Рюрик фрисландский: Князь Рюрик и вождь норманнов Рёрик Фрисландский

Евгений Пчелов. «Рерик славянский и Рорик ютландский»: philologist — LiveJournal

Евгений Владимирович Пчелов (род. 1971) — российский историк, специалист в области вспомогательных исторических дисциплин; источниковед, генеалог и геральдист. Кандидат исторических наук (1997). Заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин ИАИ РГГУ (c 2011), ведущий научный сотрудник Института «Русская антропологическая школа» РГГУ (2003—2015). Старший научный сотрудник Института российской истории РАН (1997—2010), Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (с 2010).

Ниже размещен фрагмент из книги Евгения Пчелова «Рюриковичи: история и генеалогия» (М.: Академический проект, 2016).

Рерик славянский и Рорик ютландский

Интересные сведения по древней истории новгородской земли донесли до нас некоторые русские летописи. В Новгородской Первой летописи младшего извода (сер. XV в.) в списке посадников города первым стоит имя некоего Гостомысла. Затем следуют известные по летописям Константин («Коснятин») и Остромир, посадники при Ярославе Мудром и его сыне, Изяславе Ярославиче, т. е. в первой половине — середине XI в. В Новгородской Четвертой летописи, древнейшие списки которой относятся к последней четверти XV в., и некоторых других в части, посвященной предыстории Руси, рассказывается о том, что «словене же, пришедше с Дуная, седоша около озера Ильмеря, и прозвашася своим именем, и зделаша град и нарекоша и (т. е. его) Новгород, и посадиша старейшину Гостомысла». Затем, под пером книжников конца XV — начала XVI в. Рюрик получил невероятную генеалогию и из безвестного варяжского конунга превратился ни много, ни мало в родственника римских (!) императоров.

Так, в «Послании» бывшего киевского митрополита Спиридона-Саввы (1510-е гг.) и в «Сказании о князьях Владимирских» (конец XV — начало XVI в.) рассказывается о разделении «Вселенной» римским императором Августом, который одному из своих «сродников» (родственников) Прусу выделяет земли будущей Пруссии. Этот-то Прус и оказывается прямым предком Рюрика. «И в то время некий воевода новогородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода, и рече: «Совет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода». Они же шедшее в Прусскую землю и обретошя тамо некоего князя имянем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племенник имянем Олег. И оттоле наречен бысть Новъгород Великий; и княжай в нем князь великы Рюрик», — говорится в «Послании» Спиридона-Саввы. Эта легенда была зафиксирована в Воскресенской летописи (закончена в 1541 г.) уже в качестве официальной версии: Прус становится братом Августа, а Рюриковичи — потомками династии римских императоров.

Дальнейшее развитие сюжета о Гостомысле отразилось в Иоакимовской летописи, которая была составлена, возможно, в XVII в. , но не сохранилась, а известна лишь по «Истории Российской» уже упоминавшегося В.Н. Татищева (при этом, по-видимому, Татищев творчески дополнил ее текст, если не сочинил его полностью). Здесь рассказывается о древней истории славян и родословной их князей: о Славене, его потомке Вандале, жене Вандала «от варяг» — Адвинде и трех их сыновьях — Изборе, Владимире (Древнем) и Столпосвяте. В девятом поколении от Владимира Древнего указывается некий Буривой, воевавший с соседями, но побежденный ими при реке Кумени. Ему наследовал сын — Гостомысл, имевший, в свою очередь, трех дочерей и четырех сыновей, старшим из которых был Выбор.

Все сыновья погибли в битвах с врагами или умерли «дома ». Дочери были выданы замуж, но неизвестно «доподлинно » за кого: старшая, как пишет Татищев, за князем в Изборске. Сыном средней — Умилы — был Рюрик. Рассказывается также и о чудесном сне Гостомысла. Новгородскому старейшине снится, что из чрева его средней дочери вырастает огромное дерево, покрывающее своими плодами и ветвями весь «град Великий». Волхвы объясняют это как доброе предзнаменование, свидетельствующее, что потомство Умилы чрезвычайно разрастется и будет править всей славянской землей. Перед смертью Гостомысл велит пригласить в Новгород своего внука Рюрика, и таким образом династия Рюриковичей оказывается по женской линии своеобразным продолжением рода древних славянских правителей.

Отношение к этим рассказам было неоднозначным. Слишком уж очевидна их мифичность. Ряд имен вообще возник, вероятно, лишь из желания объяснить соответствующие топонимы (например, название Выборга, которое на самом деле имеет шведское происхождение). Против достоверности Иоакимовской летописи выступали и Н.М. Карамзин, и другие историки. Имя же Гостомысла было использовано летописцами ХV-ХVІІ вв., чтобы как-то объяснить призвание Рюрика на Русь. Но само имя «старейшины» в новгородских летописях может свидетельствовать об отголосках древних преданий. Было известно оно и у западных, балтийских славян. Их правитель Гостимусл упоминается во франкских латиноязычных анналах, где под 844 г. сообщается о походе короля Людовика Немецкого на земли ободритов, в результате которого и погиб этот вождь. Другие западнославянские князья присягнули на верность Людовику, но, как только опасность миновала, тотчас же нарушили свою клятву. Некоторые исследователи попытались отождествить ободритского Гостимусла и новгородского Гостомысла, полагая, что сведения о славянском правителе могли сохраниться в русских источниках, что кажется маловероятным.

Рассказ об удивительном сне Гостомысла вполне «традиционен». Похожие легенды были широко распространены в сказаниях и других народов, например, известна такая легенда, повествующая о рождении Кира Великого. В своде скандинавских саг «Круг Земной», составленном знаменитым исландским скальдом Снорри Стурлусоном в XIII в., также имеются схожие мотивы. В этом произведении рассказывается о древней истории Норвегии и ее королей, начиная с легендарных богов-асов. Жена одного из норвежских правителей, конунга Хальвдана Черного, Рагнхильд перед рождением сына видит похожий сон, точно так же объясненный прорицателями. И действительно, сын Рагнхильд, великий конунг Харальд Прекрасноволосый, не только объединил всю Норвегию под своей властью, но и стал основателем разветвленного рода норвежских королей.

Уже говорилось о том, что в историографии ХVIII-ХІХ вв. существовала версия о тождестве варягов с балтийскими славянами. Еще в XVI-XVII вв. европейские авторы проводили такую параллель, основываясь на простом созвучии — совпадении названий «варяги» и «вагры» — так называлось одно из племен балтийских славян. Совпадение имен Гостомысла и Гостимусла придало этой версии дополнительный «аргумент». Ободриты, лютичи, вагры и другие западнославянские племена жили на южном побережье Балтийского моря. Их земли располагались между реками Одер и Эльба (Лаба), поэтому их еще именуют полабскими славянами, позднее на эти территории пришли германцы. На северо-западе балтийские славяне соседствовали с Ютландией, то есть датскими землями.

Одним из ободритских городов являлся Рерик (Рериг). По названию столицы и самих ободритов иногда именовали рериками. Рерик был крупным торговым центром во второй половине VIII — начале IX в. В 808 г. датский конунг Готтрик (Годфрид) захватил Рерик, разрушил его и перевел оттуда купцов в датский город Хедебю. Примечательно само название города, напоминающее имя древнерусского князя. Однако на самом деле это не самоназвание города, а иноназвание: Рерик — название датское, а славянское его наименование неизвестно. Восходит же это название к древнеисландскому reyrr — «тростник», по расположению в старой озерной котловине, покрытой густыми зарослями тростника. В то же время некоторые исследователи были склонны возводить название Рерик к славянскому слову «рарог», что означает сокол (очередное сопоставление просто созвучных слов). На этом основании было выдвинуто еще более абсурдное предположение, что имя Рюрик имеет западнославянские корни. Эта мысль органично вплеталась в гипотезу о западнославянском происхождении варягов.

Однако подобные предположения беспочвенны: связи русских земель с ободритами, безусловно, существовали, но признание варягов западными славянами — позавчерашний день исторической науки. Помимо этого, приверженцы «ободритской теории» ссылались и на так называемые знаки Рюриковичей. Речь идет о широкоизвестных знаках, которые обнаружены на древнерусских монетах, на печатях князей, на плинфе каменных сооружений, глиняной посуде, украшениях, мечах и многих других предметах. Эти знаки представляют собой тамгообразные изображения в виде двузубцев, а затем трезубцев. Еще со времен Карамзина их стали считать родовой принадлежностью, родовыми знаками князей Рюриковичей, хотя о том, что же в действительности изображали эти знаки, разгорелась длительная дискуссия.

Какие только предположения не высказывались! В знаках видели и воинскую эмблему — якорь (И.А. Бартоломей), шлем, возможно норманнский (П.Н. Милюков), секиру или топор с двумя лезвиями, так называемую франциску (П.М. Сорокин, А.В. Орешников), лук со стрелой. И некое условное геральдико-нумизматическое изображение: светильника (А. Воейков, И.П. Сахаров), хоругви (Ф.А. Жиль, Я. Волошинский), церковного портала (С.Г. Строганов), птицы — норманнского ворона (барон Б.В. Кёне) или голубя (А.А. Куник). Распространенной была версия о том, что это государственная эмблема: трезубец (Н.М. Карамзин), часть византийского скипетра (граф И.И. Толстой), держава (А.А. Куник), даже скифский скипетр (Д.Я. Самоквасов). Существует мнение, что знак являлся символом княжеской собственности, весьма распространенной в домонгольский период. Встречается и несколько более «формальных» прочтений: монограмма (руническая или византийская), геометрический орнамент (византийский, скандинавский, восточный, славянский), наконец, некая церковно-христианская эмблема (христограмма), представлявшая собой лигатуру альфы и омеги. Одни из последних интерпретаций знаков — символ «якорь-крест» и условное изображение скандинавского корабля.

И среди всего этого многообразия есть версия, в свое время высказанная С.А. Гедеоновым. Знаки Рюриковичей, якобы, не что иное, как схематическое изображение летящего вниз сокола-рарога. Как не вспомнить тут и русский фольклор: былины и сказки (богатырь Вольга или Финист Ясный Сокол). По мнению приверженцев гипотезы Гедеонова, именно сокол был древним тотемом русского княжеского рода, имевшего западнославянскую прародину. Однако нужно иметь в виду, что это лишь одна из десятков интерпретаций знаков Рюриковичей. В последнее время трудами исследователей, и прежде всего видного историка и археолога С.В. Белецкого, установлено гипотетическое наследование изображений знаков в династии Рюриковичей и принадлежность различных форм знаков тем или иным князьям.

На Руси эти знаки известны с рубежа ІХ-Х вв., т. е. со времени образования единого государства с центром в Киеве. Причем первоначальная форма знака была именно в виде двузубца, и только при Владимире Святославиче, в период его новгородского княжения знак приобрел форму трезубца. Эти лично-родовые эмблемы древнерусских князей просуществовали на Руси до монгольского завоевания, после чего их употребление прекратилось. Однако каково их происхождение и, самое главное, что послужило прообразом самого знака, до сих пор остается неясным и вряд ли когда-либо прояснится окончательно. Согласно одной из версий, знаки Рюриковичей были заимствованы древнерусскими князьями от Хазарского каганата, в который, в свою очередь, они пришли из Северного Причерноморья, где обнаружено много подобных знаков времен Боспорского царства.

В начале XX в. трезубец (тризуб) обрел второе рождение. Теперь он является гербом независимой Украины, которая претендует на древнерусское историческое наследие. Еще один аргумент в пользу «ободритской теории» — местная легенда о Рюрике, существовавшая в Мекленбурге. Якобы у ободритов был князь по имени Годлав (или Годолюб, или Готлиб) — отец трех братьев: Рурика, Сивара и Трувара. Они пришли в Руссию, где стали князьями — Рюрик в Новгороде, Сивар — в Пскове, Трувар — в Белоозере. Рюрик основал княжескую династию. Эта легенда была зафиксирована в XIX в., и уже в XX в. поднята на щит некоторыми дилетантами от истории. Особенное внимание на подобного рода сведения обратили внимание русские эмигрантские авторы, псевдоисторики Сергей Лесной (Парамонов) и протоиерей С. Ляшевский (наиболее известная книга С. Лесного «Откуда ты, Русь?» неоднократно издавалась и в современной России).

В своих книгах, где домыслы сопровождают исторические данные, они выстроили целую концепцию древней русской, «доолеговой» истории. Годлав, Гостомысл и Рюрик оказались связанными единым родством — представителями некоей разветвленной мекленбургской династии. Но к поздним легендам и домыслам отношение должно быть крайне осторожным. Дилетантский же подход — слепо верить всему, не утруждая себя анализом источников. К слову сказать, Сергей Лесной получил известность и как активный пропагандист так называемой «Велесовой (Влесовой) книги» — фальшивки, якобы рассказывающей о древней истории славян.

Итак, хотя какие-то славянские предки у Рюрика и могли чисто гипотетически быть, его скандинавское происхождение бесспорно. Но известно ли что-нибудь о его скандинавских прародителях? Любопытная гипотеза на этот счет появилась в первой половине XIX в. Ординарный профессор Дерптского университета Ф. Крузе в 1836 г. предположил, что Рюрик новгородский тождествен скандинавскому конунгу Рорику, происходившему из рода ютландских конунгов и бывшему в IX в. правителем областей во Фрисландии. Ютландия — полуостров, на котором находится Дания, а Фрисландия — земли к западу от нее, на побережье Северного моря. О Рорике сообщают латинские анналы Франкской империи, составлявшиеся в IX в.

Рорик принадлежал к династии правителей Ютландии. У конунга Хальвдана было четверо сыновей: Ануло (Анулон), Харальд Клак, Регинфрид и Хемминг. К этой же семье принадлежал и Рорик. По всей видимости, он был племянником Харальда Клака. Ануло и Регинфрид были убиты в 810-х гг., а Хемминг — в 837 г., скорее всего, его сыном и был Рорик. Как бы то ни было, Рорик принадлежал к потомству Хальвдана. Вполне возможно, что именно этот Хальвдан ездил с посольством от датского короля Сигфрида к Карлу Великому в 782 г. Харальд Клак первым из ютландских конунгов принял крещение в 826 г. Это произошло близ Майнца, куда Харальд прибыл с семьей и в сопровождении 400 датчан. От императора Людовика Благочестивого новообращенный конунг получил во владение область Рюстринген во Фрисландии. Впоследствии Харальд служил сыну Людовика — Лотарю I. Скончался он, по всей видимости, в 840-х гг.

Имя Рорика впервые появляется в анналах в 850 г., хотя еще при жизни Людовика Благочестивого, т. е. до 840 г., он держал Дорестад в качестве бенефиция, а потом служил Лотарю I и Людовику Немецкому. Вот как описывают события 850 г. Фульдские анналы: «Рорик, по происхождению нордманн, который во времена императора Людовика вместе с братом Харальдом держал в качестве бенефиция город Дорестад, после кончины императора и смерти брата, обвиненный, как говорят ложно, в предательстве, был схвачен и брошен в темницу во владениях Лотаря, который сменил на престоле своего отца. Бежав оттуда, он сделался вассалом короля восточных франков Людовика, несколько лет жил в его владениях среди саксов, которые соседствуют с нордманнами, собрал значительный отряд данов и стал заниматься морским разбоем, опустошая те области государства Лотаря, которые прилегают к побережью северного океана. Он проплыл через устье реки Рейна к Дорестаду и захватил его. А поскольку король Лотарь не мог изгнать его без ущерба для своих людей, то с согласия совета и при посредничестве послов [Рорик] был принят в вассалы на том условии, что он должен будет отвечать [там] за налоги и прочие предметы, относящиеся к ведению королевской казны, и противостоять пиратским рейдам данов». Дорестад, крупный торгово-ремесленный центр, находился в дельте Рейна (южнее современного Утрехта, близ современного города Вейк-бей-Дюрстеде) и был важным перевалочным пунктом для рейнских судов, вывозивших товары на рынки Балтики.

В 855 г. император Аотарь передал Фризию своему сыну — Лотарю (II), а Рорик и Годефрид (сын Харальда Клака) отправились в Данию с надеждой «завладеть королевской властью». Но эта попытка не увенчалась успехом, и они вернулись в Дорестад и овладели большей частью Фрисландии. После смерти Лотаря I (в 855 г.) Рорик продолжал служить его сыну — лотарингскому королю Лотарю II (ум. в 869 г. ). В 857 г. Рорик, сидевший в Дорестаде, с согласия Лотаря, повел флот в датские пределы и, преследуя короля Хорика II, захватил часть его владений — между морем и рекой Эйдер.

Следующее известие о Рорике относится к 863 г. Тогда даны направились на кораблях к Кельну, они опустошили Дорестад, где искали убежища фризы, убили многих фризских купцов и захватили в плен множество народа. Аотарь с войском с одной стороны Рейна и саксы с другой стороны подступили к данам и начали с ними переговоры. Затем викинги по совету Рорика ушли, «как и пришли». В том же году Рорик перешел под покровительство западнофранкского короля Карла Лысого (ум. в 877 г.). В одном из монастырей близ города Ле-Ман Карл принял Годфрида, Рорика и британского графа Херивея и великодушно даровал им владения. По всей видимости, это были прежние владения Рорика во Фризии, поскольку уже к 867 г. Рорик был изгнан из Фризии местными жителями, и Аотарь II объявил по своему королевству сбор в поход против норманнов, полагая, что Рорик вернется с войском данов.

После смерти Лотаря II в 869 г. на его наследие стал претендовать Карл Лысый, которому вскоре пришлось разделить владения покойного Лотаря с братом, Людовиком Немецким. В 870 г. Рорик заключил с Карлом Лысым союз в Нимвегене (город на реке Ваал в дельте Рейна). А два года спустя, в январе 872 г. Карл Лысый вел переговоры с Рориком и сыном Харальда Клака Родульфом в монастыре Св. Ламберта в Льеже. В октябре в городе Трейэктуме (Маастрихте) на Маасе Карл еще раз встречался с прибывшими к нему Рориком и Родульфом. Король «благосклонно» признал Рорика своим вассалом.

К маю 873 г. относится последнее упоминание о Рорике. Тогда Рорик стал вассалом Людовика Немецкого, который принял в Аахене приехавшего к нему «под поручительство» конунга и взял.его под свою власть. При этом франкские анналы называют Рорика «желчью христианства». О судьбе Рорика после 873 г. ничего неизвестно. Ясно лишь, что в 882 г. его уже не было в живых (или о нем ничего не знали), поскольку в этом году новый император Карл III Толстый (сын Людовика Немецкого и преемник Карла Лысого на императорском троне) передал бенефиций в «Киннине» (земли в Голландии, названные по реке Киннем), которым владел Рорик, другому предводителю норманнов Годфриду.

Заманчивое отождествление Рюрика и Рорика поддержали несколько исследователей. Особенно основательную работу провел русский эмигрант Н.Т. Беляев, опубликовавший свой труд в Праге в 1929 г. С тех пор гипотеза Крузе-Беляева популярна в исторической науке. Ее признавали и Г.В. Вернадский, и Б.А. Рыбаков, и другие ученые. Конечно, окончательно доказать ее невозможно. Ведь нет источников, в которых прямо бы говорилось о тождестве Рюриков, как не существует, впрочем, и источников, делающих это отождествление нереальным. Но в его пользу можно привести лишь косвенные доводы. Прежде всего сходство имен: имена «Рорик» и «Рюрик» восходят к одному скандинавскому прототипу. Разумеется, есть и хронологические лакуны в сообщениях европейских анналов: в эти промежутки Рорик вполне мог оказаться на Руси. Фрисландия поддерживала торговые связи с Северной Русью.

Археологические находки свидетельствуют, что уже во второй половине VIII в. Ладога была вовлечена в сферу не только восточнобалтийской, но и фризской торговли, которая шла через Данию. Причем эти находки позволяют предполагать присутствие в Ладоге фризских ремесленников. Так что обращение местных племен именно к ютландскому конунгу выглядит вполне логичным, ведь он не был непосредственно связан ни с Русью, ни с варягами-шведами, нападавшими на восточных славян. Расстояния, отделявшие Рорика от Русского Севера, для норманнов, разумеется, не были непреодолимыми, тем более знакома была им и Русь, где варяги побывали задолго до Рюрика. Датировка же русских летописей, как это неоднократно подчеркивалось многими историками, довольно условна, и зачастую события, растянувшиеся во времени, могли быть сведены к статье под одним годом.

Тем не менее серьезным возражением против тождества Рюриков являются сведения о встречах Рорика с Карлом Лысым в начале 870-х гг. Конечно, одновременно управлять землями во Фрисландии и на севере Руси Рюрик не мог. Однако его правление в Новгороде могло быть неспокойным, не исключена возможность его длительной отлучки, возможно, он использовал Новгород и как своеобразный запасный вариант в своей бурной деятельности. Впрочем, это всего лишь догадки, никоим образом не влияющие на реконструкцию прошлого. Интересно, что только в 882 г. владения Рюрика окончательно переходят к его родичам. Не связано ли это с походом на Киев Олега, преемника Рюрика, и временным исключением Новгорода из сферы великокняжеского влияния? Вполне возможно, что, только потеряв тесную связь с новгородскими правителями, владетели в Северной Европе решили распорядиться оставшимся леном Рорика во Фризии по собственному усмотрению. В любом случае у нас нет достаточных оснований для того, чтобы отвергнуть версию о тождестве Рорика и Рюрика, как не имеющую под собой никакой почвы.

Но если действительно Рюрик новгородский и Рорик фрисландский — одно и то же лицо, то каково его происхождение? Рорик, по всей видимости, принадлежал к династии ютландских правителей, связанных родственными узами с другими скандинавскими династиями. Попытаемся рассмотреть его восходящую родословную. Для этого нам необходимы сведения скандинавских саг, которые являются основным источником при построении родословий конунгов. Хотя саги и нельзя рассматривать как исторический источник без должной критики, тем не менее многие сведения в них достоверны. В особенности это относится к генеалогии, являвшейся важным элементом жизни каждого героя. Родовое начало в сагах чрезвычайно значимо, что связано прежде всего с пониманием древними скандинавами исторического развития. Для них история — результат деятельности конкретных личностей в конкретных обстоятельствах, поэтому саги и отличаются своеобразной «приземленностью».

По мужской линии Рорик, по всей видимости, происходил из древней датской династии Скьёльдунгов. Скьёльдунгам была посвящена отдельная сага, записанная в конце XII в. и относящаяся к разряду королевских саг. К сожалению, сохранился только ее небольшой исландский фрагмент и латинское переложение. Сага рассказывает о происхождении Скьёльдунгов от Скьёльда — одного из многочисленных сыновей верховного бога Одина, «отдавшего» ему Данию в управление. По другой версии, изложенной в англосакской эпической поэме «Беовульф», Скильд (так называет Скьёльда поэма) был бездомным ребенком, которого море прибило в лодке к датским берегам. Среди потомков Скильда — Хрольв Жердинка, вероятно, действительно являвшийся правителем данов и имевший резиденцию в Лейре на севере Зеландии (близ современного Роскилле).

«Сага о Скьёльдунгах» говорит, что происхождение Харальда Клака неизвестно. Однако имена Хрёрек, Харальд и Хальвдан являлись в династии Скьёльдунгов родовыми. Легендарные датские конунги-«короли», предшественники правителей IX в., известны по сагам и эддическим песням. Вероятно, к ѴІІ-ѴІП вв. относятся имена двух конунгов — Хрёрека Метателя Колец и его сына Харальда Боезуба. В эддической «Песне о Хюндле», которая была создана в XII в., они упомянуты в родословном контексте:

«Харальд Клык Битвы,
Хрёрека сын,
Колец Расточителя,
сыном был Ауд,
Ауд Премудрая —
Ивара дочь,
а Радбарда сын
Рандвером звался,
мужи эти — жертва,
богам принесенная;
все это — твой род,
неразумный Оттар!»

В древнеисландской «Саге о Ньяле», написанной в конце XIII в., но основанной на более древней устной традиции, также упомянут Харальд Боезуб: «Мать Харальда Боезуба была Ауд, дочь Ивара Приобретателя и внучка Хальвдана Храброго». Харальд Боезуб известен как герой легендарной битвы при Бравалле (в восточном Гёталанде, в Швеции), где он сразился с другим конунгом, Сигурдом Рингом (Кольцо), и погиб. Сигурд Кольцо был родственником Харальда. Согласно «Саге о Ньяле», его отцом был Рандвер, а прадедом Радбард, муж Ауд Премудрой. Таким образом, Сигурд приходился Харальду племянником. Сыном Сигурда Кольцо был легендарный конунг Рагнар Кожаные Штаны (Лодброк), у которого, в свою очередь, были сыновья Бьёрн Железный Бок и Сигурд Змей в Глазу. Потомками Бьёрна считались короли Швеции.

Родословие матери Харальда Боезуба — Ауд Богатой известно из «Саги о Хервёр», которая относится к сагам «о древних временах». Эти саги традиционно считаются малодостоверными, а потому ранее их называли «лживыми». «Сага о Хервёр» повествует об истории чуть ли не V-VI вв. и объединяет различные легенды, бытовавшие в Северной Европе. В них рассказывается о берсерках — свирепых и неуязвимых воинах, родословие которых начинается тоже от Одина через его сына Сигрлами. Подобно другим сыновьям Одина, ставшим правителями разных стран, Сигрлами был якобы королем Гардарики, то есть Руси. Его жена —- некая Хейдис, дочь Гилфи — потомка древних шведских правителей. Сигрлами наследовал сын — Свафрлами, тоже король Гардарики-Руси, он же был первым владельцем волшебного меча Тюрфинга, вокруг которого разворачиваются последующие события саги. Дочь Свафрлами — Эйфур вышла замуж за потомка великанов Арнгрима, который жил в Галогаланде, области на севере Норвегии. От этого брака родилось 12 сыновей — берсерков, и среди них король готов Ангантюр. Он погиб в одном из сражений (под именем Онгентеов фигурирует и в «Беовульфе»).

Ангантюр женился на Свафе (или Тофе), дочери Бьяртмара, ярла Альдейгьюборга, то есть Ладоги. Их дочь — Хервёр, которой и посвящена сага, вышла замуж за судью Гофунда и имела двух сыновей — Ангантюра и Хейдрика, убившего брата в усобной стычке. Хейдрик стал великим героем, королем Рейдготаланда (Южная Швеция). Он был женат несколько раз: от Хельги, дочери короля Рейдготланда Харальда, родился Ангантюр (уже третий), от дочери Гумли, короля Гуноланда (гуннов), родился Хлёдр, король гуннов, воевавший с братом Ангантюром, королем готов. Еще одной женой Хейдрика была некая Сифка из Финнланда (Западная Финляндия). Наконец, от дочери короля Холмгарда (Новгорода) Роллауга родилась дочь Хервёр, которую убил брат Хлёдр. Сам Хейдрик тоже погиб от руки одного из своих рабов. Его сын Ангантюр и был предком Ивара и Ауд Богатой.

Конечно, это родословие, имевшее целью связать знаменитого исторического конунга с легендарными героями, потомками богов и великанов, носит чисто мифический характер. Но следы исторической реальности присутствуют даже здесь. «Житие святого Виллиброрда», написанное Алкуином, свидетельствует о том, что этот англосакский миссионер около 714 г. посетил «дикий народ данов», королем которых был некий Онгенд (Ангантюр?). Центр владений Ангантюра находился, вероятно, в Рибе на западном побережье Ютландии.

Родословие Хервёр интересно и тем, что в нем упоминаются мифические правители Руси, Новгорода, Ладоги. Это лишний раз показывает, что тесные контакты северорусских областей со Скандинавией оставили глубокий след в сознании скандинавов и трансформировались в свидетельства легенд. Причем эти связи были устойчивыми и для скандинавов весьма важными, что отразилось и в генеалогии, где очень почетным является родство сагических героев с новгородскими и ладожскими правителями. Более реальна генеалогия Инглингов, норвежских правителей, тоже родственников Рорика. Вторым браком Ауд была замужем за неким Радбардом, происхождение которого было приписано к Инглингам. Существуют две версии начальной генеалогии Инглингов. Их родоначальником считался сын Одина — Ингви, правитель Швеции, от имени которого произошло название династии.

Это имя носил и бог Фрейр, сын морского бога Ньёрда: «Имя Ингви долго считалось в его роде почетным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами», — писал Снорри Стурлусон. Одна из ветвей Инглингов правила в Норвегии (к этому роду принадлежал и Харальд Прекрасноволосый), другая — якобы в Швеции. Ее основателем считался сын Радбарда и Ауд — Рандвер. Потомок Рандвера — Олаф Шетконунг христианизировал Швецию. А его дочь Ингигерд в 1019 г. стала женой Ярослава Мудрого, потомка Рюрика. Поскольку Рюрик также происходил от Ауд и Хрёрика Колец Расточителя, то Ярослав и Ингигерд, согласно этой условной генеалогии, доводились друг другу дальними родственниками. Так причудливо переплетались в историческом сознании скандинавов династии Рюриковичей, норвежских, шведских и датских правителей.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Отделение культурологии

История взаимоотношений славян и скандинавов в процессе сложения Древнерусского государства является ключевой темой отечественной истории. С призвания варягов в прошлом столетии начинали отсчет существования Руси. И хотя сегодня мы знаем о древней истории своего государства гораздо больше, это событие остается поворотным пунктом, во многом определившим своеобразие исторического пути России.


Однако рассмотрение только лишь событий “варяжского периода русской истории” обеднит и исказит до неузнаваемости общую картину. Именно поэтому курс предполагает знакомство слушателей с предысторией событий и широким общеисторическим фоном – от заселения Северной Европы человеком до обстановки в Балтийском регионе и русско-скандинавских связей XIII столетия – при углубленном исследовании существа проблемы.


1. Древнейшее прошлое Северной Европы


Освобождение Фенноскандии и Севера Восточной Европы от ледникового покрова. Заселение человеком зоны Балтийского моря. Мезолит Севера. Особенности развития Северной Европы. Кельтские культуры в Балтийском ареале и ранний железный век. Рубеж эр. Выход на историческую арену германцев.


2. Римская Империя и германцы.


Картина мира античного человека. Первые контакты с Северной Европой. Кельтские походы. Географические открытия. Плавание Пифея. Начало германской экспансии. Поход кимвров и тевтонов в конце II в. до н.э. и его историческое значение. Цезарь и германцы. Северный фланг римской экспансии. Поход Квинтилия Вара. Публий Корнелий Тацит и его “Германия”. Картина жизни германских племен. Скандинавские германцы в описании Тацита.


3. Северные германцы в Великом переселении народов


Готы и их переселение в Северное Причерноморье. Походы готов. Письменные и археологические источники. Кассиодор и Иордан. Черняховская и зарубинецкая культура. Готы в Крыму, их археологические следы. Готская проблема и современные пути ее решения. Держава Германариха, ее разгром гуннами в 375 г. Судьбы готов в Европе. Другие германские племена в Великом переселении народов. Герульская проблема.


4. Древнейшее прошлое славян и их соседей


Проблемы славянского этногенеза. Письменные и археологические источники. Вопросы прародины. Происхождение восточных славян и ранний период их истории. Финно-угры и балты в середине I тыс. н.э. Лесные цивилизации Восточной Европы. Начало славянского расселения на север и его причины.


5. Скандинавия вендельского времени


Скандинавия и Ютландия в первой половине – середине I тыс. н.э. Особенности социально-экономического развития региона. Влияние ландшафта. Проблемы кельто-германской преемственности. “Великая Свитьод” (“Det Stora Svitjod”) и проблема прародины скандинавов. Начало Венделя. Связь с событиями V в. в континентальной и Южной Европе. Державы Инглингов и Скьольдунгов. Художественная культура вендельского времени. Внутренняя и внешняя колонизация. Проникновение скандинавов в Восточную Европу.


6. Начало походов викингов


Первые походы в Западную Европу. Периодизация походов по Г.С.Лебедеву. Формы экспансии по А.Я.Гуревичу. Первый период – до второй половины IX в. Скандинавы на Восточном пути. “Малый круг”, экспансия в Прибалтику. Встречное движение славян и скандинавов в финской и балтской среде. Пушная охота и работорговля как экономический базис и фон генезиса Древнерусского государства. Волжский путь. Основание Ладоги. “Путь из варяг в греки”.


7. Призвание варягов. Историография вопроса


Русские летописи как первый этап историографии. “Синопсис”. Рождение варяжского вопроса и норманской теории. Г.З.Байер и Г.Ф.Миллер – основоположники научного исследования проблемы происхождения Русского государства. Полемика М.В.Ломоносова в стенах Академии Наук, рождение “славянской школы”. “Финская школа”, И.Н. Болтин. Филологическая и историческая деятельность А.Л. Шлецера. Норманский вопрос в первой половине XIX в. Н.М.Карамзин. Теория Ф.Крузе. Арабские источники и их революционизирующая роль. Возрождение антинорманизма, С.А.Гедеонов и И.Д. Иловайский. Начало археологического изучения варяжских древностей и становление альтернативной археологической картины славяно-скандинавского синтеза. В.Томсен и его труд “Происхождение Русского государства”. Ф.А.Браун и открытие Березанского камня. Т. Арне и теория скандинавской земледельческой колонизации. Межвоенный период русской историографии. Е.А.Рыдзевская и В.И.Равдоникас. Государственный антинорманизм. Новый этап исследования норманского вопроса. Л.С.Клейн и Г.С.Лебедев. Теория Балтийской цивилизации и аннигиляция школ в норманском вопросе. Современное состояние.


8. Призвание варягов. Факты


Источники. Канва событий. Посольство народа “рос” при дворе франков (839). Нападение “русов” на Севилью (844). Повесть временных лет и события 859-862 гг. Столкновение интересов и попытки контроля водных путей как побудительная сила социогенеза. Изгнание и призвание варягов. Были ли братья у Рюрика? Номенклатура древнерусских имен. Методологические основы современного решения вопроса о роли варягов в сложении славянского государства в Восточной Европе.


9. Рюрик и Вещий Олег


Проблема Рюрика и Рерика Фрисландского. Происхождение термина “русь”. Этническое взаимодействие на Севере Руси. Полиэтничные центры: Ладога, Тимерево, Гнездово. Транзитная торговля. Олег – Хельги – Хлгу. Варяг на русском престоле. Регентство. Поход 882 г. и создание Русского государства. Походы на Царьград в начале X в.


10. Викинги на Западе и в Северной Атлантике


Натиск викингов. Контрмеры Альфреда Великого в Англии. Осада Парижа. Громкие поражения – Бретань (890), Левен (891). Заселение Исландии. Походы X в. Основание герцогства Нормандия и области Денло. “Датские деньги”. Открытие Гренландии и Северной Америки.


11. “Скандинавская модель”


Общество и государство Севера в эпоху викингов. Квинтэссенция рафинированного варварского пути к государству и феодализму. Проблема влияния северной модели на Древнюю Русь. Социальная структура. Воинские формирования. Экономические приоритеты. Быт и повседневная жизнь скандинавов. Транспорт, жилище, одежда, пища. Конунги-викинги, конунги-преобразователи: Горм Старый, Харальд Прекрасноволосый, Олаф Трюггвасон, Харальд Синезубый, Олаф Святой.


12. Духовная культура Севера


Миф и эпос. Картина мира. Боги Севера, их прошлое и будущее. Старшая и Младшая Эдда. Психология богов как зеркало поведенческой модели человека героического века. Саги. Типология. “Королевские саги”. Родовые саги. Маргинальные жанры саг. Скальдическая поэзия, скальды. Руны и мир рунической письменности как бесценное наследие скандинавской цивилизации. Художественная культура и искусство Скандинавии. Звериный стиль. Плетенка. Семантика образов. Индоевропейское и скандинавское в северной культуре. Христианизация по скандинавски. Скандинавы и крещение Руси. Христианство в Исландии. Изменил ли Христос викингов?


13. Варяжский период русской истории


Игорь и Свенельд. Походы скандинавов на Каспий. Ольга. Святослав: агрессор-славянин или типичный варяг? Владимир. Практика привлечения варягов к решению внутриславянских вопросов. Крещение Руси. Ярослав Мудрый и расцвет пути из варяг в греки. Скандинавские отряды на дороге в Константинополь. Варяги на императорской службе. Поход Ингвара (1043). Харальд Суровый и Елизавета – история любви. Изменение качественного содержания варяго-русских отношений. Новые времена. Переход к противостоянию на Балтике.


14. Финал эпохи викингов


Битва трех королей (1000). Сосредоточение экспансии на Британских островах. Империя Кнута Могучего. Англия в составе скандинавского королевства. Усобицы. Эдуард Исповедник и Гарольд Годвинсон. Вторжение Харальда Сурового и Вильгельма Завоевателя. 1066 – год перелома и решающих битв – Стэмфордбридж (25 сентября) и Гастингс (14 октября). Конец экспансии.


15. Результаты, последствия, наследие


Скандинавия, Русь и Европа в конце XI столетия. Саморазвитие без вмешательства извне. Завершение строительства европейской христианской цивилизации. Переход в конце XI в. к внешней агрессии. Европа, генерировавшая собственные ценности, начинает навязывать их другим цивилизациям. Русь и Скандинавия – восточнороманский тип феодализма. Распад и раздробление. Связи середины XI – XIII вв. Скандинавское наследие в русской культуре.


Общие работы:


1. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л. 1985.


2. Гуревич А.Я. Походы викингов. М. 1966.


3. Стриннгольм А.М. Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов. М. 1861.


4. Хлевов А.А. Норманская проблема в отечественной исторической науке. СПб. 1997.


5. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской Империи (Любое издание).


Источники:


6. Корнелий Тацит. Сочинения. Л. 1994.


7. Старшая Эдда // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М. 1975.


8. Младшая Эдда. Л. 1970 и 1994.


9. Исландские саги. Ирландский эпос. М. 1973.


10. Исландские саги. М. 1956.


11. Круг земной. М. 1980.


12. Сага о Греттире.


13. Сага о Сверрире.


14. Сага о Волсунгах. М.-Л. 1934.


15. Повесть временных лет. М.-Л. 1950.


Избранная русская библиография:


16. Славяне и скандинавы. М. 1986.


17. Лебедев Г.С. Балтийская субкнтинентальная цивилизация раннего средневековья: К постановке проблемы // Тезисы докладов X Всесоюзной конференции по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Ч.1. М. 1986. С. 158-160.


18. Греков Б.Д. Киевская Русь. М. 1949.


19. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII – первая половина IX в.). Историко-археологические очерки // МИА №152. Л. 1968.


20. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л. 1970.


21. Средневековая Ладога. Л. 1985.


22. Фон Фиркс Й. Суда викингов. Л. 1981.


23. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1990.


24. Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа. М. 1957.


25. Гуревич А.Я. Эдда и сага. М.


26. Гуревич А.Я. История и сага. М.


27. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.


28. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л.


29. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М. 1985.


30. Ловмяньский Х. Рюрик Фрисландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник №VII. Таллин. 1963.


Избранная зарубежная библиография:


31. Vendeltid. Stockholm. 1980.


32. Moltke E. Runes and their origin: Denmark and elsewhere. Copenhagen. 1985.


33. Arne T.J. La Suede et l’Orient. Stockholm. 1914.


34. Foote P.G., Wilson D.M. The Viking Achievement. N.Y. 1970.


Избранная художественная литература (разные издания):


35. Унсет С. Улав сын Аудуна из Хествикена.


36. Унсет С. Кристин дочь Лавранса.


37. Гаррисон Г. Фантастическая сага.


38. Хенриксен В. Королевское зерцало.


39. Холт К. Тризна по женщине.


40. Иванов В. Русь изначальная.


41. Иванов В. Повести древних лет.


42. Оливье В. Поход викингов.


43. Лаллеман Ф. Пифей.

Рюрик Новгородский и Рюрик Фрисландский

Рюрик. Было бы удивительно, если бы при изучении личности Рюрика в свете его нормандского происхождения исследователи предприняли попытки установить его тождество с каким-либо исторически значимым персонажем того времени.

Как ни странно, но единственным достойным кандидатом на пост первого правителя древнерусского государства был датский дворянин, представитель датской королевской династии Скелдунг Рорик, известный в европейских хрониках как Рорик (Рерик) Фрисландский или Ютландский.
Рорик — человек весьма примечательный. Это был очень активный, амбициозный, смелый и предприимчивый руководитель. Биография его должна быть более подробной хотя бы потому, что возможную идентичность Рорика Фрисландского и Рюрика Новгородского признавали и признавали такие корифеи истории, как Б. А. Рыбаков, Г. С. Лебедев, А. Н. Кирпичников и другие.

Ютландская классификация

Первый Рорик упоминается в описании событий 850 г одновременно в Фульдских, Бертинских и Ксантенских анналах, вероятно, в связи со смертью бывшего короля Ютландии Харальда Клака.. Разобраться в контексте этих упоминаний вы хотите, совершив краткий экскурс в историю Дании первой половины IX века.

После гибели от рук своего вассала в 810 году короля Ютландии Годфреда среди датчан разгорелась долгая и кровопролитная борьба за престол. Одним из самых активных участников был Харальд по прозвищу Клак, то есть «Ворон». Дважды (812–814 гг. и 819–827 гг.). он занимал трон Дании, но оба раза был изгнан своим соперником Хориком I. В своей борьбе с Хориком Харальд Клак опирался на помощь франкского императора Людовика Благочестивого (в 826 г., чтобы заручиться поддержкой Людовика, он даже крестился). Полностью проиграв в 827 г. борьбу за власть в Ютландии, Харальд Клак получил от Людовика лен во Фрисландии (Северное море к западу от полуострова Ютландия) со столицей в городе Дорестад, с условием защищать земли франков от нападения их родственников – свеландов и датчан. После смерти Людовика в 840 году Харальд выполнил свои вассальные обязательства перед своим сыном Лотарем, удерживая его в борьбе с братьями Людовиком Немецким и Карлом Лысым.

Рорик в исторических анналах

Итак, первое упоминание Рорика Ютландского во франкских анналах в связи со смертью Харальда Клака. При этом Вертинские летописи называют его братом Харальда, а Фульда и Ксантена — племянником. Вероятно, Рорик был все-таки племянником Харальда Клака, так как Вертинские летописи, говоря о Рорике, называют его «братом молодого Гарольда», а Харальд Клак в это время быть молодым не мог. Так что, вероятно, Бердинские летописи имели в виду другого Харальда, а не Клака.

Суть этих справок такова: после смерти Харальда Рорик был обвинен королем Лотарем в измене и посажен в тюрьму, однако сумел бежать и присоединился к врагу Лотаря, своему брату Людовику Немецкому, правителю Восточно-Франкское королевство. При поддержке Людовика Рорика удалось собрать большое войско и заняться отвоеванием утраченных владений — Дорестада и прилегающей области, которой он владел вместе с Харальдом Лакомом до самой смерти. «Отвоевание» представляло собой систематическое разграбление побережья, которое он вместе с Харальдом несколько лет назад защищал от набегов викингов, и закончилось насильственным захватом Дорестада. Не имея сил изгнать Рорика из этого города, где он, по-видимому, был хорошо известен и поддерживался, Лотар удостоился нужды в добродетели и подтвердил владельческие права Рорика на город и земли на вассала.

Фризия в начале восьмого века

Вертинские летописи добавляют к этому, что в процессе мести Лотаря, действия Рорика пострадали не только Фрисландии, но и Фландрии (т. е. всего побережья Европы от Ютландии до Ла-Манша) и даже Великобритании.
855 Рорик со своим двоюродным братом Годефридусом, сыном Клаком, безуспешно пытающимся отсудить датскую корону после смерти короля Хорика I. Потерпев неудачу в этом начинании, оба брата вернулись в Дорестад. Примечательно, что сын короля Лотаря, будущий Лотарь II, безропотно освободил для них этот город, который по приказу отца загнал во время их отсутствия.

857 Рорик снова вовлечен в конфликт со своими кузенами — на этот раз после поражения, нанесенного ими королю Хорику II, он на время завладел его землями на полуострове Ютландия.

863 Рорик отказывается от присяги на верность Лотарю II и присягает Карлу Лысому, из-за чего получает дополнительное владение.

В 869 г. умирает Лотарь II, после чего происходит раздел его королевства между Карлом Лысым и Людовиком Немецким. В период с 870 по 873 гг. летописи отмечают многочисленные встречи Рорика с Карлом, во время которых он неизменно подтверждал владельческие права Рорика.

873 Рорик снова меняет подданство, принося присягу вассала Людовику Немецкому. Чем было вызвано это решение, летописи умалчивают, как умалчивают о реакции Рорика на этот поступок Карла Лысого. Это последнее упоминание во франкских анналах Рорика Фрисландии. Сведений о его смерти нет, как обычно принято было писать в случае столь знатного и всем известного лица. Только в 882 г. его земли будут переданы его родственнику Готфриду, что может означать официальное признание его смерти или факт отказа от присяги вассала.

Мог ли Рорик появиться в России?

Итак, активная военно-политическая жизнь Рорика отразилась в летописях 850 по 873 гг. Успел ли он «заехать» на Русь и основать там новое государство?
Чтобы добраться из Дорестада в Ладогу, необходимо преодолеть по воде около 2500 км, то есть около 1350 морских миль. Средняя скорость лодки-дракона около пяти узлов, поэтому весь путь занимает около 270 часов чистого времени. С учетом необходимых остановок для загрузки продуктов (скажем!) и доливки свежей воды (обязательно!), ожидания непогоды, ночного времени суток (не забываем про «белые ночи») других непредвиденных задержек, это время может увеличиться на единицу. в-третьих, т.е. до 360 часов работы. Получается 15 дней. Чтобы съездить из Ладоги или Новгорода в Дорестад, бросив кому-то словечко, и вернуться в среднем нужен всего один месяц. Временных пробелов в зафиксированной деятельности Рорика гораздо больше. Что можно сказать точно, так это то, что время от времени наносить визиты в Британию он успевал, почему бы не предположить, что Британией дело не ограничивается?
Не следует забывать, что вся русская летописная хронология дохристианского периода условно условна. Годы русских летописей могут не совпадать с годами европейских летописей, а разница, по консервативно-оптимистическим подсчетам, может достигать четырнадцати лет хотя бы потому, что первые русские летописцы составляли сводку важных дат в Византийской империи, но какое из событий они взяли за точку отчета, не всегда понятно. В частности, неясно, какую дату от времени «царя Михаила» ​​имели в виду летописцы, начиная свой отсчет времени: дату восшествия Михаила III Пьяницы на императорский престол в 842 г. , дату начала самостоятельное правление без регентства матери в 856 г. Разница между этими датами составляет четырнадцать лет.
Таким образом, 873 год последнего упоминания Рорика Фрисландского в европейских хрониках «магическим образом» вполне может быть 859 годом летоисчисления русского (а может и никогда не быть), и тогда все даты, говорящие «я», практически идеальны.

Немного о возрасте Рорика

Хотелось бы сказать о возможной дате рождения Рорика. Путем умозаключений, основанных на косвенных данных, некоторые исследователи пришли к выводу, что год рождения Рорика с наибольшей вероятностью равен 817 г. В таком случае в 873 году ему было бы 56 лет, возраст по тем временам вполне почтенный, но не критический. Если прибавить 17 лет, что правил Рюрик в Ладоге и Новгороде, то получится 73 года – возраст более чем приличный, однако достижимый по тем временам. Ярослав Мудрый умер в возрасте 76 лет, а Владимир Мономах – в возрасте 72 лет, так что долголетие не было исключительным случаем.

Так он или не он?

Все-таки полное отождествление Рорика Фрисландского с нашим Рюриком, я отношусь скептически. Несмотря на то, что прямых данных, указывающих на то, что это два разных человека, нет, нет, кроме сходства имен и времени активной деятельности, каких-либо свидетельств в пользу такого отождествления. Косвенные данные показывают, что и в ту, и в другую сторону вынуждают сторонников каждой из гипотез прибегать к предположениям и оговоркам.
Так, например, в пользу отождествления Рорика с Рюриком можно возразить, что в летописях нет сведений о его семье и детях. Это, говорят, можно объяснить тем, что его семья находилась далеко на Востоке, летописцы знали о ней там, но больше не знали и не интересовались. Можно утверждать, что семьи половины или более героев европейских хроник нам известны не более, чем семья Рорика, однако это не означает, что эти семьи были далеко. Просто не упоминают.

В пользу того, что Рюрик и Рюрик разные люди, можно привести аргумент, что предки Рюрика, как известно, родом из области Уппсалы и Уппсалы, древней столицы шведской династии Инглингов, на того времени, как известно, Рюрик принадлежал к датской династии Скелдунгов. Могут возразить, что Инглинг и Скелдунг известны нам исключительно по сагам, а они черно-белые, что оба они произошли от Одина. А если серьезно, то на самом деле родословные скандинавских правителей настолько запутаны, что без подробных генетических исследований их потомков (а где их взять?) делать какие-либо однозначные выводы просто не имеет смысла.

Во всяком случае, в настоящее время историческая наука не может достоверно установить тождество Рорика Фрисляндского с Рюриком Новгородским, и уж точно это тождество не следует исключать. Я могу только предложить читателю присоединиться к той или иной точке зрения по данному вопросу, в соответствии со своими пожеланиями и стремлениями, или же, поскольку я не присоединяюсь ни к какой определенной.
Добавлю только, что, на мой взгляд, если Рорику Приседскому действительно удалось стать основателем русской княжеской династии и первым правителем древнерусского государства, то для нас, наследников славян, скандинавов и финно- Угорских народов, с которыми он создал и построил Русь, в этом факте нет ничего зазорного. Этим предком можно и нужно гордиться.

РЮРИК — КАПИТАН ТОНЦ

РЮРИК

Дата рождения: ок. 830

Место рождения: Фрисландия (ныне Голландия)

Умер: 879Самая известная

Как: Основатель Российского государства Рюрик был предводителем викингов (или варягов), который отправился из Ютландии, чтобы основать то, что считается первым Русская монархия. Согласно ранним летописям, Рюрик и его товарищи-скандинавские воины были приглашены к управлению славянами, впавшими в политический хаос. Достижения Рюрика остаются исторической загадкой, но говорят, что он привел армию к Балтийскому побережью России около 855 г., основал крепость к востоку от Балтийского моря в Новгороде около 862 г. и правил территорией, которая простиралась на юг до Киева (в что сейчас Украина). Когда он покинул Россию в 873 году (для управления землями во Фрисландии), он передал свои земли викингу Олегу, который перенес центр власти в Киев в 882 году и расширил свои владения, чтобы бросить вызов Византийской империи. Олегу наследовал сын Рюрика Игорь, и династия Рюриковичей продолжалась до смерти Федора I в 159 г.8. Славяне называли скандинавских завоевателей «руси», имя, от которого произошло слово Россия. (Вышеизложенное взято из Википедии)

Что я могу добавить, так это то, что Рюрик был на самом деле скандинавом, а не голландцем, у него были земли в Голландии, которые были захвачены его Отцом несколькими годами ранее, и он поселился там. До прибытия вверх по Днепру в район, ныне известный как Киев, который сам по себе был шедевром мореплавания, Рюрик и его русы уже совершили набеги на Испанию, Сицилию и еще кучу других мест. Он прибыл в Одессу и узнал, что фактически все то, что сейчас называется Украиной, воюет само с собой, поскольку Украина состоит из целой кучи княжеств и в течение поколений воевали между собой феодально. Одно из крупнейших княжеств попросило руси, известных своими военными способностями, помочь демонстрацией силы положить конец феодальным войнам.

Это сделали русы, но они сделали больше, они создали полноценный союз, в который вошли все княжества, и установили мир в регионе. В награду за свои услуги руси получили землю и территорию выше по реке и основали город Киев. Из Киева они открыли торговые пути на север к Балтийскому морю, а оттуда соединились с балтийской торговлей в традициях готов. Итак, что у нас есть в Рюрике и его команде, Руси — это да, пират-викинг, который разграбил юг Испании, Сицилию и многие греческие острова таким образом, чтобы его считали великим пиратом, когда он проходил через эти земли. Однако он явно знал, куда идет. Действуя таким образом на своем маршруте, он стал известен, поэтому к моменту прибытия в Одессу он уже был известен, и визитная карточка ему не понадобилась.

Скорость, с которой он объединил уставшие от войны княжества, свидетельствует о серьезном бизнес-плане. Он приехал со своих земель в Голландии, поэтому знал о землях и о том, как их можно использовать, земли, которые ему давали, он выбирал хорошо. был основан Киев. Этот викинг-пират был поистине великим человеком с великим видением и поразительным знанием будущей торговли, но до сих пор остается совершенно неизвестным.