Содержание
День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государства
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
https://ukraina.ru/20200715/1028253710.html
День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государства
День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государства — 13.07.2022 Украина.ру
День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государства
В этот день 1005 лет назад, 15 июля 1015 года, ушел из жизни Владимир Святославич, прозванный впоследствии Великим и признанный святым. Смерть застала князя в приготовлениях к походу на Новгород, где правил его сын, вошедший в историю как Ярослав Мудрый. Что же стало причиной конфликта двух выдающихся мужей древности?
2020-07-15T01:00
2020-07-15T01:00
2022-07-13T11:11
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102825/45/1028254504_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_530ce1bdb6e1c32593976ee6b5eccecd. jpg
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2020
Александр Васильев
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg
Александр Васильев
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102825/45/1028254504_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_a2b2f107ad3369bcd3b6ddebe366704c.jpg
1920
1920
true
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Александр Васильев
https://cdnn1. ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg
история
История, средние века, XI век
Точная дата рождения князя Владимира нам не известна. Даже год рождения остаётся дискуссионным. Но год, месяц и день его кончины указывает летопись. И это вполне наглядный итог его правления.
Владимир пришел к власти в стране, где не было даже единого языческого пантеона, а политический центр находился там, где клал седло под голову его беспокойный отец-завоеватель. Да и страны собственно не было — вместо нее был сложный конгломерат окруженных племенной стихией протогородских центров, между которыми перемещались бродячие дружины. После кончины Владимира Русь представляла собой типичное для раннего средневековья государство, в котором благодаря христианству распространялась грамотность и другие достижения византийской культуры. Основной груз этой трансформации пришелся на последние десятилетия жизни князя Владимира, которые мы и рассмотрим.
Въ лѣто 6504
Летописная статья, повествующая о смерти князя Владимира и содержащая панегирик ему, не столько завершает жизнеописание князя, сколько открывает уже новый исторический сюжет: борьбу за власть между его сыновьями, эмоциональной кульминацией которой является убийство Бориса и Глеба.
Фактически, она отделяет (полу)легендарные события эпохи Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава и самого Владимира, от достоверно зафиксированных событий эпохи Ярослава Мудрого и его наследников, которые могли быть записаны со слов очевидцев или их прямых потомков.
23 февраля 2020, 01:01
«Мечи князя Святослава». Исторический миф из котлована ДнепроГЭССтроительство ДнепроГЭС, для которого были остановлены воды Днепра и расчищен огромный котлован, обернулось неожиданными находками. Под слоем донных отложений обнаружились амфоры, византийские монеты, кольчуга, казан и главное — пять мечей Х в. Древнее оружие стало центром интриг, предательства и мифотворчества, которое продолжается по сей день.
Предыдущая развернутая статья летописи посвящена событиям 996 г. от Рождества Христова или 6504 г. от сотворения мира: завершению строительства церкви успения Пресвятой Богородицы, на содержание которой князь выделили десятую часть доходов, отчего она и получила название «десятинной», нападению печенегов и неудачной битве с ними под Василёвом, где в благодарность за чудесное спасение Владимир основал церковь в честь Преображения Господня.
Там же содержится рассказ о знаменитой щедрости князя Владимира, обильно пировавшего не только с дружиной, но и выставлявшего угощение даже для тех, кто по немощи не мог добраться до княжеского двора. Наконец, под 996 г. приводится эпизод о том, как из-за неофитского гипертрофированного благочестия Владимир боялся наказывать преступников, но после разъяснений со стороны духовенства навел в своих владениях порядок.
В «Повести временных лет» присутствует еще статья 997 г., которая отсутствует в Новгородской первой летописи младшего извода. Статья эта передает явно легендарный сюжет о спасении от печенежской осады недавно воздвигнутой Владимиром крепости Белгород, благодаря находчивости одного из местных жителей. Крепость попала в беду, поскольку в это время «Владимир пошел к Новгороду собирать воинов верхних земель против печенегов, так как шла беспрестанная великая война».
Далее, вплоть до 1014 г., следуют лишь краткие сообщения о том, как «преставился» кто-то из членов княжеского дома, а также упоминание о перенесении святых мощей в Десятинную церковь.
Рождение государства
На этот период, оказывающийся практически вне поля зрения русских летописцев, приходится важнейший этап в политогенезе Руси. Именно в финальные годы правления Владимира она превращается из сети военно-торговых «корпораций», находящихся в многообразных взаимоотношениях друг с другом и местными племенами, в территориальное государство, власть в котором монополизирована Владимиром и его потомками. Наглядными признаками появления этого государства является выпуск собственной монеты, начало монументального строительства — как храмового, так и фортификационного.
Вот как описывает постигшую Русь трансформацию киевский историк Алексей Петрович Толочко:
17 апреля 2018, 16:05
Историк Алексей Толочко: «История любит мерзавцев»Крупнейший украинский специалист по истории Средневековья, ученый Алексей Толочко в эксклюзивном интервью изданию Ukraina.ru рассказал о конформизме своих коллег и объяснил, почему попытки пропустить украинскую историю через националистический фильтр во многом объясняет случившуюся в стране трагедию
«Летопись относит эту «реформу» ко временам, близким к крещению 988 года, и представляет ее как почти «моментальный» акт: Владимир одним жестом рассадил своих сыновей по различным городам. Поскольку обретение княжеского стола связано с физическим взрослением княжичей, надо думать, территориализация династии началась ближе к концу правления Владимира — около 1000 года или даже в начале следующего столетия.
В распределении столов все еще прочитывается стремление надзирать за важнейшими торговыми путями Восточной Европы: по Западной Двине в Балтику (где в Полоцке был посажен Изяслав), по Волге (где в Ростове оказался Ярослав, а затем Борис), на выходе из Дона в Черное море (где в Тмуторокане сидел Мстислав).
(…)
Другая часть Владимировых «назначений» убеждает, что к 1000 году для Киева все большее значение приобретает контроль над территориями и населением, чем объяснялось бы установление княжеских столов в центрах, никогда с дальней торговлей не связанных: в Турове на Припяти, Владимире на Волыни, в Древлянской земле.
Этой «второй волной» накрыло некогда самостоятельные «славинии», восточнославянские племена, чьи собственные формы политической организации были ликвидированы именно в это время, а население и территории попали под непосредственное управление из Киева».
Въ лѣто 6522
Далее «Повесть временных лет» сообщает: «в лето 6522 (1014). Ярослав находился в Новгороде и, по условию, давал Киеву две тысячи гривен ежегодно, а тысячу раздавал в Новгороде гридям. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав отказался давать это в Киев отцу своему. И сказал Владимир: «Расчищайте путь и мостите мост», — ибо хотел на Ярослава идти, на сына своего, но разболелся».
В той же статье Новгородской первой летописи младшего извода за исключением нескольких небольших вариаций («живущу в Новѣгородѣ» вместо «сущу в Новѣгородѣ» или «абие разболѣся» вместо «но разболѣся») есть лишь одно существенное отличие. Ярослав в ней назван не «посадником», т.е. наместником, но князем Новгорода, таким образом у киевского летописца его статус ниже.
29 июля 2019, 14:26
Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси28 июля в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира отмечается День Крещения Руси. О таком знаковом для нашей цивилизации событии мы можем судить, как и обо всем, что происходило в X веке на периферии тогдашней цивилизации, то есть по летописям и хроникам, многие из которых нередко противоречат друг другу и составлены столетия спустя
Вероятно это различие вызвано тем, что для новгородца термин «посадник» означал вполне определенную фигуру в иерархии управление городом, которая сложилась уже после описанных в статье 1014 г. событий. Перенесение его на члена правящего дома было неприемлемо.
С другой стороны, словоупотребление южного летописца вполне возможно отражает ту самую неопределенность статуса представителей власти на местах, характерную для переходного периода превращения Руси в территориальное государство.
Из текста летописной статьи видно, что Ярослав располагает собственным воинским контингентом, обозначенным термином скандинавского происхождения — гридь. Также как Владимир в Киеве он использует редистрибутивные практики — раздавая своим воинам треть от получаемого дохода. Вместе с тем, он признает несомненный суверенитет отца, которому обязан отправлять оставшиеся две трети.
Однако по какой-то причине от этой практики, которая как явствует из летописи сложилась еще до Ярослава, сын киевского князя решил отказаться. В ответ Владимир приказал готовиться к походу на Ярослава, однако по состоянию здоровья не смог в него отправиться.
Почему же Ярослав прекратил отчисления в Киев? Мог ли князь, получивший от историков прозвище «Мудрый» бросить вызов своему отцу исключительно из властолюбия или тому могли быть и объективные причины?
Как поссорились Владимир Святославич с Ярославом Владимировичем
Самый ранний этап русской истории, несомненно, связан со становлением дальней транзитной торговли, связавший балтийский бассейн с Черным и Каспийским морями. Осуществлявшие эту торговлю группы воинов и купцов, осознававших свое реальное или воображаемое родство, выраженное в терминах «род» договоров с греками или «gens» Бертинских анналов, именовались русью.
В какой-то момент речные пути восточной Европы по Волге, Донцу и Дону, Днепру, Западной Двине и другим рекам, объединенным системой волоков в транспортную сеть, превратились в настоящий «насос», выкачивавший восточное серебро в Скандинавию. Однако в конце X — начале XI века этот поток начал иссякать.
9 апреля 2020, 14:14
Как печенеги и половцы Русь терзалиНа селекторном совещании по борьбе с коронавирусной инфекцией президент Владимир Путин выразил уверенность, что Россия справятся с нею также, как за тысячу лет справлялись с иными напастями. «И печенеги ее терзали, и половцы… — Победим и эту заразу» — резюмировал глава государства.
На удивительное совпадение дат обратил внимание историк Вячеслав Ляхницкий, посвятивший причинам конфликта Владимира и Ярослава отдельную статью. Позднейший дирхем (арабская серебряная монета), найденный в составе монетных кладов, был отчеканен в том же 1015 г., в котором умер Владимир, собираясь в поход на переставшего платить Ярослава. Сходную дату даёт анализ монетных находок из погребений района Ладоги — позднейшая отчеканена в 1012 г.
Таким образом, предполагает Ляхницкий, прекращение выплат серебра из Новгорода в Киев было вынужденным. Приток монеты из среднеазиатских центров иссяк по объективным причинам.
Естественно, что процесс это неодномоментный и вероятно недовольство Владимира росло по мере того, как сын присылал всё меньше серебра. Судя по всему, в какой-то момент новгородский правитель оказался перед выбором — содержание собственной дружины или сохранение обязательств перед Киевом, и выплаты прекратились. Ведь без воинов Ярослав бы вовсе утратил контроль над регионом.
Косвенное подтверждение этой версии, мы находим в тексте скандинавской «Пряди об Эймунде». Этот источник еще с первой половины XIX века привлекался для прояснения коллизий борьбы сыновей Владимира Великого, а эпизод с наймом Ярославом викингов служит источником для изучения скандинавского наёмничества.
Но, кажется, именно Ляхницкий впервые обратил внимание, на то, что обстоятельства этого найма совпадают как с данными археологии об обращении дирхемов, так и со свидетельством летописи о прекращении финансовых поступлений из Новгорода.
9 ноября 2019, 14:49
Нестор-летописец — первый русский историкПравославная церковь 9 ноября по новому стилю отмечает день памяти Святого преподобного Нестора-летописца*. Нестор – одна из самых ярких личностей Древней Руси, но о нём самом мы почти ничего не знаем. Зато со школы знаем его труд – «Повесть временных лет» (ПВЛ)
«Прядь об Эймунде» сохранилась в составе «Саги об Олафе Святом» в исландской рукописи конца XIV известной как «Книга с Плоского острова». В ней повествуется о том, что некий Эймундр сын конунга Хринга узнал о том, что в Гардарике, т.е. на Руси, умер «конунг Вальдимар», наследство которого поделили его сыновья — Бурицлав, Ярицлейв и Вартилав. Поскольку братья готовились вступить в схватку за власть, викинг предположил, что кому-нибудь из них точно пригодится опытная и храбрая дружина.
В конечном итоге договор был заключен с конунгом Хольмгарда, т.е. новгородским конунгом Ярицлейвом, в котором без труда можно узнать князя Ярослава Владимировича. Атрибуция остальных двух братьев из саги и их соотношения с известными по летописи братьями Ярослава остаётся во многом дискуссионной, как и многие другие данные, почерпнутые из этого скандинавского повествования (так, например, некритичное восприятие текста саги породило версию о том, что убийцей Бориса был не Святополк Окаянный, а Ярослав).
Однако нас интересует эпизод с наймом варяжской дружины.
«Договор Эймунда с Ярицлейвом конунгом»
Прибыв со своими воинами в Новгород Эймунд явился к Ярицлейву и сделал ему предложение, от которого тот не смог отказаться:
«Мы теперь предлагаем стать защитниками этого княжества и пойти к вам на службу, и получать от вас золото и серебро и хорошую одежду. Если вам это не нравится, и вы не решите это дело скоро, то мы пойдем на то же с другими конунгами, если вы отошлете нас от себя».
Ярицлейв конунг отвечает: «Нам очень нужна от вас помощь и совет, потому что вы, норманны, — мудрые мужи и храбрые. Но я не знаю, сколько вы просите наших денег за вашу службу».
Эймунд отвечает: «Прежде всего ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны».
19 мая 2020, 01:50
День в истории. 19 мая: скончался князь-«половцебойца» Владимир Мономах19 мая 1125 года в небольшой церкви на реке Альта неподалёку от города своего детства — Переяслава, молился 70-летний старик. Ему было известно, что он вскоре умрёт, и в последние минуты своей долгой и славной жизни в построенной его усилиями церкви молил Господа простить грехи и принять его к себе. Звали этого набожного человека — Владимир Мономах
«На это условие я согласен», — говорит конунг.
Эймунд сказал: «Тогда ты будешь иметь право на эту дружину, чтобы быть вождем ее и чтобы она была впереди в твоем войске и княжестве. С этим ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра, а каждому рулевому на корабле — еще, кроме того, половину эйрира».
Конунг отвечает: «Этого мы не можем».
Эймунд сказал: «Можете, господин, потому что мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране, и будем мерить это мы, а не наши воины».
Таким образом, Ярослав обнаруживает тот же недостаток в серебре, при наличии всех прочих материальных благ.
Безусловно текст саги нельзя просто принимать на веру, учитывая, что это литературное произведение, сюжет которого развивается по собственным законам. Конунг Ярицлев и в дальнейшем будет демонстрировать скупость, наряду с другими, не самыми лучшими качествами, однако не стоит автоматически переносить эти характеристики на Ярослава Мудрого. Они введены в сюжет для того, чтобы на контрасте подчеркнуть доблести героя саги — Эймунда Хрингсона.
Однако проблемы Ярослава с серебром подтверждаются и другими источниками, а потому эту деталь можно считать вполне достоверной. Авторитетные специалисты по русско-скандинавским связям той эпохи в учебном пособии «Древняя Русь в свете зарубежных источников» считают, что «рассказ о договоре Эймунда с Ярицлейвом приобретает ценность достоверного источника и допускает некоторые исторические выводы».
По их мнению данный эпизод «указывает и на возникновение затруднений с монетным серебром в начале XI в. (Ярицлейв не скупится на одежду, припасы и пр. но отказывается платить всю требуемую сумму деньгами), о чем известно по кладам арабских серебряных монет, приток которых на Русь (и в Скандинавию) заметно сокращается в конце X в. и иссякает в начале XI в. из-за исчерпания серебряных рудников в Халифате.
12 марта 2019, 07:00
День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблениюВ этот день, 12 марта 1169 г. Киев, все еще сохранявший статус столицы Руси, был взят войсками коалиции князей, признававших лидерство Адрея Боголюбского. Это событие не только произвело большое впечатление на современников, но и было мифологизировано в русской и особенно украинской историографии.
Хотя арабские монеты обращались еще какое-то (и, возможно, еще какое-то довольно длительное) время, их количество не удовлетворяло потребности рынка, что привело к появлению монетных гривен (серебряных слитков стандартной формы и веса).
В литературе уже давно обсуждается вопрос, могли ли использоваться вместо денег (монет, слитков) меха или кусочки кожи (о чем упоминают арабские писатели XII в.). Рассказ пряди недвусмысленно показывает, что ценные меха (Эймунд называет бобров и соболей) в начале XI в. на самом деле служили эквивалентом денег, и даёт яркую иллюстрацию платежных операций в условиях дефицита монетной массы».
Таким образом конфликт Владимира и Ярослава был вызван объективными экономическими причинами. Постепенное сокращение поставок серебра от дальней транзитной торговли вероятно и было одним из ключевых факторов того превращения Руси в территориальное государство, начало которому положил именно князь Владимир, а завершил процесс уже Ярослав Мудрый.
Въ лѣто 6523
Но вернёмся к «Повести временных лет». Начало следующей летописной статьи по смыслу повторяет окончание предыдущей:
«В лето 6523 (1015). Хотел Владимир идти на Ярослава, Ярослав же, послав за море, привел варягов, опасаясь отца своего. Но Бог не дал дьяволу радости: Владимир разболелся».
Далее в повествование вводится еще один княжеский сын и еще одна внешняя сила:
«В это время был у него Борис. Печенеги пошли походом на Русь, и Владимир послал против них Бориса, а сам же сильно разболелся и от этой болезни и скончался 15 июля».
1 февраля 2020, 01:00
Исторический миф: как москали-мокшане у украинцев русское имя укралиМария Захарова, директор Департамента информации и печати МИД, откликнулась на реплику украинского коллеги о том, что Россия похитила историю «Украины-Руси». «Хотелось бы уточнить даты начала и окончания существования этой Малороссийской Гипербореи», — написала Захарова. Ответа украинской стороны не последовало. Попробуем прояснить этот вопрос мы.
Далее сообщается о том, что смерть Владимира сохранили в тайне, поскольку Борис, который по воле отца должен был стать наследником, находился в походе, зато в Киеве находился опальный Святополк, прозванный позднее Окаянным.
Таким образом начало статьи 1015 г. описывает диспозицию накануне схватки за княжескую власть, упоминая героя, антигероя и жертву этой борьбы, называя внешние силы, которые будут призывать себе на помощь претенденты.
На этом заканчивается земная жизнь князя Владимира — фактического основателя русского государства, прославленного за обращение своего народа в христианство, как равного апостолам.
«Это новый Константин великого Рима, — начинает летописец панегирик, содержащийся в той же статье — как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил подобно ему».
В Лаврентьевском списке, описав возможность спасения души, как главное достижение почившего князя, летописец констатирует: «Сего бо в память держать русьстии людье» (поэтому память о нём хранят русские люди).
Николай Борисов: «Иван III — основатель русской цивилизации»
Михаил ТЮРЕНКОВ
23. 03.2012
Об исторической роли «собирателя русских земель», а также о последствиях его правления «Культуре» рассказал заведующий кафедрой отечественной истории до начала XIX века исторического факультета МГУ, автор книги «Иван III» в серии «ЖЗЛ» профессор Николай Борисов.
культура: В чем значение этой исторической персоны и почему мы так мало о ней знаем?
Борисов: Московский великий князь Иван Васильевич (1462–1505) стоит у истоков многих важнейших процессов отечественной истории. Он руководил страной на завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы и наметил общие контуры той политической системы, которую принято называть московским самодержавием. При Иване Великом Россия стала полноправным участником европейского сообщества государств, и при этом именно он заложил основы крепостного права в России. Не стоит забывать, что при всей жестокости этой системы именно она послужила прочным основанием для военно-политического могущества России. .. Перечень можно продолжать, но все объемлют афористичные слова Карамзина: «Россия нынешняя образована Иоанном».
Личность Ивана III и его вклад явно недооценены потомками. Это забвение объясняется не только низким историко-культурным уровнем российского общества, привыкшего каждый век начинать «с чистого листа». В отечественной истории Ивана III как бы заслоняет его безумный внук Иван IV Грозный. Внук глубоко чтил память деда, старался подражать его деяниям. Но то, что у Ивана Великого было очередной победой, то у Ивана Грозного по большей части оказывалось явным провалом. Один присоединил Новгород к Московскому государству, другой разорил великий город. Один отвоевал у Великого княжества Литовского почти треть его владений, другой попусту потратил 25 лет в бесплодной и изнурительной войне с польско-литовским государством. Один сбросил власть татар над Русью, другой не сумел уберечь собственную столицу от нашествия степняков.
культура: Можно ли сказать, что именно при Иване III произошел окончательный цивилизационный и геополитический выбор нашего народа?
Борисов: Да. Русская цивилизация как самостоятельный историко-культурный феномен существует со времен Ивана III. Разумеется, Русь как государство восточных славян родилась не пятьсот, а более тысячи лет тому назад, однако аморфность и дробность государственных форм раннего периода не позволяют говорить об их ярко выраженном своеобразии. Единое государство с центром в Москве стало великим историческим достижением нашего народа, и Россия как особый тип социума нашла в этом государстве наиболее адекватное воплощение.
При этом как правитель Иван обладал стратегическим мышлением, умел прослеживать развитие той или иной ситуации на много лет вперед. Им были осознаны и четко поставлены основные геополитические задачи молодого Московского государства. Это и борьба за объединение всех восточнославянских земель, и полноправное участие в балтийской торговле, и нейтрализация воинственных поползновений государств — осколков Золотой Орды, и участие в европейских союзах и коалициях, и освоение бескрайних просторов Урала и Сибири.
культура: А насколько эпоха Ивана Великого была важна для становления русской культуры и духовности? Ведь известно, что именно в его правление Русская церковь пережила один из ключевых кризисов.
Борисов: Создание единого Русского государства само по себе было мощным стимулом для развития культуры, и в первую очередь архитектуры, живописи, общественной мысли. Этот процесс шел под эгидой Церкви. Однако ее отношение к успехам государственного строительства было далеко не однозначным. В борьбе, которую вел Иван III со своими противниками, зачастую использовались далеко не евангельские методы. Хитрость, коварство, жестокость, клятвопреступление — повседневные проявления тогдашней политики. Выступая хранителем моральных устоев, Русская церковь в лице ее лучших представителей нередко вступала в конфликт со светскими властями. Отсюда — стремление «государя всея Руси» установить контроль над избранием иерархов, любыми способами обеспечить их лояльность. Усиленное давление светской власти на Церковь вызывало ответную реакцию сопротивления и неповиновения.
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский — два полюса тогдашней церковной публицистики. Каждый из них обладал лишь частью истины. Церковная традиция мудро примирила этих антагонистов, причислив их обоих к лику святых. Для нас этот старинный спор может послужить уроком, прежде всего, в стремлении тогдашних публицистов жить именно так, как они учили жить других, в их готовности пострадать и даже отдать жизнь за свои убеждения.
культура: Какие выводы сегодня можно сделать из периода правления Ивана III?
Борисов: Прежде всего, современным политикам и руководителям следовало бы много чему поучиться у «государя всея Руси». Это был великий мастер своего дела. Он знал страну и понимал народ. Он чувствовал огромную ответственность перед Богом и людьми за свои действия.
Образ Ивана Великого — вечное напоминание о старой России, о тех неисчислимых трудах и жертвах, которые понес наш народ во имя создания и укрепления Российского государства. Исторический выбор нашей страны не был выбором между свободой и деспотией. Это был трагический выбор между свободой и независимостью. Ведь, в частности, за победу на Угре русский народ заплатил 57-й статьей Судебника, установившей кабальное правило Юрьева дня.
Образование Московского государства | История России: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Hosking, Geoffrey,
‘Формирование государства мусковита’
,
Российская история: очень короткое введение
, очень короткие введения
(
Oxford,
2012;
(
, Oxford,
2012; онлайн-издание,
Oxford Academic
, 24 сентября 2013 г.
), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199580989.003.0003,
, по состоянию на 1 января 2023 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
«Образование Московского государства» представляет историю Московии с конца XV до начала XIX в. век. Московия заручилась поддержкой казаков для защиты длинных и уязвимых южных и восточных границ. Меньшим князьям и боярам были даны широкие полномочия требовать от местных общин выполнения своих обязательств. Помещики платили налоги в казну и взимали повинности с зависимого от них сельского населения. Описывается правление царя Ивана IV («Грозного»), гражданская война между боярскими родами в XVII веке, народное недовольство и православная церковь, которая при Петре I и Екатерине II подчинялась государству.
Ключевые слова:
канцелярия, иерархия, Иван IV, Петр, река, государство
Предмет
История России и Восточной Европы
Серия
Краткие предисловия
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Наша история — РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РГГУ образован 27 марта 1991 года, на базе Московского государственного историко-архивного института. На протяжении всей советской истории этот небольшой вуз сохранял традиции фундаментальных гуманитарных знаний, отраженные в уникальных прикладных дисциплинах, многие из которых исчезли из учебной и образовательной практики других крупных вузов страны.
Этот исторический опыт до сих пор влияет на образовательную траекторию нашего университета и учит нас неслучайности истории прошлого, в том числе и в истории развития гуманитарного и смежного образования.
Представляется показательным, что Московский государственный историко-архивный институт располагался практически на территории Славяно-греко-латинской академии, а вновь созданный РГГУ получил, помимо здания на Никольской улице, комплекс зданий бывшего Университета Шанявского. на Миусской площади, открытой в 1908 и стал поистине народным университетом. РГГУ, продолжая традиции Московского городского народного университета имени Шанявского, успешно реализует различные образовательные проекты.
фото: pastvu. com
Созданию РГГУ предшествовала разработка идеи специального гуманитарного института, осуществленная коллективом профессиональных историков Московского государственного историко-архивного института. Идея состояла в том, чтобы опираться на традиции отечественного гуманитарного знания, уходящие корнями в золотой век отечественного либерального искусства второй половины XIX — начала XX вв., чтобы выработать современное видение миссии университета на рубеже 20-х и 20-х гг. век. Одним из аспектов этой миссии в современном контексте было стремление показать важность изучения и преподавания гуманитарных наук как одного из способов интеллектуализации общественного сознания.
Август 1990 года стал важной вехой в истории РГГУ. Именно тогда состоялось заседание Ученого совета Московского государственного историко-архивного института, на котором было принято решение о создании Российского государственного гуманитарного университета на базе Московского государственного историко-архивного института, удостоенного Московской Государственный орден «Знак Почета».
Философский факультет был создан в РГГУ в 1992 году. При создании факультета руководство РГГУ руководствовалось европейской моделью высшего образования. Сегодня факультет предлагает совместную магистерскую программу с Университетом Париж-8 Венсен-Сен-Дени. В том же 19 годуВ 92 году был открыт историко-филологический факультет. А в 2002 году эти два факультета легли в основу Института филологии и истории. Основной дисциплиной была выбрана филология.
Институт высших гуманитарных исследований также был создан в 1992 году, а в 2006 году ему было присвоено имя его основателя, филолога и культуролога Елеазара Мелетинского. В 1992 г. экономический факультет, факультет теоретического и прикладного языкознания, Российско-Французский центр исторической антропологии имени Марка Блока, факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации архивных работников, «Архивная школа», Центр сравнительной Изучение мировых религий РГГУ, а также издательство РГГУ.
Преподаватели и руководство Российского государственного гуманитарного университета сформировали новую модель образования , в рамках которой произошла интеграция современных технологий и универсальных знаний.
В 1993-1994 годах были открыты следующие кафедры: Факультет информационной безопасности; Способность Информатики; отделы аудиовизуального, научного, технического и хозяйственного архивов.
В 1993 г. изменилась концепция университетской библиотеки как информационного центра РГГУ. Создана магистерская программа. Через год был открыт Институт восточных культур, объединивший изучение Востока, греческой и римской античности, появилось Мандельштамовское общество.
Институт экономики, управления и права начал работу в 1995 году. Он был создан на базе двух факультетов – менеджмента и экономики. В 1999 году в составе ИЭОМ на базе юридического факультета был образован юридический факультет. В 2011 году в состав ММНВ вошло еще одно структурное подразделение – Департамент международных связей.
Также в 1995 году был создан Институт психологии, который исторически имеет прочную связь с Народным университетом. А. Л. Шанявский. Лев Выготский учился на историко-филологическом факультете Народного университета. Именно его концепция легла в основу образовательных программ института, а преподаватели стали учениками последователей известного ученого. В 1996 году Институту психологии было присвоено имя Льва Выготского.
Помимо Института психологии и Института экономики, управления и права, в 1995 г. был открыт Институт историко-культурной антропологии, а также УНЦ реставрации и экспертизы на факультете музейного дела.
Факультет истории, политологии и права появился в 1996 году на базе кафедры истории и политологии. В основу концепции развития факультета был положен принцип трансдисциплинарности, заключающийся в изучении предметов вне рамок традиционных научных дисциплин. Студенты получили возможность изучать политические, социальные, коммуникативные и исторические аспекты современности.
Институт СМИ был создан в 1996 году на базе Мультимедийного центра РГГУ. Важным компонентом обучения стал комплексный подход к профессиональной подготовке студентов, сочетающий в себе базовые гуманитарные знания и знание технических инструментов современного журналиста.
фото: pastvu.com
В том же году , кафедра интеллектуальных систем в гуманитарных науках Института языкознания. Его основу составила кафедра логики и интеллектуальных систем факультета теоретической и прикладной лингвистики. В 2013 году преобразован в кафедру интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. Все эти годы структуры возглавляет доктор технических наук, профессор Виктор Финн.
В 1996 году в РГГУ была разработана образовательная стратегия «Воспитание средствами искусства», так был создан Музейный центр. А в 1997 музейная деятельность вуза получила дополнительный рывок благодаря открытию Музея им. И.В. Учебно-художественный музей Цветаева. Визуализация экспозиции музея построена таким образом, чтобы напомнить посетителям о его «генетической связи» с Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, созданным И.В. Цветаев в 1912 году.
В семи залах Цветаевского музея на Миуссе сейчас около 750 экспонатов: от искусства Древнего Египта до искусства эпохи Возрождения. Целые разделы были найдены в Учебном музее, которого долгое время не было в экспозиции на Волхонке. В одном из залов на Миуссе частично восстановлен Цветиевский зал древнегреческих надгробных рельефов.
В 1997 году университет продолжил развивать перспективы международного сотрудничества и создал Московско-Квебекский Российско-Канадский учебно-научный центр. Также начал работу Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов.
На рубеже веков был создан факультет истории искусств. Он родился от факультета музеологии, который в свою очередь возник на базе музейного факультета, существовавшего с 1988 в Московском государственном институте атомной энергии. В 2000 году на базе Этнологического центра начал свою работу и Учебно-научный центр социальной антропологии (УНЦАН).
В новое десятилетие университет вступил с новыми силами. На базе РГГУ начал свою работу Институт информационных наук и технологий безопасности. Открыт Российско-Турецкий Центр МНТЦ.
В 2002 году со студентами встретился нобелевский лауреат, историк, писатель и публицист Александр Солженицын. На протяжении многих лет в стенах вуза встречи со студентами проводят всемирно известные специалисты в области истории, филологии, философии и других гуманитарных дисциплин. Среди них — Умберто Эко, Поль Пупар, Роже Шартье, Ричард Рорти, Юрген Кокка, Михаил Эпштейн, Пьер Нора.
В 2004 году , Президент России Владимир Путин вручил Государственную премию России в области литературы и искусства директору института «Русская антропологическая школа» Вячеславу Иванову. В том же году была создана кафедра мировой политики и международных отношений. Благодаря контактам РГГУ с рядом университетов США был создан Российско-американский центр МНТЦ.
В 2006 г. было подписано соглашение о создании Института Конфуция на базе РГГУ, а в сентябре 2007 г. был создан сам институт под эгидой Управления распространения китайского языка при правительстве КНР. И по сей день – это крупнейший российско-китайский образовательный и научный центр, изначально интегрированный в структуру университета. В 2013 на Всемирном Конгрессе Институтов Конфуция в Пекине Институту Конфуция РГГУ было присвоено звание «Лучший Институт Конфуция года». Это высшая форма признания заслуг каждого конкретного Института Конфуция Управлением по распространению китайского языка.
Также в 2006 был основан гуманитарный колледж. Сегодня учащимися Гуманитарного колледжа являются юноши и девушки в возрасте от 14 до 25 лет. Они получают диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.
В Историко-архивном институте в 2007 открыта кафедра краеведения и культурно-исторического туризма. В то же время на базе Института европейских культур была создана Высшая школа европейских культур.
Центр языка и культуры стран Бенилюкса был создан в РГГУ в 2007 году. Его основная задача заключается в обучении голландскому и французскому языкам, а также обеспечении страновой составляющей, связанной с Бельгией и Нидерландами, для студентов РГГУ, в первую очередь, обучающихся по специальностям языкознания и международных отношений. Центр поддерживает давние партнерские отношения со своими коллегами из университетов Гааги, Брюсселя, Лёвена, Лейдена и других. Профессора из вузов-партнеров ежегодно читают лекции для студентов РГГУ. Продолжается сотрудничество с Nuffic Neso Russia, которая представляет голландские университеты в Москве и России и поддерживает программы академического обмена для студентов и преподавателей, а также с Docentenplatform Oost-Europese Neerlandistiek (DOEN).
2009 г. На факультете журналистики открыта кафедра интернет-журналистики и Юридическая клиника на юридическом факультете Института экономики, управления и права. Позднее, в 2010 году, на факультете социологии открылся Всероссийский центр изучения общественного мнения.
В 2011 году были открыты кафедры европейских исследований (Институт филологии и истории), Центр восточной философии (философский факультет) и кафедра медиаречи (факультет журналистики). Принята Программа стратегического развития РГГУ на 2012-2016 годы, в рамках которого в 2012 году на социологическом факультете были созданы кафедра международной журналистики в институте массовых коммуникаций и кафедра социологии организаций и социальных технологий, а на кафедре интеллектуальных систем Институт языкознания.
В 2013 году Институт новых образовательных технологий и информатизации был преобразован в Международный институт новых образовательных технологий, а Учебно-методический отдел иранистики Института языкознания стал Центром иранистики. Кафедра социокультурных исследований создана на факультете документации и технотронных архивов, факультете информационных систем и безопасности, предуниверситетском факультете, факультете психологии и факультете психологии и педагогики Института психологии им.