
Богемия стала центром независимого процесса государственного строительства. Во время правления родной династии Пржемысловичей чешское государство постепенно набирало силу и сумело сохранить свой фактический суверенитет, несмотря на формальные вассальные связи со Священной Римской империей.
935 — смерть принца Вацлава, покровителя Богемии
973-976 — учреждение Пражского епископства его поддержка императора Генриха IV во время борьбы с папой Григорием VII
1212 — Пржемысл Отакар I получил Золотого Быка Сицилии, декрет о провозглашении Богемии королевством и чешских князей наследственными королями, а также провозглашение неделимости королевства Богемии и регулирование отношений королевства со Священной Римской империей. Затем Богемия стала одним из важнейших государств в рамках Империи.
1253-1278 годы — правление могущественного короля Пржемысла Отакара II характеризовалось политикой расширения власти. Эта экспансионистская тенденция была продолжена и во время правления последних царей Пржемысловичей.
1306 — убийство Вацлава III и династия Пржемысловичей угасает.
Люксембургская династия (1310 — 1437)
Правление династии началось, когда Иоанн Люксембургский (1310 — 1346) был избран королем Богемии в 1310 году. Люксембургские короли присоединили к королевству новые регионы. Это королевство было названо Коронными землями Богемии, термин, ставший официальным указом Карла IV в 1348 году. Официальные земли Короны составляли королевство Богемия и так называемые прилегающие земли — маркграфство Моравия, Силезские княжества. , Верхняя Лужица, а с 1368 г. и Нижняя Лужица.
Чешское королевство достигло своего пика могущества и престижа во время правления Карла IV (1346-1378), второго Люксембурга на престоле Богемии: В 1344 году было основано Пражское архиепископство. Он основал Карлов университет в 1348 году — это был первый университет, основанный к северу от Альп. Карл IV был коронован римским императором в Риме в 1355 году.
Гуситская революция (1419 — 1436)
Несколько условий привели к созданию гуситского движения за реформы. Первым был экономический и политический кризис во время правления Вацлава IV (1378-1419 гг.).), преемник Карла IV. Этот кризис усугублялся проблемами в Европе того времени (Великий раскол, критика Церкви). Гуситское движение было вдохновлено идеями мастера Яна Гуса, проповедника, сожженного на костре в 1415 году в Констанце. Несмотря на его смерть, его сторонники успешно продолжали свои усилия по реформированию церкви
Наследник короны Богемии, римский император Сигизмунд, пытался силой подавить нарастающую революцию, но гуситы разгромили его пять последовательных крестовых походов в 1420 году. -1431 . Только победа 1434 г., когда умеренные победили радикалов, открыла путь для временного соглашения между гуситской Богемией и католической Европой. Это соглашение, Базельские договоры, было провозглашено в 1436 году и подтвердило деноминацию гуситов, и позже ему будет соответствовать Реформация 16 века. Гуситское движение во многом изменило структуру общества. Он впервые создал религиозный дуализм в христианской Европе. Произошел упадок могущества и процветания церкви, от которой дворянство и города могли получать прибыль. Чешская нация и чешская культура вышли на передний план общественной жизни. В годы смуты во главе чешской политической жизни стал чешский дворянин — Георгий Подебрадский, искусный дипломат и человек выдающейся личности. Он был избран королем Богемии в 1458 году. Его дипломатическая деятельность — особенно его усилия по созданию мирной конфедерации европейских суверенов — простиралась даже за горизонт Центральной Европы.
Династия Ягеллонов (1471-1526)
1471-1516 — Владислав Ягеллон, сын короля Польши Казимира, был избран королем Богемии.
В годы правления Владислава и его сына Людовика могущество Сословий выросло, однако королевская власть уменьшилась. Также имели место различные конфликты: конфликт между королевскими городами и дворянами и религиозная борьба между гуситской церковью и католической церковью меньшинства, стремившейся восстановить свою прежнюю власть.
Династия Габсбургов (1526-1918)
Австрийские Габсбурги унаследовали престол Богемии, когда пресеклась линия Ягеллонов. Правление Габсбургов принесло повторное введение римско-католической веры, централизацию и строительство многонациональной империи. Габсбурги включили коронные земли Богемии в свою монархию, и они оставались частью империи Габсбургов до 1918 года. важным центром европейской культуры. Чешские сословия вынудили Рудольфа II издать декрет — так называемый «Майестатус» — провозгласивший свободу вероисповедания. Императоры Матиас и Фердинанд пытались ограничить эту свободу, и их усилия спровоцировали гражданскую войну между сословиями и католическим императором. Сословия потерпели поражение в 1620 году в битве на Белой горе. Последующий период Тридцатилетней войны принес Богемии политические беспорядки и экономическую разруху, что имело далеко идущие последствия для будущего развития страны. Жители Богемии были вынуждены принять католическую веру или эмигрировать. Трон Богемии был передан по наследству династии Габсбургов, а самые важные должности были навсегда переведены в Вену.
В период после окончания Тридцатилетней войны культура высокого барокко глубоко укоренилась в Богемии. Чешское барокко на протяжении нескольких столетий влияло на архитектуру чешских городов и деревень.
Кризис феодализма и фискальные интересы государства привели к просветительским реформам Марии Терезии и Иосифа II во второй половине 18 века. Реформы принесли некоторые положительные результаты, поскольку Богемия и маркграфство Моравия стали независимыми частями Габсбургской монархии. Однако были и отрицательные результаты. Реформы способствовали централизации власти и германизации, что оказалось серьезной угрозой самобытности славянских национальностей империи.
Основание современной чешской нации
Хотя движение чешского национального возрождения сначала стремилось только к возрождению чешского языка и культуры, вскоре оно начало стремиться к политической эмансипации. В революционном 1848 году чешские политики выступили с первыми последовательными политическими предложениями, направленными на преобразование империи в федеративное государство. Стремление к национальному освобождению подкреплялось быстрой индустриализацией Богемии, сделавшей страну наиболее развитой землей монархии во второй половине XIX в.век.
Независимое государство (с 1918 г.)
В годы Первой мировой войны чешская политика сделала радикальный поворот в результате деятельности за границей будущих президентов Т. Г. Масарика и Э. Бенеша. Поражение Австро-Венгерской империи открыло путь для основания независимого государства чехов и словаков (28.10.1918). Чехословацкая Республика вошла в десятку самых развитых стран мира. Двадцатилетний период демократии и процветания закончился агрессией гитлеровской Германии. Конференция в Мюнхене и последующая немецкая оккупация 19 марта39 положило конец независимому чешскому государству.
После Второй мировой войны восстановленная республика стала частью советской сферы власти.