Когда россия приняла христианство: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

28 июля — День Крещения Руси

Православная Церковь 28 июля чтит память святого князя Владимира, а также празднует День Крещения Руси. В народе князя называли ласково Владимир Красное Солнышко, по приметам в этот день судили, когда наступит осень и проводили больше времени на солнце, чтобы «запастись» здоровьем на весь год. Ещё в этот день почитается память раннехристианских святых мучеников – Кирика и Улиты.

День Крещения Руси — государственная памятная дата Российской Федерации, установленная в 2010 году Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Праздник установлен в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году.

С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь. А в Федеральном законе утверждение данного праздника на государственном уровне звучит так — это «юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

Датой для праздника было выбрано  28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере.

Существует легенда о том, как Владимир выбирал для своего народа подходящую религию. Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы.

Исторически Крещение Руси было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от племенных богов и введения монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию.

Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования.

Сегодня этот праздник становится все более известным в стране. В разных российских городах в этот день проходят массовые культурные и благотворительные, богословские и просветительские мероприятия, крестные ходы и другие мероприятия. Их основная цель — укрепить в общественном сознании представления о крещении Руси как об особой исторической дате в жизни славянских народов.

Народные традиции: что можно и нельзя делать 28 июля

День Владимира или Кирики-мокродырики прозвали этот день в народе. Он обычно дождливый, отсюда и второе название. Но если день выдался солнечный, то люди старались наоборот больше находиться на улице, так считали, что «солнце краснее светит», чем обычно, и его лучи обладают целительной силой.

В этот день люди старались не работать в поле, жать запрещалось, женщины отдыхали. В Забайкальском крае и отдельных регионах Сибири празднуют до сих пор Кириков день.

Верующие страются посетить в этот день храмы, чтобы помолиться, принять участие в Крестном ходе, торжественном молебне святому, праздничных мероприятиях. 

Приметы погоды 28 июля

Если липа пожелтела, то осень ранней будет.

Если дождь с утра – это к солнечному дню.

Если подул южный ветер, то погода будет ясной, а если восточный, то к ветряной и дождливой. Такая погода простоит несколько дней.

Если гром гулко гремит, будет ливень.

Если радуги после дождя нет, то впереди много ясных дней

Если туман вечером – к дождю.

Если кузнечики громко стрекочут будут жарко.

Дорогие друзья, мы предлагаем  вашему вниманию обзор книг серий «У истоков Руси», «Россия Державная» и  «Серия исторических романов»,   поступившие в фонд библиотеки.

 

Добавить комментарий

РУССКИЙ ХАЛИФАТ – Огонек № 8 (4887) от 27.02.2005










4K












9 мин.





























Считается, что Россия в XXI веке оказалась в эпицентре глобального конфликта цивилизаций Запада и Востока. А что было бы, если бы в X веке вместо православия сама Россия приняла ислам? Ничего хорошего, показывает наше исследование

Классическая версия Крещения Руси известна по «Повести временных лет» монаха Нестора. Дескать, князь Владимир Красное Солнышко вызвал в Киев представителей мусульман, иудеев и христиан. Выслушав аргументы каждого, Владимир хотел было принять ислам, да потом передумал (дескать, «Руси веселии — вина питии») и повелел креститься. Но что было бы, если бы Владимир все-таки выбрал ислам? Историки на этот вопрос дают однозначный ответ — в действительности выбора у Владимира не было. Во-первых, практически все ученые, начиная с Николая Костомарова, Сергея Соловьева и Алексея Шахматова, единодушно считают описанное совещание князя Владимира с послами выдумкой самого Нестора. Во-вторых, русские княжества к тому времени были тесно связаны с Византией — практически единственной в то время сверхдержавой континента. Вопрос смены религии имел прежде всего политическое значение — целью русских князей был выход на международную арену и возможность влиять на политику византийских императоров, римского духовенства и германских королей. Сделать же это мог только равный, то есть монарх христианской державы. Так что у князей не было никакого интереса обращать Русь в ислам. Да и Византия никогда бы не позволила, чтобы мусульмане — ее лютые враги — вели какую-либо деятельность на северных границах империи.

Согласно летописям, впервые со славянскими дружинами Византия столкнулась еще в конце VIII — начале IX века — войско русов напало на византийские города Амастриду и Сурож в Крыму. В 864 году скандинавский конунг Аскольд, набрав воинов в племенах древлян и вятичей, пошел на Царьград — Константинополь. Впрочем, до столицы Византии они тогда не дошли, но страху на греков нагнали — в византийских летописях сказано, что только молитвы василевса и патриарха Богородице заставили варваров повернуть обратно. Через два года Аскольд и конунг Дир снова идут в поход и берут с Царьграда богатую дань. Третий поход организовал в 907 году конунг Олег, прозванный Вещим. Император Лев VI Мудрый, не рискнув воевать с варягами, откупился от Олега золотом и тканями. Кроме того, был заключен договор, по которому киевские купцы получали право беспошлинной торговли и равные юридические права с гражданами империи.

Естественно, византийские монархи не могли бездеятельно наблюдать, как агрессивные русские бросают вызов их политической гегемонии. Однако, не имея возможности военной силой покорить славян, византийцы решили нанимать их к себе на службу и обратить в свою веру. Еще в конце IX века в Моравию были направлены миссионеры Кирилл и Мефодий, которые по образцу греческого письма составили славянскую азбуку и перевели на нее библейские тексты. Позже на Русь прибыли два епископа германского короля Оттона — монахи Адальберт и Брут, построившие в Киеве и Новгороде первые христианские храмы. Вскоре русские дружины в составе легионов Византии идут в поход на мусульман в Малой Азии, покоряют побережье Каспия, громят арабов на Крите и в Болгарии. Князья Рюриковичи становятся желанными гостями в Константинополе. Так, например, княгине Ольге император Константин Багрянородный оказал почести, как равной себе, а внук Ольги — князь Владимир Святославович — женился на сестре василевса Анне. Правда, брак состоялся с одним условием: Владимир должен был принять христианство. И вот, желая стать равным «цивилизованному» и «признанному Европой» монарху Царьграда, Владимир и повелел ускоренными темпами крестить всех славян. Что и исполнили в 988 году.

Cтать мусульманской Русь могла бы только в одном случае — если бы сама Византия или кто-то еще из ближайших и могущественных соседей исповедовали ислам. И в истории был такой момент — двумя веками раньше вся Европа едва не оказалась под игом арабских халифов.

Развилка

Ислам покоряет Европу

Произошло это в начале VIII века, когда арабские войска прошли через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где впоследствии основали Кордовский эмират. В 732 году эмир Абдаррахман I решил завоевать территорию современной Франции. Покорение франков было для эмира второстепенной задачей. Конечная цель — Византия: именно туда должны были повернуть мусульмане после разгрома европейских варваров.

Однако на пути эмира встал майордом франков (от лат. majоr domus — старший по двору) Карл, правивший от имени малолетнего короля Теодорика Меровинга. Он собрал ополчение, встал в глухую оборону в долине между реками Клен и Вьенна близ города Пуатье и там разгромил арабов.

Но как бы сложилась история, если бы Карл проиграл битву? Тогда мусульмане вторглись бы на Апеннинский полуостров и без особого труда взяли незащищенный Рим. Другая часть арабов покорила бы Византию, переименовав Константинополь в Стамбул.

А что же Русь? Наша страна была в то время варварской в полной мере. На месте Киева стоял маленький родовой городок, основанный полянином Кием, такие же родовые поселения располагались в новгородских, двинских и прочих необъятных лесах. Завоевывать эту дикость цивилизованным арабам не имело никакого смысла, поэтому никаких перемен в истории Руси до десятого века, скорее всего, не произошло. А потом, как водится, русские варяги пошли бы грабить Стамбул. И арабам пришлось бы вести ту же политику по отношению к северным соседям, какую проводили греки — обращать в свою веру. И вот из Стамбула в Киев прибывают отряды муфтиев-миссионеров, которые учат славян совершать намаз и осваивать витиеватое арабское письмо. Владимир Красное Солнышко обменивается женами с эмиром и устраивает государство по арабскому образцу. Появляется Русский халифат.

— Как это ни покажется оскорбительным ортодоксальному евроцентристу, но именно арабы были в то время представителями самой высокой культуры, впитавшей достижения многих народов, — говорит писатель-историк Владимир Лещенко. — В арабском мире уже существует развитая система образования, основанная на эллинской философии, индийской математике и практических достижениях китайской цивилизации.

На месте убогих крепостей-городков возникают величественные мегаполисы, подобные Гранаде, Каиру и Багдаду. Развивается сельское хозяйство — вместо традиционного подсечно-огневого земледелия арабы привносят новые агротехнологии, новые высокоурожайные сорта и культуры. Солидную статью доходов русских купцов составляет продажа древесины, которая является дефицитом на Востоке.

Интенсивно обращаются в ислам и жители Европы, где усилиями арабов-завоевателей христианская церковь превратилась в малочисленную катакомбную секту — как, например, зороастризм в Иране. Скоро мусульманская Европа, не разделенная более религиозными противоречиями, становится одним из наиболее процветающих регионов тогдашней ойкумены. И даже если бы в XII веке появилась угроза вторжения монголотатарских завоевателей, то армии Киевского и Римского халифов без особого труда дали бы отпор агрессорам.

Однако процветание «однополярного» исламского мира было бы недолгим. Мы видим два варианта будущего для такого сверхгосударства.

Вероятность первая

Тысячелетний джихад

— Скорее всего, в России возник бы совсем другой ислам, — считает писатель-историк Владимир Лещенко. — Религия, принесенная арабами, довольно скоро приобрела бы значительные отличия от классической версии ислама, как это в свое время произошло, например, в Иране или Африке. Не исключено, что русские исповедовали бы не суннизм или шиизм, а какое-нибудь третье крупное ответвление этой веры.

О том, каким бы был «русский ислам», можно догадаться на примере развития христианства на Руси, крещение которой проходило не менее жестокими методами, чем, скажем, обращение в ислам тех же берберов или бедуинов. В Киеве, например, всех горожан княжеские дружинники насильно согнали к Днепру и под угрозой расправы заставили креститься, а Новгород пришлось даже брать штурмом — «Путята крестил новгородцев мечом, а Добрыня — огнем».

— Не будучи в силах достичь действительного превращения славян в христиан, видя тщетность убеждений, что языческих богов не существует в действительности, а есть лишь один Господь, греческие священники пошли на уступки: они признали реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и стали строить православные храмы на месте языческих капищ, — говорит востоковед Николай Никольский, автор книги «История русской церкви».

Вероятно, и в мусульманском пантеоне Русского халифата существовал бы целый ряд святых и джиннов-покровителей. Что, естественно, вызвало бы недовольство приверженцев чистой веры — ведь многобожие является самым тяжким грехом ислама. Именно против многобожия и была направлена проповедь шейха Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма. Появившись в конце XVIII века, ваххабиты объявили джихад всем отступникам от «чистоты изначального ислама». Ереси арабов на фоне «русского ислама» смотрелись бы невинными шалостями в песочнице. Поэтому ваххабизм должен был появиться раньше — как ответ на «непотребство в вере», и не в Аравии, а в России. Священные войны джихада могли бы продолжаться веками. В конце концов от России осталось бы пепелище, а заодно пострадали бы и другие северные нации — мавали, как презрительно именовали мусульман-неарабов. Плодами непрекращающегося побоища могла бы воспользоваться третья сила, например турки-сельджуки, распространив Османскую империю до Прибалтики.

 

Викинги-мусульмане еще в XIII веке основали халифат Нового Света, куда из Европы переселились обиженные мавали

Вероятность вторая

Вечное Средневековье

Но что могло бы произойти с нашей страной, если бы джихада не было, а русский ислам стал бы респектабельной ветвью этой мировой религии? Полагаем, что в этом случае мир перестал бы развиваться и замер на технологическом уровне XIV столетия. И вот почему.

Известно, что своими достижениями древние арабские ученые обязаны индийским и греческим авторам, чьи произведения попали в руки кочевников из библиотек Вавилона и других доисламских культурных центров. Конечно, арабы не просто восприняли древние знания, но и творчески переработали их, благодаря чему на свет появился труд аль-Хорезми «Аль Джебр», давший название алгебре, медицинский «Канон» Ибн Сины, математические работы Омара Хайяма и многое другое.

— Тем не менее, — считает профессор истории из Ирана Абдол-Хосейн Зарринкуб, — с начала XIV века исламский мир, подобно богатырю, силы которого истощились в ходе длительного сражения, впадает в состояние глубокого сна и бездействия. Книги забыты, наука заброшена.

Как считают историки, именно традиционный ислам отчасти и стал причиной деградации арабской культуры.

— Вера в скорое наступление конца света и в Судный день является основой ислама, — говорит ученый-теолог Эльмир Кулиев. — О приближении конца света свидетельствует исполнение многих пророчеств Посланника Аллаха, который предупредил своих последователей.

Например, одним из признаков конца света является то, что «пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов». Другой признак: расширение торговли, третий — «появление знаний».

— Очевидно, — говорит Эльмир Кулиев, — что здесь речь идет о распространении книг и развитии наук, которые не связаны с Кораном и Сунной.

Словом, все науки были разделены на две категории — в одну вошли все, относящиеся к Корану, в другую — светские и «бесполезные», а следовательно, вредные. Вскоре древние научные центры были закрыты, многие книги сожжены. Общественная жизнь исламской цивилизации словно бы замерла на пятьсот лет.

— Новые веяния в самосознании мусульман начались лишь тогда, когда Наполеон Бонапарт пересек границу исламского мира, — говорит Абдол-Хосейн Зарринкуб. — И мусульмане увидели превосходство христиан в развитии науки и культуры.

А теперь представим себе, что из мусульманской Евразии никто не пришел — просто потому, что некому приходить и показывать «превосходство христиан». Итак, на дворе начало XXI века (вернее, конец XIV века Хиджры) — на базарах Москвы по-прежнему шумят дервиши, а вы, читатель, седлаете своего верного мула и жалуетесь соседу на слишком высокие цены на сено…

Владимир ТИХОМИРОВ

В материале использованы фотографии: FOTOBANK/TOPFOTO, EAST NEWS/AGE

Как РПЦ поддерживает крестовый поход Путина

Анализ

Даже Дева Мария была призвана на путинскую войну: «Мы верим, что этот образ защитит российскую армию и принесет нам более быструю победу», — сказал директор Национальной гвардии России Виктор Золотов, получив изображение Марии из России. Православный Патриарх Кирилл I в Храме Христа Спасителя в Москве недавно.

Вручение иконы Золотову — это явный знак того, что Русская Православная Церковь стоит плечом к плечу с российской армией и правительством Владимира Путина.

В то время как Кирилл стремился придать нападению России на Украину видимость легитимности посредством церемонии, Золотов сказал Патриарху, почему «все идет не так быстро, как хотелось бы». нацисты [под которыми он подразумевает украинцев] используют мирных жителей, стариков и детей в качестве живого щита».

С тех пор как первые российские войска вошли в Украину, патриарх Русской православной церкви стал играть более заметную роль, предлагая Путину религиозное оправдание его агрессивной войны.


С другой стороны, глава Римско-католической церкви Папа Франциск продемонстрировал сильную поддержку Украины. Во время полуденной молитвы на площади Святого Петра в начале этого месяца он сказал: «Именем Бога, умоляю вас, остановите эту резню». Аргентинец осудил «варварство» и «неприемлемую вооруженную агрессию», которая грозит превратить «целые города в кладбища», как сообщило католическое информационное агентство.

Столкновение с католической церковью

Военные столкновения между Россией и поддерживаемой Западом Украиной — не единственные линии фронта; также существует конфликт между католической и русской православной церквями. Попытки Папы Франциска повлиять на Кирилла, последний раз в ходе видеозвонка на прошлой неделе, пока оказались безрезультатными.

Кирилл — стойкий сторонник Путина. Как и большинство окружения президента России, он имеет связи с КГБ в качестве бывшего осведомителя и, возможно, агента, согласно прошлым расследованиям различных СМИ, в том числе Журнал Forbes .

Кирилл стал патриархом в 2009 году, после того как Путин уже продемонстрировал признаки агрессии по отношению к соседним странам своей войной в Грузии. С тех пор Кирилл предоставил Кремлю идеологическое и религиозное оправдание конфронтации Москвы с Западом. После вторжения в Украину он намеренно избегал употребления слова «война».

Кирилл считает, что страны Запада хотят ослабить Россию.

«Русский и украинский народы объединяет многовековая история, которая восходит к зарождению Руси», — сказал Кирилл. 28 июля, 988 г. Владимир Великий принял христианство и принял его как государственную религию Киевской Руси, предшественницы России, Украины и Белоруссии.

Папа Франциск и Патриарх Кирилл во время телеконференции 17 марта

Страница новостей Ватикана в Facebook

Защита от западного зла

Вот почему Кирилл считает захват власти Россией в Украине законным, потому что украинская столица Киев является важным местом для Русской Православной Церкви как в географическом, так и в духовном плане. Русская Православная Церковь — самая крупная и мощная религиозная организация в России и одна из самых важных Православных Церквей в мире. По оценкам, в России и странах бывшего Советского Союза насчитывается около 100 миллионов верующих.

За последние несколько лет влияние Церкви неуклонно росло, о чем свидетельствует рост числа священников. В Украинской православной церкви, находящейся под властью патриарха в Москве, провоенная риторика Кирилла привела к призывам к независимости и неприятию его руководства.

Патриарх Кирилл I, как и Путин, обвиняет Запад в событиях на Украине. Он считает, что западные страны хотят «ослабить Россию, поскольку она стала сильной, действительно могущественной страной». Он утверждает, что Запад разжигает конфликт между русским и украинским народами и распространяет дьявольскую ложь. Согласно сообщениям местных новостей, в недавней проповеди Кирилл сказал, что одной из целей военной операции Путина на Украине была защита России от западных гей-парадов.

Кличко приглашает Папу Римского в Киев

Две христианские церкви столкнулись в украинской столице, о чем свидетельствует приглашение мэра Киева Виталия Кличко Папе Франциску посетить город. В письме бывший боксер сказал, что присутствие Папы будет «решающим в спасении жизней и установлении мира в городе, районе и за его пределами».

В ответ на церемонию Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя Ватикан также проводит специальный литургический акт. Во время покаяния в Соборе Святого Петра 25 марта Папа Франциск посвятит Украину и Россию Непорочному Сердцу Марии.

В тот же день кардинал Конрад Краевский проведет такое же освящение в Фатиме, одном из самых важных мест паломничества, посвященных Марии. Во время церемонии жрецы просят Марию предложить свою материнскую защиту людям или целым странам, избавить их от опасностей и злых искушений.

Как Русская православная церковь влияет на поведение России

Американские стратеги в течение последних шести лет постоянно оказывались застигнутыми врасплох, когда Россия вмешивалась за пределы своих границ. По-прежнему бытует мнение, что, поскольку российская экономика находится на одном уровне (в расчете на душу населения) с южноевропейской страной, она также должна взять на себя роль в мировых делах, которую раньше играли Португалия, Испания или Италия. имперские державы в какой-то момент истории — теперь играйте. Конечно, португальцы не поддержали бы правительство в Лиссабоне, которое содержало вооруженные силы, участвующие в ограниченных операциях по всему миру!

Россия, возможно, находится на долгосрочной скользкой дорожке, но она сохраняет свое представление о себе как о великой державе и готова тратить средства, чтобы поддерживать по крайней мере некоторые возможности, подтверждающие этот статус. Чтобы понять, как и почему это продолжается, необходимо прочитать книгу Димы Адамского «Ядерное православие », в которой рассказывается, как Православная церковь помогла создать новый священный стратегический нарратив, в котором расходы России на оборону и состояние национальной безопасности в контекст.

Книгу Адамского приветствовали, как отметил Дмитрий Горенбург в своем превосходном обзоре, за освещение «аспекта развития постсоветских российских вооруженных сил, который практически не упоминается в существующих исследованиях. Будущая работа над ролью вооруженных сил в российском обществе и российской внешней политике должна будет учитывать степень, в которой она была сформирована союзом с Русской православной церковью». Тем не менее, я по-прежнему обеспокоен тем, что истеблишменту национальной безопасности США все еще не хватает уверенности в том, чтобы оценить роль религии, особенно в ее коллективном аспекте, в вопросах войны и мира. В этом нет ничего нового, поскольку именно эту проблему Роберт Джервис определил как одну из основных причин, по которым разведывательное сообщество США было ошеломлено иранской революцией сорок лет назад. Академия в значительной степени рассматривает вопрос религии через теорию секуляризации и марксистскую мысль — религия как «прикрытие» для других политических или экономических мотивов. Американский подход к религиозным вопросам, наилучшим воплощением которого являются различные евангелические деноминации, подчеркивает примат индивидуального выбора и отношения к божественному и предполагает, что при отсутствии личной приверженности (например, если каждый русский офицер и ученый не имеет личной отношения с Иисусом Христом как Господом и Спасителем), то религиозный фактор здесь не играет роли, потому что понятие приверженности религиозному сообществу и традициям как части принадлежности к общине даже при отсутствии личной приверженности чуждо религиозному опыту США. Помимо этих двух общих моментов, когда дело доходит до русского православия, существуют и другие белые пятна, которые обычно замалчиваются, предполагая, что православие — это протестантизм с иконами или католицизм без папы.

Тем не менее, тенденции, отмеченные Адамски, и созревание «ядерного православия» за последние тридцать лет имеют решающее значение, потому что созданный священный стратегический нарратив затрагивает суть того, что Дерек Реверон, Маккубин Оуэнс и я описали. как вопрос «умри-убей-плати». Другими словами: «Вы должны решить, за что вы готовы умереть, за что вы готовы убить и за что вы готовы заплатить. Некоторые вещи могут не подняться до уровня, на котором вы готовы подвергнуть себя риску, но, возможно, вы готовы предоставить некоторые ресурсы». Ядерное православие дает людям повод жертвовать и чувствовать, что их жертвы не напрасны, а служат делу большему, чем они сами.

Само по себе это не захватывающее дух откровение. В конце концов, многие военнослужащие США также ссылаются на свое решение поступить на военную службу, продиктованное желанием принять участие в более широком начинании. Но «дело», которому, как говорят, служат российские предприятия ядерной и национальной безопасности, отличается. А чтобы понять «ядерное православие», американцам, во многом незнакомым с тенденциями византийской и славянской истории, необходимо понять богословскую и культурную концепцию христианского содружества.

В западном христианстве император Константин обычно рассматривается в негативном свете, определенно как развратитель христианства или циничный искатель власти, принявший растущую религию, чтобы укрепить свою власть в Римской империи. На христианском Востоке Константина — канонизированного святого православной церкви — превозносят не за его личную жизнь, а за то, что он предпринял шаги, чтобы сократить разрыв между земным обществом и Царством Небесным. Он преобразовал государство из гонителя христиан в защитника Церкви. Интересно, что во всем православном мире и даже в России ключевых правителей, принявших христианство, часто называли «новыми Константинами» или «преемниками Константина».

Таким образом, защита Церкви и общества, которое она заключала в себе, стала способом освятить миссию государства и, в частности, шаги, предпринятые для его защиты. Существовали пределы того, как далеко могла зайти Церковь — знаменитый отказ в девятом веке от требования императора (сам наблюдавшего за развитием событий в мусульманском мире) возвести солдат, павших в бою, в ранг мучеников, — но от четвертого века и позже православный мир в значительной степени принял концепцию государства как стены, охраняющей жемчужину христианской веры. Эта концепция была подхвачена славянофилами девятнадцатого века, в частности Алексеем Хомяковым, о роли опекунов, взявших на себя тяжелую задачу защиты верующих от нападения извне. Кроме того, православная гимнография изобилует ссылками на христианское содружество (жительство по-славянски) или на небесную отчизну (отечество). Средневековые русские авторы также повторно отождествляли Израиль (особенно ссылки в Ветхом Завете) с православным содружеством, базирующимся в Москве, Третьим Римом, а отсюда и обязательство Российского государства защищать православных христиан во всем мире.

Ничто из этого не говорит о том, что русские ракетчики двадцать первого века заняты декламацией Филофея Псковского или других русских богословов, — но то, что сделал Адамский, — это показать, как после распада Советского Союза Русская Церковь создала новое трансцендентное повествование, в котором утверждается, что ядерные и военные миссии предназначены не только для защиты земной родины, но и для служения более широкой цели. Таким образом, ядерное оружие переосмысливается не просто как оружие массового поражения, но как гарант мира и даже описывается в терминах православных гимнов о Кресте Христовом — как «оружие мира». Подразумевается, что если военный и научный комплексы не справятся со своими задачами, на мир обрушится зло (и в последние годы это зло отождествляется с исходящим от Запада упадком).

Показательна и еще одна тенденция, описанная Адамским: «крещение» советского прошлого. В детстве в доме моих родителей висел плакат русской эмиграции «Православное дело», на котором была изображена рука-скелет со свечой перед иконой Христа Спасителя Андрея Рублева посреди горящего храма. Сообщение было ясным, что именно советский режим и коммунистическая идеология прямо противостояли русскому православию. Действительно, в российском фильме 2009 года Pop (Священник), действие которого происходит во время Второй мировой войны, православный священник (по мотивам исторической личности отца Георгия Бенигсена) отвечает на вопрос, представляет ли сотрудничество с немцами измену России, что «безбожные Советы не наши Родина. » К 1939 году советское государство почти уничтожило публичное проявление религии в СССР, и только из-за остроты войны могла иметь место очень ограниченная и ограниченная терпимость к православию (указание, сделанное в другом месте того же фильма). когда немецкий офицер, наблюдающий за возрождением православия в оккупированной немцами России, говорит группе священнослужителей: «Если бы не эта война, в течение двух-трех лет Советы уничтожили бы все церкви в России, и вы с ними .») ГУЛАГи, шарашки (тюремные лаборатории) и объекты российского атомного предприятия во многих случаях были построены в конфискованных монастырях и святых местах, в частности, в усыпальнице преподобного Серафима Саровского, что представляет собой предполагаемую победу научного материализма над религиозное суеверие. Как позже заметил Никита Хрущев, «строительные материалы и ресурсы не падают с неба и отняли бы у насущных земных нужд».

Однако после распада СССР рассказывается новая история, чтобы переосмыслить старый нарратив о враждебности между советским государством и русской церковью в такой, в которой, как выясняется, почти каждый ключевой советский военный и научный деятель (включая маршала Георгий Жуков и Юрий Гагарин, первый человек в космосе) был тайным верующим.