Содержание
Наши проекты «Сергий Радонежский и Куликовская битва». Создание газеты к памятной дате стр. 18класс
Проект создания газеты «Сергий Радонежский и Куликовская битва»
Чтобы сделать газету для проекта «Сергий Радонежский и Куликовская битва», нужно подобрать материалы о жизни Сергия Радонежского, особенно выделив материал о благословении святым старцем Дмитрия Донского.
Каждый материал можно распечатать или написать вручную на листке бумаги.
Как статью для газеты.
На листе нужно оставить место для иллюстрации к статье.
Иллюстрацией может быть рисунок, либо же можно распечатать картинки из интернета и наклеить их в статью.
После взять ватман, и разложить статьи в порядке хронологии жизни Сергия Радонежского до момента Куликовской битвы.
Если всё хорошо смотрится, то нужно их приклеить и написать заголовок газеты.
Пример заголовка к газете:
- Житие Сергия Радонежского.
- Благословение на победу Дмитрия Донского.
- Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
- Встреча Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
- Благословение Сергия Радонежского.
Название статей для газеты и краткое содержание:
1. Детство святого Сергия Радонежского
Сергий Радонежский родился в богатой семье бояр из Ростова.
В детстве его звали Варфоломей.
У Варфоломея было два старших брата.
Когда он пошёл учиться в школу, ему очень тяжело давались все науки, особенно грамота.
2. Молитва к Богу и встреча со старцем
Как-то раз маленький Варфоломей встретил в поле необычного старца.
Старец увидел духовным зрением, что мальчик отмечен Богом.
Тогда он обратился к нему, видя, что Варфоломей чем-то расстроен.
Узнав беду Варфоломея, старец повёл его в церковь и научил молиться.
С этого дня мальчик стал хорошо учиться и освоил Грамоту.
3. Основание церкви Святой Троицы.
Когда Варфоломею исполнилось 23 года, он совершил подвиг пустынножительства.
Вместе с братом они пошли жить в дремучий лес и там основали Троицкий монастырь.
Варфоломей постригся в монахи и стал отцом Сергием.
С течением времени люди узнали о чудесах, которые происходили с Сергием и стали жертвовать на строительство храма.
Так и построили всем миром Свято Троицкий монастырь под Москвой.
4. Ручной медведь монаха.
В пору строительства храма к Сергию пришёл голодный медведь.
Свирепое животное не испугало монаха.
Сергий понял, что медведь голоден и покормил его.
Медведь не понимал человеческой речи, но почувствовал Божье благословение, исходящее от монаха.
Так Сергий Радонежский обзавёлся ручным медведем.
5. Благословение для князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
Больше двух столетий русские земли находились под властью Золотой Орды.
Пришло время и русские князья объединились под властью Дмитрия Донского для освобождения своей земли от захватчиков.
Дмитрий Донской не захотел больше платить дань Золотой Орде.
Тогда Мамай объявил войну, которую мы знаем под названием Куликовская битва.
Князь попросил благословение святого старца Сергия на битву, и оно было получено.
Преподобный Сергий Радонежский напутствовал Великого князя словами: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!».
Русское войско выиграло Куликовскую битву, Мамай и его ханы были повержены.
Русский народ получил свободу, а Дмитрий Донской обрёл славу победителя и освободителя русской земли.
А также эти статьи можно оформить в виде электронной газеты — презентации.
Подсказка:
- Ответы к учебнику 4 класс 1 часть Житие Сергия Радонежского стр. 29
- Ответы к рабочей тетради «Жития» стр. 16
- Читательский дневник «Житие Сергия Радонежского»
_______
Сергий Радонежский: воплощение русского православия
- <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
- Би-би-си, Москва
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, wikipedia
Подпись к фото,
Юбилейные торжества проходят с 16 по 18 июля
В России отмечается 700-летие преподобного Сергия Радонежского.
Считается, что самый известный святой Русской православной церкви появился на свет 3 (13 мая) 1314 года. Однако дата не подтверждена стопроцентно надежными источниками, поэтому юбилейные торжества по решению Патриархии проходят не в мае, а 16-18 июля. Центральным событием станет 15-километровый крестный ход от города Хотьково до Троице-Сергиевый лавры, в котором, как ожидается, примут участие тысячи верующих.
Народный святой
Автор фото, wikipedia
Подпись к фото,
Сергий Радонежский (изображение на покрове XV века)
Официальная процедура канонизации в России была выработана только на Соборе 1549 года, созванном митрополитом Макарием. Сергий Радонежский был причислен к лику святых не по воле церковных иерархов или правительства, а мнением народным.
«Сергий сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы», — писал автор фундаментальной «Истории канонизации святых в Русской Церкви» Евгений Голубинский.
По данным Голубинского, первое упоминание о преподобном Сергии в этом качестве содержится в грамоте митрополита Ионы великому князю Дмитрию Шемяке от 1450 года. Митрополит грозил в ней Шемяке, узурпатору власти и известному взяточнику, утратой «милости московских святых».
Огромную роль в прославлении преподобного Сергия сыграл монах Пахомий Логофет, по национальности серб. Общаться с Сергием лично ему не довелось. Он приехал в Новгород ориентировочно в 1429 году, спустя 11 лет переселился в Москву и работал в Троице-Сергиевой лавре, где прославился как составитель житий святых и переводчик духовной литературы.
Сын оппозиционера
Будущий святой, в миру Варфоломей, был вторым из трех сыновей боярина Кирилла, служившего князьям ростовским (имеется в виду, конечно, не Ростов-на-Дону, а Ростов Великий, входящий ныне в «Золотое кольцо России»).
Ростов являлся первым значительным городом Северо-Восточной Руси и имел славную историю, восходящую к временам Владимира Крестителя, но впоследствии уступил пальму первенства Суздалю и Владимиру, а затем Москве.
Боярин Кирилл выступал за независимость Ростовского княжества и был недоволен его насильственным присоединением к Москве. Семья подверглась притеснениям со стороны московского воеводы, впала в бедность и около 1330 года переехала в небольшой городок Радонеж, подальше от новых властей.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В дальнейшем Радонеж оказался в тени основанного Сергием монастыря и превратился в село. По данным переписи 2010 года, его постоянное население составило пять человек.
С 12 лет Варфоломей отличался особой набожностью, изнурял себя постом и молитвой, и, по имеющимся данным, даже ссорился на этой почве с матерью, опасавшейся за его здоровье.
В 1335 году, после смерти родителей, Варфоломей постригся в монахи и уговорил старшего брата Стефана, чуть раньше также принявшего постриг, построить своими руками маленькую деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы и скит, как говорилось в житии, «среди лесного уединения и диких зверей».
Вскоре сказалась разница характеров двух братьев. Стефан хотел делать обычную церковную карьеру и через два года переселился в московский Богоявленский монастырь, где со временем сделался игуменом. Сергий, искавший «строжайшего монашества» и «духовного подвига», остался в одиночестве.
Прослышав о «святом старце» (в православной терминологии это слово не имело отношения к возрасту), к нему начали стекаться последователи. Согласно легенде, даже медведи приходили смиренно наблюдать, как он молится.
Личным примером
Автор фото, RIA Novosti
В 1345 году обитель оформилась в Троицкий монастырь. Став игуменом, Сергий до глубокой старости занимался физическим трудом по его расширению и благоустройству и обслуживал себя сам. Того же требовал от монахов, решительно борясь с праздностью и попытками жить на приношения мирян.
Трудам и мистическим откровениям преподобного Сергия посвящены циклы живописных полотен Михаила Нестерова и Николая Рериха. Самая известная картина Рериха на эту тему так и называется: «Сергий-строитель».
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,
«Видение отроку Варфоломею» (Михаил Нестеров)
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,
«Сергий-строитель» (Николай Рерих)
Слава о введенном Сергием строгом уставе дошла до Константинополя: вселенский патриарх Филофей направил ему со специальным посольством крест, монашеское облачение и грамоту с похвалами.
Монастырь стал местом паломничества как князей и бояр, так и простых людей, звался просто «Троицей», и всем было понятно, о чем речь. Многие миряне селились по соседству.
До и после смерти Сергия его ученики основали по всей Руси более 40 обителей, копировавших троицкий устав.
Согласно житию, преподобный Сергий творил многочисленные чудеса, в частности, воскрешал мертвых, озарял ночной лес ярким светом и лично общался с Богородицей и апостолами Петром и Иоанном.
Он скончался 25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет. Опять же, согласно житию, предсказал день своего ухода за шесть месяцев, все это время хранил молчание и лишь за несколько часов до смерти призвал братию, чтобы дать ей последние наставления.
5 июля 1422 года, как гласит церковное предание, мощи преподобного были обретены нетленными.
Созданный им монастырь поныне является одним из главных центров и почитаемых святынь русского православия, а также входит в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Автор фото, wikipedia
Подпись к фото,
«Защитники Троице-Сергиевой лавры в 1608 году» (Василий Верещагин)
Дважды он сыграл важную политическую роль: во время Смуты, выдержав в 1608-1610 годах шестнадцатимесячную осаду сторонников
Тушинского вора, и в 1689 году, став временным убежищем Петра I в ходе его противостояния с сестрой Софьей.
Вопреки распространенному мнению, тогда он еще не звался лаврой, а получил этот почетный статус в 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны.
10 ноября 1919 года большевики закрыли Троице-Сергиеву лавру. Еще раньше, 11 апреля, мощи преподобного Сергия «в порядке борьбы с религиозным дурманом» при большом стечении народа вытащили из раки и передали в качестве экспоната в местный музей. 20 апреля 1946 года монастырь и мощи были возвращены Церкви.
Святость и политика
Профессор Петербургского университета Андрей Буровский указывает на важное отличие русского монашества и понимания святости от европейского, да и православного византийского.
Самые знаменитые католические и византийские святые — Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Григорий Турский, Бернар Клервоский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Палама, Козьма Индикоплов — были выдающимися богословами и философами, учителями, сказавшими людям нечто новое о Христе и о жизни, яркими личностями и активными деятелями.
Францисканцам и доминиканцам, не говоря об иезуитах и адептах духовно-рыцарских орденов, предписывалось не только молиться, но, прежде всего, изо всех сил изменять грешный мир: к лучшему или к худшему с современной точки зрения — другой вопрос.
На Руси монашеский подвиг заключался в максимальном уходе от мира, отказе от индивидуальности и умерщвлении плоти. Самыми «правильными», авторитетными монахами считались схимники и пустынножители. Представить себе духовное лицо в латах во главе армии, как Ришелье, было абсолютно невозможно.
Преподобный Сергий не писал книг и в принципе никогда ничему не учил от собственного имени, а прославился как образец смирения и скромности.
Вмешиваясь в политику и вообще в мирскую жизнь, он, вопреки взглядам отца, неизменно проявлял лояльность потомкам Ивана Калиты. То заставил нижегородцев изгнать неугодного Москве князя Бориса Константиновича, пригрозив остановить богослужения в городских храмах, то мирил Дмитрия Донского с его зятем Олегом Рязанским, при этом открыто подыгрывая первому.
В 1377 году глубоко уважавший Сергия 85-летний московский митрополит Алексий, предвидя скорый конец, предложил троицкому настоятелю стать его преемником. Сергий отказался, что впоследствии ставилось ему почитателями в особую заслугу, взамен порекомендовав суздальского епископа Дионисия.
Однако великий князь Дмитрий, тогда еще не Донской, захотел видеть на митрополичьем престоле особо доверенного человека, известного под неуважительной кличкой «поп Митяй» — не епископа или архимандрита, а рядового священника, ради высокого сана срочно постригшегося в монахи — Дионисия же посадил под арест.
Вселенский патриарх Макарий не утвердил кандидатуру Митяя. Под ручательство Сергия Радонежского Дионисия освободили, но он нарушил данное слово, поехал в Константинополь и поднял там шум.
Митяй также отправился интриговать, но во время плавания по Черному морю неожиданно умер (по некоторым данным, был отравлен). В конце концов, митрополитом стал игумен переяславского Горицкого монастыря Пимен.
Что ни говори, история вышла неприглядная. Видимо, не случайно Дмитрий Донской, несмотря на заслуги победителя на Куликовом поле, был канонизирован РПЦ только в 1988 году.
Что касается позиции Сергия Радонежского, для верующих людей действия святого не могут быть предметом критического анализа. Мнения светских историков расходятся.
Одни полагают, что Сергию следовало либо оставить обитель и принять митрополичье служение — тогда князю, вероятно, пришлось бы согласиться, и удалось бы избежать дискредитации церкви и власти — либо открыто осудить Дмитрия. Другие полагают, что прямым участием в придворно-церковной борьбе он только растерял бы духовный авторитет.
На поле Куликовом
Битва с Мамаем велась не за освобождение Руси от ига, и сам Дмитрий Донской ничего подобного в мыслях не держал. Даже спустя девять лет после победы, в завещании сыновьям, он писал как об отдаленной мечте: «А буде переменит Бог Орду…».
Автор фото, wikipedia
Подпись к фото,
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву (гравюра Бориса Чорикова)
Московский князь решил вмешаться во внутриордынскую борьбу, длившуюся к тому времени 21 год и вошедшую в русские летописи как «великая замятня».
Беклярбек (высший военачальник) Мамай, не являвшийся потомком Чингисхана и соответственно не имевший прав на престол, претендовал на положение фактического правителя, по своей воле ставящего и смещающего ханов. Его противником был «легитимный» Тохтамыш, на чьей стороне выступил Дмитрий.
Разгром Мамая обещал изменить — и действительно изменил — характер отношений между Русью и Ордой. Одно дело униженно ездить в Сарай за ярлыками на княжение, и совсем другое — самим возводить на престол ханов.
А главное, Москва стремилась утвердить свое превосходство над другими русскими городами и землями. Кому из удельных правителей быть великим князем, прежде зависело от Орды. Теперь Дмитрий впервые потребовал от остальных князей участия в походе под его началом не именем хана, а как государь.
Прекрасно чувствуя эту разницу, большинство из них отказались идти в бой под московскими знаменами, в том числе его собственный тесть Дмитрий Нижегородский и Олег Рязанский. В свете сказанного их поступок выглядит не национальной изменой, а лишь эпизодом в борьбе за власть и влияние. Кто станет править в Орде, князьям было не столь важно, а вот дальнейшего возвышения Москвы они не хотели.
Оставшись практически в одиночестве, Дмитрий Донской испытывал серьезные колебания.
Хотя после инцидента с попом Митяем прошел всего год, Сергий Радонежский решительно встал на сторону князя, укрепил его дух и благословил на битву. А чтобы сделать свое незримое присутствие несомненным для войска, разрешил двум молодым инокам Троицкой обители, Александру Пересвету и Андрею Ослябе, до пострига бывшим воинами и отличавшимся огромной физической силой, временно выйти из монашеского чина и взять в руки оружие.
Историческая встреча состоялась 18 августа 1380 года, ровно за три недели до Куликовской битвы. По мнению некоторых исследователей, без Сергия Радонежского ее бы вовсе не было.
Дань в Сарай посылалась еще 100 лет, хотя соотношение сил необратимо изменилось, и применительно к этому периоду уместно говорить уже не об иге, а о сложном симбиозе. Но главным итогом Куликовской битвы стало окончательное утверждение Москвы в роли лидера русского Северо-Востока.
Историю, как известно, пишут победители. Роль Сергия Радонежского в тех событиях впоследствии оценивалась сугубо положительно, более того — ставилась едва ли не в главную заслугу.
Преподобный Сергий Радонежский —
Вычищая старые дискеты, я нашел статью, которую написал в 1991 году для студенческого семинара по русским и восточным исследованиям, посвященного восточнославянскому варианту православной культуры. Не особенно глубоко, но эй, что вы ожидаете от 22-летнего?
RAE 401
Доктор Роуленд
Весна 1991
Преподобный Сергий Радонежский
Покровитель Московской Руси в четырнадцатом веке, Сергий Радонежский считается одним из ведущих деятелей монашеского возрождения России, как а также человек большого политического и дипломатического значения. Подобно другим важным религиозным и политическим деятелям своего времени, Сергий теряется в слоях мифов и легенд летописей и Живет дней. Чтобы полностью понять роль этого великого исторического деятеля в сознании русского народа, необходимо изучить различные записи, в которых говорится о Сергии, а также житие святого.
Дата рождения Сергия оспаривается, но эксперты сходятся во мнении, что это было в начале четырнадцатого века, где-то между 1314 и 1321 годами. Сергий родился Варфоломеем (Варфоломеем), одним из трех сыновей боярской семьи. Семья впала в экономическую разруху в 1329 году. когда великий князь Московский Иван Калита присоединил к своим владениям родную Ростовскую губернию семьи. Семья переехала в Радонеж, небольшой город к северо-востоку от Москвы. В более поздние годы родители Сергия приняли постриг и вошли в церковную жизнь. Сергий со своим братом Стефаном (Стефаном) отправился затем в пустыню и в девяти верстах от Радонежа начал подвижническую жизнь. Место, где они поселились, должно было стать будущим Свято-Троицким монастырем.
Стивен не вынес жизни отшельника и ушел от Сергия, чтобы присоединиться к братии Богоявленского монастыря в Москве. Там он был сподвижником Алексея (Алексия), будущего митрополита Русского, а впоследствии стал духовником великого князя и других великих бояр. Через своего брата Сергий был тесно связан с двором и церковной иерархией. [2]
Сергий провел до двух лет в изоляции, пока постепенно вокруг него не начала формироваться группа учеников. Где-то между 1345 и 1346 годами он принял постриг и организовал небольшую общину. Вместе со своими последователями Сергий построил небольшой храм и посвятил его Святой Троице. Позднее, то ли в 1353, то ли в 1354 году Сергий был поставлен игуменом монастыря от Афанасия (Афансия), епископа Переяславского. Из-за своей любви к обособленности и нежелания быть настоятелем над многими Сергий был довольно либеральным лидером, предоставлявшим своим последователям большую свободу. Это вызвало некоторое негативное внимание как со стороны митрополита Алексия, так и со стороны Константинопольского патриарха Филофея, что привело к установлению в монастыре Студийского устава.
Было много предположений о духовных и умственных дисциплинах Сергия. Главное значение имеет вопрос о том, был ли Сергий знаком с техниками созерцания и умной молитвы, которые практиковали исихасты Афона и Византии. Вигцель утверждает, что аскеты России не практиковали исихастов, хотя во многих греческих мистических сочинениях церковной библиотеки свидетельствует, что Сергий и его последователи интересовались личным видением и божественным вдохновением. [3] Далее она указывает, что в это время были активны связи с Афоном и Константинополем, и священнослужители из Константинополя, а также монахи из Афона часто посещали Россию, пытаясь сохранить русские церкви под властью Восточной Церкви. .
Сергий также участвовал в нескольких государственных делах, касающихся московских князей, которые враждовали между собой, пытаясь консолидировать власть. Самым известным его деянием было благословение Дмитрия Донского перед Куликовской битвой в 1380 году. Более полный отчет о политической деятельности Сергия будет дан после конспекта его Жизнь .
Житие, деяния и чудеса блаженного и святого отца нашего Сергия Радонежского впервые было написано около 1418 года Епифанием (Епифанием) «Мудрым» и затем несколько раз переработано между 1440 и 1459 годами выходцем с Балкан , Пахомий Серб (Пахомий Логофет Серб), оба были монахами в Свято-Троицком монастыре. [4] Согласно житию, Сергий родился вторым сыном от отца своего Кирилла и матери Марии. Перед своим рождением он трижды вскрикнул во чреве в три самых торжественных минуты литургии, когда его мать была в храме. [5] Его родители были добродетельны и любимы Богом. [6] Кирилл пытался научить своих сыновей грамоте, но как ни старался, не смог научить своего сына Варфоломея. История рассказывает о долгих тайных молитвах мальчика к Богу, в которых он просил божественной помощи в понимании того, чему пытался научить его отец. Однажды отец послал юного Варфоломея на поиски пропавшего жеребенка, когда наткнулся на монаха «в виде ангела». Когда священник спросил Варфоломея, что он ищет, мальчик ответил, что хочет всей душой понять священные писания. Старик помолился и дал Варфоломею кусок пресного хлеба от Святого Дара, который мальчик съел. При этом он получил полное понимание письменного языка. С этого времени Варфоломей знал, что его судьба лежит в служении Церкви. Его родители просили, чтобы он дождался их смерти, прежде чем вступить в монашескую жизнь. После того, как его родители приняли постриг и поступили в монастырь и женский монастырь, Сергий ушел в пустыню со своим братом Стефаном, как уже было сказано. По отъезде брата Сергий жил один; его единственной компанией был дружелюбный медведь, которого он кормил, когда тот приходил в гости. Бесы, одетые в литовские одежды, посетили Сергия и безуспешно пытались отпугнуть его от святилища. [7]
Великое благочестие и смирение Сергия подчеркивается в Житии сообщениями о его посте, пристрастии к тяжелому физическому труду и общем пренебрежении к собственной внешности, предпочитая скромную, ветхую одежду к золоту, предложенному ему митрополитом. Рассказывают о человеке, пришедшем в монастырь с паломничеством к Сергию. Иноки сказали ему, что барин трудится в саду и что ему следует подождать, пока не кончится Сергий. Мужчина, выглянув из-за забора, мельком увидел Сергия, оборванного и грязного от трудов. Когда святой отец пришел к нему, тот человек оскорбил его и сказал, что он пришел к великому пророку, но вместо этого ему показали нищего. Сергий пал перед ним и в жесте полного смирения похвалил его за оценку. В это время к Сергию пришел князь и пал перед отцом в ноги. Первый человек, видя ошибочность своего пути, просил прощения и позже пришел в монастырь к Сергию, отдав все, что имел.
Через некоторое время Студийское правило было навязано Сергию и его монастырю патриархом Филофеем, как упоминалось ранее. Но Сергий, который не был очарован идеей возглавить своих собратьев, смиренно управлял обителью. Вместо суровых наказаний он использовал мягкие упреки и предоставил монахам большую свободу. С этим совсем не согласился брат Сергия, Стефан, когда тот вернулся в монастырь. Но вместо того, чтобы спорить с братом, Сергий оставил монастырь. После просьбы членов Святой Троицы Алексий приказал Сергию вернуться в его лоно и вновь позаботиться о них. По его возвращении было много радости, и не было никакого злого умысла.
Чудеса Сергия потом записываются в Житие . Считается, что Сергий воскресил мертвого ребенка. Когда родители обрадовались и пожелали рассказать всем соседям, Сергий сказал, что дитя только спит, и предупредил их, чтобы никому не говорили, что он воскресил дитя из мертвых. [8]
Сергий прославился и к нему приходили крестьяне для разрешения своих споров. Однажды к нему пришел крестьянин с жалобой на то, что богатый человек взял его свинью и зарезал ее безвозмездно крестьянину. Сергий увещевал богача, сказав ему, что он должен заплатить за то, что взял. Богач пообещал загладить свою вину, но, уходя от Сергия, передумал. Решив, что он не будет возвращать крестьянину, богач обнаружил, что украденное им мясо полно червей и даже его собаки не будут его есть.
Сергию также приписывают видения. Однажды ему и нескольким его ученикам явилась стая птиц без числа. Голос сказал Сергию, что монастырь его будет процветать и что последователи его будут неисчислимы, как и паства, которая была до него. [9] Говорят, что и Сергию было видение Непорочной с апостолами Петром и Иоанном. Несколько учеников Сергия, как написано, видели во время церковной службы вместе с Сергием озаренную ярким светом фигуру. Когда его ученики спросили, кто эта фигура, Сергий сказал своим последователям, что эта личность была его личным ангелом, который всегда помогал ему, когда он руководил службами в церкви.
Однажды к Сергию приехал греческий епископ из Константинополя. Увидев Сергия, он ослеп от лица святого отца. От прикосновения руки Сергия с глаз человека сошло что-то вроде чешуи, и его зрение восстановилось. [10] Епископ восхвалял Сергия как небесного человека и земного ангела.
Наконец, Жизнь охватывает некоторые политические действия Сергия. Написано, что князю Дмитрию Донскому предстояло сразиться с монгольским ханом Мамаем в битве на Куликовом поле. Сергий благословил Дмитрия и пророчил ему победу над Мамаем. Говорят, что на поле у Куликова, когда войска стали нервничать, появился Сергий и собрал войска на битву. Князь Дмитрий выиграл битву, и слава Сергия продолжала расти. Его попросили освятить прицел Богоявленской церкви великий князь Дмитрий. Он же освятил прицел для церкви Непорочной Божией Матери для князя Владимира.
В политическом мире религиозной иерархии был настоятель по имени Майкл, который замышлял заговор для собственной выгоды. Он стал епископом и много говорил против Сергия. Святой Отец, вместо того чтобы обидеться, лишь предупредил, что гордость погубит епископа. На лодке в Константинополь с визитом к начальству Михаил заболел и умер.
Сергий умер в 1392 году в возрасте 78 лет. Написано, что от его тела исходило сладкое благоухание. Братия монастыря оплакивала пропавшего пастыря, и ангельский сонм приветствовал Сергия в Царствии Небесном.
Этот Life следует типичному агиографическому образцу. Он начинается с благочестивого мальчика, который вырастает в великого слугу Бога. Он полон аллюзий на другие библейские отрывки (отмеченные в сносках). Life следует устоявшимся «нормам» из более ранних работ. Между этим произведением и Житием Феодосия прослеживаются явные параллели, такие как восхваление таких качеств, как послушание, скромность и кротость. Сергий, как и его предшественники, практиковал воздержание, пост и слезную молитву. [11] Однако характер Сергия представляется более утонченным, чем у Феодосия. Все отчеты, приведенные в Life , указывают на то, что он был полностью предан своему скромному образу жизни. Также нет упоминаний о нем как о сильном лидере перед лицом разногласий. Скорее, он избегает конфликта любой ценой и скорее уйдет, чем затеет драку, которая умалит дух любви и смирения, который он так старается поддерживать в монастыре. Отрывки из видений Сергия, как полагают, были добавлены Пахомием. Это примеры включения веры Юга в русскую подвижническую традицию.
Теперь будут рассмотрены политические действия Сергия. Интересно отметить, что в Житии почти нет упоминаний об этой области карьеры Сергия и не без оснований. Епифаний, поистине «Мудрый», проявил благоразумие, исключив эти действия из своей агиографии. В целом они казались бы несовместимыми с благочестивой жизнью святого. Сергий был тесно связан с великим князем Дмитрием и был крестным отцом двух сыновей Дмитрия [12] . Он совершил для него несколько дипломатических миссий, в том числе для заключения «вечного мира» между Москвой и Рязанью в 1385 г. [13] Споры вызывает причастность святого отца к козням великого князя в его отношениях с нижегородским князем Борисом в 1635 году. Борис при поддержке татар оспорил авторитет Дмитрия, желавшего дать Нижний Новгород старшему брату Бориса в возмещение за присоединение Дмитрием города старшего Суздаля. Когда Борис оказал сопротивление, митрополит Алексий поддержал Дмитрия и приказал Сергию ехать посланником в Нижний Новгород, чтобы пригласить Бориса в Москву. В то время был обычай брать заезжих князей, которые были в оппозиции, и заключать их в тюрьму, если они попадались на такую уловку. Борис, зная, что будет, если он примет приглашение, отказался ехать в Москву. По приказу Алексея Сергий закрыл все храмы Нижнего Новгорода. Это действие, хотя и широко используемое на латинском Западе, было беспрецедентным в восточно-православной традиции. [14] Как упоминалось ранее, это событие исключено из Жизни , а имя Сергия часто исключается из списка делегатов посланного к Борису, как сказано в летописях того времени.
Второй крупный «скандал» связан с назначением Киприана (Киприана), болгарского исихаста, преемником Алексея на посту митрополита. Киприан был назначен в 1375 году, через три года после смерти Алексея. Константинопольский патриарх, желая восстановить твердый контроль над областями России и Литвы, которыми пренебрегал Алексий, отказал великому князю Дмитрию в просьбе разделить митрополию на две части. Дмитрий решил опровергнуть легитимность назначения Киприана и выдвинуть своего кандидата. В 1378 году, после того как ему было грубо отказано во въезде в Москву, Киприан направил прошение Сергию, который встал на сторону Патриарха и поддержал Киприана как законного митрополита. Существует много предположений, подтверждающих тот факт, что благословение Сергием Дмитрия Донского перед его знаменитой битвой на Куликовом поле было условным, зависевшим от принятия им Киприана в качестве митрополита. [15] Этот тип политического маневрирования, конечно, не тот материал, из которого сделаны жизней .
Митрополит Алексий предложил назначить Сергия своим преемником на посту митрополита. Но Сергий отверг это предложение — показатель того, что, возможно, его больше устраивало оставаться дома и заниматься личными духовными интересами. С этого момента до смерти Сергия оставалось всего двенадцать лет. Он оставил процветающий монастырь, который вырос в духовный и культурный центр и на момент его смерти был самым важным во всей России. [16]
[1] 1314 год указан Мейендорфом в его книге Византия и восстание Руси , с. 323. Визгель приводит дату 1321 г. в г. Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) , с. 77; однако она отмечает, что эта дата не определена.
[2] Wigzell, стр. 77-78.
[3] Wizgell, p. 78.
[4] Мейендорф, с. 133.
[5] Это следует за историей из Луки 1:41, в которой по прибытии Девы Марии в дом ее кузины Елизаветы Иоанн Креститель вскочил во чреве Елизаветы. См. Федотов, . Русская религиозная мысль , с. 200.
[6] Жизнь Сергия будет почти полностью пересказана по рассказу Сергея Зеньковского в его книге Средневековая Русь Былины, летописи и сказки , если не указано иное.
[7] Упоминание о демонах, одетых как литовцы, имеет политический подтекст. По общему правилу русское сознание всегда было ксенофобским. Этот отрывок связывает чужаков — здесь, в частности, жителей Балтийского региона — с сатанинскими силами.
[8] Этот отрывок параллелен отрывку из Евангелия от Матфея 9:23-26, где Иисус также вернул ребенка к жизни и заявил, что ребенок просто спал.
[9] Это восходит к ветхозаветному завету Иеговы с Авраамом о том, что его потомство будет бесчисленным. Существует также смутная связь с голубем, который посетил Иисуса и Иоанна Крестителя во время крещения Иисуса, когда он начал служение.
[10] Это событие соответствует опыту Савла (позже апостола Павла) на пути в Дамаск. Когда его привели к Анании, к нему вернулось и зрение, когда «чешуя» упала с его глаз от прикосновения назначенного раба Божия.
[11] Эти качества встречаются в Житии Феодосия — Зеньковского, с. 108.
[12] Мейендорф, с. 135.
[13] Там же, с. 135.
[14] Этот счет освещен у Федотова, стр. 225-226; Мейендорф, с. 137; и Вигзелл, с. 79.
[15] Мейендорф, с. 135; Визгель, с. 39.
[16] Wigzell, p. 79.
Процитированные работы
Федотов Георгий. Русское религиозное сознание . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1965.
Мейендорф, Джон. Византия и возвышение Руси . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1981.
Вигзелл, Фейт. «Сергий Радонежский». Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) . Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1977.
Зеньковский, Серж. Средневековые русские былины, летописи и сказки . Нью-Йорк: EP Dutton, 19 лет.74.
Историческое письмо в России и Украине | Оксфордская история исторического письма: Том 3: 1400-1800
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический Оксфордская история исторического письма: Том 3: 1400–1800 Оксфордская история исторического письма Ранняя современная история (1500–1700) Книги Журналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический Оксфордская история исторического письма: Том 3: 1400–1800 Оксфордская история исторического письма Ранняя современная история (1500–1700) Книги Журналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Песенсон, Майкл А. и Дженнифер Б. Спок, 9 лет0003
«Историческое письмо в России и Украине»
,
Хосе Рабаса и др. (редакторы)
,
Оксфордская история исторического письма: Том 3: 1400-1800
, Оксфорд 0 История исторического письма
(
Oxford,
2012;
online edn,
Oxford Academic
, 16 Mar. 2015
), https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199219179.003.0015,
по состоянию на 16 ноября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический Оксфордская история исторического письма: Том 3: 1400–1800 Оксфордская история исторического письма Ранняя современная история (1500–1700) Книги Журналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический Оксфордская история исторического письма: Том 3: 1400–1800 Оксфордская история исторического письма Ранняя современная история (1500–1700) Книги Журналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматривается русская историческая письменность 1400–1800 гг. Историческое письмо того периода было тесно связано с политическими обстоятельствами, идеологией и структурой московского и петербургского дворов, а также с развитием Русской православной церкви как независимой ветви восточного православия после падения Константинополя. Эти условия затронули четыре области исторического письма: хроники ( летописи ) и хронографы ( хронографии ), что в конечном итоге привело к личностно-историческим описаниям, агиографическим житиям святых ( жития ), которые со временем перекликались с жанрами автобиографии и биографии, официальной государственной историографии и исследовательской истории.
Ключевые слова:
русское историческое письмо, украинское историческое письмо, историография, Русская православная церковь, летописи, хронографии, агиография, автобиография, биография
Предмет
История раннего Нового времени (1500–1700 гг. )
Серия
Оксфордская история исторического письма
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.