Рюрик полное имя: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Всеволод Меркулов





Всеволод Меркулов

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ



Всеволод Меркулов

Откуда родом варяжские гости?

(Генеалогическая реконструкция по немецким
источникам).

Реален ли летописный Рюрик?

Изучая летописное наследие об образовании Древнерусского государства,
некоторые учёные усомнились сперва в реальном существовании братьев Рюрика —
Синеуса и Трувора, а не его самого. Во-первых, приводили аргумент, что они
внезапно и одновременно умирают, во-вторых — обращали внимание на полное
отсутствие каких-либо следов их потомства, в-третьих — сомнение вызывало
эпическое число «три». Наконец, широкое распространение получило мнение ряда
филологов, полагающих, что три рядом стоящих имени — Рюрик, Синеус и Трувор —
всего лишь неправильно понятый и ошибочно переведённый текст некоего
древнескандинавского источника, сообщавший о призвании Рюрика «с его домом и
верной дружиной». По другой, сходной версии, в летописи указаны титулы Рюрика —
«победоносный» и «верный». В этом случае, перед нами оставался один князь Рюрик.
Однако и сомнения в существовании его самого, как реального исторического
персонажа, также вполне уместны. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

При изучении летописного текста сразу становится очевидно, что Рюрик не имеет
никакого отношения, по крайней мере, к киевской династии Игоревичей. Утверждение
летописца, что перед смертью Рюрик якобы передал княжение своему сыну Игорю вряд
ли может смягчить подозрения в реальной принадлежности Рюрика к киевскому
великокняжескому дому. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что после
смерти Рюрика Олег с младенцем Игорем оставляют Новгород и достигают Киева.
После этого Новгород исчезает из списка русских городов, упоминаемых в
последующих договорах Руси с греками.

Кроме того, имена Олега и Игоря становятся традиционными у русских князей уже
в конце X века, в то время как имя Рюрик мы находим в генеалогиях лишь во второй
половине XI века. «Первый» Рюрик южнорусской династии был сыном родоначальника
Перемышльских князей Ростислава Владимировича и умер в 1092 году. После него,
кстати, имя также не пользовалось большой популярностью.

Можно предположить, что на юге, в Киеве, нуждались в определённом
«обосновании» знатности правящей династии, для чего «вспомнили» о знатных
«предках» на севере, в Новгороде, возможно, намекая на более далёкие корни на
Балтике. Вероятно, многое здесь сможет объяснить более пристальное обращение к
персоне жены Игоря Ольге, которая была родом «от Пльскова», то есть из Пскова.

Ещё Д.И. Иловайский указывал на вставной характер Сказания о призвании
варягов. [Иловайский И.Д. Розыскания о начале Руси. — М., 1882.] Потом А.А.
Шахматов не только признал, но и конкретизировал это положение в специальном
исследовании. [Шахматов А.А. Сказание о призвании варягов. — СПб., 1904.] В
связи с этим напрашивалось предположение, что сама вставка могла быть сделана
незадолго до рождения Рюрика Ростиславича.

Приводимые факты достаточно известны в науке. В той или иной мере все они
используются для доказательства мифичности варяжского князя Рюрика, и,
следовательно, надуманности норманнской теории. Но даже если Рюрик не
существовал в реальности, то это не снимает вопроса о происхождении Руси и
варягов.

Если принять более осторожную трактовку, то Рюрик был неизвестен в Киевской
Руси, но свидетельства о нём в Новгороде явно основывались на неких преданиях и
более древней традиции. Вполне справедливо в этом смысле некоторые историки
возводили правителей Киевской Руси к Игорю «Старому», а не к Рюрику.
Принадлежность Рюрика к киевской династии русов казалась сомнительной хотя бы
потому, что как минимум одно звено в родословной между Рюриком и Игорем
потеряно, так как слишком велик временной интервал между их смертями. В
летописной легенде его компенсирует присутствие мифического «родича» Олега, но
при внимательном рассмотрении этот персонаж оказывается призрачным. [Галкина
Е.С. Тайны русского каганата. — М., 2002. — С. 377-379 и другие.]

Конечно, важно ставить вопрос о том, кем был и откуда пришёл Рюрик, реален ли
этот персонаж и насколько он связан с Новгородом. Но также надо помнить и слова
М.А. Алпатова, который писал, что нельзя путать вопрос о происхождении Руси с
вопросом о происхождении династии Рюриковичей. [Алпатов М.А. Русская
историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв. — М., 1973. — С. 45.] В
сегодняшней науке проблема Рюрика вовсе не так неразрывно связана с проблемой
начала Руси, как это было, например, в немецкой историографии XVIII века.






Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? (Генеалогическая
реконструкция по немецким источникам). М., 2010.


Далее читайте:

Всеволод Меркулов. Немецкие генеалогии как
источник по варяго-русской проблеме.
24.09.2004

Всеволод Меркулов. Гюстровская ода и мекленбургская
генеалогическая традиция. 24.09.2004

Повесть временных лет. Части:
| 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |

Князья — потомки Рюрика
(генеалогическая таблица).



Рюрики. Городненские
князья
(генеалогическая таблица).

Рюриковичи
(биографический справочник).

Рюрик (краткая
биографическая справка).

Древнерусское государство
(хронологическая таблица).


Карамзин Н.М. Глава IV. Рюрик,
Синеус и Трувор. г. 862-879



 



 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Президентская библиотека ко дню рождения Ивана IV

490 лет назад, 25 августа 1530 года на свет появился будущий первый венчанный на трон русский царь – Иван IV Васильевич Грозный.

Иван, получивший при крещении имя Тит-Смарагд-Иоанн Васильевич Рюрик, был сыном великого князя Московского Василия III и его второй жены Елены Васильевны Глинской. Развод и новый брак великого князя вызвали недовольство княжеско-боярской знати, воспринявшей это «…как удар по престижу знатных родов Русского государства и оскорбление их, …нежелание считаться с позицией боярства», – считал историк, профессор Иван Смирнов, автор труда «Иван Грозный» (1944), с которым можно ознакомиться в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

Неоднозначной исторической фигуре Ивана Грозного посвящены также работы драматурга и историка Николая Полевого «Царствование Иоанна Грознаго» (1859), писателя Евгения Соловьёва «Иоанн Грозный: его жизнь и государственная деятельность» (1893) и другие; документы той эпохи и разнообразные исследовательские материалы в подборке «Великий князь. Царь» в масштабной коллекции Президентской библиотеки «Государственная власть» и подробная информация в разделе День в истории, доступных на портале учреждения.

Василий III умер, когда его сыну было 3 года, и управление государством перешло к вдове князя Елене и боярской Думе. Пять лет правления великой княгини Елены до её смерти в 1538 году были эпохой борьбы за власть боярских семейств, дворцовых заговоров, переворотов и казней. Как писал академик Сергей Платонов в издании «Иван Грозный (1530–1584)» (1923), Ивану «…пришлось пережить тяжёлое время сиротского детства и связанной с ним нравственной порчи. <…> Не идейную борьбу, не крупные политические столкновения, а мелкую вражду и злобу, низкие интриги и насилия, грабительство и произвол – всё это ему приходилось изо дня в день наблюдать и терпеть на себе».

По мнению многих исследователей, такая обстановка в детские годы повлияла на характер будущего царя. Евгений Соловьёв приводит слова современника Ивана Грозного: «…муж чуднаго рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за своё отечество стоятелен. На рабы своя, от бога данныя ему, жестокосерд велми, и на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим; множество народу от мала до велика при царстве своём погуби, и многия грады свои поплени, и многия святительския чины заточи и смертию немилостивою погуби… Той же царь Иван многая благая сотвори, воинство велми любяше и требующия ими от сокровища своего неоскудно подаваше».

В декабре 1546 года 16-летний Иван в присутствии бояр получил у своего наставника, митрополита Макария, благословение на женитьбу и, как сказано в историческом очерке «Царь Иван Васильевич Грозный» (1868), «тогда Иоанн объявил боярам своё другое намерение: „ещё до женитьбы исполнить древний обряд предков его и венчаться на царство“. Он велел Митрополиту и боярам готовиться к этому великому торжеству», которое и состоялось 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля.

После московских пожаров и восстания 1547 года вокруг молодого царя сформировался круг лиц, который князь Андрей Курбский назвал «Избранной радой», а сам Иван «собацким собранием», ставший неформальным правительством до 1560 года. Совместно с «Избранной радой» царь провёл ряд реформ.

«Нет сомнения в том, что реформы 50-х годов XVI века представляли собою систему мероприятий, охвативших многие стороны московской жизни: местное управление в связи с различными формами самоуправления и с упорядочением служилого класса и поместного землевладения; податную организацию в связи с лучшим обеспечением служилых людей и с улучшением самой их службы; военное устройство, церковно-общественную жизнь, книжное дело и многое другое», – так охарактеризованы эти преобразования во вступлении к упомянутой книге Сергея Платонова.

«Апология абсолютизма и национального единства, сознание вселенской роли Москвы и в связи с ним стремление к общению с другими народностями – вот те идеи и стремления века, которыми определились основы миросозерцания Грозного», – отмечал Сергей Платонов. Для реализации этих идей и стремлений требовались определённые условия, которые перечислил в своей работе Иван Смирнов: «Активная внешняя политика – и в первую очередь Восточная политика – являлась одним из важнейших средств для укрепления и дальнейшего развития русского национального государства. <…> Необходимым условием развития Русского государства являлось укрепление экономических и культурных связей с Западной Европой… Между тем Русское государство в XVI в. фактически не имело надёжных форм и путей для сношений с западноевропейскими странами, ибо было отделено от Западной Европы враждебными ему государствами: Польско-Литовским государством и Ливонией».

Внешняя политика Ивана Грозного в первый период его царствования, до начала 60-х годов, была успешной. Третий восточный поход русских войск в 1552 году завершился взятием Казани, в 1556 году окончательно была покорена Астрахань. После разгрома шведов в 1557 году было заключено перемирие со Швецией. Начавшаяся в 1558 году война с Ливонией привела к ликвидации Ливонской конфедерации. К 1563 году Иван IV был на вершине могущества, военно-организационной славы и популярности.

Но с начала 1564 года по вине царских воевод последовал ряд неудач и поражений в продолжавшейся войне с Великим княжеством Литовским; князь Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешёл на сторону врага. Боярство было против продолжения войны на Западе, и Иван Грозный ответил на это недовольство репрессивными мерами, создав опричнину. «Началом политики опричнины явилось создание чрезвычайного аппарата власти, не связанного никакими традициями, ограничивающими самодержавную власть… и особого же „опричного“ войска», – писал Смирнов.

С 1570 по 1577 год Россия успешно сражалась со Швецией, наиболее опасным противником на Западе.