Склавины и анты венеды: Венеты, склавины, анты. «Свои» и «чужие»

венеды, анты, русы. Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни]

Восточные славяноарийцы: венеды, анты, русы

Соседями германских и кельтских народов издревле были славяне. Славяне расселились в землях, где текли обильные реки, было много озёр и болот. Горы, дремучие леса, суровый климат формировали славянский характер. Нужно было немало потрудиться, чтобы превратить болота и леса в обработанную землю. Именно эти условия и способствовали развитию межродовых отношений, основанных на совместном труде больших семей.

По «Велесовой книге» славяне – дети Славы и Богумира. Древнейшим праславянским родом признаются кимры, дети Богумира. А славянскими племенами называются древляне, поляне и кривичи, потомки дочерей Богумира – Древы, Полевы и Скревы. И это роды матриархальные, ведущие происхождение от прародительниц.

Патриархальными родами были собственно арийцы, произошедшие от праотца Ария и его детей – Кия, Щека и Хорива. От Кия пошли восточные славяне, от Щека – западные, а от Хорива – южные. Впрочем, от сих же родовичей произошли все арийские роды – и германские, и кельтские, а также иранские и индийские.


Разделение на иранцев и европейцев, по «Велесовой книге», происходило довольно поздно, во времена братьев Славена и Скифа. От Славена, основателя легендарного Словенска, произошли первоначальные славяне Руси. Однако от арийско-скифской ветви также потом произошёл славянский род. И это были венеды. Венеды – это славяне, которые почитают прародителем Венда – сына Скифа.

Затем сам Венд родил Кисека, родовича казаков, а также западных немцев (гессенцев-тевтонов), чему есть подтверждение и в германских этиологических легендах о прародителе Кусе. То есть в дощечках говорится о прямом родстве германцев и венедов (вандалов). Венеды, по «Велесовой книге», так же как и предки германцев, готы (геты, хетты), пришли в свои земли из Северного Причерноморья, с Дона. А ранее они были в Малой и Передней Азии (хетты). Полагают также, что они вышли из Индии (эпической Виндии, Хинда), с реки Инд, откуда и идёт их самоназвание.

Также «Велесова книга» говорит: «Вспомним о том, как при отце Арии был единым род славян. А после отца три сына его разделили род на три рода. А потом русколане и венеды разделились на два рода» (Бус III, 3:9). То есть разделение славян на западную и восточную ветви произошло позднее времён прародителей.

Прародину венедов, или энетов, в античные времена помещали в Малой и Передней Азии Геродот, Страбон, Тацит, Гай Плиний Секунд и многие другие историки. Так, «отец истории» Геродот в V веке до н. э. писал, что «пределы земли сигинов простираются до области энетов на Адриатическом море». И представление это восходит ещё к Гомеру, который в Илиаде (II, 851) упомянул о малоазийском вожде Пилемене, защитнике Трои, который вывел своих родичей из Энетии, от месков-скотоводов.

Потом венеды переселились в Венетию на берегах Адриатического моря. Здесь они стали этрусками, потом, вероятно, от них произошли венецианцы. Часть венедов-энетов-виндов поселилась у Керченского пролива (Боспора Киммерийского), в Синдике. Здесь они стали синдами, или индами. И отсюда, а также из Малой Азии, часть венедов двинулась к Балтийскому морю. На Балтийском море венеды (венеты) были известны многим античным географам, начиная с Пифея. Они там добывали янтарь, весьма ценившийся в Греции и Риме. От них потом произошли западные славяне.

Юлий Цезарь и Страбон считали территорией венедов полуостров Бретань (на западе современной Франции). Плиний Младший знал венедов – носителей пшеворской археологической культуры в Прибалтике. Тацит же сравнивал венедов с германцами и сарматами, говоря, что они живут на востоке, и описывая смешанные сармато-венедские браки (зарубинецкая культура). Готский историк Иордан сообщает, что венеды «происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венедов, антов и склавинов (славян)».

Таким образом, венеды, занимавшие обширную территорию северовосточнее Дуная, – древнейший арийский род, явившийся 3–4 тысячи лет назад. Под натиском фракийцев, кельтов и сарматов-скифов часть племён отделилась (италийские венеды и царство Норика), а основная часть расселилась от Вислы до Днепра (Борисфен). На Анатолийский полуостров они могли проникнуть, принимая участие в походах либо киммерийцев, либо греко-фракийцев. В Прибалтике венеды, смешавшись с прибалтами-эстиями, приняли участие в рождении балто-славян.

Также венеды помогли и рождению восточных славян. С VII по IX век венды не раз переселялись в земли кривичей и словен и явившихся там значительно ранее венедов-вятичей. Сюда западные венеды уходили от натиска германцев. И потому имя венедов (или вендов) было перенесено также на всех восточных славян.

Потому в «Велесовой книге» сказано: «Мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своем золотом ложе (то есть на западе). И там их земля есть. Об этом Сварог отцам нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас» (Лют II, 7:20).

Западных вендов восточные славяне и русколане звали в свои земли, помня о родстве: «Венды! Вернитесь на земли наши в степи древние! И поглядите на вспаханные поля, которые были бедными до прихода нашего из Пятиречья и Семиречья!» (Троян III, 3:7).

О славянах-венедах писал также готский историк V века Иордан: «От истока Вислы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами».

О венедах, как предках западных славян, а также отчасти восточных германцев, современной науке известно более всего, ибо их история прервалась в Позднее Средневековье. До недавнего времени сохранялись даже анналы венедских королей, на которые ссылались западноевропейские историки вплоть до XVIII века – например, Иоахим Кранц, составивший по ним свою «Историю вандалов». Кранц перечислял венедских королей от IV века до н. э.

К сожалению, ныне этот труд науке известен только по ссылкам и цитатам более поздних авторов. Если же он будет найден, история западных славян вполне может удлиниться более чем на тысячелетие, но мало кто прикладывает ныне к сему усилия.

Разделение славян в Древнем мире на восточную и западную ветвь, по сути, не этническое, не языковое, а разделение по вере. Западные славяне склонялись к лунным культам, ибо их родович Венд – сын лунных богов Семаргла и Деваны. Восточные же славяне склонялись к солнечным Ярилиным культам. Но и это разделение условно, ибо картина была много сложнее.

По легенде, переданной Геродотом, предки восточных славян, сколоты, произошли от Зевса (так греки называли Сварога) и дочери божества реки Борисфена (Днепра). Культура их была отчасти иранской (арийской), это видно и по пересказу Геродота, приводящего именно иранские имена прародителей: у сына Зевса и дочери Борисфена по имени Таргитай родились сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. На землю с неба упали золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Только младший Колоксай смог взять золото, у его братьев оно загоралось в руках. Колоксай и стал царём.

Солнечная колесница. Гольштадт

У скифов-иранцев сколоты переняли скифскую триаду: оружие, конское снаряжение, звериный стиль. Сколотов скифы, а потом сарматы называли русами (белокурыми), и отсюда пошли названия одного из племён – росы, а также реки – Рось, где находился город Родень – место культа бога Рода. У сколотов было много городов, тогда как скифы их почти не строили.


Отличительной чертой именно славян тогда являлся обычай сжигать на могиле верхнюю часть гробницы-домовины. Встречалось сожжение деревянного сооружения вместе с покойником, над которым потом насыпали курган. Ранее сколоты хоронили покойников в скорченном виде, для чего труп связывали. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Было и представление, что душа умершего переселяется птицей на небо, в Ирий. Осуществив сожжение, отослав душу умершего к душам других предков, древний славянин хоронил прах умершего в священную землю предков.

Землепашцы-сколоты торговали зерном с греческим городом Ольвией, построенным в Крыму. Путь к нему назывался золотым путём. Близ Ольвии найдено изваяние из камня бога плодородия, принадлежавшее, по-видимому сколотам. Славянские отличительные черты у потомков сколотов стали проявляться от древних киммерийцев, коих «Велесова книга» именует предками славян, от сарматов-русколан, а также от венедов-бордичей, которые впервые на рубеже нашей эры пришли в Приднепровье.

После длительного общения с русколанами часть южных племён образовала народ антов, в котором растворились некоторые сарматские-руколанские племена. Центральные венеды стали именоваться «славянами», а западные племена сохранили свое название «венеды». Так образовался славянский этнос с общей культурой и языком.

Учёные выделяют четыре археологические культуры славян. Первая: чернолесская, названная по урочищу Чёрный лес, с характерными изделиями из железа. Вторая: Милоградская, носящая черты скифского влияния. Третья: Зарубинецкая, названная по селу Зарубенцы в излучине Днепра, отражающая упадок культуры после нашествия сарматов. И четвёртая: Черняховская, названная по селу Черняхово на Киевщине, относящаяся к периоду расцвета торговли (это подтверждают найденные в захоронениях римские монеты).

Юго-восточная часть славян образовала большой племенной союз – анты, кои позднее вошли в аланский союз племён. Несмотря на господство в Причерноморье скифов, а потом сарматов-аланов, анты расселились на побережье Чёрного моря от Днестра до Днепра. Анты и славяне нередко действовали совместно. Прокопий Кесарийский писал: «…у тех и у других единый язык, совершенно варварский. Внешностью они ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и сильны телом… Да и имя встарь у славинов и антов было одно. Они считают, что один из богов – создатель молнии, и приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Анты искуснее всех умеют сражаться в труднодоступных местностях».

Часть скифов-сарматов, растворившаяся среди антов, внесла элементы своей культуры, верований и языка и также стали пращурами славян. И сарматов, и антов, и славян объединяли общность культуры, едиными были лепная керамика, домостроительство. Обнаружена и посуда, выполненная на гончарном круге.

Анты знали не только военное ремесло, но так же, как и остальные славяне, занимались земледелием. Продавали зерно в торговых городах на побережье Чёрного моря (Херсонес, Ольвия). Анты расселились широко, смешались с другими славянскими, а нередко и неславянскими народами. Часть антов ушла с аварами за Дунай, где они растворились среди южнославянских племён сербов и хорватов. В Поднепровье в VII веке анты стали именоваться славянами. Дальнейшее расселение славян привело к их делению на три группы: восточные, западные и южные.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. 5. Финикия-Венеция и славяне Венеды

1. 5. Финикия-Венеция и славяне Венеды
Еще более усиливает сближение Гиксосов со Славянами признание египтологов, что Гиксосы были, оказывается, Финикийцами [92], с.242. А как мы уже знаем, «древняя» Финикия или Виникия происходит от имени славян-венедов. Отсюда, кстати, и

Восточные славяне и русы в языческое время

Восточные славяне и русы в языческое время
Самое известное и полное описание жизни предков восточных славян сделал академик Б. А. Рыбаков в своем труде «Язычество древних славян». Он пишет, что уже со II века н. э. обнаруживается «резкий подъем всей хозяйственной и

Глава 10 Венеды

Глава 10
Венеды
Тем, кто не лег под бастарнскими мечами и не остался на месте под оккупацией, не оставалось ничего иного как смещаться на север, в леса. И вести там неуютную жизнь. И чтобы выжить, им необходимо было к кому-то примыкать. К кому?А у нас как раз тут, на лесном

Русь-Сурия-Палестина — Белый Стан пеласгов. Русы, гибридные русы и «люди смерти». История протосемитов, русо-евреев и евреев

Русь-Сурия-Палестина — Белый Стан пеласгов. Русы, гибридные русы и «люди смерти». История протосемитов, русо-евреев и евреев
В тени Шумера и Египта достижения базисного суперэтноса русов выглядели уже не столь броско и значительно. Так бывает, когда из простой сельской

Филистимляне-пеласги (белые русы).

«Народы моря». Финикийцы-венеды-венеци и «финикийская проблема» во II–I тыс. до н. э

Филистимляне-пеласги (белые русы). «Народы моря». Финикийцы-венеды-венеци и «финикийская проблема» во II–I тыс. до н. э
Если верить ветхозаветным текстам Торы-Пятикнижия-Библии и сочинениям древних и античных историков, то на Ближнем Востоке и в Средиземноморье (не говоря

Кто такие венеды?

Кто такие венеды?
Античная, древняя история венедов, по сути, представляет собой историю славян II тыс. до н. э. — I тыс. н. э. Атак как само имя народа венеды до сей поры даже в славянских странах для многих скрыто туманом сомнений и недосказанности, я приведу письменные

1.5. Финикия-Венеция и славяне-венеды

1.5. Финикия-Венеция и славяне-венеды
Еще более усиливает сближение Гиксосов со Славянами признание египтологов, что Гиксосы были, оказывается, ФИНИКИЙЦАМИ [99], с. 242. А как мы уже знаем, «древняя» Финикия или Виникия происходит от имени славян-ВЕНЕДОВ. Отсюда, кстати, и

ВАНЫ и ВЕНЕДЫ. «ВЕНЕДСКИЕ РУНЫ» В «КНИГЕ»

ВАНЫ и ВЕНЕДЫ. «ВЕНЕДСКИЕ РУНЫ» В «КНИГЕ»
Мифология венедов и германцев связаны крепко. И нельзя судить об одной, не разбираясь с другой. В Эдде венедов именуют ванами. Обычно, это утверждение воспринимается с явным недоумением. Так, почему эддические ваны есть венеды и

Анты

Анты
О судьбах восточных славян перед началом новой эры мы знаем очень мало. По языковым данным можно судить о том, что славяне поддерживали тесную связь с некоторыми своими соседями (см. выше, стр. 127), однако какой характер носили эти связи, определить трудно. Правда,

Глава 2. ВЕНЕДЫ, РУСЫ, ЗНАКИ РЮРИКОВИЧЕЙ И СЛАВЯНСКИЕ БОГИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРИБАЛТИКЕ

Глава 2.
ВЕНЕДЫ, РУСЫ, ЗНАКИ РЮРИКОВИЧЕЙ И СЛАВЯНСКИЕ БОГИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРИБАЛТИКЕ
Когда Саксон Грамматик заканчивал свою хронику, немцы открыли для себя морской путь в Восточную Прибалтику и приступили к покорению этого региона. Богоугодное дело порабощения

Восточные венеды. Священные камни земли Вантит

Восточные венеды. Священные камни земли Вантит
И на крайних пределах славянских
Лежит земля, называемая Вантит.
Гардизи (IX в.)
«На российской земле не было, пожалуй, славянского народа более загадочного, чем вятичи. Таинственный народ, глухими лесами отгороженный от

Филистимляне-пеласги и финикийцы-венеды

Филистимляне-пеласги и финикийцы-венеды
Топонимические двойники Ближнего Востока. Знаменитый палестино-финикийский город-порт на Средиземном море Библ… и Вавилон в Южной Месопотамии. Как писалось выше, исходное название Вавилона – Бабило (носовое «н», как и в

Привет № 1.

 Венеды, венеты, финикийцы

Привет № 1. Венеды, венеты, финикийцы
Карамзин скрупулёзно описывает фантастическую путаницу у древних и новых авторов по поводу венедов и венетов, а также их взаимоотношений с финикийцами.«Ещё в самой глубокой древности, лет за 450 до Рождества Христова, было известно в

ВАНЫ и ВЕНЕДЫ. «ВЕНЕДСКИЕ РУНЫ» В «КНИГЕ»

ВАНЫ и ВЕНЕДЫ. «ВЕНЕДСКИЕ РУНЫ» В «КНИГЕ»
Мифология венедов и германцев связаны крепко. И нельзя судить об одной, не разбираясь с другой. В Эдде венедов именуют ванами. Обычно, это утверждение воспринимается с явным недоумением. Так, почему эддические ваны есть венеды и

Венеды

Венеды
Историк Борис Рыбаков, ссылаясь на античные источники, выражал мнение, что славяне под именем венедов появились примерно в I веке нашей эры в результате «соприкосновения римлян с племенами южной Прибалтики». Действительно, многие латинские авторы VII–VIII веков под

Склавины

Склавины (склавены, греч.Σκλάβήνοι, лат.Sclaueni) — общее название всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских авторов.

Склавины
Современное самоназваниеСловене
РасселениеК Северу от Карпат
Археологическая культура Пражско-Корчакская культура
ЯзыкПраславянский язык
РелигияСлавянское язычество
Медиафайлы на Викискладе

Символическое изображение склавина, 990 г. н. э.

  • 1Использование этнонима
  • 2Первые упоминания
  • 3Принадлежность к славянам
  • 4История
    • 4. 1Первые набеги
    • 4.2В союзе с аварами
  • 5Правители склавинов
  • 6Примечания

От этнонима «склавины» происходит слово «склавинии» — обозначение социально-политических объединений славянских племён и областей их проживания по сведениям византийских источников VII—X вв.

Впервые это слово («Σκλαυηνίας») использовал Феофилакт Симокатта в труде «История» для обозначения вообще всей области, населенной славянами в конце VI — начале VII в..

Впервые этноним «склавины» упоминается в VI в. н. э. в работе «Гетика» (551 г.) Иордана в форме «Sclaveni» и в труде «Война с готами» Прокопия Кесарийского (555 г.) в форме «Sklaboi».

Авторы предоставляют следующую информацию о склавинах:

Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров.

Ибо они считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей, но когда смерть уже у них у ног, схвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут её, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение.

Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамые части, так и вступают в схватку с врагами.

Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.

Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав.

Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища. Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе

Прокопий Кесарийский. Война с готами. / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950.

Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север — до Висклы, вместо городов у них болота и леса.

Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там где Понтийское море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов.

Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Спб. Алетейя. 1997

В VII веке о склавинах, «называемых венедами», упоминает Фредегар Схоластик, повествуя о создании государства Само.

Большая часть исследователей считает, что позднеантичные «склавины» — это славяне. Отмечают также, что у раннесредневековых авторов Европы славяне упоминаются под названиями «скалавы», «стлавены» и «скловены», а у арабских авторов — под названиями «сакалабы» или «сакалиба». Было высказано предположение, что с помощью сочетания «ск» и «ст» авторы передавали отсутствующий в их языках звук «ч», а самоназвание славян восходит к слову «человек», что распространено у ряда народов (пример — ханты).

Многие авторы в своих трудах рядом со склавинами упоминают венедов и антов. Существует несколько гипотез, касающихся того, в каких связях эти народы относятся друг с другом:

(Первая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. И склавены, и венеды, и анты являются славянами.

Первая гипотеза гласит, что они являются тремя частями славянского народа, которые впоследствии стали южными, западными и восточными славянами, что соответствует языковому разделению славян. Но большинство лингвистов считает, что в VI веке такого деления еще не могло быть (славянская общность распадается с VII в. н. э.). Славяне себя венедами никогда не называли. Этноним «венеды» является кельтским по происхождению (см. Венеты, Адриатические венеты), и убедительно этимологизировать его на основе славянских языков не удаётся.

(Вторая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. Кельтский этноним «венеты» был перенесён сперва на пшеворцев, а затем на славян.

Вторая гипотеза гласит, что слова Иордана следует трактовать следующим образом: венеды являются древним народом, от которого произошел целый ряд современных народов, но в основном — склавины и анты. В таком случае имел место перенос этнонима «венеды» с кельтов сперва на пшеворское население (ассимилировавшее кельтов Юга Польши к началу нашей эры), а затем на славян, что не является редкостью для народов, населявших в разное время одну и ту же местность. Вполне возможно, что германцы стали называть южных пшеворцев венедами и именно поэтому Иордан, пользовавшийся готскими источниками, считает венедов славянами, а Прокопий не сообщает ничего о венедах. Этим экзоэтнонимом славян по сей день называют немцы и перенявшие у них это название эсты и карелы (см. Венды).

Что же касается антов, то Иордан их отождествляет со славянами, а судя по приведенному им ареалу их обитания (от Днепра до Днестра), археологически антов следует отождествлять с носителями пеньковских древностей. Тем не менее, Иордан различает антов и склавинов, сообщает о войнах между ними и совместном проживании на левобережье Дуная, но говорит о единстве их языка. А. Г. Алексаха считает, что любая археологическая культура, синхронная пражской, не может быть славянской, ссылаясь на критерий бездиалектности (распад славянского языка произошел не ранее VII—VIII в. н.э).

Пеньковская культура формировалась на основе киевской, принадлежавшей западным балтам, и очень сильно отличается от корчакской (пражской). Помимо этого, в болгарском языке имеются заимствования из западнобалтского, отсутствующие в других славянских языках, и на Балканах имеются западнобалтские топонимы, что говорит о том, что после выделения из славянской общности предки болгар находились в контакте с западными балтами (в месте совместного нахождения пражско-корчакских и пеньковских материалов — на правом берегу Дуная). Из всего этого можно сделать вывод, что языком антов был какой-то западнобалтский язык.

Пражско-корчакская археологическая культура (склавины)

Пражско-корчаская археологическая культура в V—VI веках на территории современной Украины

Пражско-корчаская археологическая культура в VII веке на территории современной Украины

В 1-й половине VI в. начинается переселение славян (носителей пражско-корчакской культуры) в Среднее Приднепровье и ассимиляция пеньковцев (антов) славянами. Через какое-то время в этом ареале доминирует пражская керамика (луки-райковецкой культуры) и славянские полуземлянки с печами-каменками. Несмотря на то что ассимилированные анты говорили уже на славянском языке, они всё ещё могли отличаться от славян традициями, одеждой и т. д.. После 602 г. сведения об антах исчезают.

Также вполне возможно, что изначальный язык антов был ещё ближе к славянскому, чем прусский (принадлежащий к той же западнобалтской группе), что могло создать для позднеантичных авторов ощущение, что это два диалекта одного языка.

Помимо венедов, антов и склавинов Иордан упоминает племя спалов в следующем контексте:

Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.

Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.

Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала её недосягаемой, соединив вместе и то и другое.

Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы.

Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения.

О похожем народе («спорах») сообщает Прокопий и указывает, что так ранее назывались анты и склавины. А Плиний сообщает о «спалеях» — народе, живущем около Танаиса.

В III в. н. э. в данном регионе готы могли встретить предков славян, сарматов и балтов (носителей киевской культуры). Учитывая, что римляне были знакомы с сарматами и упомянули бы родство спалеев с ними, этот вариант кажется маловероятным. Отождествлять славян со спалеями неверно, так как в славянских языках (русский, болгарский, польский, кашубский) есть слово «исполин», выводимое от того же корня, а традиция именовать великанов по названию неприятельского народа довольно распространена в мире (например «обр» — великан в чешском, словацком, словенском языках и «hüne» — великан в немецком языке). Таким образом, наиболее вероятным является, что спалеями/спорами/спалами называли часть представителей киевской культуры.

Первые набеги

Склавины в VI веке

Первые рейды склавинов на Византийскую империю, осуществлявшиеся совместно с антами, происходили во время правления императора Юстиниана I. В 540 году склавины вместе с протобулгарскими кутигурами пришли к воротам Константинополя. В 549 года совершили самостоятельные экспедиции, в ходе которых разорили Иллирию и Фракию, а также достигли берегов Эгейского моря. В следующем году огромное количество склавинов, которого никогда раньше не видели греки, вторглись в Далмацию и Фракию, в первый раз оставшись в пределах империи на зиму. Посланная на них весной 551 года византийская армия потерпела сокрушительное поражение при Адрианополе. В 558 году анты и склавины приняли участие в Великом вторжения кутигуров, достигнув византийского Константинополя и через Фермопилы вглубь Греции. В то время многие группы склавинов поселились в пределах империи в качестве союзников, поступив на службу императорской армии.

В своей книге «Тайная история» Прокопий Кесарийский так описывает вторжение варварских племен (в числе них и склавинов) в Восточную римскую империю (Византию) во времена василевса (императора) Юстиниана I:

Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причем многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах.

В союзе с аварами

На долгое время прекращению самостоятельных набегов склавинов на Византию послужило появление в Европе авар. Между 558 и 560 году они завоевали булгарских кутигуров и утигуров, а также антов. В 561 году они осели рядом с дакийскими склавинами, жившими к северу от нижнего Дуная и подчинили их себе. Аварское владычество над дакийскими склавинами, однако, не было твердым. Использовав перемещение авар в 567 году в Паннонию, склавины отказались платить дань аварам. По приказу своего лидера Добреты были убиты послы кагана авар, которые требовали уплаты дани. Примерно в 578 году, как сообщают греческие летописцы, 100 000 человек перешли Дунай и вторглись в Грецию. Император Тиберий II заключил союз с аварами, а каган Баян вторгся в Дакию, чтобы отомстить за смерть послов.

Около 574 года авары помогли склавинам завоевать земли Паннонии, а также некоторые земли низов Савы и середины Дуная. В 579 склавинские строители построили переправу через Саву, что позволило аварам в последующие годы осадить и захватить Сирмий (582). Дакийские склавины самостоятельно вторглись между 579 и 583 годами на Балканский полуостров, а затем в течение четырёх лет жили на нём совершенно свободно и без страха, как в своей собственной стране. Византия заключила союз с антами, который заставил склавинов частично вернуться в Дакию и вновь примириться с аварами. В результате этого было усилено аваро-славянское давление на Византию. В 584 году в руки авар попали крепости Виминациум, Августа и Сингидунум. Между 584 и 586 склавины вместе с аварами дважды осаждали Фессалонику.

  • Добрета
  • Пирагаст, в 597 г.
  • Ардагаст
  • Мусокий
  • Хацон
  • Пребонд
  1. Петрухин, Владимир Яковлевич.Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. — Москва: Языки русской культуры, 2000. — Т. 1. — С. 33. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0093-9.
  2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9-17 вв. / А. О. Чубарьян. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 597. — 784 с. —70 000 экз. — ISBN 5-94849-322-9.
  3. Ив. Дуйчев, ‘Славяни и първобългари’, Известия на Института за българска история, Vols 1, 2 (1951), pp. 197 et seq
  4. Буданова, Вера Павловна. . — Москва: РУДН, 2004.
  5. Свод древнейших письменных известий о славянах. — М.: Восточная литература, 1995. — Т. II. — С. 41.
  6. Иванова О. В., Литаврин Г. Г. Славяне и Византия // Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. — М.: Наука, 1985. — С. 85.
  7. J. Bouzek.Migrations and Ethnic Shiftson the Balkan Peninsulafrom 6 th to 11 th Century A. D. Ethnogenesis and Christianizationof Bulgaria // . — Eirene, 2007. — P. 112—125.
  8. Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. — Т. II. (VII—IX вв.). — С. 367—369.
  9. Алексаха, Андрей Григорьевич.Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // . — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 150.
  10. Артамонов М. И. Происхождение славян. Л., 1950., с. 17
  11. Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М 1962., с. 52
  12. Кухаренко Ю. В. Археология Польши М. 1969. с. 104
  13. Алексаха, Андрей Григорьевич.Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // . — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 151.
  14. Алексаха, Андрей Григорьевич.Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // . — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 152.
  15. И. П. Русанова. Славянские древности VI—IX вв. между Днепром и Западным Бугом. — М., 1973, с. 100
  16. Duridanov I. Zum Baltoslav. Baltistica. Vilnus. 1968 4
  17. Duridanov I. Südslavisch-Baltische Ubereinstimmengen in Bereiche der Wortbildung. Baltistica. Vilnus. 1969. (а)
  18. Алексаха, Андрей Григорьевич.Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // . — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 153.
  19. Свод древнейших письменных известий о славянах / Гиндин, Леонид Александрович, Литаврин, Геннадий Григорьевич.