Рюрик князь какого народа: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Глава 1 ТАЙНА РЮРИКА. 7 тайн Древней Руси. Детектив Временных лет

Глава 1 ТАЙНА РЮРИКА. 7 тайн Древней Руси. Детектив Временных лет

ВикиЧтение

7 тайн Древней Руси. Детектив Временных лет
Савинов Михаил Авенирович

Содержание

Глава 1 ТАЙНА РЮРИКА

Представьте себе исторического героя, которому ставят памятники, о котором написаны сотни научных трудов и художественных произведений, и в то же время никто не может сказать уверенно, из какого народа наш герой происходит, да и существовал ли герой в действительности!

Именно таким героем оказался Рюрик, первый князь Руси, основатель династии, правившей нашей страной на протяжении почти семисот лет.

О Рюрике написано очень много научных, псевдонаучных и откровенно лженаучных книг и статей. Многие поколения ученых-историков исследовали его биографию, пытались определить его происхождение, и все же приходится признать, что даже при наличии этого океана литературы мы совершенно не знаем Рюрика.

Чтобы понять, почему так произошло, попробуем распутать ниточку истории первого князя с самого ее начала. Для этого нам придется найти самый ранний исторический источник, в котором упоминается Рюрик. Таким источником оказывается один из древнейших русских летописных сводов, настоящая священная книга нашего народа – «Повесть временных лет».


Подобные «священные книги» есть у каждого народа – так можно назвать то первое дошедшее до нас крупное произведение национальной исторической литературы, которое повествует о временах сложения народа и государства. У датчан это будут «Деяния данов» Саксона Грамматика, у шведов – записанная в Исландии «Сага об Инглингах», у британцев – «Англосаксонская хроника», у японцев – «Записи древних дел» и т. д.

Прежде, чем начать читать «Повесть временных лет» (а мы часто будем обращаться к этой книге), надо сказать несколько слов о том, что такое летопись вообще.

Слово «летопись» знакомо всем, оно употребляется очень широко и в самых разных областях для обозначения последовательного описания событий. Но изначальный смысл этого слова предельно конкретен – так называется древнерусское историческое сочинение, излагающее историю по годам, или, как говорили в древности, по летам.

Вот пример такого изложения:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Генеалогия Рюрика

Генеалогия Рюрика
Тогда мыслили не идеями, а образами, символами, обрядами, легендами, т.е. идеи развивались не в логические сочетания, а в символические действия или предполагаемые факты, для которых искали оправдания в истории. К прошлому обращались не для объяснения

Глава 5 Олег — первый преемник Рюрика

Глава 5
Олег — первый преемник Рюрика
Чего мы не знаем
Летопись сообщает, что Рюрик умер в 879 году, оставив свое государство малолетнему сыну Игорю, которому тогда было всего три года. Но мы не знаем даже, сколько лет тогда исполнилось Рюрику. Отождествляя его с разными

Глава 6 Династия потомков Рюрика

Глава 6
Династия потомков Рюрика
Когда в 879 году умер князь Рюрик, его сыну Ингвару-Игорю было всего три года. В 911 году, когда умер Олег, Игорю было уже 35 лет. Если верить летописям, Игорь погиб в 945 году, в возрасте 67 лет. За три года до смерти, в 942 году, у него родился сын Свен —

От Рюрика до Ярослава

От Рюрика до Ярослава
До того, как покорить Киев, Русь насчитывала не меньше века своей истории. Первой столицей ее была Ладога на реке Волхов, основанная пришельцами из Швеции — Руотси.
Я сам не ожидал накала страстей, который вызвала первая глава моей книги,

От Буса до Рюрика

От Буса до Рюрика
После завершения миссии Буса Белояра завершилось и вращение Старого Коло Сварога. И затем зачалось утро нового Дня Сварога. И началось Великое переселение народов, а Русколань Бусова вошла в державу гуннов.Вообще отношения славян (русколан) и гуннов и в

Несистемный ход Рюрика

Несистемный ход Рюрика
Кем бы ни был Рюрик, откуда бы он ни пришел, но, став служилым князем Ладоги, он совершает поступок, не предусмотренный никем. Только благодаря этому «несистемному» поступку Рюрика и возникла та Русь, которую мы знаем. Этот поступок настолько

4.1. Призвание Рюрика

4.1. Призвание Рюрика
Летописи о призвании Рюрика. О призвании на княжение Рюрика хорошо знали в Древней Руси, и в первую очередь сами князья Рюриковичи. Но о родине основателя династии ничего не известно. Единственным источником сведений являются ранние списки «Повести

От Буса до Рюрика

От Буса до Рюрика
После завершения миссии Буса Белояра завершилось и врашение Старого Коло Сварога. И затем зачалось утро нового Дня Сварога. И началось Великое переселение народов, а Русколань Бусова вошла в державу гуннов.Вообще отношения славян (русколан) и гуннов и в

Глава 1. Происхождение Рюрика

Глава 1.
Происхождение Рюрика
Вопрос образования Древнерусского государства и сегодня является одним из самых спорных вопросов исторической науки[1]. В 1862 году Россия отмечала тысячелетие русской государственности, в честь чего был установлен памятник в Новгороде, где

Глава 5. Деяния Рюрика и его варягов

Глава 5.
Деяния Рюрика и его варягов
Рюрик, придя на княжение в Северную Русь, застал достаточно развитую инфраструктуру торгово-ремесленных поселений и крепостей, созданную на международных торговых путях, при активном участии его сородичей — балтийских славян. Надо

Глава 3.

Происхождение Рюрика

Глава 3. Происхождение Рюрика
Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришел на княжение и к какому

Глава 10. КАК НОРМАНИСТЫ ИЗБАВЛЯЛИСЬ ОТ БРАТЬЕВ РЮРИКА

Глава 10.
КАК НОРМАНИСТЫ ИЗБАВЛЯЛИСЬ ОТ БРАТЬЕВ РЮРИКА
Поскольку скандинавские саги не знают не только Рюрика, которого с натяжками еще пытаются выдать за Рорика, но и Синеуса и Трувора, братья основателя русской княжеской династии не пользуются любовью норманистов,

3. Кто был отец Рюрика и как его звали?

3. Кто был отец Рюрика и как его звали?
В ряде наших очерков мы постепенно приходили всё более и более к тому положению, что Рюрик не был германцем, а славянином. Прежде всего, в самом основном месте о призвании варягов летописец совершенно ясно исключает шведов, норвежцев

Знак Рюрика

Знак Рюрика
Существует множество работ, посвященных подтверждению связи знака Рюриков с соколом, летящим вниз. Конечно, это сравнение вызывает вопросы. И потому, что в славянской геральдике всегда широко применялся орел, владыка небес, а не сокол. И потому, что голова

Истинно нерусские или князь Рюрик как отчим нации

Версия для печати

Многим в российской власти не нравится тот факт, что государство Российское основал «иностранный агент» по имени Рюрик ровно 1150 лет тому назад. Чем не повод, чтобы посмотреть исторической правде в глаза? И попытаться понять, когда и зачем Россия сбилась с общеевропейского пути.

На минувшей неделе официально отмечался 1150-летний юбилей основания российской государственности. Соответствующий указ подписал еще в прошлом году Дмитрий Медведев в бытность президентом. Правда, делал это Дмитрий Анатольевич, по его словам, чуть ли не скрепя сердце. Очень уж смущал Кремль тот факт, что приходится признать иностранные корни российской государственности.

Ведь согласно официальной историографии, более тысячи лет тому назад наши пращуры призвали «из-за моря» варяга Рюрика со товарищи, от которых, как известно из летописей, «есть пошла русская земля». Общаясь с историками, Дмитрий Медведев сокрушался: «Ощущение того, что мы какие-то неполноценные, вплоть до того, что нам государство занесли откуда-то из Западной Европы, а сами мы до этого не могли додуматься, — мы все понимаем, что это, конечно, абсолютное заблуждение и в то же время достаточно вредная вещь».

Теперь же получается, что эту самую «вредную вещь» мы торжественно и всенародно отмечаем. Впрочем, ничего удивительного: яростные споры по поводу державных истоков были характерны для общественной жизни российского государства на протяжении многих веков. Но даже несмотря на то, что многим сей варяг видится как нелюбимый отчим, другого отца нации, кроме Рюрика, у нас нет.

Норманнский вопрос

Как нас в детстве научили родной истории, так ее и запоминаем мы на всю жизнь. А учили наше с Дмитрием Анатольевичем поколение тому, что недооценивать темное, но героическое прошлое страны никак нельзя. Лучше уж его переоценивать.

Опыт по части утверждения собственной самобытности у нас имеется богатый. Во времена Иосифа Сталина имя Рюрика (от древнескандинавского Hrerekr, что в приблизительном переводе означает «славный правитель») из учебников и энциклопедий попросту вымарали. Поскольку партия решила, что исторического персонажа с таким именем в природе не существовало. Политбюро ведь лучше знать, чем какому-то там Нестору и прочим темным летописцам, оставившим потомкам множество всяческих небылиц.

Первый предводитель русского народа по имени Рюрик был официально признан вымышленной фигурой, а правящая династия согласно сталинской историографии начиналась сразу с князя Игоря. Он, правда, тоже не то чтобы наш. Подлинное имя — Ingvarr, что означает — тот, кому покровительствует скандинавский бог богатства Ингвио. Ну да ничего. Главное, чтобы все запомнили: «тысячелетней давности предание о «призвании варягов» Рюрика, Синеуса и Трувора «из-за моря»… сдать в архив вместе с преданием об Адаме, Еве и змее-искусителе, Всемирном потопе, Ное и его сыновьях».

А все потому, что «в теоретических построениях основоположников марксизма-ленинизма нет и не может быть места норманнам как создателям государства среди «диких» восточнославянских племен». Сейчас, когда национальное чувство обострено уже не так болезненно, как в годы холодной войны, да и марксизм-ленинизм в отличие от норманнской теории сам оказался сдан в архив, борьба за «наше все» нисколько не утихла. Почему?

Тут все просто. Любое, особенно «суверенное» общество желает знать четкий ответ на тот самый проклятый вопрос: «Откуда есть пошла…» В свою очередь любая власть оберегает источник своей легитимности. К примеру, власти советской, по мнению ее отцов-основателей, было достаточно той легитимности, которую предоставил государственный переворот в октябре 1917 года.

Впрочем, как выяснилось, холостого залпа «Авроры» хватило ненадолго. Нынешняя российская власть копает куда глубже. Здесь без гипотезы о призвании варягов никак не обойтись. Вот он, исток государственности, — общественный договор 862 года. Одна проблема: получается, что законная российская власть, выражаясь шершавым языком думских законотворцев, оказалась «иностранным агентом». Да еще и с враждебного нам от веку Запада. Отсюда и все двусмысленности нынешнего торжества.

Кстати, на минувшей неделе так до конца и не было известно, поедет ли в Великий Новгород на празднества по случаю 1150-летия возникновения государства Российского президент Владимир Путин. Приглашения ему, премьеру Дмитрию Медведеву, патриарху Кириллу и еще множеству официальных лиц были разосланы заблаговременно.

И в администрации Новгородской области уверены, что глава государства почтит своим присутствием «малую родину» великой России. Традиция все-таки. 150 лет назад на празднования 1000-летия России император Александр II прибыл в Новгород вместе со всей российской элитой.

Самодержцу Александру II важно было пышно отметить юбилей государственности, дабы подчеркнуть тысячелетнее единство власти и народа. Фото репродукции картины Б. П. Виллевальде «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 г» Фото: wikipedia.org

Но тогда, за исключением особо упертых славянофилов, никто не сомневался хотя бы в том, что русская державная традиция «пошла есть» от Рюрика. Сегодня все куда сложнее.

Известно, что Владимир Путин очень интересуется периодом первых лет российской государственности. Он посетил раскопки в Новгороде и Старой Ладоге. Последние проходят под руководством историка и археолога Анатолия Кирпичникова. Мнение Владимира Владимировича о роли Рюрика в истории услышать нам пока не довелось. Возможно, это случится в конце этой недели — в разгар юбилейных торжеств. Впрочем, многие факты говорят в пользу того, что в Кремле, пусть и нехотя, склоняются к норманнской версии основания России.

Во всяком случае «экскурсовод» Путина по археологическому раскопу Кирпичников недавно написал, что в Ладогу в 862 году «прибыл скандинавский, а точнее, как теперь становится все очевиднее, датский выходец — князь Рюрик». Кстати, в 2008 году в этом районе археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением падающего сокола — их родового герба. Позднее это изображение трансформировалось в легендарный трезубец и сейчас используется в качестве государственного герба Украины. Так что же, точка в многовековом споре поставлена?

Вовсе нет. Летом 2011 года президент Дмитрий Медведев на совещании по вопросу предстоящего празднования 1150-летия России признался в том, что долго колебался, подписывать ли соответствующий указ. Ну неблизка Дмитрию Анатольевичу норманнская теория происхождения российской власти! Но, похоже, проконсультировавшись с историками, он убедился, что иной господствующей научной версии о возникновении российской государственности не существует, и подписал указ. Что, однако, не означает конца жарких мировоззренческих споров.

Евразийский ответ

Помимо Новгорода юбилейная лихорадка охватила и древнюю Псковскую землю. В начале сентября там был учрежден так называемый Изборский клуб, на первом заседании которого в числе прочих был министр культуры Владимир Мединский. Клуб по сути занят поиском новой национальной идеи и, судя по составу участников, уже ее нашел — в евразийстве. Сие течение отечественной исторической и философской мысли прямо противоположно западничеству с его призванием варягов на Русь. Историки евразийской школы искали истоки России где угодно, но только не на Западе. Особенно милы им были разного рода «наши» скифы и тюрки. Сейчас теория получила политическую «подкладку» в виде идеи Евразийского союза, предложенной Владимиром Путиным. Именно ее и обсуждали участники «Изборского клуба».

С другой стороны, норманнисты пока что в большинстве. Запрос в «Яндексе» по поводу призвания варягов дает миллионы ссылок. Евразийская точка зрения в явном меньшинстве. Опять же есть еще официальная точка зрения, воплощенная в государственных школьных учебниках. Несмотря ни на что, не очень патриотичная, но весьма правдоподобная норманнская теория, получив положительные письменные заключения Российской академии наук и Российской академии образования, в учебных пособиях превалирует.

И хотя ученые все еще спорят о национальности Рюрика (наш он в доску или пришлый с Запада, и если да, то с какого именно Запада), о том, был он призван на княжение местным населением добровольно или кровожадный викинг захватил власть силой, где именно он высадился и велика ли была дружина, — авторы учебников позволить себе терзаться всеми этими смутными сомнениями не могут.

Дети должны знать одну правду, отвечать на вопросы четко и не отвлекаться на несущественные детали. И вот как эта истина выглядит сегодня: «В 862 году восточнославянские и финские племена, находившиеся под властью варягов, прекратили платить им дань и прогнали их «за море». Однако очень скоро племена рассорились. .. и решили послать своих послов «за море» к знакомым варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами». Наконец авторы делают вывод: «государство, получившее название Русь… было ускорено внешним фактором — нападением варягов на северо-западные земли». Коротко и ясно!

Пора уже, наверное, не только шестиклассникам, но и всем остальным признать: повезло нам с отцом-основателем. Рюрик с дружиной не стали истреблять чуждые им племена, многие из которых жили, согласно летописям, в лесах «аки звери», а с готовностью восприняли местный язык, дали название своей новой родине и стали правящей элитой.

Это невыносимое для чьей-то национальной гордости заключение авторов официальных учебных пособий практически полностью перекликается с выводом величайшего русского историка Ключевского. Василий Осипович был уверен, что автор «Повести временных лет», «привыкший к гражданскому порядку и дороживший благами княжеского управления», перепутал следствия захвата Рюриком территории славянских и финских племен с причиной призвания этого вождя: «скандал княжеской узурпации» был заменен на «политическую проблему народного договора с князем».

Современным властям России, судя по всему, намного милее версия «призыва варягов», изложенная святым Нестором, нежели брутальная теория Василия Ключевского о варяжском завоевании. На прошедшем в июле прошлого года во Владимире совещании Дмитрий Медведев так прямо и сказал: «Изначально Россия формировалась, если хотите, как правовое государство». В общем, максимально, на что готова власть, — так это на признание юридически обязывающего договора с варягом, ибо не отец нам Рюрик, а нелюбимый отчим. И все тут!

Русь изначальная

Фото репродукции 14-й листа Радзивилловской летописи Фото: wikipedia.org

 

Сложность понимания «варяжского вопроса» заключается в том, что ключевому вопросу русской истории хронически не везло с политическими кураторами. Слишком часто ученые в зависимости от конъюнктуры меняли свои взгляды. Но что бы там ни говорили наши и не наши ученые мужи, какой бы легендарной фигура Рюрика ни была, историю возникновения Древней Руси невозможно представить без викингов.

Полтора века назад власть это ясно понимала. На открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгород в сентябре 1862 года приехали все Романовы. Никого из царствующей династии совершенно не смущал текст летописи, согласно которой «от тех варягов прозвалась русская земля». Смирились. От варягов так от варягов.

Да и как могло быть иначе, если автором этого открытия является преподобный Нестор Летописец, мощи которого почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. И в наши дни русский православный календарь считает «Повесть временных лет» «главным подвигом жизни» летописца, а самого Нестора «иноком-патриотом». То есть и Церковь не имеет ничего против норманнской теории.

Есть, правда, точка зрения, что Нестор был не чужд плагиата. И был он не первым русским историком, а добросовестным компилятором иных источников, в том числе саг, записанных на старошведском языке. Например, ряд исследователей (среди них был и академик Борис Рыбаков) полагают, что Рюриковы братья Синеус и Трувор возникли из-за некорректного перевода германских слов, значения которых Нестор не понимал.

Речь шла о том, что Рюрик пришел княжить со «своими родичами» (sine use), ставшими в летописи Синеусом, и верной дружиной (tru war), ставшей Трувором. Некоторые исследователи и вовсе считали невозможным признать Нестора составителем «Повести временных лет». Во всяком случае первая, изначальная редакция летописи, написанная знаменитым монахом, утрачена.

Как бы то ни было, автор антипатриотической теории описал вполне себе заурядное явление для Европы тысячелетней давности. Призвания чужеземцев, а то и откровенные завоевания лежали в основе практически всех державных традиций современной Европы. Кстати, часто пришельцами были все те же варяги. Терроризируемое викингами европейское население даже придумало специальную молитву: A furore normannnorum libera nos, Domine («Избави нас, Господи, от ярости норманнов»).

На Востоке тоже не были в восторге от этих разбойников. В 922 году, будучи очевидцем бесчинств, творимых соплеменниками Рюрика, арабский путешественник Ибн Фадлан не пожалел слов для описания их «диких» нравов. Но какие уж есть. Кстати, благодаря сохранившемуся тексту мирного договора Руси с Византией от 912 года мы можем узнать имена людей, которых описал ученый араб.

То соглашение от имени «рода русского» подписали граждане, носящие крайне подозрительные с точки зрения любого сотрудника ФМС прозвания: «Карлы, Ингельд, Фарлаф, Вермуд, Гуд, Руалд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидулфост, Стемид». Такие вот «гастарбайтеры» у колыбели русского народа.

Но стоит ли нашим политикам сегодня эмоционально относиться к истокам русской государственности? Озабоченность национальностью пращуров выглядит пещерно на фоне абсолютной безмятежности европейских политиков в отношении аналогичных событий из собственной истории. Например, согласно средневековому преданию, первыми (после римских цезарей) правителями на Британских островах стали приплывшие туда три «немецких» брата — Вихтгизель, Хенигст и Горза.

Нашим пращурам еще повезло, потому что англосаксонские колонизаторы местное население — бриттов — истребляли почем зря. Старый кельтский язык на Британских островах сегодня почти полностью забыт. Считается, что представитель северо-восточной группы германских племен Эгберт Великий из династии Уэссексов был первым королем Англии. Но Елизавете II сегодня вряд ли придет в голову сокрушаться по этому поводу. Тем более что правящая ныне на туманном Альбионе династия Виндзоров до 1917 года носила фамилию Саксен-Кобурги и по происхождению ничем не отличается от древних саксов.

Точно так же латиноязычные французы не переживают от того, что название их страны и народа дано германскими завоевателями — франками. В Болгарии никто не падает в обморок, когда узнает, что основателем первого болгарского государства в VII веке был не светловолосый «братушка», а черноволосый хан Аспарух из тюркской династии Дуло.

Наконец для самых упертых евразийцев можем процитировать такого авторитета, как первый русский самодержец Иван IV по прозвищу Грозный. Советские историки очень не любили об этом вспоминать, но историю не перепишешь: православный государь считал себя частью Запада. В июне 1570 года во время переговоров с братом датского короля герцогом Магнусом царь и великий князь всея Руси заявил: «Сам я германского происхождения и саксонской крови», что, кстати, полностью соответствует действительности: в числе его предков принцесса Гита, первая жена Владимира Мономаха. Ну никуда от этих саксов с варягами нам не деться!

Кстати, при Иване Васильевиче, несмотря на Ливонскую войну с Западом, в русской элите было модно считаться иностранцами. Многие дворяне иногда сочиняли совершенно невероятные истории про свои иноземные корни. В итоге высшая русская знать стала делиться на три ветви — на варягов Рюриковичей, литовцев Гедеминовичей и представителей знатных татарских родов. Впоследствии к ним еще добавились грузинские, польские и германские аристократы. Это уже не говоря о совершенно онемечившихся Романовых.

Последней русской по крови на престоле Российской империи была государыня Анна Иоанновна. И ничего, с патриотизмом особых проблем не возникало.

Но вот «понаехавший сюда» почти двенадцать веков назад Рюрик многим почему-то до сих пор немил.

Может, нынешний юбилей расставит все точки над «i»? Чем не повод, чтобы посмотреть исторической правде в глаза? И попытаться понять, когда и зачем Россия сбилась с общеевропейского пути…

Денис Бабиченко, опубликовано в журнале  Итоги №38 / 849


 

Еще в разделе:

  • “История”: Империя и оружие. В царской России “стволов” в продаже не боялись
  • Царская Россия в период расцвета: взгляд со стороны
  • Как боролись с алкоголем в древнем Львове
  • «Огонь по беглецам!..». Загранотряды в царской армии России
  • Харьковский СИЗО № 27: уникальные ФОТО

Проклятие убитого князя Дмитрия Угличского

Некоторые эпизоды русской истории настолько причудливы, что читаются как романы. Одним из самых загадочных и интересных является так называемое «проклятие князя Дмитрия». В минувшее воскресенье Православная Церковь праздновала его память как «страстотерпца» — несправедливо убитого, который своими невинными страданиями подражал собственной жертвенной смерти Христа.

Но история князя Дмитрия с исторической точки зрения больше похожа на мистерию, чем на житие святого (см. оригинальную русскую статью здесь, перевод и адаптация которой это).

Все началось в октябре 1582 года, когда у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала несчастная судьба быть последним из династии Рюриковичей (по мужской линии). Согласно официально признанной истории, он прожил всего восемь лет, но проклятие князя Дмитрия висело над Россией более двадцати двух лет.

Набат в Угличе

Все закончилось для последнего сына Ивана Грозного 25 мая 1591 года в Угличе. Около полудня князь Дмитрий играл с другими детьми в метание ножей. В официальных документах, собранных после его смерти, мы читаем следующее свидетельство очевидца одного из мальчиков:

Князь Дмитрий играл в ножи на заднем дворе, и вдруг с ним случился припадок, и он упал на свой собственный нож».

Этот счет был единственным доказательством, необходимым для официального объявления смерти в результате несчастного случая. Однако ни одно официальное слово не могло убедить жителей Углича. Русские в эпоху позднего средневековья всегда верили в знамения и чудеса гораздо жаднее, чем в любые логические умозаключения простых смертных. И был знак, а потом еще какой-то!

Сразу после того, как сердце князя Дмитрия перестало биться, громко зазвонил большой набат Углича. В этом нет ничего особенного, кроме местной легенды, что колокола звонили сами по себе. В течение нескольких поколений после этого события угличцы продолжали верить, что это дурное предзнаменование.

Как только распространилась весть о смерти принца, местные жители взбунтовались. Они ворвались в местные отделения казначейства и убили клерка и всю его семью. Могущественный боярин Борис Годунов, который был фактическим правителем Руси при безвольном Федоре Иоанновиче, послал отряд стрельцов на подавление бунта.

За бунт были наказаны не только местные жители. Звонок тревоги был хуже всего. Ей оторвали язык, отрубили «ухо» и публично выпороли двенадцать раз на городской площади. Затем позорный колокол был отправлен с остальными погромщиками в Сибирь. Местный князь Тобольский в Сибири приказал запереть колокол в особой келье, с особой табличкой над дверью: «неживому первому погромщику из Углича». (Вы не можете это выдумать!)

Конец династии Рюриковичей

Как только известие о смерти князя Дмитрия распространилось по всей России, поползли слухи. Сразу же заподозрили в «несчастном случае» причастность Бориса Годунова. Однако были и другие, подозревавшие в убийстве самого царя. А основания так думать были, на самом деле.

Через сорок дней после смерти Ивана IV его наследник Федор начал активно планировать свою коронацию. За неделю до своей коронации он приказал сослать князя Дмитрия и его мать (шестую жену Ивана) в Углич. Очевидно, это было страшным оскорблением семьи погибшего царя. Однако на этом Федор не остановился.

Например, всего через несколько месяцев после того, как он начал править, он официально приказал духовенству исключить имя Дмитрия из списка богослужебных поминовений. Явной причиной было то, что князь Дмитрий был продуктом шестого (и церковно непризнанного) брака. Но все знали, что это всего лишь предлог. Было немало тех, кто считал это прекращение поминовения по сути желанием умереть.

Британский путешественник по имени Флетчер сообщил о своих путешествиях 1588-1589 гг.что кормилица Дмитрия умерла от отравления. Многие шептались, что яд предназначался для принца.

Проклятие начинается

 

Через шесть месяцев после смерти князя Дмитрия зачала жена Федора Ирина Годунова. Хотя все с нетерпением ждали наследника, и разные легенды рассказывают, что каждый возможный волшебник и прорицатель при дворе обещал сына. Вместо нее родилась дочь, названная Феодосией. Как только она родилась, поползли слухи. В народе шептались, что она родилась ровно через год после смерти Дмитрия, из-за чего официальное объявление о ее рождении было отложено на месяц.

Но это было не самым плохим предзнаменованием. Девушка прожила всего несколько месяцев, прежде чем умерла. И здесь мы впервые слышим о проклятии князя Дмитрия. Царь Федор изменился после смерти дочери. Он потерял всякий интерес к управлению своей страной и стал проводить месяцы напролет в монастырях. В народе говорили, что он пытался искупить свою вину в убийстве невиновного князя Дмитрия. Царь Феодор Иоаннович умер в 1598 году, не оставив наследника.

Великий голод

Смерть последнего Рюрика открыла дверь к правлению царя Бориса Годунова. К этому времени в народе к имени Годунова прикрепился эпитет «убийца князя». Впрочем, это его не слишком беспокоило. Благодаря ряду хитрых политических шагов он занял трон и немедленно начал реформу правительства. За два года он провел больше изменений, чем все цари 16 -го -го века.

Как только он, казалось, завоевал любовь народа, на Россию обрушилась катастрофа. Череда стихийных бедствий привела к ужасающему голоду, продолжавшемуся три года. Историк Карамзин писал:

Люди ели траву, как скот; люди находили сено во рту мертвецов. Конина считалась деликатесом. Люди ели собак, кошек, трупы, всякую гадость. Люди стали хуже животных. Они бросали своих жен и семьи только для того, чтобы не делиться последними остатками еды. Люди не только грабили друг друга, убивали за кусок хлеба, но люди съедали друг друга. Человеческое мясо продавали на рынках в пирогах!»

Только в Москве погибло 120 000 человек. Банды преступников разоряли сельскую местность. Какая бы ни появилась любовь к новому царю, она умерла с голодом. Вновь вспомнили о проклятии князя Дмитрия и назвали Бориса «окаянным».

Конец недолговечной династии Годуновых

В 1604 году наконец-то был хороший урожай. Казалось, что все может вернуться на круги своя. Но это было лишь затишье перед бурей. В конце 1604 года Годунов узнал, что в Польше собирается войско во главе с «царевичем Дмитрием», чудом избежавшим своих убийц в Угличе еще в 1591 году. Теперь Годунова называли «царем-рабом», и все ждали возвращения любимого принца.

Годунов никогда не встречался с «царевичем Дмитрием». Он умер в 1605 году, за несколько месяцев до триумфального «возвращения» Лжедмитрия. Проклятие Дмитрия не закончилось для рода Годуновых со смертью Бориса. Его сын Федор и жена были задушены незадолго до приезда Лжедмитрия в Москву.

Конец народного доверия

Лжедмитрию так и не удалось «восстановить» династию Рюриковичей. Группа бояр во главе с Василием Шуйским устроила переворот и убила Лжедмитрия. Они официально объявили народу, что вернувшийся принц-герой на самом деле самозванец, а его мертвое тело было публично унижено для ровного счета.

Эта абсурдная демонстрация полностью подорвала доверие народа к правительству. Простолюдины отказывались верить, что князь был самозванцем, и горько оплакивали его смерть. И природа, казалось, согласилась. Тем летом на Москву обрушились необыкновенные заморозки, полностью уничтожившие урожай того года. Проклятие Дмитрия обрело новую жизнь. Люди стали рассказывать о различных чудесных явлениях князя-мученика.

Опасаясь возникновения культа вокруг убитого лже-князя, Шуйский приказал выкопать его тело, сжечь и выстрелить из пушки в сторону Польши.

Кончина Василия Шуйского

Василий Шуйский был боярином, ведавшим казенным следствием по делу о гибели молодого князя Дмитрия в Угличе в 1591 году. Именно он официально объявил смерть несчастным случаем. Но как только он вступил во владение и сам стал царем, то передумал и заявил, что на самом деле Борис Годунов убил юного князя. Сделав это, Шуйский убил сразу двух зайцев. Он дискредитировал своего умершего предшественника Годунова и показал, что «новый Дмитрий» был, по сути, самозванцем.

Он решил довести последнюю истину до конца, организовав комитет для изучения возможности прославления убитого принца как святого. Митрополит Ростовский Филарет (Романов) возглавил группу следователей, отправившихся в Углич. Они извлекли тело и были потрясены, обнаружив нетленное детское тело, которое начинало приятно пахнуть, как только они открывали его. Мало того, но за эти пятнадцать лет его одежда, носовой платок в левой руке и даже несколько орехов, которые мальчик все еще сжимал в правой руке, остались нетронутыми гнилью.

Наиболее показательным был тот факт, что его шея была явно перерезана.

Мощи были торжественно перенесены в Кремль, и собрались толпы, чтобы поклониться младенцу-святому. Почти сразу же стали фиксироваться свидетельства очевидцев о чудесах, особенно об исцелении различных слепцов. (Интересно, что на знаменитой картине Нестерова выше князь изображен с закрытыми глазами, как будто они ему больше не нужны.)

Последствия, так сказать, проклятия князя Дмитрия продолжались несколько лет. . На сцене появились разные другие самозванцы, выдававшие себя за Дмитрия, и Смутное время оставило Россию на милость католической Польши. Однако роль митрополита Филарета в его канонизации и развитии его почитания фактически предрешила будущую судьбу успешно восстановленной российской монархии.