Сколько опер у чайковского: Оперы и балеты Петра Чайковского

Чайковский. Оперное творчество (Opera music)

Оперы:

«Воевода» (либретто А. Н. Островского и Чайковского, 1868, поставлена в 1869, Большой театр, Москва)

«Ундина» (либретто Чайковского по поэме Ф. де ла Мотт Фуке в переводе В. А. Жуковского; уничтожена Чайковским)

«Опричник» (либретто Чайковского по одноимённой драме И. И. Лажечникова, 1872, поставлена в 1874, Мариинский театр, Петербург)

«Кузнец Вакула» (либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1874, поставлена в 1876, Мариинский театр, Петербург)

«Евгений Онегин» (либретто К. С. Шиловского по роману в стихах А. С. Пушкина, 1878, поставлена в 1879, силами учащихся Московской консерватории, Малый театр, Москва)

«Орлеанская дева» (либретто Чайковского по драме Ф. Шиллера и другим произведениям, 1879, поставлена в 1881, Мариинский театр, Петербург)

«Мазепа» (либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава», 1883, поставлена в 1884, Большой театр, Москва)

«Черевички» (2-я редакция оперы «Кузнец Вакула», 1885, поставлена в 1887, Большой театр, Москва)

«Чародейка» (либретто И. В. Шпажинского по его одноимённой драме, поставлена в 1887, Мариинский театр, Петербург)

«Пиковая дама» (либретто М. И. Чайковского по одноимённой повести Пушкина, поставлена в 1890, Мариинский театр, Петербург)

«Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891, поставлена в 1892, Мариинский театр, Петербург)

Несмотря на постоянные сетования по поводу своей неспособности к сочинению опер, постигавшие его часто в этой области разочарования и трудную сценическую судьбу ряда написанных им оперных произведений, Чайковский неизменно, вновь и вновь обращался к оперному жанру. В одном из писем он говорил о чем-то «неудержимом, влекущем всех композиторов к опере», которая «одна дает вам средство общаться с массами публики» и «делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа».

Конечно, опера привлекала к себе Чайковского не только как средство завоевания широкой популярности, были и другие, более глубокие причины его упорного тяготения к этому роду музыкального творчества. Театр во всех его формах, как музыкальный, так и драматический, всегда занимал большое место в кругу художественных интересов композитора. «Страсть к театру, т.е. к посещению театра, — свидетельствует Ларош, — одна из тех черт, которая почти с одинаковой силой была присуща и юному и зрелому Чайковскому». Видеть перед собой настоящих живых людей, наблюдать за возникающими между ними коллизиями, страдать и радоваться вместе с ними — казалось ему захватывающе интересным и увлекательным. Неудивительно поэтому, что уже очень рано у него возникает желание испробовать свои силы в области театральной музыки. В 1861 году молодой Чайковский, только начинавший овладевать профессиональными музыкальными знаниями, полушутя, полусерьезно писал своей сестре А. И. Давыдовой: «Кто знает, может быть, ты года через три будешь слушать мои оперы и петь мои арии».

Всего Чайковским было написано десять опер, разнообразных как по своей тематике, образному строю, так и по средствам музыкально-драматургической выразительности. Однако наиболее близок ему был тип лирической или лирико-драматической оперы из жизни простых людей, не окруженных ореолом героизма и романтической исключительности, но способных глубоко и сильно чувствовать, страдать и жертвовать собой во имя верности своему чувству. «Мне нужны, — заявлял он, — люди, а не куклы; я охотно примусь за всякую оперу, где хоть и нет сильных неожиданных эффектов, но существа подобные мне испытывают ощущения, мною также испытанные и понимаемые». В центре внимания композитора находились не столько поступки действующих лиц, сколько внутренние события их душевной жизни, сложные психологические коллизии, проистекающие из столкновения и борьбы различных, порой противоположных чувств и влечений. Внешняя сторона действия, занимательность интриги и разнообразие зрительных впечатлений представляли для него второстепенное значение. «Сценичность, — писал Чайковский, — я понимаю не в смысле нагромождения эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало бы сердечное участие зрителя». В другом письме композитор утверждает: «Думать об эффектах и заботиться о сценичности нужно только до некоторой степени». Поэтому, например, он отклонил предложенный ему Стасовым сюжет из истории Франции XVII века (Речь идет о романе французского писателя А. де Виньи «Сен-Марс».), который показался ему «слишком пестр, слишком загроможден интересами и эффектами всякого рода, слишком сложен и громаден». «Я желал, — прибавляет Чайковский, — драмы более интимной, более скромной».

В тех случаях, когда ему удавалось напасть на сюжет, отвечающий этим требованиям, из-под его пера выходили сочинения художественно цельные, яркие и выразительные, способные волновать зрителя и слушателя. Но случалось так, что он обращался к задачам, противоречившим его же собственным взглядам, берясь за сюжеты, которые требовали пышного блестящего спектакля с широко развернутым действием, обилием острых напряженных столкновений и красочных декоративных эффектов. В подобных случаях неизбежно возникали неровные, противоречивые произведения, содержащие наряду с сильными, впечатляющими моментами также и более слабые страницы, иногда трафаретные по музыке, не свободные от обычных оперных штампов. Однако и тогда, когда Чайковский отдавал известную дань господствовавшим представлениям об опере как о великолепном представлении мейерберовского типа, дающем богатую пищу уху и глазу, его индивидуальные склонности и влечения брали верх над чуждым и навязанным рутиной. В операх на исторические или историко-бытовые сюжеты на первый план выдвигается личная драма, для которой все связанное с политическим конфликтом, бытом и нравами эпохи становится только фоном. У самого композитора такие сочинения не вызывали удовлетворения, и увлеченность, с которой он принимался за работу, сменялась обычно досадой и разочарованием.

Чуждый всякого доктринерства, Чайковский не имел какой-либо единой строго законченной системы приемов оперного письма и любые попытки создания такой универсальной обязательной системы казались ему надуманными и сковывающими свободу творческой мысли композитора. Это было одной из причин его критического отношения к Вагнеру. По тем же мотивам отвергал он путь, избранный Даргомыжским в «Каменном госте», и находил в этом произведении, ставшем для «новой русской музыкальной школы» знаменем в борьбе за коренное обновление оперной формы, всего лишь «плод сухого, чисто рассудочного процесса изобретения». Чайковский считал возможным использование любых форм и средств оперно-драматической выразительности, если они отвечают поставленной композитором задаче, особенностям избранного им сюжета, характерам действующих лиц и тем ситуациям, в которых они оказываются по ходу действия. Не отказываясь от исторически сложившихся форм классической оперы, он обновлял их изнутри, придавал им большую свободу и гибкость, подчинял последовательно и непрерывно развивающемуся музыкально-драматическому действию.

Высшими, совершеннейшими образцами оперного искусства оставались для него моцартовский «Дон-Жуан» и «Жизнь за царя» Глинки. «Субъективному лиризму» гениального симфониста-драматурга Бетховена Чайковский противопоставлял «объективный лиризм» Моцарта, которого считал «неподражаемым мастером в отношении музыкально-драматической характеристики» и создания «глубоко выдержанных и глубоко правдиво задуманных музыкальных типов». В споре «русланистов» и сторонников «Жизни за царя» он становился на сторону последних, отдавая преимущество первой глинкинской опере именно как музыкально-драматическому произведению, в котором «кроме обилия музыкальных элементов, вызвавших из души великого художника столько немеркнущих красот, — драматическое движение, согласно эстетическим законам, постоянно усложняющееся и заключенное всепримиряющим актом смерти».

Но при неизменном уважении к классической оперной традиции, Чайковский в то же время отнюдь не отстранялся от новых течений в области музыкального театра и «брал на вооружение» все то, что отвечало его творческим намерениям и могло быть использовано для их адекватного художественно яркого и убедительного воплощения. «Я сознаю, — признавался он в письме к Танееву, — что, не будь Вагнера, я бы писал иначе; что даже и кучкизм сказывался в моих оперных писаниях; вероятно, и итальянская музыка, которую я страстно любил в детстве, и Глинка, которого я обожал в юности, сильно действовали на меня, не говоря уже про Моцарта».

Знакомство с Вагнером несомненно способствовало обогащению оперного оркестра Чайковского и усилению его активной драматургической роли, несмотря на всю чуждость автору «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» вагнеровской системы в целом. Нередко Чайковскому приходилось выслушивать от современников упреки в излишней густоте оркестрового звучания, подавляющего голоса певцов. Известное воздействие на оперное творчество Чайковского оказали и достижения Даргомыжского и «кучкистов» в области вокально-декламационной выразительности, хотя он не придавал первостепенного значения точному воспроизведению всех оттенков словесного текста в вокальной мелодии. Стремясь прежде всего к яркой выразительной передаче эмоциональных состояний действующих лиц, Чайковский, как правило, избегал чрезмерной декламационной детализации вокальных партий. Вместе с тем в отдельных сценах его опер, особенно позднего периода, мы встречаем превосходные образцы верной и драматически выразительной декламации, которые могли бы сделать честь любому из «кучкистов».

Не следуя никакой заранее установленной программе, композитор исходил в выборе средств музыкально-драматической выразительности из характера стоявшей перед ним задачи, конкретного содержания действия во всех его сплетениях и коллизиях. Отсюда разнообразие драматургических структур, приемов характеристики действующих лиц в операх Чайковского, не похожих одна на другую и не всегда равноценных по своему художественному значению, но лучшие из них принадлежат к величайшим образцам не только русской, но и мировой оперной классики.

Ю. Келдыш


Опера — это тот вид музыкального искусства, который был наиболее близок Чайковскому и любим им. В письмах, дневниках и критических статьях можно найти многочисленные высказывания композитора о важности оперного жанра, его демократичности; мысли о том, какие колоссальные возможности предоставляет композитору этот вид музыкально-сценического искусства. «…Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа», — писал он Н. фон Мекк.

Много раз в течение своей творческой жизни обращался Чайковский к опере, переживая минуты мучительного разочарования в создаваемом произведении или постигая величайшее наслаждение творческого вдохновения, получая (а зачастую — не получая) признание современной ему музыкальной критики. Все его оперы чрезвычайно разнообразны по своим сюжетам, жанрам и размерам, но всех их объединяет главный момент оперной эстетики Чайковского — его взгляд на то, каким должно быть в своей основе оперное либретто. По мнению композитора, оперное произведение предназначено для выражения «интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испытанных, могущих задеть меня за живое», и все созданное им показывает, насколько глубоким было это убеждение. В «Чародейке» и «Пиковой даме», в «Орлеанской деве» и «Евгении Онегине» — всюду мы находим «интимную, но сильную драму», которая является ведущей линией сюжетного развития. В каждой из десяти созданных Чайковским опер главное внимание композитора обращено на раскрытие сложных психологических процессов, руководящих поступками его героев, их развитие и взаимодействие друг с другом («мне нужны люди, а не куклы» — из письма к С. Танееву). Отсюда и преобладание в оперном наследии композитора жанра лирико-психологической музыкальной драмы, где смена драматургически и музыкально контрастных сцен и образов создает напряженное «сквозное» развитие действия, вбирающее в себя все оперные формы; отсюда же и создание нового типа лирической оперы («Евгений Онегин», «Иоланта»). Огромная роль в операх Чайковского отведена оркестру. Музыкально-тематическое развитие в оркестровой партии часто раскрывает подтекст происходящего на сцене; инструментовка органически сливается с музыкальной драматургией, «ни на минуту не отрываясь от глубоко-внутреннего проникновения в развитие драмы» (В. Дранишников). Органично соединяя оркестр с вокальной партитурой, Чайковский создает логически строгий тип оперного симфонизма.

* * *

«Опричник» — первая опера, относительно удовлетворившая автора, — произведение, чрезвычайно характерное для оперного стиля Чайковского в целом. Здесь и наличие нескольких драматургических линий, тесно переплетающихся друг с другом и достигающих кульминации в сцене клятвы Андрея и заключительной сцены оперы; здесь и трогательный в своей чистоте и драматическом порыве образ Натальи, открывший целую галерею неповторимых женских персонажей в его последующих операх, и психологическая драма любви Андрея и Натальи, страстно отстаивающих свободу своих поступков и чувств.

Созданная через два года комико-фантастическая опера «Кузнец Вакула» явилась шагом композитора совсем в ином направлении — это первое и единственное обращение Чайковского к творчеству Гоголя. Произведение — возникшее в результате участия Чайковского в конкурсе на лучшую лирико-комическую оперу по готовому либретто Я. Полонского (конкурсе, объявленном дирекцией Русского музыкального общества) — писалось композитором с большим увлечением. Созданный в течение двух с половиной месяцев, «Кузнец Вакула» получил первую премию и был принят к постановке (премьера состоялась в декабре 1876 г.). Опера, по мнению автора, «торжественно провалилась»; в действительности же она имела значительный успех и продолжала оставаться для Чайковского одним из любимых его детищ. Претерпев впоследствии ряд существенных изменений, она вновь увидела свет 31 января 1887 г. в Москве, на сцене Большого театра, под управлением автора. Новая редакция «Кузнеца Вакулы» получила название «Черевички».

Несмотря на красочную яркость народно-бытовых сцен оперы, их образность и большую самостоятельность, главной драматургической линией оказываются взаимоотношения кузнеца Вакулы и Оксаны. «Сквозное» развитие этой лирической темы, пронизывающая оперу песенность, камерность форм, наметившиеся еще в «Кузнеце Вакуле», получили свое завершение в «Черевичках», созданных более зрелой и опытной рукой их автора.

Произведением, в котором уже окончательно сложились наиболее типичные черты оперного стиля Чайковского, явилась опера «Евгений Онегин». Сосредоточив свое внимание на внутреннем мире героев, на «диалектике» их чувств, композитор создал «лирические сцены», поражающие идеальным сочетанием камерности форм и «камерности» лирических настроений. Опасения автора, что опера, над которой он, по собственному признанию, «работал с неописанным увлечением и наслаждением», не будет иметь успеха, оказались напрасными. Поставленное впервые силами учащихся Московской консерватории в 1879 г. произведение было исключительно тепло встречено слушателями. С тех пор и до наших дней опера «Евгений Онегин» не сходит со сцен крупнейших оперных театров всего мира.

Идея торжества патриотизма является главенствующей в двух следующих операх Чайковского — «Орлеанская дева» и «Мазепа». Задуманные автором как монументальные, историко-героические оперы, оба произведения соединили в себе характерные черты так называемой «большой» оперы с необходимой композитору «интимной драмой» (без которой «цари, царицы, народные бунты, битвы и марши» — из письма к С. Танееву — никогда не затрагивали его творческого воображения).

Трагический образ героини французского народа Иоанны д’Арк, любовь Иоанны к Лионелю, заставившая ее нарушить свой обет, — становятся центральной линией оперы «Орлеанская дева».

Психологическая драма главных действующих лиц пушкинской «Полтавы» явилась для Чайковского отправным моментом создания оперы «Мазепа» (не случайно композитор начал работу над оперой с сочинения большой сцены Марии и Мазепы — лирической кульминации произведения). «Мазепа» — единственная из опер Чайковского — включает в себя самостоятельную симфоническую картину («Полтавский бой» — антракт к третьему действию).

Напряженность действия, столкновение сильных характеров привлекли Чайковского и в драме Шпажинского «Чародейка». Личная трагедия героев развивается в опере на фоне народно-бытовых сцен, разработанных композитором с особенным мастерством.

Созданная в 1890 г. опера «Пиковая дама» явилась кульминационным и наиболее совершенным выражением оперной эстетики Чайковского. «Или я сильно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле шедевр», — писал композитор М. Чайковскому. В этом признании автора нет преувеличения — его опера явилась одним из величайших достижений мирового музыкального искусства. Конфликтность драматургии, симфонизм музыкально-тематического развития («симфония в костюмах»), неисчерпаемый запас мелодического богатства — все это мы находим в предпоследней опере композитора.

Последней явилась «Иоланта». Написанная после таких драматических произведений Чайковского, как «Чародейка» и «Пиковая дама», «Иоланта» повторила настроения и образы «лирических сцен». Драма Г. Герца «Дочь короля Реие» (на сюжет которой создано либретто оперы) — «это богатейший для музыки сюжет, способный согреть и вдохновить меня до того, что я не сомневаюсь в успехе», — писал Чайковский. Победа любви над смертью, света над тьмой — основная идея пьесы — оказалась чрезвычайно близкой композитору, волнующей. Именно горячей увлеченности сюжетом драмы обязана опера неисчерпаемым теплом своей музыки.

В. Панкратова, Л. Полякова

Петр Ильич Чайковский лучшие: известные оперы

7 мая исполняется 181 год со дня рождения Петра Ильича Чайковского, одного из величайших композиторов мира. Еще при жизни в газетах писали о его «внушительной силе мастерства». В историю мировой классической музыки Чайковский вошел как автор десяти опер, трех балетов и семи симфоний. В день рождения композитора Точка ART вспоминает произведения того жанра, который, по словам Чайковского «делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа».

Н. Д. Кузнецов «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893 Государственная Третьяковская галерея

«Воевода»

С тех пор, как Чайковский посвятил себя музыке, его заветной мечтой было написать оперу на сюжет «Грозы» Островского. Но этой мечте не суждено было осуществиться, и первой оперой композитора стал «Воевода», созданный по другой пьесе Островского — «Воевода, или Сон на Волге». Примечательно, что Островский же должен был написать и либретто. Колоритные сцены из русской народной жизни XVII века привлекли Чайковского, в то время живо интересовавшегося фольклором.

Дарственная надпись П. И. Чайковского Н. А. Римскому-Корсакову от [марта 1868 г.] на нотах: Пляска сенных девушек из оперы «Воевода». Переложение для фортепиано в 4 руки © Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

Премьера оперы состоялась 30 января 1869 года в Большом театре, была принята публикой и критиками благосклонно, однако сам Чайковский был недоволен своим произведением, поэтому уничтожил большую часть партитуры. Только лишь в ХХ веке партитура оперы была восстановлена П. А. Ламмом и В. Я. Шебалиным по сохранившимся оркестровым голосам, партиям действующих лиц и некоторым другим материалам. Таким образом эта версия «Воеводы» была поставлена в 1949 году в Малом оперном театре в Ленинграде.


«Ундина»

Поэма немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке в переводе В.А. Жуковского была одним из любимейших произведений в семье Чайковских. Романтическая сказка легла в основу второй оперы Чайковского, точнее — либретто, написанного Владимиром Александровичем Соллогубом.

Чайковский приступил к работе, обнадеженный обещанием Дирекции Императорских театров поставить оперу, если партитура будет готова к осени 1869 года. В результате обещание было нарушено — в мае 1870 года «Ундина» была отвергнута коллегией дирижеров императорских театров, поэтому композитор забрал партитуру и в 1873 году уничтожил, не дав «Ундине» увидеть света рампы.

Впервые вторая опера Чайковского прозвучала лишь в 2015 году: восстановленная по сохранившемуся музыкальному материалу, она была исполнена Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева в Клину, в доме-музее Чайковского, а сразу вслед за этим — в столичном концертном зале им. Чайковского. Кроме того, два года спустя, в 2017-м, Федосеев привез «Ундину» в Вену, где исполнил в главном музыкальном зале австрийской столицы — Золотом зале Wiener Musikverein.


«Опричник»

В 1870 году Чайковский приступает к написанию своей третьей оперы, взяв за основу трагедию писателя И. И. Лажечникова (1792-1969) «Опричник», повествующую о временах Ивана Грозного. Композитор работал над оперой в течение двух лет. В результате премьера состоялась в Мариинском театре 12 апреля 1874 года. Несмотря на успех, сам композитор не был ею вполне доволен, считая, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки». В последующие годы «Опричник» ставился на российских сценах достаточно регулярно, но позже, после смерти Чайковского, оказался вытеснен из театрального репертуара. Первая и единственная зарубежная постановка с тех пор состоялась в январе 2003 года в итальянском городе Кальяри. Оперу исполнил оркестр и хор оперного театра Кальяри, дирижировал Геннадий Рождественский.

«Опричник» в постановке Мариинского театра © mariinsky.ru

В 2015 году опера вернулась в Мариинский театр, правда, не на историческую сцену, а в Концертный зал театра: постановщиком нового «Опричника» стал Виктор Высоцкий, за дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев.


«Евгений Онегин»

К написанию «Лирических сцен» по роману в стихах А.С. Пушкина Чайковский приступил в 1877 году. Идея, подсказанная певицей Елизаветой Лавровской, поначалу показалась Чайковскому абсурдной: он относился к первоисточнику почти со священным трепетом. И все же брошенное зерно дало ростки, и в течение 1877 года Чайковский создает своего «Евгения Онегина». Премьера оперы, ставшей вершиной исканий раннего Чайковского, и ознаменовавшей наступление его творческой зрелости, состоялась 17 (29) марта 1879 года в Малом театре в Москве, ее исполнителями стали студенты Московской консерватории. В то время как в московском Большом театре опера была поставлена лишь двумя годами позже — в январе 1881 года, а первое исполнение в Мариинском театре состоялось 19 (31) октября 1884 года.

«Евгений Онегин» с Анной Нетребко на сцене Metropolitan opera © МЕТ

Первое зарубежное представление «Евгения Онегина» состоялось в 1888 году в Праге, и дирижировал сам Чайковский. 29 ноября 2016 года опера вернулась в чешскую столицу: в Рудольфинуме состоялась премьера ее концертного исполнения, в которой приняли участие солисты Пражской оперы и Мариинского театра. Американская премьера на сцене Метрополитен Оперы состоялась в 1921 году — на итальянском языке. Следующим событием музыкальной жизни Нью-Йорка стала постановка канадского режиссера Роберта Карсона в 1997 году. Десятью годами позже, в 2007 году, спектакль был возобновлен, главную партию в нем исполнил Дмитрий Хворостовский. Сезон 2013 года вновь открывал «Евгений Онегин» с Анной Нетребко в роли Татьяны. А 25 октября 2020 года в Венской опере состоялась премьера «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова — совершенно новое прочтение классического сюжета.


«Орлеанская дева»

Почти в одно время с «Евгением Онегиным» Чайковский создает «Орлеанскую деву» — одно из самых величественных своих оперных творений. В ее основе — либретто самого композитора, написанное по одноименной романтической драме Фридриха Шиллера в переводе и с сохранением многих стихов В. А. Жуковского. Примечательно, что Чайковский-либреттист лишь дважды отступил от первоисточника: первый раз в начале, создавая декоративную жанровую сцену первого действия, и второй раз в финале — героиня оперы гибнет не в бою, а на костре.

© imslp.org

«Орлеанская дева» написана в духе grand opéra — большой французской исторической оперы: мощные хоровые сцены, балет, пышные ансамбли, торжественные процессии. Безусловно самая монументальная и амбициозная оперная работа Чайковского после премьеры в Мариинском театре в 1881 году не задержалась в репертуаре и вернулась на театральные подмостки лишь в XX веке.


«Мазепа»

Идея написать оперу по поэме А.С. Пушкина «Полтава» пришла к Чайковскому летом 1881 года. В его распоряжении было либретто, написанное литературным критиком и драматургом Виктором Бурениным, в которое композитор внес некоторые изменения, вернув в него многое из первоисточника, поэтому в ряде сцен пушкинские стихи звучат без изменений. В 1883 году опера была закончена и заняла в творчестве Чайковского особое место. «Поэма в поэме», личная драма героев и грандиозные исторические события переплетены и связаны в тугой узел, распутывание которого неизменно ведет к катастрофической развязке.

Премьера шестой оперы композитора в Большом театре состоялась 3 февраля 1884 года, в то время как в Мариинском театре спектакль прошел тремя днями позже, 6 февраля 1884 года.


«Черевички»

В 1870 году Чайковский пишет оперу «Кузнец Вакула» на сюжет «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя. С этой оперой композитор принимает участие в конкурсе, организованном Петербургским русским музыкальным обществом. Авторитетное жюри присудило Чайковскому сразу две премии, а в 1874 году опера была поставлена на сцене Мариинского театра и шла с неизменным успехом. Несмотря на это, спустя десять лет Чайковский вернулся к старому сюжету и переработал его. В новой редакции опера получила и новое название — «Черевички».

Действие этой «комико-фантастической оперы» и лейтмотив — история любви Оксаны и Вакулы — разворачиваются на фоне украинской природы и народного быта. Прежде всего это одно из немногих произведений Чайковского, главные герои которого — простые люди. Поэтизация народной жизни, предлагаемая Гоголем, оказалась близка и Чайковскому. Привлекла композитора и возможность отразить украинский колорит, неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора, обычаев.

Премьера «Черевичек» состоялась в январе 1887 года и именно с этой оперы началась регулярная и систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижера. На память о его дебюте как оперного дирижера у Чайковского сохранился замечательный сувенир — серебряные черевички с гравировкой основных музыкальных тем главных действующих лиц оперы. В настоящее время эти туфельки хранятся в Клину, в доме-музее композитора.


«Чародейка»

«Чародейка» — любимое детище Чайковского, ей он отдал два года напряженной работы с 1885 по 1887 год. У композитора не было готового либретто: автор пьесы Ипполит Шпажинский присылал его частями, поэтому Чайковский в письмах выражал ему свои пожелания. Несмотря на то, что Шпажинский, переписывая либретто и шел на все уступки, большие изменения оно претерпело и во время репетиций. 20 октября 1887 года состоялась премьера в Мариинском театре, примечательно, что четырьмя первыми представлениями дирижировал автор. Несмотря на это, успеха опера не имела и выдержала только 12 постановок. Чайковский переживал неудачу очень тяжело. В письме к Надежде фон Мекк композитор писал: «Я непоколебимо убежден, что „Чародейка“ — лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив».

«Чародейка» на сцене Большого театра © Дамир Юсупов

«Роман о русской девичьей душе», так называл оперу Борис Асафьев, еще и о любви — во всех ее проявлениях, потому что любовь Кумы к Княжичу — безоглядная, всеохватывающая любовь независимой молодой женщины; любовь Княжича к Куме — первая пылкая любовь юноши; а любовь Князя к Куме — мучительная страсть немолодого жестокого человека. В итоге, супружеская любовь Князя и Княгини растоптана обоими: его похотливостью, ее мстительной ревностью. Любовь Княгини к Княжичу — материнская, переворачивает ей душу, и, возможно, самая сильная.


«Пиковая дама»

Чайковский начал работать над своей предпоследней оперой — «Пиковой дамой» — в январе 1890 года. В отличие от «Евгения Онегина», сочинение которого началось с письма Татьяны, композитор писал музыку последовательно. Возможно поэтому либретто в большой степени отличается от оригинала: произведение Пушкина прозаическое, либретто — стихотворное. Следовательно, множество изменений претерпели и характеры персонажей, и события, и время действия, и даже финал.

Клавир оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» © bidspirit

Чайковский был так глубоко захвачен всей атмосферой действия и образами героев «Пиковой дамы», что воспринимал их как реальных живых людей. Он писал брату Модесту: «Я испытываю в иных местах, например, в четвертой картине, которую аранжировал сегодня, такой страх, ужас и потрясение, что не может быть, чтобы и слушатель не испытывал хоть часть этого».

В результате, опера была написана в рекордный срок — за сорок четыре дня. Ее премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года и имела огромный успех. И по сей день «Пиковая дама» остается одной из непревзойденных вершин классического оперного наследия.


«Иоланта»

Последняя опера Чайковского впервые увидела свет рампы за год до смерти композитора, в 1892-м. Задумывалась она как часть смешанного представления, которое делила с двухактным балетом «Щелкунчик». Очарование сольных номеров, малая форма и сказочный сюжет со счастливым концом скрывала символистскую драму: в центре истории — героиня, лишенная зрения, которой, «чтобы знать красу вселенной», не нужен свет.

«Иоланта» Андрия Жолдака на сцене Михайловского театра © Михайловский театр

Пьеса датского поэта Хенрика Херца «Дочь короля Рене» (1845) русской публике была знакома в переводе Владимира Зотова. Она отвечала высказанному в последние годы желанию Петра Ильича написать оперу на «сюжет не от мира сего», по этой причине композитор находил поэтичными и саму историю, и либретто, сделанное его братом Модестом. Должно быть, Чайковского пленяла героиня, которая не считает себя несчастной, потому что ее согревает вера, и которая готова пожертвовать собой ради любви.
Одноактная, «слишком короткая, чтобы заполнить вечер», по желанию автора она должна была ставиться вместе с оперой «Алеко» Сергея Рахманинова.


Об истории создания трех лучших балетов Петра Ильича Чайковского читайте здесь

Еще больше интересных материалов ищите на нашем канале в Яндекс.ДЗЕН

Теги: Опера  Петр Чайковский

Известные оперы Петра Ильича Чайковского

Классическая музыка и операСписки, ранжирующие величайшие произведения, композиторов и музыкантов по инструментам.

Список популярных опер Петра Ильича Чайковского в алфавитном порядке с фотографиями, если они есть. Этот список опер Петра Ильича Чайковского включает названия всех опер Петра Ильича Чайковского, поэтому, если вы любитель оперы, вы можете узнать многие из этих исторических опер. Этот знаменитый список опер Петра Ильича Чайковского содержит различную информацию, например, на каком языке они были написаны и к какому жанру относится популярная опера Петра Ильича Чайковского. Есть много известных опер Петра Ильича Чайковского, поэтому этот список — отличный способ узнать о тех, о которых вы раньше не слышали.

Список состоит из множества разных композиторов, включая Евгения Онегина и Пиковую даму.

Этот список отвечает на вопрос «Какие оперы написал Петр Ильич Чайковский?»

Если вы пишете исследовательскую работу об исторических операх Петра Ильича Чайковского, то это идеальная отправная точка, чтобы узнать, какие известные оперы были написаны Петром Ильичем Чайковским.


Чайковский и его оперы — OperaPulse

С Петром Ильичем дело не только в балете с.

Я вырос с Чайковским. Ну, не буквально, но поскольку мои родители были русскими эмигрантами, я родился с музыкой Чайковского в своей ДНК. В детстве я слышал его симфонии, балеты, концерты и тональные поэмы, казалось бы, постоянно, дома и в спектаклях.

Как истинному ребенку русских родителей, мне не терпелось начать заниматься балетом, когда мне было пять лет. В возрасте шести лет я посетил свой первый живой Щелкунчик и вскоре после этого Лебединое озеро . Мой дебют соло на скрипке в возрасте девяти лет был Спящая красавица вальс, и я всегда считал скрипичный концерт Чайковского самым веселым для исполнения. Еще мне посчастливилось выступать с оркестром Американского театра балета в разгар их «русской» эры Баришникова-Макаровой.

Хотя моя мать рассказывала мне истории о том, как в детстве она посещала оперы в Великолепной Одесской опере, я никогда не слышал опер Чайковского, пока не выступил в Метрополитене. Однажды утром, не зная, что мы собираемся репетировать (вероятно, с затуманенными глазами после долгого выступления Вагнера накануне вечером), я услышал, как арфист играет самую красивую пьесу, которую я когда-либо слышал. Я спросил коллегу, что это такое. Она ответила: « Евгений Онегин . Вы никогда этого не слышали? Я этого не делал, но с тех пор этот шедевр занимает важное место в моем списке «самых любимых опер».

До того, как Чайковский написал Онегин , он пробовал свои силы в Ундине , малоизвестной опере, основанной на популярном романе французского писателя Фридриха де ла Мотт-Фоке Ундина , о водяной, которая жертвует своим бессмертием ради любви к смертный человек ( Русалка , кто-нибудь?). Чайковский завершил трехактное произведение в 1869 году., ожидая, что она будет исполнена в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Театр отказался от оперы, а так как Петру было всего двадцать девять лет, и при этом он был довольно скромным, он решил, что недостаточно разбирается в опере, чтобы успешно сочинять ее. В течение следующих нескольких лет он уничтожил практически всю музыку; таким образом, опера так и не была исполнена полностью. К счастью, до нас дошли четыре пьесы, в том числе ария, которую Чайковский повторно использовал в своей Симфонии № 2, и дуэт сопрано-тенора (см. видео), который он блестяще переработал в более позднем произведении. (Последнее я оставлю на усмотрение читателя. Поверьте мне, вы сразу его узнаете.)

В 1877 году знаменитая русская сопрано Елизавета Лавровская обратилась к Чайковскому с предложением написать оперу по роману Александра Пушкина в стихах Евгений Онегин . Чайковский сначала испугался; Пушкин был тогда, как и сейчас, национальным достоянием России. Но Петр быстро увлекся этим проектом, особенно когда его брат Модест подарил ему либретто, которое он написал вместе с русским писателем Константином Шиловским. Сам Чайковский отредактировал либретто, добавил некоторые свои тексты и сумел сохранить большую часть оригинальной поэзии и лирики. Фактически, он изначально назвал произведение «Поэтическое видение в лирических сценах». 9Премьера 0198 «Онегин » состоялась на рейвах в Московской консерватории в 1879 году, затем в Большом в 1881 году и в Гамбурге в 1892 году под управлением Малера. Опера не ставилась в Метрополитене до 1920 года и исполнялась на итальянском языке.

Модест взялся за либретто для Pique Dame соло, но ему еще предстояло убедить брата сочинить оперу. По мотивам рассказа Пушкина, Пиковая дама происходит во время правления Екатерины Великой, правившей с 1762 по 1799 годы.6 по существу охватила всю жизнь Моцарта. Моцарт был «музыкальным богом» Чайковского, и он воспользовался возможностью отдать дань уважения Моцарту, написав Act 2 fête в моцартовском стиле. Как всегда скромный, Чайковский приписал успех оперы в Мариинском театре 1890 года «настоящим чудесам», созданным уважаемым тенором Николаем Фигнером и петербургским оркестром. На самом деле произведение просто гениальное. Малер дирижировал премьерами Венской оперы 1902 года и Метрополитена 1910 года; Сергей Рахманинов принял эстафету в Москве в 1904.

К 50 годам у Чайковского уже были серьезные проблемы со здоровьем; тем не менее он пережил удивительный творческий период, когда, помимо « Щелкунчик » и Шестой симфонии, он написал свою последнюю оперу «Иоланта ». Он был измотан, проведя два года на Пике Даме ; тем не менее, когда ему оставалось жить всего шестнадцать месяцев, он вложил сердце и душу в Иоланту , рассказ о безусловной любви отца к своей слепой дочери. Возможно, Чайковский предчувствовал, что его время уходит, и выбрал этот рассказ, чтобы выразить свою веру в преобразующую силу любви.

Первоначально заказанная в 1891 году, опера была впервые представлена ​​в Мариинском театре в 1892 году как первый акт праздничного рождественского двойного афиши с Щелкунчик . Это был удивительный год для оперы, с премьерами таких классиков, как Pagliacci и Werther ; стилистически Иоланта , как говорят, вдохновил Пуччини на создание Турандот тридцать лет спустя. Iolanta Обстановка в Провансе пятнадцатого века придает ему очень французскую атмосферу, но его страстная музыка перекликается с музыкой Пике Дам . Как и в случае с Onegin , Чайковский внес свой вклад в либретто Модеста, основанного на датской поэме Kong Renés Datter ( Дочь короля Рене ) Хенрика Герца.