Содержание
Крещение Руси: мнения и суждения
Принять
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.
Управление cookie
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, специалист по истории Церкви и исторической хронологии. Доцент исторического факультета МГУ и Сретенской духовной семинарии, преподаватель Московской духовной академии
Эпохальное значение крещения Руси неоспоримо: едва ли найдётся мыслящий автор, который усомнился бы в важности этого события для всей истории нашего Отечества. Но суждения о причинах и последствиях этого цивилизационного выбора, сделанного 1033 года назад святым Владимиром, имеют широкую гамму: от безусловного и восторженного одобрения до столь же решительного неприятия и осуждения. Споры по этому поводу не утихают и по сей день. Предлагаем вниманию читателей подборку цитат о Крещении Руси, в которых отразились мнения об этом событии разных авторов, от древних времен до современности.
Ранние авторы, принадлежащие к церковной традиции, конечно же, воспевают деяния князя Владимира. «Повесть временных лет» описывает крещение Руси прежде всего как духовную победу над язычеством:
И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ. А дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Изгнан я отсюда!… Вот уже побеждён я невеждой, а не апостолами и не мучениками! Не смогу уже царствовать более в этих странах».
Летопись представляет нам и взгляд Крестителя Руси «от первого лица»:
Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».
И воздаёт должно политической мудрости и нравственному подвигу князя Владимира:
То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её. … Следует нам молиться за него, так как через него познали мы Бога. [1]
Иларион Киевский, первый русский великий ритор и богослов, представляет Крещение Владимира и Руси как синергийное действие Промысла и примера Византии:
Посетил его посещением своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в сердце его свет ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего всё видимое и невидимое. К тому же непрестанно слушал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою. … И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и земле его. Так, произволением Божиим о человеческом роде, и произошло. [2]
Ярослав Мудрый в завете сыновьям (1054 г.) обрисовал результаты христианизации Руси в красивой метафоре:
Отец мой Владимира Русскую землю крещением вспахал, книгами засеял, заповедями взрастил, законом пожал, верою утвердил и сохранил в духовных житницах. А вы готовые кушанья ешьте и духовное питие пейте от камня, который есть Христос.
Впоследствии князь Владимир стал восприниматься как истинный родоначальник Русской государственности.
Новый импульс теме корсунского крещения придало включение Крыма в состав России. Екатерина II приняла титул «царицы Херсониса Таврического» и учредила Орден Св. Равноапостольного Владимира (1782 г.), «предприявшаго многие труды ради просвещения России святым Крещением, который ныне молитвами своими у Престола Всемогущаго Творца да подкрепит силы и труды ревностно и усердно служащих Империи и Престолу Нашему». [3]
В «Истории» Николая Карамзина в рассказе о Владимире курсивом выделены слова: он старался просветить Россию. [4] Деяния крестителя Руси, казалось, перекликались с идеалами XVIII века — века Просвещения.
Но времена менялись, в России проникал дух «свободы», которому, казалось, глубоко чужда незыблемое в веках Православие. Пётр Чаадаев горько сетует на цивилизационную изоляцию России:
Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой северными народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания. … Мы замкнулись в нашем религиозном обособлении, и ничто из происходившего в Европе не достигало до нас. [5]
Споря с другом, Александр Пушкин возражал:
У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма. … Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. … Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя. Как литератора — меня раздражают. Как человек с предрассудками — я оскорблён. Но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог её дал. [6]
В начале Крымской войны святитель Иннокентий (Борисов) напутствовал будущих героев Севастопольской обороны:
Здесь купель нашего Крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту, кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего Крещения, изменить памяти святого Владимира. [7]
Россия протягивала руку помощи православным народам Европы, вырвав их из-под османского гнёта. Такая политика была полной противоположностью милитаристскому национализму «Второго рейха», и Фёдор Тютчев полемизировал с Бисмарком:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней…
Откликаясь на 900-летие Крещения Руси, поэт Яков Полонский написал поэму, где есть такие строки:
Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Любви, завещанной Мессией,
Пусть охлажденные умы
Всё отрицать готовы, — мы
Ещё не оскудели сердцем;
Ещё мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать.
Двадцатый век стал свидетелем кровавого разрыва с нашим великим прошлым. Но когда Демьян Бедный написал в 1936 г. фарс «Богатыри», глумливо высмеивая крещение князя Владимира, «пролетарский поэт» удостоился разгромного постановления Политбюро за «антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа». Страна готовилась к схватке с фашизмом, и власти искали опору в великом прошлом России…
Советские учебники признавали:
Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.
Впрочем, положительные оценки непременно разбавлялись ритуальными обличениями:
Но надо помнить, что русский народ дорогой ценой заплатил за эту положительную сторону церкви: яд религиозной идеологии проникал (глубже, чем в языческое время) во все поры народной жизни, он притуплял классовую борьбу, возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закреплял в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма. [8]
Год 1000-летия Крещения Руси знаменательным образом совпал с разворотом в политике властей СССР к общечеловеческим ценностям. Начался возврат к духовным корням, многолетние табу пали, и академик Александр Панченко мог, среди многих других, открыто воздать должное исторической роли Христианства:
Христианство, которое стремительно распространялось в Европе в IX–XI веках, доказало язычникам не истинность свою, но силу. Поэтому Русь и примкнула к общеевропейскому процессу. Но крещение не было отречением. Русь создала свой вариант Православия, терпимый и открытый, создала сложную и «равновесную» культуру. Эта одушевленная оптимизмом культура породила выдающиеся памятники искусства, создала непреходящие ценности. [9]
Ему вторил Лев Гумилёв: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между добром и злом, а победа православия Руси тысячелетнюю историю». [10]
В современной России тема возвращения к цивилизационным корням актуальна, как никогда прежде. Историками развенчан старый миф о крещении Руси «огнём и мечом». Профессор Игорь Фроянов указывает: «Князь и тяготевшая к нему дружинная знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военнaя организация — народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину. Вероятно, при крещении в Киеве имели место и отдельные факты принуждения, но вылиться в систему они не могли». [11]
По-прежнему слышны голоса критиков исторического пути России. Известный журналист Владимир Познер без обиняков заявил: «С моей точки зрения, было бы много лучше для будущего России, если бы Владимир выбрал католицизм. … Я считаю православие тёмной, реакционной, консервативной религией». [12]
Эти слова признанного гуру российского либерализма удивительно напоминают былые обвинения идеологов коммунизма. Но все, кто погружены в реальную историю, согласятся, скорее, со словами Патриарха Кирилла:
Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. (…) Прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути [13].
Примечания
1. Повесть временных лет, годы 6496 и 6523 от с.м.
2. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Перевод диак. А. Юрченко. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
3. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. СПб., 1830. Т. 21. № 15515.
4. История Государства Российского. Т. I, гл. IX. http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_09.htm
5. Философические письма. Письмо 1-е (1828 г.).
6. Письмо П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. // Пушкин А.С. Cобрание сочинений. М., 1962. Т. 10. С. 308.
7. Слово при закладке Свято-Владимирского собора в Севастополе, 15 июля 1854 г. Цит. по: Дубровин Н.Ф. Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя». СПб., 1900.
8. Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1975.
9. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 335.
10. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
11. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. С. 107.
12. https://pozneronline.ru/2018/06/21501/
13. http://www.patriarchia.ru/db/text/5670067. html
Автор статьи
Павел Кузенков
Распечатать публикацию
Происхождение теории «варварских земель»: Греческая архиепископия Америки и толкование 28-го правила Халкидонского собора
28 октября в 14:51
Был ли святитель Мелетий Антиохийский рукоположен арианами: об еще одной ложной аналогии в вопросе о хиротониях
29 мая в 19:04
Русский
English
Français
ქართველი
Обратная связь
Крещение Руси — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
Креще́ние Руси́ —
1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным руководством святого князя Владимира в 988 г. ;
2) совокупность всех вообще исторических опытов по вкоренению и распространению Православной веры среди населения, обитавшего на территории Древней Руси (при святом апостоле Андрее Первозванном, князьях Аскольде и Дире, святых равноапостольных Кириллле и Мефодии, святом князе Владимире).
Правильно ли считать, что христианство на Руси насаждалось насильственно?
Мнение о том, что введение и укоренение христианства на Руси осуществлялось не проповедью, а жестокостью и насилием, не имеет под собой твердых оснований. Во многом попытки очернить историю распространения Православия на Руси основаны на доводах, сформулированных или необъективными исследователями, или же ярыми противниками Господа Иисуса Христа.
В качестве наиболее часто фигурирующих аргументов на этот счёт используются древние летописные свидетельства и более поздние выводы исторической науки о противлении жителей ряда городов политике князя Владимира, связанной с христианизацией Руси. Среди очагов сопротивления княжеской воле отличились в частности: Ростов, Муром и Новгород. Что можно на это сказать?
Достоверность дошедших до нас исторических памятников далеко не всегда может быть названа всецело бесспорной, а значит и делать из их содержания далеко идущие выводы следует осторожно и взвешенно. Даже если и не ставить изложенные в них факты под строгое научное сомнение, они не могут служить доказательством повсеместного использования приближенными князя Владимира насильственных мер.
Что же касается отдельных случаев принуждения, вызванных рвением частных уполномоченных лиц, сильным желанием выслужиться перед князем, то возможно, такая практика и применялась, однако даже и в этом случае нет оснований считать её общим правилом, скорее — исключением из правила. Кроме того, ряд фактов использования при христианизации грубой физической силы со стороны княжеских воевод легко объяснить не давлением, а реакцией на ярое сопротивление язычников, не желавших отказываться от традиции поклонения столь дорогим их сердцам идолам и кумирам. Именно так можно интерпретировать свидетельство о крещении новгородцев: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».
Другим фактором, подталкивающим к мысли о насильственном насаждении Православия, служит стремительность его распространения по территории Древней Руси, несравнимая с распространением веры в Римской Империи в первые века существования Церкви.
Но этот довод парируется просто. В Римской Империи Церковь была вне закона и испытывала регулярные нападения со стороны государственной власти, а язычество находилось под государственным покровительством и защитой. При князе же Владимире все происходило с точностью до наоборот: власть боролась с язычеством и активно содействовала христианизации.
Что и действительно может вызвать определенные сомнения, так это предположение об осознанности и осмысленности принятия Христа всей совокупностью (бывших) язычников. Гораздо вероятнее предположить, что многие из них обращались ко Христу легкомысленно, а иные и вовсе номинально, лишь бы не слыть ослушниками и не ссориться с властью. Трудно представить, чтобы все, присоединявшиеся к Церкви, делали это исключительно по велению сердца, в силу прозрения и осуществившегося в них глубочайшего духовно-нравственного переворота.
Цитаты о крещении Руси
«Крещение Руси в X–XII веках проходило в основном без крови, без насилия. Как об этом узнать, как убедиться в том, что Крещение Руси было ненасильственным? По количеству мучеников. Когда происходит насильственное обращение кого-то в христианство, волей-неволей появляются те христиане, которые были убиты противоположной силой в военных столкновениях. Русская Церковь тех времен если знает таковых, то в северо-восточной части тогдашней Руси, при конфликтах с угро-финскими племенами, а на основной территории современной центральной и южной России никакого мученичества не было. А раз не было мученичества, значит, не было сопротивления».
иеромонах Макарий
- 4.6 тыс. 0
-
0 -
- К
Крещение Руси — Новости
- На главную
- Крещение Руси
Мы существовали, есть и будем существовать – обращение Президента Владимира Зеленского по случаю Дня украинской государственности
28 июля, 11:32
Кулеба ответил на обвинения Лаврова в приватизации дня крещения Руси
26.08.2021, 15:07
Зеленский вводит новый праздник — День украинской государственности
24. 08.2021, 13:06
Блаженнейший Святослав призвал верующих к обновлению крещенских обетов в день святого равноапостольного князя Владимира
28.07.2021, 15:58
«Украина. Киевская Русь. 1033» Обращение Президента Владимира Зеленского по случаю Дня Крещения Киевской Руси — Украина
28.07.2021, 12:50
Память святого Владимира Киевского и День крещения Руси отмечают в Украине
28.07.2021, 08:47
Представитель Архиепископа Кипра примет участие в праздновании дня крещения Руси-Украины вместе с ПЦУ
27.07.2021, 18:02
Предстоятель ПЦУ встретился с делегацией Александрийского Патриархата, прибывшей на празднование 1033-й годовщины крещения Руси-Украины
27. 07.2021, 17:52
75% украинцев считают Украину наследницей Киевской Руси
27.07.2021, 15:50
Более 20 тысяч верующих приняли участие в шествии Московского Патриархата, — Нацполиция
27.07.2021, 15:20
Святой Владимир Великий не был первым, кто принес христианство на украинские земли — ПЦУ
26.07.2021, 11:12
Событие Крещения Руси-Украины – краеугольный камень нашей духовной и государственной независимости, – Предстоятель ПЦУ
24.07.2021, 09:30
В этом году ПЦУ не будет проводить традиционный крестный ход в честь 1033-й годовщины крещения Руси-Украины
22.07.2021, 12:04
«Московский патриарх врет, когда говорит, что князь Владимир крестил русских», — историк
28. 07.2020, 14:39
«У Зеленского есть люди, которые лоббируют интересы Русской Церкви», — Порошенко
28.07.2020, 09:35
Память святого Владимира Киевского и День крещения Руси отмечают в Украине
28.07.2020, 08:59
Глава ПЦУ о праздновании в этом году Дня Крещения Руси на карантине
22.07.2020, 10:38
Глава ПЦУ: предвыборная эпопея завершится — переходы приходов в ПЦУ наберут обороты
28.07.2019, 14:21
Вселенский Патриарх поздравил украинцев с 1031-летием крещения Руси-Украины
28.07.2019, 12:20
Память святого Владимира Великого и День Крещения Руси отметили в Киеве
28.07.2019, 08:43
ПЦА представлена на 1030-летии Крещения Руси в Киеве
КИЕВ, УКРАИНА [OCA]
Митрополит Онуфрий приветствует о. Даниил Андреюк.
По благословению Блаженнейшего Митрополита Тихона представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате протоиерей Даниил Андреюк был в числе тех, кто принял участие в праздновании 1030-летия Крещения Киевской Руси на минувшей неделе июля 2018 года.
Отец Даниил присоединился к представителям 12 автокефальных Православных Церквей мира на торжестве, которое началось в пятницу, 27 июля, с молебна на Владимирской горке в Киеве под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.
о. Даниил (крайний справа) на Владимирской горке.
«Крестный ход под предводительством митрополита Онуфрия — пешком около шести километров — направился к Печерскому монастырю, — сообщил отец Даниил. «Примерно 250 000 участников, это шествие было самым масштабным за последние годы».
Митрополит Онуфрий также возглавил празднование Всенощной на площади перед Успенским собором Печерского монастыря, где в субботу, 28 июля, также сослужил Божественную литургию с иерархами Украинской Православной Церкви, приглашенными иерархами, и представители Церквей Александрии, Иерусалима, России, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Албании, Польши, Чехии и Словакии, Америки.
Десятки тысяч верующих проходят от Владимирской горки до Киево-Печерского монастыря.
г. По окончании Божественной литургии митрополит Онуфрий призвал верующих оставаться «верными чадами святого Владимира», принесшего православие в Киевскую Русь в 988 году н.э.
«Очень чувствовалось единство и поддержка митрополита Онуфрия, — заметил отец Даниил, передавший приветствие от имени митрополита Тихона и Православной Церкви в Америке. Аналогичные поздравления по этому случаю были направлены Святейшему Патриарху Московскому Кириллу. Тексты обоих приветствий приведены ниже.
Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона
Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию
1030-летие Крещения Руси
25 июля 2018 г.
Ваше Блаженство, Возлюбленный Брат во Христе:
Справедливо и правильно празднование 1030-летия Крещения Руси в Киеве и в день, когда Святая Церковь празднует Святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира.
Митрополит Онуфрий прибывает на субботнюю Божественную литургию.
Выбор святого Владимира привел ко Христу миллионы людей. То, что было Киевской Русью в 988 году, в 2018 году — это огромная территория трех суверенных государств — Украины, Белоруссии и России. Хотя эти страны имеют разные культуры, политические и социальные условия и текущие проблемы, они разделяют общее духовное и культурное наследие.
Празднование дня Святого Владимира и Крещения Руси в Киеве имеет особое историческое значение, поскольку именно в Киеве произошло Крещение Руси и был открыт путь к православной христианской вере для миллионов мужчин и женщин из поколения в поколение. В Православной Церкви в Америке многие наши верующие в США и Канаде также являются наследниками Крещения Руси и дорожат своей связью с Киевской купелью.
От имени Священного Синода и духовенства, монашествующих и мирян Православной Церкви в Америке посылаю Вашему Блаженству поздравительное послание и моему представителю протоиерею Даниилу Андреюку, благочинному храма подворья Святой Екатерины в Москве, находящемуся в командировке в Киев после посещения 19-го Всеамериканского Собора нашей Церкви в Сент-Луисе, штат Миссури.
Просим Ваше Блаженство Ваших святых молитв и заверяем Вас в наших молитвах за Вас и Украинскую Православную Церковь.
С любовью в Господе,
Ваш брат и сослужащий,
+ Тихон
Архиепископ Вашингтонский
Митрополит всей Америки и Канады
Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
1030-летие Крещения Руси
28 июля 2018 г.
о. Даниил служит за Божественной литургией.
Ваше Святейшество, Дорогой Брат во Христе:
Празднование равноапостольного великого князя Владимира совпадает с празднованием 1030-летия Крещения Руси. Киевская Русь была родиной православия в России, Украине и Белоруссии.
Следовательно, торжества святого Владимира и годовщина Крещения Руси символизируют и выражают братство трех суверенных народов. Они становятся горячими молитвами о мире и благополучии трех народов.
о. Даниил, третий слева, с приглашенным духовенством.