С именем какого князя связана победа на куликовом поле: Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине История

Историческая игра «Колесо истории» — история, мероприятия

10

(На фоне песни «Россия» И.Талькова) Выходят ведущие.

1 ведущий. У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

2 ведущий. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Любая война – особая дата в судьбе целого народа.

1ведущий. Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.

2ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались на исторический конкурс «Колесо истории». А тема конкурса — «Войны в истории России с древнейших времен до Второй мировой войны»

1 ведущий. Представляем жюри нашего конкурса:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2 ведущий. Правила игры следующие:

В конкурсе участвуют 9 команд, по 3 игрока каждая.

Сейчас капитаны команд представят свои команды, мы определим очерёдность выступления и приступим к 1раунду. (капитаны подходят к ведущим, вытягивают карточку с номером и занимают стол с таким же номером. На столе устанавливают табличку с названием команды)

1ведущий. Начнём мы наше мероприятие с проверки домашнего задания. Каждая команда должна предоставить фотоотчёт о проведённой неделе истории и обществознания в вашем образовательном учреждении и подготовить Презентацию о самом важном, на ваш взгляд, событии определённой эпохи в истории нашей страны.

Слово команде №1, №2 и т.д.

2 ведущий. 1 раунд. «От древности до ::::..» (блиц-раунд) (гонг)

Условия раунда

Вопросы даются по очередности, установленной по жеребьевке

Ответить нужно быстро и правильно

  1. О каком событии слова: «И секли их русские и гнали по льду 7 вёрст» (Ледовое побоище, 1242г.)

  2. Кто сказал: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» (Александр Невский)

  1. Какой город монголо-татары прозвали «злым городом» (Козельск, он

оборонялся 7 недель)

  1. Какая птица на Руси с давних времён стала символом отваги и удали (Сокол)

  2. У какой реки, впервые, произошло военное столкновение русских с монголо-татарским войском. (1223г. Калка)

  3. В каком году Дмитрий Донской сокрушил войско хана Мамая? (1380г.)

  4. Как называется последняя схватка Руси и Золотой Орды, после которой Русь освободилась от монголо-татарского ига? ( «Стояние на Угре»)

  5. В каком году была Отечественная война России против Наполеона Бонапарта? (1812г. )

  6. Назовите последнее крупное сражение в истории парусного флота (Синопское сражение, 1853г.)

  7. С каким государством Россия воевала в 1877-78гг. за освобождение славянских народов Балканского полуострова? ( С Османской империей, Турцией)

  8. Дата начала Второй Мировой войны. (1 сентября 1939 г.)

  9. Как называется немецкий план нападения на СССР? («Барбаросса»)

  10. Что объединяет города Тегеран, Ялта, Потсдам? ( В этих городах проходили конференции стран-союзников по антигитлеровской коалиции)

  11. Где проходила операция «Багратион» (Белоруссия)

  12. С именем какого князя связана победа на Куликовом поле (Дмитрий Донской)

  13. Где был открыт Второй фронт периода Великой Отечественной войны (в Нормандии)

  14. Какой композитор написал Седьмую симфонию для блокадного Ленинграда (Шостакович)

  15. Кому приписывают слова «Фельдмаршала на солдата не меняю» (И. В.Сталину)

  16. Кто впервые провёл операцию под наркозом в военно-полевых условиях (Николай Иванович Пирогов)

  17. Какой князь перед походом сообщал противнику «Иду на Вы!» (Святослав)

  18. О какой битве Наполеон сказал, что …это самое страшное из всех моих сражений? (Бородинская битва)

  19. Как в Древней Руси называли воина, дружинника? (Ратник)

  20. Как называли шведских и немецких рыцарей, которых победили войска Александра Невского во время Ледового побоища? (Крестоносцами)

  21. Какое событие Пётр I назвал «Матерью Полтавской баталии»? (Победу под деревней Лесной в 1708г.)

  22. Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями (Бородино)

  1. Как назывался план наступления немцев на Москву? («Тайфун»)

  2. Что означают чёрный и оранжевый цвета Георгиевской ленты (дым и пламя)

  3. Кто создал самолет по прозвищу «летающий танк»? (Ильюшин)

  4. Как называют солдатскую шинель, свернутую в трубку для ношения через плечо ? (скатка)

  5. На какой реке произошла встреча американских и советских войск в 1945 году? (р. Эльба)

  6. Название какого русского города звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова? (князь Смоленский)

  7. Сколько сражений проиграл Александр Васильевич Суворов? (ни одного)

  8. Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершившие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2? («ночные ведьмы»)

  9. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)

  10. В каком году был подписан Тильзитский мирный договор, и между какими странами? (1807 г., между Россией и Францией)

  11. Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем? (перед Куликовской битвой)

1ведущий. 2 раунд. Конкурс капитанов

Капитан каждой команды примет участие в конкурсе синквейнов.

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Они дают описание
признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

1. В первой строчке указывается тема стихотворения – 1 слово (существительное)

2. Во второй строчке в 2-х словах (прилагательное) дается описание темы.

3. В третьей строчке 3-мя словами дается описание действий (глагол) в рамках этой темы.

4. Четвёртая строчка — это фраза из 4 слов, показывающих отношение автора к теме, его чувства.

5. Последняя строчка — синоним слова, с которой синквейн начинается (по смыслу)

Пример синквейна

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Тематика синквейна — «военная: битвы, полководцы, оружие и т.д. «

Оценка за конкурс: 5 баллов

(отдать листы капитанам)

2 ведущий. Во время конкурса капитанов мы проведём для команд конкурс грамотности. Команды получают исторический текст с орфографическими ошибками. Ваша задача – исправить ошибки.
Кутузов после Бородинского ср..жения расп..р..дился готови…ся к пр..д..лжению ср..жения но когда возле полун..чи получил д..н..сение о п..терях а они пр..вышали 45 тысяч.. человек убитыми и ране..ными то (н..)какого иного решения кроме ..тступления он принять (н..)мог.

  1. ведущий. Команды сдают выполненные работы жюри, а капитаны готовятся выступить с синквейнами.

  1. ведущий. Раунд 3. «Узнай, кто это?» (гонг)

Условия конкурса: на экран выводится слайд поочерёдно для каждой команды, команда должна ответить – кто изображён на слайде. В случае неверного ответа, отвечает команда, первой поднявшая флажок. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(слайды)

1 ведущий. Раунд 4.

«России славные сыны»

Мы уже отметили многих талантливых полководцев в ходе военных операций. Но ни один полководец, какими бы талантами он ни обладал, ничего не сможет сделать против вражеской силы без поддержки простых солдат и матросов, многие из которых, отдав свою жизнь за интересы Родины, так и остались безымянными героями. Но имена некоторых из них история нам все-таки сохранила.

Задание командам – соотнести номер, под которым расположен герой, и те действия, которые он или она проявляли во время того или иного сражения. (гонг)

(раздать карточки)

Герои

  1. Надежда Дурова

  2. Петр Кошка

  3. Денис Давыдов

  4. Дарья Севастопольская

  5. Лев Толстой

  6. Д. И. Пожарский

  7. Василий Зайцев

  8. Николай Гастелло

  9. Василий Клочков

  10. Петр Гаврилов

  11. Виктор Талалихин

  12. Д.М. Карбышев

  1. Возглавил первый партизанский отряд в составе 50 гусар и 80 казаков.

  2. Летчик, направивший свой горящий самолет на колонну немецких танков.

  3. Автор книги «Кавалерист-девица».

  4. Командовал артиллерийской батареей.

  5. Генерал, доктор военных наук. Замучен гитлеровцами в Маутхаузене в феврале 1945 г.

  6. Первая в мире сестра милосердия.

  7. Снайпер, старшина 284 стрелковой дивизии, участник Сталинградской битвы. Автор слов: «За Волгой для нас земли нет!»

  8. Участвовал в 18 вылазках во время обороны Севастополя, взял в плен и привел в город 6 неприятельских языков.

  9. Майор, один из организаторов обороны Брестской крепости.

  10. Один из руководителей и командующих Второго ополчения 1612 года.

  11. Совершил первый ночной таран в небе Москвы.

  12. Политрук из 316 дивизии ген. Панфилова, оборонявшей Москву. Автор слов: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» 

2 ведущий. 1. Команды сдают свои ответы жюри, а мы все вместе смотрим на экран, чтобы ещё раз увидеть настоящих героев нашей страны.

(показ слайдов)

    1. ведущий. Военную историю нельзя изучать без знакомства с достижениями военной техники. Для вас — Раунд 5. «Оружие Великой Отечественной войны» (гонг)

Сначала звучит вопрос, команда отвечает, если ответ неверный – отвечает команда- соперница и затем появляется изображение и название оружия на слайде

1.  Эта знаменитая винтовка верой и правдой прослужила с 1891 года до 60-х годов ХХ века. За годы войны было выпущено 12 миллионов таких винтовок. (Винтовка С. И. Мосина.)

2. 48-килограммовые снаряды этой самоходки срывали башни с «тигров» и «пантер», за что бойцы прозвали ее «зверобоем». (Самоходка СУ-152.)

3. Тяжелый танк КВ-1 был назван в честь первого маршала Советского Союза. Назовите маршала. (Климент Ефремович Ворошилов.)

4. Этот станковый пулемет изобрел еще в 1883 году американский инженер, однако это оружие пригодилось и во время Великой Отечественной войны. Заправленный лентой на 250 патронов пулемет прицельно бил на 2,5 км, делая в минуту до 300 выстрелов. (пулемет «Максим»)

5. Некоторые типы советских танков имели название в честь правящих лидеров: КВ – Клим Ворошилов, ИС- Иосиф Сталин, но большинство в названии содержали индекс «Т» — «танк» и иногда дополнительные буквы. Например: «О» — огнемётный, «Б» — быстроходный. А что означала буква «П»? (плавающий)

6. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «Катюшей», а какое оружие называли «папашей»? (пистолет-пулемёт Шпагина)

7. Он создал самолет по прозвищу «летающий танк». Назовите самолет и фамилию конструктора. (Штурмовик Ил-2, Ил-4, конструктор – Сергей Ильюшин)

8.  Весной 1944 года немецкое командование вынуждено было разослать своим летчикам приказ: «При встрече с этим новым советским истребителем от боя уклоняться!» Как называлась эта машина? (Истребитель ЯК-3.)

9. «Русские москиты в море! Спасайся, кто может!» — такую команду передавали фашисты, когда замечали эти суда. (Торпедные катера.)

Вопрос из «полевой сумки» (для всех): К началу войны личным оружием большинства командиров Красной Армии был этот револьвер, названный именем его конструктора. (Наган. Конструктор — бельгийский оружейник Лео Наган.)

2 ведущий. Раунд 6. «И грянул бой! » 

Наверное, самым сложным при изучении военной истории является знакомство с ходом битвы, баталии. Здесь важен каждый элемент: даты, специальные термины, тактика и стратегия. Задание командам: прослушав описание сражения, определить, о какой битве идет речь.(гонг)

1. «…был же тогда день субботний, и на восходе солнце сошлись оба войска. И немцы, и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…» (Ледовое побоище, 1242 г. )

2. Перед каким сражением Петр I обратился к армии со словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество…не должны Вас смущать слова неприятеля, будто бы непобедимого, которого ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали…» (перед Полтавской битвой, 1709 г.)

3. Сражение началось 26 августа. Враг хотел обойти русские позиции, но русская армия перегородила обе дороги. Битва, в которой были использованы различные инженерные сооружения: флеши, редуты, батареи. Сражение, о котором до сих пор спорят историки, выясняя, что это было: победа или поражение русской армии. (Бородинское сражение)

4. В ходе этой войны в России сменился император, в армии сменился командующий: был удален Меньшиков и назначен ГорчакОв. В течение 349 дней врагам не удавалось преодолеть оборону одного-единственного города. Защитникам города помощи ждать было неоткуда. При обороне города погибли три адмирала. (Крымская война)

5. События, связанные с этой войной, проходили на территории Болгарии. Бои шли не только за боевые крепости, но и за горный перевал Шипку. Русским приходилось отбивать в день 14 атак противника. Летом испытывали нестерпимую жару, а зимой – холод, метель. Шипка, Пловдив, Плевна – эти географические названия связаны с одной войной. (Русско-турецкая война, 1877-1878 гг.)

6. Самое большое и упорное сражение первых месяцев Великой Отечественной войны. 30 июля 1941 года немцы впервые во II Мировой войне перешли к обороне. В этом сражении 4 дивизии первыми стали гвардейскими, впервые СССР применил новое оружие. Немцы окрестили его «адской трубой». (Смоленское сражение)

7. Эта битва одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны, включает оборонительные и наступательные операции советских войск с 25 июля 1942 г. – 9 октября 1943 г. Против советских войск гитлеровцы использовали специальные горнострелковые части. Тем не менее, широко разрекламированный Геббельсом «план Эдельвейс» потерпел крах. (Битва за Кавказ)

8. В ходе какой битвы Великой Отечественной войны состоялось крупнейшее танковое сражение? (Курская битва, д. Прохоровка, 12 июля 1943 г.)

9. «Еще до рассвета 16 апреля авиация и артиллерия 1-го Белорусского фронта обрушили свои удары на оборону врага. Вслед за последним залпом реактивной артиллерии в наступление перешли сразу 5 общевойсковых армий. 143 мощных прожектора направили свои лучи на противника, освещая путь советским войскам и ослепляя врага». В ходе, какой операции были использованы прожектора. (Берлинская операция)

1 ведущий. И последний Раунд — 7. «Солдат любит ясно»

Условия конкурса:

Вы получаете 2 комплекта карточек. На одних написаны начало пословиц и поговорок, а на других – их окончание. От каждой команды участвует по 2 человека. Они должны найти как можно больше правильных ответов в карточках. Сколько правильных ответов – столько и баллов. Определитесь, кто будет участвовать, а остальные пройдите в зал.(гонг)

1. Синица не птица, прапорщик…(не офицер)

2. Смерть для солдата – …(свой брат)

3. Где коза прошла, там и …(солдат пройдёт)

4. Где тесно, там и …(солдату место)

5. Сам в сапогах,…(а след босиком)

6. Пуля –дура,…(штык – молодец)

7. Казак без коня, что…(солдат без ружья)

8. Легко про войну слушать, но…(тяжело её видеть)

9. Русский солдат…(куда не пришёл, всё дома)

10. Солдат да малых ребят…(бог бережёт)

2ведущий. А пока команды выполняют задания, а жюри подводит итоги, мы посмотрим слайды о нашей армии

(Показ слайдов о России) на фоне песни «Служу России»

1 ведущий.

Когда гремит над городом салют,
Погибшие за Родину встают.
Мы их не видим, мы не слышим их,
Но павшие всегда среди живых.
Молчат и смотрят, будто ищут ответ:
Мы этой жизни стоим или нет?

2 ведущий. Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?

1 ведущий. Просим уважаемое жюри огласить итоги

(слово жюри)

Подведение итогов, награждение победителей.

Начало объединения русских земель

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII—XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос — вокруг какого центра объединятся русские земли.

На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247г., когда его получил младший брат Александра Невского — Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263—1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце XIII — начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.

Содержание

  • 1 Возвышение Москвы
  • 2 Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол
  • 3 Восстание в Твери
  • 4 Иван Калита
  • 5 Дмитрий Донской
  • 6 Куликовская битва
  • 7 Разгром Москвы Тохтамышем
  • 8 Значение Куликовской победы
  • 9 Поход Тимура
  • 10 Феодальная война второй четверги XV в. (1431—1453)
  • 11 Русь и Флорентийская уния

Возвышение Москвы

Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальско го княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы?

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.

Через Москва-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского — Даниил Александрович (1276—1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московскою княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в северо-восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна — у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего. Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол

Как представитель более старшей ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304—1317) получил в Орде ярлык на великое княжение. В Москве же в это время правил сын Даниила Александровича Юрий (1303—1325).

Юрий Данилович Московский был женат на сестре хана Узбека Кончаке (Агафье). Он обещал увеличить дань с русских земель. Хан передал ему ярлык на великокняжеский престол. В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, захватил в плен ханскую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий обвинил в смерти жены тверского князя. Вызванный в Орду Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319г. получил ярлык на великое княжение. Однако уже в 1325г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского — Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но, продолжая политику стравливания русских князей, передал великое княжение брату казненного — Александру Михайловичу (1326—1327).

Восстание в Твери

В 1327г. население Твери восстало прошв сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом) родственника Узбека. Возмущенные поборами и насилиями тверичи обратились за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь занял выжидательную позицию. Восставшие тверичи перебили татар. Воспользовавшись этим, московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель.

И сегодня не прекращается спор о двух возможных тенденциях в борьбе с Ордой. Кто был прав в соперничестве двух княжеств XIV в.? Москва, копившая силы для борьбы с врагом, или Тверь, выступившая против захватчиков с открытым забралом? Сторонники находятся как у одной, так и у другой точки зрения.

Иван Калита

Иван Данилович (1325—1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей.

Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя — «Калита» («денежная сума», «кошель»). При Иване Калиге усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.

При сыновьях Ивана Калиты — Семене (1340—1353), получившем прозвище Гордый за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353—1359) — в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Дмитрий Донской

Дмитрий (1359—1389) получил престол девятилетним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский владимирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества — была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) — единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период «великой замятии» (50—60-е годы XIV в.)— ослабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы «прощупывали» друг друга. В 1377 г. на реке Пьяне (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на реке Воженс (Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Куликовская битва

В 1380г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай новел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей, В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Утро в день битвы —8 сентября 1380г.— выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских, и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Разгром Москвы Тохтамышем

После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву. Еще до похода татар Дмитрий выехал из столицы на север, чтобы собрать новое ополчение. Население города организовало оборону Москвы, восстав против бояр, в панике устремившихся из столицы. Москвичи сумели отбить дна штурма врага, впервые применив в бою так называемые тюфяки (кованые железные пушки русского производства).

Понимая, что штурмом город не взять, и опасаясь подхода Дмитрия Донского с войском, Тохтамыш заявил москвичам, что пришел воевать не против них, а против князя Дмитрия, и обещал не грабить город. Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому разгрому. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Значение Куликовской победы

Несмотря на поражение в 1382г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое освобождение от татар. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое Главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь. На Куликовом поле шли жители из разных русских земель и городов — вернулись же они с битвы как русский народ.

Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389—1425) по завещанию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

Поход Тимура

В 1395 г. среднеазиатский правитель Тимур — «великий хромец», совершивший 25 походов, завоеватель Средней Азии, Сибири, Персии, Багдада, Дамаска, Индии, Турции — нанес поражение Золотой Орде и двинулся походом на Москву. Василий I собрал ополчение в Коломне для отпора врагу. Из Владимира в Москву привезли заступницу Руси — икону Владимирской богоматери. Когда икона была уже около Москвы, Тимур отказался от похода на Русь и после двухнедельной остановки в районе Ельца повернул на юг. Легенда связала чудо избавления столицы с заступничеством Богородицы.

Феодальная война второй четверги XV в. (1431—1453)

Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которые получил младший сын Дмитрия Донского Юрий. Он же по завещанию Дмитрия должен был наследовать после брата Василия I великокняжеский престол. Однако завещание было написано, когда у Василия I еще не было детей. Василий I передал престол своему сыну — десятилетнему Василию II.

После смерти великого князя Юрий как старший в княжеском роду начал борьбу за великокняжеский престол с племянником — Василием II (1425—1462). Борьбу после смерти Юрия продолжили его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Если сначала это столкновение князей еще можно было объяснить «старинным правом» наследования от брата к брагу, т. е. к старшему в роду, то после смерти Юрия в 1434 г. она представляла собой столкновение сторонников и противников государственной централизации. Московский князь выступал за политическую централизацию, Галицкий князь представлял силы феодального сепаратизма.

Борьба шла по всем «правилам средневековья», т. е. в ход пускались и ослепления, и отравления, и обманы, и заговоры. Дважды Юрий захватывал Москву, но не мог в ней удержаться. Наивысшего успеха противники централизации достигли при Дмитрии Шемяке, который недолгое время был Московским великим князем.

Только после того как московское боярство и церковь окончательно встали на сторону Василия Васильевича II Темного (ослеплен своими политическими противниками, как и Василий Косой, отсюда и прозвища «Косой», «Темный»), Шемяка бежал в Новгород, где и умер. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром (1343), Нижний Новгород (1393) и ряд земель на окраинах Руси.

Русь и Флорентийская уния

О силе великокняжеской власти говорит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Этот союз римский папа навязывал Руси под предлогом спасения Византийской империи от завоевания османами. Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Василий II. Этим было положено начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха. А после взятия Константинополя османами в 1453г. выбор главы русской церкви определялся уже в Москве.

Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монгольского разорения, можно утверждать, что в результате героического созидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV в. были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое княжение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV в., не между отдельными княжествами а внутри московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель православная церковь. Процесс образования Российского государства со столицей в Москве счал необратим.

Икона преподобного Сергия Радонежского

Память 25 сентября

 

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, что под Ростовом, 3 мая 1314 года. Его родители были благочестивыми и знатными дворянами Кириллом. и Мария (28 сентября). Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни, и когда священник произнес: «Святое для святых».

Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

В семилетнем возрасте Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Питером. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.

Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников» (См. знаменитую картину М. Нестерова «Видение Варфоломея»).

Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в гости к родителям. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.

Старец ответил, что подобает сначала вкушать духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».

После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.

Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским. (12 февраля).

7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал в силе. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.

Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.

Братия была поражена, что при таких тяжелых нагрузках здоровье их проводника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто иноки имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь. Преподобный отправился с патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий образ общежития. Иноки стали роптать на строгость монастырского устава, и преподобный Сергий принужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дела в бывшем монастыре быстро пришли в замешательство, и оставшиеся иноки обратились к преподобному Алексию с просьбой вернуть святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю и оставил вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика святителя Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от преподобного Сергия, не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел на трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и возвратил святому Стефану ответное благословение. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.

Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до самой смерти.

Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет призвал к себе преподобного Сергия и просил его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в монастырь преподобного Сергия просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время сражения преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.

За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.

Достигнув старости и предвидя за полгода свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика преподобного Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В тихом уединении преподобный Сергий почил ко Господу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз созвал братию, чтобы дать им последнее наставление: «Братия, внимайте себе. Имейте прежде страх Божий, чистоту души и нелицемерную любовь…»

Преподобный Сергий Радонежский | Православная церковь Святой Марии Магдалины

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, что под Ростовом, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные дворяне Кирилл и Мария (память 28 сентября). Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни, и когда священник произнес: «Святое для святых».

Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

В семилетнем возрасте Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Питером. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.

Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников» (См. знаменитую картину М. Нестерова «Видение Варфоломея»).

Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в гости к родителям. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.

Старец ответил, что подобает сначала вкушать духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».

После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.

Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав тягот жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским. (12 февраля).

7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал с силой в силу. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.

Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.

Братия была поражена, что при таких тяжелых нагрузках здоровье их проводника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто монахи имели скудное питание, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь. Преподобный отправился с патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий образ общежительной жизни. Иноки стали роптать на строгость монастырского устава, и преподобный Сергий принужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дела в бывшем монастыре быстро пришли в замешательство, и оставшиеся иноки обратились к преподобному Алексию с просьбой вернуть святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от св., не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел в трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и дал ответное благословение святому Стефану. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.

Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до самой смерти.

Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет вызывал к себе преподобного Сергия и просил его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в Сергиев монастырь просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время боя преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.

За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необычайно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.

Достигнув старости и предвидя за полгода свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика преподобного Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В спокойном уединении преподобный Сергий почил ко Господу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз созвал братию, чтобы дать им последнее наставление: «Братия, внимайте себе.