Содержание
Сверхчеловек: голоса в голове | Публикации
Истории
Обычный человек уверен, что у супергероев и звезд должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.
Михаил Ломоносов
Михаил Ломоносов владел примерно десятью иностранными языками
Существует миф, что Михаил Васильевич Ломоносов был полиглотом и знал более 30 иностранных языков, причем к изучению их приступил только во взрослом возрасте. На самом деле это не совсем так. В Славяно-греко-латинскую академию в Москве он поступил в 19 лет, а до этого обучался в родных Холмогорах, где преподавали церковнославянский, греческий и латынь. Сколько точно языков знал Ломоносов, неясно. Достоверно известно о его трудах на латыни, переводах с итальянского, французского и английского. Очевидно, что легко говорил и по-немецки: он учился в Германии и его жена была немкой. С остальными языками сложнее. Есть два списка, составленных самим ученым. В первом — грамматика и фундаментальные произведения на португальском, испанском, ирландском, голландском, датском, шведском. Эти языки Ломоносов либо учил, либо планировал учить. Второй — список из тридцати языков, одиннадцать из которых помечены крестиками. По-видимому, с ними ученый был более или менее хорошо знаком. Но даже если не учитывать второй список, Ломоносова определенно можно назвать полиглотом. Примерно десятью языками он действительно владел.
Практикум: так сказать…
Попробуйте обнаружить нечто общее во фразах на разных языках, которые знал Михаил Ломоносов.
Испанский HACIA LAS ESTRELLAS A TRAVE’S DE LAS DIFICULTADES
Немецкий DURCH MÜHSAL GELANGT MAN ZU DEN STERNEN
Французский Par des sentiers ardus jusqu’aux étoiles
Итальянский ATTRAVERSO LE ASPERITÀ SINO ALLE STELLE
Шведский Genom svårigheter till stjärnorna
Голландский NAAR DE STERREN DOOR MOEILIJKHEDEN
Португальский ATRAVÉS DOS ESPINHOS PARA AS ESTRELAS
Греческий Μέσα από αγϰάθια στα αστέρια
Ирландский TRÍ MHEÁN NA RÉALTAÍ
Датский GENNEM TORNER TIL STJERNERNE
Ответ Фраза «Через тернии к звездам» на десяти языках.
Медосмотр: зоны доступа
Согласно результатам, полученным британской исследовательницей из Абертейского университета Верой Кемп, люди, способные легко вычленять закономерности из массивов разнообразных данных, склонны и к освоению языков. Поэтому специалисты в области точных наук часто оказываются полиглотами. В этом смысле Ломоносов — яркий пример человека, способного к изучению языков. Сделанные им открытия в математике, химии, физике, астрономии, географии явно требовали анализа большого объема информации. Интересно, что данное правило работает и наоборот. Кандидат медицинских наук врач-нейрохирург Рустэм Мамин утверждает, что использование языка, выученного не в раннем детстве, активно стимулирует центр головного мозга, отвечающий и за решение математических задач.
Пьедестал: на языке эльфов
Изучение иностранных языков открывает новые миры. Иногда в прямом смысле слова.
Джону Роналду Руэлу Толкину вряд ли удалось бы создать фантазийный мир, где персонажи говорят на несуществующих языках, если бы он не был полиглотом. Толкин изучал латынь, староанглийский, валлийский, древнескандинавский, французский, немецкий, финский, греческий, итальянский, испанский. Финский язык вдохновил писателя на создание высокого эльфийского языка квенья, а валлийский — на синдарин.
Натали Портман — не только талантливая актриса, модель и режиссер, но и полиглот. Она свободно владеет пятью языками: родными английским и ивритом, а также немецким, испанским и японским. В фильме «Повесть о любви и тьме» Портман пришлось говорить с русским акцентом: ее героиня родилась в царской России.
Като Ломб , известная венгерская переводчица, одна из первых синхронистов, свободно владела русским, английским, французским, немецким, польским. Хорошо говорила на итальянском, испанском, китайском. Читала на болгарском, датском, румынском, словацком, украинском и латыни. В 90 лет начала учить иврит.
Фото: FINE-ART-IMAGES / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA, EVERETT COLLECTION / LEGION-MEDIA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2018 г.
Алла Насонова
Теги
- язык
Сколько языков знали В.И.Ленин и М.В.Ломоносов?
Показателем высокой культуры служит знание иностранных языков.
М.В.Ломоносов
Биографии многих исторических лиц, значимых фигур свидетельствуют о том, что они знали несколько иностранных языков, чем искусно пользовались в своей деятельности и политике.
Познания великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова в области лингвистики были поистине безграничны. Пекарский нашел документальное подтверждение:Ломоносов был блестящим полиглотом. Речь идет о письменном ответе ученого на запрос, какими и в какой степени владеет он иностранными языками.
Документ датирован 1760 годом и написан собственноручно Ломоносовым. Те языки, которые он знает в совершенстве, были помечены им крестиком – их насчитывалось одиннадцать.
На остальных же языках Ломоносов читал без словаря и мог вполне сносно разговаривать и понимать. Вот перечень:
- португальский
- испанский
- французский (х)
- английский (х)
- ирландский
- немецкий (х)
- голландский
- датский
- норвежский
- шведский
- итальянский (х)
- польский (х)
- чешский
- болгарский
- венгерский (х)
- монгольский
- финский
- литовский
- ливонский
- (т. е. латышский и эстонский)
- чухонский
- румынский
- еврейский (иврит)(х)
- греческий (х)
- словенский (х)
- турецкий
- татарский
- сербский
- пермский
- русский (х)».
Скупые сведения, говорят нам, что Богдан Хмельницкий знал пять языков.
Императрица Екатерина II, помимо родного немецкого и русского, в совершенстве владела еще тремя языками.
Вячеслав Рудольфович Менжинский первый заместитель Дзержинского и председатель ОГПУ знал, кроме русского, еще тринадцать языков, а немецким, английским, французским и итальянским владел в совершенстве. Сам же Дзержинский зналтри иностранных языка, одним из которых был и русский, на котором он говорил без акцента и грамотно писал (родным для него был польский).
Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, когда его избрали действительным членом Академии наук, свое выступление начал на русском языке, продолжил на немецком, французском, английском, итальянском и закончил по традиции классической латынью.
Владимир Ильич Ленин свободно знал немецкий и французский. Изучал их в гимназии, где также обучали латыни и греческому. Немецким Ленин владел в совершенстве: ему приходилось подолгу жить в Швейцарии, Австро-Венгрии и Германии, где вел активную политическую жизнь, выступал с лекциями, докладами и политическими речами. Он мог говорить, читать и писать по-французски, довольно свободно объясняться на английском.
Английский вождь пролетариата изучал самостоятельно. С американским атташе полковником Робинсом и британским консулом Локкартом беседовал без переводчика (тема была деликатной), но вместе с владевшим языком свободно и жившим в США Троцким. Читал итальянские газеты, благодаря итальянской опере знал некоторое количество крылатых цитат. Н.К.Крупская изучала итальянский, что-то муж усвоил от жены. Сам Ильич, впрочем, оценивал знания языков словами «Плохо знаю все три». Утверждается, что вождь читал по-польски и по-итальянски, понимал шведский и чешский. Скорость чтения и уровень понимания языков не оценёны. Во время пребывания в Италии Ленин общался с итальянцами, но насколько свободно — неизвестно. Относительно польского, шведского и чешского — можно гарантировать знание по крайней мере минимума бытовой лексики. Знание гимназического древнегреческого могло позволить общаться с греками, поскольку торжественный стиль речи — «кафаревуса» — современного греческого на нём основан. Выглядело бы примерно как общение с современным русским по-церковнославянски, но понимание было бы.
Изучение пометок на иностранных изданиях в его библиотеке, привели лингвистов к выводу, что Ленин знал 11 языков.Однако неясно, сам ли он переводил фрагменты, или воспользовался помощью знатока данного языка. Таким образом, можно утверждать, что Ленин знал три языка (кроме русского) на довольно высоком уровне и от 4 до 8 на уровне знакомства.
Журнал «Most», издаваемый российско-турецкой ассоциацией дружбы и предпринимательства опубликовал в одном из номеров информацию о том, что Сталин провел два года в Турции и знал турецкий язык. После событий в 1910 году, когда после неудачного восстания против царского режима Сталин сбежал через Батуми в Анатолию.
По одним источникам Сталин знал грузинский, русский, древнегреческий, латинский, немецкий, фарси, французский. Другие утверждают, что кроме грузинского и русского языков Сталин читал на немецком, изучал латынь, древнегреческий, церковно-славянский, понимал фарси (персидский) и армянский языки. В середине 20-х годов занимался также французским.
Что же касается последующих политиков, то например Хрущев как-то упомянул, что знает украинский язык. Андропов знал английский. Черненко и по-русски объяснялся кое-как.
А сегодня о полиглотах в окружении президента России, в правительстве, в Государственной думе, увы, ничего не сообщается. Безусловно, найдется более одного десятка человек, которые владеют в разной мере несколькими иностранными языками: к примеру, лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский знает три иностранных языка, а первый вице-премьер Анатолий Чубайс довольно прилично говорит по-английски, но им далеко до настоящих полиглотов.
По материалам источников: http://community.livejournal.com/useless_faq/8141031.html, http://www.norma-tm.ru
вопросов для обсуждения
вопросов для обсуждения
БЕЗУМИЕ И БЕЗУМИЕ: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Это программа примерно для первого
половина курса. Я предоставляю вам базовую информацию о каждом
автора и с несколькими вопросами для рассмотрения в ходе обсуждения. За
конкретных заданий, обратитесь к «Общей программе и расписанию
Задания.»
1 сентября: Знакомство. Объяснение
цели и политика курса. Обзор русской литературы и культуры
вплоть до Пушкина. Создание русского литературного языка и его
значение для Пушкина и др. Ключевые фигуры восемнадцатого века:
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), Михаил Васильевич
Ломоносов (1711-1765), Александр Петрович Сумароков (1718-1777),
Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) и Николай Михайлович
Карамзин (1766-1826).
3 сентября: Пушкин, «Пиковая дама»
Как вы скоро узнаете, Александр
Сергеевич Пушкин (1799-1837) традиционно самый почитаемый и
Самый читаемый русский писатель. Даже сегодня большинство русских, которых вы встретите, будут
смог процитировать несколько стихов из его стихов. Его популярность, как
среди ученых и широкой публики, никогда не переводилась на
другие страны. Что все это дает вам? Канон
важны для нас сегодня? Что хорошего в -измах?
По разным причинам мы
сконцентрироваться на его прозаических произведениях. Поскольку вы читаете эти первые
рассказы, подумайте об идее национальной литературы. Пушкин
помогли создать образ писателя, который также является ведущим
политический, культурный и идеологический деятель.
Какая связь между историей
а как об этом сказано в «Пиковой даме»? Составьте график для
себя. Наметьте порядок каждого события в рассказе и
тогда сравните это с тем, как Пушкин рассказывает свою историю. Обрати внимание на
воспоминания и предчувствия. Вы понимаете понятия
фабула и сюжет?
—Обратите внимание на использование чисел в рассказе.
Пушкин наслаивает свой текст цифрами, иногда довольно
юмористический эффект. Найдите числа в тексте, а затем посмотрите, сможете ли вы
сделать некоторые выводы об объектах, которые они модифицируют. Что такое
общий символизм нумерологии? Что, например, входит
тройки?
—Точка зрения. Кто рассказывает историю?
Обратите особое внимание на встречу Германа с графиней (стр.
223-224). Подумайте о том, где стоит рассказчик, когда он
рассказывая эту историю.
8-10 сент.: В «Сказках о покойном Иване»
Петрович Белкин, обратите особое внимание на вводную
переходы. Кто рассказывает историю? Почему Пушкин так много платит
внимание на источники его повествования? Можете ли вы связать стиль,
тон и язык каждого рассказа предполагаемому рассказчику? Как вы
читая, спросите себя, кто эти рассказчики и почему они описывают
что они описывают.
Романтизм. Пушкина часто считают
Ведущий русский писатель-романтик. Что это значит? Почему это
важный? В «Выстреле» кого вам напоминает Сильвио? Подумай о
способы, которыми мы могли бы связать эту группу историй. Есть ли более широкие
категории, в которые мы могли бы их вписать? Кто-нибудь из них кажется из
место?
—Литература и реальность. Какой из
истории здесь реалистичны и почему? Что значит «реалистичный»
иметь в виду?
—Заказ. Вы можете понять, почему Пушкин
намеренно поместил бы пять рассказов Белкина в их особое
заказ?
15-17 сентября: Пушкин, «Капитанский
Дочь», «История Пугачева», «Египетские ночи»
—История и литература. Обе истории для
на этой неделе связаны с пересказом Пушкина (и, тем самым, с реинтерпретацией)
исторических событий. Убедитесь, что вы имеете базовое представление об этих
События. А теперь сравните то, что вы о них узнали, с пушкинскими
истории. Каков смысл истории у Пушкина? Почему важно
ему? Какие выводы мы можем сделать о Пушкине как
историк?
—Как Пушкин относится к женщинам?
Как Клеопатра входит в историю? Сравните это изображение с предыдущим
женщины в рассказах Пушкина.
—Сны. Рассмотрите различные сны и
который мечтает о них в «Капитанской дочке». Можете ли вы сделать некоторые общие
наблюдения над этими снами. Помните наш разговор об этом, когда
мы доходим до «Преступления и наказания».
22-24 сентября: Лермонтов, герой нашей
Время
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) был
возможно, величайший романтик России. Его лучше всего помнят как поэта.
а среди его многочисленных произведений — «На смерть поэта».
Внимательно читайте Набокова (Кто это???)
вступление. Вспомните об этом, читая роман Лермонтова. Ты
согласны с набоковской оценкой произведения?
—Где Кавказ? Какие группы
там живут люди? Чем русские иероглифы отличаются от других
в этом романе? Как Лермонтов, русский, изображает других?
—Рассмотрите акт дуэли. Что у нас есть
узнали об этом?
— Экзотизация другого. Лермонтов делает?
слишком романтичны черкесы и их преимущественно тюркские диалекты? Как
он описывает другие народы? Замечаете ли вы различия между
различные повествовательные голоса?
29 сентября: Гоголь, «Дневник сумасшедшего»,
«Нос», «Шинель», «Как поссорился Иван Иванович с
Иван Никифорович», «Иван Федорович Шпонька и его
Тетя.»
Джеймс М. Холквист, «Дьявол в штатском:
Мархенвельт в рассказах Гоголя»
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) находится в
разными способами, самого «современного» писателя мы будем читать. Его рассказы
полна словесной пиротехники, призванной бросить вызов основным понятиям
чтение и запись. Вопросы, которые следует рассмотреть при обсуждении этих
Гоголевских рассказов:
Вопрос зла, точнее,
злые и иррациональные силы в этих историях. В какое большее
системы и/или структуры, помещает ли Гоголь своих персонажей (например,
сексуальность, христианство и т. д…)?
Форма
: можете ли вы определить и предоставить экземпляры
метафорических и метонимических фигур в этих рассказах? Ты можешь
привести другие примеры словесной игры Гоголя?
«Шинель» — история великого социального
пафос? Как вы интерпретируете характер Акакия?
Акакиевич?
Думайте о сексуальности, когда читаете «Нос».
и «Иван Федорович Шпонька и его тетя». Кто эти
символы? Что они представляют?
Кто такой Михаил Ломоносов: биография и творчество
Именно неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких областей науки, как естествознание, химия, астрономия, инженерия, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов — один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице снизу до самого верха.
Ранние годы
Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в станице Мишанинской Туротрасслийского прихода Двинского уезда Архангельской губернии. Ныне город носит имя великого ученого – село Ломоносово.
Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена, умерла, когда мальчику было всего девять лет.
Семья владела довольно большим участком земли. Основной доход приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным морякам. Уже десятилетний и юный Миша принимали участие в походах. Наряду с рыбалкой мальчик любил читать. Хитрому делу его научил пономарь местной церкви. Тогда этот мальчик и написал на бумаге свое полное имя Михаил Ломоносов. Биография ученого говорит о том, что работа его мастера заключалась в написании писем, прошений и переписки.
Когда мальчику было тринадцать лет, его отец женился в третий раз. С мачехой отношения разладились. А через год, в суровую зиму, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихонько вышел из дома. Ему повезло — в нужном направлении поехала рыбная тележка, к которой присоединился будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где еще никто не знал, кто такой Ломоносов.
Рекомендуем
Происхождение славян. Влияние разных культур
Славяне (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появились в истории лишь в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что славяне…
Трудный выбор
В царской России высшее образование было доступно только в трех крупных городах. Конечно, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.
Начать обучение
В январе 1731 года мальчик был успешно зачислен. Учителя знают, кто Ломоносов: прежде всего прилежный ученик, всей душой стремившийся к наукам. Все свободное время он тратил на изучение библиотечных книг.
За обучение даже платили очень маленькую зарплату, можно было купить разве что немного хлеба и кваса. Временами Ломоносов горевал о постигшей его нищете, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить школу и вернуться в родную деревню, где отец хотел, чтобы он женился на одной из местных красавиц.
Будущий ученый был явно более продвинутым, чем его сверстники. Так что за год он мог перепрыгнуть два или три класса. Хорошо владеет латынью и греческим языком.
Санкт-Петербург
В 1735 г. в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на учебу в Петербургскую Академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли стать свидетелями света науки. В школе были представлены все основные дисциплины.
Жизнь была более чем скромной. Но Академия давала одежду, и комнаты были обставлены просто.
Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Кроме филологии и поэзии ученый изучал математику, физику, химию, минералогию.
Прилежный ученик, быстро примелькавшийся, и очень скоро ни у кого из учителей не возникало вопроса о том, кто Ломоносов.
Немецкий период жизни
В 1736 году группа студентов, в которой был Михаил Васильевич, была отправлена на учебу в Германию.
Основной целью было обучение горному делу с целью дальнейшего обучения в учреждениях. Никто не удивился, что в группе был Ломоносов.
Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и частично в Голландии. Итогом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильном направлении.
Семейная жизнь
В 1739 году, после ссоры с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, оставляет образование и пытается вернуться обратно в Россию. Это невозможно. Он женился на дочери хозяйки дома, где снимал дом, — Елизавете Зильч. В том же году у молодой пары родилась дочь. К сожалению, девочка прожила недолго, умерла в 1743 году.
В декабре 1741 года рождается мальчик Иван. Но, не прожив и двух месяцев, ребенок умер. В феврале 1749 г. родилась дочь Елена.
Возвращение в Россию
В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в родную Академию наук и вместе с профессором И. Амманом начал собирать минералы и окаменелости. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Вскоре получает возможность преподавать и участвовать в заседаниях академического собрания. Вскоре мир увидел первую диссертацию по физике и химии.
В июне 1745 г. Михаил получил звание профессора химии Петербургской академии. По личной просьбе академика оборудовали химическую лабораторию, которая была завершена через два года.
В 1748 г. открывается исторический отдел, в котором Ломоносов принимает самое активное участие.
В том же году Михаил стал журналистом. Деятельность началась с переводов иностранных писем для газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Дальнейшая деятельность
После рандеву с фаворитом императрицы, Иваном Шуваловым, Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на самом высоком уровне.
Так, под его влиянием в 1755 г. был открыт Московский университет с обучением иностранного образца.
Уже в 1756 году Ломоносов начал активную борьбу за обучение в гимназиях и университетах детей низшего сословия. Отчасти ему это удается.
В 1758 г. он стал начальником географического ведомства. Проделал огромную работу по созданию Атласа России.
В 1763 году Екатерина II произвела ученого в статские советники.
В этом же году получает звание члена Академии художеств за работу с мозаикой.
Память
В 1765 году Михаил тяжело болен. К сожалению, восстановить его не удалось. Великого ученого не стало 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Петербурге.
Ломоносов – уникальный ученый, сумевший проявить себя практически во всех отраслях науки: физике, химии, литературе, языках. Кроме того, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кто смог разгадать секрет окрашивания стекла в красный цвет. Его работа с мозаикой долгое время поражала умы современников. Работа была очень долгой, напряженной и кропотливой. Использовались различные оптические приборы собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Ученый-практик, который отличался не только критикой, но и достойным предложением замены не удовлетворительной гипотезы. Работы по горному делу и металлургии и по сей день могут представлять интерес для специалистов. Вообще Михаил Ломоносов был человеком неординарным.
Память о нем еще долго будет передаваться из поколения в поколение.
…
АР: https://tostpost.com/ar/education/1698-who-is-mikhail-lomonosov-biography-and-works.html
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/adukacyya/2934-hto-tak-m-ha-l-vas-l-ev-ch-lamanosa-b-yagraf-ya-tvorchasc.html
Германия: https://tostpost.com/de/bildung/2933-wer-ist-michail-wassiljewitsch-lomonossow-biografie-und-werk.html
ЭП: https://tostpost.com/es/la-educaci-n/2938-qui-n-es-lomonosov-mikhail-vasilievich-la-biograf-a-y-la-obra-de.html
ПРИВЕТ: https://tostpost.com/hi/education/1698-who-is-mikhail-lomonosov-biography-and-works.html
КК: https://tostpost.com/kk/b-l-m/2936-k-m-lomonosov-mihail-vasil-evich-m-rbayany-men-shy-armashyly-y.html
PL: https://tostpost.