Семья чайковского петра ильича: предки Чайковского, родители, братья и сестры, племянники и т.д.

Содержание

М. И. Чайковский. Из семейных воспоминаний



10 августа 1895 года, г. Клин



Глава 1





Одной из оригинальнейших и характернейших черт Петра Ильича Чайковского было иронически недоверчивое отношение к благородству своего происхождения. Он не упускал случая поглумиться над гербом и дворянской короной своей фамилии, считая их фантастическими, и с упорством, переходящим иногда в своеобразное фатовство, настаивал на плебействе рода Чайковских. Это не являлось только результатом его демократических убеждений и симпатий, но также — щепетильной добросовестности и отчасти гордости, бывших в основе его нравственной личности. Он не считал себя столбовым дворянином потому, что среди ближайших предков ни по мужской, ни по женской линии не знал ни одного боярина, ни одного вотчинного землевладельца, а в качестве крепостных собственников мог назвать только своего отца, обладавшего семьею повара в четыре души. Вполне удовлетворенный сознанием, что носит имя безукоризненно честной и уважаемой семьи, он успокоился на этом и, так как заверения некоторых его родственников о древности происхождения фамилии Чайковских никогда документально не были доказаны, предпочитал идти навстречу возможным в том обществе, среди которого он вращался, намекам на его незнатность с открытым и несколько излишне подчеркнутым заявлением своего плебейства. Равнодушный к именитости предков, он, однако, не был равнодушен к их национальности. Претензии некоторых родственников на аристократичность рода Чайковских вызывали в нем насмешку недоверия, но подозрение в польском происхождении его раздражало и сердило. Любовь к России и ко всему русскому в нем коренилась так глубоко, что даже разбивала во всех других отношениях полное равнодушие к вопросам родовитости, и он был очень счастлив, что его отдаленнейший предок с отцовской стороны был из православных шляхтичей Кременчугского повета.



Звали его Федор Афанасьевич. Он ходил с Петром Великим воевать под Полтаву и в чине сотника умер от ран, оставив двух сирот. Один из них, Петр Федорович, был дед Петра Ильича. О нем известно только, что он служил городничим сначала города Слободского Вятской губернии, а потом Глазова той же губернии. В качестве статского советника и кавалера ордена Св.Владимира 4-й степени, по представлению бывшего сначала Вятским, а потом Казанским губернатором Желтухина, его приписали к дворянам Казанской губернии. Скончался он в 1818 году. П Ф был женат на Настасье Степановне Посоховой, по фамильным преданиям, дочери Кунгурского гарнизонного начальника, в 1780 году, по фамильным преданиям, повешенного Пугачевым при осаде этого города.



Брак П Ф и Н Ст был очень плодовит. У них родилось двадцать душ детей, из которых шестеро дожили до преклонных лет, а трое до глубокой старости. Старший из сыновей, Василий Петрович, начал службу в Казанском артиллерийском парке, одно время находился ординарцем при князе Платоне Зубове, затем перешел в гражданскую службу при канцелярии принца Георга Ольденбургского в Твери и умер в чине статского советника. Второй сын, Иван Петрович, служил по выходе из Второго кадетского корпуса в Петербурге в двадцатой артиллерийской бригаде, принимая участие во многих походах против неприятеля. За храбрость в сражениях при Прейсиш-Эйлау получил орден Св.Георгия 4-й степени. Убит в 1813 году под Монмартром, в Париже.





Третий сын, Петр Петрович, поступил на службу в 1802 году. Сперва служил в лейб-гвардии гренадерском полку, а потом в армии. В разное время и в разных должностях принимал участие в 52 сражениях с неприятелем: в турецких кампаниях 1804 и 1829 годов и во французских — в 1805, 1812 и 1814 годах. Из всей своей боевой службы вынес несколько тяжелых ран (считался раненым первого разряда) и орден Св.Георгия 4-й степени за храбрость. Впоследствии он был комендантом в Севастополе в 1831 году, затем директором Пятигорских Минеральных вод. Умер в глубокой старости в 1871 году в чине генерал-майора в отставке. Женат был на Елизавете Петровне Беренс и имел восемь человек детей. Мы вернемся к характеристике этого человека, потому что он и семья его играли большую роль в жизни Петра Ильича.



Четвертый сын, Владимир Петрович, служил в белостокском армейском пехотном полку. Впоследствии занимал должность городничего в г.Оханске Пермской губернии. Скончался в 1850 году. Женат был на Марье Александровне Каменской и имел трех сыновей и дочь Лидию, подругу детства П Иа.



Младшим из сыновей был Илья Петрович, отец композитора. Кроме сыновей, у Петра Федоровича было четыре дочери, по замужеству: Еврейнова, Попова, Широкшина и младшая из всех детей — Антипова.



Из краткого обзора деяний представителей в прошлом рода Чайковских, по мере сил честно исполнявших свой долг перед родиной, можно видеть, до какой степени Петр Ильич был прав, довольствуясь тем, что подлинно известно о его старейших родичах, и не гоняясь за геральдическими побрякушками, которые к доброй и безупречной памяти их ничего не прибавили бы.



По матери П И имел дедом Андрея Михайловича Ассиера, католика французского происхождения, но явившегося в Россию из Пруссии, куда отец его эмигрировал, кажется, во времена большой французской революции. Приняв русское подданство, А М, благодаря общественным связям и своему образованию, особенно замечательному по знанию языков, вскоре занял заметное положение. В последнее время жизни служил по таможенному ведомству и умер в чине действительного статского советника в двадцатых годах.





Женат он был два раза. В первый раз на дочери диакона Екатерине Михайловне Поповой, умершей в 1816 году. От этого брака А М имел двух сыновей, получивших воспитание в Пажеском корпусе: Михаила, служившего в офицерах лейб-гвардии гренадерского полка, и Андрея, числившегося в рядах Кавказской армии. Первый умер молодым, а второй — в чине полковника в восьмидесятых годах. Кроме них, от этого же брака было две дочери: Екатерина, в замужестве за генерал-майором Алексеевым, и Александра, мать композитора.



Во второй раз А М был женат на Амалии Григорьевне Гогель и имел одну дочь, Елизавету, в замужестве за жандармским полковником Шобертом.



Оба дяди с материнской стороны не занимают никакого места в жизнеописании Петра Ильича, поэтому здесь будет кстати сказать только о старшем из них, что он унаследовал от своего отца, Андрея Михайловича, нервные припадки, очень близкие к эпилепсии, и еще, что был недурным дилетантом в музыке, а затем проститься с их именами.



Совсем другое дело — обе тетки. И Екатерина, и Елизавета были очень близки к П И, и поэтому нам часто прийдется возвращаться к их характеристике.



Интересно остановить внимание читателя на том факте, что в перечне родственников композитора по восходящей линии нет ни одного имени, которое как-нибудь было связано с музыкальным искусством. Между ними не только нет ни одного специалиста по этой части, но даже, по имеющимся сведениям, дилетантами музыки являются только три лица: Михаил Андреевич Ассиер (мило игравший на фортепиано), Екатерина Андреевна, прекрасная, в свое время известная в петербургском обществе любительница — певица, и мать композитора, Александра Андреевна, уступавшая сестре в силе голоса, но все же очень выразительно и тепло певшая модные в то время романсы и арии. Все остальные члены родов как Чайковских, так и Ассиеров не выказывали музыкальных способностей и даже питали полнейшее равнодушие к музыке.



Здесь уместно сказать, что среди родных одного с П И поколения, а также и нисходящего, составляющих в общей сложности приблизительно человек восемьдесят, едва можно насчитать десять с несомненною музыкальностью, хотя весьма поверхностного свойства; причем эти немногие лица принадлежат почти поровну как к родственникам с отцовской, так и материнской стороны. Таким образом, если музыкальные способности были унаследованы Петром Ильичом, то решительно невозможно сказать даже предположительно, по мужской ли или по женской линии. Огромное большинство остальных родных отличается каким-то исключительным индифферентизмом к музыке, почти соприкасающимся с отвращением к ней.



Единственным вероятным наследием предков у П И можно отметить его выходящую из ряда вон нервность, в молодые годы доходившую до припадков, а в зрелые — выражавшуюся в частых истериках, которую, весьма правдоподобно, он получил от деда Андрея Михайловича Ассиера, как уже сказано, почти эпилептика.



Если, по уверению некоторых современных ученых, гений есть своего рода психоз, то, может быть, вместе с истеричностью к Чайковскому перешел и музыкальный талант от Ассиеров.



Глава II.





О детстве и юности отца композитора, Ильи Петровича Чайковского, не сохранилось никаких сведений. Сам он в старости не только почти никогда не говорил о ранних годах своей жизни, но и не любил, когда его о них расспрашивали. Ошибочно было бы заключить, что причиной этому были какие-нибудь тяжкие воспоминания. И П вообще избегал занимать других своей особой и, если поминал старину, то ради курьезности какого-нибудь происшествия да, разве, желая изредка поделиться с присутствующими давно минувшей радостью или тревогой, причем, как свойственно старикам, он делал это, предполагая, что все предшествующее рассказу и последующее хорошо известно слушателям. Когда же этого не обнаруживалось и его начинали расспрашивать, он выражал нетерпение и даже легкую досаду. Если, предположим, повествование начиналось: «Когда маменька поехала к сестрице Авдотье Петровне в Вятку…» — то остановить его, узнать, зачем в Вятку, кто был муж Авдотьи Петровны и проч., значило огорчить старичка; приходилось мириться с этим неопределенным указанием времени происшествия. К правильному же, последовательному рассказу не только всей своей жизни, но даже какой-либо отдаленной эпохи И П никогда не приступал. Однажды, впрочем, по просьбе сыновей, главным образом Петра Ильича, он принялся было за мемуары, но, написав краткий перечень предков и членов своей семьи, из которого я извлек начало предшествующей главы, остановился, когда дошел до своего имени, и далее продолжать не мог или не хотел. Скорее последнее, чем первое. И П прекрасно владел пером, и стиль его писем, простой, ясный, сжатый и картинный, не оставляет желать ничего лучшего. В подтверждение же того, что углубляться в воспоминания минувшего ему было тяжко без всяких к тому поводов в самих воспоминаниях, можно привести следующее. Года за четыре до кончины он встретился с неким Александром Александровичем Севастьяновым, приятелем настолько близким, что тот был шафером на его свадьбе с А А, с которым около пятидесяти лет не виделся. Радости Севастьянова не было границ. Он забросал Илью Петровича расспросами и вскоре перешел к воспоминаниям счастливой поры молодости. Приятели условились встречаться как можно чаще, и посещения Севастьянова стали чуть не ежедневными. И П со свойственной ему ласковостью обошелся при первых свиданиях со старинным другом, но когда после обмена рассказов о том, что с ними произошло во время разлуки, беседы перешли исключительно к воспоминаниям давно минувших радостей, Илья Петрович стал страшно тяготиться этими посещениями, они прямо причиняли ему какие-то страдания, он стал грустить. Всегда со всеми такой общительный, приветливый, он начал так тревожиться, чуть ли не бояться своего современника, что изменил себе и обошелся с ним столь холодно, что бедный Севастьянов, так радовавшийся взаимности коротать часы в пребывании воспоминаний отрадного прошлого, должен был расстаться с этим удовольствием. Приятели снова разошлись, но уже с тем, чтобы на земле более никогда не встретиться.



И П воспитывался в Горном кадетском корпусе, где кончил курс наук с серебряной медалью в 1817 году, 22 лет от роду, и 7 августа того же года был зачислен с чином шахтмейстера 13-го класса на службу по Департаменту горных и соляных дел. Карьера его с внешней стороны была не из самых блестящих, судя по тому, что он, проходя чины бергшворена 12-го класса, гиттенфервальтера 10-го класса, маркшейдера 9-го, гиттенфервальтера 8-го и обербергмейстера 7-го класса, только в 1837 году, т.е. двадцать лет после окончания курса, дослужился до полковника, но, судя по роду занимаемых им должностей, по тому, что тридцати лет он уже состоял членом Ученого комитета по горной и соляной части, а с 1828 по 1831 год преподавал в высших классах Горного корпуса горную статистику и горное законоведение, видно, что в своей специальности он был добросовестный и способный труженик.





В других отношениях это был, как он сам говаривал, «интересный блондин с голубыми глазами», необыкновенно, по отзывам всех знавших его в то время, симпатичный, жизнерадостный и прямодушный человек. Доброта или, вернее, любвеобильность составляла одну из главных черт его характера. В молодости, в зрелых годах и в старости он одинаково совершенно верил в людей и любил их. Ни тяжелая школа жизни, ни горькие разочарования, ни седины не убили в нем способность видеть в каждом человеке, с которым он сталкивался, воплощение всех добродетелей и достоинств. Доверчивости его не было границ, и даже потеря всего состояния, накопленного с большим трудом и утраченного благодаря этой доверчивости, не подействовала на него отрезвляюще. До конца дней всякий, кого он знал, был «прекрасный, добрый, честный человек». Разочарования огорчали его до глубины души, но никогда не в силах были поколебать его светлого взгляда на людей и на людские отношения. Благодаря этому упорству в идеализации ближних, как уже сказано, И П много пострадал, но, с другой стороны, редко можно найти человека, который имел в своей жизни так много преданных друзей, которого столькие любили за неизменную ласку и приветливость обращения, за постоянную готовность войти в положение другого.



По образованию и умственным потребностям И П не выделялся из среднего уровня. Превосходный специалист, он, вне своего дела, удовлетворялся очень немногим. В сфере наук и искусств далее самого поверхностного дилетантизма он не заходил, отдавая преимущество музыке и театру. Играл в молодости на флейте, вероятно, неважно, потому что очень рано, до женитьбы еще, бросил это занятие. Театром же увлекался до старости. Восьмидесятилетним старцем он почти еженедельно посещал какой-нибудь из театров, причем почти каждый раз представлением до слез, хотя бы пьеса ничего умилительного не представляла.





11 сентября 1827 года И П женился на Марье Карловне Кейзер. В 1829 году от этого брака у него родилась дочь Зинаида. В начале тридцатых годов он овдовел и в 1833 году 1 октября снова вступил в брак с девицей Александрой Андреевной Ассиер.



О детстве и ранней молодости А А столь же мало известно, как и о жизни этой же поры ее супруга. Родилась она . В 1816 году уже потеряла свою мать и в 1819 году 23 октября была отдана в Училище женских сирот (ныне Патриотический институт), где и кончила курс наук в 1829 году.



Судя по сохранившимся тетрадкам А А, образование в этом училище давалось очень хорошее. И содержание их, и стиль, и наконец безукоризненная грамотность ученицы доказывают это. Кроме того, заботливое хранение их говорит одинаково в пользу приемов преподавания, очевидно, оставивших в девушке отрадное впечатление, а также в пользу отношений последней к приобретенным познаниям.





В тетради Риторики сохранились заметки А Аны о последних днях в институте:
«1829 года 9-го генваря, в среду с 6-ти часов до 8-ми мы в последний раз брали урок истории у г-на Плетнева за 12 дней перед выпуском. Возле меня сидела Саша Висковатова с правой стороны, Мурузи — с левой.



11-го генваря 1829 года утром, в пятницу, с 8-ми до 12-го часу мы в последний раз брали урок географии и арифметики у Постникова, после обеда в последний раз пели у Марушина, вечером же, когда мы были у Тилло, то пришли Ломон и Яковлев укладывать работы. 12-го генваря, в субботу, утром с 10-ти до 12-ти была в последний раз музыкальная генеральная репетиция уже в голубой зале. Г-н Плетнев также приезжал слушать наше прощание; когда мы кончили петь прощание, то г-н Плетнев сказал г-ну Доманевскому, сочинителю нашего прощания: «Очень рад, что вы умели дать душу моим словам». Ах! Это была последняя, последняя репетиция. Мы также пели тогда концерт с музыкой; но никогда не забуду я музыки «Да исправится».



После обеда мы были последний раз у Плетнева в классе литературы, а вечером в 6 часов последний раз у Тилло. 13-го генваря, в воскресенье, после обеда мы были в последний раз у Вальпульского, а вечером в 6 часов последняя репетиция была у Шемаевой, было десять музыкантов, и в том числе играли на несравненном инструменте, т.е. на арфе. 14-е — день экзамена, утром был Батюшка, и это было последний раз, что мы сидели в классах, последний раз в жизни!»



Так тщательно хранят только то, чем дорожат. Хорошей рекомендацией этого заведения служит и то обстоятельство, что А А покинула его с прекрасным знанием французского и немецкого языков. Очень может быть, что она его приобрела еще в детстве в доме отца, полуфранцуза, полунемца, но хорошо уже и то, что училище не заглушило этих знаний, как это бывает в современных учебных заведениях, где не только живым языкам не выучиваются, но и забывают их, если до поступления знали хорошо. Если прибавить к этому, что А А играла на фортепиано и очень мило пела, то в результате можно сказать, что для девушки небогатой и незнатной образование ее было вполне удовлетворительно. Во всяком случае, в общекультурном отношении она превосходила своего мужа если не по сумме знаний, то по умственным стремлениям и потребностям. Живя вдали от столиц, в глуши, она не переставала интересоваться литературой и искусством, выписывала французский журнал «Revue etrangere» и составила для женщины по тем временам хорошую библиотеку.




По свидетельству лиц, ее знавших, это была женщина высокая, статная, не особенно красивая, но с чарующим выражением глаз и наружностью, невольно останавливающею внимание. Решительно все, кто видел ее, единогласно утверждают, что во внешности ее было что-то исключительно притягательное. Фанни Дюрбах, гувернантка ее старших детей, и поныне здравствующая в г.Монбельяре, во Франции, рассказывает, что, приехав в первый раз в Россию, 22 лет от роду, она очень нерешительно относилась к предлагаемым ей местам. Настолько, что без всяких особенно важных поводов отказывалась от блестящих в денежном отношении предложений, но увидав А А, с первого взгляда почувствовала такое доверие к этой благородной наружности, что, не справившись еще ни о жаловании, ни о занятиях, внутренне решила принять место. «Я не ошиблась, — говорила она мне, — благодаря тому, что я тогда послушалась внутреннего голоса, я провела самые счастливые четыре года жизни». Это в устах почтенной старушки не было пустым комплиментом мне, одному из членов семьи, потому что пятьдесят лет спустя она все еще также свято хранила мельчайшие воспоминания этого времени в виде ученических тетрадей своих учеников, писем, записочек и др. сувениров. Если бы она так же относилась к воспоминаниям других учеников (до сих пор еще на восьмом десятке почтенная старушка не перестает учительствовать), то с сороковых годов по настоящее время у нее набралось бы материалу, который не в состоянии было бы вместить ее скромное жилище.



В памяти Петра Ильича облик матери сохранился в виде высокой, довольно полной женщины с чудным взглядом и необыкновенно красивыми, хотя не маленькими руками. «Таких рук нет больше и никогда не будет! — часто говаривал он, — их целовать хотелось без конца!»



В противоположность своему супругу А А в семейной жизни была мало изъявительна в теплых чувствах и очень скупа на ласки. Она была очень добра, но доброта ее, сравнительно с постоянной приветливостью мужа ко всем и всякому, была строгая, более выказывавшаяся в поступках, чем в словах.



Когда сорокалетний человек по взаимной любви женится на молодой девушке, то естественно ожидать полного подчинения жены вступающему в тень старости мужу. Здесь было наоборот. Мягкосердечный, несмотря на годы увлекающийся, как юноша, доверчивый и слегка расточительный, И П совершенно подчинился во всем, что не касалось его служебных обязанностей, без памяти любившей его жене, которой природный такт и уважение к своему супругу помогали делать это так, что внешним образом, для посторонних, ее влияние не было заметно; но в семье все, трепеща перед нею, не страха, а любви ради, в отношении к главе семейства тоже питали огромную любовь, но с оттенком собратства. Для домашних нужно было совершить поступок в самом деле предосудительный, чтобы И П, изменяя своей обычной ласковости и приветливости, вышел из себя, и тогда, хоть и на короткое время, но он, как это бывает с очень мягкими людьми, становился грозен. Наоборот, нужно было очень много, чтобы заставить А А выйти из обычно холодно — строгого отношения к окружающим и вызвать ласку, и тогда не было пределов счастья лица, удостоившегося ее. Единственное исключение делалось для падчерицы Зинаиды Ильиничны . Опасение заслужить тень упрека в том, что она относится к ней как мачеха, вынуждало А Авну выказывать ей более ласки, чем родным детям. Первым ребенком этого брака была дочь Екатерина, скончавшаяся в младенчестве.



В 1837 году И П был назначен начальником Камско-Воткинского эавода и вместе с женою водворился там. Здесь 9 мая 1838 года у них родился сын Николай и 25 апреля 1840 года — сын Петр. Явился он на свет слабеньким, с каким-то странным нарывом на левом виске, который удачно был оперирован вскоре после рождения.

биография Антонины Милюковой, семейная жизнь

Википедия: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Антонина Милюкова известна как жена русского композитора Петра Ильича Чайковского. О ее жизни до знакомства с мужем известно довольно мало. Девушка была слепо влюблена в композитора и даже смогла выйти за него замуж, несмотря на то, что он не отвечал ей взаимностью. Этот брак сделал несчастными обоих.

Содержание

  • Биография
  • Знакомство с Чайковским
  • Развитие отношений и предложение руки и сердца
  • Свадьба
  • Жизнь в браке
  • Дальнейшая жизнь Милюковой
  • Интересные факты
  • Интересное видео

Биография

Антонина Милюкова родилась 05.07.1848 (по старому стилю – 23.06). Семья проживала недалеко от Москвы в своем имении в Клинском уезде. Вероятно, там же она появилась на свет. Родители были бедными, хотя имели дворянское происхождение. В семье, кроме Антонины, было еще трое детей – Елизавета, Александр и Михаил.

Девушка получила хорошее образование, окончив в 1965 году в возрасте 17 лет Московский Екатерининский институт.

В 1873 году, когда ей было уже 25 лет, она поступила в Московскую консерваторию в класс фортепиано и теории Эдуарда Лангера, где Чайковский был профессором. Но учебу она оставила, вероятно, из-за финансовых проблем.

Знакомство с Чайковским

Антонина впервые увидела Чайковского в доме своей подруги певицы Анастасии Хвостовой в 1865 году. Чайковский был другом Алексея Апухтина, который гостил у них в доме, и одноклассником брата Анастасии. Чайковский не запомнил девушку после той встречи.

Их настоящее знакомство состоялось в 1872 году благодаря брату Антонины Александру Милюкову.

На заметку.
Чайковский тогда еще не был тем гением, каким его знает сегодня весь мир. Еще не были написаны оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а также его знаменитая золотая триада, куда вошли балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Уже тогда девушка прониклась чувствами к Чайковскому, но отношения завязались спустя много времени. Когда Антонина училась в консерватории, она была счастлива, если ей удавалось увидеть его в коридоре. Он был весьма недурен собой и обладал хорошими манерами. Он уже был автором нескольких опер – «Ундина», «Воевода», «Опричник», которые сегодня почти неизвестны.

Антонина Милюкова

Развитие отношений и предложение руки и сердца

По словам Милюковой, она сразу влюбилась в его глаза, которые так и не смогла забыть, и больше четырех лет тайно вздыхала о нем, пока не решилась открыться. В тот момент, когда Антонина объяснилась композитору в любви, он был занят созданием оперы «Евгений Онегин» и с осуждением относился к главному герою, цинично отвергшему любовь юной Татьяны. Она отправила ему письмо с признанием весной 1877 года. Получилось так, что он ощутил себя на месте Онегина и даже постарался объяснить влюбленной девушке в ответном послании, что он не тот человек, который ей нужен.

Однако Антонина Милюкова не прекращала писать Чайковскому, и между ними завязалась переписка.

Петр Ильич Чайковский

В то время Милюкова сама обеспечивала себя, правда, источник доходов неизвестен. Она получила небольшое наследство после кончины отца, что привлекло к ней внимание женихов. К ней даже сватался один из поклонников, но ему было отказано, поскольку ее полностью поглотила любовь к Чайковскому.

Чувства к композитору не только не ослабевали, а, наоборот, разгорались. В одном из писем, написанном в мае 1877 года, она сообщала о невозможности жить без него и сама сделала ему предложение. Антонина хотела встречи и просила об этом Чайковского в своих письмах, но он ссылался на отсутствие времени. Собственно говоря, не было у него и желания встречаться с пылкой девицей.

В один из дней Чайковский согласился на встречу с Антониной на квартире, которую она снимала. Он отправился в гости к Милюковой по адресу, указанному в очередном письме. Их встреча состоялась 20 мая 1877 года. В тот день композитор ответил ей отказом и объяснил, что он не может ей ничего предложить, кроме благодарности за ее чувства к нему. Но все же он попросил время на раздумья. Вскоре она отправила ему еще одно письмо с объяснениями в любви.

Вскоре к нему пришла мысль, что слепо влюбленная женщина как раз смогла бы стать идеальной партией для него. Тогда он в надежде, что девушка согласится на братскую любовь и будет довольствоваться уважительными отношениями, приняв его таким, каков он есть, решил согласиться на женитьбу. Он вновь отправился к Милюковой 23 мая 1877 года. Он сразу признался, что не любит ее, но согласен быть преданным и благодарным. Он не сказал о нетрадиционной ориентации и лишь ссылался на свой ужасный характер, что не испугало девушку и она по-прежнему желала быть его супругой.

Но он ошибся, утаив самое главное. Они видели свою совместную жизнь по-разному. Антонина не была готова к такому браку, который, по сути, композитору был нужен исключительно для прикрытия своей нетрадиционной ориентации.

На заметку.
Свою помолвку с Милюковой Чайковский скрывал от знакомых, поэтому о предстоящей свадьбе никто не знал.

Свадьба

Они обвенчались в июле 1877 года в Москве на Малой Никитской в церкви Святого Георгия. Присутствовали два свидетеля – Анатолий, брат Петра Ильича, и Котек, друг композитора. О свадьбе Чайковского никто больше не знал. Об этом стало известно только после церемонии бракосочетания.

Венчание Чайковского с Милюковой (кадр из фильма Серебренникова «жена Чайковского»)

Свадебное торжество, состоящее из обеда, больше походило на похороны. Сразу после заключения брака молодожены отбыли в Петербург.

Жизнь в браке

После свадьбы композитор пытался проникнуться к своей супруге хотя бы теплыми чувствами, но у него не получалось. Он начал демонстрировать, что не может быть ей мужем в полном смысле этого слова. Его отторжение и неприязнь к жене с каждым днем нарастали. Ему не нравилась ее семья – сестры и мать, которые постоянно ругались. Чайковскому это было непонятно, ведь сам он рос в семье, где царили любовь и взаимопонимание.

Нелюбовь и пренебрежение к Милюковой росли, это очень мучило композитора и приносило ему страдания. Она не замечала его страданий, и тот период, когда они жили вместе, был для нее по-настоящему счастливым. Она смотрела на него украдкой и не переставала восхищаться. Он стремился при каждом удобном случае уйти из дома, и в конце концов он ушел насовсем, хотя брак так и не был расторгнут. Они провели вместе всего шесть недель.

Чайковский очень хотел развестись, но в то время это было непросто. Получить развод можно было лишь по факту измены. Брак просуществовал до конца жизни Чайковского.

Чайковский с Милюковой

Антонина не хотела отступать. Она просила его вернуться и никак не оставляла в покое, надеясь на восстановление отношений. Композитор помогал ей материально, передавая средства через друзей. Он не хотел личной встречи. Она продолжала писать письма, причиняя ему этим невероятные страдания.

Трудно сказать, чувствовал ли Чайковский вину перед Милюковой или все-таки больше жалел себя. Скорее, он считал себя потерпевшим, заплатившим сполна за свою ошибку. Он считал виной всему свою бесхарактерность и непрактичность.

Чайковский даже обсуждал с друзьями инсценировку супружеской измены. Если бы Антонина дала согласие на участие в этом действии, брак можно было бы расторгнуть, но договориться с ней не получилось.

Дальнейшая жизнь Милюковой

Антонина до последних дней писала Чайковскому письма. К неудовольствию композитора они после расставания пару раз ненадолго встречались.

В 1881 году Антонина родила ребенка. Чайковский не стал предпринимать попыток развестись, хотя у него появились для этого основания, и продолжал отправлять Милюковой деньги. Вскоре она родила еще двоих детей. Один ли был отец у этих детей или разные, точно неизвестно, но всех она сдала в приют.

Композитор покинул этот мир в 1893 году. Его жена пережила его на 24 года, но большую часть этого времени она провела в психиатрической больнице. Она умерла 1 марта 1917 года в возрасте 68 лет по неизвестной причине.

После смерти Чайковского Милюкова написала или надиктовала мемуары, в которых поделилась своими воспоминаниями о браке с Петром Ильичом. Они издавались дважды – в 1894 году и в 1913. Но широкой известности они не обрели, так же как и не принесли финансового успеха.

Интересные факты

  • Сестра Чайковского в конфликте между супругами была на стороне Антонины. Она считала, что виной всему ориентация брата, и любую женщину, которая бы стала его женой, ждала такая же судьба.
  • О Чайковском и его жене были созданы художественные фильмы. В 1970 году вышел фильм Кена Рассела The Music Lovers (Великобритания), в котором роль Милюковой сыграла Гленда Джексон. В 2022 году картину под названием «Жена Чайковского» снял режиссер Кирилл Серебренников. Образ Антонины на экране создала актриса Алена Михайлова.

У Чайковского была большая семья — Чайковский: Сочинения, балеты, биография…

У Чайковского была большая семья — Чайковский: Сочинения, балеты, биография… — Classic FM

Подробнее Чайковский последний

20 лучших произведений классической рождественской музыки

Рождество

Лучшие балетные партитуры всех времен

Discover Music

Российский Конкурс Чайковского исключен из Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов

Дом Чайковского, разрушенный российской армией на северо-востоке Украины

Удивительно грациозная чихуахуа исполнила балет «Лебединое озеро» на выставке собак Крафтс

Филармония Кардиффа исключила Чайковского из концертной программы из-за конфликта в Украине

Почему Концерт для фортепиано с оркестром Чайковского звучит на зимних Олимпийских играх вместо Государственного гимна России

Лучшие произведения Чайковского: 10 лучших музыкальных шедевров композитора

Подробнее Лучшая классическая музыка

10 произведений классической музыки, которые на 100% изменят вашу жизнь

Откройте для себя музыку

Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство

Откройте для себя музыку

15 самых известных мелодий классической музыки

Откройте для себя музыку

25 лучших пианистов всех времен

Откройте для себя музыку

15 композиторов LGBTQ+ в истории классической музыки, которых вы, вероятно, уже знаете

Откройте для себя музыку

Последнее на Классическом FM

Каков текст песни «O Holy Night» на французском и английском языках?

Рождество

Каков текст национального гимна Аргентины и почему существует более короткая версия?

Откройте для себя музыку

Как звучит национальный гимн Хорватии «Наша прекрасная родина»?

Откройте для себя музыку

Какая классическая музыка играет в «Среде» на Netflix?

Откройте для себя музыку

Обучение игре на фортепиано может помочь людям справиться с депрессией и тревогой

Путеводитель по оркестру для самых маленьких: с 10 музыкальными звуками!

«В Италии опера похожа на футбол» — Билл Бейли о классической музыке и искусстве.

Лучшие радиопередачи на этой неделе, в том числе «Альбом недели» и «Drive Discovery».

Киевский детский хор исполнил мощную «Коляду колоколов» на Гранд Сентрал в Нью-Йорке

Видео

Дженна Ортега научилась играть сюиты для виолончели Баха для популярного сериала Netflix «Среда»

Откройте для себя музыку

Чайковский, Пётр

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля 1840 – 25 октября 1893)

 Пётр Ильич Чайковский (род. 7 мая [25 апреля ст. , О.С.], 1893, СПб) — крупнейший русский композитор конца XIX в.-й век, произведения которого включали оперы, балеты, симфонии, камерную музыку, концерты, литургическую музыку, сольные песни и фортепианные произведения. По крайней мере, одна из его опер, «Евгений Онегин », является признанным шедевром. Он считается мастером классического балета, о чем свидетельствуют его партитуры для Лебединое озеро , Щелкунчик и Спящая красавица . Музыка Чайковского известна своей сильной эмоциональностью, а его техническое мастерство и строгие рабочие привычки помогли гарантировать ее непреходящую привлекательность.

Содержание

  • Биография
    • Семейство
    • Детство
    • Образование и музыка
    • Гражданская служба
    • Св. Петербург Музыкальный консерватор
    • Professor of Harmony
    • Fluteburg.
    • Личная жизнь
    • Слава и успех
    • Работа за границей
    • Последние годы жизни
  • НОТНИЦЫ
    • ШЕСТЬ ДУЭТОВ (для пения в сопровождении фортепиано)


БИОГРАФИЯ

Род. Он был вторым из шести выживших детей Ильи Чайковского, горного инженера, руководившего тогда металлургическим заводом в Воткинске, и Александры Ассье, потомка французских эмигрантов. Со стороны отца происхождение Чайковского можно проследить до украинского села Николаевка Полтавской области. Прадед Петра, казак Федор Чайка, отличился при Петре Великом в Полтавской битве 1709 года.. Дед Петра, Петр Федорович Чайка, получил медицинское образование в Санкт-Петербурге и служил фельдшером в армии, прежде чем стать градоначальником Глазова в Вятке. Позже фамилия была изменена на Чайковский, что обычно пишется по-английски согласно французской транслитерации, Чайковский.

У Чайковского было четыре брата: Николай (1838-1911), Ипполит (1843-1927) и близнецы Анатолий (1850-1915) и Модест (1850-1916), сестра Александра (1841-189)1) и сводная сестра Зинаида (1829-1878) от первого брака отца. Он был особенно близок со своей сестрой Александрой и близнецами Анатолием и Модестом.

Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников, народных певцов и крестьян села.

Гувернантка Чайковского Фанни Дюрбах

Детство

В 1843 году семья наняла Фанни Дюрбах, 22-летнюю француженку-гувернантку, для присмотра за детьми и обучения старшего брата Чайковского Николая. Петр проявлял признаки исключительных музыкальных способностей в раннем возрасте, но родители не поощряли его интерес. Хотя Чайковский в четыре с половиной года изначально считался слишком молодым, чтобы начинать учебу, его настойчивость убедила Дюрбаха в обратном. Он начал брать уроки игры на фортепиано и проявил незаурядный талант. Дюрбах оказался отличным учителем, научив Петра Чайковского свободно говорить по-французски и по-немецки к шести годам. Детство Чайковского, несмотря на такие многообещающие обстоятельства, не было особенно счастливым. Хотя Петр был глубоко привязан к своей матери, внешне она, кажется, не была нежной. Похоже, он был еще более предан своей гувернантке. В конце 1845 года он начал брать уроки игры на фортепиано у местного репетитора Марии Пальчиковой и познакомился с мазурками Фредерика Шопена и фортепианными пьесами Фридриха Калькбреннера. Дюрбах сохранил большую часть творчества Чайковского этого периода, в том числе его самые ранние известные сочинения.

8-летний Петр Чайковский (слева) с семьей

Образование и музыка

В 1849 году отец Петра оставил свой пост, и семья переехала сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Поскольку в то время музыкального образования в российских учебных заведениях не было, родители Чайковского не думали, что их сын может заняться музыкальной карьерой. Вместо этого они решили подготовить нервного и чувствительного мальчика к карьере на государственной службе. В 1850 году он поступил в Санкт-Петербургскую юридическую школу и, изучая право и управление, брал уроки музыки, в том числе и сочинения, у Гавриила Ломакина. Когда Чайковскому было четырнадцать лет, его мать умерла от холеры. Ее внезапная смерть стала для Петра травмирующим событием. Хотя его музыкальное образование было неформальным, в память о ней мальчик сочинил вальс для фортепиано.

Петр Ильич Чайковский в должности писаря Министерства юстиции, 1860 г.

В 1850-1859 годах Чайковский провёл интернат в Школе правоведения. Хотя это не было официальным приоритетом в Школе юриспруденции, Чайковский поддерживал внеклассные связи, регулярно посещая оперу с другими студентами. Увлекаясь произведениями Моцарта, Россини, Беллини и Верди, он импровизировал для своих друзей на школьной фисгармонии на темы, которые они пели во время хоровой практики. В 1855 году отец Чайковского финансировал частные уроки сына у учителя Рудольфа Кюндингера. В возрасте семнадцати лет Чайковский попал под влияние итальянского учителя пения Луиджи Пиччоли, первого человека, оценившего его музыкальные таланты, и после этого Чайковский на всю жизнь увлекся итальянской музыкой.

Государственная служба

По окончании учебы в 1859 году Петр стал писарем в Министерстве юстиции. Чайковский, естественно, не подходил для такой работы, но он оставался в Министерстве юстиции в течение нескольких лет. Он много работал, но ненавидел эту работу. К этому времени он был полностью поглощен музыкой. Он продолжал играть на фортепиано и при каждой возможности посещать концерты и оперы. Он присоединился к собственному хоровому коллективу Министерства, а в 1861 году начал брать уроки гармонии и изучать теорию музыки у Николая Зарембы, главы Русского музыкального общества, и поступил в Петербургскую музыкальную консерваторию.

Санкт-Петербургская консерватория музыки

Антон и Николай Рубинштейн, 1862

В 1863 году он ушел с государственной службы и расширил свои музыкальные занятия, в том числе инструментовку у пианиста и композитора Антона Рубинштейна, который стал первым директором Консерватории. новой Санкт-Петербургской консерватории, первым увидел в Чайковском настоящие признаки таланта. Во время учебы в консерватории Чайковский написал несколько оркестровых произведений, среди них была увертюра по меланхолической пьесе Александра Островского «9».0089 Гроза (Гроза) , 1864 .

Профессор гармонии

После окончания консерватории в 1865 году Чайковский переехал в Москву, принял должность профессора гармонии Московской консерватории. Он преподавал теорию музыки, Ему было трудно преподавать, но его дружба с директором. Николай Рубинштейн, предложивший ему эту должность, помог сделать ее сносной.

Плодотворный творческий период

В 1866 году он сочинил свою первую симфонию, Симфонию соль минор – Зимние грёзы , а в 1868 году свою первую оперу Воевода (Воевода) по пьесе Александра Островского . В 1868 году Чайковский познакомился с бельгийской меццо-сопрано по имени Дезире Арто, с которой он мимолетно подумывал о женитьбе, предположительно в попытке победить свои гомосексуальные наклонности, но их помолвка закончилась неудачей.

 

Петр Чайковский и его жена Антонина Милюкова в свадебное путешествие в 1877 году

Опера В «Воеводе » было всего пять спектаклей, но она была хорошо принята даже Пятеркой. Следующая опера Чайковского, Ундина (1869), так и не была поставлена, а две последующие, Опричник (1872) и Вакула-кузнец (Кузнец Вакула) (1874), не имели успеха. Симфония № 2 до минор (1872), Симфония № 3 ре мажор (1875), увертюра Ромео и Джульетта (1869), Буря (Буря) (1873) и Франческа да Римини (1876), Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор (1875), балет в 3-х действиях Лебединое озеро (Лебединое озеро) (1876) и его три струнных четверти (1871, 1874, 1876) были его инструментальными произведениями, которые принесли ему ранний триумф.

Влиятельный покровитель музыки. от 6000 руб. Отношения продлились 14 лет и позволили Чайковскому бросить ненавистную ему работу — преподавание в Московской консерватории.

 После этого он мог проводить зиму за границей, обычно в Италии и Франции, а лето в России. Они откровенно обменялись мнениями по широкому спектру вопросов, начиная с политики или идеологии и заканчивая такими темами, как психология творчества, религиозная вера и природа любви. По ее желанию они никогда не встречались.

Личная жизнь

Надежда фон Мекк (1831-1894) была богатой русской женщиной, которая стала влиятельной покровительницей искусств, особенно музыки.

1877 год стал одним из сокрушительных кризисов для композитора. Чайковский вступил в свой прискорбный брак по расчету с Антониной Милюковой, 28-летней бывшей студенткой консерватории, признавшейся ему в любви. Он предпринял последнюю отчаянную попытку победить или хотя бы скрыть свою гомосексуальность. Но их брак практически сразу распался. Чайковский пытался покончить жизнь самоубийством, войдя в реку в неудачной попытке заразиться пневмонией.

Слава и успех

В конце 1877 года друзья отправили Чайковского на несколько месяцев за границу. В том же году им были написаны два шедевра – опера «Евгений Онегин» («Евгений Онегин»), на сюжет романа в стихах Пушкина и «Симфония № 4». Чайковский продолжал писать оперы, в том числе «Орлеанская дева» («Орлеанская deva) (1879), по трагедии Фридриха Шиллера, Мазепа (1883), по поэме А.С. Пушкина Полтава, Туфельки (Черевички) (1885), сильно переработанная версия Кузнец Вакула, Чародейка  (Чародейка) (1887), известность ему, как и прежде, приумножили оркестровые произведения , среди них были Концерт для скрипки с оркестром ре мажор (1878 г.), Симфония Манфренда (1885 г.), основанная на стихотворении лорда Байрона, и Симфония № 5 ми минор (1888 г.). Его другие крупные достижения этого периода включают Серенада для струнных до мажор, Opus 48 (1880 г.), Capriccio Italien  (1880 г.) и 1812 Увертюра  (1880 г.).

Работа за границей

 В 1888 и 1889 годах Чайковский успешно гастролировал по Европе в качестве дирижера, встречаясь с Брамсом, Григом, Дворжаком, Гуно и другими известными музыкальными деятелями. В 1890 году Чайковский пережил еще один личный кризис, когда его покровительница Надежда фон Мекк самовольно прекратила как его ренту, так и их долгую эпистолярную дружбу. Несмотря на этот удар, который глубоко задел невротическое, самоистязающее эго Чайковского, он написал в том же году две из своих лучших партитур, балет в прологе и три акта.0089 Спящая красавица (Спящая красавица) (1889) и опера Пиковая дама (Пиковая дама) (1890) по рассказу Александра Пушкина.

 Весной 1891 года Чайковский был приглашен в США по случаю открытия Карнеги-холла в Нью-Йорке. Он дирижировал перед восторженной публикой в ​​Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии. По возвращении в Россию Чайковский завершил одноактную оперу «9».0089 Иоланта (1891) и двухактный балет Щелкунчик (Щелкунчик)  (1892) по мотивам повести Гофмана Щелкунчик и Мышиный король , а в феврале 1893 начал сочинять Симфонию № . 6 си минор (Патетическая) . Последний приезд в Англию в июне 1893 г. прервал работу над симфонией, но в августе она была закончена.

Последние годы

 6 ноября 1893 года Чайковский дирижировал премьерой своих Симфония № 6 си минор (Патетическая) в Санкт-Петербурге. Девять дней спустя Чайковский умер там в возрасте 53 лет. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилами товарищей-композиторов Александра Бородина, Михаила Глинки и Модеста Мусоргского; позже рядом были похоронены Римский-Корсаков и Милий Балакирев.


НОТ


Вы можете найти и скачать бесплатно ноты композитора:

  • РУССКИЙ ТАНЕЦ (ТРЭПАК)
  • РУССКОЕ СКЕРЦО, Op.1, No.1 (си-бемоль мажор) . Посвящается М. Г. Рубинштейну
  • ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ, Воспоминание о Гапсале, Op.2, No.3 (ре минор) . Посвящается В. В. Давыдовой
  • РОМАНС фа минор, Op. 5 . Посвящается Дезире Арто
  • НОКТЮРН, Op.10, No.1 ( фа мажор) . Посвящается Владимиру Шиловскому
  • ЮМОРЕСКА соль мажор, Op.10, No.2
  • ТЕМА И ВАРИАЦИИ, Op.19, No.6 (фа мажор) . Посвящается Герману Августовичу Ларошу
  • ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА, Op.21, No.1 (соль-диез минор) . Посвящается Антону Рубинштейну
  • ФУГА (Четыре партии), Op.21, No.2   (соль-диез минор) . Посвящается Антону Рубинштейну
  • СОНАТА ДЛЯ РОЯЛЯ СОЛЬ мажор, Op.37 . Посвящается Карлу Клиндворту
  • ГРУСТНАЯ ПЕСНЯ (ТРИСТЫЙ ШАНСОН), Op.40, No.2
  • ВАЛЬС фа-диез минор, Op.40, No.9
  • НАТХА-ВАЛЬС, Op.51, No.4 (ля мажор) . Посвящается Наталье Андреевне Плесской
  • СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС, Op.51, No.6 (фа минор) .