Содержание
С чего начиналась Родина. История создания великого монумента
52-метровая фигура статной женщины с мечом уже пятьдесят четыре года возвышается над Мамаевым курганом в Волгограде. Два десятилетия она была самой большой статуей в мире, да и сегодня поражает своими размерами и выразительностью. Пресс-служба Главгосэкспертизы России изучила историю создания великого во всех отношениях монумента.
Конкурс на создание памятника был объявлен в 1944-м — на следующий год после победы СССР в Сталинградской битве. Предлагались разные идеи, в большинстве своем так или иначе увековечивавшие образ Сталина. И только Андрей Константинович Буров, который был не только зодчим, но и талантливым инженером-изобретателем, предложил построить 150-метровую пирамиду из переплавленных немецких танков. Но эту идею отвергли.
Процесс выбора затянулся на пятнадцать лет, а проект в конце концов достался Евгению Викторовичу Вучетичу, который вообще не участвовал в конкурсе, однако успел проявить себя как выдающийся монументалист. Ему, например, принадлежит идея памятника Дзержинскому на одноименной площади в Москве и Ленину на Волго-Донском канале. В 1948 году Вучетич был главным скульптором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Кроме того, сам он в начале войны ушел добровольцем на фронт и воевал, пока не был контужен, – словом, его кандидатура идеально подходила для создания идеологического монумента.
Изначально утвержденный проект выглядел иначе: там тоже был образ Родины, но рядом с женской фигурой должна была находиться статуя коленопреклоненного солдата, протягивавшего ей меч. В этой композиции был нужный пафос, но не было динамики, и Вучетич самовольно изменил идею: фигура Родины должна стремиться вперед, она поднимает над головой меч и оборачивается, призывая своих сыновей ринуться в бой.
При первом же взгляде на Родину-мать Вучетича становится понятно, что именно брал за основу своего проекта скульптор, получивший прекрасное классическое образование в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (сегодня – Санкт-Петербургская академия художеств им. Репина). Конечно же, Нику Самофракийскую! Та же стремительность, те же развевающиеся одежды, охватывающие атлетическую фигуру, та же мощь и красота. И те же «мурашки» по коже у зрителей при взгляде на произведение.
Несомненно, родосскому скульптору Пифокриту, создавшему великолепную Нику, позировала женщина с прекрасными физическими данными. А кто же послужил моделью Евгению Вучетичу? Лицо Родины скульптор «делал» со своей молодой жены, третьей по счету, – Веры Владимировны, в девичестве Покровской. Фигуру же он лепил со знаменитой советской метательницы диска Нины Думбадзе.
У Нины – интереснейшая биография. Ее отец, Яков Думбадзе, учился в медицинском университете Берлина, где женился на шведке, баронессе Матильде фон Икскюль. Сначала семья жила в Одессе, именно здесь в 1935 году Якова Константиновича арестовали и дали пять лет лагерей. Что случилось с Матильдой, — неизвестно. А Нина попала в Тбилиси. В детстве она занималась балетом, но в шестнадцать лет пришла в легкую атлетику, где стала демонстрировать прекрасные результаты в прыжках в высоту и длину, а также в многоборье.
После тяжелой травмы, полученной на соревнованиях по прыжкам, Нине рекомендовали оставить спорт, но вместо этого она занялась более статичной дисциплиной – метанием диска. Она дважды стала чемпионкой Европы, рекордсменкой Всемирных студенческих игр 1951 года в Люксембурге. Лучший свой результат Нина показала на чемпионате Европы 1946 года: она метнула диск на немыслимые 51, 24 метра. Это был абсолютный мировой рекорд, который долго еще никто не мог побороть и который не был засчитан, поскольку СССР тогда не являлся членом Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). А в 1952-м Нина превысит собственный рекорд, запустив диск на 57, 04 м. Результаты Нины входили в десятку лучших в мире в течение двадцати лет. Думбадзе была мощной, высокой спортсменкой с ростом 178 и весом 82 кг. Вучетич сделал безошибочный выбор, дав Родине-матери сильное статное тело Нины Думбадзе.
Итак, высота фигуры Родины-матери должна была составлять 52 метра. Плюс рука, поднятая на 20 метров, плюс меч длиной 33 метра. Общая высота скульптуры – 85 м. Инженерные расчеты для сооружения этой конструкции делал выдающийся инженер Николай Васильевич Никитин. В 1937 году он работал в мастерской, где создавался так и не осуществленный проект знаменитого Дворца Советов высотой 495 метров. Именно Никитин тогда рассчитал динамическое действие ветровой нагрузки на здание, для чего разработал новую методику – весьма близкую к той, что используется в аналогичных ситуациях сегодня. Кроме военных сооружений он проектировал сборные железобетонные конструкции промышленных зданий, был одним из создателей высотного здания МГУ на Ленинских горах. Одно время он работал главным конструктором Моспроекта и Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений. Наконец, Никитин стал автором проекта и главным конструктором Останкинской телебашни.
Строительство Родины-матери было начато в 1959 году, когда Волгоград, который тогда еще назывался Сталинградом, лежал в руинах. Чтобы укрепить фундамент скульптуры, его засыпали 150 тыс. тоннами грунта. Дело шло медленно, на один только монтаж строительных лесов ушло полтора года. В 1964-м их наконец поставили на вершине Мамаева кургана. Внутри лесов установили стальную арматуру и деревянную опалубку, а затем, ярус за ярусом, стали наращивать бетон. Руки, голову, шарф и, конечно, меч Родины-матери делали в мастерских, а затем поднимали краном.
Монумент полый: внутри него натянуты металлические канаты, которые делают статую устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Кстати, кроме тех 150 тонн грунта, Родина-мать никак не закреплена на земле. Она стоит и не падает за счет собственного веса в 8 000 тонн. Железобетон, из которого сделан монумент, был самым дешевым на тот момент материалом. Но он оказался весьма хрупким: уже через год после открытия памятника на нем образовались маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.
Открытие Родины-матери состоялось только в 1967 году, но вскоре последовал ряд доработок монумента. Например, 33-метровый меч Родины изначально был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но поскольку он раскачивался и скрипел на ветру, в 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями для снижения парусности. Тогда же, в 1972-м, пришлось провести первые реставрационные работы.
Последняя реставрация Родины-матери заняла несколько лет. В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи, в 2017-м прошли противоаварийные работы, в частности, были заменены канаты внутри монумента, обеспечивающие его устойчивость. Наконец, в марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы.
Следите за нами в
ВКонтакте
,
Одноклассники
,
Яндекс Дзен
и
Telegram
Подписаться на рассылку
Переслать материал на почту
Родина-Мать в цифрах и деталях: diana_mihailova — LiveJournal
15 октября 1967 года, была построена одна из высоких статуй мира, скульптура «Родина-мать зовёт!». Она является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенном на Мамаевом кургане в Волгограде.
Что представляет собой скульптура?
Железобетонная скульптура представляет собой фигуру женщины в полный рост, которая шагает вперёд с поднятым вверх мечом. Она воплощает в себе образ Родины, которая призывает своих сыновей сразиться с врагом.
Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который также входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. По задумке, выкованный на берегу Урала меч, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде, и в конечном итоге опущен после Победы в Берлине.
Монументы «Родина-мать зовёт!», «Тыл — фронту», «Воин-освободитель». Коллаж АиФ/ Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко, В. Коновалов, Алексей Витвицкий
Каковы размеры памятника?
Общая высота памятника с пьедесталом составляет 87 метров. Высота женской фигуры — 52 метра, а с учётом длины её руки и меча — 85 метров. Длина руки составляет 20 метров, меча — 33 метра.
После окончания строительства Родина-мать была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая статуя в мире, и оставалась ей в течение 22 лет. Сегодня она входит в десятку самых высокий статуй мира, изображающих фигуру в полный рост, и продолжает оставаться самой высокой скульптурой России.
Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. Внутри статуя полая, толщина железобетонных стен составляет 25-30 см.
Сталинградская битва в цифрах и фактах. ИнфографикаПодробнее
Кто автор проекта?
Статуя выполнена скульптором Евгением Вучетичеми инженером Николаем Никитиным.
В сентябре 1944 года был объявлен конкурс на создание памятника. В нём участвовали как известные архитекторы, так и солдаты, присылавшие эскизы по почте. Также проекты скульптуры приходили из-за рубежа. Однако Евгений Вучетич не принимал участие в конкурсе, ходили слухи, что свою задумку он представил напрямую Сталину.
В мае 1959 года строительство монумента было начато.рий о монументе «Родина-мать»
Подробнее
Каким мог быть памятник?
Участники конкурса предлагали разные решения памятника: архитектор Георгий Марцинкевич хотел поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а его коллега Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Согласно первоначальному проекту Вучетича, рядом с женской фигурой должна была находиться статуя солдата, который стоит на колене и протягивает свой меч Родине-матери. Впоследствии автор изменил проект, хотя он уже был утверждён. Вучетич убедил высшее руководство, что в таком виде композиция нарушает важный идеологический момент: война ещё не завершена, поэтому солдат не может отдавать свой меч.
Также изначально планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Никита Хрущевраспорядился увеличить её рост, чтобы она оказалась выше статуи Свободы (46 метров без пьедестала).
Меч статуи изначально был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но впоследствии оказалось, что он сильно раскачивается на ветру и скрипит. В 1972 году меч заменили на новый, изготовленный из стали.
Кто стал прообразом «Родины-матери»?
Искусствоведы сходятся во мнении, что при создании скульптуры Вучетич вдохновлялся барельефом «Марсельеза», расположенном на Триумфальной арке в Париже, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.
Доподлинно не известно, кто позировал скульптору. Одна из популярных версий, что фигура Родины-матери была вылеплена с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с супруги Вучетича Веры.
М | Родина: Форт Салем Вики
М
Пол
Небинарный
Цвет глаз
Синий
Статус
Жив
Род занятий
Солдат
Друзья
Петра Беллвезер, Президент Уэйд, Эбигейл Беллвезер, Раэль Коллар, Талли Крэйвен, Адиль
Portrayer
Эсс Хёдльмозер
Сезоны
Сезон 2, Сезон 3
Первое появление | Последнее появление |
---|---|
Мерзость | — |
M — повторяющийся персонаж в Родина: Форт Салем . Их изображает Эсс Хёдльмозер.
М — солдат второго года обучения в Военном колледже, М очень защищает свое подразделение и любую ведьму в их шабаше.
Содержание
- 1 История
- 2 На протяжении всей серии
- 2.1 Сезон 2
- 2.2 Сезон 3
- 3 отношения
- 4 Внешний вид
- 5 Сил и Способностей
- 5.1 Питание
- 5.2 Способности
- 6 Цитаты
- 7 Общая информация
- 8 Галерея
- 8.1 Изображения эпизодов
- 8.2 За кулисами
- 9 Каталожные номера
История[]
При первом призыве М чувствовали, что они не вписываются, будучи вынуждены выбирать между базовой тренировкой с женщинами или созданием оружия с мужчинами. Сара Алдер заметила их и призвала поступить в Военный колледж, видя в них то, чем они были.
На протяжении всего сериала[]
Сезон 2[]
Сезон 3[]
М назначен на должность охраны президента Келли Уэйд. Их способность чувствовать опасность оказывается наиболее полезной, позволяя ведьмам почувствовать попытку убийства и реализовать план по замене Келли Уэйд дубликатом голема, созданным Изадорой. Уэйд переживает покушение и скрывается в Сессии Чиппева под руководством М. На обратном пути в Соединенные Штаты маршал Сессии теряет контроль, но М. снова спасает Уэйда, который приводит ее в убежище в убежище. .
Отношения[]
Внешность[]
Силы и Способности[]
Сила[]
- Ведьмовская физиология: Будучи ведьмой, M обладает усиленными голосовыми связками, способными изменять физический мир пение различных семенных звуков и песен, а также улучшенные уши — как указано в Up is Down: барабанные перепонки с «пятью молоточками», по сравнению с обычными человеческими, которые способны ощущать дозвуковые и ультразвуковые частоты далеко за пределами возможности обычных людей. Они лидер ковена Сехмет.
- Телепатия : Ведьмы в Форт-Салеме прозвали его «Иносказательной речью». В «Not Our Daughters» М. использовала дальноречие для общения между членами шабаша. В Homo Cantus они использовали его, чтобы поддерживать связь с Анакостией, проникая в здание, где Камарилья проводила собрание, чтобы отчитаться перед ней. В «О, Илэйн» в Белом доме, как часть персонала президента Уэйда, М. использует дальноречие для общения со Стерлингом и Анакостией.
- Управление погодой : Ведьмы в Форт-Салеме прозвали его «погодным».
- Ветровой удар: В Безвозвратный , сражаясь с агентами Камарильи, М смог присоединиться к Талли, чтобы ударить ветром фургон и отправить его в Камарилью, чтобы спасти Эбигейл.
- Многоязычие: Из-за того, что говорит на менишэ — корне всех известных языков — М может говорить почти на всех языках. В «Матери всего, матери ничего» «прямо перед казнью Никте они призывают «Обряд доверенности» — вместе с несколькими другими ведьмами.
Способности[]
- Пик человеческого физического состояния: Как солдат, М находится в отличном физическом состоянии.
- Боец-эксперт: Во время обучения в Форт-Салеме М становится опытным в рукопашном бою. Они с легкостью сражались против Камарильи, сумев победить двоих сразу и не пострадать.
- Эксперт-тактик : М способен быстро разработать и выполнить план даже в кратчайшие сроки в боевых условиях.
Цитаты[]
Общая информация[]
Галерея[]
Изображения эпизодов[]
За кадром[]
Ссылки[]
M | Родина: Форт Салем Вики
М
Пол
Небинарный
Цвет глаз
Синий
Статус
Жив
Род занятий
Солдат
Друзья
Петра Беллвезер, Президент Уэйд, Эбигейл Беллвезер, Раэль Коллар, Талли Крейвен, Адиль
Portrayer
Эсс Хёдльмозер
Сезоны
Сезон 2, Сезон 3
Первое появление | Последнее появление |
---|---|
Мерзость | — |
M — повторяющийся персонаж в Родина: Форт Салем . Их изображает Эсс Хёдльмозер.
М — солдат второго года обучения в Военном колледже, М очень защищает свое подразделение и любую ведьму в их шабаше.
Содержание
- 1 История
- 2 На протяжении всей серии
- 2.1 Сезон 2
- 2.2 Сезон 3
- 3 отношения
- 4 Внешний вид
- 5 Сил и Способностей
- 5.1 Питание
- 5.2 Способности
- 6 Цитаты
- 7 Общая информация
- 8 Галерея
- 8.1 Изображения эпизодов
- 8.2 За кулисами
- 9 Ссылки
История[]
При первом призыве М чувствовали, что они не вписываются, будучи вынуждены выбирать между базовой тренировкой с женщинами или созданием оружия с мужчинами. Сара Алдер заметила их и призвала поступить в Военный колледж, видя в них то, чем они были.
На протяжении всей серии[]
Сезон 2[]
Сезон 3[]
М назначен на должность охраны президента Келли Уэйд. Их способность чувствовать опасность оказывается наиболее полезной, позволяя ведьмам почувствовать попытку убийства и реализовать план по замене Келли Уэйд дубликатом голема, созданным Изадорой. Уэйд переживает покушение и скрывается в Сессии Чиппева под руководством М. На обратном пути в Соединенные Штаты маршал Сессии теряет контроль, но М. снова спасает Уэйда, который приводит ее в убежище в убежище. .
Отношения[]
Внешность[]
Силы и Способности[]
Сила[]
- Ведьмовская физиология: Будучи ведьмой, M обладает усиленными голосовыми связками, способными изменять физический мир пение различных семенных звуков и песен, а также улучшенные уши — как указано в Up is Down: барабанные перепонки с «пятью молоточками», по сравнению с обычными человеческими, которые способны ощущать дозвуковые и ультразвуковые частоты далеко за пределами возможности обычных людей. Они лидер ковена Сехмет.
- Телепатия : Ведьмы в Форт-Салеме прозвали его «Иносказательной речью». В «Not Our Daughters» М. использовала дальноречие для общения между членами шабаша. В Homo Cantus они использовали его, чтобы поддерживать связь с Анакостией, проникая в здание, где Камарилья проводила собрание, чтобы отчитаться перед ней. В «О, Илэйн» в Белом доме, как часть персонала президента Уэйда, М. использует дальноречие для общения со Стерлингом и Анакостией.
- Управление погодой : Ведьмы в Форт-Салеме прозвали его «погодным».
- Ветровой удар: В Безвозвратный , сражаясь с агентами Камарильи, М смог присоединиться к Талли, чтобы ударить ветром фургон и отправить его в Камарилью, чтобы спасти Эбигейл.
- Многоязычие: Из-за того, что говорит на менишэ — корне всех известных языков — М может говорить почти на всех языках. В «Матери всего, матери ничего» «прямо перед казнью Никте они призывают «Обряд доверенности» — вместе с несколькими другими ведьмами.
Способности[]
- Пик человеческого физического состояния: Как солдат, М находится в отличном физическом состоянии.