Славяне древние это: Древние славяне | это… Что такое Древние славяне?

Содержание

Древние славяне » Детская энциклопедия (первое издание)

Что такое средние века?

Новое время

Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян — венеды — сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название «славяне» стало распространяться лишь полторы тысячи лет назад — в середине I тысячелетия н. э. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называться все племена, говорящие на славянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, вступавших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали предками современных западнославянских народов — польского, чешского и словацкого. Особенно грандиозным было движение славян к югу — на берег Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI—VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия.

Предками современных южнославянских народов — болгар и народов Югославии — были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

В древнеславянском жилище.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории, сообщали, что славяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и др. Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Предки славянских народов нашей страны-русского, украинского и белорусского — в далекой древности жили в лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения в богатых зверем и рыбой областях. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей. В Начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили племена, родственные современным литовцам и латышам.

Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам.

Реконструкция городища древних славян (в разрезе).

Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались разными именами, известными по древнейшей русской летописи. Они указаны на карте.

Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые сейчас изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только между разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в трудно доступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном. Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.

Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» — рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали.

Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или оралом. Такое земледелие называется «огневым» или «подсечным». Чаще всего сеяли просо, но были известны и другие злаки — пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы назывался «серпень», а месяц молотьбы — «вресень» (от слова «врещи» — молотить). То, что названия месяцев у древних славян происходили от названия земледельческих работ, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством — сбором меда диких пчел.

Восточные славяне в VIII—IX вв.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах — домницах — или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль — ведь месторождения ее встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались не деньгами, которых тогда еще не было, а пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи — курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую на огне утварь. Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки хоронили в курганах.

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в Причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII—VIII вв. большое государство в низовьях рек Волги и Дона. В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен, жившего на границе с Хазарией, между Днепром и Доном. От названия этого племени произошли наименования «Россия» и «русские».

Торг древних славян (картина С. Иванова).

Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. Вместе с развитием металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные. Древняя община распадалась, и на смену ей приходило мелкое крестьянское хозяйство. Богатые угнетали бедных, отнимали у них землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Для сохранения и укрепления своей власти господствовавшая верхушка создавала свою организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришли классовое общество и государство, защищавшее интересы господствующего класса.

Сначала в древней Руси было несколько небольших государств — племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая Русская держава. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.

В истории славянских племен многое еще предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков — древних славян — пополняется все новыми ценными сведениями.

В древнем Киеве

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое средние века?

Новое время

Древние славяне — История России

Период: VI-IX века. автор: Всемирная История

Славянские племена, общественный строй и быт которых описываются в трудах писателей, живших в восточной части Римской империи, населяли огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Северского Донца, Оки и Верхней Волги и от Балтийского поморья до Среднего и Нижнего Дуная и Чёрного моря. Многочисленные славянские племена образовали в дальнейшем три большие группы: восточных, западных и южных славян.

В VI в. под именем венидов (венедов) упоминаются славянские племена, которые продвинулись на запад до реки Лабы (Альбиса, Эльбы), смешались здесь с местными племенами лугиев и положили начало образованию в дальнейшем племён поляков, полабских и поморских славян, составивших западную ветвь славянства.

Под именем склавинов в VI в. были известны славянские племена, жившие по Среднему и Нижнему Дунаю и в Западном Прикарпатье. Часть из них вошла в западную группу славянства (чехи и словаки), другая же часть положила начало образованию южной группы славян, расселившихся затем на Балканском полуострове. Славянские племена антов составили ядро восточных славян.

Основной отраслью хозяйства у славянских племён южной группы, как свидетельствуют письменные источники и данные археологии, являлось земледелие. В это время южнославянские племена применяли не только лёгкий плуг — рало, но и тяжёлый плуг — с железным лемехом. Из других сельскохозяйственных орудий славян археологами найдены кирки, топоры, железные серпы и косы. Размол хлеба в то время производился вручную, при помощи жерновов.

Наряду с земледелием южные славяне занимались и скотоводством, имели многочисленные стада. Некоторое значение в хозяйственной жизни славян сохраняли рыболовство, охота и бортничество.

Развитие сельского хозяйства у южных славян, особенно пашенного земледелия, было бы невозможно без развития ремёсел, в первую очередь обработки металлов и кузнечного дела. Археологические данные позволяют установить, что к VI—VII вв. у славян южной группы имелись искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, и гончары, делавшие красивую глиняную посуду.

Хозяйственной единицей у южных славян была семейная община, которая получила впоследствии название задруги. Такая патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли объединяла иногда несколько десятков человек, живущих вместе и сообща владевших всем имуществом. Из этой общины начиная с VI и особенно в VII в. развилась сельская община, для которой были характерны обработка земли отдельными семьями и первоначально периодический, а затем окончательный раздел пахотной земли между этими семьями.

В VI в. у южных славян уже существовало рабство. Однако рабство у славян носило ещё патриархальный характер. Они не держали военнопленных в «вечной» неволе, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться там, где они находятся».

Несколько соседних общин образовывали племя. Каждое племя занимало особый округ, который у южных славян назывался жупой. Политический строй славян в это время носил характер военной демократии. «Народ этот,— писал византийский историк Прокопий,— не управляется одним человеком, но исстари живёт в демократии. Поэтому всё, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща». Вместе с тем тот же Прокопий и другие историки писали о выделении у славян родовой аристократии, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племён или же их союзов, о возникновении княжеских дружин. Следовательно, в VI в. южные славяне находились на последней стадии развития первобытно-общинного строя. У них уже начался процесс классообразования.

Таков был общественный строй германцев и славян. Они выступили на историческую арену на рубеже двух эпох — античной (рабовладельческой) и средневековой (феодальной). Жившие под постоянной угрозой порабощения со стороны хищного рабовладельческого государства германские и славянские племена оказывались кровно заинтересованными в уничтожении рабовладельческого строя.

Y-STR вариация у славян: свидетельство славянской прародины в бассейне среднего Днепра

. 2007;52(5):406-414.

doi: 10.1007/s10038-007-0125-6.

Epub 2007 16 марта.

Кшиштоф Рембала
1
, Алексей I Микулич
2
, Иосиф Цыбовский
3
, Даниэла Сивакова
4
, Зузана Джупинкова
5
, Анета Щерковска-Добош
6
, Зофья Щерковская
7

Принадлежности

  • 1 Кафедра судебной медицины Гданьского медицинского университета, ул. Марии Склодовской-Кюри 3А, 80-210, Гданьск, Польша. [email protected].
  • 2 Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук, Минск, Беларусь.
  • 3 Институт проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз, Минск, Беларусь.
  • 4 Кафедра антропологии Университета Коменского, Братислава, Словакия.
  • 5 Кафедра экспериментальной и прикладной генетики, Институт профилактической и клинической медицины Словацкого медицинского университета, Братислава, Словакия.
  • 6 Кафедра дерматологии, Медицинский университет, Гданьск, Польша.
  • 7 Кафедра судебной медицины Гданьского медицинского университета, ул. Марии Склодовской-Кюри 3А, 80-210, Гданьск, Польша.
  • PMID:

    17364156

  • DOI:

    10. 1007/с10038-007-0125-6

Кшиштоф Рембала и др.

Джей Хам Жене.

2007.

. 2007;52(5):406-414.

doi: 10.1007/s10038-007-0125-6.

Epub 2007 16 марта.

Авторы

Кшиштоф Рембала
1
, Алексей I Микулич
2
, Иосиф Цыбовский
3
, Даниэла Сивакова
4
, Зузана Джупинкова
5
, Анета Щерковска-Добош
6
, Зофья Щерковская
7

Принадлежности

  • 1 Кафедра судебной медицины Гданьского медицинского университета, ул. Марии Склодовской-Кюри 3А, 80-210, Гданьск, Польша. [email protected].
  • 2 Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук, Минск, Беларусь.
  • 3 Институт проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз, Минск, Беларусь.
  • 4 Кафедра антропологии Университета Коменского, Братислава, Словакия.
  • 5 Кафедра экспериментальной и прикладной генетики, Институт профилактической и клинической медицины Словацкого медицинского университета, Братислава, Словакия.
  • 6 Кафедра дерматологии, Медицинский университет, Гданьск, Польша.
  • 7 Кафедра судебной медицины Гданьского медицинского университета, ул. Марии Склодовской-Кюри 3А, 80-210, Гданьск, Польша.
  • PMID:

    17364156

  • DOI:

    10.1007/с10038-007-0125-6

Абстрактный

Проанализирован набор из 18 микросателлитных локусов Y-хромосомы у 568 мужчин из Польши, Словакии и трех регионов Беларуси. Результаты сравнивали с данными, доступными для 2937 образцов Y-хромосомы из 20 других славянских популяций. Наблюдалось отсутствие связи между лингвистическими, географическими и историческими отношениями между славянскими популяциями и распространением Y-коротких тандемных повторов (STR) гаплотипов. Выявлены две генетически отдаленные группы славянских популяций: одна, охватывающая все западнославянские, восточнославянские и две южнославянские популяции, и одна, охватывающая всех оставшихся южных славян. Анализ молекулярной дисперсии (AMOVA), основанный на Y-хромосомных STR, показал, что вариация, наблюдаемая между двумя популяционными группами, составила 4,3% и была выше, чем уровень генетической дисперсии среди популяций внутри групп (1,2%). Было показано, что гомогенность севернославянских отцовских линий в Европе простирается от Альп до верхней Волги и включает в себя этносы, говорящие на совершенно разных ветвях славянских языков. Центральное положение населения Украины в сети незначительных сравнений AMOVA и отсутствие следов значительного вклада древних племен, населявших современную Польшу, в генофонд восточных и южных славян подтверждают гипотезу о том, что древнейшей известной родиной Славяне в бассейне среднего Днепра.

Похожие статьи

  • Генетическое наследие балто-славянского населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных.

    Кушняревич А. , Утевская О., Чухряева М., Агджоян А., Дибирова К., Уктверите И., Мёльс М., Мулахасанович Л., Пшеничнов А., Фролова С., Шанко А., Мецпалу Е., Рейдла М., Тамбец К., Тамм Е., Кошель С., Запорожченко В., Атраментова Л., Кучинскас В., Давыденко О., Гончарова О., Евсеева И., Чурносов М., Почещова Е., Юнусбаев Б., Хуснутдинова Е., Марьянович Д., Рудан П., Руци С., Янковский Н., Эндикотт П., Кассиан А., Дыбо А. ; Genographic Consortium, Tyler-Smith C, Balanovska E, Metspalu M, Kivisild T, Villems R, Balanovsky O.
    Кушниаревич А и др.
    ПЛОС Один. 2015 сен 2;10(9)):e0135820. doi: 10.1371/journal.pone.0135820. Электронная коллекция 2015.
    ПЛОС Один. 2015.

    PMID: 26332464
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Северные славяне из Сербии не проявляют эффекта основателя в аутосомных и Y-хромосомных STR и сохраняют свое отцовское генетическое наследие.

    Рембала К., Веселинович И. , Сивакова Д., Пацкун Е., Кравченко С., Щерковская З.
    Рембала К. и др.
    Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2014 Январь;8(1):126-31. doi: 10.1016/j.fsigen.2013.08.011. Epub 2013 4 сентября.
    Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2014.

    PMID: 24315599

  • Современный отцовский генетический ландшафт польского и немецкого населения: от раннесредневековой славянской экспансии до переселений после Второй мировой войны.

    Ребала К., Мартинес-Крус Б., Тоньес А., Ковач П., Штумволл М., Линднер И., Бюттнер А., Вихманн Х.Е., Сивакова Д., Сотак М., Кинтана-Мурци Л., Щерковска З., Комас Д.; Генографический консорциум.
    Рембала К. и др.
    Eur J Hum Genet. 2013 апр; 21 (4): 415-22. дои: 10.1038/ejhg.2012.190. Epub 2012, 12 сентября.
    Eur J Hum Genet. 2013.

    PMID: 22968131
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Сходства и различия в Y-хромосомном генофонде западных славян.

    Возняк М., Малярчук Б., Деренко М., Ванечек Т., Лазур Ю., Гомолчак П., Гжибовский Т.
    Возняк М. и соавт.
    Am J Phys Антропол. 2010 г., август; 142 (4): 540-8. doi: 10.1002/ajpa.21253.
    Am J Phys Антропол. 2010.

    ПМИД: 2009 г.1807

  • Генетические данные по локусам STR и SNP Y-хромосомы в украинской популяции.

    Мельник-Сикорска М., Дака П., Возняк М., Малярчук Б.А., Беднарек Ю., Добош Т., Гжибовский Т.
    Мельник-Сикорска М. и соавт.
    Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2013 Январь;7(1):200-3. doi: 10.1016/j.fsigen.2012.05.007. Epub 2012 4 июня.
    Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2013.

    PMID: 22673612

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Филогеографический обзор гаплогрупп Y-хромосомы в Европе.

    Наварро-Лопес Б., Гранизо-Родригес Э., Паленсия-Мадрид Л., Раффоне К., Баэта М., де Панкорбо М.М.
    Наварро-Лопес Б. и др.
    Международная юридическая медицина. 2021 сен; 135 (5): 1675-1684. doi: 10.1007/s00414-021-02644-6. Epub 2021 3 июля.
    Международная юридическая медицина. 2021.

    PMID: 34216266

    Обзор.

  • Генетический анализ Y-хромосомы современного польского населения.

    Гроховальский Л., Ярчак Ю., Урбанович М., Сломка М., Шаргут М., Борувка П., Собальска-Квапис М., Марчиняк Б., Оссовски А., Лоркевич В., Страпагель Д.
    Гроховальский Л. и соавт.
    Фронт Жене. 2020 23 окт;11:567309. doi: 10.3389/fgene.2020.567309. Электронная коллекция 2020.
    Фронт Жене. 2020.

    PMID: 33193657
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Клинический и генетический спектр 82 пациентов с дефицитом RAG , включая вариант-основатель c. 256_257delAA в славянских странах.

    Шарапова С.О., Скомска-Павлищак М., Родина Ю.А., Вольска-Кушнеж Б., Домбровска-Леоник Н., Миколуч Б., Пащенко О.Е., Пашич С., Фрейбергер Т., Милота Т., Форманкова Р., Шафлярска А., Сидлар М., Авчин Т., Маркель Г., Цизнар П., Калвак К., Колтан С., Яцковская Т., Драбко К., Гагро А., Пац М., Наумова Е., Кандилярова С., Баболь-Покора К., Воробьев Д.С., Барендрегт Б.Х., Райкина Е.В., Варламова Т.В., Павлова А.В., Громбирикова Х., Дебеляк М., Мерсиянова И.В., Бондаренко А.В., Чернышова Л.И., Костюченко Л.В., Гусева М.Н., Раскон Ж., Мулевичене А., Прейксайтене Э., Гейер С.Б., Лейсс-Пиллер А., Ямазаки Ю., Кавай Т., Уолтер Ю.Е., Кондратенко И.В., Шедива А., ван дер Бург М., Кузьменко Н.Б., Нотаранжело Л.Д., Бернатовска Е., Алейникова ОВ.
    Шарапова С.О. и соавт.
    Фронт Иммунол. 2020 10 июн;11:900. doi: 10.3389/fimmu.2020.00900. Электронная коллекция 2020.
    Фронт Иммунол. 2020.

    PMID: 32655540
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Мутация славянского основателя NBN: роль репродуктивного здоровья?

    Симанова Э. , Варон Р., Вейвалка Дж., Яролим П., Симан П., Хшановска К.Х., Дигвид М., Резник И., Кременский И., Саар К., Хоффманн К., Дутранной В., Карбасиян М., Гани М., Барич И., Текин М., Ковач П., Кравчак М., Рейс А., Сперлинг К., Нотнагель М.
    Сееманова Е и др.
    ПЛОС Один. 2016 9 декабря;11(12):e0167984. doi: 10.1371/journal.pone.0167984. Электронная коллекция 2016.
    ПЛОС Один. 2016.

    PMID: 27936167
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Генетическое наследие балто-славянского населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных.

    Кушняревич А., Утевская О., Чухряева М., Агджоян А., Дибирова К., Уктверите И., Мёльс М., Мулахасанович Л., Пшеничнов А., Фролова С., Шанко А., Мецпалу Е., Рейдла М., Тамбец К., Тамм Е., Кошель С., Запорожченко В., Атраментова Л., Кучинскас В., Давыденко О., Гончарова О., Евсеева И., Чурносов М., Почещова Е., Юнусбаев Б. , Хуснутдинова Е., Марьянович Д., Рудан П., Руци С., Янковский Н., Эндикотт П., Кассиан А., Дыбо А. ; Genographic Consortium, Tyler-Smith C, Balanovska E, Metspalu M, Kivisild T, Villems R, Balanovsky O.
    Кушниаревич А и др.
    ПЛОС Один. 2015 сен 2;10(9)):e0135820. doi: 10.1371/journal.pone.0135820. Электронная коллекция 2015.
    ПЛОС Один. 2015.

    PMID: 26332464
    Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. Гум Биол. 2003 июнь; 75 (3): 313-30

      пабмед

    1. Судебно-медицинская экспертиза, июль 2003 г.; 15 (2): 91–111.

      пабмед

    1. Энн Хам Жене. 2004 г., сен; 68 (часть 5): 438–52.

      пабмед

    1. Хам Жене. 2005 г., сен; 117 (5): 428-43.

      пабмед

    1. Хам Жене. 2002 июнь; 110 (6): 592-600

      пабмед

термины MeSH

О некоторых связях между древними славянами и Индией

Вопреки тому, что вы могли бы подумать, самые древние свидетельства «позы лотоса» происходят не из Азии, а из мезолитических погребений лепенско-вирской культуры, современная Сербия ( 9500 г. до н.э.).

Самым древним свидетельством свастики является предмет в форме птицы, обнаруженный в Мезине, Украина. Оно датируется более-менее тем же периодом, что и эти захоронения (10 000 лет до н.э.).

Интересно, что задолго до обнаружения этого артефакта в славянской мифологии существовало божество Матерь Сва. Она была женой бога Сварога, символом которого был коловрат – две переплетенные свастики. Более того, Матер Сва обычно изображалась в виде птицы. Птица со свастикой?

Ведическое знание

На санскрите Веда означает «знание». В славянских языках, таких как чешский, словацкий и польский, это слово имеет то же значение. Славянское слово для Бога — «Бога», а богатый человек — «богат», и такая же параллель существует на санскрите, где «Бхага» означает «Господь», а также «богатство, процветание». Список таких родственных слов слишком длинный, чтобы его здесь упоминать. Однако сходство поразительно заметно, когда речь идет о религиозных представлениях. Вот некоторые из наиболее интересных примеров:

Закон Кармы

Колесо Кармы известно как Дхармачакра. Похоже на штурвал корабля. Интересно, что в сербском языке слово «руль» — «кормило». Более того, санскритское существительное «дхарма» происходит от корня dhṛ, означающего «удерживать, поддерживать, сохранять». По-сербски dr-žati означает «удерживать, поддерживать, хранить» — тот же корень.

Святая гора – Света гора – Света-гири

Название горы Афон, одной из святынь православной религии, на всех славянских языках – «Света гора». Слова буквально означают «Святая/Светлая гора», от славянских слов «светал» — светлая и «свет» — святая. Есть десятки других «святых гор», разбросанных по славянским территориям.

Интересно, что такое же значение существует на санскрите, как и сам топоним.

Мокша и Сварга / Макошь и Сварог

Индуистская концепция Мокши и Сварги отражает имена божеств славянского пантеона – Макоши и Сварога.

Агни и Огандж / Ягндже

Имя ведического бога Агни на санскрите означает «огонь». Славянское слово «огань» происходит от того же корня. Но в славянских языках мы видим дополнительную параллель: «агнец-ягнье». Ягненок (Jagnje) — животное, связанное с Агни.

Перун – Парджанья и Волос – Вала

Славянский бог-громовержец Перун имеет прямой эквивалент в ведической Парджанья как по имени, так и по роли божества грома/дождя.

Славянское божество Волос уже было этимологически связано с ведическим Валой в прошлом. Помимо сходства имен, оба божества рассматриваются как змеи.

Мара, Морана и Мара

Мара (на украинском языке), также известная как Морана, Марзанна, была славянской богиней смерти (и возрождения) природы. Ее аналогом будет Мара, индуистская богиня смерти.

Кроме того, в определенное время года славяне «топили» куклу, изображающую богиню, опуская ее в реку. Эта практика хорошо известна в индуизме и связана со многими божествами, из которых самым популярным, вероятно, является Ганеша.

Триглав и Шива

Трехголовый бог цивилизации долины Инда, позже связанный с Шивой, появляется в славянской мифологии как Триглав (трехглавый). Это божество имело очень важное значение в славянской мифологии, о чем свидетельствуют многочисленные топонимы, существующие и сегодня, от Балкан до Польши.

Збручский идол и Брахма

С другой стороны, знаменитый четырехголовый Збручский идол из Польши Польша соответствует изображениям Брахмы.

Эти совпадения не могут быть случайными. Они указывают на то, что некоторая ценная информация о древних славянских верованиях может все еще существовать в индуизме.

Святой Андрей и Индра

Подобные параллели существуют и в христианстве. С его приходом в славянские земли языческие боги стали святыми, и поэтому Индра стал св. Андреем. Речь идет не только о сходстве имен. Индра — бог грома, и как таковой он связан с Юпитером в римской мифологии. В астрологии планета Юпитер управляет созвездием Рыб. А Библия говорит нам, что Андрей (и его брат Ю-Петр) были рыбаками. Иисус обещал сделать их «ловцами человеков».

Даже Андреевский крест чем-то напоминает форму созвездия Рыб. Итак, если не углубляться в астротеологию, сходство очевидно. Исторического объяснения того, как Индра оказался в христианстве, нет. Или почему день этого святого так популярен у славянских народов?

Святой Деметрий и Митра

Ведический Митра тоже появляется в образе Святого Димитрия. Поклонение этому святому на коне пришло в христианство через древний город Сирмиум, современная Сербия, вероятно, под влиянием сарматов. На Балканах день этого святого до сих пор называют Митровдан – день Митры.

Ведическая Радха, славянская Лада и римская Леда

Радха, одна из любимых индийских богинь, такая же, как славянская Лада. Имена немного отличаются только из-за общего изменения между R и L. Как и Митра выше, обе богини также относятся к созвездию Девы. Это видно не только из специфической позы тела, имитирующей форму созвездия (см. фото ниже), но и из праздников Огненной Марии, пришедших как христианский ответ на поклонение Ладе. Созвездие лебедя Лебедя в то же время доминирует на ночном небе.

Вопрос в том, кто и когда привез Леду в Римскую империю.

Кресник и Кришна

Не так много известно о славянском божестве Креснике, так как у нас есть только средневековые записи его имени. Однако ученые уже предположили, что его имя этимологически близко к Кришне.

Славянские Веды, Вишну и Вишний бог

Говоря о Ведах, нельзя не упомянуть и три разные противоречивые книги.

Первой из них под названием «Славяно-арианские веды» якобы тысячи лет (но опубликована в России всего несколько десятков лет назад). Эта книга даже породила русскую языческую церковь англизма.

Вторая, под названием «Веды славян», более древняя – датируется концом 19 века и представляет собой, предположительно, сборник старинных народных песен с территории Болгарии и Македонии. Обе книги разделили публику на страстных сторонников и тех, кто столь же страстно клеймит их как подделки. И хотя у меня есть сомнения в подлинности первой книги, в случае с «Ведами славян» стоит упомянуть, что в ней встречаются имена многих ведийских божеств, в основном Вишну (Вишный, или Све-висный, «возвышенный» на славянском языке) и что оно действительно написано архаичным языком, в стиле, близком к подлинным Ведам.

Один сербский писатель заключает, что либо автор должен был быть «поэтическим гением», чтобы подделать 23 809 строк архаической поэзии… либо в этой книге просто нечто большее.

Третий, из Сербии конца 19 века, был обнаружен в старинной монастырской рукописи. Это сборник из 345 стихотворений, из которых не менее 15 говорят о пребывании сербов в Индии (под названиями Индостан и Инджиджа), а также упоминаются такие топонимы, как Гиндукуш, Маньчжурия и Татарстан.

Символ Инь Ян Кукутень-Трипольской культуры

Сходства между санскритом и славянскими языками

Нет ничего необычного в том, чтобы найти родственные языки в индоевропейских языках. Но когда дело доходит до санскрита и славянского языка, количество родственных слов вписывается в правильную книгу. Любой человек, говорящий по-славянски, может поиграть с онлайн-словарем, например Spoken Sanskrit, и убедиться в этом сам.

Книги типа «Славяно-санскритские словари» есть во многих славянских странах, таких как Сербия и Россия. Если вы не можете найти какой-либо из них, вы можете проверить эти английские ссылки:

Санскрит в Хорватии, журнал «Сутра»

или

Санскрит и русский – древнее родство, по отчету России и Индии

Кастовая система с понятием демократии ЧИСТЫЙ) и CASTITAS

(МОРАЛЬНАЯ ЧИСТОТА), что в переводе на славянский будет ЧИСТ и ЧЕСТИТОСТЬ. Интересная связь между славянским и латынью.

Доказательств существования кастовой системы в древнеславянском обществе нет, но, вероятно, она существовала во многих доримских обществах Европы. У кельтов и галлов друиды выступали в роли верховных жрецов, а также торговцев, воинов и рабов, как и в ведической Индии того времени.

Однако славянское слово «работа» на самом деле означает, что работа выполняется рабом – «грабить» или «раб», в зависимости от произношения. Слово «робот» происходит из чешского языка и имеет тот же оттенок.

Более того, санскритское слово Sabhā, упоминавшееся уже в Ригведе и Махабхарате, означало: «собрание, собрание, собрание, совет…» Интересно, что это слово сохранилось во всех современных славянских языках, с точно таким же значением, прямо из прото -Славянский.

Это слово очень важно, так как оно также может быть корнем как славянского слова суббота (субота), так и еврейского «суббота».

Топонимы

В славянских странах есть много топонимов, которые имеют соответствие в Азии, хотя в славянском языке они мало что значат, и наоборот. Чтобы не ошибиться, я остановлюсь только на знакомом регионе Сербии.

Одним из самых очевидных топонимов является город Инджиджа, что переводится просто как «Индия». Официального объяснения его имени, первое упоминание о котором относится к 15 веку, нет. Когда были обнаружены сербские монастырские поэмы, некоторые авторы попытались связать упоминания об Индии с этим городом. Действительно, в некоторых стихотворениях Индия также упоминается как «Инджиджа». Однако эта теория не объясняет, откуда на самом деле произошло название города. Ни то, ни другое не объясняет, почему в других стихах упоминаются Гиндукуш и Маньчжурия.

Недалеко от Инджии находится город Ченей, похожий на Ченаи, Индия. А недалеко оттуда находится город Кикинда, также упоминаемый в 15 веке, название, ничего не означающее по-сербски, но напоминающее название древнего царства Кишкиндха.

Другое индоарийское царство ведического периода, царство Нишада, возможно, отражает город Ниш. Это важный город, так как здесь родился император Константин. На латыни название города было Naisus, но так как это не было латинским названием, то можно, пожалуй, предположить, что славянское слово ближе к первоначальному, доримскому названию.

Есть также много других топонимов, большинство из которых находится в Паннонии, древней Сарматии:

  • Хоргош – Сравните с казахским городом Хоргас, на границе с Китаем.
  • Парачин (римское название «Сарматы») – Сравните с Парачинаром, Афганистан
  • Чока, Сербия – Чока, Индия
  • Пачир, Сербия – Пачир, Афганистан
  • Бегеч, Сербия – Два места под названием Багечи в Пакистане
  • Чуруг, Сербия – Чуругара, Индия (и многие другие)
  • Сомбор, Сербия – Самбхар, Индия (от Самбхар – олень)
  • Санад, Сербия – Санад, Индия
  • Недалеко от Санада, Сербия, находится место под названием Богараш, недалеко от Санада, Индия – река Бхагиратхи. В Индии также есть несколько городов под названием Бхагиратх.
  • Сербский город Шабац, зеркала в индийском Шахбаз Гархи. Происхождение слова персидское и относится к шабхазу — королевскому орлу, гнездовья которого в Юго-Восточной Европе начинаются именно в сербском регионе, где расположен город Шабац.

В начале этой статьи мы также говорили о горах Ртань и Света Гора. И Вы можете прочитать полную статью об этимологии Белграда здесь.

Это всего лишь небольшая выборка многих «странных» топонимов, с которыми мы сталкиваемся каждый день в Сербии, даже не думая, что у них может быть что рассказать. Племена сарматов, а позже аваров действительно когда-то процветали в этом регионе, поэтому неудивительно, что они оставили такие следы. Проблема только в том, что современные сербские историки почему-то считают эту тему табуированной.

Паннония, отмеченная как Сарматия в 1 веке нашей эры, из Arheoloski vesnik 41, 1990.

Вопрос о цыганах

Когда я говорю «цыгане», я не использую это слово как уничижительное. Цыган означает выходца из Египта, так как это было распространено в средневековье. Так что еще в средние века оставалась загадкой, как и когда эти люди попали в Европу, а больше всего – на Балканы. Они называют себя цыганами, что может быть связано с Римской империей, частью которой, вероятно, были их предки, поскольку в более поздней истории нет никаких свидетельств их миграции. Другая возможная этимология может быть связана с богом Рамой.

Современная генетика и лингвистика ясно указывают, что их происхождение находится в Северной Индии, а точнее в регионе Пенджаб. Так когда же они пришли сюда? Мы знаем, что Александр Македонский дошел до Индии, именно из этого района Балкан. Но, согласно популярному эпизоду греческой мифологии, он лишь повторил то, что сделал Дионис за несколько столетий до него, история, которая, должно быть, была хорошо знакома Александру, хотя у нас нет никаких свидетельств того, что это когда-либо происходило.

Но опять же, нам известны племена скифов и сарматов, чья империя когда-то простиралась от Северной Индии до Балкан, задолго до Александра. На самом деле в Северной Индии есть люди, которые утверждают, что они потомки индо-скифов и по сей день. Они известны как джаты.

Если вы прочтете выделенную статью, то увидите, что джаты не сомневаются в том, что их светлая кожа, необычный рост и голубые глаза – это наследство людей, пришедших с Украины, а по другим данным, от гетов или готов (предположительно то же слово, что и джат), которое раньше было фрако-скифским племенем современной Румынии.

Более того, согласно генетическим исследованиям, представленным на Eupedia, более 70% из браминов (высшая каста в индуизме) принадлежат к гаплогруппе R1a1. Эта «сарматская» гаплогруппа сейчас является самой доминирующей в Польше. (около 60%)

В любом случае, в заключение: у нас есть люди из Индии, живущие на Балканах в течение тысячелетий, и у нас есть люди в Северной Индии, ведущие свое происхождение к Балканам, и нет основной теории, объясняющей это.

Не знаю, как вам, а мне все это кажется немного странным.