Рюрик и братья: Трувор — биография

Трувор — биография

Легендарный брат Рюрика – основателя русской династии Рюриковичей (IX – XVI вв.) и Новгородского княжества на территории Северной Руси. Древнерусские летописи сообщают о Труворе под 862 г. (Сказание о призвании варягов) и под 864 г. (смерть Трувора).

Трувор – биография (жизнеописание)

Согласно древнерусским источникам Трувор вместе с Рюриком и Синеусом принял участие в Призвании варягов. В отличие от Рюрика, которого признают реальной личностью, в отношении Трувора, как и его брата Синеуса, у исследователей существуют большие сомнения.

Трувор в древнерусских источниках

В древнейшей (начало XII в.) Повести временных лет, помещенной в Лаврентьевский летописный свод (последняя четверть XIV в.), и во многих других, более поздних русских летописях, под 862 г. помещен рассказ о так называемом Призвании варягов. В этот год народы, проживавшие на Северо-Западе современной России – Чудь, Словене новгородские, Кривичи, Весь и Меря изгнали «варягов из заморья», которым до этого платили дань. Вскоре из-за возникших усобиц они были вынуждены пригласить к себе править князей со стороны. Это были варяги, называвшиеся Русь, во главе с братьями Рюриком, Трувором и Синеусом.

Рюрик сделал своей резиденций Новгород, Синеус «сел» в Белоозере, а Трувор обосновался в Изборске. Уже через два года Трувор и Синеус умерли, не оставив наследников, и с этого времени началось единоличное правление Рюрика в северорусских землях.

В некоторых летописях ( Ипатьевской – XV в.) есть информация о том, что первоначально братья «срубили город Ладогу» и только потом разошлись по другим городам. Никоновская летопись (XVII в.) указывает, что варяжские братья пришли на Русь «из Немец». А этого же века Иоакимовская летопись, известная по трудам В. Н. Татищева, сообщает, что Трувор был внуком новгородского старейшины Гостомысла и, соответственно, сыном его дочери Умилы и некоего «финского короля».

А был ли Трувор?

Главные сомнения в реальности Трувора, так же, как и его брата Синеуса, связаны с проблемой достоверности самого Предания о призвании варягов. Некоторые исследователи видят фольклорные (легендарные) истоки этого летописного сюжета. Другие полагают, что это искусственно созданный рассказ, за которым не стоит абсолютно никаких исторических реалий и который придуман для того, чтобы объяснить происхождение Русского государства. Само братство варягов объявлялось учеными сомнительным и ставилось в ряд со многими известными в истории генеалогическими легендами, начиная с сыновей Ноя и заканчивая древнерусскими же преданиями о появлении Киева благодаря перевозчику Кию и его братьям Щеку и Хориву.

Верный Рюрику, или «чудовищное недоразумение» летописца!

Еще немецкий ученый Г. З. Байер в XVIII в. высказал гипотезу о том, что братьев у Рюрика не было, а появившееся в летописи имя «Трувор» – результат неправильного истолкования ее автором относившегося к предводителю варягов выражения на старошведском языке «tru war» (или вариант «thru varing»), что означает «верная дружина». Позднее в историографии появилась трактовка этого выражения «верный», то есть Трувор – «Верный». Кому? Естественно, Рюрику!

Гипотеза о «чудовищном недоразумении» (выражение известного археолога Б. А. Рыбакова) – выдумке летописцем братьев Рюрика и сейчас популярна в научном мире, особенно у исследователей-археологов. Но многие лингвисты, в том числе и из скандинавских стран, отрицают возможность существования в древнескандинавской лексике такого по звучанию слова.

«Фальшивый» скандинав

Но если Трувор был реальной личностью, то кем он был? Известный немецкий этимолог М. Фасмер полагает, что имя Трувор происходит из древнескандинавского языка и является именем собственным. Но давние поиски лингвистами такого имени в древнескандинавских источниках к успеху не привели. Оно отсутствует в сагах. Видимо, правы те ученые, которые говорят, что имена Трувора и Синеуса только скандинавоподобны, но лишены скандинавского этнического контента.

Поэт и трубадур

Другой взгляд на этимологию этого имени продемонстрировал А. Г. Кузьмин, увидевший параллели Трувору в кельтской языковой среде. Ученый связывает его с названием исторического народа треверов, с современным кельтским по происхождению именем Тревор и даже видит аналогию в др.-французском trouveur – «поэт» и «трубадур».

Впрочем, существует версия, объясняющая происхождение имени Трувора от корня «три», то есть, третий по рождению, что согласуется с порядком летописного перечисления братьев.

Братья-славяне

В историографии еще со времен споров Г. З. Байера и М. В. Ломоносова были популярны представления о славянстве братьев-варягов. Из русских источников об этом косвенно говорит Иоакимовская летопись, объявляя их внуками Гостомысла.

О славянской этнической принадлежности Трувора сообщают т. н. мекленбургские генеалогические сочинения первой четверти XVIII в. По их информации Трувор был сыном Годлиба – короля полабских славян-ободритов. Вместе с братьями он отправился в 840 г. в Новгород. Под именем Трувара он фигурирует и в предании, записанном в Мекленбурге К. Мармье в начале уже следующего, XIX столетия. В нем также сыновья Годлава отправились на Русь.

Четыре взгляда на «город Трувора»

Согласно большинству летописей Трувор после событий 862 г. «сел» в Изборске. Тем самым последний оказался в тройке наиболее значимых и древних городов Руси. Но вызывает справедливое недоумение исследователей тот факт, что в следующий раз Изборск упомянут в летописях только в 1233 г. И так же, как в ситуации с «городом Синеуса» – Белоозером ставится вопрос о том, что упоминание Изборска применительно к 862 г. является припиской, вставкой летописца, сделанной в гораздо более позднее время, вероятнее всего, в эпоху Ярослава Мудрого. С «Изборском Трувора», как правило, связывают так называемое Труворово городище в поселке Старый Изборск, расположенное в 30 км западнее от Пскова.

Исследователи полагают, что это название памятник приобрел только в начале XIX в. с легкой руки архиепископа Псковского Евгения (Болховитинова), а по источникам XVI – XVII вв. это место называлось Старым городищем или просто Городищем. Труворово городище исследовалось археологами очень интенсивно, особенно с 1971 по 1992 гг., когда здесь работала постоянная экспедиция под руководством известного археолога В. В. Седова. Многолетние раскопки позволили ему зафиксировать здесь применительно к VIII – Х вв. значительное поселение, по видимости, протогородской центр окружающего населения. В качестве последнего выступают, прежде всего, летописные кривичи.

На сегодняшний день в интерпретациях существования «Изборска Трувора» проглядывают четыре направления:

  • Представители первого отвергают саму возможность его существования, аргументируя легендарностью самого Трувора. Археологическим доказательством выступает отсутствие культурных слоев ранее середины Х в. на Труворовом городище. Однако такие слои все же есть. Видимо, речь идет об отсутствии явных и многочисленных следов скандинавов на поселении, а они, с точки зрения норманнского происхождения Рюрика и его братьев, должны быть.
  • Ко второму лагерю относятся исследователи, главным образом, некоторые историки, которые сам факт присутствия на Трувором городище горизонтов второй половины IX в. готовы признать за доказательство присутствия на нем Трувора.
  • Третий взгляд, более осторожный, демонстрируют те археологи, которые сами и исследуют Городище. Но в этом лагере до признания «города Трувора» еще очень далеко. Как пишет современный исследователь Изборска, Н. В. Лопатин: «в ранний период Изборск, хотя и был заметным центром округи, не обнаруживает признаков одной из столиц призванного на княжение варяжского клана».
  • Изборск Трувора нужно искать в другом, более подходящем месте – считают представители четвертого направления. Наиболее интересна в этом плане гипотеза С. В. Белецкого о том, что Изборское городище с конца IX по начало XI вв. переживало запустение, а настоящий летописный Изборск 862 г. (Исуборг) размещался на городище летописного Пскова. И только после разгрома в начале XI в. Изборска Ярославом Мудрым часть его населения ушла в нынешний Изборск, перенеся туда и само название.

Трувор в Изборске: история продолжается…

Независимо от мнения ученых, был ли Трувор в Изборске или нет, и местные жители, и гости Старого Изборска в этом не сомневаются. Ведь сама Екатерина Великая верила в это и даже выпустила историческую медаль в честь Трувора, на котором был изображен несуществующий курган. Видимо, в таком мог быть захоронен варяг. Местные легенды связывают с Трувором и гигантский крест, находящийся на въезде на Городище. Уже доказано исследователями, что он изготовлен и поставлен в XV в. и никакого отношения к событиям IX столетия не имеет. Но ведь исторической народной памяти не прикажешь, и дух Трувора по-прежнему незримо витает над Старым Изборском.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Список источников и литературы: см. статью «Рюрик»

Рюрик, Синеус и Трувор — TrueView — LiveJournal

Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских земляхславянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика:

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Выдвину новую гипотезу:

Вставка сюжета о призвании варягов основана на западном, возможно, латиноязычном источнике. В оригинале могло выглядеть так:

Рюрик Старший (или Старый) и народ.

Можно и так:

Рюрик Старший со своим родом.

Синеус ~ лат. senex, senecis (арх. р.п.) «старый, старший», seneo «быть старым, быть дряхлым». Исп. señor, англ. signor, укр. синьйор «синьор». Готск. sineigs «старый»; sinista «старейшина».

Трувор-Тривор ~ лат. tribus «простой народ, толпа», англ. tribe «племя; клан, род; семейство; поколение» (from Latin tribus; probably related to Latin trēs «three»).

Заметим, что Рюрик назван старшим среди своих братьев, в летописях имя Трувора встречается в разных формах — Трувор, Тривор; Трубер. У Длугоша — Trubor, у Стрыйковского — Truwor alboTrubor. Легко принять рукописную связку «ci» за «u» в слове senecis и тогда получится Seneus-Sineus.

Синьор и народ!

…И пришел, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, со своим родом!

А может Тривор  —  это просто Третий сын? Имя Рюрика-Рерика может быть связано со славянским названием сокола Рарог, которое является заимствованием из древнегреческого (с протезой «р»). У Гомера встречаем: ἱέραξ -ᾱκος «ястреб или сокол».

В разных языках имеет много вариантов: чешские и словацкие Rarog, Raroh, Raroch, Rarašek, Rárožica, украинский Раріг, польский Raróg, хорватский Rarov, литовский Ràrogas и прочие. У словаков также есть группа слов járašek, járog.

© TrueView

Приглашение варягов: Рюрик и его братья прибывают в Старую Ладогу Васнецова, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. FAI-34348

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | $179.99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ФАИ-34348

Фотограф:

Коллекция:
Изображения изобразительного искусства

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Дата съемки:

21. 10.2015

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(5669х 4003 пикселей —
18,9″ х 13,3″ —
300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.